Говорить лозунгами

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Если человек говорит пословицами, то он, видать, близок к народу или хочет себя таковым выставить. Если загадками — то это ментор-трикстер.

А вот если человек обедняет свою речь до лозунгов, политических речёвок, выпадов в сторону контры — то мы имеем дело с одним из трёх типажей:

  • Человек, профессионально занимающийся пропагандой, вплоть до самого высокого уровня. Для него это работа (иногда любимая, чаще — нет; иногда по призванию, чаще — потому что хочется кушать хлеб с маслицем) и, как и любая работа, она вызывает профессиональную деформацию. Часто является автором тех лозунгов, что произносит.
  • Что-то среднее между первым и третьим: благонамеренный — а иногда ещё и бескорыстный — пропагандист, обычно в невеликих «чинах». Задвигает лозунги, искренне веря, что ими он направляет окружающих в нужную, хорошую сторону. В лозунгах разбирается на достаточном уровне, чтобы уметь подставить их под ситуацию.
  • Ведомый, что стал ретранслятором спускаемых «сверху» идей, купившись на эмоциональную составляющую. Запас ограничивается парой-тройкой самых расхожих фраз, а большего ему и не нужно.

К примеру, Геббельса можно отнести к первому типажу, Сильвию Мунтяну из фильма «Капкан» — ко второму, а Швондера — к третьему.

Зачастую речь такого персонажа также блещет канцеляритом и речевыми штампами, что только усиливает контраст. Пропаганда побуждает к действию через эмоции, а штампы — это мёртвые, ороговевшие слова.

Примеры[править]

Театр[править]

  • «Последнее испытание» — ария Короля-Жреца «Всё во имя веры». Полностью.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

« Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству! »
— …и тут Остапа понесло
  • И. Ильф и Е. Петров, Остапа несло. Он вообще любил строить юмор на чужих ярких фразах, вставляя их в нужный для комического эффекта момент.
    • «Двенадцать стульев» — на собрании оппозиционно настроенных «бывших» осознанно прибегает к этому приёму. Выгода очевидна.
      • И на приветственной речи в шахматном клубе васюкинцев, когда «Остапа понесло».
    • «Золотой телёнок» — в процессе «снятия пенок, сливок и тому подобной сметаны» с автопробега: «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству! Железный конь идет на смену крестьянской лошадке! Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения!» На этот раз, впрочем, Остап не сыпал лозунгами-импровизациями, а повторял ходы рассмешившего его арбатовского агитатора.
  • М. Булгаков, «Собачье сердце» — Швондер.
    • Шариков стал его успешным учеником, судя по доносу на Преображенского: «…и даже Энгельса приказал своей социал-прислужнице Зинаиде Прокофьевой Буниной спалить в печке, как явный меньшевик со своим ассистентом Борменталем Иваном Арнольдовым…». Нюанс: Швондер, а вслед за ним Шариков, говорит и пишет не то чтобы собственно лозунгами, однако то канцеляритом, то политическими клише («анархист-индивидуалист», «социал-прислужница», «меньшевик» и т. п.). У Шарикова это — не без некоторой невольной пародийности, потому что примешиваются признаки слепого попугайства, эффект «Полиграф Полиграфыч слышал звон, да не совсем точно знает, где он».
      • Причём сам при этом пользуется привычной, но насквозь старорежимной формой отчества на «-ов», употреблявшейся только в отношении простолюдинов: дворян (а к ХХ веку и вообще всякую «чистую публику» не обязательно благородного происхождения) называли «с вичем».
  • Вообще частый троп у советских сатириков. Например, у Виктора Ардова; чего стоит одна «Лозунгофикация»!
  • Эдуард Успенский, «Колобок идёт по следу» — мороженщик Коржиков.
  • А. Бушков, «Анастасия» — псайкер-людоед Соловей-разбойник. Он не только говорит лозунгами, но ещё ими гипнотизирует. Пародия на Брежнева: «Он владеет Наследием Великого Бре. А это страшные заклятья, способные пригвоздить к земле любого… Это смерть».
  • Шендерович, «Человек с плаката» — главгерой.
  • Пелевин:
    • «Чапаев и Пустота» — один из навыков Чапаева. Он толкает речь толпе революционных ткачей, и воодушевляет их, но при этом сам не понимает, что означают некоторые использованные им слова (например, озадачившая Петра «командирская зарука»). Видимо, он берёт готовые лозунги и терминологию прямо из сознания аудитории.
    • Эссе «Зомбификация» — с точки зрения практик вуду. Например, когда комсомольцы идут по коридору, они люди как люди: говорят о выпивке, о бабах и т. п. Но как только они заходят в комнату комитета ВЛКСМ и рассаживаются, их лексикон, выражение лиц и даже тембр голоса радикально меняются. Пелевин сравнивает этот феномен с зомбификацией: часть души комсомольца, «маленький добрый ангел» (ti bon ange), временно заменяется вторгшейся сущностью, «партийным телом».
    • «Оружие возмездия» — «некий районный фюрер объявил построенному для напутствия батальону фаустников, что оружие возмездия — это 14,9 миллиона зараженных чумой крыс, которые в специальных контейнерах обрушатся на Москву, Нью-Йорк, Лондон и Иерусалим. Учитывая, что все районные фюреры фашистской Германии были людьми удивительно тупыми, трусливыми, подлыми и неспособными даже к простейшим умственным комбинациям — всё это и служило негласным условием их выдвижения на должность, — можно предположить, что слухи о характере действия оружия возмездия распространялись централизованно; придумать такое (особенно цифру 14,9) сам районный руководитель не смог бы ни за что, а повторять в официальном сообщении болтовню парикмахера или шофера он никогда не решился бы».
  • Алексей Свиридов, «Крутой герой» — в литературном мире герою довелось прокатиться на звездолёте из какой-то очень низкокачественной социалистической фантастики, персонажи которой настолько плоские, что их можно скатать в рулоны и хранить в подсобке. Когда один из них случайно раскатался и зашёл на мостик — выражался он именно так.
  • «Бета-тестеры» — Ксенобайт и иногда Банзай время от времени начинают разговаривать лозунгами. Причём социалистическими.
  • Метавселенная Рудазова — маршал Хобокен именно так наставляет солдат перед сражением. Логично.
  • Владимир Сорокин, финал повести «Тридцатая любовь Марины» — пытаться пересказать бессмысленно, это надо видеть… ну, в смысле — читать.
  • Братья Стругацкие, Сказка о Тройке — Лавр Федотович Вунюков. «Народу не нужны безымянные герои. У нас их нет» (и множество подобных сентенций). Вдобавок тут пародия на некоторые сентенции Сталина.

На других языках[править]

  • Оруэлл, «1984»: одно из назначений новояза — чтобы говорящий на нём мог производить идеологически правильную речь с минимальными умственными усилиями. Опытный партиец может толкнуть речь на новоязе, вообще не думая. Такой оратор называется «речекряк»; например, в передовице «Таймс» могут тепло отозваться о партийном деятеле, назвав его «идейно крепкий речекряк».
  • Хаксли, «О дивный новый мир» — примерно то же, но с поправкой на общество потребления. Герои могут говорить нормально, но в эмоциональном состоянии переходят на слоганы и трюизмы, вживленные в процессе гипнопедии.
  • Стросс, «Небо сингулярности» — имплантаты трансгуманистов-революционеров переводят речь в пафосные лозунги.
  • Роберт Шекли, «Координаты чудес» — в одном из миров жители изъясняются преимущественно цитированием рекламных слоганов.
  • Вулф, «Цитадель автарха» — асциане говорят исключительно лозунгами.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Красный галстук» (1948) — один из героев фильма, Вася Чашкин, привыкший выступать на различных пионерских собраниях, в ходе диалога то и дело сбивается на трескучий канцелярит, за что тут же получает насмешливую отповедь от умудрённого жизнью взрослого человека, мол, «говори нормально».
  • Короткометражка «Голос» (1986) — главный герой начинает говорить лозунгами невольно, по вине неизвестного заболевания. Всякий раз, когда ситуация требует от него выразить свои мысли и чувства, он начинает говорить голосом радиодиктора. Казённая речь, наполненная штампами и показным оптимизмом, полностью искажает то, что герой хотел сказать. Когда жена отводит его к врачу, тот заражается этим же недугом.
  • «Игла» — Спартак толкает речь в зоопарке, и она чуть менее чем полностью состоит из лозунгов (и из пародий на таковые), плавно переходящих в словесную окрошку.
  • «Дорогая Елена Сергеевна» — именно до этого и скатился по сравнению с оригинальной пьесой разговорный стиль собственно «титульной» героини:
« …учительница не выглядит убедительной, она напоминает живую куклу, отвечающую заготовленными лозунгами. Детки ей довод (пусть ужасный), она им — звонкий лозунг. Они ей — слова, она им — транспаранты. Они — мрази, но живые. Она — шарманка, хотя и напичканная правильными словами. <...> Откуда взялись все эти мальчики-мажоры и девочки, признающиеся, что хранят невинность, дабы подороже её продать? Такое обычно заводится от грязи. И от красивых слов, которые не связаны с делом. У Ляли (которая собралась торговать невинностью) мама — клон Елены Сергеевны, «скромная библиотекарша», которая, скорее всего, денно и нощно долбила про красоту души и бессмысленность тряпок. <...> Кстати, если посмотреть внимательно, то Елена Сергеевна при всей своей упёртой лозунговости постоянно идёт на компромиссы. <...> Она постоянно треплется о неких идеалах, точнее — о попранных идеалах. Противопоставляет поколения — мы были ого-го, а вы стали ой-ёёё. Но идеалов-то у неё нет, а есть набор штампов. <...> Не отдадим завоеваний социализма! А в ответ: да обожритесь вы своими идеалами, дайте нам жвачку и музон. <...> Это позиция Елены Сергеевны с её заготовленными ответами-лозунгами. С дешёвым пафосом. »
— Галина «zina_korzina» Иванкина
    • Примерно того же типажа оказалась и мать главной героини фильма «Интердевочка».
  • «Джек Восьмёркин — американец» — Василий Капралов, председатель коммуны, никогда не выпускающий из рук своего грудного ребенка.
  • «Беспредел» — периодически на такой стиль разговора срывается Витя Мошкин по прозвищу «Филателист».
  • «Плюмбум, или Опасная игра» — нечто похожее проглядывается у Руслана Чутко, сыгранного тем же актёром. С поправкой на ту разницу, что Филателист относится всё-таки к типичным представителям типажа «наивный идеалист», в то время как Плюмбум — уже скорее маскирующийся под идеалиста циник, причём довольно-таки прожжённый, да и на голову отбитый куда сильнее, чем Мошкин.
  • «Стиляги» — именно так происходит изгнание публичное отчисление главного героя из института старостой. Создаётся впечатление, что беднягу-старосту… тошнит лозунгами.
    • В повести, по которой фильм, это не впечатление, а факт: Катя старается заглушить боль от неразделенной любви с помощью злобных колких фраз, перемежаемых лозунгами.

Совместное производство[править]

  • «Дежа вю» (1989) — сотрудник гостиницы «Красная» комсомолец Костя. «ТОВАРИЩИ!!! ВСЕ НА МОГИЛУ ОТЦА!!!»

Зарубежные фильмы[править]

  • «Капкан» (Румыния, 1974, детективный боевик) — Сильвия Мунтяну, однозначно положительный персонаж, хоть и с ноткой доброго комизма (шаржа). Говорят, списана с реального лица.
    • Главный герой фильма даже подсвечивает эту её привычку: «Слушай, Сильвия, а ты всегда говоришь одними только лозунгами?» — «Простите, товарищ, не поняла…» — (с усмешкой) «А, ну раз не поняла…»

Телесериалы[править]

  • The Expanse — белтеров водой не пои, дай только лозунги поскандировать про то, как астероидных людей обижают.
  • «Дракоша и компания» — с прикрученным фитильком: в одной серии главный герой насмотрелся рекламы и стал постоянно цитировать соответствующие лозунги. Пример:
«

— Дракоша, а ты знаешь, что тот, кто много ест, становится толстяком? — С «Толстяком» время летит незаметно!

»
— Папа Серёжа и Дракоша

Мультфильмы[править]

  • «Заяц, который любил давать советы» — заглавный пародийный заяц-функционер не только учит щучонка плавать, а корову мычать, но и то и дело выдает пафосные и бессмысленные лозунги, высмеивающие вполне реальные советские.

Мультсериалы[править]

  • «Черный Плащ» — Ликвидатор (The Liquidator) в оригинале говорит лозунгами, только не политическими, а рекламными. Именно поэтому этот злодей очень редко использовался.
  • RWBY — именно так говорит Илия Амитола, недалекая, грубоватая и восторженная террористка «Белого Клыка», превратившаяся в ретранслятор идей своего упоротого начальства.
  • «Масяня» — московская кузина Масяни (которая ку́зина), пополам с тропом Капитан Очевидность. Транслирует в основном этикетные фразы, а ещё всякую банальщину. Часами с приятной улыбкой говорить о том, что Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овес и сено, не каждый сможет. Как и слушать кузину.

Комиксы[править]

  • Fables — Златовласка вещает много и сочно своим революционным товарищам. В компании же Бигби и Снежки проявляет себя как немногословный убийца.
  • Капитан Америка — Красный Череп, если того требует ситуация, легко переходит на язык политических лозунгов, которые сам же и придумывает на ходу.

Видеоигры[править]

  • Red Alert 3. По всей видимости на дредноутах вместо капитанов сидят политруки, у которых что не фраза, то «утопим гидру мировой контрреволюции».
    • Кстати, советские лозунги им в уста вложили в локализации, в оригинале они просто вещают с космическим пафосом.
    • Впрочем, в их устах это звучит действительно эпично.
  • Fallout:
    • Fallout 2 — есть версия, что Фрэнк Хорриган говорит в основном заученной пропагандой, потому у него достаточно богатая речь для супермутанта, бывшего при жизни солдафоном.
    • Fallout 3 — робот Либерти-Прайм говорит исключительно антикоммунистическими лозунгами. Обоснуй: Его программировали во время войны с Китаем.
« Коммунизм — это просто синоним неудачи. »
— Либерти-Прайм
  • ATOM RPG — куча персонажей. Особенно отличился один кадр, получивший данную способность травматическим образом, и это очень сильно мешает его отношениям с женой. Если ему выбить клин клином (с помощью диалога, загипнотизировать, а потом гаркнуть в ухо «рота подъем!»), его жена скажет что это нормализовало их сексуальную жизнь: раньше она думала что он стал импотентом, а он просто стеснялся, что во время действа начнет орать лозунги.
  • BioShock Infinite — лозунгами говорят Механические патриоты, вооружённые скорострелами автоматоны. Обоснуй: первоначально патриоты были гидами в музеях Колумбии, но из-за гражданской войны народники и основатели превратили их в машины для убийств.
  • В Disco Elysium так выглядят многие прокоммунистические реплики протагониста, и если вы откроете мысль, дающую за них опыт, получится это. В меньшей степени — ультралиберальные реплики, за которые можно аналогичным образом получать деньги (не спрашивайте, как).