Гражданский юнит

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Стратегические игры, как правило, фокусируются целиком и полностью на войне, поэтому абсолютное большинство подконтрольных в них юнитов — войска и разного рода боевая техника. Тем не менее, зачастую встречаются и гражданские юниты, роль которых — прежде всего обеспечивать экономическую и прочую поддержку войск. Они не предназначены для присутствия на боевых позициях (чем отличаются от юнитов поддержки вроде мобильных радаров) и могут за себя постоять либо очень плохо, либо совсем никак.

Вот некоторые их категории:

  • Строитель. Юнит, возводящий здания на отведённой территории. Вариантов много: одни строители должны просто начинать процесс, другие находиться на стройплощадке на всё время строительства; одни требуют ресурсов вперёд, другие берут их по мере доставки, и так далее. Часто они же занимаются и починкой зданий.
  • Колонизатор. Специфический подвид строителя, характерный прежде всего для игр в поджанре 4X: колонизаторы основывают новые базы, но при этом исчезают в процессе, при этом сравнительно дороги и требуют помимо денег, например, еды или гражданского населения. Если колонизатор превращается не в базу, а в одно здание за раз, то он, наоборот, дешевле, чем у других фракций.
  • Рабочий. Юнит, добывающий или производящий ресурсы. Часто рабочий и строитель — один и тот же юнит. Рабочие обычно способны за себя постоять хотя бы немного: очень популярной тактикой в сетевых баталиях является максимально раннее вторжение на вражескую базу с целью убийства рабочих и парализацией таким образом вражеской экономики, и будет очень грустно, если с этой задачей сможет спокойно справиться один-единственный мечник.
  • Торговец. Юнит, который ездит по маршруту и зарабатывает для игрока средства к существованию. Как правило, чем длиннее маршрут, тем больше выгода.
  • Экспедитор. Юнит, доставляющий грузы из пункта А в пункт Б. Часто эту функцию выполняет рабочий (срубил дерево и отнёс его на лесопилку), или же экспедитор выполняет функции торговца (один и тот же грузовик можно снарядить перевозить доски от лесопилки на склад или со склада на рынок).
  • Прочие. Представители третьей сферы экономики: бармены, учёные и так далее. Если такие юниты существуют физически, а не где-то в фоновых вычислениях, то перед вами, скорее всего, стратегия с бόльшим экономическим уклоном.
  • Массовка. Гражданские, не несущие практически никакой полезной функции и не всегда подконтрольные игрокам. Нужны для того, чтобы разбегаться при звуке выстрелов, а также служить в миссиях материалом для защиты. Или наоборот. Квестовые юниты, если те гражданские, почти всегда не умеют ничего другого, кроме полагающегося по квесту — то есть подвид массовки; для упрощения игры их делают немногочисленными, управляемыми и/или допускают потерю нескольких юнитов.

Чем ближе стратегия к экономической, тем больше процент гражданских юнитов в строю, вплоть до полного отсутствия военных.

Примеры[править]

  • Морские титаны — транспортники Акул, Осьминогов и Силикоидов работают одинаково, таская ресурсы с шахты на склад. Строители Акул и Осьминогов — обычные строители, строительные модули Силикоидов — одноразовые. Также есть транспортные платформы, таскающие обездвиженные подлодки.
  • Age of Empires — крестьяне добывают лес и другие ресурсы, относят их на базу и строят здания. Торговцы ездят по маршруту от рынка до своего или союзного торгового центра (торговые корабли, соответственно, из своего дока/порта в другой (необязательно союзный, при должной наглости можно и к врагу послать, может и успеет окупиться)), принося золото в зависимости от длины маршрута. Рыбацкие корабли, соответственно, просто ловят рыбу
    • Аналогично в идейных продолжателях формулы:
      • Age of Mythology, духовный наследник в мифологическом сеттинге.
      • Серия Empire Earth.
      • Звёздные войны: Galactic Battlegrounds, клон Age of Empires с расами из сеттинга «Звёздных войн».
      • Rise of Nations.
      • «Казаки».
  • Age of Wonders — поселенцы (в основной серии) и колонизаторы (в Planetfall) основывают города.
  • Серия Anno — торговые суда служат экспедиторами или торговцами в зависимости от того, таскают ли они грузы между островами или на продажу. В пределах одного острова экспедиторы привязаны к складу, а рабочие — к конкретному зданию. По городам ходит массовка, периодически имеющая значимость для квестов.
  • Серия Civilization — поселенцы основывают новые города, рабочие строят здания на территории, миссионеры проповедуют, великие личности (инженеры, художники и т. п.) делают разные вещи в зависимости от профессии.
    • Colonization — тут гражданских юнитов количество просто огромное: колонист, базовый юнит игры, при продолжительном занятии какой-то определенной работой получает соответствующую профессию (то есть работает в кузне — становится кузнецом, выращивает хлопок, табак или сахар — становится плантатором, ходит в лес за пушниной — становится траппером, а если заседает в городской зале — становится политиком; также профессиям можно обучиться в университете, а некоторым специфическим — у дружественных индейских племен). Если выдать колонисту инструменты, он становится пионером, способным строить дороги и менять ландшафты, причём вручную. Если же выдать мушкет — станет солдатом (причем, солдатом тоже можно стать профессионально, получив ветеранский статус в нескольких сражениях), а если мушкет, да ещё и лошадь — драгуном. При этом любого колониста всегда можно перекинуть на другой фронт работ, однако если он уже получил профессию — это будет не так эффективно. Кроме того, в соответствии с названием, каждый колонист может основать новую колонию, то есть поселение. Таким образом, колонисты совмещают в себе функции строителя, рабочего и колонизатора. Есть и экспедиторы-торговцы — на суше это фургон, а на море корабли (в том числе и военные, хотя в этом качестве они менее эффективны, чем торговые). Единственный сугубо военный юнит тут (не считая управляемых AI агрессивных индейцев и королевских войск), пожалуй — артиллерия.
  • Серия Command & Conquer — харвестеры представляют собой рабочих-экспедиторов, передвижные строительные машины (MCV) — колонизаторы (способные свёртываться обратно в машину). Хотя колонизаторы одними только MCV не ограничиваются, на протяжении серии встречается довольно большой ассортимент юнитов этого класса, от мобильных заводов до передвижных аванпостов. Так, в Red Alert 3 функции колонизатора совмещает в себе американский харвестер, у Советов это отдельный юнит — «Спутник», а в японской армии так и вовсе любая структура изначально создается в форме юнита под названием «Наноядро». В Tiberian Twilight серия вообще отошла от классической парадигмы строения базы, которую заменили мобильные производственные юниты — краулеры. Массовка есть в некоторых миссиях в Red Alert; кроме того, в некоторых играх серии встречаются техники — обслуживающий персонал баз, уцелевший при разрушении или продаже структуры — толка от них на поле боя никакого (хотя в модах им часто дают урезанные возможности инженеров). Инженеры мгновенно ремонтируют дружественные (в некоторых случаях и нейтральные) здания или захватывают вражеские, и зачастую выполняют еще какие-то полезные функции (например, в Red Alert 2 инженеры умеют обезвреживать бомбы Безумных Иванов, а в Red Alert 3 американские и советские инженеры могут в любом месте поля боя поставить медицинскую палатку или пехотный бункер).
    • В спиноффе Command & Conquer: Generals для Китая и США строят здания бульдозеры, а грузовики и транспортные вертолёты соответственно служат экспедиторами (это, впрочем, не мешает посадить в транспортные вертолеты пехоту и отправить на захват нефтяной вышки). У ГАО рабочие являются и строителями, и экспедиторами сразу. А ещё у Китая есть юнит «хакер», который обычно тихо себе сидит где-нибудь с ноутбуком и майнит крипту «хакает интернет», зарабатывая кредиты. Но может взламывать и отключать и вражеские строения.
  • Commandos 1 — множество квестовых юнитов. Осведомитель, пилот, пленный с четырьмя друзьями, главарь Сопротивления, ещё один пилот, куча неуправляемых заключённых. Особенно надоедают пленный с друзьями (ходят гуськом, из-за нехватки мест лодка не годится, надо освобождать мост — хотя ухитрялись и лодкой) и заключённые (из-за неуправляемости прут под пули, потому не стоит делать в заборе лишние дыры).
  • Conflict Zone — доход игроку обеспечивают беженцы (собранные в лагере беженцев игрока), и журналисты, снимающие его успешные боевые действия. Плюс вертолёты-строители.
  • Dawn of War — свои строители у каждой фракции: у космодесанта — сервиторы, у эльдар — скульпторы, у орков — гретчины, у хаоситов — еретики, у Имперской Гвардии — техножрецы, и так далее. В одной из сюжетных миссий есть и гражданская массовка, которую надо защищать.
  • Desperados: Wanted Dead or Alive — мирные жители, которых убивать запрещено. Хотя могут настучать преступникам, потому приходится избивать и связывать. В одной из миссий мирный служит квестовым юнитом — преступники издеваются над шерифом, терять его, как и полагается, нельзя, остаётся одновременно снимать всех гопников. В другой машиниста приходится замочить в сортире (в мягком смысле), чтобы поезд больше не отправился.
  • Disciples — герои-жезлоносцы служат очень своеобразным видом строителей, способных только столбить территорию. В бою от них нет практически никакого толка, поскольку по умолчанию они способны таскать с собой только одного солдата, тогда как обычные герои начинают с трёх и быстро доходят до пяти. Впрочем, находятся гурманы, раскачивающие жезлоносцев и приходящие ими кампании, в том числе хардкорные из дополнений.
  • Dominions — кровяные рабыни. Драться они практически не умеют, и как юниты в бою они существуют только для того, чтобы их имели возможность убить «чужие» до того, как принесут в жертву «свои».
  • Dune II — игра от компании Westwood, из которой в серию Command & Conquer перекочевали харвестеры, MCV и авиатранспортники — («носильшики» — их основная роль была именно экспедиторская, то есть быстрое перемещение неторопливых харвесторов на спайсовые поля и обратно, что положительно сказывалось на приросте состояния; однако управляемая AI «птичка» предпочитала таскать с поля боя поврежденные машины в транспортный цех — причем только в одну сторону, чем изрядно раздражала генералов спайсовых карьеров).
  • Dungeon Keeper — импы. Умеют копать землю, укреплять стены, захватывать комнаты противников и перетаскивать раненных вражеских и дружеских юнитов в тюрьму и логово, соответственно.
  • Earth 2150: чисто гражданские (с соответствующей озвучкой) - только строители ("Мамонт" у АС, "Урал" у ЕА) и летающие доставщики боеприпасов. Плюс небоевые юниты на армейском шасси (контейнеровозы, ремонтники), но судя по озвучке, с военными экипажами.
  • Endless Legend — поселенцы строят города в секторах.
  • Endless Space — колонизаторы колонизируют планеты, строители строят звёздные базы, торговцы курсируют по торговым маршрутам. Есть некоторые вариации в зависимости от фракции — Водяны не колонизируют, зато у них есть рабочие, выкачивающие жизненные силы из обитаемых планет.
  • Galactic Civilizations — колонизаторы, торговцы и строители (работающие как колонизаторы, превращаясь в звёздные базы).
  • Northgard — по умолчанию скандинавские поселенцы умеют строить здания, таскать ресурсы и собирать пищу. Из них можно тренировать специализированных рабочих, а также солдат разного рода.
  • Original War — зигзаг: инженер или ученый — это мирные профессии, но их можно в любой момент поставить под ружье, переквалифицировав в солдат (хотя обычно в случае заварушки на базе их прячут в зданиях, потому что они слишком ценные). Или наоборот.
  • Sins of a Solar Empire — колонизаторы, строители и дипломаты. Разведчики также умеют строить базы на астероидах.
  • Space Empires — тут все на усмотрение игрока. И колонизационный корабль можно проапгрейдить до уровня терминатора, и корабль-док.
  • Starcraft — SCV терран и зонды протоссов являются рабочими-экспедиторами и строителями, трутни зергов — рабочими-экспедиторами и колонизаторами (превращаясь в здание, а не строя его). В кампании у терранов юнит «Гражданский» также появляется в качестве небоевой единицы, обычно играющей роль пилота вне боевой машины или учёного. Или просто массовки.
  • Stellaris — колонизирующие корабли основывают колонии на новых планетах, строительные строят различные звёздные базы и мегаструктуры, научные корабли исследуют аномалии (только при наличии главного учёного на борту) и разведывают местность. А ещё куча вот этих всех различных работяг в виде портретов на планетарных таблицах.
  • Stronghold — имеются крестьяне, из которых можно делать солдат, фермеров, охотников, лесорубов или ремесленников.
  • Supreme Commander — у каждой фракции есть командир и инженеры, которые строят здания и разбирают декорации на ресурсы.
  • Total War — в разных частях фигурируют священники, распространяющие свою веру в провинциях, торговцы, генерирующие дополнительные доходы, ученые, ускоряющие исследования, и силовики/артисты, улучшающие настроения народа. Впрочем, некоторым из них можно поручить и военные задания (ликвидации и диверсии), а в дилогии по Warhammer Fantasy всех полевых агентов можно задействовать и в бою, с разным успехом.
  • Tropico — поскольку это не военная стратегия, а экономическая, их здесь полно. Строители строят здания, грузчики возят ресурсы по базе, рабочие производят ресурсы. Есть фермеры, лесорубы, шахтёры, рыбаки, солдаты, полиция, официанты, врачи, учителя, инженеры, журналисты и даже священники с монахинями.
  • Universe at War: Earth Assault — центр переработки Новус отправляет автономных роботов разбирать мусор на ресурсы, конструкторы строят и чинят здания. Архитекторы Масари строят здания (ресурсы Масари производят прямо из воздуха). Глифорезы Иерархии не столько строят здания, сколько дают на орбиту сигнал, куда их сбрасывать, Жнецы не являются гражданским юнитом, поскольку могут разбирать на ресурсы не только декорации, но и вражескую пехоту.
  • Warcraft III:
    • В мультиплеере: крестьяне у людей и батраки у орков служат рабочими-экспедиторами и строителями. У нежити послушники — рабочие и строители, лес добывают и таскают не культисты, а вурдалаки, базовая ближнебойная пехота. У эльфов огоньки — рабочие и колонизаторы.
    • В кампаниях также фигурируют различные гражданские юниты. Например: обычные деревенские жители из первой главе Альянса в RoC, которые либо декоративно стоят, либо дают квесты, убегающие в портал эльфы-гражданские в секретной миссии кампании кровавых эльфов в TFT, конвои беженцев в первой главе кампании нежити оттуда же, которых надо не выпускать из оккупированного городка и убивать. И т. д. и т. п.
  • X (серия игр) — грузовые корабли, которые можно отправить заниматься логистикой или торговлей. Сверхтяжёлые грузовики работают как строители, перевозя и разворачивая модули для звёздных баз.
  • Z — в этой стратегии без строительства баз и сбора ресурсов, единственным небоевым юнитом является строительный кран, нужный для ремонта мостов и захваченных зданий. В продолжении, Z: Steel Soldiers, есть уже более традиционные строительные роботы и техники, ворующие вражеские юниты и здания.