Гад-которого-нет

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Персонажи добираются до ГлавГада, а его и нет. Давно помер, исчез или изначально не существовал.

Свершилось! Победа близка! Преодолев бесчисленные опасности, герои наконец пробились через ряды Легионов Смерти и врываются в тронный зал Тёмного Властелина. Разгромили Флот Уничтожения и десантируются на зловещую планету-столицу межзвёздной Империи Зла. Разметав охрану, выбивают пинком дверь в зал совета директоров Преступной Корпорации. Но… что это?! Тронный зал тёмен и пуст, на троне скалится давным-давно высохший скелет. Планета мертва уже несчётные века, только ветер гоняет пыль среди руин её городов. Зал совета директоров ободран и обветшал, тут уже десятки лет не ступала нога человека.

Поздравляем, герои, вы столкнулись с Отсутствующим Гадом, он же — Гад-которого-нет. Возможно, когда-то он существовал, но давно умер, был побеждён, самоустранился, раскаялся и ушёл в монастырь. Или ещё что-то в этом роде. Как же такое могло произойти? Кто командовал легионами смерти и флотами звёздных разрушителей? Кто накладывал гнусные проклятия и приказывал жечь чьи-то родные хаты? Кто руководил Преступной Корпорацией, гробящей окружающую среду и выжимающей все соки из простых граждан? Вариантов много.

Троп пересекается с тропом гад за гадом, но в этом варианте каждый гадёныш в отдельности может не понимать, что является частью чего-то большего, и разбитый идол, если Гад все же существует, но не тянет даже на роль гадёныша. Важно, что произведение достаточно долгое время намекает или даже прямо говорит, что вот он — главный враг и гад, личный или коллективный. Однако на поверку героя ждёт, в лучшем случае, разрозненная толпа или мелкий гадёныш, а чаще — просто ничего.

Надтроп для некоторых случаев — гад умер, но дело его живёт. Если о смерти гада неизвестно, то получается наш вариант.

Отчасти родственный троп — Псевдозаговор, если за свидетельства коварного заговора принимают цепь случайных совпадений.

Примеры[править]

Особые случаи[править]

  • В отдельных произведениях длинных детективных циклов может оказаться, что никакого сознательного преступника не было, просто так сложились обстоятельства. Хотя до этого сыщики допрашивали подозреваемых, выдвигали версии, но все это была красная сельдь.
    • Пожалуй самое известное - «Львиная грива» Конан Дойля - жертва просто напоролась на редкую ядовитую медузу. Вроде про Шерлока была еще пара таких рассказов.
    • Одна из серий «Улиц разбитых фонарей» (не из первых сезонов, но еще с Лариным и Дукалисом) - в военном музее экскурсовод (ветеран НКВД) убит мечом-экспонатом. Герои начали раскапывать историю его отношений с вчерашним экскурсантом (жертвой сталинских репрессий), но в итоге оказалось, что меч соскользнул случайно.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • П. Бормор, «Книга на третье» — пополам с тропом «Победитель дракона становится драконом»: рыцарь, стремящийся победить дракона, вынужден убить человека, представившегося как «помощник дракона и его доверенное лицо»… и меньше чем через час он сам представляется так же. Потому что обнаружил, что никакого дракона то ли давно нет, то ли никогда и не было, а огромная дань, которую платят дракону, доставалась «помощнику».
  • Кир Булычёв, «Подземелье ведьм» — пробравшись в логово ведьм, земляне понимают, что это исследовательские андроиды какой-то другой цивилизации, ставящей эксперимент над ЭвУром (Эволюционный Урод — планета, на которой уже живут дикари, но попадаются динозавры и ещё много всякого, что по идее должны было вымереть). А гадом оказывается вождь Октин Хаш, этакий местный Аттила.
  • И. Вачков, «Королевство Разорванных Связей» — герои противостоят злобному королю Бесконтакту Первому, который правит этим самым Королевством Разорванных Связей, запрещает людям дружбу и вообще любые эмоциональные привязанности, и стремится постоянно ссорить их друг с другом (в детских садах, например, вместо воспитателей работают востравители, которые натравливают малышей друг на друга). В конце выясняется, что «коварный тиран» — это двенадцатилетний мальчик, который сам боялся контактов и не умел ни с кем общаться, а политику государственного террора от его имени развязали придворные с целью удержаться у власти.
  • Андрей Жвалевский и Игорь Мытько, «Порри Гаттер и Каменный Философ» — все злодеяния в школе волшебства, которые приписывались коварному Мордевольту, на самом деле творил сам ректор Бубльгум (пародия на фанатские теории про «Дамбигадство»): в частности, тот «Мордевольт», с которым герой сражался, был просто голограммой, управляемой Бубльгумом. А реальный Мордевольт вообще милашка, и более того, он давно отошёл от дел и выращивает электрических овец в Австралии.
  • В. Выставной, «Ход мамонтом» — загадочная сверхцивилизация наносит по человечеству удары путём ликвидации неявно важных для Земли ключевых фигур, используя в качестве киллеров самих же землян. Интеллектуальные центры, мощные суперкомпьютеры, зловещие аналитики? Не, в конце выясняется, что это была кучка дикарей с мумбо-юмбо, просто их шаманские ритуалы против Земли неожиданно оказались действующими и могущественными. Всю необходимую подспудно интеллектуальную работу делала, очевидно, сама магия. Троп с фитильком — не то чтобы враг оказался совсем несуществующим, но уровень его резко падает настолько, что хочется пожать плечами, сказать «Ну, бывает» и выйти из комнаты.
  • Н. Гуданец, «Нарушитель». «Подземный Папа» — суперкомпьютер, якобы управляющий всей жизнью планеты (А заодно вызвавший истерику у кибернетиков, потому как отсталая планета ухитрилась отправить на свалку теорию надёжности систем), на самом деле представляет из себя один большой /dev/null.
  • А. Золотько «Игры богов» — боги жутко боятся таинственного Разрушителя, бога, который получает себе черную силу человеческих жертвоприношений. Подозревают друг друга, что один из них и стал этим Разрушителем… а в конце выясняется, что Разрушителя нет и черная сила просто копится в Лимбе. Субверсия: черная сила опасна и сама по себе и может уничтожить мир при накоплении свыше определенного предела.
  • А. Калугин, «Мятеж обречённых» — все приказы Генштаба Пирамиды, приходившие по закрытой сети и подписанные личным кодом Нени Линна, на самом деле приходили от запущенной на компьютере игры.
  • Л. и Е. Лукины, «Сталь разящая» — герои предпринимают долгое и опасное путешествие к горам, где предположительно должен находиться командный центр, управляющий самовоспроизводящимися боевыми комплексами, изводящими жителей планеты. На месте они обнаруживают древние подземные руины, населённые дикарями, исполняющими полузабытый устав как религиозные ритуалы. Никакого контроля никто отсюда не осуществляет, комплексы давно автономны.
  • Сергей Лукьяненко:
    • «Работа над ошибками» — герой наконец-то пробивается в тот параллельный мир, из которого и организована вся система функционалов. Готовится к вторжению в тыл врага, но оказывается этот мир почти уничтожен глобальной войной или катастрофой. Материки выжжены и непригодны для жизни, остатки местного человечества живут на островах и знать не знают ни о каких попытках создать империю среди измерений. Вся деятельность системы функционалов, служб её безопасности и так далее — бездумное исполнение заданных когда-то инструкций и отданных приказов, многие из которых являются неотъемлемой частью системы. Сражаться не с кем, разве что попытаться вразумить рядовых исполнителей.
    • Дебютный рассказ «За лесом, где подлый враг». Как выясняется в последних строчках, никакого «подлого врага» за этим лесом нет. Только старые склады, прикрытые защитным полем.
  • В. Назаров, «Силайское яблоко» — главный герой и его напарник решили уничтожить местного аналога Мао Цзедуна, но выяснилось, что диктатор Оксиген Аш уже давно сам подох по глупости, а вместо него приказы подписывает созданная диктатором машина.
  • Сергей Садов, «Баймер-2» — Никакого конкретного гада, как понимает герой в конце повести, за местной помойкой не стоит. Её даже прятать не стараются, люди сами всё делают: зачем пытаться что-то реально менять, когда можно просто подключится к сети и обшарпанные бетонные коробки превратятся в сверкающие небоскрёбы, пакеты пластиковой каши станут изысканными деликатесами, а солярий — островом в тропическом море.
  • Братья Стругацкие, «Хищные вещи века» — Главный герой ищет производителей нового опаснейшего наркотика под жаргонным названием «слег», но в итоге оказывается, что «полугангстерская организации вертикального типа с четкими разделениями функций отдельных групп», никакого отношения к нему не имеет (интели всего-лишь пытались хоть как-то расшевелить это болото, а в университетских лабораториях делали не слег, а бомбы и слезоточивый газ): «Была современная промышленность бытовых приборов, государственные магазины, где слеги продавались по пятьдесят центов, и были — вначале — один-два не лишенных изобретательности человека, изнывающих от безделья и жаждущих новых впечатлений, и была средних размеров страна, где изобилие было когда-то целью, да так и не стало средством. И этого оказалось вполне достаточно.» Попутно Иван Жилин вспоминает про пару похожих случаев, когда поиски подпольных фабрик закончились пшиком: ужасные «замораживающие бомбы» оказались бракованными промышленными холодильниками (плюс молекулярные детонаторы, широко используемые для отпугивания пираний и кайманов), а таинственная аппаратура, с помощью которой браконьеры выманивали птеродактилей из заповедника, — самоделкой из детской игрушки и медицинского прибора.
  • Р. Злотников, «Воин» — встретившись с местным «Творцом», от имени которого правит тайный орден Хранителей и который регулярно возвещает новый апокалипсис, главный герой убеждается, что он представляет собой созданного неизвестной высокоразвитой цивилизацией автоматического мойщика пробирок.
    • Автор правки после прочтения этих строк был уверен, что сверхцивилизация использует (либо использовала в прошлом) всю планету для своих экспериментов, и с их точки зрения устроить вышеуказанный апокалипсис — всё равно что для нас вымыть пробирку от бактериального налёта. А Творец, соответственно, — буквальная Машина Судного Дня. Иначе зачем Грону было отказываться от захвата базы Хранителей и тратить аж самодельную ядерную бомбу ради гарантированного уничтожения древнего механизма?
  • О. Громыко, «Киборг и его лесник» — беглый криминальный авторитет Саргон на самом деле умер за кадром в самом начале повести. Все творящиеся бесчинства — на совести его подручных и киборга, слепо исполняющего отданные покойным хозяином приказы.
  • Владимир Журавлёв, «Мы — светлые эльфы» — Тёмный Властелин. Полчища и твердыня есть. Но самого властелина нет и не было. Он — лишь идея, выдуманная мелкими гадами, чтобы «законно» собираться в орды и творить зло.

На других языках[править]

  • Э. Р. Берроуз, «Боги Марса» — Джон Картер снова возвращается на Марс и попадает в священную долину, куда каждый марсианин обязан удалиться, разменяв вторую тысячу лет. Или ранее, если надоело жить. Согласно легендам, тут лежит царство прекрасной и бессмертной богини Иссы, местный аналог рая. Но вместо рая Картер обнаруживает множество кровожадных хищников, разрывающих паломников в куски, и сразу две новые расы марсиан, враждующие между собой, но одинаково враждебные к паломникам. Они прекрасно знают о традиции, вынуждающей всех жителей Марса предпринять паломничество, и пользуются этим для захвата рабов. Исса — не более чем правительница одной из рас. Картер проникает в логово злодейки, чтобы обнаружить древнюю как само время, впавшую в маразм старуху-людоедку. По всей видимости, марсиане бессмертны, и если бы не древняя традиция, не умирали бы вовсе, но старость и дряхлость рано или поздно настигают их. Система страшная и отвратительная, её нужно разрушить, но сама Исса… Много ли можно взять с полубезумной старухи? Куда больше спрос с ее подручных.
    • Тонкость в том, что обман тут многоярусный. Жрецы знают, что лгут всей планете по поводу своей долины, но верят в существование Иссы как таковой. А подручные Иссы искренне уверены в её божественности и всемогуществе.
  • Г. Гаррисон «Неукротимая планета» — Язон обнаруживает источник ненависти, который заставляет животных Пирра нападать на пиррян. Те радостно несутся в указанную точку, собираясь уничтожить своего главного противника… и обнаруживают растения. Которые всего лишь ретранслировали на животных ненависть самих пиррян.
  • К. Кэпп, «Формы Хаоса» — в результате атаки на человеческие колонии миллионы человек погибли или были вынуждены эвакуироваться, бросая свой дом. Самое загадочное, что снаряды отправлены из соседней галактики. С учетом их скорости, это значит, что отправлены они были сотни миллионов лет назад, когда на Земле жизнь даже не выбралась из океанов. Однако нацелены они избирательно, на человеческие колонии. Агент человеческой цивилизации предпринимает экспедицию к месту отправки снарядов. Там он обнаруживает явно обитаемую планету и высаживается на неё, но понимает, что сражаться тут не с кем. Разумные обитатели давно деградировали, превратившись в нечто вроде забавных обезьянок. Чем же вызвана атака? Судя по всему, его визитом сюда: он побывал в местом центре когда-то великой религии, объединявшей цивилизацию чужаков, чем совершил, с точки зрения давно умерших владельцев, ужасное святотатство. При помощи техники, позволяющей прогнозировать далёкое будущее, они узнали, что когда-нибудь в священное для них место вторгнется наглый чужак и приняли меры, чтобы предупредить или покарать богохульника. Ну а проверить, будет ли к тому времени существовать их цивилизация, они не догадались или не сумели.
  • А. Кларк, «Город и звёзды» — миллионы лет назад человечество вышло в космос. Там оно столкнулось с Завоевателями. Кем они были — предания сведений не сохранили, но люди потерпели поражения и отступали, пока не оказались зажаты на породившей их планете. Лишь тут, в битве при крепости Шалмиран, завоеватели были остановлены и по итогам был заключен договор. Земля оставалась во владении людей, но космос отныне был для них закрыт. Прошли сотни миллионов лет. Океаны высохли, один за другим умерли города Земли и все человечество сжалось до населения единственного города, Диаспара. Созданные предками людей машины сделали город и его жителей неподвластными бегу времени. Земля могла бы расколоться, а Город остался бы жить. Со временем люди перестали задумываться о том, что за пределами Диаспара есть что-то еще, сама мысль о том, чтобы покинуть вечный город стала внушать им ужас. Так шло, пока среди населения не появился уникум, который впервые за миллионы лет покинул и город, и планету, рискуя навлечь на себя гнев давних врагов человечества. И там он понял, что не было никаких завоевателей. И поражения человечество не терпело, его в каком-то смысле потерпели все разумные расы Галактики, покинув её в конечном итоге. А оставшаяся в галактике часть человечества слишком устала от великих свершений и сама оставила космос, постепенно вернувшись на Землю. Чтобы однажды снова подняться в небеса.
  • С. Лем
    • «Непобедимый» — один из мощнейших звездолетов в этой части космоса прибывает в неисследованную систему, чтобы выяснить причины исчезновения своего систершипа. Вскоре космонавты выясняют, что мёртвая планета «населена» продуктами механической эволюции, вероятно начавшейся с когда-то оставленных здесь иной цивилизацией самовоспроизводящихся машин с искусственным интеллектом. В итоге доминирующей формой «жизни» стали рои крошечных электронных «кристаллов», способные образовывать громадные тучи и целенаправленно атаковать как живых, так и механических противников. Космонавты несут потери и терпят поражения в попытках выяснить причины агрессивности роя и найти его управляющий центр. В финале становится понятно, что никакого центра не существует. Есть безмолвный и не имеющий разума и сознания рой, порождённый некроэволюцией. Слепая и безличная стихия, реагировавшая на появление людей и машин так, как заложили в нее бессчётные века борьбы за существование. Всё, что тут можно сделать — отступить.
    • «Сказка о трёх машинах-рассказчицах короля Гениалона» — на планете Легарии завёлся свой местный Карл Маркс по имени Малапуций Хавос, чьи утопические идеи привели к упадку и войнам. Группа активистов поклялась жестоко мстить Малапуцию за все причинённые им несчастья, да только гада-философа нет уже на свете, он давным-давно умер в комфорте и почёте. Но это не препятствие!
  • Дж. Оруэлл, «1984» — субверсия. Согласно официальной пропаганде, Большой Брат и Голдстейн реально существуют. Однако так ли это — вечная загадка.
  • Терри Пратчетт, «Пехотная Баллада» — коррумпированным и терпящим поражение в вечной войне государством Борогравия правят чиновники от имени Герцогини Аннаговии и жрецы от имени злого и сумасшедшего бога Нуггана. В конце книги выясняется, что Нугган «давно мёртв» (в местном сеттинге это значит, что у него не осталось верных последователей), да и герцогиня давно скончалась, а на троне стоит её парадный портрет. Впрочем, как раз покойная герцогиня, как оказывается, имеет верных почитателей и за счет этого может считаться мелким божком — другое дело, что ей это не нравится. И ситуация в стране тоже не нравится.
  • П. Уоттс, «Ложная слепота» — человечество замечает следы деятельности инопланетной цивилизации в солнечной системе. Посланная экспедиция обнаруживает чужой корабль на орбите одного из трансплутоновых объектов и вступает в контакт, пытаясь выяснить, являются пришельцы врагами или нет. Корабль чужаков, прозванный членами экспедиции «Роршах», отвечает осмысленными фразами на языках Земли, которые, видимо, были изучены по радиопередачам. Однако довольно быстро выясняется, что ведущий передачу не понимает смысла своей речи. Он отвечает на вопросы и правильно строит фразы, но не сообщает землянам никакой информации, которую не почерпнул бы из тех же радиопередач. Судя по всему, это идеальная «китайская комната» с безукоризненной точностью воспроизводящая не только грамматику, но и семантику высказываний, но не способная осознать их смысл. С прикрученным фитильком, потому что весь сюжет романа построен вокруг вопроса, является ли наличие сознания и личности в нашем смысле слова необходимым условием для существования цивилизации, или это редкая, возможно уникальная, девиация вида Homo sapiens. Окончательного ответа, обладает ли «Роршах» и «болтуны» разумом и сознанием так и не даётся. Если нет — то их можно считать столь же безличной силой, как и силы природы.
    • И всё же спорный пример — пришельцы не очень-то дружелюбны и действуют вполне целенаправленно. В продолжении, «Эхопраксии», эта тема раскрыта куда шире.

Кино[править]

  • «Эквилибриум» — настоящий Вождь Государства давно мертв, и вместо него всем заправляет вице-канцлер Дюпон.
  • «Небесный капитан и Мир будущего» — доктор Тотенкопф, организовавший нападения роботов по всему миру и похищения ученых, уже двадцать лет как мертв. Роботы действуют по заложенной в них программе.
  • «Железный человек 3» — никакого Мандарина не существует, это просто актёр, который строит на камеру ужасного террориста.
    • Мандарин – всё-таки, скорее, подсадной главгад, так как реально существует и записывает реальные обращения, только ничем не управляет.
    • С Мандарином не всё так просто. Есть намёки, что настоящий Мандарин в киновселенной Marvel таки есть и это не Киллиан, а нанятому Киллианом актёру придётся расплачиваться за «игры в Мандарина» перед настоящим Мандарином.
  • «ЗащитнеГ» — чудаковатый главный герой, мать которого умерла от передозировки наркотиков, воображает, что за этим стоит главарь наркоторговцев по прозвищу Капитан Индустрия (аналогичный суперзлодеям из комиксов вроде Кингпина и Лекса Лютора), и решает стать супергероем, чтобы победить его. Как выясняется, такого человека не существует (герой, мыслящий жанровыми штампами, выдумал его, неправильно истолковав слова своего деда о том, что в смерти мамы виноваты «капитаны индустрии», т. е. капиталисты), хотя мать ГГ действительно умерла по вине одного из наркодилеров.
    • Не то, чтобы гада совсем уж нет, наркобарон Радован Кристик, которого Защитнег считает Капитаном Индустрией, вполне существует, и он опаснейший человек, но на лидера мирового Зла всё же не тянет.
  • «Семейка придурков» — семейка главного героя во главе с ним самим обнаруживает «заговор», направленный против простых американцев и Американского Образа Жизни. Герои героически разоблачают заговор и срывают зловещие планы ГлавГада. За признаки и детали заговора герои, в силу своих интеллектуальных особенностей, принимают совершенно обычные детали повседневной жизни или случайные совпадения. Тем не менее, главный герой сохраняет эти иллюзии до конца фильма и пребывает в уверенности, что сорвал зловещие планы, нашел ГлавГада и прочёл ему воспитательную лекцию, убедив отказаться от дальнейших злодеяний. На деле роль гада для главного героя исполнил совершенно случайный человек, фамилия которого совпала с фамилией воображаемого негодяя, и всю назидательную речь «негодяй», в силу контекста, принял за обычный бытовой разговор. Фильм пародирует штампы второсортных боевиков вида «крутой в отставке снова берется за дело», но при этом получилось совпадение с данным тропом. Одновременно присутствует игра с тропом: расследуя воображаемый заговор Стенли Придурок сорвал заговор совершенно реальный, с настоящими негодяями и совсем не опереточным главным злодеем… вот только не заметил этого.
  • «Револьвер» — загадочный кукловод преступного мира Сэм Голд оказывается внутренним голосом главного героя, да и вообще живёт в каждом человеке в качестве злого начала, тёмной стороны личности. «Величайший враг спрячется там, где вы меньше всего будете его искать» — 75 г. до н. э. — Юлий Цезарь.

Телесериалы[править]

  • «Фортитьюд» — в серии убийств в норвежском арктическом городке виноват не маньяк, а… доисторические осы-паразиты, которых случайно откопали учёные, и которые, вселяясь в разных людей, заставляют их сходить с ума и убивать других.

Мультсериалы[править]

  • «Что новенького, Скуби-Ду?»:
    • Эпизод «Высокотехнологичный дом ужасов»: когда электронный «умный дом» «сходит с ума» и начинает запугивать обитателей, герои подозревают, что в этом виновен кто-то из находящихся внутри. Как выясняется, преступником был сам дом, вернее, его искусственный интеллект.
    • «Электронный крик» — сюжет посвящён ожившим монстрам из компьютерных игр. Как выясняется, никаких оживших монстров не существовало, а всё это время Велма находилась в игре (как монстры, так и остальные члены команды «Скуби-Ду» были сгенерированы виртуальной реальностью).

Комиксы[править]

  • Баффи - Истребительница вампиров. 8 сезон. Новым истребительницам объявляют войну все подряд: от вампиров до армии США ( в том числе Уоррен и Эми). И некий таинственный Сумерки объединяет их, но из-за его командования часть злодеев глупо погибают, а часть переходят на сторону Баффи. А когда остается только Сумерки выясняется, что это Ангел. Не Ангелус, а именно Ангел. После событий в Лос-Анджелесе Ангел решил возглавить всех врагов Баффи, чтобы ей легче было их победить.

Видеоигры[править]

  • Ведьмак — проведя расследование в предместьях Вызимы, Геральт выясняет, что ведьма Абигайл в общем-то почти ни при чём. Зверя призвали сами жители, своими гнусными делишками. Ведьма, конечно, тоже не без греха, но уж точно не виновней жителей деревни. С прикрученным фитильком, потому что уж сам-то Зверь и баргесты несомненно реальны.
  • Spec Ops: The Line — Уокер прорывается через заваленный песком Дубай, чтобы добраться до полковника Джона Конрада — ведь именно он руководил провалившейся эвакуацией и, несомненно, только он виновен во всех тех ужасах, что сейчас происходят в городе. Вот только поднявшись на вершину Бурдж-Халифа герой обнаруживает только давно иссушенный труп в кресле и понимает, что Конрад, которого он винил во всём и с которым вел радиопереговоры, лишь плод воображения его не вынесшего кошмаров войны разума.
  • Fallout 4 — как оказалось, Механист вовсе не злодей и, наоборот, хотел помогать жителям пустоши, а злодейства совершали его роботы-лейтенанты, из-за своей общей дефектности.
  • Hyperdimension Neptunia — Оверлорд Момус. Говорят, это чудовище, желающее уничтожить мир и захватившее Селестию, доказательство тому — одна из богинь не вернулась оттуда. Его Посланник ходит по миру и собирает последователей. В страхе люди начали расставлять диски, призывающие монстров, чтобы задобрить его. Только вот, на деле его не существует, а Посланник это и есть истинный главгад, Арфор. Ну а богиня не вернулась, потому что потеряла память после того, как три другие выкинули её.
    • В Re;Birth1 внезапный зигзаг: заполучив силы всех четырёх, Арфор делает Момуса реальным, впрочем, главгадом всё ещё является она.
    • В перезапуске франшизы в mk2, обоих заменило Божество Греха Арфор, вполне реальное, но оттого не менее злобное.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — таковым главгадом выступает Император с точки зрения всех ксеносов и хаоситов, благо человечество весьма успешно нагибает половину Галактики. Точнее, Император был смертельно ранен Хорусом во время финальной схватки Ереси и после доставки его тела на Землю водворён на Золотой Трон, поддерживающий жизненные функции. Считается, что тело Императора хоть и неактивно, но и не мертво, а дух действует через Варп, ведя и направляя человечество. Однако тут мы уже вторгаемся в область религиозного учения Империума, а жив ли Император в полном смысле слова — вечная загадка сеттинга. Однако о том, что состояние Императора трудно назвать «жизнью», даже среди человечества знают немногие: в Империуме последовательно проводится принцип «незнание есть добродетель» и знания о подробностях ереси Хоруса к официально одобряемым и доступным всем желающим определённо не относятся. Так что для большинства человечества Император — живее всех живых и правит Империумом. У ксеносов таких запретов конечно нет, но и получить доступ к имперским библиотекам им несколько сложнее. Таким образом, для большинства рядовых противников Империума мы имеем наш троп в чистом виде. Правда у них очень мало шансов лично убедиться в этом.
    • Примерно похожая инверсия есть и у тау — верховный эфирный Аун’ва был убит имперским ассасином во время войны в Дамокловом Заливе, но верховный совет эфирных, зная, как смерть духовного лидера пошатнёт Империю, решила скрыть это от населения и с тех пор на публику позирует ИИ с голограммой Аун’ва.

Музыка[править]

  • Король и Шут, «Бунт на корабле» — весь об этом, незачем пересказывать.

Реальная жизнь[править]

  • Много кто. Ситуация, когда заветы и указы давно уже мёртвого правителя или философа продолжают реализовываться его последователями, более чем типична для человечества. Так, например, для антифа сабжем будет Гитлер, для антикоммунистов — Маркс и Энгельс, а современная КПРФ не прочь «побороться» с наследием Льва Троцкого. И это уже не говоря про чисто исторические примеры, которые сейчас никто не помнит.
    • Впрочем, это скорее инверсия: о том, что соответствующий персонаж мёртв, все обычно в курсе, и так оно и есть (если не брать конспирологические версии, вроде побега Гитлера в Аргентину, тут инверсия становится полной), просто дело их живёт.
  • Зато вполне подпадает под троп охота за террористом или иным преступником, который на деле уже мёртв, что его соратниками было по каким-то причинам скрыто или во что противники не поверили.
  • Сообщение начальника Тульского губернского жандармского управления о причинах брожений среди рабочих. Когда, из-за износа станков, заработок рабочих падает, а цены, наоборот, растут, то никакие эсдеки и эсеры не нужны:
« Рабочие не винят в неисправности станков заводскую администрацию, понимая, что станки разбились от продолжительной и усидчивой работы и что администрация лишена возможности получить из заграницы новые станки, но надвигающаяся, благодаря понижению заработка, нужда, толкнет их на всякие требования и действия, даже при условии, что рабочие сами будут понимать нецелесообразность и малую обоснованность последних.

Следует при этом иметь в виду, что брожение среди оружейников и патронников является следствием не агитации отдельных лиц, преследующих какие-нибудь партийные цели, а это голос всех рабочих и даже таких, которые враждебно относятся к выступлениям революционного характера и далеки от сочувствия забастовочному движению. Жизнь тульских рабочих при условии понижения заработка, отсутствия в Туле мяса и страшном вздорожании питательных продуктов и предметов обмундирования делается непосильно тяжелой. Озлобленность рабочих против торговцев растет с каждым днем и может, в конце концов, вылиться в форме разгрома лавок и базаров, в чем рабочие, судя по разговорам, видят средство к уменьшению роста дороговизны.

»
  • В США через какое-то время после октябрьской революции началась натуральная антикоммунистическая истерия, с жестоким подавлением и нередко расстрелами любых забастовок и акций протеста, даже вполне мирных, за которыми власти предержащие и деловые круги видели происки большевиков[1]. Подобные меры, как ни странно, приводили к обратным результатам — ещё большему недовольству рабочих и росту напряжённости, что, разумеется, рассматривалось как подтверждение факта действия большевистских агентов. Нетрудно догадаться, что раздираемой гражданской войной и социальными потрясениями, а затем — коренной перестройкой хозяйства и экономики молодой советской республике и так было чем заняться, несмотря на желание экспорта революции некоторыми деятелями, а забастовки и беспорядки в Америке имели в основном вполне естественные причины.
  • Моральная паника как явление, когда какие-нибудь негативные события в обществе связываются с деятельностью неких сообществ, разумеется, секретных и очень злодейских. Эти сообщества либо не существуют вообще, либо существуют, но не имеют никакого отношения к тому, в чем их обвиняют.
    • Сравнительно свежий пример — недоброй памяти «Синий кит». Сначала из самоубийства одной девушки навозная пресса раздула целую эпидемию суицидов, а потом решила, что за ней стоят некие организации, связанные не то с ЦРУ, не то с сатанистами, не то с украинскими националистами (а в Украине доведение местных подростков до самоубийства приписали, естественно, агентам Кремля). Разумеется, никаких организаций на самом деле не существовало.
    • Менее свежий: в 80-е годах в США не меньшая паника была связана с сатанистами, которым приписывались массовые похищения детей в целях жертвоприношений. Церковь Сатаны в США действительно существует, но основана она эпичным троллем Антоном ЛаВеем, целиком легальна и, по заветам основателя, платит налоги, в отличие от большинства религиозных организаций. И никаких жертвоприношений не устраивает, по тем же заветам. Не говоря уж о том, что, к примеру, наркомафия, ворочающая многими миллионами, если не миллиардами, регулярно попадает в поле зрения СМИ и правоохранительных органов, нередко с печальными последствиями для конкретных мафиозо и боссов, а вот какие-то там сатанисты, по версии распространителей этой паники, годами умудряются совершать массовые гекатомбы, оставаясь незамеченными. В картине мира, где враг рода человеческого реально существует и обладает силами под стать самому господу богу это наверное возможно… Мифологема оказалась на удивление живучей, очередной ей виток произошел на рубеже 2020-2021 годов в связи с известными вашингтонскими событиями.

Примечания[править]

  1. Стоит напомнить, что в США фактически отсутствует трудовое законодательство, защиту прав работников осуществляют профсоюзы. Вот только профсоюз, как и любая организация, запросто может предпочесть свои собственные интересы… или интересы материально заинтересованного руководства. Рабочим, естественно, хотелось гарантий своих прав. Работодателям, не менее естественно, хотелось от таких гарантий избавиться.