Гордая и мудрая раса

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Proud Scholar Race. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Гордая и мудрая раса — ещё один из нескольких стандартных наборов характеристик какой-либо экзотической расы или нации, использующихся в фэнтези и космоопере. Если гордая и воинственная раса агрессивна, крута и не слишком умна, то гордая и мудрая раса представляет собой ее противоположность: они миролюбивы, мудры и интеллектуальны, хотя вполне могут быть столь же круты.

И да, пацифистский настрой этой расы вовсе не значит, что она беззащитна: у нее всегда найдется в рукаве такой туз, который другие расы не могут ни понять, ни осмыслить. Это может быть новейшее прототипное оружие, сверхспособности или гениальная стратегия и тактика.

Направления[править]

Подразделяется на два вида, олицетворяющие собой извечное противостояние «физиков против лириков»: технократическая и гуманитарная.

Технократическая[править]

Это скорее холодно-интеллектуальная, чем мудрая раса, хотя сами себя они вполне могут считать мудрецами, гордясь своим квадратно-гнездовым способом мышления. Они обладают самыми или почти самыми высокими технологиями в сеттинге, благодаря тому, что наука является краеугольным камнем их общества. Часто бывают помешаны на разуме и логике, не понимая эмоций, чувств, метафор и юмора.

Гуманитарная[править]

Эльфоподобная раса, сосредотачивающаяся на философских, мистических или духовных аспектах познания. Если в сеттинге есть магия или псионические способности, именно эти ребята будут их мастерами. Тяготеют к эстетике «блестящие башни и тоги». Если автор им не симпатизирует, то они могут быть догматическими фанатиками.

Драконы (там, где они — хорошие) — мудрость очень ценится, нередко являются первоклассными чародеями, любители косить под других (типо очень интересно и познавательно).

Падение[править]

Распространённый троп: падший вид ГиМР. Тут два основных варианта:

  • С сохранением мудрости и гордости, но переходом на тёмную сторону. Внешность остаётся пафосной, но меняются цвета кожи, одежды, энергии. Иерархия и знания сохраняются и даже преумножаются, но становятся недобрыми, иногда — до карикатурности. Темные эльфы из Героев или Вархаммер Фэнтези. (Темные Эльдар в качестве примера не подходят, они никуда не падали.[1])
  • Деградация в дикарскую сторону. Становятся уродливее, теряют технологии и мудрость, но часто хранят идеалы благородства. Пример: долийские эльфы из Dragon Age. Интересный пример являют собой раката из вселенной «Звездных войн»: они были изначально теми ещё моральными уродами (но мудрыми и гордыми уродами), но в процессе деградации потеряли не только технологии, но и козлизм, так что как минимум одно из двух племен одичавших раката, которые можно встретить в Star Wars: Knights of the Old Republic, вполне адекватно и даже пытается в меру сил исправить содеянное предками.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • «Мир Полудня» Стругацких: Земляне.
  • «Люди как боги» Снегова: галакты.
  • «Рильме гфурку» Ю. Нестеренко: элианты — вырожденный случай гуманитарной расы, полностью отказавшейся от науки из-за возможной «неизящности» ее плодов.
    • «Крылья» того же автора — то, чем стали земляне после ликвидации 95 % не столь продвинутого человечества.
  • Метавселенная Рудазова — эльфы (радикальные эстеты вне зависимости от мира и народа), гномы (дельцы, технократы и любители естественных наук), титаны (чуть менее чем полностью срисованные у Голосовкера со всеми вытекающими), симы из орангов (копиркины индусских брахманов), коренные мистерийцы.

Зарубежная[править]

  • Толкиновские эльфы — ближе к гуманитарной разновидности, но те же нолдор достигли огромных успехов в материаловедении и кузнечном деле, не говоря уже о созданиях артефактов огромной силы.
  • «Хейнский цикл» Урсулы Ле Гуин: хейниты (они же и предтечи, причем живые)
  • А. Нортон — закатане. «Раса рептилий, родственных земным ящерицам. Протяженность их жизни многократно превышает человеческую. Они не агрессивны, чрезвычайно поглощены историческими исследованиями и дают много известных историков и философов».
  • «ПЛиО» — валирийцы.
  • «Заповедник Гоблинов» Саймака: Хрустальная планета (и земные банши, которые суть одно и то же).
  • «Замонийский цикл» Моэрса — эйдеиты.
  • Майкл Джон Муркок, «Хроники Корума» — вадаги а также надраги, до завоевания Надрагских островов.
  • «Хроники странного королевства» — драконы в целом.
  • «Пришедшие из мрака» — лоона эо являются космической расой уже десятки тысячелетий и являются самой технически развитой из ныне известных рас (в принципе, по ним все и равняются). Потихоньку занимаются прогрессорством воинственных рас, которых берут на два тысячелетия в качестве Защитников взамен на некоторые технические плюшки и другую плату. Собирают произведения искусства и редкости со всей галактики (надо же как то развеять скуку за долгую жизнь).

Кино[править]

Телесериалы[править]

  • «Вавилон 5»: минбарцы.
    • Угу. Сначала не сообразили, что идущий наперерез с заряженными орудиями в знак вежливости минбарский корабль может быть принят за атакующий, потом развязали против другой расы войну на уничтожение из-за мелкого пограничного инцидента и истерики отдельно взятой Деленн. Война им была нафиг не нужна, но они не могли завершить ее из-за того, что Деленн на истерике сказала то, что было трактовано как объявление войны не простой, а священной, потом на пороге победы внезапно капитулировали, никому ничего не объясняя, чем породили раскол между кастами, доведший до гражданской войны... Мудрость прет мутным потоком.
  • «Звездный Путь»: вулканцы.
  • «Звездные Врата»: нокс, асгарды, древние, ферлинги. Образовали Союз Четырех Рас для более эффективного сотрудничества и на протяжении тысячелетий определяют техническое развитие Галактики. Толланцы тоже себя такими считали, пока не обсчитались и не были истреблены.
  • «Доктор Кто»: собственно, Повелители Времени, отчасти люди в будущем.
  • Lexx: Бруннен-Джи.
  • «Андромеда» — персеиды.

Комиксы[править]

Видеоигры[править]

  • Mass Effect: асари (гуманитарные), салариане (технократические).
  • «Космические рейнджеры»: гаальцы (гуманитарные), фэяне (технократические).
    • Немного спорно, потому что у гаальцев технологии лучше. Наверное, гаальцы не выводят всякие формулы, потому что они это и так знают.
  • Endless Space: Софоны — технократические, Гармония — настолько гуманитарные и просветлённые, что выглядят как парящие в воздухе сияющие кристаллы, образующие фигуру в форме лотоса.
  • Sword of the Stars: дельфины Лиир — отличные учёные и техники, а ещё очень любят петь песни, то есть у них одинаково хорошо и с техникой и с гуманитаркой. Правда если они классифицируют Вас как «суул’ка», то лучше бежать. Ну и не следует забывать, что те самые суул'ка являются бывшими лиирами, сошедшими с ума.
  • Вселенная TES: двемеры, пока они еще существовали, представляли собой прекрасный образец технократической разновидности.
  • Протоссы же!
  • Аллоды — Джуны и Зэм до катастрофы.
    • До Аллодов Онлайн — эльфы.
  • WarCraft — дренеи. А сломленные и заблудшие относятся к падшим (второй тип, первый тип — эредары). Драконы; чего только не добились, погибшие — либо из-за хитрожопости других, либо были заказаны своими же, либо — приходилось идти на крайние меры против психопатов.
  • Grey Goo — внезапно, люди. Сами в бою не появляются, посылая армии роботов, владеют технологиями телепортации и в первую очередь стремятся уничтожить собственноручно созданную серую слизь. Начиная примерно с середины кампании объединяются для этой цели с расой Бета.
  • Halo — с фитильком Предтечи. Считали себя гордой и мудрой расой второго типа, и были ими, но одновременно были не менее воинственными (сами себе выписали должность смотрящего за Галактикой, кто против, тот заслуживает только геноцида, как идущий против естественного порядка вселенной. Короче говоря, возьмите американского патриота-мессианиста, умножьте на десять, будет типичный Предтеча). Тем более что под боком были более гордые и воинственные люди. А вот Предшественники были гордой и мудрой расой первого типа.
  • Протоссы-талдаримы, Тёмные эльфы в HoMM 5-7 — примеры падшей ГиМР первого типа.
  • Stellaris: угасшие империи материалистов (технократические), спиритуалистов (гуманитарные), ксенофилов и ксенофобов (непонятно какие). По совместительству являются павшими первого типа (ксенофобы) или тихо стагнирующими (все прочие).
  • Вселенная X — параниды (сочетают в себе оба типа). По природе одарённейшие математики, физики и астрономы и при этом глубоко религиозные почитатели Святой Трёхмерности и самого числа 3 (наука и религия у них в причудливом симбиозе). Но гордыня непомерная: смотрят на все прочие расы как на глубоко ущербные и нечистые формы жизни (видите ли, у них два глаза, а не три, значит, они ограничены в познании), и чтобы о чём-то с ними договориться, нужно на задних лапках вытанцовывать перед ними. Видимо, из-за своего неумения признавать свои ошибки они так и не смогли значительно обогнать мерзких людишек.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — Эльдары. С увесистой ложкой чёрного дёгтя, как и полагается Вахе.
    • Сланны. Древнее эльдар. Считаются потомками Древних. Мудры настолько, что сидят по своему сектору космоса и пофиг на то, что происходит за пределами их родины.
  • Dungeons & Dragons — Гитзераи. Если гитиянки решили пойти по пути воинственности, то последователи Зертимона выбрали именно мудрость и самоконтроль. Причем, развились в этом настолько, что смогли создать и поддерживать стабильным целый город посреди плана абсолютного хаоса.

Прочее[править]

  • Стереотип, что все азиаты (монголоиды) — умные, знают алгебру, физику и т. д. на 5+. Если ещё сюда добавить стереотип, что индейцы (большинство их родственно азиатам) — мудрые, то получится следующее: монголоиды Азии — технократические, монголоиды Америк — гуманитарные.

Примечания[править]

  1. Вернее, они-то конечно, упали, вместе со всей своей расой вообще, просто нынешние «светлые» Эльдар — это Эксодиты, сказавшие «Тьфу, срамота!», и сделавшие ноги от царившего там разврата ещё до рождения Слаанеш. Так что Тёмные Эльдар — это настоящие Эльдар, в виде сохранившегося осколка Старой Империи, а «светлые» — беглецы-святоши, аки английские пуритане.