Глупее и безумнее

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Denser and Wacker. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Представим, что есть этакое серьёзное произведение. Серьёзное, где сюжет и сеттинг нормальные. А теперь добавим юмор, чтобы жить стало лучше, жить стало веселее. Мало? Тогда добавим ещё юмора и получим яркие и незабываемые моменты. Герои чаще шутят, злодеи смеются не только когда злорадствуют, а в сюжете появляется больше сумасшествия!

Появляется довольно часто в адаптациях, особенно в анимационных адаптациях, поскольку это простой способ продемонстрировать, чем шоу отличается от своей родительской программы.

Важно: троп не всегда совпадает с тропом «Светлее и мягче» — там улучшается обстановка, а здесь всё становится смешнее. Это при возможности может сделать произведение темнее и острее, если прибавляется именно чёрного юмора. Также троп не обязательно является синонимом «Упростили и опошлили» — даже в атмосфере развесёлой шизы талантливый автор может поднимать очень и очень серьёзные проблемы.

Контртроп — Отрастить бороду. Близкие тропы: Светлее и мягче, Темнее и острее, Откровеннее и сексуальнее.

Примеры[править]

Кино[править]

  • «Безумная свадьба» — первый фильм о том, каково французам, что их дочки вышли замуж за еврея, алжирца, китайца и африканца (ивуарца), и родителям негра, что их сын женился на француженке; второй — о том, что им хочется переехать в другую страну… например, Индию; третий — про отношения между родителями француженок и родителями их зятей, что доставляет ещё более забавные проблемы.
  • «Бэтмены» Шумахера, формально продолжающие «Бэтменов» Бёртона (хотя прямой сюжетной связи там нет, но снимались как часть одной серии) — неудачный пример. Бёртон снимал ироничное, но всё же готическое кино, вдохновлённое комиксами 80-х и немецким киноэкспрессионизмом. На студии решили, что второй фильм слишком мрачный, детишкам не понравится, поменяли режиссёра и велели новому снимать яркое клоунское кинцо для детей, чтобы на его основе побольше игрушек наштамповать. В результате «Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин» (особенно второй) смотрятся так, как если бы «Остин Пауэрс» был официальной частью Бондианы.
    • Здесь скорее было «возвращение к корням» — именно в таком стиле был снят киносериал о Бэтмане 60-х. Но в рамках конкретной тетралогии — прямой троп (особенно с учётом того, какие в то время выходили про Бэтмена комиксы). В 2000-е с приходом Нолана маятник снова качнулся в сторону «темнее и острее», да так, что застрял в стенке и больше не качался.
  • Кстати, о Бондиане. Не то чтобы фильмы с Коннери были серьёзными, но при его преемнике Роджере Муре стали совсем уж супергероикой, в которой Бонд летал в космос и спасал мир, с ироничной ухмылочкой выслушивая монологи тупых злодеев, ещё и подсвечивая порой типичные для Бондианы штампы. Пример можно считать нейтральным: кому-то Бонд нравится серьёзным, а кто-то ностальгирует по более забавным воплощениям. Но именно от этого комиксно-самопародийного образа Бонда серия потом пыталась убежать, особенно в период Крэйга.
  • Cерия «Зловещие мертвецы» — удачный пример. Первый фильм — трэшовый, но ужастик. Второй — комедия ужасов, лишь местами заезжающая в более или менее серьёзный хоррор (или в психодел). Третий — в общем-то тёмное юмористическое фэнтези. Сериал-сиквел — самопародийная комедия ужасов, намеренно пошлая, с густым перебором во всём, который не баг, а фича. Выбивается только ремейк, который снова серьёзные ужасы. Причём фанаты больше всего ценят именно смешные части, а третью вообще растащили на цитаты — серьёзность такому зомби-трэшу откровенно не к лицу.
  • «Крестоносцы космоса» — если первоисточник про попаданцев в космосе был в целом серьезным произведением (хотя несколько ироничных моментов можно найти) то экранизация в плане «смищьных щюток» пробивает палубу звездолета.
  • Серия «Терминатор» — неудачный пример. Т1 был серьёзен как могила. Капелька юмора, добавленного в Т2, его ничуть не испортила. А вот Т3, Т6 и особенно Т5, улетевший в комедийный боевик, перегнули и с шутками, и, главное, с глупыми моментами (Карл, шьющий шторы, Карл!). Инверсия в Т4 — в попытке вернуть серии серьёзности получился самый хмурый и излишне серьёзный фильм со времён Т1.
  • Такими часто выходят фильмы Уве Болла, особенно по играм. Отсюда и троп Пытка увеболлом.
  • Трилогия «Фантомас» по отношению к оригинальным книгам и старым экранизациям — удачный пример. Это пародия, которая и светлее и мягче, и смешнее, и безумнее. Причём и внутри трилогии «Фантомас разбушевался» поддаёт градус пародии и безумия на новый уровень по сравнению с первым фильмом — чего стоят гаджеты и подводная база! А вот третий, возможно, из-за бюджета, откатился до повторяющихся гэгов в полутора декорациях (то есть стал немножко глупее, но, увы, не безумнее).
  • По мнению ряда фанатов, такой стала вся киновселенная DC после прихода туда Джеймса Ганна. Мнение не до конца верное: снятая Ганном версия «отряда самоубийц» является высокоинтеллектуальным кино по сравнению с версией 2017 года, но на фоне снайдерката «Лиги Справедливости» выглядит как сабж.

Видеоигры[править]

  • Эпопея Saints Row была изначально заявлена как пародия на Grand Theft Auto (тоже далёкую от сухой кисломордой сурьёзности, но не настолько). Первый выпуск повествования о банде «Святых» был довольно прямолинейным и не столько пародировал, сколько стилизовал киношные и видеоигровые криминальные боевики… Но каждый новый выпуск Saints Row становился всё отмороженнее и намеренно глуповатее (в хорошем смысле — так что получалась фича, а не «постепенное отупление саги»).
  • BloodRayne — если первые две игры выглядели нормальными, то в Betrayal героиня выглядит так, будто сошла из аниме.
  • Destroy All Humans! — хотя серия игр серьёзностью не пахла изначально, но в последующих играх протагонист сделался вовсе чокнутым, и всё вокруг него — тоже. Оригинал — пародия на фильмы 50-х об инопланетянах и «Розуэлльский инцидент», сиквел — на шпионские фильмы 60-х, Path of Furon же скатилась до пародии на фильмы о боевых искусствах.
  • Fallout — тоже. Первая игра, конечно, не была столь серьёзна, но во второй юмора стало побольше. В третьей его стало меньше, но больше стало нелепости мира вплоть до откровенных странностей типа города, населённого исключительно детьми (сами притягивайте за уши обоснуи, вы же талантливые геймеры…). Fallout: New Vegas продолжает традиции второй части, но основная игра стала гораздо серьёзнее, а контент для лулзов вынесли отдельно, и он становится доступным только с трейтом «Дикая Пустошь». Зато в Old World Blues уровень цирка выкручен на максимум — хотя от этого DLC не стало нелепым, как Fallout 3.
  • No One Lives Forever — если первая игра — пародия на бондиану, где уже присутствовали сумасшедшие моменты вроде прыжка из падающего самолёта без парашюта и космической станции, но она всё равно балансировала между реализмом и абсурдом. Сиквел пошёл ещё дальше: тут и битва с ниндзя-девушкой внутри домика, попавшего в торнадо, перестрелка с мимами-гангстерами на трёхколёсном велосипеде, люди-кубики, суперсолдаты; что ничуть не помешало игре. А вот спин-офф Contract Jack пошёл дальше, но провально: с нехаризматичным Джоном Джеком космодром в Чехословакии, база на Луне и сверхкрутые итальянские мафиози уже не выглядят так приятно.
  • Postal — Postal 1 была про страшного маньяка, гуляющего по городу, и практически не имела юмора. Postal 2 выглядит скорее как фильм «С меня хватит!» (Falling Down)[1] или игра про Южный Парк. Именно эту часть запомнили, потому что только здесь можно делать всякие улётные вещи: писать на врагов, использовать кошек как глушители для пушек, курить для восстановления здоровья и т. д. А среди врагов: карикатурные террористы из «Талибана»; обожающие насильственные меры «борцуны против жестокости в видеоиграх»; мясники-каннибалы
    • Впрочем, педаль в пол выдавили третья и четвёртая номерные игры и Brain Damaged.
  • «Космические рейнджеры» — куда ж без них! В первой игре попадался разный юмор, причём то чернушный, то с отсылками на советскую культуру, но в целом игра серьёзна, ибо атмосфера того, что Коалиция отгребает по всем сторонам. Во второй игре стало больше шуток в самых разных местах, а вместо загадочных клисан появились доминаторы, в отношении которых есть отсылки про Терминатора. В «HD Революции» стало больше отсылок на современную культуру и бонусов-шуток специально для узкого круга фанатов.

Примечания[править]

  1. Чувак хоть и сходит с ума, но на фоне города Парадайз, населённого быдлом, психопатами, дегенератами и подонками, выглядит более нормальным.