Гордая независимая раса

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.

Гордая независимая раса — одна из стандартных разновидностей иной культуры в художественных произведениях. Особенностью является то, что для данной культуры ключевой ценностью является собственная независимость — не спрашивайте у них зачем она им нужна, потому что она им нужна не зачем-то, а потому что нужна.

Обычно данный народ населяет правобережье Андуина, выполняя роль последнего оплота цивилизации перед дикими варварскими землями и населяющими их орками.

Могут быть одновременно расой гордой и воинственной, отстаивающей свою независимость по принципу «кто к нам с мечом придёт, тот с ним же и уйдёт. Только в заднице». Но обычно здесь живут суровые крепкие мужики, у которых рабочие инструменты и оружие лежат на одной полке, которые в любой момент могут оторваться от работы и броситься на борьбу с опять налетевшими орками. Будучи всё же оккупированными, разводят партизанство, которое в итоге выбивает врага.

Другой крайностью является гордая и независимая раса, обижаемая всеми из-за отсутствия реальной силы, независимость которой прямо пропорциональна добродушию сильного соседа. Но от своей национальной гордости они всё равно отказываться не собираются, и, будучи оккупированными, тайно продолжают петь по подвалам национальный гимн, ожидая, когда придет сильный союзник и погонит оккупантов мокрыми тряпками. Или когда в империи оккупанта начнутся, наконец, интересные времена, и можно будет пафосно разжечь пафосное пламя восстания.

Если автор симпатизирует гордой и независимой расе, он покажет оккупантов или претендующих на звание таковых жестокой тиранией, подавляющей свободомыслие и враждебной национальным обычаям, саму гордую независимую расу — талантливым, трудолюбивым, храбрым и стойким народом, а её автономию — безусловным благом по крайней мере для неё (в радикальном варианте — и для самих оккупантов). Если автор симпатизирует оккупантской империи, то гордая и независимая раса будет стадом тупых дикарей, для которых мудрое руководство оккупантов (просвещённых колонизаторов-прогрессоров) — единственный путь к нормальной жизни. Есть также вариант сделать правомерными обе точки зрения: у независимости, равно как и у её отсутствия, есть свои плюсы и минусы.

Как правило, классикой жанра и прототипом для срисовывания в европейской культуре является Польша (но не в США, там о поляках господствуют несколько иные стереотипы). В современных американских — их союзники, располагающиеся рядом с их геополитическими противниками. В 80-е гордой и воинственной разновидностью был Афганистан (пока, разумеется, туда не влезли сами американцы)

В Российской патриотической литературе — образ России по умолчанию. Разумеется, гордая и воинственная разновидность, ибо кто к нам с чем зачем, тот от того и того (но в истории в период татаро-монгольского ига рассматривается, как обижаемая разновидность). Противоположная точка зрения — нация гордых и независимых дураков/зомбированных рабов, отстаивающих изо всех сил свою отсталость и невежество.

Скрещивание с тропом «ряженые под Пруссию» даёт цивилизацию/расу/страну, до последнего пытающуюся стоять в стороне от разборок сил Добра и Зла, всеми силами открещиваясь от попытки добрых вовлечь себя в союз, но в конце концов её удастся уломать, и ряженая под Пруссию гордая независимая раса таки выступит на стороне Добра, причем будет верна до самозабвения.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Киммерийцы Гарднера. Гордые и неподлеглые.
  • Вселенная Тома Клэнси. Обижаемая разновидность — Прибалтика; крепкая — Украина; воинственная — Грузия.
  • Вселенная Дэйла Брауна — Украина, Румыния, Молдова, Прибалтика — все крепкие.
  • «Третья мировая война: Август 1985» — Польша. Своей гордость и независимостью запустила конец СССР, а после начала войны за две недели с нуля созданное партизанское движение парализовало все советское железнодорожное сообщение, для чего потребовались только пара воззваний по ВВС.
  • «Сага о Форкосиганах» — Барраяр (крепкая разновидность); Комарра — обижаемая разновидность. Обижаемая Барраяром, что характерно.
  • «Ведьмак» — эльфы.
    • Педаль в пол — дриады. Среди эльфов есть и такие, кто более-менее мирно уживается с людьми в гетто, а вот дриады все до одной ведут с ними войну на уничтожение, если люди сунутся в их лес.
    • Аверсия — краснолюды и гномы. Когда-то были сабжем, но в итоге посчитали, что отстоять независимость не в силах, и пошли в вассалы к Темерии. На своих условиях: свой уклад жизни, политические институты и войска они при этом сохранили, да и во внешней политике не превратились в безропотных сателлитов, так что не сильно прогадали. По большому счету, Махакам скорее союзник Темерии, но весьма надежный.
    • Местные викинги со Скеллеге — из разряда «кто к нам с чем зачем, тот от того и того»
  • «Нарния» — гномы на том в итоге и нарвались.
  • «Хонор Харрингтон» — Андерманнская империя. Та самая ряженая под Пруссию, долго ломавшаяся и ставшая в итоге до самозабвения верной разновидностью.
  • Борогравия — одно из государств Плоского Мира. Всех соседей задолбали своей гордостью, хотя гордиться им, собственно, нечем. А ещё они верят в совершенно долбанутого бога, вечно запрещающего верующим что-нибудь.
  • «Арда» Толкина, Третья Эпоха:
    • Лесные эльфы. Знаете, как погиб отец Трандуила? Не захотел в битве Последнего Союза подчиниться объединенному командованию под началом нолдор и начал атаку первым. Погиб вместе с большей частью своего войска. Там, где его разбил Саурон, теперь Мертвецкие Болота.
    • Хоббиты. Костьми идиотов, считавших их нацией рыхлых пухликов вымощены окрестности Шира. С прикрученным фитильком: на самом деле они всё-таки вассалы арнорской королевской династии, правда, с тех пор, как Арнор пал, они про это как-то забыли. А дунэдайны не забыли и постоянно охраняют Шир от монстров и бандитов, просто спрашивать за это с хоббитов не в их принципах. Но, если они не справляются, хоббитам достаточно лёгкого толчка, чтобы перейти в режим Бандобраса Тука и сделать из вражин шашлык. Против банды орков или шаек саруманских прихвостней этого хватает. После коронации Арагорна Шир стал протекторатом под защитой Воссоединеного Королевства, и людям там появляться запрещено.
    • В Эпоху Древ и Первую Эпоху Солнца — феаноринги в частности и большинство нолдор в целом. Объявили войну Мелькору и тут же послали в пешее эротическое путешествие валар. Из-за вопиющего неравенства в силах были вынуждены в это самое путешествие отправиться сами.
  • «ПЛиО»:
    • Ройнары. Не покорились валирийцам, несмотря на их военную мощь, к тому же подкреплёенную сотнями огнедышащих драконов. Теперь от их цивилизации остались лишь руины.
    • Потомки тех самых ройнаров, дорнийцы. Их королевство было единственным в Вестеросе, которое не покорилось Таргариенам с их драконами. Они были присоединены династическими браками.
    • Представители вольного народа, как они сами себя величают, или одичалые, как их называют во всем Вестеросе. Очень гордятся своей независимостью и тем, что никогда никому не кланяются. В отличии от всяких там поклонщиков за Стеной. Потому что живут первобытно-общинным строем, а феодализма не любят и не понимают.
  • «Империя превыше всего» Перумова — русская планета Новый Крым борется за независимость от Четвёртого Рейха.
  • «Звёздные войны», Расширенная Вселенная — чиссы, мандалорцы (в неудачные для себя исторические периоды, в удачные — сами кого хочешь позахватывают и поугнетают). Педаль в пол — триании. В отличие от предыдущих двух примеров, сами никогда никого не захватывали, зато себя защищают очень жёстко, и что удивительно, успешно:
« Триании отличаются яростным стремлением к полной независимости. Они активно исследу­ют космос, и поскольку космические полеты ос­воили давно, то основали свои колонии в ше­сти системах, в том числе на Брошиибе, Пайпи­не, Экибо и Фибули. Каждая из этих колоний представляет собой совершенно самостоятель­ную цивилизацию, основанную трианиями, ко­торые хотели устроить жизнь по-иному, нежели дома.

В результате своей обособленности и стрем­ления к независимости триании оказали ярост­ное сопротивление, когда власти Корпоративно­го Сектора по пытались вторгнуться на их тер­ритории. Колонисты при поддержке трианийских рейнджеров — независимой космической триа­нийской армии — выпроваживали непрошеных гостей за пределы родной системы. Документальным свиде­тельством трианийского яростного сопротивления может служить отчет капи­тана армии Корпоративно­го Сектора Джиприна Коша: Пятнадцать трианий­ских штурмовых судов на­пали на наш след и окру­жили нас. Они уничтожили большую часть наших ис­требителей и мотиватор­ные системы, так что мы, беспомощные, болтались посреди космоса. Затем, не слушая предложений о сдаче, триании прорвались через наше защитное поле и вломились на борт, убивая всех, кто попадался им на пути к капитанскому мостику. Оказавшись в команд­ной рубке, они захватили нас в плен и поволокли на борт своего флагмана. Там меня заставили опустить­ся на колени и объяснить причины моего появления в Трианийской системе, а также принести извинения за вторжение. После чего триании препрово­дили нас обратно на наш корабль, предоставив нам как угодно добираться домой, в качестве пре­дупреждения, адресованного тем, кто посмеет су­нуться на Триан. Я посоветовал своему командо­ванию прислушаться к этому «посланию». Триан сохранял независимость и свободу в те­чение всей эпохи расцвета и последующего па­дения Империи. Впоследствии триании не вы­казали ни малейшего желания вступить в ряды Новой Республики.

»
— Расы и существа
  • «Наследие» Кристофера Паолини — драконы, когда пошло восстановление их народа.
  • Пол Андерсон, «Рука дающая» — одна из рас грубо послала подальше галактическое сообщество, а их милейшие соперники вошли в сообщество — и что из этого вышло.
  • «Отблески Этерны» — бакраны, с лёгкой руки Рокэ Алвы превратившиеся из обижаемых в крепких. А вот подданные соберано Рокэ, кэналлийцы и примкнувшие к ним марикьяре — это уже воинственная разновидность, на чём сказалось соседство и родство с морисками.
  • И. Дравин, Чужак (цикл):
    • Вампиры. Несмотря на сходство с фольклорными вурдалаками, являются отдельным биологическим видом и были принудительно переселены на Арланд во время Смуты в качестве пушечного мяса, так как с одной стороны — сильные, очень быстрые и очень живучие, а с другой — легко берутся под контроль тёмной магией. В результате верующих в Разрушителя (то есть тёмных) вампиры боятся и ненавидят, а верующие в Создателя в свою очередь не любят вампиров за их — недобровольное — участие в Смуте на стороне сил Разрушителя и за то, что сами вампиры в Создателя не верят. В итоге люди при поддержке церкви вытеснили вампиров в Пограничье.
    • Драконы. Изначально разумные первого цикла творения (наравне с тритонами и гномами), до Смуты бывшие союзниками людей. После битвы за герцогство Тария, в которой герцог Тарии предал драконов, отказались от вмешательства в дела других разумных, и все свои силы направляют на восстановление популяции. Отличаются нечеловеческой логикой в вопросах личной и групповой / клановой ответственности.
  • Дюна — фримены (само название как бы намекает), непреклонные жители жестокой пустыни, не жалующие чужаков и выживающие в условиях, где вряд ли выживет кто-то ещё. Сильно держатся за свою независимость ещё и потому, что помнят о рабском прошлом своих предков. Были костью в горле Харконненов, пытавшихся их извести (безуспешно), но стали верными союзниками Атрейдесов. Что характерно — растратили гордость и независимость, когда отправились в священную войну по всей галактике и улучшили свой уровень жизни.
  • «Дорсайский цикл» Гордона Диксона — собственно, дорсай. Также в «предтече» «Дорсайского цикла», рассказе «Лалангамена» хиксаброд(ы?) — гордая независимая раса с настройками, выкрученными на максимум.
  • Метавселенная Рудазова — титаны. Идейные свободолюбцы и тираноборцы, не подчиняются никаким формальным лидерам и законам, иной раз даже богам пытаются надавать по шапке. И нередко получается, ибо титаны — сами бессмертные (причём возвысившиеся техногенным путём), обладающие божественной властью в пределах собственных тел. При этом не скатываются в бардак, потому что и свободу других ценят превыше всего.
  • Алексей Пехов «Хроники Сиалы» ― Пограничное королевство. Жизнь бок о бок с орчьей половиной Заграбы кого хочешь сделает гордым и независимым (если захочешь выжить).

Кино[править]

  • «Аватар» — человекоподобная раса на’ви.

Телесериалы[править]

  • «Звездный Путь»:
    • Баджор. Тема конфликта с кардассианами а-ля «Кровавые оккупанты, все соки из нас выжали» vs. «да мы вас на помойке нашли, отмыли, вычистили дочиста, а вы нам…» специально подсвечивается и является важной в некоторых эпизодах. Вступили в Федерацию, сохранив независимость.
    • Андориане — еще один ряженый под Пруссию, ломающийся до последнего и безоговорочно верный в итоге вариант.
  • «Вавилон-5» — нарны. То же самое — захватившие их центавриане считают себя отнюдь не кровавыми угнетателями, а благородными цивилизаторами. Нарны с этим СИЛЬНО не согласны.
  • «Оккупированные» — Норвегия (обижаемая разновидность). Основной идеей сериала заявляется поиск ответа на вопрос, будет ли население реально сопротивляться оккупации, при условии, что ничего особенно не поменялось. Ибо, по мнению автора сериала Ю Несбё, в прошлый раз все так и было — все героическое сопротивление свелось к прослушиванию на чердаке подпольных радиостанций.
  • «Светлячок» — собственно, Независимые. К моменту событий сериала их давно уже разбили, но главный герой демонстративно носит форменный плащ их армии и дерётся в барах со сторонниками победившего Альянса.

Видеоигры[править]

  • Dragon Age — Ферелден, долийские эльфы. Опять же — гномы, прямо страдающие от своей гордости и независимости.
    • У ферелденцев это в крови — их предки, аламарри, не покорились доминирующему Тевинтеру. Потом отколовшие от них аввары и хасинды не покорились создавшим государственность и принявшим андрастианство ферелденцам. А в конце ферелденцы не покорились Орлею.
    • Неварране не радовались позиции одного из полисов Вольной Марки, но и подчинение орлесианцам их не устраивало, взяли и создали собственное королевство, не прогнулись ни под Орлей, ни под Тевинтер, а в последней войне оттяпали лакомый кусок северных территорий Орлея.
  • Такими стали орки в Might and Magic Heroes VII. Пополам с Гордая и воинственная раса.
  • А в HoMM гордыми и независимыми являются варвары. Когда-то очень-очень давно они были подчинены империи Бракадуун, затем появился Тарнум и всё заверте… Они даже в 7 части гордые и независимые, главным образом от образования.
  • TES: нордлинги. Их даже Империя за несколько веков толком не смогла окультурить, а уж когда она распалась — здравствуй, косплей викингов пополам с гордыми и независимыми горцами. Сохранили без изменения свои уникальные традиции аж со времён появления первых людей на материке, даже у ультраконсервативных альтмеров такого нет!
  • X-COM — Россия единственная из всех представленных в игре стран никогда не сдаётся инопланетным захватчикам окончательно.
  • Dishonored — королевство Морли. Помимо увлечением искусством и философией, его жители прославились своим свободолюбием и гордостью. Морли стал последним островом, который вошел в состав империи. Но это не сломило дух морлийцев и они неоднократно поднимали мятежи против имперцев.
  • Mass Effect — такими пытаются казаться самим себе батариане. На деле получается упорное поедание кактуса.

Настольные игры[править]

  • D&D — гитьянки. Педаль в пол. Гордая и воинственная раса, когда-то бывшая расой слуг при иллитидах. Невыразимо долго назад они подняли восстание против хозяев, но в итоге раса раздробилась надвое, что не позволило им завершить дело. Кичатся свободой до невозможности, настолько, что практически не имеют законов и государства вообще.
    • Это была щютка юмора для тех, кто плохо читал матчасть. Высшие чины гитаянок — личи с псионическими способностями. Анархия в обществе гитаянок только внешняя, на самом деле у них вовсю процветает рабство и жесточайший тиранический матриархат той самой Гит, которая была вторым лидером восстания против Иллтидов. Это её действия раскололи общество гит на гит-зераев и гит-янок: гит-зераи посчитали, что подчинение бессмертной нежити ничем не отличается от рабства у иллтидов, и сбежали на Лимбо, где и сидят по нынешний день в круговой обороне и «балансе всего сущего». А гитаянки освоили технику перемещения через астральные каналы в материальные миры, став космическим пиратами. Больше всего их руководство хочет власти. Не гнушаются забирать души случайных астральных путешественников, нападать на астральные корабли, а при случае даже нападать на ослабевших и выпавших в астрал богов.
  • Warhammer Fantasy — Кислев же! Гордая и независимая польшероссия с примесью внезапно монголов, где любимой народной забавой (помимо распития кваса, конечно же) является игра в «Ты не пройдёшь!» с набегающими хаоситами. Предки современных кислевитских господ обретались в восточных степях и дольше всех не скатывались в Хаос, а затем героически от него свалили и теперь живут оседло в состоянии дружбы-соперничества с Империей, не менее героически заткнув собой единственный сухопутный проход из северных пустошей по эту сторону Краесветных гор.

Музыка[править]

  • Корсика, «Твой берег»: «И пусть найденный бурей, но это наш берег. А кому здесь не так — так идите ко дну!».
  • Алькор, «Тулуза»: «Быть может, наш граф и сволочь — но здесь рождён! Ступайте к себе на полночь, мы вас не ждём!».