Герой — раб

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Герой-раб»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Футбол остается последним легальным способом купить негра. »
— Чёрный юмор про чёрную расу

Герой произведения, волею печальных обстоятельств оказался в рабстве. А что из этого выйдет — зависит от исторического периода, в котором произведение создавалось.

Если произведение старше, чем феодализм (и даже если немного младше), то в те времена рабовладение было обыденной частью жизни и никто на нём внимание особо не заострял, сотня невольников в качестве массовки — да, легко. Впрочем, раба главным героем или рассказчиком в те времена, как правило, не делали, разве что рассказ откровенно юмористический (есть и такие).

В произведениях Нового времени, особенно приключенческого жанра, положительный герой вполне может загреметь в рабство, обычно в качество военнопленного, если сюжет исторический. Разумеется, ненадолго, после чего либо убивает рабовладельца, либо бежит, либо получает вольную, либо с ним происходят ещё какие-нибудь интересные вещи (особенно, если рабовладелец(лица) другого пола). Современными авторами этот штамп тоже охотно эксплуатируется, также добавляются всевозможные деконструкции и субверсии, по которым рабство иногда может оказаться совсем не тем, чем кажется.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия. Книга Исхода целиком посвящена исходу целого народа из рабства.
    • Не забываем также Иосифа, которого продали в рабство родные братики, и Агарь, рабыню Авраама, которая родила от него Исмаила.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Людмила Шаховская, «Сивилла — волшебница Кумского грота» — действие происходит в Древнем Риме ещё до становления республики. Среди рабов есть грек из города Сибирис по имени Грецин, в прошлом — богатый человек. Другие рабы — Арпин, внебрачный сын, считающийся по закону рабом своего отца, и скромная и привлекательная Амальтея.
  • А. Беляев, «Последний человек из Атлантиды» — СФК античности. Сын жреца Акса-Гуам влюблён в рабыню по имени Ата.
  • Л. Лагин, «Старик Хоттабыч» — после того, как Волька обиделся на приятеля Женьку Богорада, джинн телепортировал того в первой редакции — в колонию Бенэм, во второй — в Индию и «порадовал» Вольку тем, что Женю там быстро продадут в рабство (не зная, что рабами там давно уже не торгуют).
  • А. Говоров, «Алкамен — театральный мальчик». Заглавный герой — храмовый раб. Несмотря на то, что он сбегает, добивается славы и положения в обществе, в конце книги его находят хозяева-жрецы, и даже афинские власти ничего поделать не могут.
    • Тут накручена излишняя драма — в Афинах и большинстве государств древнего мира были законы о принудительном выкупе государством рабов у владельцев в исключительных случаях.
  • И. А. Ефремов:
    • «На краю Ойкумены» — главный герой, грек Пандион, попал в рабство в Египте, участвует в восстании рабов, затем выкупает свободу через участие в ловле носорога.
    • «Таис Афинская» — рабы есть и здесь. Так, немаловажную роль в сюжете играют две рабыни-наперсницы заглавной героини — фиванка Гесиона и эфиопка Эрис. Позже они обе получают вольную.
  • Ф. Искандер, «Дядя Сандро и раб Хазарат». «Стыдно сказать, из-за каких глупостей начиналась кровная месть». В данном случае — из-за того, что при переходе вброд реки мужчина хлестнул плетью лошадь, на которой сидела женщина. В итоге истребили всех мужчин из одного рода, кроме младшего, которого сделали рабом.
  • Валентин Пикуль, «Фаворит» — приведена песня матросов с корабля работорговцев. «Еще не бывал я на Конго-реке, Дернем, парни! Дернули… Там жмет лихорадка людей в кулаке. Дернем, парни! Дернули».
  • Владислав Крапивин, «Сандалик, или Путь к Девятому бастиону» — хронофантастика. Главный герой, советский пацан Саня, подружился с древнегреческим сверстником Одиссеем. Он из небогатой семьи: есть один раб, но и хозяева работают наравне с ним. Но когда встал вопрос о продаже раба, Саня предложил переправить его в наше время.
  • Мария Семёнова.
    • «Волкодав»:
      • Главный герой, венн из клана Серых Псов (СФК северных славян), ещё ребёнком был продан в рабство после уничтожения всей своей семьи.
      • Ниилит, девушка из восточной страны Саккарем, продана родными дядей и тётей и освобождена Волкодавом.
      • Также Волкодав пожертвовал своим драгоценным мечом, чтобы помочь только что встреченной старухе и выкупить её мужа из рабства. А меч к нему возвращается.
        • И как-то все забывают про бабку Хайгал, няньку Кнесинки, которую родной отец отдал в рабство ее деду. Но «у таких рабов хозяева сами по одной половице на цыпочках ходят».
      • В приквеле «Волкодав: Истовик-Камень» фигурируют работорговец Ксоо Тарким и мальчишка-раб Каттай, который говорит о себе в третьем лице. Бедный мальчик хотел выкупить из рабства маму, папу и всех, с кем шел в караване…
    • «Лебеди улетают» («Урманские гости»): у юного словенина Тверда вероломный гость урманин Олав убил всех родных, сжёг дом, а его самого продал в рабство.
    • «Хромой кузнец» (по мотивам скандинавских легенд) — заглавный герой.
  • О. Громыко, «Космоолухи» — Недолгий Навигатор Алексей был козлом, но после попадания в рабство и последующего освобождения козлизм несколько поумерил.
    • Сделали в описании из парня-отличника, несколько излишне самоуверенного, но куда более адекватного чем те же Тед и Полина козла, а там скорее смена взгляда конкретно на Дэна пополам с благодарностью к спасителю, так что его попадание в рабство вызывает только сочувствие и до тропа Оздоровительная порка явно не дотягивает.
  • Ник Перумов, «Алмазный меч, деревянный меч» (из цикла «Упорядоченное») — среди героев есть рабыня-дану Агата (она же Сеамни Оэктаканн, она же Тайде Видящая). Она работала в цирке господ Онфима и Онфима и была там на положении парии.
  • Вадим Панов, «Тайный город» — метаморф Анна стала сначала рабыней, а потом и свободным подчиненным Великого Дома Навь.
  • Виктор Пелевин, «Кормление крокодила Хуфу» — героям не понравились фокусы, и фокусник за это отправил их в древний Египет, сделав рабами на строительстве пирамиды.
  • Александр Рудазов, «Архимаг» — единственной любовью мага Креола была его кушитская красавица-рабыня Тхари, погибшая ещё в Шумере.
    • В рабстве у Креола отсиживается джинн Хубаксис, который совершил ужасное, немыслимое, чудовищное преступление — испортил воздух в присутствии самого Великого Хана всех джиннов и ифритов.
  • Зыков, цикл «Безымянный раб» — попаданец сначала обучился забытой магии, а затем, выйдя к людям, тут же попал в рабство. На него надели ошейник, подавляющий магию.
  • Михаил Успенский, «Белый хрен в конопляном поле». В юности Ироня сжёг варяга, который захватил его в плен и сделал своим рабом, заперев хозяина в доме со всей семьёй.
  • Марина и Сергей Дяченко, «Медный король» — в начале повествования протагонист был юным рабом.
  • Руслан Мельников, дилогия «Хэдхантер» — ближе к концу первой книги происходит вот это поворот, в результате которого Борис оказывается в рабстве. Строго говоря, он угодил в него в самом начале, но до сюжетного твиста считал, что ему повезло устроиться на престижную и денежную работу.
  • Ольга Куно, «Горький ветер свободы» — главная героиня, Сандра Эстоуни. Специалист по теоретической магии, автор диссертации на тему «Свойства магических амулетов», сотрудничала в качестве консультанта с тремя музеями и периодически вела семинары в двух столичных университетах. Похищена пиратами и получила магическое клеймо.
  • Михаил Щукин, «Цикл о Майе» — заглавную героиню и её младшего брата с помощью хитрых махинаций обратили в рабство. У злодеев были далеко идущие цели. Вот только так получилось, что Майя стала личной рабыней принцессы Иллисианы и возлюбленной наследника престола.
  • Ольга Голотвина, «Знак Гильдии» — Дайру, которому как рабу оружие носить нельзя, носит толстый крепкий пояс с тяжёлой заточенной пряжкой.
  • Анатолий Дубровный, «Листик. Принцесса пиратов»: как минимум часть проституток в Дворце Наслаждений — рабыни.
  • Юрий Иванович, цикл «Раб из нашего времени».
  • Кира Измайлова, «Случай из практики» — и автор, и главная героиня явно осуждают предательство Лельи, забывая, что она рабыня.
  • Евгений Перов, «Чёрные Клинки» (?) — подросток хотел выкупить рабыню, в которую влюбился. Денег ему не дали. Кончилось плохо.
  • Юрий Нестеренко:
    • «Крылья» — Эйольта постоянно сталкивается с дискриминацией из-за своих крыльев. Ее дважды обращают в рабство
    • «Время меча» — работорговцы захватили Редриха, и тогда Эйрих и Элина похитили ради выкупа местного торговца, чтобы спасти друга. А вообще в этом сеттинге, СФК Ближнего Востока, у пиратов и купцов в норме торговать рабами — и белыми, и чёрными.
  • Александр Прозоров:
    • Цикл «Ведун». Главный герой, попаданец Олег Середин, пережил много приключений, в том числе и в рабстве побывал.
    • Цикл «Дикое поле». Герой, тоже попаданец, встретил шаманку, которая предсказала: пришелец — не человек, а ифрит. И она не ошиблась: попаданец из будущего в настоящем еще не родился, поэтому человеком быть не может. Впечатлённый попаданец взял шаманку себе в рабыни.
  • Анна Виор Легенда о свободе — Вирд
  • Наталья Бромлей, Надежда Остроменцкая. «Приключения мальчика с собакой» 74 год до н. э. Сицилийского мальчика Клеона и его собаку, по кличке Лев, похищает шайка пиратов. Он бежит, снова попадает в плен и оказывается в рабстве у римского сенатора, а после — в лагере Спартака.

На других языках[править]

  • Гомер, «Илиада» и «Одиссея». В первой книге греки обращают в рабство захваченных в плен троянцев. Во второй рассказано, что свинопас Эвмей сохранил верность Одиссею за многие годы его отсутствия и помог расправиться с наглыми женихами. А нянька-рабыня Эвриклея единственная, кто узнала его сразу.
    • Эвмей даже поименован как «свинопас богоравный».
  • Петроний Арбитр, «Сатирикон». Раб Трималхион стал вольноотпущенником (за специфические услуги хозяину и хозяйке), эпически разбогател, окружил себя роскошью и произведениями искусства, но остался самовлюблённым индюком.
  • «Али-Баба и сорок разбойников». Хотя номинально главный герой — Али-Баба, но его невольница Марджана работает настоящим двигателем сюжета, превосходя по уму и хитрости что Али-Бабу, что атамана разбойников.
    • К слову, полное название несокращённой сказки — «Рассказ про Али-Баба и сорок разбойников и невольницу Марджану, полностью и до конца»
  • «Куньлуньский раб» — первая из уцелевших у-ся. Не столько драки, сколько паркур по столичным крышам. Главный герой — мулат.
  • Барон Мюнхгаузен — попал в плен к туркам, был продан в рабство и пас пчёл султана.
  • Немецкий писатель XVIII в. Иоганн Музеус, легенда «Мелексала» (Melechsala) — крестоносец граф Эрнст Глейхен попал в плен и стал рабом.
  • Вильгельм Гауф, шкатулочный роман «Александрийский шейх Али-Бану и его невольники» — большую часть оставляют истории от отпускаемых на свободу невольников.
  • Дж. Г. Байрон, «Дон-Жуан» — отец Гайдэ, возлюбленной протагониста, продал его в рабство туркам.
  • В. Скотт, «Айвенго» — среди главных героев романа есть саксы Вамба и Гурт, рабы Седрика, да и Бриан де Буагильбер притащил из крестового похода рабов-сарацин.
  • Проспер Мериме, «Таманго». Заглавный герой — африканский племенной вождь, у которого европейский капитан Леду покупал чёрных же рабов. Ещё и давил на жалость, пристреливая «бракованный товар», от которого покупатель отказался. Но настал и его черёд стать живым товаром. Будучи опытным полководцем, он смог организовать захват невольниками корабля. Весь экипаж был перебит, но никто из негров не знал, ни как им управлять, ни в какую сторону плыть
  • Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома». Рабов множество — ибо Довоенный Юг плюс немножко Севера. Рабы разные, и судьба у них разная.
    • Семья Гаррисов, особенно муж, свободолюбивы, сильны духом, готовы ради свободы и сражаться, и скрываться, и жизнью рисковать.
    • Дядя Том — изначально не бедный раб, который по-христиански смиренно принимает свою несвободу, но никогда не сделает ничего, что противно его совести, даже под угрозой смерти.
    • Топси — маленькая девочка, которую избивали и морили голодом. Но это не смогло убить в ней детскую непосредственность.
  • Э. Булвер-Литтон, «Последние дни Помпей» — среди персонажей есть Нидия, слепая рабыня. И старик Медон, чей сын, вольноотпущенник Лидон, нанялся в гладиаторы, чтобы выкупить отца.
  • Ричард Хилдрет, «Белый раб». Главный герой Арчи, мулат, влюбляется в рабыню Касси. Он и Касси — единокровные брат и сестра!
  • Генри Лонгфелло, «Песнь о Гайавате» — По-Пок-Кивис, жульничая, обыграл старого Ягу, у которого отобрал его племянника и сделал своим рабом.
  • Г. Сенкевич «Камо грядеши?» — Сенатор Петроний влюбляется в свою рабыню Эвнику.
  • Марк Твен:
    • «Приключения Гекльберри Финна» — почти всю книгу спутником Гека был беглый раб Джим, и белый мальчик старался ему помочь. В конце выяснилось, что хозяйка даровала ему вольную.
    • «Приключения Тома Сойера» — чёрные рабы есть и здесь, но они не играют заметной роли в повествовании.
    • Неоконченная повесть «Заговор Тома Сойера» — среди персонажей есть работорговец Брэдиш по кличке Крот.
    • «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — условное Средневековье, сеттинг Артурианы. Янки и Артур, путешествуя инкогнито, попали в рабство.
    • «Принц и нищий» — XVI век, правление короля Генриха VIII. «За третью попытку к нищенству клеймят раскалённым железом и продают в рабство; он убегает, его ловят и вешают».
  • Николас Уайзмэн (Nicholas Wiseman), «Фабиола, или Церковь в катакомбах» (Fabiola or, the Church of the Catacombs) — среди героев есть чёрная рабыня Афра. Хозяйка относилась к ней хорошо и дала вольную, Афра вышла замуж, и оказалось, что она променяла одно рабство на другое, и неизвестно, которое хуже. Там же другая рабыня, христианка Сира, отказавшаяся от свободы, чтобы иметь возможность влиять на госпожу.
  • Р. Джованьоли, «Спартак» — сестра заглавного героя Мирца и огромное количество эпизодических персонажей.
  • Р. Киплинг, «Холодное железо» — эльфы приняли к себе младенца умершей рабыни и воспитали. Но когда он подрос, то первый же найденный предмет из холодного железа определил его судьбу, и это оказался рабский ошейник. Правда, в предсказании говорится не столько о рабстве, сколько о бескорыстном служении людям, так что мальчик прожил вполне счастливую жизнь.
  • Оскар Уайльд, «Звёздный мальчик» — в рамках оздоровительной порки протагонист попадает в рабство.
  • Роберт Говард:
  • Р. Сабатини:
    • «Одиссея капитана Блада» — главного героя и его товарищей, осуждённых на смертную казнь, помиловали и продали в рабство на Барбадос. Им удалось бежать, но эта тема ещё неоднократно всплывает в трилогии.
    • «Морской ястреб». Испанская девушка при помощи кинжала старого еврея предпочла убить себя, лишь бы не идти к нему в рабство.
  • Дж. Р. Р. Толкин, «Сильмариллион» — Туор три года провёл в рабстве.
  • Польский писатель Аркадий Фидлер, «Белый Ягуар — вождь араваков» — среди друзей главного героя, белого человека, есть индейцы и негры, бежавшие из рабства.
  • Джек Линдсей, «Ганнибал» — гетера Дельфион, одна из главных героев. Причём она уже владеет заведением с несколькими девушками и сама покупает у матери свободную девушку, которая согласна стать рабыней (если ей разрешат взять с собой свою кошку).
  • Уильям Стирнс Дэвис, «Саламин» — главного героя, молодого афинянина Главкона, бывший друг захватил в плен и продал пиратам. Так он стал рабом.
    • Кроме того, в романе выведен Сикинн — раб и шпион Фемистокла, который пользуется полным доверием своего господина и выполняет особо важные поручения.
  • Франк Бруно, «Сервантес». Испанскому писателю за свою бурную жизнь довелось попасть в плен к североафриканским работорговцам… и выйти из их лап невредимым.
  • Курд Панахи Макулу, роман «Саттар-хан» — юношу, который пытался сбежать с рабыней азербайджанского принца, кастрировали, а рабыню изуродовали.
  • Ф. Герберт, «Дюна»:
  • Роберт Хайнлайн:
    • «Гражданин Галактики» полковник — Галактического патруля Ричард Баслим борется против работорговцев Девяти Миров. Потеряв ногу и глаз и маскируясь под нищего, он покупает за гроши строптивого мальчишку-раба Торби, который становится приёмным сыном.
  • Розмари Сатклифф, «Орёл Девятого легиона» — бритт Эска был рабом римлянина Марка, но перед походом на север Марк освободил его.
  • Урсула Ле Гуин «Четыре пути к прощению» и «Обделённые» («Обездоленные в другом переводе»). Рабство, освобождение от него и альтернативный строй, созданный бывшими рабами, как сюжетообразующие моменты.
  • Дж. Мартин, «ПЛиО»:
    • Рыцарь из Вестероса сир Джорах Мормонт занялся работорговлей, чтобы покупать предметы роскоши для капризной и неверной юной жены. Его отец «Старый Медведь» Джиор Мормонт, лорд-командующий Ночного Дозора, изгнал и проклял сына за это, и Джорах бежал на Эссос.
    • Странствуя по Эссосу, Тирион Ланнистер наткнулся на Джораха и стал его пленником. Вскоре, правда, справедливость восторжествовала — их поймали и уравняли в правах работорговцы.
    • Эпизодический персонаж, главарь пиратов — охотников за рабами, в книге никак не назван и появляется мельком. В сериале он получил имя Малко, облик страшного негра (у актёра Адевале Аккинуойе-Агбадже такое амплуа) и запомнился диалогом о карликах и половых членах с Тирионом, с которым он составил хороший контрастный дуэт. Чудо одной сцены.
    • Миссандея — личный секретарь Дейнерис, бывшая рабыня-переводчица из Астапора и первая освобожденная в этом городе. Вундеркинд — в свои неполные 12 уже знала шесть языков.
    • Серый Червь — командир Безупречных, освобожденных из рабства Дейенерис. За это по-собачьи предан своей королеве. «Серый Червь» — имя, которое он носил в рабстве и под которым обрёл свободу.
    • Также рабами были могущественная колдунья Мелисандра и серый кардинал Варис.
  • Джо Аберкромби:
    • «Море Осколков» — главный герой Ярви попал в рабство, но сумел сбежать.
      • Там же среди персонажей — рабыня Сумаэль.
    • «Первый закон» — среди персонажей есть бывшая рабыня с юга Ферро.
  • Л. М. Буджолд, «Проклятье Шалиона» — Казарил в начале романа только-только был освобождён из рабства на галерах и испытал ПТСР.
  • Энн Райс, «Вампирские хроники» — вампир Арман был захвачен в рабство во время татаро-монгольского нашествия. Или в другое время? А Луи де Пон дю Лак — владелец плантации в Луизиане.
  • Брендон Сандерсон, «Архив Буресвета» — Каладин спас одного человека и попутно добыл супероружие, которое сделало бы его, простого солдата, одним из самых могущественных аристократов королевства. Однако от своего трофея отказался, и спасённый присвоил таковой себе, а самого спасителя «милостиво» продал в рабство.
  • Нил Стивенсон Криптономикон — Гото Денго довелось побывать в рабстве.
  • «Барочная трилогия» того же Стивенсона — Джек Шафто попал в плен к туркам и стал галерным рабом. Впоследствии сбежал с несколькими товарищами по несчастью.
  • Маргарет Уэйс, Трейси Хикмен, цикл «Сага о Копье» — Карамон Маджере был продан в рабство на гладиаторскую арену, где выступал в фансервисном доспехе.
  • Алан Дин Фостер, «Сквозь призму световых лет» — главгероя, как и многих других инопланетян, похитили пришельцы-работорговцы.
  • Раймонд Фэйст, трилогия «Конклав Теней» — девушка протагониста оказалась продана в рабство.
  • Дэвида Эддингс, The Elenium and The Tamuli («Хроники Спархока») — стремясь спасти свой народ от истребления, очередной король Атана пришел к тамульцам с предложением — взять атанов в рабство.
    • Миртаи из народа Атана в семь лет была схвачена работорговцами, но рабыней оказалась никудышной — еще при попытке захвата убила двоих работорговцев. В рабство все же попала, переходила из рук в руки, увеличив при этом свой счет трупов до тридцати четырех, пока её не подарили Элане в качестве телохранительницы.
  • Гарри Гаррисон, «Специалист по этике». После подстроенной им же аварии Язон дин Альт начинает свою карьеру на планете именно в качестве раба. По ходу сюжета трижды меняет хозяев и на короткое время сам становится рабовладельцем.
  • Паоло Бачигалупи, «Девочка-флейта» — в её костях проделаны сквозные отверстия, через которые можно дуть, извлекая звуки флейты.
  • «Горианский цикл» Джона Нормана — педаль в пол! Каждый из главных героев книг Нормана хотя бы раз оказывался в рабстве. Потом либо бежал сам, либо его освобождали. А героини Нормана и вовсе, как попадают в рабство, так там и остаются, находя своё счастье в этом.
  • Ким Стенли Робинсон — «Годы риса и соли» (альтернативная история, со сквозным сюжетом о перерождении душ и стремлении их друг другу — в этом роман мне напомнил «Облачный атлас»). На одном из этапов перерождений оба главных героя становятся рабами, при этом один приспособился, а другой восстал против строя и поработившей его империи.

Кино[править]

  • «Заложница» — субверсия и Йопт in Translation. В оригинале фильм называется Taken — «Захваченная». И захватили девушку не в заложники, а в рабство.
  • «Гладиатор» Ридли Скотта — главного героя, бежавшего из Рима полководца Максимуса Децима Меридия, подобрал работорговец, посчитавший его дезертиром, и продал в гладиаторы. Вопиющее Не в ладах с историей: за взятие в рабство даже простого легионера работорговцев распинали на крестах с таким тщанием, что они даже с дезертирами связываться боялись.
    • Аналогично и «Монгол». После ссоры с Джамухой и сражения с ним (в реальности закончившегося ничьей) Тэмуджин внезапно попал к нему в плен и оказался продан в рабство тангутам. В реальности ничего подобного никогда не было, и с тангутами Тэмуджин встретился намного позже — когда пошел на них войной и разграбил для первого раза.
  • «Назад к рабству» — два афрофранцуза, попав в прошлое, стали рабами.
  • «Сигурд, победитель дракона» — среди персонажей есть раб-ирландец Патрик (в рабстве носивший имя Рейм), Названый брат заглавного героя.
  • «Стражи Галактики» — Йонду был продан в рабство собственными родителями.
  • «Хроники хищных городов» — Эстер Шоу и Том Нэтсуорти захватили работорговцы. На рынке рабов героиню продать не удалось из-за уродливости («Ужасный шрам рассекал ее лицо ото лба до подбородка. Рот перекосило в вечной ухмылке, нос расплющило, а единственный глаз смотрел на него из этого кошмара»). Но это в книге «Смертные машины» — в кино аккуратные шрамы не всегда заметишь на пухлом лице даже при крупных планах. Анна Фанг, один из лидеров противников движения городов, спасла героев от работорговцев.
  • «12 лет рабства».
  • «Рождение нации» (новый фильм про восстание рабов, а не старый про ККК).
  • «Спартак»
  • «Табачный капитан» — главный герой, крепостной бояр Свиньиных, купленный за табак по его весу.
  • «Крепостная актриса» — герой, бастард князя от крепостной, был вместе с имением продан другому владельцу.
  • Серия «Мифика» с героиней Марек, бывшей хромой рабыней.
  • Django Unchained — герой, его жена Брумхильда и многие другие чёрные.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто» — уды временно порабощены людьми.
  • «Великолепный век» — Хюррем и Ибрагим.
  • «Рабыня Изаура» — самый известный в 1990-х сериал про рабыню. При том, что тема рабства совершенно в сериале не раскрыта, скорее даже наоборот, а зритель недоумевает, почему с этой Богиней рабыней все окружающие не-женского пола носятся, аки с писаной торбой (включая её юридически полноправного владельца, да).
    • Это только для тех, кто смотрел советскую версию теленовеллы, урезанную до 15 часовых серий. В оригинальной (100 серий по 25 минут) тема раскрыта по самый корешок.
      • Впрочем, советское сокращение было вторым — изначально для международного показа 100 серий были сокращены до 30.

Аниме, манга и ранобэ[править]

Видеоигры[править]

  • «Oddworld: Abe’s Oddysee»: протагонист игры Эйб — раб на заводе консервов. Собственно, рабами издавна был весь народ мудоконов, но Эйб узнал, из чего ушлые магнаты собрались производить консервы, и решил поднять восстание.
  • Enslaved: Oddesey to the West — Обезьяна. С прикрученным фитильком, ибо Трип надела на него обруч, чтобы попасть домой и по завершении, обязалась его снять.
  • Gothic II. Фанатский мод «Dark Saga». История начинается с попадание главного героя и его друга в рабство оркам.