Готический собор

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Мы — монолит. Тверды, как торжество

Искусства и культуры человечьей. В покорности безмолвной и овечьей Никто не мог бы заподозрить нас.

Мы неизменны, не смыкаем глаз, Мы вéчны. Только вечность нарасхват. Сверкает взглядом фотоаппарат, Стремясь запечатлеть и вырвать что?

Кадриль улыбок, смеха шапито Кружат нас, словно даму шевалье. Мы нынче только фотоателье И способ заработать в госбюджет.

Мы — прибыльный для общества проект. Но, может, раз в сто лет от равнодушных, Улыбчивых, беспечных и послушных Отделится суровый человек.

И мы разделим с ним наш страшный век. Он будет сер и хмур, как наши стены, И наши шпили вскроют ему вены, Он станет частью нас, а мы — его.

Трагическое наше озорство Не смогут обнаружить скоморохи. Мы проведём его сквозь все эпохи.

»
— Жалоба готических соборов
В реальности (Милан)…

По мнению многих, архитектурный стиль готики — одно из величайших проявлений европейской культуры. Развивался с конца XII по начало XVI века в Южной, Западной и немножко Восточной (Чехия) Европе.

Готический собор — общепризнанный венец развития этого стиля. Изящные нефы, вонзающиеся в небо башни, разноцветные витражи, — всё это способно создать у гостя (а тем более — прихожанина) впечатление, что он оказался на небесах. А уж в сочетании с григорианским хоралом и колокольным звоном…

Образ стал меметичным и используется в массовой культуре, особенно если нужно подчеркнуть, что Католичество — это круто или Христианство — это католичество. При этом облик готического собора прямо-таки располагает к мрачной интерпретации, будь то осквернение силами зла или следствие грехов самого культа. Ах да, там ведь бывают горгульи!

Что же поспособствовало появлению готики как стиля и готических соборов в целом? Развитие инженерной науки. Что такое арка, знали ещё строители Древней Месопотамии, но тогда арка представлялась только как элемент стены. Стена и сдавливала её, создавая противодействующую силу по горизонтали. И только три тысячи лет спустя инженеры смогли объединить систему арок с точно расчитанными опорами, создав каркасную[1] систему, в которой огромные арочные своды опираются на систему столбов, боковой распор которых воспринимается системой аркбутанов и контрфорсов. В результате возникла возможность строить помещения, свободные внутренние объемы которых поражали воображение. В отличие от преобладавшей на тот момент романики, архитектурного стиля, в котором даже очень большие залы были загромождены[2] тяжёлыми несущими колоннами, готические строения (и в первую очередь, соборы) поражали и до сих пор поражают высотой сводов и свободным пространством внутри. Кроме того, перенос веса на «точки», в отличие от системы несущих стен, позволял делать огромные окна, открыв дорогу знаменитым витражам. Со временем сводчатые системы усложнялись, однако следующую архитектурную революцию смогла произвести уже только конструкционная сталь.

Для своего времени готическая архитектура была настолько революционным прорывом, что случались и казусы. Так, при строительстве муниципалитета Виндзора его архитектор Кристофер Рен получил требование подкрепить свод четырьмя колоннами, так как городские власти опасались, что крыша упадёт. Колонны он поставил, однако с потолком они не соединялись.

Обязательный элемент жанра готика.

Где встречается[править]

…и в фэнтези.

Не просто как элемент антуража (тысячи их), а характерная деталь франшизы.

Литература[править]

  • «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. Указанный храм именно такой и, естественно, существует IRL. Первейший кодификатор в серьёзном искусстве — да и не только, у франшизы ведь есть мульт-адаптация.
  • «Шпиль» У. Голдинга. В центре сюжета — строительство шпиля для небольшого собора.

Кино[править]

Телесериалы[править]

  • «Игра Престолов»: септа Бейлора (главный храм Семи Королевств) совмещает стиль сабжа и византийской базилики. Ну, ещё ампир, в некотором роде. По иллюстрациям к книге уклон в сторону вертикально-узких готических форм, куда сильнее.

Видеоигры[править]

  • Warcraft — храмы культа Света у людей напоминают именно их. Особенно примечательны Собор Штормграда и Алый Монастырь в WoW.
    • А вот храмы Warcraft II представляют собой забавную смесь собора с православными луковками.
  • Heroes of Might and Magic II: двеллинг паладинов выглядит именно так. Не только с нефами, витражами и «окном розы», но даже и с крестом над входом!
  • Heroes of Might and Magic V: у Рыцарей внезапно аверсия, центральное здание более похоже на феодальный замок, а вот город Некромантов — весь как осквернённый готический собор.
  • Вселенная Аллодов: люди в ММОРПГ представлены СФК славян, но в Мёртвом городе остались готические кварталы старой Кании, которая была «рыцарской Европой».
    • Кания является отсылкой на Древнюю Русь, вообще-то. Во всяком в случае, в нескольких последних играх — хотя на разных аллодах разная культура.
  • «Alice: Madness Returns»: Адский поезд по стилю явственно отсылает именно к нему.
  • Clive Barker's Undying — с прикрученным фитильком, храм в Монастыре прошлого не особенно грандиозный, всё-таки это довольно захолустная Ирландия. Но по эстетике — оно самое. Рулят тут проклятые монахи, но выглядит всё пока светленько (кроме того, что миссия происходит ночью).
  • Clive Barker's Jericho — пастырь недобрый Сен-Клер со своими тамплиерами успел построить в Эль-Хали такой. Там и придётся его валить.
  • «Мор (Утопия)» — Собор. Предельно мрачная, давящая своей тёмной красотой монументальная громада.
  • Bloodborne — Весь город в котором происходят события построен в готическом стиле с примесью Лавкрафтовских мотивов.
  • Dark Souls — собор в Анор Лондо является ярким примером сабжа. Музыка соответствует.
  • Serious Sam: The Second Encounter — уровень «Великий собор».
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion — часовни в небольших городах типично готические, а вот храм в столице совершенно другой, ближе к классицизму.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — корабли-соборы Империума! Многокилометровые по габаритам махины, бороздящие галактику Вечной Войны во имя Божественного Императора.
    • Есть ещё особые религиозные миры (планеты), где среди таких соборов летают кибер-херувимы и лютует на всю катушку Инквизиция.
      • Да Империум чуть ли не весь выстроен в таком стиле.
  • Magic: the Gathering — чёрно-белый по масти Синдикат Орзов в Равнике обладает именно таким архитектурным стилем. Особенно колоритны магические крылья из витражных стёклышек.

Музыка[править]

  • Клип метал-группы Powerwolf «We drink your blood», снят в таком храме. Присутствует образ и на обложках альбомов.
  • Столь любимая японскими музыкантами католическая церковь Оура в Нагасаки, в которой сняли клипы все, кому не лень.

Примечания[править]

  1. В инженерном понимании такая конструкция каркасной не является, потому как её элементы работают только на сжатие, тогда как элементы каркасных конструкций могут работать на сжатие, растяжение, изгиб, скол, кручение и извращение. Создать каркасную структуру, все элементы которой работают только на сжатие, технически возможно, но у неё всё равно будет возможность до определённой степени воспринять иные нагрузки, тогда как готическая архитектура такого не предусматривает.
  2. Не то чтобы прямо загромождены и не то чтобы в готической архитектуре внутри колонн нет. Тот же Даремский собор сложно назвать «тесным» и «загромождённым»: свободного пространства там побольше будет, чем во многих готических соборах — и при том это хрестоматийнейший пример романской архитектуры. Основное отличие готической архитектуры — это в первую очередь огромные количества огромных окон, а во вторую очередь — те самые арк-бутаны, за счёт которых контрфорсы возводятся на некотором отдалении от поддерживаемой стены, тогда как романский контрфорс прилегает к стене по всей его высоте, то есть выглядит просто выступающим ребром.