Городские легенды

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Городская легенда»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Urban Legends. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Словно мухи, тут и там, Ходят слухи по домам, А беззубые старухи Их разносят по умам, Их разносят по умам.

— Слушай, слышал? Под землёю город строят, Говорят, на случай ядерной войны… — Вы слыхали? Скоро бани все закроют Повсеместно. Навсегда. И эти сведенья верны.

»
— Высоцкий о сабже
Вот примерно так

Городские легенды (амер. вар. англ. urban legend) — форма городского фольклора, действие которого происходит в черте города[1][2]. Термин впервые введён американским профессором Яном Гарольдом Брюнвальдом в 1968 году. Собственно, в русском языке самый близкий и верный синоним английскому urban legend — байка.

Городская легенда обычно затрагивает глубинные проблемы и страхи современного общества. Она передаётся из уст в уста, и их действующими лицами обычно являются «друг отца моего коллеги» или «один дядя». От анекдота городская легенда отличается тем, что юмористическая нагрузка не является основной или сколько либо значимой целью истории, от слухов — тем, что, как правило, не привязана к конкретному человеку, а от страшной истории — тем, что легенда обычно претендует на статус реальной истории из жизни, хотя и может содержать элементы мистики или научной фантастики. Функция городской легенды — предупредить о какой-то опасности, предостеречь от какого-либо необдуманного поступка.

Понятно, что большая часть городских легенд представляет собой слухи, вольную интерпретацию неоднозначных событий, а то и газетные утки — всё это заботливо преподносится доверчивому потребителю таблоидами, — а также переделанные на современный лад мифы и сказки народов мира. Важно, что городские легенды сильно зависят от местности, в которой их рассказывают, часто обрастают характерными деталями и изменяются при передаче от одного рассказчика к другому. Некоторые действительно принимают подобные байки на веру, благодаря чему на телевидении существует несколько программ, которые развенчивают эти мифы, например, «Разрушители мифов». Впрочем, дыма без огня не бывает, и определённая осторожность и разумная доля паранойи и здорового скептицизма в отношении городских легенд просто необходима. Умение определить правдоподобность городской легенды зависит от знания истории и матчасти.

Городские легенды полны гротескных подробностей для нагнетания атмосферы таинственного, поэтому грех не использовать их в комедийных целях. Например, одна из расхожих американских легенд, которые никто не принимает всерьёз — крокодилы в канализации (или русский вариант — метрокрысы). Легко представить себе ситуацию, как два персонажа высмеивают это верование, а затем спускаются в канализацию, где внезапно обнаруживают двухметровых чешуйчатых монстров.

Типы городских легенд[править]

Их несколько. Здесь представлены самые популярные.

  • Современные сказки — современными сказками являются истории, основанные на переделанных на современный лад сказках и легендах. Прекрасного прынца заменяет олигарх/высокий начальник/успешный менеджер, Золушку — бедная, но симпатичная провинциалка или дурнушка, которая становится красавицей и также выходит замуж за «сказочного принца». Богатырь или рыцарь становится милиционером или военным, чаще всего — спецназовцем, а Кощей Бессмертный — мафиозным боссом или нацистским преступником. Как правило, такие истории затрагивают классические темы: любовь, смерть, болезнь или войну, концовка — «добро» всегда побеждает «зло», «хэппи-энд» и т. п.
    • Вообще слишком уж нравоучительные «истории из жизни» обычно преувеличены. Реальная жизнь слишком полна случайностей, неудобных деталей, а невероятно остроумные ответы приходят, как правило, слишком поздно, «на лестнице».
  • Быличка — рассказы очевидцев, правдивость которых проверить сложно, о встрече с нечистой силой.
  • Криминальные истории  — рассказывают о наиболее успешных хитрых и безжалостных преступниках и о неспособности правоохранителей им противостоять. Типичным представителем такого рода историй является история об идеальном преступлении. Преступник в такой истории может внушать как ужас (кровожадный мафиози, террорист или маньяк), так и уважение или зависть (в конце концов, преступник богат, его знают все, каждая девушка ему даст, да и он сам — сильная и удачливая личность, успешно противостоящая «системе», враждебной «маленькому человеку»). Так, в позднем СССР ходили рассказы о «Фантомасе», якобы вполне реальном дяденьке в маске, пусть даже из французского фильма, который приехал в Россию чтобы тут хулиганить, гадить и вредить.[3] А в послевоенном СССР ходили слухи о жестокой банде грабителей-мокрушников «Чёрная кошка» (в послевоенной эмигрантской публицистике «Чёрная кошка» доросла до подпольных армий украинских/белорусских/каких угодно ещё националистов, которым отступающая немецкая армия передала оружие).
    • Как вариант, это может быть легенда о Робин Гуде — преступнике, который отбирает деньгу о богатых, чтобы раздать бедным. Самое интересное, что в жизни нечто подобное действительно встречалось (разбойнику надо где-то укрываться и щедро платить за постой).
  • Теория заговора  — истории, объявляющие какие-либо общественно значимые события или даже ход истории в целом результатом заговора со стороны некоторой группы людей. Разумеется, адепты теорий заговора часто не приводят никаких внятных доказательств собственных версий, и обычно не в ладах с логистикой, экономикой, политологией, историей, а подчас и вообще с логикой. Теория заговора используется не для того, чтобы обличить заговорщиков, а для маскировки истинных причин того или иного явления мистическими, по сути, объяснениями, так как постулирование существования недоказуемого заговора практически ничем не отличается от объяснений события, к примеру, колдовством или «волей богов» — ни то, ни другое, ни третье невозможно ни доказать, ни опровергнуть, ни предотвратить. Хотя, это вовсе не повод с ходу отбрасывать теории заговоров, и в изучении их необходима здоровая доля паранойи и скептицизма.
    • Собственно, различают малый заговор и глобальный заговор. В узком смысле малый заговор — это когда вы ночью всей деревней спионэрили у соседа корову, продали её, на вырученные деньги купили ящик водки и напились, и бедный ваш соседушка бегает по деревне и не знает, где его Бурёнка, а вы всей деревней, включая участкового милиционера, молчите и разводите руками. Да-да, это тоже заговор. В широком — это когда какое-либо историческое событие трактуется сильно отлично от общепринятого. Типа лифт, рассчитанный на четверых, рухнул не потому, что вы в него вдесятером завалились и стали там калинку-малинку отплясывать, а потому, что это вам подстроила кровавая гэбня по приказу Того, Кого Нельзя Называть. Зачем? Ну, затем, чтобы жизнь вам мёдом не казалась, наверное… А вот глобальный заговор, это поинтереснее:
      • Правительственный заговор — самая популярная из теорий, основанная на предположении, что официальные власти (как свои, так и чужие) скрывают правду о каком-либо событии, так как она им невыгодна. Как вариант — сами власти трактуют то или иное событие, как некий заговор. Так, с одной стороны, сбой в производстве стратегически необходимых изделий, производственные аварии или техногенные катастрофы, вызванные нарушением санитарных, технических, производственных и пр. норм; халатностью персонала и т. д. (как вариант — социальные и экономические проблемы и последовавшие за ними протесты и волнения, вызванные недальновидными действиями руководителей) может трактоваться результатом продуманных действий неких инсургентов, вредителей, террористов, спецслужб враждебных государств и т. д.[4] С другой же стороны, действия психопата или террориста-одиночки, диверсия иностранной разведки или прямая агрессия враждебного государства, отражаемая военной силой, может быть истолкована, как спровоцированная самими же властями, с целью личной наживы, отвлечения населения от социальный проблем, «маленькой победоносной войны» и т. д.
      • Заговор производителей — по одной из теорий, мировые производители каких-либо товаров договариваются поддерживать производство некачественной, недолговечной и недешёвой продукции, одновременно препятствуя распространению качественной, долговечной и дешёвой, стремясь таким образом максимизировать собственную прибыль. Впрочем, это необязательно заговор, ведь то же самое может делаться производителями независимо, из-за совпадения интересов. Хотя…
      • Заговор нефтяников — типа, владельцы крупнейших нефтяных компаний удерживают развитие альтернативной энергетики, не допуская энергетической революции.[5]
      • Мондиалистский заговор — типа, существует некая группа крупнейших политиков, военных и бизнесменом, которые тайно управляют Миром.
      • Кровавый навет — крайняя форма теории заговоров, приписывающая определённым социальным группам, а то и целым народам участие в различных кровавых злодеяниях. Название получила по клевете, распространяемой в провокационных целях, — будто верующие иудеи совершают жертвоприношения, для которых нужна «кровь христианских младенцев». Спустя многие десятилетия после возникновения этой байки её высмеял Владимир Высоцкий в песне «Антисемиты».
      • Английский заговор, Американский заговор, Китайский заговор, Еврейский заговор, Русский заговор — тысячи их!
  • Страх перед властью — зачем к вам направился этот дяденька-милиционер? Чего ему от вас надо? Ах, просто предложить побыть понятым при составлении протокола на мелкого хулигана… А куда идёт эта группа красавцев, вышедших из чёрной машины, одетых в красивые синие мундиры и фуражки с синим верхом и красными околышами? Неужели к вашему соседу, который вчера в интернете… а, он ведь реконструктор, это всего лишь его друзья по историческому клубу, они вчера договорились о встрече на квартире. А что это за человек в тёмных очках, шляпе и плаще наблюдает за вами, в телефонной будке? Неужели… Короче, эти байки основаны на страхе перед представителями власти, чаще всего — перед полицейскими и службистами. И хотя самые разные слухи о жестокости или беззаконии правоохранителей подчас не лишены под собой вполне реального основания, и страх может быть вполне неиллюзорен, но люди рассказывают совсем уж небылицы.
    • Как вариант, источником страха могут стать нечестные чиновники и продажные судьи, своими действиями вызывающие беззаконие и человеческие несчастья.
    • Вообще, страх перед полицейскими и военными одетыми по форме очень распространён во всех странах (просто взрослые обычно в нём не признаются). Более того, им могут страдать даже сами сотрудники органов.
    • В странах Запада популярны слухи о налоговых инспекторах, которые якобы могут запросто найти множество недоимок и нарушений у состоятельных людей.
  • Секретные технологии  — включает в себя информацию о засекреченной технологии в собственной стране или стране вероятного противника. Сюда можно отнести, например, байки о существовании технологий, с помощью которых возможно менять гравитационное поле в планетарных масштабах. Популярны мифы, повествующие о каких-либо высокотехнологичных машинах и технологиях, которые будто бы стоят или стояли на вооружении определённых стран. Вспоминаем «НЛО Третьего Рейха», «Мёртвую руку», «ртутные антенны», «ртутные ножи», «красную ртуть», газ «Новичок» и т. д. Также существуют байки об оружии, которое вызывает цунами или землетрясение.
    • Как вариант, описывается то или иное оружие, действительно существующие и даже состоящие на вооружении, но характеристики его, из-за незнания матчасти, в байках либо сильно завышаются (как вариант — занижаются), либо основываются на каких-то странных принципах. Так, в своё время паникёры лево-патриотического толка (с подачи Максима Калашникова?) просто обожали описывать душещипательные истории, как американцы за считанные часы помножат на ноль весь российский ракетно-ядерный потенциал с помощью ракет класса «Томагавк», которые могут лететь на тысячи километров, и их якобы нельзя ничем сбить. В реальности — «Томагавки» вполне уничтожаются мало-мальски современной системой ПВО[6], да и чтобы уничтожить весь ракетный потенциал России весь флот и вся бомбардировочная авиация США должны собраться на Таймыре и на Новой Земле.
  • Похищения людей — страшные байки о похищении людей, чаще — детей, на органы, эксперименты, жертвоприношение, изнасилование и т. д.
    • Отдельная статья — Похищение инопланетянами. Высокоразвитые пришельцы, прибыв на Землю, собирают образцы местной биосферы (разумных и неразумных) и проводят над ними различные эксперименты: жуткие, пикантные или просто идиотские. Лишь редкие счастливчики возвращаются после этого обратно, чтобы поведать своим сородичам про то, как их «анально зондировали», вживили в их тело следящий маячок или заставляли заниматься незащищённым сексом с зеленокожими красотками/красавцами из космоса. В Штатах весьма популярна байка о похищении пришельцами коров. Первоначально с деятельностью пришельцев связывали несколько случаев, когда домашних животных инопланетяне якобы калечили, а не похищали. Но народная молва слила воедино это с похищением людей.
  • Воздействие индустрии — были особенно популярны в России в 1960-80 годы, но встречаются и по сей день. В основном рассказывают об опасностях, которые таит в себе массовое механизированное и автоматизированное производство, особенно продуктов питания. Наиболее известные легенды — про утонувшего в закваске для пива работника, полностью растворившегося, про робота-упаковщика, устроившего на заводе восстание машин местного значения, а также про извлечённые из колбасы и пельменей крысиные хвосты или палец с маникюром или кольцом. А ещё белые черви в бочках с квасом.
    • Кустарное производство тоже не отстаёт. Нельзя покупать леденцы-петушки у цыган (там ядовитая краска), шаурму делают из собак, в китайских ресторанах под видом свинины нарезают крыс, а что добавляют мужчины-повара в чесночный соус, и подумать страшно.
    • Пиво от отечественных пивзаводов делают из порошка с ускоренным брожением, и это вообще пивной напиток. А вот в Германии/Англии/Бельгии/Чехии оно настоящее, особенно в маленьких пивоварнях. На самом деле никакого пивного порошка не существует. В продаже есть пивные концентраты (как есть концентраты для кваса) и с их помощью (если повезёт и обычно не с первого раза) можно получить за несколько дней напитки брожения и (когда придёт опыт) эти напитки будут даже неплохими на вкус. Но ни один завод не будет заморачиваться с концентратами, потому что результат будет неизбежно дороже типового пива из типового солода, хмеля и воды, сваренных на типовом оборудовании. Как раз в маленьких пивоварнях скорее всего и будут готовить пиво из концентрата, потому что это и быстрее, и проще контролировать процесс. Что до пивного напитка, то им называют всё пиво, не попадающее под советский ГОСТ, который списан с немецкого, который не сильно изменился с XVI века, когда баварский герцог Вильгельм IV постановил считать пивом только изготовленное строго из ячменя, хмеля и воды. Например, Guiness по этой классификации — тоже пивной напиток (подробности см. на банке). А вот КВАСные напитки, не похожие на квас ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни составом действительно обильно продаются в магазинах, и по своей сути они — всё та же крашеная газировка с сахаром и никакой не квас.
    • Хитроумные японцы покупали у СССР ящики с минералкой или даже битым стеклом. Стекло выбрасывали, а из ящиков делали мебель и получалось дешевле. Схема упоминается её у Паршева в «Почему Россия не Америка». В скучной реальной жизни японцы активно закупали советскую древесину. Но так как СССР запрещал вывоз ценных пород, эта древесина шла на обёрточные материалы и строительные леса. А дорогую древесину для мебели японцы либо добывали на местах, либо закупали в Канаде.
    • В эту же яму пополам с теорией заговора можно отнести и антиваксерство. Мало ли чего убийцы в белых халатах намешали в то, что они вводят нам в вены, мышцы и куда-нибудь ещё?
  • Неумение обращаться с техникой — эти байки основаны на боязни или непонимании всё более сложной техники. Обычно героями баек становятся тётеньки разных возрастов, жители деревни, представителях стран третьего мира (мексиканцы в США и Равшаны/Джамшуты в России), а также дети, старики и прочие людях, стереотипно не разбирающиеся в технике. Классическая история такого рода — история о домашних животных в микроволновой печи и крокодилах в канализации. Часто существуют также юмористические версии таких историй.
  • Редкие объекты — это может быть всё что угодно: редкая книга, журнал, фильм, секретный уровень в видеоигре, вкладыш от жвачки, и так далее. До появления современного Интернета рассказы типа «А вот сосед брата моего друга однажды нашёл в Киндерсюрпризе редкую игрушку/видел этот фильм по телеку/прошёл игру с максимальным числом очков и попал на секретный уровень» были достаточно общим местом (особенно в СССР и странах соцлагеря по причине цензуры и дефицита, но и на Западе тоже). Последний всплеск был в 1990-е и в первой половине 2000-х, когда в видеокиосках и на Горбушке можно было купить не пойми какую кассету или диск у не пойми какого дяди; теперь же эти темы обсуждают в основном любители ретро на Интернет-форумах. Если вдруг оказывается, что такая книга/фильм/игра действительно существовала, она проходит уже по другой статье, однако во многих случаях выясняется, что либо ничего подобного не было, либо было, но народная молва всё переврала до неузнаваемости. Педаль в пол, если этому произведению ещё и приписываются аномальные свойства («друг посмотрел это кино и попал в психушку», «если пройти эту игру до конца, можно узнать своё будущее», «фигурка из шоколадного яйца покрыта красной ртутью и светится в темноте» и так далее).
  • Суеверия — недоказанные научно поверья и приметы людей, типа «числа тринадцать», «несчастливой пятницы», «чёрной кошки» и т. д.
  • Городские легенды, популярные в среде представителей определённых занятий и профессий, основанные на соответственных слухах и фольклоре — школьные, геймерские, игродельные, киношные, водительские, армейские и т. д.
  • Конфуз в прямом эфире. Какой-нибудь серьёзный на вид медиа-деятель не в курсе, что микрофон ещё включён, и выдаёт в прямом эфире лютую дичь, которая никак не соответствует образу. Тысячи людей слышали, но видео и аудио-записей конфуза почему-то нет. Более-менее известные:
    • «Гол? Х%й! Штанга!!!». Несколько поколений советских болельщиков уверяли, что слышали эту фразу от комментатора. Но точный матч, фамилию этого комментатора и даже вид спорта (футбол или хоккей) назвать затруднялись.
    • Хрущёв не стучал ботинком по трибуне ООН и не грозился показать кузькину мать. Кузькину мать он помянул во время визита в США. А на том самом заседании ООН кто-то в толчее наступил ему сзади на ботинок (и не ботинок, а лёгкая полутуфля-полутапок, было жарко), так что он слетел с ноги. Секретари успели передать обувь, но времени надеть обратно уже не было. Возмущённый выступлением филиппинского представителя, Хрущёв сначала поднял руку, а потом начал стучать по столу, требуя слова, первым, что нашлось. На видео это есть, и на видео видно, что он не на трибуне, а за столом, вместе со всеми делегатами.
    • Тяжело больной Брежнев на последнем прижизненном XXVI Съезде КПСС, домучив до конца огромный доклад, якобы отошёл от микрофона, выдохнул и изрёк на всю страну: «Всё, отбрехался!»
    • Дед Панас из украинского детской передачи якобы как-то увенчал очередную сказку фразой «отака х%ня, малята».

Наиболее известные легенды[править]

Отечественные[править]

  • Погребение заживо и мародёр: детали варьируются, но суть остаётся прежней — человека (чаще девушку или молодую женщину) похоронили заживо, богато одев, в том числе в золотых украшениях (вариант — старика с золотыми зубами). Ночью сторож (могильщик или ещё кто-то) пришёл на кладбище и раскопал могилу. Похороненный(ая) оказался живым, и вор в ужасе бежал (или помер тут же).
    • Невеста с кладбища — более романтичный вариант легенды, чаще встречающийся, как седой лейтенант — когда у совсем нестарого, но совершенно седого офицера спрашивают, где же он таким стал, тот рассказывает, что по молодости, еще в училище с товарищами с большого будуна возвращались в часть через сельское кладбище и решили раскопать свежую могилу некой девушки, чтобы… ну, неважно, что там придёт в голову давно не бывавшим в женской компании нетрезвым юношам. Могилку то раскопали — и оттуда вылезает перепуганная и дрожащая бледная девушка. Ну, курсанты поседели от ужаса — ещё бы, мертвячка лезет, и бросились бежать. А ГГ всё же сообразил помочь девушке, да, она оказалась живой, и сопроводил «воскресшую» до родительской избы. Ну, а потом, не мог с ней расстаться и женился на ней.
    • Всё это вариации легенды про Н. В. Гоголя, которого будто бы раскопали и обнаружили перевёрнутым лицом вниз. Вроде бы Николай Васильевич действительно боялся быть похороненным заживо, чем и поспособствовал легенде. Но и это тоже легенда.
  • Вырезали глазки: маме было некогда довести пятилетнюю дочь до детского сада, оттого доводила ребёнка до угла, а последние 500 метров девочка шла сама. Вечером — в обратном порядке. Однажды вечером мама не обнаружила дочку на условленной точке. Побежала в милицию. Недельные поиски не дали результата. Мать, вне себя от горя, каждый вечер приходила на тот же угол — ведь надежда умирает последней! И приходила не зря. Ровно через неделю дочка стояла на углу живая, только вместо глазок были аккуратные хирургические швы. Девочка смогла пояснить, что к ней подошёл добрый дядя и предложил огромную конфету «Три медведя» — дефицит по советским временам. После поедания конфеты — провал в памяти. Проснулась девочка, сидя на тротуаре.
    • Собственно, легенда ходила по СССР в 1970-х. Десятилетием ранее профессор Владимир Филатов начал делать в стране пересадки роговицы (кератопластику). Роговица — это хрящ, приживается без проблем, может долго храниться в морозилке. Был создан банк материала. Забирали роговицу втихаря в моргах у молоденьких покойников, а идеальный материал, конечно, — детские глазики. Отсюда и поехало.
    • Надо ли говорить, что историю опровергают все: и милиция (нет, не регистрировали такого), и работники детсадов (кто бы разрешил ребёнку одному покинуть садик?), и офтальмологи (заниматься такой фигнёй, чтобы пополнить банк роговицей неизвестно от кого?), да и родители (ага, пройти 500 метров занимает просто нереальное время, и пятилетний ребёнок без присмотра, конечно, послушно пойдёт куда сказали, ни на что не отвлекаясь, кроме торговца органами).
    • Сейчас у легенды открылось второе дыхание, вот только ребенка похищают уже в крупном торговом центре (в каждом городе своем), а ровно на третий день возвращают на то же место, откуда похитили — но уже в другой комплектации.
    • С точки зрения медицины и здравого смысла полный бред — впрочем, как и большинство подобного рода историй. Пересаживать глаза современная медицина пока что не умеет, а роговицу гораздо проще и безопаснее брать у покойников, благо их на порядки больше, чем потребность в роговицах для трансплантации.
  • Тебя проиграли в карты: на что играть, если проигрался до подштанников? На жизнь неизвестного, естественно! Проигравший направляется в кинотеатр и незаметно вонзает шило в сидящего впереди незнакомца. В 2000-е легенда возродилась в КНР: проигравший приносит в качестве платы человеческие уши. Если свои дороги, приноси чужие.
    • Советская милиция заверяет: ничего подобного не регистрировали! В 1950-е бывало, что проигравший обязан был ограбить первого встречного, чтобы отдать долг, но речь неизменно шла о материальной выгоде, а не о бесполезном убийстве.
    • К тому же «незаметно вонзить» шило в живого человека невозможно. Даже если рана, нанесённая наугад в темноте, окажется-таки смертельной, жертва не умрёт мгновенно, а тут же заорёт от боли, и убийца будет пойман.
    • На самом деле на жизнь, разумеется, играли — но не кого-то неизвестного, а на жизнь конкретного лица, заказанного выигравшим. Чревато было тем, что проигравший мог поступить, как протагонист песни Высоцкого «И пошёл я в пику, а не в черву…»: вместо двоих «проигранных» убить одного выигравшего
    • Есть и японская версия: кандидат в якудзу должен доказать свою преданность и беспощадность. Для этого он выходит на улицу и выдавливает глаза первому попавшемуся прохожему.
  • Закрывай форточку на ночь: иначе ночью через неё бандиты пустят особый эфир, в результате чего все жильцы в квартире получат отравление (хотя и не смертельное) и проспят весь день, а сами злодеи влезут в квартиру и всё оттуда вынесут!
    • Легенда была популярна в послевоенном СССР, во всяком случае бабушка автора правки припоминает, что эта байка ходила в 1940-50 годы, однако сама по себе байка малоправдоподобна — даже если предположить, что злодеи имеют медицинскую практику и заранее ознакомились с медицинскими картами всех проживающих в квартире, выдержать индивидуальную дозировку для каждого при подаче шлангом через форточку невозможно. Более того — даже индивидуальная дозировка ингаляционной анестезии, подобранная с учётом организма пациента, постоянно корректируется в реальном времени на основании показателей жизненно важных функций (пульс, давление, температура тела, дыхание), для чего у анестезиолога целая тумбочка аппаратуры. Единственное, что можно сделать — дать дозу заведомо больше, тогда все гарантированно заснут (и то не факт), а вот проснутся уже не все.
    • Нечто похожее реально было в жизни во времена СССР, но там злодеи поступили страшнее: они пустили ночью в форточку одного пожилого подпольного миллионера шланг, подключённый к выхлопной трубе автомобиля, и накурили деда выхлопными газами. По-моему, Л. Каневский в одном из выпусков это рассказывал.
      • Такая легенда могла появиться только в СССР. В США это достаточно популярный способ суицида. Да и пресловутые немецкие газенвагены тоже были известны из рассказов фронтовиков. Песню Наутилиуса «Падал тёплый снег» поколение Бутусова понимало однозначно.
    • Упрощённый и опошленный вариант. Парня бросила девушка. Он решил отомстить, для чего выбрал день ее свадьбы. Подвёз свою служебную машину, сунул в окно её квартиры шланг, и… в общем, учитывая, что парень работал ассенизатором, эту свадьбу запомнили надолго. Есть вариации: то ли квартиру залило дерьмом, пока все гуляли в ресторане, то ли гуляли в квартире и залило гостей.
    • Как более приземленные варианты. В форточку могут бросить из хулиганских побуждений что-то прозаическое и не очень приятное (окурок, мусор, плюнуть). Хотя с такой же вероятностью и из тех же побуждений чем-то неприятным могут и окно разбить даже при закрытой форточке. Или в открытую форточку может пробраться соседский любопытный кот, любопытная или заблудившаяся птица. Уже будет «развлечение» — выгнать животное. Да и от банальных мух и комаров радости мало.
  • Чёрная Волга: ни в коем случае не садитесь в эту машину! Лучше прочитайте соответствующую статью!
Прокатись на мне!
  • Эскалатор-убийца: вот едете вы на эскалаторе в метро, и тут он ломается, ступеньки проваливаются — и люди проваливаются в образовавшуюся пропасть, где их перемалывает гигантскими шестеренками! Кровь, кишки, отрубленные конечности!
    • На самом деле, никаких шестерёнок под эскалатором нет. Там стоят направляющие ролики, как катки на гусле танка, которые могут зажать, но не разрезать. Шестерёнки стоят дальше от ступенек.
    • Легенда возникла после трагедии на станции Авиамоторная в Москве в 1982 году, когда в результате поломки механизма пропало сцепление тележек лестницы с двигателем, и эскалатор под тяжестью людей быстро поехал вниз, набирая скорость. Трагедия длилась 110 секунд. Дежурный по эскалатору сделал все от него зависящее, но оказался бессилен. Заметив ненормальное движение лестницы, он пытался остановить машину рабочим тормозом с пульта в своей кабине, но безрезультатно. Выскочив из кабины, дежурный бросился к балюстраде, чтобы задействовать аварийный тормоз, но и это не помогло… В итоге, вход на станцию был ограничен, а позже она была полностью закрыта, на место прибыла милиция и врачи скорой помощи. На сегодняшний момент установлено, что всего было 8 погибших и 30 раненых, и все жертвы были из-за возникшей у подножья эскалатора давки навалившихся друг на друга упавших людей. Только, по сложившейся в СССР практике, почти всю информацию о происшествии засекретили, и нелепые слухи расползлись мгновенно.
Курен, яйки, млеко — шнель!
  • Wenn Die Soldaten…:как-то раз, говорят, что ещё во времена СССР, кучка студентов-археологов (по другой версии — историков, что впрочем одно и тоже в данном случае), поехала на археологическую практику. Там они, соответственно, рылись в земле, искали артефакты, ну и через несколько дней основательно устали от жары, препода, однообразной еды и т. д. И в один далеко не самый прекрасный день, когда препод куда-то надолго отлучился, они наткнулись на… землянку! А в землянке — мёртвые немцы, погибшие в Великую Отечественную войну. Тут же — немецкая (эсэсовская!) форма и оружие («шмайсеры», «маузеры», «вальтеры», «циркулярка» и т. д.). Ну, студенты надевают немецкую форму, берут оружие и прут в ближайшую деревню. В деревне они дали в воздух несколько очередей, выгнали на улицу всех жителей и построили. «Фельдфебель» кричит, значит «куры, яйки, млеко, сало — шнелль, давай!», два самых наглых студента выбрали двух девок покрасивее и под штыками повели их в сарай приходовать. Затем самый здоровенный вскидывает «циркулярку» и приказывает «Юден, комиссарен, коммунистен, председатель — выходи!». Никто не выходит, но один мужичок кричит: «А, я, я, знаю, пан офицер, кто председатель и еврей!», ну и указывает на председателя и еврейскую семью. Ну, обречённых выгоняет пред строем, «немцы» приносят лопаты и орут, значит, «Арбайтен!», мол ройте себе яму, поработайте перед смертью! Несчастные роют, у жителей уже потихоньку начинает проступать истерика, как вдруг слышится, на сквернейшем немецком: «Хэн дэ хох! Ваффэн фалн лассн, уроды!». Тут только до «немцев» дошло, что деревня окружена нашими солдатами и бронетехникой. Оказывается, какая-то мама из деревни сумела быстро своего сына выкинуть через окно, приказав ему кустами и огородами бежать к нашим, в село. А оттуда уже всё доложить участковому. Ну, а дальше уже подняли милицию,ВВ,ОМОН и армию. В итоге лже-немцев менты сильно отлупили, зачинщиков — выгнали из комсомола (по другой версии — из универа вообще), а остальных — лишили стипендии на семестр. А тот подлец, что сдал евреев и председателя — отправился на зону, как предатель.
    • Понятно, что в реальности, независимо от надетой формы, это было бы ограбление и изнасилование, так что отчислением «немцы» не отделались бы. Ну, в реальности бы…
    • Ещё в одной версии легенды это были статисты из кино про войну. Или есть вариант, что актеры в нацисткой форме старались не разгуливать, вели себя прилично. Но один из жителей (сотрудничавший в 1940-х с оккупантами) их заметил, принял за настоящих, сам к ним побежал «докладываться» кто еврей, кто коммунист и проч. А «фашисты» не сразу поняли в чем дело. Или рассказчик останавливается на самом интересном месте, сообщая о результате. Что предатель (обычно идут его «заслуги»), которого долго не могли найти, сам «прокололся».
      • Ещё в одном не особо чернушном варианте это были чёрные копатели, откопавшие утонувший в болоте немецкий мотоцикл с коляской в отличном состоянии (что в торфяных болотах иногда бывает) и прямо в поле привели его в порядок (почистили-смазали), заправили, проверили, что заводится, и решили по такому случаю на нём скататься до магазина на ближайшей железнодорожной станции. А немецкую форму просто сами носили (что кстати среди чёрных копателей реально встречалось — особенно курьёзно такие ребята выглядели зимой, потому как поверх оной формы надевали советскую шинель: они же не реконструкцией занимаются, а просто носят эту одежду — соответствие одних элементов другим тут не обязательно), потому что до того несколько раз обозы с ней откапывали — её просто не жалко было таскать на раскопки, потому что запас скопился. Ну и по пути проехали через село, где жил ветеран Второй Мировой, который при виде людей в серой форме на мотоцикле рефлекторно схватился за ружьё и выстрелил им вслед (мимо, но всё равно страшно). Что у всех подобных баек общего так это то, что кто-то разгуливал в немецкой форме и или сам решил поприкалываться и притвориться затерявшимся во времени «Фрицем», или был по ошибке принят за такового.
    • Агналогичная легенда ходит в Латинской Америке, только там это актёры из фильма про войну и сама история напоминает пересказ реальной истории Стэнфордского тюремного эксперимента.
      • Хвост этой легенды идет от мероприятия «If Day», организованного в канадском Виннипеге в 1942-м для наглядной демонстрации, что будет, если Гитлер победит. По улицам расхаживали одетые в немецкую форму люди, развевались флаги Третьего Рейха, и звучали требования «сдать всех евреев».
    • По словам современных реконструкторов Drittes Reich'а, случалось так, что «слоны», поленившиеся снять исторявое и в таком виде попёршиеся домой, избегали проблем с гопниками именно благодаря униформе и вовремя крикнутому «Halt! Ausweis Kontrol!» Правда, иногда гопники оказывались «единомышленниками»…
  • Крысы-мутанты в Московском метро. Гигантские крысы (очевидцы называют размеры от полутора до трех метров), которые живут в тоннелях и нападают на обходчиков. Обычно работники метрополитена ходят по двое. Но однажды обходчик пошёл в тоннель один и не вернулся, его стали искать — и нашли только ботинок со следами крысиных зубов, но размер их был — как от зубов немаленькой собаки. А еще однажды семья купила на рынке щенка таксы, очень породистого. Дома щенок немедленно сожрал мусор вместе с мусорным ведром, после чего был транспортирован к ветеринару. Тот, едва глянув на животное, схватил его за хвост и убил ударом о стену, а обалдевшим хозяевам объяснил, что это была гигантская крыса-мутант из метро, «уже пятый случай за неделю». Работники метрополитена ловят крысят и продают под видом такс, но дома крысёнок быстро вырастает и съедает всю семью.
    • Конечно, ни по какой пьяной лавочке крысу, даже большую, за таксу не примешь. Крысы же, даже обыкновенные, в метро почти не живут, они селятся там, где есть еда.
    • А саму байку запустил в 1989 году диггер Вадим Михайлов в интервью какой-то газете. Изначально заметка была юмористическая (в ней говорилось о том, как работники метрополитена уничтожают крыс-мутантов огнемётами), но многие приняли ее всерьёз, и история стала обрастать новыми подробностями. Также основой для байки мог послужить кем-то выброшенный и одичавший бультерьер в те годы, когда собак этой породы было мало и их толком не знали.
  • Мао Цзедун в гробу,
    Инсталляция Василия Слонова, изображающая тот самый ковер
    вышитый фосфоресцирующими нитками на ковре. Легенда гласит, что люди стали часто умирать по ночам от сердечного приступа, даже скорая не успевала доехать. Однажды на такой вызов со скорой приехала милиция. Милиционер догадался выключить в комнате свет, и все с ужасом увидели, что на стене появился светящийся гроб со светящимся же вождем китайского народа. Но стоило включить свет — на стене опять был просто цветной ковер. Стало понятно, что Мао вышит светящимися нитками, а люди умирали от страха. История появилась на фоне обострения советско-китайских отношений в 60-70-е, к 80-м окончательно превратилась в легенду, а в 2016 Василий Слонов сделал инсталляцию с ковром для своей выставки «Ватники Апокалипсиса».
  • Серия страшилок под общим грифом Дети в опасности. Информация, активно распространяемая в родительских чатах, сопровождающаяся пометками вроде «это рассказал наш завуч, а ему звонили из ФСБ», «это было рядом с нашей школой», «это видела моя подруга» и т. д., то есть friend-of-a-friend-коммуникация. Сюжеты разные, но тема одна: опасности, которым подвергается ребенок в современном мире. Объясняется плохо рационализируемым страхом и ощущением, что «в нашем детстве такого не было» (что в свою очередь объясняется тем, что раньше информация распространялась по другим каналам и значительно медленнее).
    • Страшилка ещё из 1970-х, которую активно раскручивали учителя: злые интуристы дарят советским детям ядовитые жвачки (вариант: со стеклом, с иголкой), взрывающиеся ручки, а фарцовщикам толкают джинсы со вшами и сифилисом. Басня оказалась неудачной. Дети из крупных городов, где действительно бывали иностранцы, моментально приходили к выводу: злые вредители так поступают, потому что у них на Западе принято угощать встречных детей жвачками. И если оказывалось, что интуристы не злые (например, в школу приехала иностранная делегация) тут же начинали требовать у ошеломлённых иностранцев заветный бабл-гам. Педсоставу даже пришлось придумывать новую басню: у иностранцев нельзя ничего просить и брать, потому что рядом может оказаться злодейский иностранный журналист с фотоаппаратом, он сфотографирует тебя с протянутыми руками, а потом напечатает в лживой буржуазной прессе с подписью «Голодные советские дети выпрашивают объедки». Байка в последнем виде дожила до середины 90-х: якобы дочку кого-то из военных сфотографировали, когда она садилась после школы в папин служебный автомобиль, а потом напечатали как иллюстрацию к статье о детской проституции.
    • Группы смерти — «Синий кит», «Разбуди меня в 4.20» и прочие группы в соцсетях, где детям предлагают разные задания, финал у которых всегда один. Несмотря на всю шумиху вокруг этого явления, ни одного доказанного случая самоубийства подростка из-за групп смерти нет. Появилась легенда, по всей вероятности, из-за того, что в какой-то момент подростков-суицидников стали учитывать как отдельную категорию и поднялся шум — раньше дети не кончали с собой[7], а теперь начали, это всё интернет, где они непонятно чем занимаются. Да нет, раньше их просто отдельно никто не считал. Самый яркий пример остензии[8] на постсоветском пространстве: учителя и родители начали активно предупреждать детей не играть в «синего кита», чем, разумеется, спровоцировали интерес детей к группам смерти, вызвали волну постов «ищу куратора» и появление псевдокураторов, вымогающих деньги у младшеклассников или даже действительно провоцирующих самоубийства просто из подросткового любопытства.
      • На фоне популярности групп смерти, некоторые пользователи интернета решили продолжить шумиху, на этот раз, обвинив в 2017 году недавно вышедшие стикеры на сайте ВКонтакте под названием «Лис» в причастности к группам смерти. На самом деле, получение этих стикеров выливалось в безобидную игру, в которой бот раздавал по 1-3 стикера за выкладывание историй в вк, но по интернету стали распространяться слухи про то, что бот, якобы, в качестве одного из заданий предлагает пользователям порезать себе руку в качестве демонстрации доверия, а ещё, в конечном итоге, заставляет желающих стикеров либо спрыгнуть с крыши в качестве последнего задания, либо скинуть кого-то другого и запечатлить это в истории. Подкреплялось всё это фейковыми фотографиями с подредактированным текстом, придуманными рассказами и видео с постановочными диалогами и обоснуем, гласящим, что стикеры называются «Лис» потому как их создал раннее известный администратор группы смерти с похожим псевдонимом Филипп Лис (который сам, как известно, не имеет отшонения ни к каким подростковым суицидам). В отличие от вышеупомянутых «Синих китов», истории про злого создателя стикеров распространялись уже не новостными порталами, а самими подростками, желающих таким образом пропиарить свои каналы на ютубе или группы ВКонтакте.
    • Сюда же — игра «Феи Винкс», «Розовый пони» и другие, где сделать что-то опасное предлагают не подросткам, а детям помладше. Могут быть той же группой в соцсетях, приложением для смартфона или звонком с неизвестного номера. Задания вида «чтобы превратиться в фею Винкс, открой газ и ложись спать, и тогда ты полетишь». Никто не спорит, что картинки с текстом, предлагающим сделать что-нибудь такое, ходили в интернете, но думать, что их создавали не ради шутки, а для организации некой «игры»… Как и предыдущий пункт, помогает родителям пережить несчастье: это не я как родитель продолбался, это компьютер виноват. А также снижает тревожность, давая иллюзию контроля: достаточно запретить ребенку играть на планшете, и с ним ничего не случится.
    • Страшилки о спайсе постепенно мутировали в «новый наркотик» снюс, от которого призывают оберегать школьников. На деле снюс — это шведский жевательный табак, который закладывают за щеку или под верхнюю губу, встречаются также варианты просто с никотиновой смесью из целлюлозы без табака, есть также и безникотиновые варианты, как и в случае с вейпом. Что характерно, вейп так не демонизировали, хотя он одно время был не менее популярен среди подростков.
    • Жвачки с Винни-Пухом, внутри которых героин, или новый наркотик «земляника», специально рассчитанный на детей и распространяемый поэтому в виде ярко-розовых конфет. Истерия в какой-то момент стала настолько массовой, что классический пост из родительского чата по школам в подмосковном городе Краснознаменске разослал даже начальник управления по образованию, культуре, спорту и работе с молодежью, сославшись на МВД (за что потом сильно получил от МВД). Конфетки с героином «перекочевали» в Россию из Штатов, где эта легенда появилась еще в 70-х.[9] В этот же пункт можно отнести детский парацетамол с проволокой внутри таблетки и его советского предшественника — вату, зараженную тифом.
    • Банда педофилов на черной Ладе и женщина, которая просит детей ее сфотографировать и под этим предлогом заманивает в кусты. Эта компания тоже успела отметиться в родительских чатах всей страны, от Камчатки до Калининграда.
  • Неизвестное науке насекомое,
    Тот самый водяной клоп. Может укусить, но это максимум, на что он способен
    прикоснувшись к которому, человек заражается опасным вирусом и умирает в муках в считанные часы. Обычно этот hoax message сопровождается фотографией гигантского водяного клопа[10] — Belostomatidae — и загримированной руки. Страшилка международная — впервые появилась в Мексике, сейчас путешествует по России.
    • Автор правки совсем недавно видел вариант, где это насекомое якобы произошло из Индии и от прикосновения получается то же, что на картинке
  • Красная плёнка. Умеет снимать одежду с тех, кого фотографируешь. Типичные владельцы: школьники, чтобы пугать одноклассниц, порнографы, которые фотографируют советских женщин и выпускают потом порнографические открытки, зловещие иностранцы, чтобы представить в чёрном свете всё, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив.
    • За рубежом куда популярней чудо-очки с аналогичными свойствами, их вроде бы (зачем?) выдают шпионам, а в Японии их якобы продают в обычных магазинах. Паранойя носит воистину международный характер: иракцы и афганцы независимо друг от друга пришли к выводу, что это умеют делать солнцезащитные очки и бронированные стёкла на шлемах американских военных. Американцы долго и бесплодно показывали, что ничего необычного в очках нет, но народ разгадал хитрость коварных янки: американцы просто выключают режим красной плёнки незаметной кнопочкой.
    • Впрочем, эта легенда «основана» на реальных событиях. ИК-фотоприёмники (плёнка или цифровая матрица) действительно могут «видеть» сквозь тонкую ткань (толстое сукно школьной формы им не по зубам, а вот тонкий синтетический купальник…).
  • Легенды (в основном времен Олимпиады-1980) с общей темой Угроза с Запада:
    • Один иностранец подарил советской женщине красивый купальник, она пошла в нем купаться, вышла из воды — а он прозрачный (в другой версии купальник растворялся в воде; а может, это были два разных купальника, от этих иностранцев всего можно ждать).
    • Чума, холера и другие болезни, ампулы с которыми иностранцы зашивают в швы джинсов, прежде чем продать/подарить их советским людям. Сюда же — все истории про отравленные жвачки и конфеты, которые иностранцы раздают советским детям, а также взрывающиеся заграничные ручки и игрушки.
    • Китайцы специально разбрасывают вдоль БАМа ампулы с клещами, а американцы скидывают с самолета колорадских жуков, чтобы они уничтожили наши посевы.
    • Борщевик в Союз тоже привезли американцы — специально подарили Хрущеву, выдав за полезное сельскохозяйственное растение.
    • Анекдоты придумывают в ЦРУ, чтобы развалить СССР. Раз уж даже борщевик с этим не справился.
  • Подземные заводы Калининграда-Кёнигсберга, информация о которых расползлась по всей России — переселенцы рассказывали о них родственникам в других городах. Легенда гласила, что у немцев были подземные заводы, где строили самолеты, подводные лодки и поезда, которые сразу по подземной железной дороге отправлялись в Берлин. А уж про подземные ходы и говорить нечего — в Калининграде каждый детсадовец знает подземный ход в своем дворе.
    • В принципе, про таинственные подземелья в разных городах хватает и своих легенд. Каждому городу — по таинственному подземелью с безумными учеными, врагами, партизанами, монстрами, инопланетянами и прочими интересными сущностями.
    • Особенно много таинственных подземелий в городах, где сохранились старинные крепости. В детстве половина жителей обязательно находила загадочные ходы, которые ведут в неизвестность. На проверку обычно это либо ливневая канализация, либо старые бункеры внутри крепости, которые нерентабельно восстанавливать.
  • Завтра в магазинах ничего не будет — национальная олимпиада по танцам на граблях. Стоит появиться слухам о том, что завтра чего-то не будет или оно подорожает, выросшая на дефиците часть населения начинает сметать тележками всё подряд, особенно гречку. У остальных стадный инстинкт срабатывает при виде полных тележек на кассе и дальше процесс развивается по нарастающей. Торгаши под ажиотаж повышают цены (а почему бы не повысить, если всё равно хватают?), что ещё больше нагнетает градус истерии — видите, уже подорожало, а завтра и вообще пропадёт! Заканчивается всегда одинаково — цены возвращаются к прежнему уровню, запасы выбрасываются по истечении срока годности, а деляги едут отдыхать на Канары.
  • Дикая дивизия. Во время любых достаточно масштабных протестов или просто заварушки обязательно будет слух, что возле границы видели колонну какого-нибудь особо грозного спецназа, который едет в столицу давить протесты/захватывать власть. Во время ГКЧП это были среднеазиатские дивизии, которые якобы вот-вот введут в Москву, а в Белоруссии где-то на восточной границе видели последовательно казачью дивизию (в 90-е), чеченскую дивизию (в 2000-е), израильский спецназ (в 2010), ДНР-овских добровольцев в Витебске (в 2015) и Росгвардию (в 2020). ИРЛ, понятное дело, государство даже с тяжелейшими внутренними проблемами сделает всё, чтобы не допустить на свою территорию чужую армию: протесты подавит, а потом не уйдёт. А отборную riot police (в случае какой-нибудь страны третьего-четвёртого мира это вообще единственные сколько-нибудь боеспособные части) как раз и дислоцируют поближе к столице, чтобы в случае чего можно было поднять по тревоге и бросить на подавление.
    • В случае чисто внутренних заварух популярны истории про просто какой-либо спецотряд, известный своей свирепостью и безжалостностью (не факт, что небеспричинно) или просто колонну войск или Росгвардии, якобы едущих жестоко давить протесты. Были популярны, к примеру, во время эпупеи со «скверным храмом» в Екатеринбурге и безобразий (с обеих сторон) на Шиесе.
    • Ещё до ГКЧП такая легенда ходила про ННА во время «Пражской весны». Дескать, в их сторону чехи даже смотреть боялись, ибо некие лейтенанты заранее предупреждали, что будут расстреливать без суда и следствия, как папа.
  • Чернозём украли! Немцы (или китайцы) срезают плодородный слой почвы и увозят к себе. И так ловко, что никто не может показать места выработки. Легенда пошла из военных времён, когда немцы активно вывозили стратегически важный концентрат руды из города Марганец в Днепропетровской области. Для неспециалиста он и правда выглядит как чёрная земля.
  • Религиозные легенды — связаны с якобы имевшими место случаями, когда высшие силы вмешивались в жизнь людей.
    • Стояние Зои — в городе Куйбышеве (он же Самара), в середине 1950-х годов, некая Зоя Карнаухова станцевала с иконой и за это оказалась парализованной стоя на несколько месяцев. Несмотря на нетипичную для городских легенд конкретику во времени-месте и ФИО участников события, никаких документальных подтверждений инцидента, ясен-прекрасен, нет. А фольклорный сюжет, где девушка за похожее святотатство оказывается наказана похожим образом, старше Зои минимум на сотню лет.
    • Москву во время Великой Отечественной удалось отстоять исключительно потому, что Сталин приказал облететь город на самолёте с чудотворной иконой. Что характерно, никаких свидетельств подобного полёта нет, сама история изобилует историческими нестыковками, а заявленная икона Тихвинской Богоматери в указанный период вообще была в руках коллаборантов из Псковской православной миссии (особо осторожные апологеты легенды оговариваются, что это была не сама икона, а её список).
    • Но особого внимания заслуживает история Славика Крашенинникова, в юдоли сей земной обычного благочестивого отрока, отмучившегося от неизлечимой болезни в 10 лет, в баснословии матери его же бывшаго целителем и прозорливцем. Не хочется спойлерить все его фантастические истории и предсказания — книгу «Ах мама, маменька» надо прочесть самому, тем более что она подходит для любимого хобби посмотрельщиков — вычленения всяких масс-культурных штампов.
  • На границе между этой легендой и следующей — дореволюционные адописные иконы, на которых под священными изображениями есть второй, оригинальный слой краски с чертями, сценами мучений в аду или попросту врисованы рога.
    • Не путать с «чёрными» иконами, на которых просто изображаются святые в каком-нибудь жутком виде — адописная икона именно тем, по мнению верующих и страшна, что всякие непотребства скрываются под внешним слоем лака и краски. С каноничной точки зрения всё это, разумеется, туфта: икона почитается по принципу «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», то есть, молитва адресуется не чему попало из того, что есть на иконе, а конкретно тому Богу или святому, которому её адресует сам молящийся, и икона, по большей части, нужна только затем, чтобы он сам помнил, кому молится (ближайший светский аналог — фотография близкого родственника в кармане у солдата). Так что если он не знает, что там нарисован скрытый Микки-Маус чёрт (и даже если знает, но молится всё равно Богу или святому), то на качество молитвы наличие такой «пасхалки» никак не влияет — на многих каноничных иконах (сошествие Христа во ад, исцеление гадаринского бесноватого или чудо Георгия о змие) тоже изображены демоны. Впрочем, басни об адописных иконах пошли из старообрядческой среды, а там во многом своя атмосфера.
  • Семиотическая атака. В 1930-е годы коварные враги революции врисовывали профили Троцкого и свастики в изображения на школьных тетрадках и прочую официальную живопись. После войны перешли на монументальное вредительство: немецкие военнопленные строили дома в форме свастик, если смотреть сверху, японцы продавали рубашки, где на пуговицах свастика, иностранные шпионы подговорили построить здание штаба в Минске в форме буквы Ш, чтобы в случае войны пилоты знали, куда бомбить. Своеобразная реакция на надписи, которые высаживались деревьями и были видны с воздуха или строительство домов, чтобы квартал читался с воздуха как, например, СССР.
    • В 30-е годы советские пионеры массово откаывались закреплять галстуки на зажимы, на которых было изображение трёхпламененого костра (типа, символа III Интренационала). Ребята обратили внимание на то, что серп и молот на значке повернуты вверх ногами и вообще словно бы сброшены в костер. Мало того, в квадратиках-поленьях при желании якобы тоже можно было разглядеть свастику. Дальше больше — если повернуть зажим на 90 градусов, то в пламени костра будто бы видна буква З, которая означала… врага народа Григория Зиновьева, кого же ещё?! А в том же перевернутом виде многим мерещилась еще более страшная буква Т — кто ж как не Лёва Троцкий?! А уж если перевернуть зажим ещё, а потом обратно, вправо, по очереди тремя тсоронами, то любому становилось ясно, что здесь скрывается зловящая аббревиатура: ЗТШ — зиновьевско-троцкистская шайка! В итоге, от зажимов отказались.
    • В тридцатых доходило до несмешного: поиски профилей Троцкого доходили до вполне реальных доносов и жалоб, с распространением которых приходилось бороться НКВД. Хорошо, что бренд KFC в СССР представлен не был…
  • Рок-группа «Видюки»[11] — советская городская легенда о немецкой группе, состоящей из полных отморозков и идейных фашистов. На их концертах творится полный угар: фронтмен выезжает на сцену на мотоцикле прямо сквозь толпу фанатов, и из одежды на нём только каска СС и нарукавная повязка со свастикой, во время выступления музыканты бьют железными цепями друг друга и почтенную публику, насилуют по очереди обритую налысо девушку (с обязательным уточнением «не снимая касок» — видимо, это должно символизировать особый цинизм происходящего), совершают гомосексуальные половые акты, а во время исполнения главного хита на одном из концертов два участника группы расстреляли слушателей из пулемёта. Заметьте, это было задолго до появления группы Rammstein и уж тем более до выхода Metalocalypse!
  • Дипломированный баран. Шутка, запущенная ещё в 1970-е и до сих пор живая в Белоруссии. Когда поступаешь в Институт Культуры на актёрское мастерство, якобы надо показать, что ты свой и для этого, когда попросят читать басню, надо непременно читать «Дипломированный Баран» Кондрата Крапивы. И уже много лет приёмная комиссия вынуждена выслушивать на вступительных экзаменах по десятку таких «баранов».

Заграничные[править]

  • Отдай свои почки. Как правило, происходит в некой южноазиатской стране, известной продвинутой медициной и фривольными нравами. Некий турист снимает в баре представительницу древнейшей профессии по сходной цене. Утром просыпается в своём гостиничном номере, почему-то непременно в ванне со льдом. На груди записка: «иди в больницу». Чувствует лёгкое жжение в пояснице: там зашитые шрамы. Помимо бумажника и часов, сообщники клофелинщицы приватизировали твои почки!
    • В реальности утилизация таким образом добытых органов проблематична — куда проще убить «донора».
      • В реальности глупо брать почки абы у кого. Нужны-то подходящие, которые организм не отторгнет. А как это узнать без долгих тщательных анализов? Играть в такую лотерею с шансами попасть не только в тюрьму, но и в камеру смертников — себе дороже.
  • Продукты в морге. Некий студент-медик приходит на подработку в городской морг. Его просят доставить в прозекторскую «клиента» из такой-то ячейки. Перепутав холодильники, студент обнаруживает бананы, копчёную колбасу или любые другие скоропортящиеся по выбору рассказчика. Оказывается, директор морга сдаёт «свободные площади» торговой точке. Судя по тому, что аналогичная сцена есть в рассказе Александра Грина «Крысолов» (1920), эта легенда родилась примерно одновременно с современными моргами и холодильниками.
  • Игла со СПИДом. До сих пор (на момент правки 2018 год!) нет-нет да и всплывёт история про посетителя кинотеатра, который, садясь в кресло, чем-то укололся и обнаружил, что это была игла с запиской «Теперь у тебя СПИД». По разным версиям, действует или маньяк, или отчаявшийся больной, решивший напоследок взять в ад компанию. Пятиминутка реальности: вирус СПИДа не может долго жить на воздухе, пресловутой иголкой надо было бы тыкать сразу же после того, как она контактировала с кровью больного.
    • Что до вируса иммунодефицита, то именно он в байке встречается не всегда, а вот что до просто номинально острых предметов в случайных местах, то как минимум на территории СНГ, к сожалению, в девяностые иногда бывало, потому как культура психонавтики тогда ещё сложиться не успела, из-за чего упарывались нередко по подвалам да чердакам, при том без «напарника-следящего», который сперва поможет не убиться и не натворить делов, а потом, когда первого «отпустит», поменяется с ним местами и уже сам упорется под его присмотром — и из-за вот такого вот поведения шприц мог оказаться утилизирован абсолютно случайным образом в абсолютно случайном направлении (не все таскали один и тот же годами), где потом на него кто-нибудь мог случайно напороться (СПИД так скорее всего не подхватить: чтобы подхватить, нужно, чтобы наркоман буквально швырнул шприц из окна и попал им в несчастного прохожего, как дротиком — но в любом случае ничего приятного). В целом эта легенда зачастую всплывает там, где жители начинают замечать подозрительно много лиц, подозрительно похожих на наркоманов.
    • Также всплывали относительно аналогичные истории с битыми бутылками на детских площадках, особенно в формате «осколки стекла в песочнице» — опять же байка зачастую утрировала реалии, но во времена, когда в СНГ алкоголизмом страдало больше народу, наткнуться на разбросанные по двору бутылки было вполне реально — в том числе и на битые (особенно склонны легко биться были бутылки, в которых выпускалась самая дешёвая табуретовка, потому что у них было самое тонкое стекло). Похоже, что байки о том, что кто-то случайно порезался или укололся об разбросанный в неположенном месте мусор, будут существовать столько, сколько будут существовать мусор и неположенные места.
  • Аллигатор в канализации. Как правило, истории о том, как некто пошел в туалет, а оттуда на него как выскочит аллигатор, характерны для больших городов США. А в Древнем Риме там жили осьминоги.
  • Руанда 90-х могла похвастаться целой кучей историй про тутси, сочиненных правительством хуту, чтобы был повод начать резню: тутси распространяют болезни, тутси специально травят воду в колодцах, тутси пьют кровь детей хуту и т. д. Истории распространялись преимущественно по радио в качестве сводок новостей — для этого была специально создана радиостанция «Свободные холмы», а там, где это радио не принимало, хорошо работало сарафанное радио. Результат всем известен.
  • Наклейки с ЛСД, хорошо знакомые каждому, чье детство пришлось на 90-е. Легенда появилась во Франции в те же 90-е. Добрый дядя дарит ребенку переводную татуировку, которую надо лизнуть, чтобы хорошо приклеилась, а в ней на самом деле ЛСД. Появилась легенда, как несложно догадаться, из того, что ЛСД в своё время выпускали в виде «марок» — пропитанных раствором и затем высушенных бумажек (пропитывали лист, а потом нарезали), которые потом потреблялись закладыванием под язык, за губу или за щеку. Иногда могли маскировать и под почтовые марки, чтобы вызывать меньше подозрений.
    • В одной из вариаций байки «добрый дядя» случайно спутал обычную марку с конверта и ту самую «необычную марку», под действием которой собирался «отдохнуть», в результате чего юный филателист после попытки наклеить своё новоприобретение в альбом со своей коллекцией с удивлением разглядывает Риманово пространство, а незадачливый психонавт жалуется своему барыге, что тот толкнул ему «пустышку».
  • Русские прорыли туннель в ад. В 1989 году в западной прессе массово появились утки о том, что на глубине 14 километров Кольская сверхглубокая скважина вышла в обширную подземную пещеру, в которой с помощью микрофона записали крики и стоны страдающих людей, а потом из скважины выскочил аццкий сотона и убежал в неизвестном направлении. Сообщение появилось в качестве первоапрельской шутки в финской газете, но когда её озвучили в американском ток-шоу, утка мгновенно стала легендой, получила несколько менее мистических интерпретаций, например, что из скважины сбежал глубинный суперхищник (тем самым эту легенду сшивали со следующей), появилась болезнь, сопровождаемая ужасными галлюцинациями и т. д. Легенда, естественно, вернулась и в СССР. Что удивительно, до сих пор время от времени появляется в прессе.
  • Чупака́бра (исп. chupacabras от chupar «сосать» + cabra «коза»: дословно «сосущий коз, козий вампир») — неизвестное науке существо, опасный ночной хищник. Согласно легенде, чупакабра убивает животных (преимущественно коз) и высасывает у них кровь. Чупакабра настолько популярна, что часто становится героем художественных фильмов, сериалов, книг и мультфильмов. СМИ периодически распространяют свидетельства очевидцев, якобы видевших чупакабру, поступающие из различных регионов. В случаях, если свидетеля не посетила «белочка» или неукротимое желание прославиться, за «чупакабру» иногда принимают животных (собак, койотов, лисиц, шакалов), изуродованных в результате болезней или мутаций. Городская легенда о чупакабре берёт своё начало в 1950-х годах, когда в Пуэрто-Рико обнаружили нескольких мёртвых коз, у которых якобы была высосана кровь. В середине 1990-х годов легенда приобрела широкое распространение по всей Латинской Америке, откуда шагнула и в США. В 1995 году, по всей видимости, под впечатлением от фильма «Особь», появились описания чупакабры как двуногого существа высотой около метра, покрытого светлыми волосами и с торчащими из боков шипами. В начале 2000-х годов чупакабру уже описывали преимущественно как четвероногое существо, похожее на собаку или койота с клыками и свиной мордой. И, если для говорящих на испанском языке, чупакабра это «козий вампир», то для подхватившего легенду неиспаноязычного населения это существо уже представляется какой-то машиной убийства скота, сравнимой со стаей техасских бензопил «тасманийских дьяволов».
    • Это сюда, или будьте добры раздуть статью втрое.
  • Слух, в какой-то степени популярный среди американских военных во Вьетнаме: вьетнамки-де ТАМ прячут бритвенные лезвия и прочие опасные предметы, чтобы лишать доблестных защитников демократии самого дорогого. Едва ли это было в реальности. Но если хотя бы некоторые солдаты и морпехи поверили и не стали делать с местными девушками непотребное, и то хорошо. Потому что девушки, которые крутятся вокруг иностранных солдат, обычно прячут ТАМ не опасные предметы, а опасную живность: гонорею, сифилис и прочие венерические заболевания.
  • Тушенка из человечины. В целом существует два варианта, частные поставки от какой нибуть группы маньяков в духе «а в соседнюю кафешку продали оригинальное мясо» (характерно скорее для запада), или массовые поставки от бизнесменов/государства (привычно скорее для азиатов), куда либо, в результате голода, желания получить прибыль, или разгрузить кладбища и морги. Нередко сопровождается историями о том что с продажи такой тушенки начался путь к успеху какой нибуть крупной компании. Часто имеются вставки в духе "производители для такой тушенки проставили какой нибуть знак (в Японии это чаще всего была звезда), что бы ее узнавали «свои» (работники завода, жителя города где ее делают, элиты, нужное подчеркнуть). Существует как минимум с 90-х, но возможно появилась и раньше.
    • Абсолютно точно существовали в 1970-е (рабочий упал в машину, которая делает фарш, а потом в консервах нашли пуговицу), 1950-е (прибалтийские слухи о людоедах, которые воруют людей и делают из них подпольную тушёнку) и даже 1920-е (когда страна только оправилась от голода в Поволжье, ходили упорные слухи, что есть специальные рестораны, где нэмпанам подают человеческое мясо).
      • Если брать вариант «нарушили технику безопасности, из-за чего рабочий частично или полностью попал в готовую продукцию», то в этом варианте легенда существует столько, сколько существуют машины, требующие оной техники безопасности соблюдения — а мясорубки существуют с середины девятнадцатого века, не говоря о разнообразных мельницах, которые старше, чем грязь.

Мифические художественные произведения, товары и другие объекты[править]

  • Загадочный фильм «Сказание о бедном Якобе», мрачная экранизация сказки «Карлик Нос». Существование данного произведения не подтверждается ничем, кроме многочисленных воспоминаний очевидцев, однако на протяжении многих лет энтузиасты ведут деятельность по поиску фильма, напугавшего их в детстве.
    • Не менее жуткая репутация у вполне себе симпатичного и детского «Карлик Нос» от «Мельницы». Но это уже заслуга сценаристов: жутчайшая сцена в середине фильма, когда Якоба не узнаёт сначала родная мать, а потом другие горожане, давит на все кнопки детских страхов одновременно.
  • Аркадная игра «Polybius» — игровые автоматы, вызывающие зависимость и состояние изменённого сознания. Несколько таких автоматов якобы стояло в Портленде (США) в 1981; высказывались предположения, что они были созданы в рамках некоего правительственного эксперимента и посещались людьми в чёрном, которые наблюдали, как автоматы влияют на игроков. А ещё тех детей, кто хорошо играл на Полибиусе, приглашали в секретную правительственную программу для подготовки спецагентов.
    • ИРЛ в 1981 году на игровых автоматах в Портленде пострадали только 2 игрока: один заигрался в Tempest так, что у него началась мигрень, а второй пытался побить перед камерой 28-часовой рекорд игры в Asteroids, но из-за болей в желудке прервал эксперимент. А вот агенты ФБР по залам с игровыми автоматами и правда ходили: было подозрение, что среди невинных автоматов затесались однорукие бандиты и прочие шайтан-машины для азартных игр. И даже пройдя игру на автомате, можно было вступить в ряды элитного секретного подразделения… но только в фильме «Последний звёздный боец» (1984), где таким образом выявляли перспективных пилотов для космических кораблей.
  • Секретный мультик в игре «Ну, погоди!» — среди советских детей восьмидесятых годов ходила легенда, что если суметь до конца пройти электронную игру «Ну, погоди!», то в конце бонусом покажут мультфильм (варианты: Заяц выбежит на экран и подарит Волку букет цветов, Волк исполнит танец, или прозвучит призовая мелодия). Поскольку пройти игру до конца было непросто, легенда оказалась очень живучей. На самом деле игра просто начинается заново на более высокой скорости, а показать мультфильм было бы технически невозможно при возможностях тогдашних электронных дисплеев. Кстати версии "танец" (волк в произвольной последовательности ловит яйца, как в режиме "время") и мелодия - более-менее правдоподобны.
  • Секретное отделение в игровой приставке — вариация на предыдущую тему. Если пройти до конца некую видеоигру на приставке Dendy (по другой версии, ту же «Ну, погоди!»), то в приставке откроется секретное отделение, и оттуда выпадет жвачка.
    • На грани необузданных догадок. Возможно, искаженный пересказ об игровых автоматах. В принципе, существовали проекты советских игровых автоматов, где был предусмотрен приз — маленький памятный сувенир. До полноценного внедрения не дошло. Но кое-где встречались автоматы, где надпись «приз» над соответствующим окошком была, но устройства для его подачи (и уж самих призов) — нет. И не забываем про зарубежные игровые автоматы с призами, с которыми в 1990-х не каждый ребенок сталкивался лично, но мог видеть по телевизору, читать о них или слышать чей-то рассказ .
  • Сигареты с тремя чёрными звёздами на пачке под логотипом, которые якобы набиты коноплей вместо табака.
  • Сигареты «Космос» — клапан на донышке пачки зачастую содержал какой-то значок вроде ромба со вписанным крестиком. Считалось, что можно найти клапан с «большим» (а не пятимиллиметровым) ромбиком, поехать в Москву и обменять его на целую пачку. Один мальчик в соседнем районе точно нашёл.
  • Грустина — аж целый древний город-крепость в Западной Сибири, который два века (с XVI по XVII) отмечался на картах России и описывался в исследованиях по русской истории и географии. Никакой крепости в указанном месте никогда не было, да и древних городов тоже; даже если Грустина исторически и существовала (скорее всего — нет), это могло быть разве что небольшое торговое поселение.

В 1994 году вышла «Большая книга городских легенд», содержащая более 200 историй.

В художественных произведениях[править]

Литература[править]

  • Металегенда: якобы некий фантаст решил написать невероятно плохую и заштампованную книгу/серию и именно благодаря ей прославился. Только вот почему-то имя этого известного человека никому неизвестно. В качестве кандидатов фигурируют Рон Хаббард, Хайнлайн или Роберт Говард (потому что все начинаются с H), либо Пирс Энтони (серия Ксанф), либо Джон Норман (серия про планету Гор). Единственный, кто ответил на подозрения — Пирс Энтони, который всё опроверг: Ксанф возник из детского желания превратить родную Флориду в сказочную страну и изначально был трилогией.
  • Якобы мафия заплатила Пьюзо миллион долларов аванса, чтобы он отмыл их репутацию в «Крёстном отце». На самом деле Пьюзо вообще не был знаком ни с одним гангстером, а аванс в $5000 получил от издательства Путнама и на момент начала работы над романом (1966) считался не особо известным автором двух мейнстримовых романов, которые собрали неплохие отзывы, но провалились с треском. Ещё два более коммерческих романа тоже не имели успеха и вовсе вышли под псевдонимами. Если бы мафия реально озаботилась своей репутацией, к их услугам было множество других авторов нуара, ведь в 1960-е годы рынок крутых триллеров начал проседать.
  • М. Веллер, «Легенды Невского проспекта» — весёлый и анекдотичный сборник городских легенд и баек Ленинграда. Достоверность всего рассказанного в книге — спорная, причём даже в качестве городских легенд: Веллер их, как минимум, сильно творчески переработал.
  • А. Ломачинский «Записки судмедэксперта» — сборник как баек, так и вполне реальных историй из службы судебно-медицинских служащих.
  • Клайв Баркер, «Книги крови» — значительная часть рассказов основана на городских легендах.
  • Михаил Успенский, Андрей Лазарчук, «Посмотри в глаза чудовищ» — в первую очередь, сборник криптоконспирологических «теорий», но где грань между конспирологией и городскими легендами?
  • А.Архипова, А.Кирзюк, «Опасные советские вещи» — подробное исследование сюжетов и истоков городских легенд.
  • Г. Флинн — в книге «Темные тайны» описана остензия (явление, когда городская легенда влияет на реальное поведение людей и тем самым воплощается в жизнь): наслушавшись баек про сатанистов, герои начинают копировать их обряды, как они их себе представляют, и в конце концов доходят до убийства.
  • А. Попадин, «Местное время» — сборник городских легенд Калининграда, преимущественно послевоенного времени.

Кино[править]

  • Фильм «Городские легенды» (1998) из них, собственно, и состоит.
  • «Starship Invasions» (Корабль вторжения, 1977). Собственно сюжет основан на стереотипах о пришельцах из городских легенд. Плюс, чтобы было интересней добавили и плохих инопланетян, желающих захватить Землю.
    • А вообще бывает, что одни штампы из фантастики про инопланетное вторжение просачиваются в городской фольклор. И наоборот — из фольклора в кино/литературу/комиксы.
  • «Under Silver Lake» (2017) весь фильм про это
  • "Тёмный мир: Равновесие" (сериальная версия) - основан на городских легендах о том, что под МГУ находится то ли станция "Метро-2", то ли громадные бункеры (что в реальности и есть, поскольку под каждым университетом они есть, а МГУ самый крупный из российских), то ли подземные заводы. А большие двери, которых на цокольном этаже реального главного здания МГУ много, скрывают в сериале портал в другой мир (а на самом деле там тот самый бункер и технические помещения). Кроме того, присутствует городская легенда о том, будто фундамент главного здания МГУ заморожен (в действительности там совершенно другой механизм сохранения устойчивости), что объясняется стремлением уменьшить влияние портала Теней. А в отдельных сериях тоже полно городских легенд - и о "прОклятых наушниках" с убивающими песнями, и о "странных детских рисунках", если посмотреть на которые, у человека появляются фобии, и т.п.

Телесериалы[править]

  • «Дельта», первый сезон. Посёлочная легенда: страшилка про Чёрного Стражника, демона-убийцу, в которого обратился погибший страж порядка, живший во времена Хазарского каганата. В наши дни это якобы уже Чёрный Мент, который топит людей в реке. Однажды люди действительно начинают тонуть один за другим, и старик-самогонщик принимается всех пугать «Чёрным Ментом», но зря это он — никакой мистики в этих смертях нет
  • «Сверхъестественное». Многие серии-филлеры (особенно в ранних сезонах) описывают распространённые городские легенды, аккуратно вписанные в бестиарий сериала. Встречаются вышеупомянутый крокодил в канализации, ожившее пугало, машина-призрак и многие другие.
  • «Боишься ли ты темноты?». Суть сериала — компания называющая себя «Общество полуночников» собирается вечером у костра и рассказывает различные страшилки. Много городских легенд.
  • «Константин» — в 5 серии Константин и компания разбираются с Женщиной с разрезанным ртом (Кутисакэ-онна) и Исчезающим попутчиком. Как ни странно, о городских легендах никто даже не упоминает, здесь это просто призраки.

Мультсериалы[править]

  • Мультсериал «Freaky Stories» — каждый эпизод посвящён какой-то городской легенде. Рассказывают их ведущие — таракан Ларри и личинка Морис, сидящие в «закусочной Теда», оформленной в стиле 1940-х гг.

Комиксы[править]

  • В одном из выпусков Hellblazer Джон Константин сталкивается с тем, что городские легенды начинают претворяться в жизнь, потому что реальность разваливается на куски. На самом деле реальность искажается вокруг сумасшедшего призрака английского аристократа, который с помощью Константина пытался вновь вернуться в наш мир.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Меланхолия Харухи Судзумии — если богиня верит в городские легенды, то они ОБЯЗАТЕЛЬНО будут существовать!
  • Durarara!! — Икэбукуро просто переполнен ими! От Чёрного мотоциклиста, до уличной банды Долларов. ВСЕ легенды в той или иной степени правдивы!
  • To Aru Kagaku no Railgun — Руико любит городские легенды настолько, что вляпалась в одну из них.
    • To Aru Majutsu no Index — Тома сам по себе легенда, как эспер нивелирующий способности любого другого эспера, из за чего Мисака некоторое время за ним гонялась.
      • Сеть из клонов Мисаки тоже на легенду тянет.
      • Акселератор как один из самых нелюдимых эсперов 5-го уровня.
  • Aobuta — «Подростковый синдром» и всё что с этим связанно, фактически тюнибё наоборот. Даже есть журналисты, которые за ним гоняются!

Видеоигры[править]

  • Touhou Project — часть по номером 14.5 «Urban Legend in Limbo» (файтинг) повествует о том, как в Генсокё внезапно становятся реальными различные городские легенды Внешнего (то есть, нашего) мира. Каждому персонажу выдана одна подходящая к нему легенда и набор связанных с ней атак. Легенды, в основном, чисто японские, но есть и несколько зарубежных вроде людей в чёрном или человеческого самовозгорания.
  • The Binding of Isaac — некоторые из предметов основаны как раз на городских легендах. Например, яблоко с лезвием (превращает слёзы Айзека в кровавые и даёт шанс «выстрелить» лезвием) — в Америке бытует легенда о фруктах и конфетах с обломками лезвий, которые распарывают внутренности изнутри, чтобы отпугнуть детей принимать угощения от незнакомцев. В реальности же довольно сложно спрятать острый предмет в яблоко или запечатанный шоколадный батончик, а также проглотить обломок, не заметив. Но вот распороть язык или губу можно запросто.

Музыка[править]

  • Городским легендам посвящен концептуальный альбом Creepy Tales for Freaky Children отечественного метал-проекта Mechanical Poet.
    • Своего рода продолжением стал альбом Luna Damien — Mudlewood. Не все поняли из-за внезапно другого названия, но сделан он теми же людьми.
  • Владимир Высоцкий «Дорогая передача» (1980) https://www.youtube.com/watch?v=j0ehMUv3ioU. В этой записи с концерта Владимир Семенович рассказывает на чем основана песня. По сути на тогдашних городских легендах.

Смотри также[править]

Легенды[править]

Примечания[править]

  1. Однако, это не обязательно: действие может происходить в деревне, в поездке или турпоходе, на пограничной заставе, в археологической экспедиции и т. п. Определяющий признак — действие происходит приблизительно в наши дни с его технической и общественной реальностью; персонажи, как правило, являются горожанами или как минимум носителями городского менталитета.
  2. Нелишне напомнить, что folk lore — буквально «деревенские (народные) предания».
  3. Одним из прообразом данных слухов послужила банда братьев Толстопятовых из Ростова-на-Дону, прозванных в народе «Фантомасы» за то, что скрывали лица под чёрными чулками.
  4. Гуглим «шахтинское дело». Конечно, история неоднозначная, но большинство обвинений шиты белыми нитками.
  5. Гуглим «парафиновый заговор».
  6. Справедливости ради — «Томагавк» никогда не заявлялся как ракета, которую нельзя сбить. Тяжёлая, медленная, маловысотная и неманевренная цель, поражается даже из древней «Шилки». Но это если знать, где и что сбивать — основная фишка «Томагавка» именно в уклонении от обнаружения.
  7. В этом месте можно гуглить клубы самоубийц. Никогда такого не было, и вот опять.
  8. Явление, когда легенда настолько проникает в общественное сознание, что начинает влиять на поведение людей, которые или копируют сюжет легенды, или, наоборот, ведут себя так, чтобы избежать опасности. Как пример можно привести истерию вокруг сатанистов в США 80-х: наслушавшись историй, подростки и впрямь начинали копировать обряды «сатанистов», делая легенду реальностью. Ситуация много раз описывалась в художественных произведениях.
  9. Появилась после празднования Хэллоуина — якобы детей угощали конфетами с иголками, потом иголки мутировали в героин, хотя в действительности пострадавших никто не видел, а потом случилась реальная смерть, вот только ребенок передознулся героином дома, а родители, чтобы замести следы, свалили все на неизвестных злоумышленников. В другом случае отец ради страховки сам подсунул ребенку отравленную конфету. Интересный пример самоисполняющегося пророчества.
  10. К слову, у клопов неполное превращение и их личинки так не выглядят.
  11. Вероятный «донор» названия — голландский диско-дуэт VideoKids, в подобном чаде кутежа и угара не замеченный.