Господин Великий

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Памятник 1000-летию России

Северный и древний город Новгород, который с 1999 г., дабы подчеркнуть свою исключительную роль в истории России и отличаться от Новгорода Нижнего, официально стал называться Великий Новгород. Первая столица Руси[1] и место призвания летописных варягов вместе с их легендарным вождём Рюриком. А также отец родина русской демократии и Александра Невского.[2] Всё это о нём.

Факты и стереотипы[править]

Размеры Новгородской Земли были сравнимые с размерами всей остальной Руси
  • В районе Новгорода призвали Рюрика, что является поводом споров между норманистами и антинорманистами.
    • Если точнее, Новгород по легенде основал сам Рюрик (потому город и Новый), а призвали его в более древнюю Ладогу — но это в Ленинградской области.
    • А более поздние легенды указывают, что «старым городом» был полулегендарный Словенск. «Сказание о Словене и Русе», конечно, преувеличивает — в третьем тысячелетии до нашей эры никакого города там быть не могло. Но какой-нибудь небольшой племенной центр в раннем средневековье — почему бы и нет? Тем более, что арабские путешественники, когда пишут о государстве «русов» под названием «Славия» на сабжевых территориях, говорят, что ее столица называется Салау. На Ладогу или Новгород не особо похоже, а вот на Словенск — вполне.
    • По одной из версий, «старый» город — это поселение Рюрика близ истока Волхова, современное Рюриково Городище. Последующие князья перенесли резиденцию ниже по течению, на место современного Детинца, и основали там «новый» город.
    • Теперь варягами называют политиков или чиновников, приехавших из других регионов, особенно Москвы.
  • Господином Великим Новгородом назывался не только сам город, но и вся Новгородская республика, простиравшаяся вдоль севера современной России от Балтики до Урала.
  • Новгородский князь регулярно становился Киевским и всея Руси: сперва Олег, потом Владимир, затем Ярослав. Повторялся один и тот же сценарий: с севера приходит более крутая, частично варяжская рать, бьёт того, кто окопался в Киеве, и сажает на его место своего лидера.
  • В 1170 г. Новгород пытался покорить владимирский князь Андрей Боголюбский, но безуспешно. По преданию, когда на забрало города вынесли икону Богородицы, в неё вонзилась стрела, и икона заплакала, после чего на владимирцев напал ужас, а новгородцы воодушевились. Икона почитается как чудотворная и называется «Знамение».
  • В Средневековье был одним из крупных центров Древнерусского государства, а затем Новгородской республики, которая прекратила существование в 1471 г.
  • «Путята крестил новгородцев огнём, а Добрыня мечом». Местное население противилось христианизации (возможно, связывая её с политической зависимостью от Киева) и решило дать вооружённый отпор, в то же время начали громить дома тех, кто добровольно внял проповеди. В итоге бунт был подавлен, а население крестили добровольно-принудительно.
  • После крещения Руси долго был единственным центром епархии, возглавляемой архи-, а не просто епископом. Причём архиепископ новгородский тоже избирался народом, как князь и посадник. А ещё он хранил у себя эталоны весов: город-то был торговый, и весы имели большое значение.
    • В других городах городом правил князь, а посадник был его наместником, управлявшим делами в городе в отсутствии князя. В Новгороде князь занимался военными делами, а посадник — гражданскими, но на случай попытки военного переворота у него имелось своё войско.
  • Новгород — один из немногих старых городов Руси, который не сожгли Батый с Субэдэем (просто не добрались, далеко было тащиться и начиналась весенняя распутица). За счёт этого город даже усилил своё влияние, и расцвет Новгорода в точности совпал со временем монгольского владычества.
  • Бояре Новгорода были настолько богаты, что время от времени каждый влиятельный боярин устраивал пир, за свой счёт угощая весь немаленький по средневековым меркам город. С практической точки зрения, они так приобретали сторонников для голосования на народном вече.
  • Новгород, вопреки распространённому заблуждению многих экскурсоводов, не входил в Ганзейский cоюз. Да, между Новгородом и Ганзой заключались политические и торговые соглашения, в городе было торговое представительство, шла активная взаимовыгодная торговля, но в списки ганзейских городов он не входил. При этом сейчас тема Ганзы в городе сильно распиарена благодаря тому, что в 2009 году в городе прошли Ганзейские дни — праздник, ежегодно проходящий в одном из городов Новой Ганзы (в которую, помимо Новгорода, входит Псков, Вологда и ещё несколько городов, также не имеющих отношения к древней Ганзе).
  • Тут одно время княжил Александр Невский — именно защищая интересы Новгорода, он провёл две свои знаменитые битвы. Это не помешало ему быть трижды (!) изгнанным из города. У республики имелся такой, вполне законный механизм. Если за князем замечали непомерные претензии на власть, депутация от города официально являлась в княжескому двору (расположенному недалеко от городских ворот) и объявляла ему что «Путь пред князем открыт», в смысле: забирай свою дружину и уматывай живёхонько, покуда по-доброму отпускают.
  • А ещё Новгород после того, как не стало викингов, продолжал их традиции: новгородские ушкуйники ходили по реками и грабили от Норвегии до ослабевшей Золотой Орды. Доставалось порой от ушкуйников и русским городам.
  • По древнерусской легенде, белый клобук был изготовлен императором Константином для папы римского; позже по велению ангелов отослан в Константинополь, а затем передан архиепископу Новгорода.
  • В XIV—XV у мужчин-новгородцев существовала довольно интересная мода: они любили заплетать волосы на голове и на бороде в косички. Судя по всему, изначально, в 1370-х, новгородцы носили две косы и иногда раздваивали бороду на две косички (борода-вилы), затем, в 1410-х годах они носили одну косу на затылке, в середине XV века косы на голове уже две, а борода разделяется на 4 косы, в 1460-е годы борода перестаёт делиться на косы, а в 1470-е начали заплетать в косы усы. Это известно из некоторых новгородских икон, записей иностранцев и западных же скульптур и барельефов в церквях. После присоединения к Москве эта практика сошла на нет.
  • Подчинён Москве при Иване III Великом, как и большинство северо-западных и восточных русских княжеств. Для символизма был вырван язык из вечевого колокола, олицетворявшего демократию (на самом деле — что-то близкое к олигархии с лёгким налётом теократии). Одним из лидеров сопротивления была посадница Марфа. Довольно много новгородцев было депортировано в Москву и окрестности[3], а на их место заселили жителей подконтрольных Москве земель.
  • При Иване Грозном сначала чуть не вымер от эпидемии, пережил из-за этого бунт, а потом ещё и был разорен опричниками — царю донесли, что якобы бунтующий город собирается отделиться и войти в состав Литвы. Впрочем, есть мнение, что воспитательные мероприятия провели лишь с городской верхушкой, а простой народ не трогали — иначе с чего бы через несколько лет царь вывез семью от набега крымчаков из Москвы именно в Новгород, причём практически без охраны?
    • Вдвойне забавно то, что бунтовали дети и внуки испомещённых в Новгороде москвичей, а подавляли бунт потомки новгородцев, испомещённых в Москве и окрестностях. Так сказать, реванш.
  • В Смутное время был в шведской оккупации, по окончанию которой в городе осталось менее тысячи жителей. Собственно, внешний враг захватывал город всего дважды: шведы в смутное время и немцы в ВОВ. А издревле новгородские земли к северу и западу оставались под Швецией ещё лет сто, пока Пётр их не вернул и не начал рубить через них окно в Европу. Но это уже другой город и другая история.
  • Уже с XX века по наши дни здесь (не только в Новгороде, но и в окрестностях — Старой Руссе и Пскове) находят более полутора тысяч берестяных грамот[4][5] X—XV веков, ставших в своей совокупности бесценным памятником древнерусского языка (вернее, его новгородского диалекта). Из-за ряда серьёзных особенностей (например, отсутствие второй палатализации) может считаться отдельным языком, и если бы ему дали развиться, то весьма вероятно, мы бы имели там четвертую ветвь славянских языков — северославянскую. Причём в Новгороде была практически 100%-ная грамотность коренного населения.
  • Город Торжок, который сейчас входит в Тверскую область, раньше принадлежал Новгороду и стоял на дороге, ведущей прямо на него. Многие походы князей на Новгород начинались с нападения на этот приграничный город. Часто бывало, что князь сжигал Торжок, после чего начинал переговоры с Новгородом, грозя перекрыть основную дорогу, по которой шёл хлеб, получал выкуп и уходил, оставляя пепелище, которое новгородцы отстраивали обратно.
  • Вы будете смеяться, но путаница с Нижним Новгородом, проводившим ряд матчей ЧМ по футболу, действительно случилась в 2018 году, когда два аргентинских болельщика сели не на тот поезд. Более того, маршрут этого поезда ныне продлён и соединяет оба Новгорода, что после открытия границ вполне может добавить мороки нашим гостям. Впрочем, в 2021 поезд таки разделили обратно на Новгород — Москва и Москва — Нижний Новгород, из-за реконструкции путей на станции Каланчёвская под московские городские электрички (МЦД).

Что здесь есть[править]

  • Софийский собор.
  • Новгородский кремль aka Детинец.
  • 150-летний памятник «Тысячелетие России», на котором в бронзе запечатлены все самые эпичные персонажи русской истории (в том числе несколько литовских князей). Из уважения к трагедии города Ивана Грозного здесь нет. Некогда был изображён на зелёной бумажной купюре в 5(000) рублей, но это помнят уже разве что совсем старожилы, так давно они вышли из оборота.

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • Новгородский цикл былин. Садко и Мефодий Василий Буслаев, упомянутые ниже — как раз оттуда. В Вики статьи нет. Пичалька.

Театр[править]

  • Опера «Садко», конечно.
  • А. К. Толстой, незаконченная пьеса «Посадник» — о борьбе двух партий (про-суздальской и партии независимости) в Новгороде, осаждённом суздальцами.

Литература[править]

  • Николай Карамзин, «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» — история падения Новгородской республики.
  • Адам Мицкевич, «Три Будрыса» (известна в переводе А. С. Пушкина) — старый литовский князь посылает одного из трех сыновей грабить Новгород в надежде на богатую добычу.
  • «Солнце земли Русской» — роман о молодости Александра Невского, соответственно, с Новгородом Великим здесь очень много связано. Ко всему прочему, беспокойные новгородцы вскоре после победы над шведами вынудили Александра уехать от них прочь, и спохватились, только когда им немцы стали угрожать. Вот уж точно — хоть святым будь, а им не угодишь!
  • «Смутное время» — Михаила Скопина-Шуйского новгородцы тоже сперва к себе не приняли и изгнали, когда он приехал к ним собирать ополчение против поляков. И спустя четыреста лет, после сокрушительного поражения при Иване Грозном, не терпели над собой чужой власти.
  • Василий Ян, «Юность полководца», об Александре Невском, его битвах и конфликтах с местной элитой.
  • Мария Семёнова: «Пелко и волки», «Лебеди улетают», «Ведун». Исторические приключения в дохристианские времена, отношения славян и варягов (а в лице Пелко — ещё и карелов).
  • Борис Акунин:
    • «Вдовий плат» — о политических интригах в Новгородской республике (идеализированно-матриархальной) накануне поглощения его Иваном III.
    • «Бох и Шельма» из той же серии — собственно встреча немецкого купца Боха и жулика Шельмы происходит в Новогороде.
    • «Внеклассное чтение» — Митридат проезжает через Новгород, превратившийся ко временам Екатерины в сонный провинциальный городишко, и предаётся размышлениям на тему «так проходит мирская слава».
  • Владимир Свержин, «Крестовый поход восвояси» — отправляясь на задание в прошлое, герои первым делом оказываются в Новгороде.
  • Олег Тихомиров, «На страже Руси» — среди прочего, представлены рассказы о Невской битве и Ледовом побоище. Написаны интересно, правда, историчностью не блещут — Биргер тут получает копьём в лицо, псы-рыцари проваливаются под лёд (в общем, весь набор популярных заблуждений).
  • Михаил Успенский, «Алхимистика Кости Жихарева». В былинном Новгороде герои встречают Садко и Василия Буслаева.
  • Дмитрий Балашов, «Господин Великий Новгород» и «Марфа-посадница».
  • Преданья — в первой части герои посещают сам город, а в третьей новгородская дружина и сам Васька Буслаев идут на битву с Кощеем.

Кино[править]

  • «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.
  • «Садко».
  • «Викинг», прости г-ди.
  • «Василий Буслаев».

Мультфильмы[править]

Музыка[править]

  • А. Городницкий, «Плач Марфы-посадницы» (Крупа просыпается с неба).
  • Turisas, Holmgard and Beyound. Викинг-металл. Хольмгард — это и есть по-скандинавски Новгород.

СФК[править]

  • «ПЛиО» — город Норвос (и даже «Великий Норвос») в Эссосе, управляемый бородатыми жрецами. Там ещё есть игры с медведем.
  • «Ведьмак» — вольный город Новиград в королевстве Редания, средоточие культа Вечного Огня.
  • «Аллоды»: Кания — европейски настроенная и демократичная Новгородская республика.
  • Империум Человечества — на Кадии была крепость Каср Новград, населённая светловолосыми квазиславянами.

Примечания[править]

  1. Хотя у Старой Ладоги есть на этот счёт своё мнение.
  2. На самом деле местом рождения князя является Переславль-Залесский, но большая часть его жизни связана именно с Новгородом.
  3. Не надо думать, что это вопиющий, из ряда вон выходящий случай. Аналогично сразу после Новгорода проделали с Хлыновым (ныне Киров), основанным в 1374 году самими ушкуйниками, и с начала XV века ставшей аналогом Тортуги вместо Новгорода. Жители Хлынова также были переселены в Подмосковье, а на их место заселили москвичей
  4. Были единичные случаи находок в Москве, Смоленске, Твери, Витебске, Киеве и даже на западной Украине
  5. Чтоб понять масштаб: от всей хараппской цивилизации до нас дошло 3693 письменных памятника.