Героическое фэнтези

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Один из образцов жанра, комиксы о Рыжей Соне
Арнольд Шварцнеггер в роли Конана

Героическое фэнтези — поджанр фэнтези, также известный как «магия и меч» (англ. sword and sorcery). Герои в сверкающих доспехах сражаются со злом, влипают в истории, пьют эль, ищут сокровища и спасают красивых женщин. В этом непростом деле воину помогает маг или жрец, сдерживающий порывы друга и дающий мудрые советы. Место действия, как правило, Средневековье или что-то аналогичное.

Героическое фэнтези от эпического отличается меньшим размахом — герой больше не мир спасает, а решает свои проблемы. Гораздо реже появляется абсолютное добро. А вот абсолютное зло частенько присутствует — в виде древних богов, мерзких культистов и тиранов, стремящихся поработить мир.

Одним из основателей жанра считается Роберт Говард, создатель Кулла-Завоевателя и Конана-варвара, воинов-бродяг, вольно или невольно встававших на пути зла в Турийскую и Хайборийскую эру соответственно. Название «магия и меч» было предложено в 1961 писателем Фрицем Либером в ответ на письмо Майкла Муркока и стало едва ли не более популярным, чем название «героическое фэнтези».

Корни жанра уходят в глубь истории Нечто подобное существовало всегда, достаточно вспомнить русские народные сказки или «Одиссею» Гомера. Позднее В. Скотт создал исторический жанр. В них было мало фантастических элементов, зато они дали толчок развитию приключенческой литературы и в конце концов привели к появлению работ Р. Хаггарда и Э. Р. Берроуза (вспомним Тарзана), повествовавших о приключениях в далеких краях. У Хаггарда фантастики было уже больше.

Однако очевидными источниками вдохновения для отцов героического фэнтези были романы о головорезах-фехтовальщиках. А. Дюма-отец со своими «Три мушкетёра» (1844) и Р. Сабатини со «Скарамушем» (1921) породили огромную волну подражателей. Большое влияние оказали работы в жанре раннего фэнтези лорда Дансейни и А. Меритта. Кроме того, многие писатели, включая Роберта Говарда и Кларка Эштона Смита, заимствовали из сказок «Тысячи и одной ночи», в которых было предостаточно рассказов о магических монстрах и злых волшебниках.

Настоящий расцвет героического фэнтези случился в 1930-х в pulp-журналах, наиболее известный из которых — «Weird Tales» («Странные сказки»). Между 1960-ми и 1980-ми, несмотря на все усилия группы писателей Гильдии Мечников и Волшебников Америки (SAGA), популярность жанра продолжала падать, а сам он получил репутацию скучного и шаблонного. В 1980-е жанр пережил новую волну интереса, особенно после выхода фильма «Конан-варвар» с Арнольдом Шварцнеггером в главной роли. Чуть позже было выпущено еще несколько низкобюджетных фильмов, которые окончательно закрепили в массовом сознании подобное представление о «мече и магии».

Есть мнение, что не менее половины всех RPG проходят в жанре героического фэнтези, скорее всего, из-за популярности Dungeons & Dragons. Согласно правилам этой настольной игры, мастер может задать любой поджанр фэнтези, но сама игра тяготеет к героическому фэнтези.

Кстати, в 1990-е было снято несколько популярных сериалов, например, «Зена: Королева воинов» и «Приключения Геракла».

Примеры[править]

Литература[править]

  • Роберт Говард, цикл о Конане. Родоначальник героического фэнтези, или Sword & Sorcery в терминологии Фрица Лейбера. А по-русски — «Меч и магия». В свою очередь, героическая фэнтези — прямой предок видеоигр жанра RPG. Конан значительно отличался от традиционных героев-джентльменов предыдущей литературы: он не был аристократом, родился и большую часть жизни прожил как варвар и вел себя какие варвар. После смерти Р. Говарда авторы написали тонны фанфиков различного качества с главным героем — Конаном, но самый первый и правильный принадлежит именно его перу.
  • После его смерти возникла «Хайборийская Лига» из Лайона Спрэг де Кампа, Лина Картера, Стива Перри, Пола Андерсона — круга писателей, оказавшего существенное влияние на последующую фэнтези и отчасти фантастику, включая самого Толкиена. Трудно сказать, где эта самая лига не отметилась. В первую очередь она известна многотомными фанфиками по «Конану», во вторую — расширению его вселенной Хайбории, в-третьих — поддержкой научной фантастики. Лига оказала существенное влияние на комиксы, индустрию кино и американскую культуру в целом.
    • Лайон Спрэг де Камп. Ярый фанат Говарда и критик. Написал в соавторстве с ним несколько произведений и толстую стопку фанфиков после его смерти. Автор «Да не опустится тьма» — первое произведение в жанре «альтернативной истории». Написал в соавторстве с Флетчером Прэттом «Дипломированного чародея». В качестве казуса в других своих научно-популярных произведениях критиковал псевдонаучные теории о Атлантиде и исчезнувших расах. Критиковал так же коллег и псевдоученых.
    • Лин Картер. Писатель и редактор. Создал эпос о затопленной Лемурии, существовавшей до Атлантиды, и сагой о приключениях варвара-короля Тонгора. В послесловиях своих романов часто упоминал Елену Блаватскую. А еще у него в древней Лемурии у людей были антигравитационные лодки. Известен как литературный редактор, прочитавший за свою жизнь более чем 22 тысячи книг!
    • Стив Перри. Писатель-фантаст и сценарист, автор более двух десятков романов, в том числе о Конане, книг циклов «Звездные войны», «Чужие» и «Чужие против Хищника», новеллизации фильма «Люди в чёрном». Славу получил от серии «Матадор». Цикл «Конан», фанфики по Говарду: «Конан бросает вызов», «Повелители пещер», «Хозяин тумана», «Цена победы», Четыре стихии".
    • Пол Андерсон. Писатель-фантаст. Написал на книжный шкаф. В жанре героического фэнтези у него «Сломанный меч», цикл «The Last Viking» по мотивам средневековой скандинавской мифологии (русский перевод только любительский), цикл «Короли Иса» в атмосфере античного мира.
  • Эдгар Райс Берроуз, автор «Тарзана». Распространитель ребенка-маугли. Продолжил деконструкцию образа варвара до человека, воспитанного животными.
  • Кэтрин Мур — создательница Джирел из Джойри, первого протогониста-женщины в героическом фэнтези. Отметилась также созданием космического авантюриста Нордвеста Смита (чьи приключения также напоминают конановские, только происходят на других планетах), эдакого предшественника Хана Соло.
  • Фриц Лейбер, автор цикла о Фафхрде и Сером Мышелове. Этакая пародия на приключения Конана. Написано в довольно ироническом стиле (тем не менее, это не юмористическое фэнтези).
  • Джон Норман, цикл о планете Гор (противоземле). Высокая стопа книг. В России почти не известен. А для западного читателя он стал главным мизогином-мужчиной эпохи 1960-х гг. По иронии судьбы, современные русские мужчины-мизогины применяют тропы из него, даже не подозревая об этом. Насилие под видом BDSM от него пошло.
    • По справедливости говоря, «Гор» — это не героическое фэнтези, а т. н. планетарный роман, то есть это не «меч и магия», а «меч и планета».
  • Майкл Муркок. Деконструировал образ героя в своем цикле «Элрик из Мелнибонэ». Кодификатор антигероя. Внимание: антигерои были задолго до него, но конкретно в этом жанре он стал первым. На сайте записался в антизлодея.
  • Пол Андерсон, «Три сердца и три льва» — первый в литературе герой поневоле. Впрочем, авторство тропа иногда приписывают Флетчеру Прэтту и его роману «Колодец Единорога» — П. Андерсон был куда более известным.
  • Карл Вагнер. Помимо многочисленных ужастиков, отметился серией о колдуне Кейне и фанфиками по Говарду.
  • Чарльз Сондерс — создатель Имаро, первого чернокожего протагониста в героическом фэнтези (сам автор афроамериканец). На русский официально не переводился.
  • Тэнит Ли, «Восставшая из пепла» и трилогия «Белая Ведьма». Первое женское героическое фентэзи. А женское оно потому что рассчитано на читательниц — женщин, герой не обязательно принадлежит к прекрасному полу.
  • Элеонора Раткевич, цикл «Деревянный меч».