В будущем почти как в настоящем

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Перед нами явно будущее. Демонстрируется что-то, чего (пока ещё?) не существует в наши дни: пилотируемые полёты к другим планетам, роботы, физически и интеллектуально практически не отличимые от человека, выращивание донорских органов с помощью клонирования. Вот только всё, что не связано со стоящим во главе сюжета чудом научной мысли, показано таким же, каким оно было в момент создания произведения: и технологии, и общественный строй, и даже мода. Документы печатают на машинках, письма рассылают по факсу, а находясь на улице, чтобы позвонить домой, ищут телефон-автомат. Мир не переживал катаклизмов, замедливших его развитие или отбросивших назад. Показанная технология не является экспериментальной или засекреченной военной разработкой — она успешно прошла все испытания и активно используется в повседневной жизни. Также она не унаследована от древней цивилизации или космических пришельцев, а разработана людьми, вот только ни в каких других сферах жизни, кроме той, что нужна для повествования, элементы этого изобретения не используются. Например, налажено массовое производство роботов-двойников, но в полиции продолжают использовать людей либо роботов, неотличимых от них, хотя можно было бы отказаться от ненужного сходства с человеком, добавив вместо него роботу возможность бегать на четырёх конечностях и карабкаться по отвесным стенам [1]. В первую очередь троп касается тех случаев, когда во время создания произведения уже можно была догадаться, что нечто из привычного обихода (таксофоны, ЭЛТ-мониторы, видеокассеты) скоро исчезнет, но автор тем не менее показывает это в будущем.

Близкий троп — датировка по электронике. Но здесь «почти как в настоящем» оказывается только электроника или её аналог, сиречь системы связи и обработки информации; остальное может и отличаться.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Олег Чарушников, рассказ «Утконос» — сначала кажется, что описывается современный рассказу Советский Союз середины 80-х. И только в последних строках выясняется, что на дворе 2084 год и люди летают к звёздам

Кино[править]

  • «Суррогаты». Кроме собственно суррогатов и зарядных устройств для них, 2057-й год внешне ничем не отличается от 2009-го.
  • «Тринадцатый этаж» — в 1999 уже изобретена виртуальная реальность с полным погружением; потом оказывается, что исходный мир (или, по крайней мере, крайний из показанных) — 2024 год, который от симуляции 25-летней давности отличается не очень сильно.

Телесериалы[править]

  • «Этот фантастический мир». В восьмом выпуске экранизированы рассказы Рэя Бредбери «О теле механическом я пою» и Ильи Варшавского «Тревожных симптомов нет». В обоих случаях всё, кроме стоящей во главе сюжета технологии (человекоподобные роботы и процедура омоложения, соответственно) соответствует 1980-м годам.
  • «Чародей: Страна Великого Дракона». Один из показанных в сериале миров около двухсот лет назад пережил страшную пандемию. Когда в живых осталось несколько сотен человек, была изобретена вакцина с побочным эффектом в виде вечной жизни и бесплодия. В результате, когда герои попали в этот мир, там по-прежнему царит атмосфера Галантного века, единственным исключением из которой являются человекоподобные роботы, выступающие в роли лакеев, а также заменяющие бессмертным детей.
  • Doctor Who. Сколько там будущих человечества было, а отличались от настоящего лишь единицы и притом не самые далёкие по сравнению с другими.

Мультсериалы[править]

  • «Гриффины» — полнометражка «Stewie Griffin: The Untold Story». Внутримировой пример с подсветкой. Стьюи встречает себя из будущего, который проводит отпуск в прошлом, после чего попадает в будущее и ужасно разочарован тем, что там нет никаких летающих автомобилей и реактивных ранцев. Стьюи из будущего резонно объясняет, что прошло всего 30 лет. За это время мало что может измениться.

Манга и аниме[править]

  • «Арена ангелов» и «Чобиты». В этом мире техника дошла до создания роботов, способных ходить (а также резво бегать и прыгать) на двух ногах и общаться с людьми на живом языке, но одновременно с этим люди продолжают использовать ЭЛТ-телевизоры, видеокассеты и мобильники с торчащей антенной.
  • «Onegai Teacher» и «Onegai Twins». Действие происходит в середине XXI века, но на Земле всё осталось таким же, каким было в 2002 году. О том, что на дворе будущее, можно понять только по упоминанию о неудачной экспедиции на Марс 2009 года.
  • «Легенда о Героях Галактики» — почти во все поля. Пузатые ламповые компьютеры и телевизоры, гражданская одежда как в восьмидесятых годах на жителях Союза и Феззана и как в XIX веке у имперцев, присутствуют также деревни, похожие на фермерские хозяйства конца XX века, и недалеко ушедшая медицина — появились развитое протезирование, заморозка ран в качестве экстренной помощи и капсулы для сна, остальное же либо осталось за кадром, либо как у нас — некоторые герои умирают от болезней, пусть неназванных, но одна явно похожа на рак мозга. Дизайн городов и машин отдаёт слабым футуризмом, но по большей мере похож на современный. И всё это соседствует с космическими кораблями, космическими крепостями чуть меньше Звезды Смерти и бластерами.
    • Собственно аниме восьмидесятых годов почти всё такое — «Гандам» и «Гандам Зета», «Мегазона 23»… Список можно продолжить.
Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.
  1. В мире будующего же использование людей на таких работах возможно либо при дороговизне роботов, что обычно прямо опровергается в тексте, либо дешевизне людей, которую по определенным причинам является ещё более глупым и странным вариантом (плохое отношение и жалкие условия труда вроде набора оперативников методом галерного труда и отсутствия каких-либо зарплат и компенсаций сотрудникам в принципе не работают по причине бунтов, невозможности кого-либо нанять и нарушения законов и морали; огромной безработицы, которая бы позволила людям работать за гроши, в будующем нет, и опять же — будут бунты и рост преступности; попытки делать сервиторов из модифицированных «на коленке» клонов и преступников разбиваются об мораль, а также об то, что цена такой боевой единицы будет больше цены робота при меньшей боевой мощи, да и производство клонов не только дороже, но и медленнее и менее массово, а уж идея с преступниками вообще смешная — на нужды силовой структуры никаких преступников не напасешься (возьмем переделку в сервитора за «высшую меру наказания» — тогда — сравним, сколько преступников приговаривается к высшей мере наказания в год, и сколько рекрутов/работников нужно силовой структуре в тот же год. Вот — цифры получаются в совершенной степени несравнимыми.); нанимать людей по-нормальному — с зарплатами, контролем труда, ограничениями нагрузки и выплатой компенсаций родственникам погибшего — тоже не вариант, так как, опять же, слишком дорого и сама боевая единица при прочих равных слабее.. И тут ещё и не рассмотрена тонна побочных эффектов и ошибок от этих глупых методов (кроме последнего, с нормальным отношением к сотрудникам — хотя при наличии роботов из-за увеличения затрат и снижения пользы не годится и он — в настоящем времени же дешевых роботов нет, и поэтому не используются)…)