Гадский цирк

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Ввиду прямой технической необходимости, в этой статье много примеров действительно блядского цирка. Налицо обсценная лексика и/или отсылки к ней. Несмотря на это, в статью всё равно не нужно помещать нравоучения в какой-либо форме. Если эта статья задевает ваши чувства, предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить).
« Рязанский цирк: по документам баня-люкс.

Рязанский цирк: партер по пояс в шелухе. Рязанский цирк: арена — жёлтое пятно. Рязанский цирк: «э, клоун, слышь, иди сюда!» Рязанский цирк: седеют дети на глазах. Рязанский цирк: вообще не помню, как ушёл.

»
— Comedy Club
Зато честный!

Дамы и господа! Ответственно заявляю, что в нашем цирке ничего страшного нет! Вы где-нибудь видите изуродованных людей и невообразимых монстров? Вы слышите какую-нибудь зловещую музыку? Всё радужно и весело, как и подобает цирку!

Наши клоуны вовсе не демонические убийцы! Они просто хамы и алкоголики. Нет, убить-то они теоретически кого-нибудь могут, но только в пьяной драке. Ведь вы же ещё не докатились до того, чтобы бухать с клоунами, n’est-ce pas?

Наш иллюзионист никого не распиливает пополам по-настоящему. Во-первых, пила у него тупая, во-вторых, он не смог бы распилить и доску сарая, так как руки у него растут из известного места, да ещё и трясутся с бодунища, в-третьих… Знаете, Великий Мудильо, уйдите-ка лучше с арены. А ещё лучше — из профессии, фокусы — не ваша стихия.

Крокодильчики наши летают без помощи всякой чёрной магии — просто мы каждый день даём им живительных пиз… пинков, в общем.

Наши воздушные гимнастки и вовсе очень ласковые и добрые! За умеренную плату они вознесут вас до небес… Только не забудьте воспользоваться презервативом во избежание различных неприятных заболеваний, да и девочек брюхатить не нужно, они потом долго не могут выступать, к тому же детские дома и так переполнены.

Вам хочется чего-то более чистого и романтичного? Ну уж извините — нашу прекрасную наездницу я никому не отдам. Она принадлежит мне. С тринадцати лет. И пусть только попробует сбежать — отхожу кнутом хуже, чем её клячу.

Согласен, львы у нас несколько… поджарые. Мы держим их на диете — большим кошкам очень вредно толстеть, а мясо нужно самой труппе для выездов на барбекю. Правда, они норовят восполнить недостачу, сожрав укротителя, но где этим доходягам справиться с матёрым бывшим уголовником!

Вообще, сказать по правде, мне страшно надоел этот долбаный цирк. Поджечь его, что ли? Страховка, говорят, неплохая, за вычетом процентов, конечно…

Родственный троп с качелями, каруселями и американскими горками соответствующего качества — это Ржавый луна-парк.

Примеры[править]

Фольклор[править]

«

Цирк. На сцену выходит маленький паренёк, кланяется. Конферансье объявляет: — Смертельный номер! Сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды! Мальчику выносят ведро воды и он его залпом выпивает. Публика офигивает. А конферансье продолжает: — Но это ещё не все — сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ещё одно ведро воды! Пацаненок в два глотка выпивает и это ведро. Зал просто в истерике. Конферансье: — А теперь — коронный номер! Сейчас мальчик с феноменальной памятью обоссыт всех тех, кто сидит в первых двух рядах! Народ в ужасе щемится в разные стороны. Конферансье: — Убегать бесполезно! У мальчика феноменальная память!

»
«

Идёт представление в цирке. Конферансье объявляет: — Друзья, а сейчас наш дрессированный слон Федя обоссыт прямо весь 18-й ряд!.. Сидите-сидите, не надо вставать! Слон сам считать умеет.

»
  • Тульский бродячий цирк. С каждым годом все больше бродячий и все меньше цирк.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Наталья Дурова — «Гибель старого Ямбо». Хозяин цирка — тиран, акробатка пьянствует с клоуном, мальчик-протагонист, похищенный циркачами у родного деда, подвергается постоянным побоям, а его единственного друга — старого слона Ямбо — расстреливают по надуманному поводу, чтобы привлечь внимание публики. Основано на реальных событиях, имевших место на печально известном Куликовом поле в Одессе. В конечном итоге мальчик сбежал из цирка, искромсав на прощание ножом все цирковые костюмы.
  • Д. В. Григорович — «Гуттаперчевый мальчик»: Петя, восьмилетний сирота, вынужден выполнять акробатические номера на трапеции под куполом цирка. Его наставник, акробат-немец Бэккер, нещадно избивает его, а однажды даже убил его щенка. Кончается все трагедией — Петя срывается с перша и получает несовместимые с жизнью травмы.
  • А. Куприн — «Allez!» (произносится [алле]). Примерно то же, что в примере выше, только ГГ — девушка-акробатка, влюбившаяся в престарелого козла, который её «поматросил и бросил».
  • А. Грин — «Новый цирк» (1913). На афише написано: «ЦИРК ПРЕСЫЩЕННЫХ. Небывало! Невероятно! Раздача пощечин! Истерика и др. аттракционы». Циркачи выгдядят так: «Некоторые из них были одеты в шкуры зверей и потрясали палицами; другие, в отличных фраках и атласных жилетах, звенели тяжелыми кандалами на руках и ногах; третьи щеголяли дамскими туалетами и путались в тренах. Волосатые декольте их были ужасны». Публике показывают собаку, которая «замечательна тем, что она не дрессирована», а также недрессированных корову с лошадью и «неклоуна». Дальше директор этого цирка Пигуа де Шапоно дерет за волосы протагониста, который должен восклицать «Горе мне, горе!», и дает советы. Например: «посоветую вам, для приобретения бессмертия, ворваться в какой-либо музей, отбить головы у Венер, облить пивом пару знаменитых картин, да еще пару изрезать в лохмотья, и — бессмертие состряпано. Но дома (если вы попадете домой) нужно написать мемуары, где вы признаетесь, что вы повесили кошку и проглотили живого скворца». Как ни странно, зрителям нравится. «Публика неистовствовала. Гром одобрения заглушил мой жалобный вопль. Опасаясь, что Пигуа подаст больше советов, чем у меня на голове волос, я вырвался…» Начался пожар, но герою удалось спастись. «Сначала я был действующим лицом, а теперь стал зрителем. Цирк сгорел быстро, как соломенный. Сгорел. Мертвые срама не имут».
  • «Цирк приехал!» Александра Аронова — гнусный директор цирка Глеб Андреевич из жадности сгубил силача, заставив его выйти на арену с больным сердцем. В итоге сам огрёб кармической справедливости — был задушен удавом.
  • «Алмазный меч, деревянный меч» — цирк господ Онфима и Онфима. Тот самый случай, когда хозяин цирка — тиран (а ещё он эмиссар Красного Арка — ну, не берут в Арк нормальных людей), да и среди артистов существует иерархия, в которой лидеры издеваются над париями. Цирк мы наблюдаем глазами парии — рабыни-дану Агаты, так что эпизоды с ним крайне навозновековые.
  • Борис Акунин, «Детская книга» — с прикрученным фитильком. В целом цирк не особенно ужасен, Ластику там нравится, но вот маэстро Дьяболо Дьяболини не гнушался воспитывать своего прежнего ассистента при помощи таких подручных средств, как слоновий хлыст.
    • Да и вообще, сам Дьяболо Дьяболини в цирке работает для прикрытия, а сам занимается грабежами домов по наводке. Хуже того, он и Ластика чуть не убил в итоге. Это уже не говоря о том, что драгоценный камень, который он хочет спереть, на деле весьма зловещий артефакт, и попытка его как-то механически повредить неизменно приводит к масштабным бедствиям (пытались распилить на глазах Ластика — тем же днём в Сараево подстрелили Франца-Фердинанда). Правда, фокусник-домушник об этом не знает, но зато осознаёт, что такой крупный камень можно продать лишь по частям. Так что цирк-то сравнительно нормальный — это в нём работает корыстолюбивый мерзавец, не знающий, с какими силами связался.
  • «Господин Элефант» Анатолия Уманского — молодой анархо-террорист устраивается в цирк-шапито, чтобы во время представления убить губернатора. Но от тамошних порядков глаза на лоб лезут даже у него, так что разгром, учинённый доведённым до ручки заглавным героем смотрится как натуральное воздаяние.
  • Стихи некоего циркового артиста, подписавшегося псевдонимом «Иван Манежный», о гадком дрессировщике-садисте, который напоказ сюсюкается со своими пёсиками, «а за кулисами потом он бил своих собак хлыстом».

На украинском[править]

  • Тореадоры из Васюковки, «Загадка старого клоуна» — цирк времён Российской империи под руководством некоего Анема. Нормальные только клоун Пьер и его подруга, акробатка Тереза. Остальные… Судите сами: другой клоун, Август, во время Второй Мировой был полицаем, да и до этого много грешков за ним числилось, а хозяин цирка Анем чуть не убил Терезу в угоду богачу-«меценату»…

На других языках[править]

  • Этель Лилиан Войнич, «Овод» и «Прерванная дружба» — бродячий цирк, в котором некоторое время после своей травмы выступал Риварес. После этого он не мог адекватно воспринимать такие представления.
  • Джек Лондон, «Майкл, брат Джерри» — немало внимания уделено садистским методам дрессировки цирковых животных.
  • «Воды слонам!» Сары Груэн: директор цирка Август — садист, мучитель животных и домашний тиран, лимонад в торговых палатках делается на воде из лошадиных поилок, процеженной через панталоны клоунов, зверей кормят тухлятиной, у льва вырваны клыки, а в бассейне бегемота вместо воды формальдегид, так как бегемот давно сдох.
  • «Смерть Тарзана» Йозефа Несвадбы — цирк Кнолля. Лев старый и облезлый, вместо дрессированных шакалов — волкособы, а несчастный немецкий барон Вольфганг, которого угораздило в детстве повторить судьбу Тарзана, этого Тарзана изображает сидя в клетке. Что до циркового директора Кнолля, то он недалеко ушёл от Августа из «Воды слонам!»…
  • «Наследство» Бентли Литтла — протагониста-злодея во снах частенько посещает зловещий клоун. Оказывается, причиной стал случай из детства, когда к нему на карнавале пристал гнусный клоун-педофил. В конечном итоге герой находит мерзавца и присоединяет к списку своих жертв.
  • Дэвид Тэйлор, «Слониха-пациентка» — автору-ветеринару как-то пришлось поработать в невероятно ужасном итальянском цирке. От описания кошмарных медицинских состояний животных становится страшно и отвратительно. При этом хозяева цирка говорят, что животные им как дети, кашляют они от пыли, а не едят — потому что стареют. И да, эта горилла с опасной заразной болезнью все равно будет работать на манеже. Ведь она не работает, она выступает!
  • «Расмус, Понтус и Глупыш» Астрид Линдгрен — внезапно, цирк-то нормальный, это немец-шпагоглотатель с ассистенткой на досуге промышляют крупными кражами со взломом.

Кино[править]

  • Экранизация «Гуттаперчевого мальчика».
  • Экранизация «Воды слонам».
  • «Цирк приехал» по повести Александра Аронова — снято в стиле «светлее и мягче», но директор цирка — по-прежнему скупердяй, ворюга и проходимец, едва не погубивший силача и поджегший цирк ради страховки.
  • «Цирк» 1928 года с Чарли Чаплином — директор тоже знатный самодур, тиранит падчерицу, по любому поводу бьёт и не даёт есть.
  • Советский «Цирк» 1936 года — нет, наш отечественный цирк там, конечно, показан в самых светлых тонах, но вот труппа шовиниста Кнейшица, который третирует Марион Диксон и своего безответного клоуна…
  • «Печальная баллада для трубы» — начинался как сабж, но соперничество влюблённых в приму клоунов быстро превратило его в соседний троп.
  • «Человек-слон»: хозяин лондонского цирка Том Норман — жестокий тиран; в реальной жизни он и «человек-слон» Джозеф Меррик были друзьями. Когда цирк закрылся, первый за собственные деньги устроил второму турне по Европе, а в Нидерландах Джозефа «кинул» совсем другой импрессарио. И таки-да, у Меррика публика просила автографы!
  • «Виктор Франкенштейн» — именно в таком цирке начинал главный герой, будучи одним из двух нормальных людей там.
  • Фантастические твари: Преступления Гриндевальда — Арканус.

Телесериалы[править]

  • Gotham — примерно в таком цирке вырос Джером.

Мультфильмы[править]

  • «Дамбо»: второстепенные персонажи, клоуны и слонихи — мерзкие и отвратительные типы, издевающиеся над бедным слонёнком Дамбо из-за его больших ушей. Директор, заодно выполняющий обязанности шпрехшталмейстера, тоже хороший поц…
  • «Мадагаскар 3»: с прикрученным фитильком. Намеренно в цирке никто никого не тиранит, просто хозяева — бездари, поэтому дела в упадке, а у зверей-актёров — апатия и депрессия. Но наши герои живенько доводят заведение до ума, и выходит конфетка.

Мультсериалы[править]

  • «Супермен» (1941) — с фитильком: Цирк, показанный в выпуске «Ужас в дороге», не то чтобы гадский или страшный, но имеет настолько серьёзные проблемы с техникой безопасности, что потребовалось вмешательство Супермена.
  • «Адский босс» — цирк, директором которого являлся отец Блитца и в котором провёл детство он сам. «А теперь — всеми любимая х**ня в цирке: злое**чие клоуны!» — нормальное такое объявление со сцены, прямо как на картинке в начале статьи.

Комиксы[править]

  • Crossed — именно такой цирк показали в арке «Бесплодные земли». Примечателен разговор укротителя тигров и директора цирка во время нападения зараженных. Укротитель: «Мадам Зара предсказала нам смерть в этом месте, но ты все равно решил приехать сюда!» Директор: «Мадам Зара — мошенница и бл…дь, придурок!»

Аниме и манга[править]

  • Hell Girl — 16 серия 1 сезона. Для выполнения сложных фокусов директор бродячего цирка выдаёт сестёр-близняшек за одну девочку. Вот только одну из них он холит и лелеет, а вторую держит взаперти в сарае и стегает кнутом за малейшую провинность. Но однажды вторая девочка всё-таки отомстила… нет, не директору, а родной сестре, которая, желая стать любимицей, регулярно подставляла её.
  • «Космический рыцарь и звёздные шерифы»: цирк-то нормальный, а вот его хозяин — торговец оружием и шпион инопланетян-аутрайдеров. И сам, кстати, аутрайдер (замаскированный). И ещё его приспешник-клоун.

Видеоигры[править]

  • Streets of Rage (Bare Knuckle) — именно из такого цирка, кажется, пришёл злой клоун-дрессировщик Брюс Данч и его кенгуру. Данч приучает их бить людей (напялив на кенгурячьи лапы боксёрские перчатки), а «для стимуляции» нещадно лупит зверьков хлыстом. Если убить только Данча, а кенгуру оставить в живых — смышлёное животное присоединится к героям и будет колотить уже подельников и главарей своего покойного мучителя.

Музыка[править]

« Я не люблю манежи и арены… »
— Владимир Высоцкий
  • «Ленинград», клип «Кольщик». Директор — взяточник, осветитель — раздолбай, меры безопасности отсутствуют в принципе… результат — цирк сгорел, клоунов не осталось.
    • В свете трагедии в Кемерово, где причиной пожара и массовой гибели людей стало разгильдяйство во всех сферах, касающихся безопасности, этот клип воспринимается ныне прямо-таки как нечаянное пророчество.
  • Otto Dix, «Гуттаперчевый мальчик».
  • «Бивни», песня под характерным названием «Ё***ный клоун» (впрочем, в описываемом там цирке и остальные не лучше).
  • «Порез на собаке», «Бродячий цирк». Выступления успеха не приносят, артисты устали, оборудование обветшало, звери уже старые, страдают от инфекций, ужасно боятся, что хозяева их бросят на произвол судьбы. И ещё полуслепые, если вам мало.
  • Mylene Farmer, клип на песню «Optimistique-Moi». Милен изображает юную дочь фокусника, подвергающуюся издевательствам со стороны остальной труппы. В конечном итоге она сбегает оттуда во время фокуса, проводимого её отцом.
  • Полина Гагарина, клип «Я тебя не прощу никогда». Героиня Полины подвергается травле со стороны всей труппы, но во время очередного выполнения трюка в качестве девушки-ядра обнаруживает у себя способность летать и к изумлению зрителей и своих обидчиков навсегда покидает этот чёртов цирк. Певица, случаем, не вдохновлялась вышеупомянутым клипом Милен Фармер?

Реальная жизнь[править]

  • Увы — очень часто. Особенно — в частных разъездных труппах, которые никем не контролируются. Нередко они кончают тем, что директор пускается в бега, прихватив всю выручку, актёры ударяются в запой, а брошенные животные остаются погибать в клетках, если их не спасут сердобольные жители.
  • Мэри Энн Вебстер (в замужестве — Беван) заболела акромегалией и стала уродливой, а потом овдовела. Пытаясь заработать и прокормить детей, она часто сталкивалась с насмешками, но сумела извлечь выгоду из беды. История женщины, которая ради детей не побоялась стать посмешищем
  • Юрий Никулин в своей автобиографической книге «Почти серьёзно» иногда упоминает такие цирки, в которых ему приходилось бывать. В частности описанный им балаган в Кемерово — практически кодификатор тропа.

Подтроп с очень сильно прикрученным фитильком[править]

Этот цирк не то чтобы хорош и не то чтобы совсем плох. Работают там, конечно, не ангелы (труппа — тот ещё «террариум единомышленников»), и дела там далеки от идеальных, но и до основного тропа не дотягивают.

  • Цикл И. Василенко об Артёмке — цирк, при котором Артёмка состоял ещё мальчиком. Тот, где режиссёр Самарин ставил пантомиму «Тарас Бульба».
  • Цирк в одном из романов Н. Леонова о сыщике Льве Гурове.
  • Фильм «Медвежий поцелуй».
  • Мультфильм «Парасолька в цирке».
  • Мультфильм «Кот Базилио и мышонок Пик».