Гипердрайв

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Гипердрайв — это некое приспособление, обеспечивающее перемещение физического тела в пространстве быстрее скорости света. Как правило, под физическим телом подразумевается некий звездолет, а под устройством — технический двигатель (но возможны и варианты, почему здесь и дано наиболее общее определение).

Связанный троп — гипердрайв очень кстати.

В основной массе НФфэнтези, как ни странно) произведений встречаются несколько «стандартных» видов «гипердрайва». Их мы и рассмотрим ниже, как и причины, почему в реальной жизни эти технологии могут быть сомнительны.

См также Шкала эффективности тирьямпампации

Скорость света как корень проблемы[править]

(link)

релятивистские парадоксы - это конечно очень романтично, но хотелось бы побыстрее
« Там, где в физике элементарных частиц наблюдается хоть какой-то порядок, работает теория под называнием «Стандартная модель». В ней 26 параметров. Приблизительно известны 19. Почему этих параметров столько, почему они именно такие, ответить не могут. Минимальный размер физического объекта, который теоретически может быть измерен - это размер «планковской длины» 1,6 умножить на 10−35 метра. От уровня 10−20 метра до 10−35 не известно никаких частиц, но точно знают, что они существуют. Наблюдаемый размер Вселенной порядка 4,5·10 26 метра. Что за пределами - неизвестно. Не понятна основная масса вещества и энергии во Вселенной. Предполагают[1], что 74 % - это энергия вакуума. 22 % - темная материя, известно как она распределена в пространстве. Ученые знают лишь о четырех процентах от всей энергии: 0,6 % это планеты и звезды, а 3,4 % межгалактический газ и пыль »
— директор института ядерной физики СО РАН Павел Логачев вкратце о состоянии науки

Ещё со школьной скамьи каждому ученику вдолбили намертво в голову мысль о том, что скорость света — это самая большая скорость во вселенной, и что преодолеть её невозможно. Правда, редко объясняли почему, а если и объясняли, то плохо. Сделаем скидку на то, что школьный учитель физики — это не ученый (если, конечно, ему не наскучило сраться с другими учеными и учить студентов, и он решил отдохнуть душой в общеобразовательной школе — это называется мазохизм).

Вместе с этой простой мыслью в головы детей нередко попадают идиотские заблуждения о том, что случится с физическим телом на субсветовой скорости (сказки могут быть совершенно разными, начиная от спектрального смещения и разных красивых визуальных эффектов, что в общем-то истинно, заканчивая идиотией типа «вас расплющит в лепёшку», намекая на Лоренцево сокращение).

И это уже не говоря о том, что школьные учителя часто путают массу с релятивистской массой, эквивалент массы и энергии понимают через жопу, а многочисленные теории взаимодействия передать понятным детям языком попросту не в состоянии.

Это всё очень плохо, и это, зачастую, порождает недоверие. Вторая часть порождения недоверия — это многочисленная кино-книгопродукция, в которых разные авторитетные люди предлагают способы, как эту самую скорость света можно преодолеть. И конечно же, понимание, что если её не преодолеть — о фантастических приключениях как в Стар Треке можно будет забыть навсегда, а ведь для кого-то это мечта из разряда «мы рождены чтоб сказку сделать былью» — и многие фанаты научной фантастики посвящают свою жизнь науке в поисках способа, как воплотить в реальность эту самую мечту.

Всему нужна точка опоры, и поскольку наш мир пребывает в движении со времен Большого Взрыва, этой точкой стали фундаментальные константы:

  • скорость света в вакууме — ну, это понятно, впервые измеряли ручками с помощью хронометра и света от Юпитера, впоследствии много раз уточняли.
  • гравитационная постоянная — с ней тоже всё понятно, впервые измерили с помощью крутильных весов, много раз уточняли и привели к современному виду
  • постоянная Планка (элементарный квант действия) — вместе с редуцированной постоянной Планка является единицей меры движения
  • элементарный заряд — ну, с этим тоже всё ясно
  • постоянная Больцмана — участвует в зависимостях энергии и температуры.

На основе этих констант было вычислено немало всего, фактически мы ещё полвека назад с определенной степенью точности (мелкие погрешности всё равно остаются, например потому что долгое время не было нормального эталона метра, пока ученые не зашли с другого конца и не приравняли метр к дистанции, проходимой светом за ничтожную долю секунды — примерно то же самое творилось и с секундой, которую только за двадцатый век уточняли четыре раза) познали практически всю физику нашего мира.

Но теперь, когда у нас в руках суперсовременные, прецизионные технологии, мы в состоянии открыть многое из того, что ранее в силу несовершенства измерительных инструментов открыть было невозможно. И вот тут посыпались проблемы, потому что произошел отрыв теории от практики. А точнее, экспериментаторы требовали от ученых теоретически рассчитанные числа, чтобы было с чем сравнивать результаты экспериментов (просто мерить абы что, а потом пытаться разобраться что именно это было — уже давно не вариант). А ученые в свою очередь для этого должны хотя бы приблизительно понять, что за чертовщина творится в нашей Вселенной, откуда она взялась, куда катится и из чего состоит. Поскольку полезть с пробиркой к центру Вселенной мы не можем (равно как и полезть с пробиркой вообще куда угодно за пределы Солнечной Системы, впрочем даже с ней есть сложности — мы с пробиркой лазили пока что на весьма ограниченный список небесных тел, а для исследования космического вакуума пробирка нужна уж больно здоровая) — пришлось обходиться косвенными данными — понатыкать всюду телескопов, радиотелескопов, интерферометров и прочей аппаратуры и шарить их опто-электронными глазами по небу, выстраивая картину мира, и уже отталкиваясь от наблюдений строить гипотезы, ни одна из которых не приблизилась и близко по точности к данным, полученным вслепую чёрт знает когда на основе констант. Уточнять константы дальше — уже практически не вариант — мы подошли к пределу измеримого. Новая теория должна предсказывать известные явления точнее, чем старая. Она должна быть понятной, красивой, оптимальной. Точность вычислений не может превосходить точность измерений. Точность теории не может быть точнее измерений, которые используются для её построения. Теория должна уточнять эксперимент.

ученый пытается объяснить принципы взаимодействия

И ученые приступили к работе. Во-первых, потребовалось заново пересчитать почти всё, что было рассчитано до двадцать первого века. Во-вторых, потребовалось увязать нестыковки (например, когда одна из лабораторий получила статистически-значимый результат в виде сверхсветового нейтрино, ученые офигели лицом и потребовали перепроверить оборудование: так и есть, плохо вставили разъем световода). В-третьих (см. эпиграф), оказалось, что мы не так уж и много знаем о Вселенной (и вот уже более ста лет никто не может объяснить странное поведение Меркурия, причем ни одна из теорий не дала результатов более точных, чем теория Эйнштейна — а ведь Меркурий-то у нас фактически под боком, казалось бы — строй ракету, отправляй зонд — в чем проблема-то[2]?), в четвертых, потребовалось объяснить несведущим, на что наука тратит колоссальные бюджеты, например, на постройку Большого Адронного Коллайдера, а на все вопросы отвечает непонятно и вообще уклончиво. И вот с последним как-то не задалось. Ученые поняли, что нужно как-то популяризировать науку, иначе общественность в упор не понимает смысла странных экспериментов, которые всё больше смахивают не то на магию, не то на попытку устроить Апокалипсис. Финальной точкой стала волна в желтой прессе о том, что БАК способен родить черную дыру, которая сожрёт нашу планету. Это была последняя капля, и терпение ученых лопнуло. Они и раньше пытались поведать планете о волшебном мире математических абстракций, но психиатры что-то уж сильно разнервничались…

Здесь следует обмолвиться, что в наше время есть три дисциплины, занимающиеся построением непротиворечивой картины мира и теории всего. Это:

  • ОТО. Пока стоит намертво, несмотря на попытки её опрокинуть.
  • Квантовая механика. Люди, которые занимаются не столько разборками ракетной проблематики, сколько развинчивают по кусочку вещество, пытаясь понять, откуда оно взялось, куда катится, и как взаимодействует. Временами на ножах с ОТОшниками, потому что то, что творится на уровне атомов и частиц и то, что творится на уровне планет и звезд — это две большие разницы. Проблему усугубляет нехватка финансирования — для того, чтобы, скажем, посчитать массу протона, используя уравнения квантовой хромодинамики, требуется загрузить всю компьютерную сеть США где-то на полгода. Это вам не в скринсейвере SETI инопланетян искать.
  • MOND. Фанаты Ньютона (да, они всё ещё не успокоятся), которые смогли избавиться от костыля с темной материей, слегка модифицировав ньютоновскую теорию. Правда ньютоновская теория — как короткое одеяло: на голову натянешь — ноги вылезают, на ноги натянешь — голова мёрзнет. В общем, породив некоторое количество новых проблем, фанаты Ньютона уже пять лет как сидят в загончике для не пользующихся авторитетом научных теорий. Тем не менее, важен сам факт, что эти люди предпочли править теорию, а не подставлять под неё костыли в виде экзотической материи, или изобретать какие-то безумно альтернативные теории.

Это была преамбула, призванная пояснить, что физика реального мира базируется на константах, которые вы можете измерить своими руками, и как следствие, легко проверить их истинность (другой вопрос в точности, которая очень критична когда вам приходится мерить то же самое в масштабах Вселенной). Скорее всего, большая часть нестыковок теории с наблюдаемым объясняется тремя вещами: погрешность точности (в космических масштабах даже мааалюсенькая ошибочка в десятом знаке после запятой оборачивается полнейшим несовпадением рассчитанного и замерянного), невнимательностью (упустили из виду важный элемент уравнения) и иллюзиями (самый простой пример — гравитационная линза)[3].

Далее, тот факт, что скорость света — предельна (но недостижима) для физического объекта. Допустим, летит ракета и по ходу движения кинули мячик. Складываются вектора? Складываются. Вот только они четырёхмерные (пространственно-временной континуум) и к трёхмерным легко приводятся только тогда, когда до скорости света ещё далеко. А когда мы наступаем ей на пятки, если сделать проекцию пространства-времени, ваша траектория уже не будет прямой, она будет гиперболой, стремящейся к скорости света, но никогда её не достигнущей. У вас замедлится время, а так как скорость — это путь, деленный на время, попытайтесь угадать с трех раз, что будет, если ваша секунда станет равной минуте. А через минуту — часу. А через час — дню. Это же, кстати, видно в релятивистском уравнении Мещерского: у нас попросту нет ничего, что — с одной стороны — взаимодействовало бы с материей, а с другой — очень быстро двигалось, для того, чтобы сообщить свою скорость этой самой материи. То есть, чем бы вы ни зарядили свой движок, он не сможет плеваться этим со скоростью выше скорости света, и, как следствие, не сможет разогнать корабль до скорости света.

Ещё с доядерных времен фантасты придумывали способы, как можно было бы эту систему обмануть. Ведь недаром ученые любят говорить, что лучший инструмент ученого — это воображение. И не даром многие из писателей научной фантастики (той которая твердая) — были людьми крайне близкими к научным кругам, и которые в отличие от желтой прессы вникали в суть того, о чем говорила наука. Они брали перспективные теории и начинали делать то, что сейчас пытаются сделать с помощью компьютера — смоделировать ситуацию, при которой эта теория бы работала, и посмотреть, что получится. В частности, любой фанат научной фантастики, посмотрев новый гламурный фантастический фильм, тут же выдаст на-гора стопятьсот вопросов к создателям, причем таких вопросов, что создатели сделают круглые глаза и предпочтут отмолчаться, давая фанам возможность самим всё утрясти, придумав удачный обоснуй. Вот только затыкание дыр в теории обоснуями в науке не работает.

…И миры, в которых была другая физика, начали потихоньку загибаться, всё сужая и сужая для фантастики круг возможностей, по мере того, как в науке раскрашивались белые пятна на карте непознанных законов мироздания. После того, как этих пятен не осталось вовсе (последний эксперимент по гравитационным волнам закрасил последнее), ученые убедились: во вселенной нет драконов. И места для сказки тоже не осталось.

Как видно из нижеследующего списка, все эти технологии изобретены фантастами (и только парочка — учеными) бог знает когда, и с тех пор не появилось ни одной новой идеи. Надежды на то, что появится чудесная технология, которая пошатнет и перевернет основы физики — нет. Все изыскания науки на сегодняшний момент посвящены утрясанию вороха проблем, порожденных серьёзной нехваткой практики, коя, в терминах диалектического материализма, является единственным критерием истины. А нехватка практики связана с тем, что мы застряли на орбите Земли и пока ещё не вытащили в глубокий космос целую гору аппаратуры для новых уточнений и измерений. Научная жила околоземного пространства практически истощилась, и нужно двигаться дальше — туда, куда так рвутся фанаты научной фантастики — в космос, к новым рубежам.

И единственная сила, которая пока что может преодолеть скорость света — это сила воображения читателя. Между прочим, сила весьма неслабая.

Гиперпространственный двигатель[править]

Он же субпространственный двигатель или гиперпривод.

Устройство, позволяющее перейти из привычного нам пространства-времени в некое иное пространство, связанное с нашим и соотносящееся с нашим «географически» в той или иной степени, но, с иными законами бытия. Например, расстояние между двумя связанными точками в нашем мире и в гиперпространстве — различается. На примере — в нашей реальности расстояние между Землей и Солнцем 1 а.е (примерно 150 млн километров). Точке «Земля» в гипере соответствуют координаты 1*1*1, точке солнце, допустим, 2*2*2. Так вот, расстояние между этими точками — например не 1 а.е. а 1 километр. При этом ни Земли ни Солнца там нет, разумеется. Просто проколов брану между измерениями в первой точке — вы окажетесь где-то на Земле. Во втором — на Солнце.

Природа гиперпространства в разных произведениях различна: это может быть некая «изнанка» нашей реальности, параллельная вселенная, вообще некий мир математической абстракции. Важно то, что в этом пространстве можно СВОБОДНО передвигаться (это важное отличие от других вариантов). Как говорится — «куда хочу — туда лечу». Ну и хотя бы какая-то координатная связь с нашей реальностью, иначе навигация становится вообще невозможна.

Разновидностью гиперпространства является и «Варп» из вселенной WH40K. Впрочем, если в классическом представлении о гиперпространстве, гипер выглядит как нечто сравнительно стабильное, хоть и чуждое, то варп — это просто «облако вероятностей», в котором трехглазые мутанты-Навигаторы из Навис Нобилитэ прокладывают единственно верную линию реальности (она же и маршрут). Отсюда и возможность преодолеть одно и то же расстояние в реальном мире и за секунду, и за тысячи лет и многие другие приколы, вроде перемещения не в пространстве, а во времени, например. Ну а чего еще ждать от пространства, которое официально называется Имматериум и которое населено демонами и кошмарами?

Частным случаем гиперпространственного двигателя являются «Гипер-ворота». По сути — это тот же гипердрайв, только стационарный. При подлете корабля — открывает «вход» в гиперпространство. Корабль влетает туда и дальше, в гипере, летит своим ходом. До точки выхода, где размещен аналогичный портал (либо, как вариант, «выпадать» в обычное пространство корабль умеет и самостоятельно), ведущий обратно в нашу реальность.

Откуда взялся[править]

Слово «пространство», понятное слишком буквально и наложенное на теорию мультивселенных, где может быть абсолютно всё что угодно. Скажем, пространство Минковского — это геометрическое представление теории относительности. Лучший способ заклинить мозг фанату гиперпространства — это процитировать ему определение псевдоевклидова пространства. Если он начнет что-то лопотать про брану — значит, перед нами ещё и струнник.

Примеры[править]

  • «Вавилон 5» — ну как же без него. Это — классический пример как обычного гиперпространственного двигателя, так и «гипер-ворот». Двигатель большой, поэтому ставится на корабли размером этак от эсминца (и то — далеко не на каждый). Остальные — довольствуются стационарными гиперпереходами. Большие корабли, кстати, нередко тоже не чураются ворот — так получается как-то дешевле и надежнее. Врата также используются как маяки, так как потеряться в гипере — проще простого.
  • «Warhammer 40,000» — Имматериум, Навис Нобилитэ, Space Hulk и многое-многое другое… Все это — как раз по части гиперпространства.
  • «Honorverse» — оно самое, только материя в гипере бывает, а еще там «гравитационные течения» бывают (которые сначала, пока парус Варшавской не изобрели, сильно мешали), ну и самого гиперпространство — несколько уровней, чем дальше забираемся, тем выше относительная скорость, но тем опаснее. Там же — и пример с порталами (Туннельные узлы это по сути сверхмощное «гравитационное течение» которое перекинет к точке выхода если правильно войти и активировать)

Варп-двигатель[править]

Варп по Алькубьерре

Другие названия: двигатель искажения, искривитель пространства, искажающий двигатель.

Как ни странно, к вселенной Warhammer 40K не имеет никакого отношения. Данный тип двигателя, впервые появился во вселенной «Звездного пути» и в настоящий момент, как ни странно, является самым «реалистичным». В том смысле, что идея, лежащая в его основе, кажется наиболее близкой к реализации, во всяком случае на данный момент развития науки.

Идея «искажающего» привода — достаточно проста: да, двигаться быстрее скорости света невозможно. Но что, если мы и не двигаемся? Что если мы «сжимаем» пространство перед собою и расширяем его позади? Что если при этом мы сами остаемся в некоем «пузыре» пространства с «нормальной» (для нас) метрикой?

Представьте себе резиновую плёнку, которая в сжатом виде занимает площадь квадратный метр, в растянутом до нормального состояния — квадратный километр, а в состоянии «почти до треска» — десять квадратных километров. Нам надо пройти по этой резинке сто метров. Сжимаем кусок пространства перед собою, проходим десять сантиметров, разжимаем — сто метров позади. При этом — мы двигаемся со своей нормальной скоростью. А скорость сжатия-развертывания пространства Эйнштейн не ограничивал. Правда, о том, что на перетягивание резинки нужна энергия, и немаленькая, а также точка опоры — адепты варпа почему-то забывают.

Это, как уже сказано, единственный на данный момент проект в реальности: пузырь Алькубьерре. Хотя физики Дэниел Чанг и Кэтрин Фриз из Мичиганского университета создали альтернативное описание работы пузыря Алькубьерре (метрику Чанга-Фриз), в котором его принцип действия объясняется не через «варп», а через «гипер» (с использованием теории бран). Может оказаться, что на самом деле варп-двигатель и гипердвигатель — одно и то же, и авторы Вахи были не такими уж путаниками, когда обозвали гипер варпом. А может быть, и нет: метрика Чанга описывает явление куда хуже, чем общепринятая версия. Тем более, что и в классическом описании Алькубьерре он ведёт себя подозрительно схоже с гипердвигателем: корабль при преодолении светового барьера исчезает, скрываясь за горизонтами событий, и становится практически причинно несвязан с остальной Вселенной, как бы «уходит в гипер» — но ни в какой «параллельный мир» при этом не уходит.

В реальности[править]

И всё бы ничего, да вот только для постройки корабля с варп-драйвом нужен флеботинум. Точнее, не самого корабля, а кольца-ускорителя. Иными словами, вся эта красивая, но увы, неосуществимая в реальности теория Алькубьерре упирается в решение уравнения Эйнштейна с помощью экзотической материи: кольцо ускорителя должно быть изготовлено из (весьма огромного — порядка нескольких масс Солнца — количества) материи с отрицательной плотностью энергии. А таковой не может быть по причине того, что её наличие нарушает СЭУ (слабое энергетическое условие) ОТО — локальная плотность энергии, измеренная наблюдателем не может быть отрицательной. И всё, приплыли. Ладно, вам этого мало? Пожалуйста, энергия. Толщина стенки пузыря Алькубьерре имеет порядок величины в несколько сотен Планковских длин, из чего следует, что суммарная плотность энергии, необходимая для поддержания метрики деформации с такими тонкими стенками, физически недостижима. Ладно, вам и этого мало? Хорошо: вся гипотеза Алькубьерре держится на соплях и эффекте Казимира, т. е. электродинамических эффектах, в то время как у нас помимо гравитации и электромагнитизма есть ещё сильное и слабое взаимодействия, которые, напомню, были открыты не в 21-м, а в 20-м веке, и о чем Алькубьерре должен был бы по идее знать. Иными словами, этот пузырь — хороший, годный обоснуй для научной фантастики с флеботинумом, но в реальности такую штуку создать невозможно.

Примеры[править]

  • «Звездный путь» — самый известный НФ-сериал. Причем именно придуманный инженерами для него способ сверх-светового движения и оказался (на данный момент, во всяком случае) самым каноничным. Причем вплоть до мелких деталей. Алькубьерре не столько придумал что-то новое, сколько проверил математикой — выкладки инженеров-консультантов еще того, первого «Стар трека».
  • «Звёздный авианосец» — все известные межзвёздные расы используют двигатель Алькубьерре для сверхсветового движения. Для этого необходима технология манипуляции гравитацией. Корабли используют гравитационные сингулярности, чтобы разогнаться до околосветовых скоростей, затем используют свою уже огромную релятивистскую массу, чтобы создать пузырь Алькубьерре и путешествовать через метапространство. В начале цикла, земляне могут путешествовать со скоростями в 1,5 световых года за день. Спустя 20 лет, скорость десятикратно возрастает. Так как корабль в метапространственном пузыре как-бы не существует (разрывается причинно-следственная связь), то и связи с нормальным пространством там быть не может пока не схлопнется пузырь (то есть, никакой связи между кораблями в метапространстве и невозможность обнаружить корабль в пузыре).
  • «Космические рейнджеры» — помимо стандартных тоннельных двигателей (см. ниже) гаальцы когда-то создали гравитационные «пузыри», позволяющие путешествовать, в общем-то, куда угодно.
  • Elite: Dangerous — именно так работает FSD, Frame Shift Drive (переведенный, прости Господи, как рамочно-сместительный двигатель), смещает пространство вокруг корабля. Интересно, что у FSD есть два режима. Первый служит для перемещения внутри системы, при нем начальная скорость 30км/с и возрастает с течением времени до 2001с (в 2001 раз выше скорости света), причем в этом режиме можно маневрировать. Во втором режиме корабль фиксирует направление и прыгает до соседней (или на сколько хватает мощности двигателя) звездной системы, причем выходит обязательно у звезды (обычный корабль) или у какого-то объекта в системе (так могут флотоносцы) и весь путь занимает несколько секунд.

Туннельный двигатель[править]

Гипердрайв позволяет нам выйти в гиперпространство, в котором мы ориентируемся по неким навигационным привязкам и летим к ним как хотим. А что если такой свободы у нас нет? Что если наш прыжок задаётся еще на входе, и в гиперпространстве мы идём «по баллистической траектории»? Или, как вариант, при прыжке вообще «прорубается» некий тоннель.

Такой двигатель и называется «туннельным». От кротовых нор и варп-двигателей отличается полным отсутствием обвеса, а точки входа имеют какие-то аномальные параметры пространства, по которым их и засекают. Как правило располагаются сильно вдалеке от источников гравитационного возмущения, так что до них пилить приходится на досветовых, и иногда очень даже долго. На туннель могут ставиться врата, или же на корабль может ставиться специфичный двигатель, позволяющий «открывать» аномалию, превращая её во вход в гиперпространство, этим свойством также пользуются разные хитрые личности, которые могут влететь в туннель вместе с открывшим его кораблем, не имея собственного туннельного двигателя.

Частным случаем туннельных двигателей является гипердрайв во вселенной с «фиксированным маршрутами». Т. е. когда в звездной системе существует конечное и достаточно ограниченное количество возможных прыжковых векторов (т. е., к примеру: из системы «Альфа» вы можете прыгнуть только в «Сигму» и «Дельту». А вот в «Бету» и «Гамму» вы попадете только из «Сигмы»).

Откуда взялся[править]

Когда подавление недоверия к гиперпрыжкам абы откуда фиг знает куда работать перестало, а фантасты прослышали про гравитационную транспортную сеть — возникло предположение, что можно сделать то же самое, но в гиперпространстве, и сильно быстрее. Хотя возможно они просто побывали в московском метрополитене имени Ленина и их осенило. Как бы там ни было, это позволило фантастам помещать станции гиперпространственного метро во вселенной и не вдаваться в подробности его работы — это ж делала какая-то сверхраса, которая удачно вымерла, не оставив после себя чертежей.

Примеры[править]

  • Descent: Freespace: На каком принципе летают Терране с Васуданами — хрен его знает (в игре это не уточняется), а вот Шиване — явно гоняют на «тоннельках». В частности, их сверхдредноут «Люцифер»создает тоннель такой ширины, что не только помещается в нем сам, но, к тому же, в нем ещё и хватает места для догфайта истребителей.
  • Андромеда: «Слипстрим» является вариантом тоннельного полета. Ну или точнее находится на стыке «тоннельного» двигателя и «гиперпространства». От первого — жёсткие полетные «рельсы» в виде, натурально, трубообразных тоннелей. От второго — наличие развилок, на которых можно перескочить из одного тоннеля в другой. Причём ни один компьютер не способен вычислить безопасный путь. Для этого необходима интуиция живого существа (хотя одна раса машин для этого использует консервированные мозги).
  • Лукьяненко, «Геном». С подсветкой: один из сюжетных ходов завязан как раз на невозможности маневрировать в гипертуннеле. Попал — плыви. Попал не по той траектории… пеняй на себя, что выскочил не туда.
  • «Космические рейнджеры» — путешествие между системами осуществляется по разветвлённой системе тоннелей, но движение в них одностороннее.
    • Во второй части было изменено на типичный гиперпривод, если не выбирать специальные настройки.
      • Которые появляются в HD.
  • Две расы из «Sword of the Stars» используют так-называемое «узловое пространство». Люди используют существующие тоннели между светилами, тогда как зуулы используют искусственно пробуреные. Последние со временем схлопываются, причём их устойчивость заметно падает с использованием. Если тоннель схлопывается, то все корабли в нём перестают существовать. Сражения в узловом пространстве (возможны только между этими расами) чреваты появлением энергетических существ, которые могут обозлиться и напасть на планету в нормальном пространстве, причём баллистическое оружие на них не действует.
  • В цикле «Приключения Алисы» К. Булычёва существуют гравитационные двигатели. Основаны на концепции, что гравитоны — гипотетические кванты гравитационного поля — двигаются со сверхсветовыми скоростями[4]. Позволяют перенестись через всю нашу Галактику за три с половиной часа. При этом корабль, можно сказать, растворяется в пространстве, а пассажиры не воспринимают время. Жёсткой системы тоннелей нет, и каждый такой прыжок требует точного расчёта, а сами двигатели очень сложные и дорогие, поэтому ими оснащаются только крупные корабли, да и то далеко не все.
  • «Courtesan» D. A. Boulter’а — зигзаг, да — гипердвигатель именно так работает и все это знают. Об этом даже в «Гиперпространстве для чайников» написано, а не только учебниках для пилотов. Только вот одна дева, принятая на должность штатной куртизанки на корабле (они там нужны) говорит что после входа — курс и скорость изменить можно. Врет наверно, что читала «Гиперпространство для чайников» хотя бы. Она действительно читала и в выходных данных книги она указана. Как научный консультант. Просто хорошему специалисту по физике гиперпространства потребовалось срочно свалить с планеты, а способ коррекции прыжка - одна из ее недавних разработок. Правда не проверенных, но проверили успешно. А представилась она не совсем полностью, да и не спросили ее.

Звёздные Врата[править]

Или пустотные Врата, портальный привод.

На самом деле, двигателем, в общем-то, и не является. Это, как правило, стационарное сооружение, которое обеспечивает связь с другим аналогичным сооружением в другой точке вселенной. Собственно, именно из-за подобной экзотики и пришлось давать настолько обобщенное определение предмета статьи.

Сразу нужно отметить, что не надо путать «Звёздные ВРАТА» и «гипер-ВОРОТА». Портальный привод — это именно стационарное сооружение, создающее связь с одним (или множеством) аналогичных устройств. Сам полет между ними может быть длителен или занимать мгновение — не суть. Главное — невозможность изменить маршрут после прохода и стационарность, собственно, Врат. Как правило, в подобном сеттинге, корабли или в принципе лишены возможности летать быстрее скорости света, или же это удел самых больших, сложных и тяжёлых кораблей, на которые влезает гипердвигатель другого типа, и которые, собственно, и расставляют Врата.

Откуда появились[править]

Инкарнация телепортера на стероидах. Обычно во вселенных, где есть портальный привод — есть и телепортаторы. А если нет, то это по меньшей мере странно и попахивает косяком матчасти.

Примеры[править]

  • «Звёздные врата» — собственно, кодификатор. Сеть всемогуторских устройств, которые непонятным образом устанавливают некое (в разных сериях — по разному: то квантовый тоннель, то червоточину, то вообще информационнй линк с буфером обмена в котором легко помещается аж цельная инопланетная нигра) соединение с другими аналогичными устройствами, в зависимости от введённых координат.
  • В «Геноме» Лукьяненко, если автору статьи не изменяет Мнемозина — похожая история: Врата выхода — определяются вектором входа в приёмные Врата.
    • «Спектр» того же автора — однозначно тот самый случай. Огромные корабли, летящие на околосветовой скорости и засеивающие Галактику Вратами. И сеть Врат, перемещение между которыми занимает пикосекунды.
  • Schlock Mercenary: собственно Врата, огромные висящие на некотором удалении от звёзд в обитаемых системах конструкции. Принцип работы — информационный линк с возможностью множественного воспроизведения информации.
  • Улей в «Sword of the Stars» использует этот метод для межзвёздного сообщения. Для этого врата необходимо тащить на досветовой, затем специальный корабль-врата разворачивается и становится стационарным (обратно его уже не свернуть). Причём количество врат в системе ограничивает пропускную способность всей системы, поэтому рекомендуется ставить врата где только не лень, даже в ненужных системах, чтобы можно было одновременно перебрасывать целую армаду. Малые врата на борту корабля используются для мгновенной радиосвязи по всей империи (но это уже в описании). Позже, можно изучить способность односторонней телепортации на расстояние не далее 10 св. лет, правда с погрешностью до 2 св. лет (что вынуждало бросать в систему врага сразу десяток флотов — хоть один так попадет, а остальные прилетят апосля и добьют).
  • В предисловии «Galactic Civilizations», таким был единственный способ межзвёздного сообщения на протяжении сотен тысячелетий. Когда дренгины захотели захватить другую разумную расу, то 75 000 лет тащили врата в ту систему, затем ещё 5 лет их флот летел через врата. Когда их затем оттуда выгнали, то первым делом вырубили врата с этого конца. Затем арсеанцы передали планы врат людям. Хитроумные земляне решили не строить устройство, тем более, что выключателя в планах не подразумевалось (то есть, арсеанцы просто задумали банальное вторжение). В отличии от остальных рас галактики, люди уже освоили термоядерный синтез и смогли запросто миниатюризировать технологию врат в компактный гипердрайв. Затем какой-то идеалистичный идиот передал планы устройства всем другим расам…

Червоточины[править]

Или «кротовые норы». Привод, работающий на искривлении пространства, с масштабом безумия на много порядков превосходящим используемое в «варп-приводе». По сути — классический привод фантастики золотого векаЩИТО?!. С фирменным объяснением в виде сложенной и проткнутой бумажки. При прочих равных — один из самых маловероятных вариантов гипердвигателя, так как в принципе невозможен.

Из этой же области и перемещение через естественную червоточину (ах если бы их ещё нашли).

Почему нельзя: фактически, создать «кротовую нору» — значит создать пару «чёрная дыра» — «белая дыра», то есть невыполнимо прежде всего по массе, но ладно, далее: «белая дыра» — даже если бы существовала — нестабильна и требует стабилизации экзотической материей (откуда собственно весь бред про варп-драйв и пошел — это дочерняя технология), которой не существует[5].

Важное отличие от следующего типа — полёт занимает какое-то время.

Откуда взялись[править]

В 1988 году струнники (Кип Торн сотоварищи) родили идею проходимой кротовой норы, со всеми атрибутами — экзотической материей, временными парадоксами и так далее. Эту теорию тут же раздолбили в пух и в прах ОТОшники, и спор на время затих, потому что для его окончательного закрытия требовалось кое-что исследовать, а таких технологий тогда ещё не было. Зато фантасты за идею схватились обеими руками, и вплоть до недавнего времени она считалась надеждой фанатов на путешествие по Галактике.

Но увы, Стивен Хокинг доказал, что проходимых кротовых нор существовать не может. Увы, «Интерстеллар» уже вышел.

Примеры[править]

  • «Интерстеллар» Нолана. Здесь автор оказался сильно не в ладах с матчастью. Даром что в консультантах великий Кип Торн.
  • «Космоолухи»: корабль перемещается с помощью искусственно создаваемой в специальном дырокамере чёрной дыры (которую потом нужно погасить). Собственно, наличие станции гашения в точке выхода и определяет маршрут: радиус выхода достаточно велик, но не бесконечен, и скакать приходится от станции к станции (Строго говоря — можно прыгать и не к станции, а в произвольную точку пространства, но тогда придется ждать гашения примерно месяц. Плюс, крупные корабли, способны нести автономный комплекс гашения. При этом перемещение происходит именно через искусственную червоточину, что подчёркнуто и в тексте.
  • «Schlock Mercenary»:
    • Принцип действия станции-орудия Кредомар и её аналогов: орудие создаёт червоточину, через которую стреляет куда угодно. Кредомар потребляет топливо реакторов с бешеной скоростью, а малые корабельные аналоги требуют установки на двухреакторный корвет навскидку 10 дополнительных реакторов и полностью сжигают их запас топлива за один цикл «разгон системы — выстрел — торможение системы».
    • Принцип действия тирьямпампации под названием «teraport». Предмет параллельно передаётся по пучку из порядка 10 в 12-ой степени червоточин.
  • «На краю Вселенной»: Джона Крайтона через червоточину унесло чёрт-те куда.
  • Роберт Хайнлайн «Астронавт Джонс» — «всю Вселенную можно уместить в кофейную чашечку, если правильно сложить». Тот самый прокол пространства с выходом в некоей удалённой локации. Нужно всего лишь превзойти скорость света (и если превзойти её в определённой точке в определённом направлении, то попадёшь в заранее известное место. А если нет, тогда ой). К чести маэстро — вроде бы это единственное произведение, где скорость света превосходят, щедро подбрасывая уголёк в топку (хотя в «Детях Мафусаила» (1940) протагонист и предлагает попробовать).
  • Станислав Лем «Фиаско» — вовремя подлетев к вот-вот превратящейся в чёрную дыру звезде можно выскочить бог знает где… Проблемка только в том, что схлопывающиеся ЧД ой как редки, а счёт на наносекунды.
  • Elite: Dangerous — корабли таргоидов, по всей видимости, так и работают — создают червоточины.

Прыжковый двигатель[править]

Он же «ноль-привод». Он же — «нуль-транспортировка». Он же — «телепортация классическая».

Один из самых популярных вариантов гипердвижка. Как оно работает — одному богу известно. Это не гипер, не червоточина и не Врата. Это «был здесь — теперь там». Прыжок занимает… Да ничего он не занимает. То самое «планковское время». Только что корабль был в точке А и вот он уже в точке Б за пару миллионов световых лет. Повторюсь, что как правило, авторы даже не удосуживаются придумать данному типу двигателей хоть какое-то мало-мальски наукоподобное обоснование. За счёт сочетания эффектности, эффективности и вундервафельности — это один из наиболее популярных двигателей для Космооперы.

Откуда взялся[править]

Обычно показываются как результат достижений цивилизации уровня «Бог», дабы подчеркнуть техническую пропасть между ними и всеми прочими. Двигатель золотого века научной фантастики, когда о мире атома не знали практически нихрена, а о вселенной и того меньше.

Но. Существует также класс прыжковых двигателей, стоящий особняком: темпоральные двигатели. Идея в том, что на субсветовой скорости пилить до цели можно хоть миллионы лет, это роли не играет — для путешественника это займет крайне малое количество времени. А по достижении места назначения просто выполняется торможение по вектору времени — и корабль ВНЕЗАПНО появляется в нужной точке пространства. Правда чтобы всё это рассчитать нужна неслабая навигация чтобы во-первых ни во что не врезаться по пути, а во-вторых — что часто случается при поломке навигации — не оказаться в том же месте, но хрен знает когда. Догадайтесь с трех раз, почему во вселенных, где есть прыжковый двигатель и нуль-транспортировка чаще всего либо есть изобретенная машина времени, либо одним из вариантов приключения является попадание в прошлое (или даже будущее), а также — вероятно — существует хроно-полиция и тщательно соблюдается принцип согласованности Новикова.

Примеры[править]

  • «Звезды — холодные игрушки» Лукьяненко — секретный, сводящий с ума остальные расы, метод перелета землян.
  • Машинка перемещения в фильме «Кин-дза-дза!». «У вас какая система? Разрешите взглянуть?» — «Система обычная. Нажал на кнопку — и дома».
  • Метод дельфинов-лииров в игре «Sword of the Stars», правда телепортация происходит на ничтожные расстояния, но миллионы (а то и миллиарды) раз в секунду. При этом создаётся иллюзия ньютоновского движения, хотя на самом деле корабль стоит на месте в любую отдельно взятую секунду, так что о Специальной теории относительности можно забыть. Это позволяет кораблю «летать» быстрее скорости света, правда в гравитационных колодцах скорость заметно снижается благодаря более сложным расчётам прыжков. Во второй части, суул’ка могут телепортироваться на огромные расстояния с помощью своих ментальных способностей. Это потому, что они являются древними старейшинами лииров, сошедшими с ума и возомнившими себя богами.
  • «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса — экспериментальный невероятностный двигатель, основанный на том, что квант с определённым шансом может оказаться вообще где угодно, и этот шанс можно увеличить, чтобы сразу оказаться там, где надо. Правда, с некоторыми забавными побочными эффектами и возможностью использовать его в качестве, так сказать, оружия-метаморфера.
  • «Ведьмы Карреса» Джеймса Шмица: Девочки с планеты Каррес умеют сгибать из проволоки какую-то хрень, которая создает вжик-тягу (sheewash drive) и может мгновенно перенести корабль на другой конец Галактики. Главное — чтобы корабль был достаточно прочным.
  • «Имею скафандр — готов путешествовать» Р. Хайнлайна: корабли народа, к которому принадлежит Мамми (Материня), способны мгновенно перемещаться в любую точку пространства без малейших последствий для экипажа и игнорировать временные парадоксы.
  • Пришедшие из мрака — все галактические расы пользуются контурным приводом, который позволяет мгновенно перемещаться в любую точку Вселенной с промежуточным скачком в другое измерение. Вот только ни один компьютер не способен точно рассчитать прыжок на расстояния, превышающие десяток-другой светолет. Хочешь прыгнуть сразу на другой край Галактики? Пожалуйста, только потом сам выкручивайся если окажешься на три галактики левее. Поэтому все перемешаются сравнительно небольшими скачками в пару-другую светолет.
  • Цикл «Смерть или слава» Владимира Васильева — икс-двигатель, который позволяет совершить мгновенный прыжок в нужную точку пространства, дальность прыжка ограниченна радиусом сканирования пространства и типом двигателя: сверхмалый, малый, средний, большой, сверхбольшой и гигантский (последний монтируется только на небесные тела), так же прыжок невозможен при наличии в «стартовой» и «финишной сферах» массивных гравитационных объектов (исключая перемещаемое тело, конечно). При этом, в точке назначения прыгающий корабль/астероид оказывается на несколько мгновений раньше, чем исчезает из точки отправления, что порождает у персонажей книг теории о сдвиге времени или создании копий при уничтожении оригиналов, но точно почти никто сказать не может, потому что двигатель разработан много тысячелетий назад, с тех пор почти не изменился, и его реальную физику понимают лишь несколько особей в галактике.
  • «Incompatible System» — вообще это фанфик на Mass Effect но вот у землян (и еще одной инопланетной расы) используется мигающий привод (он же Blink Drive, он же Temporal Bounceback Transportation Drive Effect). Объект перемещается во времени в момент «почти сразу после большого взрыва», если он был немного смещен в прошлом — то после автоматического возвращения он будет смещен на значительно большее расстояние. При этом во время смещений он не взаимодействует с окружающим миром. Можно прыгать на сотни тысяч световых лет. Есть только один мелкий технический недостаток, если неэкранированный корабль выйдет из прыжка рядом со скоплением нулевого элемента — будет сверхмощный взрыв (поэтому в этом сеттинге протеанскую базу на Марсе и не смогли исследовать). Экранирование конечно помогает (что проверено в том числе и во время вывоза ненужных Ретрансляторов на свалку) но у землян все базовые технологии — построены на основе тех же физических эффектов что и этот двигатель, а у рас Цитадели — нулевой элемент буквально везде, даже в телах. Поэтому — даже в двигателях кораблей (кроме разведывательных) запрет на прыжки в системы где есть Ретрансляторы.
  • Glynn Stewart, серия «Starship Mage» — на момент начала цикла все знают что технологии не способны дать гипердрайв. Доказано и людьми и населением Экзельсиора (вымершим населением, потому что не смогли покинуть систему). Но вот только, после того как подопытные евгенического проекта на Марсе уничтожили экспериментаторов - выяснилось что у них вообщем то получилось. А потом Первый Маг-Король Марса создал такую штуку как усилитель (amplifier, усилитель всех заклинаний мага, включая телепортацию на малые дистанции), что дало возможность магам телепортировать корабли на световой год за раз, а через 8-9 часов - повторить. Мало кто знает что прыжковая матрица (jump matrix) (которую несут гражданские корабли) это...военный amplifier на котором висят ограничители, дающие возможность усилить только заклинание телепортации но не другие. Теоретически можно одно переделать в другое если знать про эту особенность, иметь полные схемы и кучу времени. Эксперименты с матрицей прыжка запрещены потому что если после этого выжил хоть кто-то из экипажа - это значит что очень повезло. Если кто-то говорит что он поправил матрицу прыжка и все работает - он врет. А если после после этого корабль успешно прыгал - значит сильно везло. Иного быть - не может. А еще можно иметь очень редкий дар и повод для таких действий. Не всем мирам Протектората в принципе нравится такая вот зависимость от магов, с их особыми правами, и если например для других целей без магии обойтись можно пусть очень сложно (производство антиматматерии например) то с межзвездными полетами нет иного выхода.

Различная экзотика[править]

А вот здесь — множество вариантов: магические движки «Спиллджаммеров», псионические гиперскачки, перемещения одновременно в пространстве и во времени — в общем множество их. Кто что помнит необычного — тащите сюда.

Абсолютно ненаучны и применяются в основном в фэнтези, газообразной фантастике и просто хохмы ради (в отличие от невероятностного двигателя Д. Адамса, у которого есть действительно научное объяснение уровня «физики шутят», у этих есть только жалкий обоснуй уровня третьего класса церковно-приходской школы).

Примеры[править]

В силу специфичности данного раздела — заполняйте его именно примерами, с подробными описаниями технологии по каждому случаю.

Вселенные, где используются гипердвигатели или похожая технология[править]

  • Вавилон 5 — используются врата для прохода мелочи и корабельный гипердрайв для крупных или технически продвинутых кораблей.
  • Mass Effect — используется специфическая допотопная разновидность врат, построенная предтечами, которая буквально «выстреливает» кораблями через гипер. Помимо того, имеются и обычные двигатели на нулевом элементе, суть которых состоит в снижении массы корабля. Но это медленнее и их нужно периодически разряжать от статического электричества на орбите газовых гигантов или на специальных станциях разрядки.
  • Starship Troopers
  • Star Trek — торжество победившего варпа.
  • Звёздные войныпредтечи ква использовали звёздные врата, но о них известно только это. Их злобные ученики раката, не имея контроль над вратами, использовали гиперпространство, но ограниченно — из-за того, что ключевым элементом таких двигателей было использование Силы (в частности, использовалась Сила, которую выкачивали из пленников), пути вели только к насышенным Силой мирам. После сокрушения Бесконечной Империи раката дуросы разработали свой гипердвигатель, который используется до сих пор. Иногалактические юужань-вонги тоже пользуются гипером (но называют по-другому — для них это тёмное пространство).
  • Warhammer 40,000 — формально, в Вархаммере используется Варп. Но кому какая разница? Один из самых неоднозначных способов межзвездных перемещений. С одной стороны, можно переместиться из одного края галактики в другой в относительно короткие сроки — около 40 лет, если без происшествий. С другой стороны, опасностей у этого способа межзвездных коммуникаций столько, что и не пересчитать: тут вам и демоны, обожающие наваристые душонки людей, и временные парадоксы (например, флот Империума пребывает в звездную систему ДО начала военных действий, не разобравшись в ситуации атакует корабли на орбите главной планеты, это вынуждает планетарное правительство отправить сигнал бедствия, на него откликается ТОТ ЖЕ самый флот из прошлого, который отправляется через Варп на помощь, проваливается во времени и замыкает временную петлю — да, бывает и такое!), и Варп-бури, и многое другое.
  • Elite и её идейные продолжатели
    • Вселенная X — с неполадки прыжкового двигателя начинается первая игра серии. Сам же процесс игр разворачивается в группах звёздных систем, соединённых фиксированными парами прыжковых врат.
    • Freelancer — отдельные звёздные системы связаны между собой как парами гиперврат, так и малоизученными дырами гиперперехода, являющимися аномалиями неизвестного происхождения.
  • DarkStar One — посредством гипердвигателей космические корабли могут проникать в гиперпространство, сокращающее путешествия между звёздами в миллионы раз. Но для того чтобы вернуться в обычное пространство, нужно очень много энергии. Поэтому произвольные перемещения доступны только мощным судам не менее крейсерского класса; обычный же транспорт полагается на варп-врата — стационарные точки выхода. Кроме того, сами прыжки ограничены определённым расстоянием, зависящим от гипердвигателя. Кропотливо совершенствуя свой корабль, протагонист в итоге может заполучить привод нулевой точки, позволяющий переноситься на неограниченные расстояния.
  • Event Horizon. Ученые в фильме разрабатывали именно прыжковый двигатель, однако тот внезапно оказался гипердрайвом и перенес корабль и экипаж в параллельное измерение, сильно напоминающее Варп из предыдущего пункта. Это, а также общее сходство некоторых элементов стилистики обеих вселенных, привело к тому, что сейчас многие фанаты уверены в том, что действие фильма разворачиваются в реальности WarHammer 40,000, за 30 тысячелетий до основных событий этой мрачной вселенной.
  • Внезапно, Minecraft. Нижний Мир представляет собой как раз первый вариант: открыв портал в одном месте, пройдя в Нижнем Мире расстояние в 1000 блоков и построив новый портал, игрок перенесётся на 8000 блоков от места, где он вошёл.
  • Серия Master of Orion — кораблики летают меж звезд на собственных сверхсветовых движках (новее двигатель — быстрее перелет), лишь бы не возле черных дыр. Случаются и вселенские катаклизмы на несколько ходов, когда летать не могут ВСЕ, покуда буря не утихнет. Однако можно найти гипертуннель в другую систему, можно изучить и построить в звездной системе Врата, можно научиться перескакивать откуда угодно куда угодно всего за ход.
  • Battlestar Galactica — используется как Двенадцатью Колониями (не все судна), так и сайлонами (даже на рейдерах).
  • Вселенная книг Александра Зорича «Завтра война» — X-двигатели, работающие на люксогене (трансмутированный уран). Однако, для осуществления Х-прыжка необходимо распределить массу корабля, дабы не разорвало при переходе, да и следить за состоянием корабля необходимо, ввиду потерь атомов в структуре корабля.
  • Sword of the Stars — у каждой фракции свои уникальные технологии:
    • Люди — Node Drive, летающий строго по естественным туннелям.
    • Zuul — Rip Drive, особое устройство Ripper создаёт схлопывающийся со временем искусственный туннель.
    • Hiver — Warp Gates, звёздные врата, для установки которых нужно лететь с досветовой скоростью.
    • Liir — Stutter Warp, «заикающийся» прыжковый двигатель, множество раз в секунду телепортирует корабль на небольшое расстояние.
    • Morrigi — Void Cutter, множество кораблей создают некое подобие общего пузыря Алькуберре на всех, и чем больше кораблей, тем быстрее можно лететь.
    • Loa Collective — Neutrino Pulse Gate, особые врата по типу катапульт «выплёвывают» корабль со сверхсветовой скоростью, и после некоторого расстояния скорость корабля падает до досветовой.
  • Stellaris — до версии 2.0 четыре разных типа двигателей, в последствии только два:
    • Warp — пузырь Алькуберке. Самый медленный и самый надёжный способ перемещения, в последствии удален из игры.
    • HyperSpace — туннели, именуемые HyperLane. Перемещение намного быстрее, но перелетать от звезды к звезде можно только по фиксированным маршрутам.
    • WormHole — искусственная временная червоточина, создаваемая особой станцией. Практически мгновенное перемещение, но только в зоне действия станции. Соответственно, именно станции червоточин становятся первоочередными целями при военной агрессии — в случае раздолбайства оппонента можно отхватить немалый кусок его территории, если тот не озаботился вовремя постройкой дублирующих станций. В последствии удален из игры.
    • Jump Drive — изначально доступен только Падшим Империям и позволяет свободно прыгать от звезды к звезде.[6] После 2.0 стал доступен всем при высоком уровне технологий, но заимел неприятные минусы.
      • Был доступен и раньше, являясь альтернативой основным способом перемещения. Однако получение возможности изучения прыжкового двигателя требовало высокий технологический уровень развития державы и немного удачи. Самый быстрый (на уровне червоточин) аналог варпа, не привязанный к станциям или гиперлиниям. У псиоников имеется своя вариация данного двигателя с увеличенным радиусом действия.
    • Естественные червоточины и звездные врата. Отличаются лишь по происхождению, но суть одна — позволяют быстро переместить флотилию от одних врат (червоточины) до других, экономя драгоценное время. Врата могут быть найдены или отстроены после изучения соответствующей технологии, червоточины встречаются рандомно. Добавлены в 2.0.
  • Homeworld — движки именно прыжковые.
    • Дикторы, тем не менее, говорят «Entering-» и «Exiting Hyperspace», а прыжок занимает некоторое время. Уж не тоннель/прокол ли?
  • «Galaxy on Fire II» — в самом начале, у ГГ глючит гипердрайв, и его забрасывает в далёкую часть галактики, да ещё и на 10 лет в будущем. А затем он путешествует только по сети врат, соединяющих близлежащие системы. Правда на расы галактики периодически совершает нападение загадочная раса из другой вселенной, использующая червоточины для перемещения. На основе этой технологии, учёный по-имени Кхадор создаёт прыжковый двигатель Кхадора, позволяющий кораблю мгновенно перемещаться в любую систему, правда требует определённых энергетических элементов для прыжка. Некоторые системы достигаются только при помощи движка Кхадора.
  • «Sins of a Solar Empire» — корабли оборудованы фазовыми движками, позволяющие им быстро перемещаться между секторами (звезда, планета, астероид, туманность, и т. п.). Прыжки между звёздами осуществляются непосредственно около самих звёзд, да и то после исследование определённой технологии. Также существуют червоточины, но их пройти можно тоже только изучив определённую технологию. Васари могут строить врата, создающие прямые фазовые пути между двумя секторами одной системы. Они также периодически «выплёвывают» корабли Тёмного флота древней империи васари.
  • Завтра Война — Х-двигатель представляет собой классический гипердрайв. Принцип действия описан довольно скупо, отмечается только, что люди способны воспринимать гиперпространство во время «прыжка» и что ощущения скорее неприятные, но терпимые. Зато описывается много сопутствующих технологий — от космических подводных лодок до искусственно созданной блокады гиперпространственных перемещений.
  • Цикл об Источнике Мироздания Олега Авраменко — в Космическом Мире обыватели считают, что корабли летают в гиперпространстве, можно абордажи, лазеры и все такое. Те, кто изучал физику, знают, что реального гиперпространства… не существует, есть т. н. виртуальное гиперпространство/виртуальный туннель. Генератор виртуального гиперполя корабля создает поле и туннель и дает возможность превысить скорость света, маршевый двигатель разгоняет. На самом деле, генератор взаимодействует с потоками Сил Формирующих Мироздание. Взаимодействие кораблей в полете — не возможно (наблюдать — можно). Есть интересная особенность — нестабильные изотопы при входе в туннель — мгновенно распадаются, если на борт корабль поместить ядерную бомбу и вырубить все защитные системы — при входе в туннель будет мощный ядерный взрыв. НИКАКИЕ способы маскировки не помогут. В том числе самые крутые из доступных магам, хороший способ для терактов. Разделение кораблей / отделение от носителя («прыжок самурая») …возможно, считается опасным видом спорта (обычно малый катер стартует с носителя и меняет курс, либо все проходит нормально либо корабль уже не находят Вспоминает что произошло Морисом де Бельфором - видимо многие из них - попадают в другие вселенные). Максимальная скорость — зависит от параметров генератора. Реально же существует множество параллельных миров, а туннель - совершенно не обязательно должен быть ограничен одной вселенной, вот только физика разных вселенных - может отличаться. Генератор поля для полета тоже не особо нужен... для магов тот же туннель (межмировой) - вообще основной способ перемещения между мирами/Вселенными (для них это почти одно и тоже), действуют маги полу-интуитивно. Некоторым магам доступны и мгновенные прыжки но вот это - нельзя воспроизвести технически. Если магу по каким то причинам нужен корабль в другой вселенной - проще его своими силами притащить туда, ну если вы не Кевин МакАртур - тогда вам проще таки поставить и решить математическую задачу формирования межмирового туннеля, и сделать корабль, способный своим ходом в мир иной и обратно.
  • Олег Авраменко «Звезды в ладонях» — природные туннели трех типов, на окраинах звездных систем, первый ведет к соседним звездам, для открытия надо просто генератором по нему отработать а еще - их могут открывать странглеты и это - большая проблема, переход — примерно полторы минуты. второго типа — ведут к одной из звезд нашей Галактики или Магеллановых Облаков, открывать генератором (и энергии надо больше), время перелета для корабля фиксировано и около суток а вот для окружающего мира — зависит от длинны туннеля, мощности двигателей и гипергенератора (прилетевшие из прошлого тысячелетия гости — прилагаются), куда ведет туннель — неизвестно пока мы не слетали по нему Не касается 'особых' кораблей Терры-Галлии, ВКС Новоросии и Хейны, третий тип — считается что ведет в другие галактики но пока не смог открыть. Телепорт тоже есть но это внутрисистемная штука и для людей а не.
  • Дэвид Вебер «Safehold» — более менее классическое гиперпространство.
  • Дэвид Вебер «Пятая империя» — несколько разных способов: двигатель Энханаха (частое создание искусственных черных дыр и их использование для сдвига), гипердвигатель — гиперпространство но вход и выход не в любой точке системы.
  • Дэвид Вебер «Honor Harrington» — гиперпространство, многослойное (чем выше тем больше относительная скорость), не пустое (гравитационные течения, которых сначала избегали, а после изобретения Парусов Варшавской — наоборот). Есть 'сильные' течения которые в некоторых случаях образуют «туннельные узлы» — по сути возможность мгновенного перехода от внешнего терминала узла к центру.
  • Дэвид Вебер «В ярости рожденная» — искусственная черная дыра, созданная специальным генератором корабля вырубает «трассу Фассета» — туннель в пространстве, выйти досрочно можно но потом повторно ориентироваться и считать курс — оно вам сильно надо? Для выхода на сверхсвет — нужно набрать субсветовую скорость.
  • «Пришедшие из мрака» Ахманова — все космические расы используют контурный привод, который является мгновенным гипердрайвом через пространство, называемое Лимбом. Теоретически возможно попасть в любую точку галактики, однако для этого необходимы сложнейшие расчёты, так что обычно корабли путешествуют короткими скачками в несколько светолет. Ещё существует древняя система подпространственных туннелей предтечей-даскинов, доступ в которую существует только у сверхразвитых лоона эо. Один из порталов находится в Солнечной системе — Большое Красное Пятно на Юпитере (причём портал огромный — туда поместятся две-три землеподобных планеты). Некоторые существа способны телепортироваться через Лимб без каких-либо устройств.
  • «Хайнский цикл» Урсулы Ле Гуин — есть 3 варианта межзвездных перелетов:
    • СКОКС-корабли — разгон за часы до околосветовой скорости и такое же торможение, принцип не ясен, полет — 8-10 часов по бортовому времени независимо от дистанции (10 — это на 250+ световых лет, см. «Обширней и медлительней империй»), при этом внутри системы летать не стоит так — что-нибудь может взорваться (и это может быть и звезда местная). При этом если не знать особенностей то при полете на большую дистанцию — экипаж после выхода будет немного в неадеквате («удар о барьер» (см «Город Иллюзий» — корабль с Вереля именно в это время и подловили)), проблема решаема если о ней знать. В «Истории „Шобиков“» вообще сказано что нельзя беременным летать потому что эмбрион умрет. Ну да, возможно что в данном случае Астен [[ошиблась но ее ж не одернул никто.
    • «внепространственные» корабли — летают «вне обычного пространства», все живое на борту — погибнет при полете, используются как автоматические бомбардировщики
    • Позднее еще чартен-привод изобрели, перелет мгновенный, точнее это не перелет даже а «перемещение виртуального поля с целью реализации относительной когерентности с точки зрения трансилиентной эмпиричности», обычно просто называет трансилиент. Сознание членов экипажа — влияет на на прыжок, если там небольшая команда (как в «Истории „Шобиков“») — можно более менее исправить ситуацию, если пилот один — все хуже, если разумного экипажа нет — нет и проблем.
  • Вселенная «Wild Cards»:
    • Безопасные гипердвигатели Сети (торгового союза техногенных цивилизаций) и гипер-передатчики межпланетной связи.
    • Безопасные «тахионные» / призрачные двигатели живых кораблей такизианцев. С одной стороны, им доступен форсаж за пределами безопасной эксплуатации, с другой же — для корабля это чревато травмой (именно травмой, там всё живое) двигателей. Благо дело, в спокойной ситуации корабли регенерируют.
    • Способность Туза (т. е. полезная ненаследуемая мутация, вызванная инопланетным вирусом) по кличке Highwayman выглядит похоже: он садится за руль грузовика, разгоняется, грузовик исчезает. Через некоторое время грузовик появляется снова и на таком расстоянии, которое проехать за прошедшее время не мог. Однако более детальное знакомство с этой суперсилой сдвигает её в соседний троп.
    • В качестве аверсии: Рой — зерги / тираниды сеттинга, но труба пониже… Вообще летают по Вселенной на досветовых скоростях и солнечных парусах.
  • «Небо сингулярности» Чарльза Стросса — существует несколько способов обмануть ространство и время. Так, корабли Республики несут в себе мини-чёрную дыру и, с помощью особого манёвра, могут прибыть в изначальную точку даже быстрее, чем вышли. Правда, местный богоподобный ИИ, Эсхатон, такое очень не любит и всеми способами запрещает.
  • Джон Скальджи, «Обречённые на победу» — путешествовать быстрее скорости света нельзя. Но можно путешествовать между вселенными, которых крайне много, даже очень похожих. В итоге корабль «входит в гиперпространство» в одной вселенной, а выходит в другой, похожей, но зато у цели. Поскольку вселенные почти идентичны, на один «местный» корабль, отправившийся в путь, почти наверняка придётся один «неместный», который вышел в тот же миг в другой вселенной и прибудет в эту в положенный срок.

Ссылки[править]

Примечания[править]

  1. именно предполагают. Дело в том, что очень дохрена теорий, особенно что касается темной материи, основано на предположениях и домыслах - мы не знаем параметров вакуума даже в нашей Солнечной Системе, а уже лезем замерять его энергию в другие галактики
  2. «нам нужно сто миллиардов долларов на исследование Меркурия. Что значит нет? Почему? Это же важно для науки!»
  3. Например, одна из теорий, которая позволяет без «тёмной материи» объяснить странное поведение галактик гласит, что согласно ОТО наблюдатель будет видеть именно такую картину (рукава галактик движутся быстрее чем должны), в то время как на самом деле там всё нормально, просто для центра галактики и рукавов время течет по разному, а кто-то вместо того, чтобы поискать неучтенные переменные среди известных, предпочел присобачить костыль в виде тёмной материи. Мы в четырехмерном пространстве, чёрт возьми!
  4. что, разумеется, не так, но выяснили это относительно недавно
  5. а тем кто сейчас возмутится «ну как так, вон жеж в прессе — ученые доказали существование темной материи» — во-первых не доказали а предположили наличие, то есть подогнали костыль. Во-вторых в пробирке темную материю никто ещё не получил. В третьих, существуют теории, которые позволяют обойтись без темной материи при объяснении нестыковок в наблюдениях, но пилить гранты с их помощью не получится — куда проще искать гипотетическую материю, которую засечь можно только по косвенным признакам, чем тратиться на эксперименты типа LISA Pathfinder (который, к слову, внес охрененно серьёзный вклад в гравитационные измерения), потому что для этого придется посылать в космос гору аппаратуры, а потом долго ждать, пока она закончит миссию.
      • Вообще-то на гору аппаратуры выделяют больше денег, чем на поиски гипотетической материи. Так что если сделать все качественно — будет огромный бонус к деньгам
  6. Увы, частое использование подобной технологии с определённой вероятностью может привести к открытию разрыва между измерениями, откуда в нашу реальность попрут чужеродные чудовища. Давать по сусалам незваным (и крайне враждебным) гостям придётся чуть ли не всей галактикой вместе. И даже тогда есть немалый риск позорного проигрыша.