Гедонист

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Hedonist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Мой девиз — веселись и наслаждайся »
— Вьяльд, «Берсерк»
«

Мораль и совесть всего лишь звук пустой
Здесь нет ограничений, никто не скажет «стой».

»
— HMKids, Slaanesh Call
Гедонист модели Педаль в асфальт

Если не вдаваться в серьёзную философию, то гедонизм — это учение, согласно которому стоит стремиться к максимизации удовольствий в жизни и минимизации страданий. Но даже в простейшем очерке явления — к этому не сводится. Гедонист не просто любит удовольствия — он живёт ради приятных ощущений. Он всё ими меряет. А если не всё — то весьма многое.
Он не ест для того, чтобы жить — он живёт для того, чтобы лакомиться. Во всех смыслах этого слова (включая переносный). Да чтоб почаще и поразнообразнее.

Так вот, перед нами персонаж, который — сознательно или нет — полностью усвоил это учение. Он может быть как злодеем или героем (но тут реже), так и чем-то посередине.
Преобразование в гедониста из героя также часто можно воспринимать как своеобразный вариант печальной бороды: что-то де случилось с человеком, утратил мечту или цель, да и скатился к простым удовольствиям.

Если этим страдает наслаждается духовная особа (которая, по идее, должна показывать прихожанам пример строгости, твердости и самоограничения) — это называется Пастырь нерадивый.

Примеры[править]

Мифология[править]

  • Дионис, греческий бог виноделия и гедонизма — сам по себе гедонист.
  • Немецкий сюжет (и одноимённая опера Вагнера) о рыцаре Тангейзере, который семь лет жил в гроте с богиней Венерой, но потом пошёл в Рим спасать свою душу. Папа римский сказал, что скорее его посох расцветёт, чем такой грешник будет прощён. В балладе Тангейзер вернулся к Венере, а посох тем временем пустил побеги.

Литература[править]

  • «Гаргантюа и Пантагрюэль». Автор, задолбанный средневековой аскетической моралью, то и дело сбивается на самый настоящий гимн гедонизму.
  • Н. В. Гоголь, «Ревизор» — Хлестаков. Живёт для того, чтобы «срывать цветы удовольствия». Правда, из-за бедности и ничтожности персонажа получается нечасто. Но когда его приняли за ревизора, он, что называется, дорвался.
  • Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы» — Федор Павлович, отец братьев.
  • А. Дюма:
    • «Три мушкетёра» — Портос, большой ценитель вина, трапезы и женщин. Без цели — спивающийся толстяк.
    • А. Дюма, «Графиня де Монсоро» — брат Горанфло ест и пьёт много и эпично, и наслаждается каждым глотком и кусочком. И, конечно, любит «а поговорить» со своим лучшим другом, королевским шутом Шико. И жить на вполне широкую ногу, особенно для монаха, ему помогает то, что он сборщик пожертвований. В одноимённом сериале 1997 года Долинский в этой роли великолепен.
  • Шарль де Костер, «Легенда об Уленшпигеле» — обжора Ламме Гудзак. Да и сам Тиль отнюдь не чужд. И ещё многие персонажи. Действие, в конце-то концов, происходит в нидерландско-бельгийской Фландрии XVI века. Во Фландрии, Карл! В стране жизнелюбов.
  • «Портрет Дориана Грея» — сам Грей, а также лорд Генри.
  • Ю. Олеша, «Три Толстяка» — все три. Вкупе с угрожающим жизни обжорством.
  • Рекс Стаут, цикл про Ниро Вульфа — собственно Вульф. Любит комфорт во всех его видах — начиная от вкусной еды и заканчивая «вещами, на которые приятно смотреть».
  • Станислав Лем, «Собысчас» — в многочисленных попытках принести в мир счастье могущественный конструктор Трурль создал и экспериментального кибернетического гедониста. Предназначением его и единственной способностью было получение удовольствия от происходящего вокруг. Результат испытаний разочаровал создателя: во-первых, существо получилось аморальным, то есть в равной степени испытывающим восторг что от созерцания восхода солнца, что от вида пыток и казней, и это скверно сочеталось с изначальным стремлением творить исключительно добро. Кроме этого, после усиления интеллекта машины она резко убавила уровень восторга. То есть счастливым проще всего сделать тупое существо, и эта истина Трурля также опечалила.
  • Harry Potter — профессор Гораций Слагхорн (в РОСМЭНовском переводе — Слизнорт).
  • ПЛиО: Роберт Баратеон. Как и Портос, Рыцарь крови, который от безделья (куда уж там выше короля…) просто спивается и ходит по шлюхам.
  • Макс Фрай, цикл об Ехо — Сэр Макс регулярно отдаёт должное неслабому гурман-порно, и занимает дом совокупной площадью со здание аэропорта. Ванных комнат несколько, каждая с библиотечный большой зал. При этом сам сэр Макс живёт ещё достаточно скромно по меркам этого мира. Сэр Шурф Лонли-Локли удивляется, как можно жить в столь стеснённых условиях. Поэтому гедонист не он сам, по сравнению с местным населением его можно назвать трудоголиком и аскетом. Это Мир гипергедонистов.
  • Александр Прозоров, «Боярская сотня» — бестелесный демон, одержимый идеей получить в распоряжение человеческое тело, чтобы иметь возможность испытывать чувства. Когда получает, оттягивается на полную катушку.
  • Дин Кунц, «Острота ощущений» — именно то, что написано на упаковке: Вэсс живёт ради того, чтобы наслаждаться разнообразными ощущениями — в основном, пытками и убийствами
  • Г. Сенкевич, «Камо грядеши?» — Петроний. Он гедонист, но при этом эстет и ценитель утонченных удовольствий. Шлюхи и пьянки? Вульгарно и грубо. Не сравнить с тем, чтобы пить изысканное вино из драгоценной чаши в компании любящей женщины. Определенное удовольствие есть даже в том, чтобы рисковать своей жизнью.
  • Э. Бульвер-Литтон, «Последние дни Помпеи» — Саллюстий живет лишь для того, чтобы избегнуть горя. При этом он верный друг, готовый прийти на помощь.
  • цикл «Мрачность» Элиана Тарса - культ бога Вольности возводит гедонизм в, буквально, культ. Так, выпивка для его адептов является, в числе прочего, и религиозным ритуалом, волей бога дающим пастве исцеление от ран.

Кино[править]

  • «Бегство Логана». Все население города под куполом. Их так воспитал главный компьютер. Только вот встречаются и бунтари.

Телесериалы[править]

  • «Хэппи» — Ник Сакс не скрывает того, что только рад потакать своим страстям: сексу, наркотикам и алкоголю.
  • «Слуга народа» — именно такое впечатление производит троица олигархов, особенно в первом сезоне, где беспрестанно показывают их роскошные обеды, спа-процедуры, настольные игры, а бизнес-схемы и политические интриги - как бы ещё один элемент приятного досуга.

Мультфильмы[править]

  • «Нехочуха» — заглавный злодей Великий Нехочуха. Возможно, он всего лишь приснился юному протагонисту… Но тем не менее.
  • «Возвращение блудного попугая» — попугай Кеша таков по характеру. Получается у него не всегда, но это уже другая история.
    • Рыжий кот тоже подходит. И у него-то как раз получается, поэтому Кеша ему завидует.
  • «Король-Лев» — Тимон и Пумба. Их жизненное кредо — «Акуна-Матата!» («Живи без проблем!»).
  • «Тропический лес» — нефтяной демон Хексус в своей песне иллюстрирует свои принципы, в сочетании с лёгким мазохизмом.
  • «Принцесса и лягушка» — лёгкое отношение принца Навина к жизни стало его серьёзной ошибкой, так как он не привык усердно работать для достижения своих целей.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — гуру мотивации с приездом в Спрингфилд настраивает горожан на новый образ жизни: чтобы все вели себя как Барт. Это привело к большим неприятностям.
  • «Супермен» — Джон Корбен как истинный гедонист: он окружает себя роскошью в тюремной камере, ест изысканные блюда, предоставленные Лексом Лютором. Став Металлистом, он в шоке от того, что его новое тело робота лишено обоняния, вкуса и осязания.
  • «Futurama»: робот-гедонист. Состоит из / является кушеткой, на которой и возлегает. Поедает виноград, носит лавровый венец. Единственная цель данного робота — получать удовольствие. Этакий постмодернистский ответ законам робототехники. Внезапно, приносит в кадре какую-то пользу: он разбирается в удовольствиях. А значит — компетентен как критик. Оценивает музицирование Фрая, например. Хотя, казалось бы…
    • В серии «Anthology of Interest II» (Антология Интересов II) Бендер благодаря профессору Фарнсворту моделирует, что было бы, если бы он стал человеком. После метаморфозы бывший робот пускается во все тяжкие гедонизма. До летального исхода.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — дядя Айро создал вокруг себя репутацию гедониста (насколько это позволяет детское шоу). Когда необходимо бороться, он храбр и самоотвержен, как никто другой.
  • «Jimmy Cool!» — Бизи. Он ест, пьёт, спит, тусуется с Джимми и встречается со своей подругой Саффи. Даже если это опасно, глупо и бесчувственно по отношению к окружающим.
  • «My Little Pony: Friendship is Magic» — Пинки Пай находит свой смысл жизни в веселье, наслаждении едой и вечеринках. Она делится этим с другими. Её Элемент Гармонии – Смех.
    • Дискорд как антагонист начала 2 сезона проявляет себя насмешливым и коварным духом хаоса с извращённым чувством юмора. Он наслаждается шоколадным дождём и прочим ералашем, который он устроил в Эквестрии.
  • «Вселенная Стивена» — Аметист любит проводить время в поедании, играх и сне. Ей не нужно делать, потому что она самоцвет, ей это просто нравится.
  • «Рик и Морти» — Рик регулярно предаётся любому общественному пороку.
  • Kim Possible — Шиго, когда не злодействует, предпочитает расслабляться в спа.

Комиксы[править]

  • Preacher: именно к такой философии в очень краткие сроки пришли вчерашние ангелы-администраторы адефи, после ссылки/командировки на Землю.

Аниме и манга[править]

  • Osomatsu-san — Осомацу, самый большой любитель развлечений, выпивки, скачек и пачинко.

Видеоигры[править]

  • Clive Barker's Jericho — один из боссов, Кассус Викус. Единственный из тех, кто заключил сделку с Перворождённым, и остался доволен результатом — возможность бесконечно «пировать, трахаться и убивать безо всяких последствий» для него многократно перевешивает минусы заточения в «Коробке».

Настольные игры[править]

  • Vampire: The Masquerade — сомнительная слава (и прозвище) гедонистов закрепилась за вампирами клана Тореадор.
  • Warhammer Fantasy Battle — идеи гедонизма исповедует Культ Удовольствий, члены которого поклоняются богу Хаоса Слаанеш и эльфийской богине наслаждений Асарти.
  • Warhammer 40 000. В Империуме Человека гедонизм не поощряется, так как подобное времяпровождение является гарантированным способом привлечь внимания демонического божества похоти и разврата Слаанеш(а). Тем не менее, среди высших слоев общества Империума гедонисты все же попадаются, но за ними ОЧЕНЬ внимательно наблюдает Инквизиция. Пока они не переходят моральный горизонт событий и не забывают молится и поститься во имя Бога-Императора (или хотя бы продолжают выплачивать церковный сбор) — инквизиторам и Экклезиархии (Церкви) дела нет. Но как только гедонист начинает искать запретных удовольствий в объятьях демонеток Слаанеш, то сразу же, не успев опомнится, оказывается на весело горящем костре… в идеале, конечно же.
    • Ну и собственно слаанешиты, хотя бы те же Дети Императора в полном составе. С этими дело несколько осложняется тем, что они в первую очередь всё-таки суперсолдаты (и ничуть об этом не забыли), гедонизм у них своеобразный.
    • На этом прогорела целая раса Эльдар, что закончилось гибелью их империи и рождением всё того же Слаанеш(а). При этом Тёмные Эльдар - потомки тех, кто не принял философию аскетизма и смотался заблаговременно на крафтворлдах, но и не погиб в ходе рождения Голодной Суки - продолжают в том же духе, отчасти вынужденно.
  • Planescape — Дети Лозы. Бывшие члены Общества Восприятия, которые отказались от неприятного опыта и посвятили себя только наслаждениям.

Музыка[править]

  • Семён Слепаков, «Я хочу быть акционером». Лирический герой мечтает попасть в клуб гедонистов.