Гладиатор

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Gladiator Games. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Ave, Caesar, morituri te salutant »
— Приветствие гладиаторов.
Именно тот случай, когда «договорной матч» — плохая идея!

Гладиаторами в Древнем Риме называли специально обученных бойцов, иногда рабов, но чаще свободных граждан, сражавшихся на аренах ради развлечения публики (во втором случае — ради бабла и пиара). Широкое распространение гладиаторские игры получили на рубеже I и II веков до н. э., а расцвет пришелся на I век н. э. После восстания Спартака популярность гладиаторских боёв пошатнулась, но их настоящий закат начался лишь в IV в. Окончательно запрещены игры были в начале V в. императором Гонорием.

Образ гладиатора с присущим ему противоречием рабского положения и честолюбия воина-спортсмена послужил источником вдохновения для множества авторов, начиная с Ренессанса и заканчивая современными сценаристами видеоигр.

Пятиминутка реальности[править]

Гладиаторские игры эволюцонировали от этрусского погребального обряда[1] в вид шоу и кровавый спорт. Пригодный (как физически, так и психически) для боёв раб стоил дорого, а его обучение и «промоушен» — еще дороже. Поэтому растиражированные литературой и киноиндустрией кровавые побоища с десятками убитых на арене не вполне соответствуют исторической действительности. Массовые бои со множеством жертв и поединками знаменитых бойцов до смерти проводились в основном на крупных аренах и, как правило, в честь какого-то праздника или значительного события. В том числе, и кандидат на выборах мог оплатить такое, помимо раздачи бесплатного хлеба, чтобы привлечь голоса избирателей. «Повседневные» представления редко заканчивались гибелью гладиаторов. Документальных свидетельств не осталось, но скорее всего имела место широкая практика договорных и срежиссированных боев, наподобие современного реслинга. Но тут стоит учесть, что бой есть бой, и на арене произойти могло всякое (как, собственно, и в реслинге).

Положение гладиаторов было довольно противоречивым. С одной стороны, они были рабами со всеми вытекающими последствиями, а борьба за свободу являлась основным стимулом сражаться на потеху римлянам. И, разумеется, статус раба был определяющим. Но вместе с тем одержавшие хотя бы несколько побед гладиаторы быстро становились любимцами публики и пользовались большой популярностью, что не могло не сказываться на их самооценке.

Основным стимулом сражаться для гладиаторов была возможность получить свободу за достижения на арене. Конкретные механизмы освобождения неизвестны, не вполне понятно даже то, освобождался ли гладиатор после определенного числа боёв/побед или только в случае совершения какого-то исключительного подвига. Скорее всего, в реальности было возможно и то, и другое. Кроме того, хотя гладиатор и был рабом, он имел право на личные накопления и теоретически мог выкупить сам себя. Однако такой вариант все равно требовал побед на арене, так как основным источником дохода для гладиаторов были ставки на самого себя.

Завоевавший свободу гладиатор получал символический деревянный меч — рудис. По сохранившимся данным, подавляющее их большинство не возвращались к местам прежней жизни, а оставались в сфере боёв. Они часто становились наставниками в гладиаторских школах — лудусах — или даже их владельцами — ланистами. Также нередки были случаи, когда освободившиеся бойцы продолжали выступать на арене. Таких гладиаторов называли рудиариями, и они были чрезвычайно популярны.

Во времена упадка Рима среди гладиаторов появилось немало добровольцев. На арену шли сражаться для покрытия долгов, из-за отсутствия иных средств к существованию и даже ради острых ощущений. Впрочем, профессия гладиатора была малопрестижной из-за того, что прочно ассоциировалась с рабством. Ланисты тоже были не особенно популярны — отношение у ним было примерно как к сутенёрам. Кроме того, помимо организации боёв на арене, ланисты нередко «подрабатывали» предоставлением своих бойцов для криминальных дел, что тоже не добавляло им общественного уважения.

Наглядное представление о том, насколько позорным считалось ремесло гладиатора, даёт следующий факт: среди римлян считалось зазорным умение вообще хорошо фехтовать — это сразу наводило на подозрения, что фехтовальщик бывший гладиатор. В Риме не было принято решать противоречия поединками, поэтому стимулы к хорошему владению мечом у свободнорожденных отсутствовали.

При этом следует учитывать, что гладиаторы обучались так называемому сценическому фехтованию — в первую очередь эффектному и только во вторую эффективному. Осваиваемые приемы, как и типичное вооружение, предполагали в основном нанесение резано-рубленых ранений, волнующих зрителей видом крови, а не куда более опасных и практичных, но скучных для публики колотых ран. Поэтому гладиатор может считаться воином примерно с теми же допущениями, что и биатлонист — солдатом горнострелкового батальона.

Виды гладиаторов[править]

Описание типов гладиаторов затрудняется тем, что параллельно существовали два основания их классификации: по вооружению/доспехам и по представляемому образу. Например, ретиарий не представлял образ воина того или иного народа и хорошо узнаваем по вооружению (трезубец и сеть), в то время как мурмиллон и фракиец похожи по вооружению и доспеху, но фракиец представлял фракийского воина, а мурмиллон — определенный тип снаряжения. Отсюда же проистекают сложности в составлении биографии исторических личностей. Так, вероятно, самый знаменитый гладиатор — Спартак традиционно считается фракийцем, но точно неизвестно, был ли он уроженцем Фракии или фракийцем по по типу гладиатора.

  • Димахер. Гладиатор, вооружённый двумя мечами. Встречался довольно редко, но благодаря эффектности воспет кинематографом.
  • Гопломах. Распространенный тип, представляющий образ греческого гоплита. Вооружался небольшим щитом по типу баклера, копьём и кинжалом. Носил поножи, наруч на вооруженной руке и шлем. Как правило, выступал против мурмиллонов и фракийцев.
  • Мурмиллон. Был вооружён прямым мечом — гладиусом (отсюда название гладиолуса, цветка с заострённой верхушкой соцветия) — и большим щитом — скутумом. Из доспехов имел глухой шлем, наруч на вооруженной руке и поножь на «щитовой» ноге.
  • Фракиец. По вооружению и доспехам напоминал мурмиллона, но сражался изогнутым мечом. Поединок фракийца и мурмиллона был одним из самых распространённых.
  • Ретиарий. Вооружался сетью, трезубцем и кинжалом. Доспех ограничивался лишь защитой левой руки. Поединок мурмиллона с ретиарием считается «классическим», хотя в действительности эти типы гладиаторов сражались друг против друга довольно редко — уж очень неравное вооружение. Стандартный противник ретиария — секутор, то есть облегченный вариант мурмиллона. Может показаться, что легкое вооружение ретиария делало его полнейшим аутсайдером, но нехватку брони компенсировала длина трезубца, позволявшая держать оппонента на расстоянии, пока он не выдохнется.
  • Секутор. Вариант мурмиллона, приспособленный для противостояния ретиариям. Отличия заключались в основном в шлеме, специально лишённом выступающих элементов, чтобы не цеплялась сеть. Секутором был Фламма (см. ниже).
  • Самнит. Был одет в открытый шлем и маленький нагрудник. На вооружении имел меч и щит. Был популярен во времена Республики, но ко времени Империи исчез из-за неполиткорректности в отношении союзного (вернее ассимилированного) народа.
  • Крупелларий. Гладиатор в античном фуллплейте из лорики сегментаты, сегментной маники на обеих руках, такой же защите ног, и в глухом шлеме.
  • И ещё до фига типов.

Известные гладиаторы[править]

  • Спартак — лидер самого известного восстания рабов в Древнем Риме. Жил и сражался в городе Капуя. Предположительно был выходцем из Фракии. Вопреки распространённому мнению, на момент начала восстания уже был свободным человеком и преподавал фехтование и борьбу в одной из гладиаторских школ.
    • Не верьте, если кто-то вам скажет, что Спартак прославился на арене Колизея. Когда жил Спартак, Колизей (точнее, амфитеатр Флавиев) еще не был построен.
  • Фламма — самый результативный гладиатор из всех, по кому сохранились записи. Его настоящее имя неизвестно, но по происхождению он был сирийцем, а прозвище «Фламма» (по-гречески «пламя») — псевдоним. Якобы четыре раза завоевал себе свободу, но всякий раз отказывался от нее и продолжал сражаться на арене.[2] Погиб во время очередного боя в возрасте 30 лет.
  • Приксус и Верус — псевдонимы двух известных гладиаторов кельтского и германского происхождения. Оба были знаменитыми бойцами, одержавшими множество побед, и неоднократно встречались друг с другом на арене, но каждый раз их бой заканчивался вничью. При этом, по имеющимся данным, они глубоко уважали друг друга. В конце концов, они сразились в Колизее перед самим императором Титом Августом в ролях мурмилона и гопломаха. Оба гладиатора проявили невероятное мастерство и мужество, но ни один не смог победить. Август приказал даровать свободу обоим. Любопытно, что этот поединок стал, вероятно, самым хорошо описанным гладиаторским боем в истории — ему посвящена целая поэма.
  • Император Луций Элий Аврелий Коммод — провёл 735 боёв на арене и умер в Колизее. Нет, не погиб на арене, а был задушен в служебном помещении массажистом перед выходом на арену. Именно его историю переврали в фильме «Гладиатор». Впрочем, есть мнение, что бои Коммода были подставными. Хотя, с другой стороны, исторический Коммод был огромного роста и силищи, и любил выступать в образе Геркулеса. А ещё, он любил помогать проводить операции знаменитому врачу Галлену, самолично оперируя раненных гладиаторов.
  • Тумелик — сын германского короля Арминия, попал в плен к римлянам ещё ребёнком, когда его родной дедушка захватив в плен его вместе с матерью выдал их римлянам, и когда он подрос, то закончил свои дни на арене в качестве гладиатора.

В других странах[править]

  • Этруски. Собственно, гладиаторские бой происходят от этрусского обычая устраивать сражения между рабами на похоронах владельца.
  • У ацтеков существовала традиция «почётной казни» для проигравшего сражение вражеского полководца. Жертве давали деревянное оружие и выпускали сразиться с четырьмя противниками с настоящим оружием. Известен случай, когда жертва победила, а именно тлашкальский вождь Тлауикол, которого должны были принести в жертву во время ритуального боя против четырёх лучших ацтекских воинов, успешного одолел свыше двадцати воинов и был с почётом отпущен.

Примеры[править]

В целом[править]

  • В литературе гладиатор часто описывается как сильный и мужественный человек, одновременно и тяготящийся своим положением, и гордящийся им.
  • В кино, не посвященном собственно гладиаторам, часто встречается сюжетный ход, когда герой вынужденно или добровольно разово участвует в бою на арене.
  • В видеоиграх и словесных РПГ гладиатор, как правило, представляет собой мастера поединка, искусно владеющего необычными приёмами.
  • Если действие происходит в Древнем Риме, гладиаторы там будут с вероятностью 90 %. Не надо далеко ходить — на нашем уютном ресурсе страница о соответствующей эпохе озаглавлена как?

Театр[править]

  • Гальм, «Равеннский боец». Пленный сын германского вождя Арминия забыл о своем народе и счастлив, выступая на арене на потеху его врагам. Убит родной матерью.

Литература[править]

  • Р. Хаггард, «Жемчужина Востока» — в начале книги должны были состояться гладиаторские игры, но их отменили из-за плохого самочувствия Агриппы I (правил Иудеей в 37-44 гг. н. э.).
  • «Спартак» Рафаэлло Джованьоли.
  • Василий Ян, повесть «Спартак» — в рамках своеобразной полемики с Джованьоли.
  • Филипп Ванденберг, «Гладиатор» — история жизни гладиатора Гая Вителлия в периоды правления Клавдия, Нерона и Веспасиана.
  • Кир Булычёв, «Любимец» — инопланетяне, захватившие Землю, кроме всего прочего устраивают гладиаторские сражения с участием людей.
  • ПЛиО — в гискарских городах и особенно Миэрине это развлечение очень любят.
  • Г. Л. Олди, «Бездна голодных глаз» — бессмертные развлекают смертных гладиаторскими боями.
  • Карамон Маджере за свою долгую и полную приключений жизнь тоже успел побыть гладиатором, хоть и не на Земле, а на родном Кринне. Надевал он тогда мужской вариант бронелифчика, а сражался мечом, проваливающимся в рукоятку. Периодически выдавали и боевой клинок — в Истаре убийство гладиатора служило тонким намёком спонсирующему его аристократу упырить мел и не портить Его Святейшеству политику.
« Рейстлин:

Ты зарос жирком и обрюзг, мой братец, Дух свой боевой утопил в кружке, Но придётся вспомнить былую доблесть: Гладиатор — это не игрушки![3]

(тихо) Если хочешь освободиться, Делай, что я сказал! (громко) Возьмите его! Он будет биться В честь Короля-Жреца!

»
— «Последнее Испытание»
  • Розмари Сатклифф, «Орёл девятого легиона»: Эска, один из двух главных героев — бывший гладиатор.
  • Моисеева, «В Помпеях был праздник». Антагонист вербует героя в гладиаторы, расписывая красивую жизнь, но утаивая, что тот станет рабом.
  • The Hunger Games — собственно, Голодные игры как футуристическая версия гладиаторских боёв.
  • Александра Первухина, «Мечты, ставшие явью».
  • Константин Соловьёв, трилогия «Геносказка» — «Театр плачущих кукол» Карраба Варравы занимается, по сути, именно гладиаторскими боями. Впрочем, гладиаторы — это только постоянная «труппа», остальные — просто пушечное мясо, которое пускают на разогрев.
  • Дюна — Харконнены любили устраивать гладиаторские бои с участием своих рабов. А Фейд-Раута Харконнен даже активно принимал участие в битвах сам. При этом применялся интересный прием — противникам наследника устанавливался своеобразный нейроблок: при слове «ублюдок» они на несколько секунд впадали в ступор, но в остальном действовали нормально. То есть изначально бой шел честно, но если вечер переставал быть томным, Фейд-Раута прибегал к тайному козырю. В книге описывается поединок, где он едва не погиб на арене, столкнувшись со слишком сильным пленником-Атрейдисом.
  • Рассел Уитфилд, «Гладиатрикс». Судьба спартанки, не по своей воле ставшей гладиаторшей.
  • «Восход чёрного солнца» Драко Локхарда — Альтаир. Правда, у эльфов действие было подано как некий аналог театрального представления с возможностью разных исходов.

Non-fiction[править]

  • Андрей Валентинов, «Спартак» — подробное исследование истории восстания Спартака, включая те моменты, которые «деликатно» обходятся в общеизвестной поп-версии.
  • Г. Хефлинг, «Римляне: рабы, гладиаторы».

Кино[править]

  • «Спартак» Стэнли Кубрика (1960) с Кирком Дугласом в главной роли (по роману американского писателя-коммуниста Говарда Фаста, написанному в тюрьме, куда он попал за политические убеждения).
  • «Гладиатор» Ридли Скотта. В какой-то мере римейк «Падения Римской империи» 1964 г., в котором нет продажи полководца в рабство
  • «Гладиатрикс» Тимура Бекмамбетова. В меру трешевый боевичок про женщин-гладиторов-куртизанок. В главных ролях — «Девушки Месяца» из Playboy.
  • «Американский Самурай» с Марком Дакаскасом в роли ГГ. Действие происходит на подпольных гладиаторских боях в Турции 90-х годов XX века.
  • Thor Trilogy — в третьей части пленного Тора заставляют сражаться с Халком, фаворитом Арены.
  • Безумный Макс — 3: Купол грома — главный герой соглашается выступить гладиатором на местной арене. Правда, оформляется это как судебный поединок.
  • Звёздные войны — арена Петранаки.
  • Трэш-боевик «Кровавый Спорт 4:Цвет Тьмы» (1999). Главный герой, строго говоря, не гладиатор, но аналогии с гладиатором налицо.
  • «Амазонки и гладиаторы».
  • «Идиократия» — так называемая «Ночь реабилитации», гремучая смесь гладиаторских боёв, рестлинга и автодерби. К такому в 26 веке приговаривают преступников за серьёзные (и не очень) преступления. Формально можно заслужить помилование в случае выживания, но фактически (поскольку преследующим очередного несчастного гладиаторам выдают сумасшедшие и офигенно большие автомобили, а жертву могут запросто то оставить на своих двоих, да ещё и скованную цепями, то и вовсе связать скотчем и заставить упрыгивать от преследователя) — как и в Древнем Риме, это превращается в квалифицированную смертную казнь.

Телесериалы[править]

  • «Спартак: Кровь и песок» с сезонами-продолжениями и приквелом. Несмотря на общую фэнтезийность, внезапно очень полно раскрывает тему противоречия «раб — любимец толпы».
  • «Ангел» — некий подпольный синдикат устраивает гладиаторские бои среди демонов, в которых похищенному Ангелу приходится принимать участие.
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — 4 сезон, 4 серия. Тусующиеся на ночном рынке вампиры развлекаются, устраивая гладиаторские бои между своими фамильярами. И с лёгкой руки своего хозяина Гильермо пришлось поучаствовать в этом отвратительном действе. Разумеется, он одолел всех выставленных против него противников, но оказалось, что после этого чемпион среди фамильяров должен биться против чемпиона вампиров. Для других людей это было бы равносильно смертному приговору, но не для потомственного истребители вампиров. И тут возникла дилемма: умирать Гильермо не собирался, но если бы он убил в поединке вампира, это было бы трудно объяснить зрителям-вампирам. Нандор нашёл выход, вызвавшись драться против Гильермо вместо вампирского чемпиона. Но хотя этот бой был задуман, как подставной, он очень быстро перестал быть таковым.

Видеоигры[править]

  • We Who Are About To Die — симулятор древнеримского ланисты.
  • Unreal Tournament же! Гладиаторские бои в XXIII веке стали самым популярным шоу во Вселенной. А благодаря специальным устройствам, моментально возрождающим убитых на территории арены, умирать можно до бесконечности. Здешние гладиаторы — не рабы, а исключительно шоумены и наёмники, иногда — преступники.
  • Sacred: Гладиатор — один из игровых персонажей, упитанный силач без магии или хитростей. Его сюжет начинается с завоевания права на свободу и предательства со стороны хозяина.
    • Также в двух городах есть гладиаторские арены, где дерутся не рабы, а наёмники.
  • For Honor — не РПГ, но режим типа гладиаторской арены есть, с возможность сражаться один на один или двое на двое без всяких азморочек с головорезами и контрольными точками. Также имеется класс гладиатора с трезубцем и крошечным щитом — что-то среднее между ретиарием и гопломахом.
  • Ryse: Son of Rome — сюжет игры явно вдохновлён «Гладиатором» Ридли Скотта, попадание героя на гладиаторскую арену, в качестве бойца присутствует.
  • Zanzarah — в значительной мере состоит из гладиаторских боёв между феями, внутри мира это популярный спорт.
  • Total War — в обоих «Римах» римляне могут нанимать гладиаторов как солдат.
  • WoW — упоминаются гладиаторские бои, устраиваемые орками. А количество арен для сражений свободных персонажей вообще огромно.
  • Ryse: Son of Rome — один из персонажей — показанный в игре конченной мразью Коммод, разумеется, участвующий в гладиаторских боях. И, поскольку Коммод сын правящего на момент действия игры Нерона, хотя IRL Коммод мало того, что жил спустя век после него, так ещё и не приходился ему родственником помимо того, что мразь, к тому же ещё и трус, то на арене ставятся договорные поединки по подвигам, приписываемым Коммоду, а на деле совершённым другми людьми, в том числе и ГГ, Марием.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — такой «культурный отдых» в чести у тёмных эльдар. Самая известная чемпионка арен Комморага — Лелит Гесперакс, которая известна как один из лучших бойцов ближнего боя в галактике.
    • В Империуме официально существуют арены, причем гладиатор считается угодной Император профессией.
  • Warhammer: Fantasy Battles — у тёмных эльфов всё полностью аналогично.

Музыка[править]

  • Ария. «Колизей».
  • «Running Wild» — Into the Arena.

Прочее[править]

  • Спортивное общество «Спартак» в СССР.
  • «Союз Спартака» (Spartakusbund) — марксистская организация в Германии начала XX в. «Вперёд продвигались отряды / спартаковцев — смелых бойцов…»
    • Немецкие спортклубы прокоммунистического направления называли свои соревнования «спартакиада», а потом это перешло в СССР и позже в другие соцстраны.
  • Имя Спартак — например, его носили артист Мишулин и новосибирский художник Калачёв.

Примечания[править]

  1. Главная цель любого такого культа — защититься от страшного покойника, умилостивить его, задобрить. Как задобрить? Совершенно верно — кровавым жертвоприношением. И лучше всего, чтобы кровь была человеческой. Этруски в этом не оригинальны. Оригинальны они в том, что предпочитали не резать обречённых кремнёвым ножом на алтаре, а заставлять жертвы самих убивать друг друга — прямо над свежей могилой. Почему? Похоже, они считали, что такой способ эффективнее.
  2. Проблема в том, что единственный источник сведений о нём — скромная надгробная надпись, которую можно перевести и как «был четыре раза помилован после поражений».
  3. В мюзикле это опущено, а вот в книге ужас Карамона перед гимнастикой, которой его заставляют заниматься, чтобы придать достаточно шликабельный для публичных выступлений вид, здорово разряжает смехом.