Гумба

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Goomba. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Самый первый и самый легкий враг
GoombaComic.png

Кто первым выходит навстречу герою и первым же погибает, быстро и бесславно? Чей вид вызывает у врагов в лучшем случае жалость, а в худшем смех? Кого даже среди головорезов считают пушечным мясом? Встречайте, это он — гумба, он же пешка, он же стартовый враг, он же боксерская груша, он же ходячая экспа, самый слабый и зачастую самый первый враг, введенный в игру с единственной целью — чтобы игроку было на ком потренироваться.

Жизнь гумбы тяжела, скучна и унизительна, и, как правило, коротка. Он не обладает никакими уникальными навыками, все его атрибуты и параметры одинаково паршивы, а его тактика состоит в том, чтобы медленно ковылять в сторону игрока и, если ему вдруг выдали самопал, периодически постреливать куда-то в сторону того. Его оружие может разве что заковырять игрока, да и то, если тот заснул за игрой, убежал на кухню или просто ради интереса дал себя убить. Зато сам гумба дохнет с пол-пинка. Был бы в игре тапочек в качестве оружия, он убивался бы тапочком, была бы газета — газетой. Для любого мало-мальски опытного игрока гумбы представляют опасность, только сбившись в огромные стада.

Но бывает, что и такая неблагодарная работа окупается. Во-первых, безобидный гумба может стать любимцем публики и/или создателей и превратиться в маскота игры. Во-вторых, некоторым таки удается дослужиться до повышения, и им выдают броню, банку «Растишки» или пушку побольше, после чего бедные маленькие гумбы превращаются в элитных головорезов.

Бывают, впрочем, игры без гумбы, где все враги специализированы — каждый умеет что-то, чего не умеют остальные.

Кстати говоря, татарское «Гөмбә» похоже на это слово.

См. также[править]

Где встречается[править]

Нужно дополнить в раздел: первопримеры тропа.

Общее[править]

  • Нубы и слабые персонажи в MMO и многопользовательских играх. Если нападают не толпой.
    • В MMO, конфликты между/в гильдиях/кланах/альянсах/Т. П. группах: игроки-зерги, используются в основном начинающими гильдиями, а также в боях в открытом мире. Это непрокачанные игроки от уровня «только дали вступить в гильду» до «выше среднего», топеры их варят пачками, а самих их трудно контролировать и они разбредаются кто куда, зачастую вступая лишь для галочки, но они компенсируют это массовостью и лёгкостью получения. Встречаются если в гильдии где ещё не собирается заканчиваться лимит численности, или если его в игре как механики вообще нет. Если лимит поджимает — их тут же начинают заменять на более компетентных игроков. В лучшем случае, в худшем их вообще в гильдию не пускают.
    • В ту же степь: у прочих кланов может быть такая система: все левые игроки, и отбросы основного клана(ов) принимаются (если выгнали не за вредительство, шпионаж и прч.) в дополнительную, где всем этим сумасбродом героически пытается командовать надёжные начальник и заместитель гильдии. Опять же игроки слабые и неконтролируемые, но многочисленные и легкодоступные.
      • Так называемая «школота», места обитания которой описаны в статье «Вредительство». Играть не умеют и не хотят, умность ниже среднего. Как противники для обычного человека очень слабы (во всех смыслах: из-за нубизма найти ценные шмотки не могут), но зато их много, особенно в их местах обитания. Из-за низкой степени культурности в кланы, состоящие не из себе подобных, почти не берутся и часто выгоняются. Исключение из правила: те из них, что с читами или админ-правами.
  • Слаймы практически в любой JRPG и во многих других играх.
  • В западных RPG такая роль частенько отводится гоблинам. А если нет, то причине отсутствия гоблинов в игре.
  • Противники из детских игр: Для человека лет 6 и старше все поголовно, даже боссы, если не случилась непроходимая забагованность или безнадежный бой — гумбы.
  • Типичные мелкие противники в играх, размером примерно от овчарки и ниже, обычно являются или другим тропом, или сабжем.

RPG[править]

  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — больные волки.
  • Dark Souls — голые Полые и, в меньшей степени, Полые воины. Хотя тут фитилёк сильно прикручен — неопытному игроку (да и опытному, если зевнёт) даже голые Полые могут навставлять по самое не балуйся. А уж толпа оных — смерть и погибель. При этом полые бывают разные: те, что потом появляются в тюрьме, гораздо сильнее.
    • Субверсия в третьей части — некоторые полые при приближении Негорящего превращаются в Прогнивших, больших, бесформенных, зараженных Бездной существ, которых не так просто убить, особенно неопытному игроку. Но до своего превращения, они выглядят как обычные полые, ничем себя не выдавая.
      • И те несколько секунд пока встают и только-только начинают анимацию превращения убиваются за пару ударов. Но тут уж нужно знать к кому бежать.
  • Deus Ex номер один — боевики NSF. Вооружены в основном пистолетами/арбалетами. Экипировка тоже слабенькая. Опасность могут представлять лишь при поддержке ботов/туррелей, либо когда их много, либо при наличии снайперки/ракетницы/огнемёта (но таких мизер). Одинокий террорист спокойно забивается фомкой, успев выстрелить разок-другой, а брат Пол и вовсе рекомендует использовать гуманные электрошок и перечный спрей (потом станет ясно, почему). Однозначное тренировочное мясо, поскольку после первых уровней среднестатистический боец противника будет носить уже не пистолет, а стреляющую очередями штурмовую винтовку, плюс несколько метательных гранат за поясом.
  • Diablo — Падшие, невероятно бестолковые и трусливые враги. Со второй части обзавелись оживляющими их шаманами, с третьей разрослись до целого семейства (те же шаманы, плюс военачальники, псы и камикадзе), но всё равно остались гумбами.
  • Dragon Age: Origins — как правило, заражённые скверной относительно мелкие животные вроде волков (а вот заражённые медведи, берескарны, довольно опасны), разбойники и многие наёмники Логэйна в малых количествах (но в Денериме игрока при переходе между городскими локациями будет периодически настигать в переулках большая толпа стражников, действующих по приказу Логэйна), обычные гарлоки и генлоки. В финале гарлоки и генлоки (кроме вожаков) вообще умирают с одного удара, хоть их и очень много.
  • Dragon Quest, она же Dragon Warrior — слизни. Синие и красные, но только не металлические!
  • Falloutкротокрысы и рад-тараканы. В четвёртой части кротокрысы серьёзно прокачались, получив скилл внезапного нападения и перемещения под землёй. Да и рад-тараканам добавили несколько разновидностей (которые всё равно убиваются с полпинка).
  • Epic Battle Fantasyкошачьи солдаты, обычные зелёные слаймы и живые кусты. Что характерно — гигантские слаймы, несмотря на размер и наличие некоторых особых приёмов, так гумбами и остаются. А вот кошачий солдат верхом на гигантском кусте — противник довольно нудный и сильный. В Adventure Story и обоих Bullet Heaven’ах особенно разъевшиеся и обнаглевшие образцы даже становятся боссами.
  • Gothic: падальщики. Во второй части внезапно заматерели и уступили статус гумбы гоблинам и гигантским крысам. Зато в третьей, наоборот, ослабели, и достаточно совсем чуть-чуть прокачать силу, чтобы начать убивать их с одного обычного удара (или с двух быстрых). Мясные жуки. Встречаются в гомеопатических количествах, но в своей беспомощности бьют все рекорды. Хотя эти жуки вовсе не противники, а добыча, вроде зайцев в третьей части.
    • Risen — от разработчков Готики. Те же самые падальщики в первой части, называются голодные морские грифы в русской локализации.
  • Серия Mass Effect: роботы ФЕНРИС и ЛОКИ во второй части (у них неразвитый ВИ, из-за чего они могут атаковать только в лоб напролом, в отличие от гетов с ИИ, которые активно используют укрытия и могут попытаться обойти игрока и сопартийцев с флангов), а вот робот ИМИР из той же линейки — это очень опасный мамонт-танк. В третьей части гумбы — это хаски (разве что снайперам они мешают, т. к. всё время бегут напролом в ближний бой, а немногочисленные патроны снайперки на них жалко тратить), а вот отродья добавленных в мультиплеере Коллекционеров уже нет — они после смерти взрываются (одержимые Предвестником отродья — ещё сильнее).
  • Neverwinter Nights — слабые гоблины. Да, именно так они и называются.
  • Revelation Online — озорянки, самые опасные существа стартовой локации (потому что опаснее озорянок в этом месте никого нет). За отчаянное истребление бегающих растений даже дают ачивку.
  • Titan Quest — сатиры и вороны. А вот вепри с самого начала доставляют игроку головную боль.
  • Серия Torchlight — крысюки.
  • Ведьмак — утопцы. Опасности не представляют, сколько бы их на Геральта не набросилось. Во второй игре изрядно окрутели, примерно как сектоиды в XCOM 2, так что в окрестностях Флотзама роль гумб занимают накеры (если пережить первое столкновение с толпой этих тварей в пещере рядом с берегом).
  • Ultima III: Exodus — группы стартовых монстров, обозначаемых на глобальной карте существами серого цвета. Выносятся пачками с помощью базовых заклинаний — у магов это Repel против орков и гоблинов, а у клириков Undead (для скелетов и гулей). Битвы с другими монстрами ГОРАЗДО сложнее.
  • «Аллоды: Печать Тайны» — гигантские белки. «Визитная карточка» игры. При классическом начале (за Данаса) они соответствуют тропу, а в середине игры становятся более опасны — тогда придётся посылать против них одну Рениесту, а без прикрытия воинов она очень уязвима даже до того, как её полностью разденут.
  • Восточный фронт и аддон Крах Ананербэ: первые враги солдаты вермахта существуют только для того чтобы игрок на них набил себе экспы.
  • Cyberpunk 2077 — «мусорщики». Вооружены чем попало и легко выносятся любым оружием и боевым скриптом. Впрочем, в больших количествах вполне способны толпой заклевать нерасторопного игрока.
  • Yakuza: Like a Dragon — бродяги, пьяницы и бизнесмены. Объединены тем, что уязвимы к ударному урону (то бишь тому, что по дефолту есть у всех персонажей, кроме парочки тех, что присоединятся намного позднее), не владеют хоть немножко опасными скиллами, и естественно чаще всего попадаются в начальных локациях после пролога (ибо в прологе чистые рельсы и не считаются).
  • CrossCode (2018) — зигзаг: В самом начале подконтрольная игроку девушка с лёгкостью уничтожает каких-то роботов-джиннов (на самом деле они называются «Робовышибалы», но это выяснится гораздо-гораздо позже), которые дохнут с пары пинков и ничего толком не могут ей противопоставить. И даже когда загадочный антагонист усиливает очередную пачку этих врагов, наделяя их стихией холода, героиня просто включает в ответ огненный режим и продолжает громить роботов с той же лёгкостью, сопровождая это ехидным комментарием: «Уязвимы к огню? Кто бы мог подумать!» Кажется, вот они — те самые гумбы. Но это только кажется. На самом деле эти «безобидные железяки» — одни из сильнейших противников в игре (не считая DLC-продолжения). Просто в начале нам ненадолго дали поиграть высокоуровневой ветеранкой CrossWorlds Шизукой. Но потом Шизуку отбирают и выдают вместо неё истинную главгероиню игры — новичка первого уровня Лею, и очень скоро она встречает тех же самых врагов. Тут-то и выясняется, что эти «гумбы» выносят её с одного удара, в то время как она не может их даже поцарапать, всё что остаётся Лее — тiкать з городу убегать с корабля, и как можно скорее!
    • Истинными же гумбами являются совсем другие враги — Тр3н3ры. Фактически это даже не враги, а тренировочные роботы-мишени. Они не атакуют и не двигаются, а вместо здоровья у них регистратор попадания. Попал в Тр3н3ра? Молодец — он «побеждён». Тем не менее они занесены в бестиарий, а стало быть считаются противниками.
    • Не далеко от них ушли и следующие противники — Бета-робомыши. Эти крупные (по пояс человеку) механические мышки тоже не атакуют, а только убегают от главной героини. По сути это чуть более продвинутые тренировочные мишени, чья задача — обучить игрока стрелять по быстро движущимся объектам.
    • Первые «настоящие» (то бишь атакующие игрока) враги, имя которым «Ромбоевик 1.0», тоже не на много опаснее. У этих летающих металлический шаров, окружённых обручем с выдвижными лезвиями, низкая скорость, очень мало здоровья и всего одна слабая атака — короткий рывок, которую они долго подготавливают, заранее предупреждая игрока о своих намерениях красным миганием. Собственно, это тоже всего лишь тренировочные враги, обучающие новичка самым-самым основам ведения боя.
  • «Чёрная книга» (2021) — формально самым слабым (и по совместительству самым первым) противником является гигантский пёс, с которым Василиса сражается в самом начале игры. У него весьма низкий уровень здоровья и всего одна атака, наносящая смехотворную единичку урона. Однако, этого собакена едва ли можно считать полноценным противником, потому как встречается всего лишь раз за всю игру, да и то в тренировочном бою.
    • А вот кто однозначно губмы, так это серенькие крылатые бесенята с дополнительными глазами на теле. Здоровья у них зачастую ещё меньше, чем у вышеописанного пса (если повезёт, то столько же), а основная атака наносит всего 2 урона — больше, чем единичка, конечно, но всё равно курам на смех. Ещё они могут потратить свой ход на то, чтобы снять с Василисы положительный баф (даже если оного на ней и нет), что при определённых обстоятельствах могло бы быть неприятно, но как правило совершенно не критично. В общем эти ребята не представляют абсолютно никакой угрозы. Всё что они могут — это слегка оцарапать Василису своим коготочком, пока она занята убиением более сильных противников, или наоборот — позволить этому самому более сильному противнику прожить чуть дольше, если игрок решить сперва разделаться с мелочью.

Песочницы[править]

  • Minecraft:
    • Уже упомянутые слизни. Обладатели рекордно низкого среди враждебных мобов хп, а маленькие версии даже не наносят урона. С фитильком, ибо спавнятся далеко не везде.
    • Зомби. А вот они часто спавнятся ночью и в пещерах. И могут представлять опасность для игрока только если их о-о-о-чень много. И то только если последний без брони и оружия.
  • Terratech: машины игрока в разы мощнее встречающихся врагов благодаря щитам и продуманности. По этому в 90 % случаев игрок вражеские машины разламывает если они примерно такие же, или вообще рвёт на британский флаг если на них нет щитов или они сильно меньше собственной. А уж маленькие GSO машнки на средней-поздней игре разрываются в труху так, что ни единого блока не остаётся.

Стратегии и тактики[править]

  • Factorio — стоит чуток прокачаться, смастерив «тяжёлую броню» и «пистолет-пулемёт», которые на самом деле железный бронежилет с медно-стальным шлемом и пулемёт, и малые кусаки расстреливаются ещё до того, как успеют подбегать, а малые черви не наносят значительного вреда. Если сунуться в большое гнездо или тем паче в несколько наложившихся друг на друга, то огребёшь, но они находятся далеко и лезть на них нету смысла, обычно в начале игры встречаются малые гнёзда с 1-3 ульями, 1 малым червём и кучкой малых кусак.
  • Strategic Command: World War 1 и Strategic Command WWII: World At War:
    • Слабые и малочисленные гарнизоны/garrison, являющиеся более дешевой и некачественной версией пехоты. Используются лишь при недостатке ресурсов.
    • Маленькие гарнизоны/small garrison и крохотные гарнизоны/tiny garrison. Самые слабые юниты вообще из всех доступных, расформирование не даёт ресурсов, находятся в городах и имеют около нулевую мобильность, используются в двух случаях: если им посчастливилось оказаться на или около границы с противником или потенциальным противником, или если ваша коалиция дошла до ручки (ресурсов нет вообще, нанимать единицы невозможно, восполнение потерь затруднено до неприличия), а воевать кем-то надо.
  • Majesty: грызуны, крысюки и прочие опусы, лезущие из канализации. Очень слабы, убиваются сторожами замка и башен, служат героям для фарма.
    • Там же скелеты и зомби, лезущие с кладбищ, которые появляются при смерти энного числа героев.. Тем не менее скелеты за счет своей хорошей сопротивляемости физическим стрелкам, могут дать прикурить.
  • Plants vs. Zombies — классический зомби без украшений.
  • RimWorld — если в качестве ИИ-рассказчика указан кто угодно, кроме Рандомного Рэнди, при первом налёте колонию игрока всегда будет атаковать один полуголый вояка с дубинкой. Легко побеждается, захватывается в плен и вербуется. Если установлен самый низкий уровень сложности, то все нападения на колонию будут именно такими. А ещё сдуревшие мелкие животные вроде белок и ящериц ещё слабее, чем тот вояка.
  • Silent Storm: вооруженные штатские, инженеры в случае отсутствия панцеркляйнов, офицеры в открытом бое столкновении, союзные героям солдаты/офицеры. Вообще штатские и инженеры — обычно самые слабые классы NPS — из оружия пистолет, гранат почти нет. Офицер тоже с пистолетом, но у него характеристики получше, чем у солдат, и он обнаруживает героя-разведчика на раз-два. А вот именные персонажи (у них характеристики ещё выше, чем у офицеров) и инженер в панцеркляйне — очень грозная сила.
  • Серия StarCraft — зерглинги. В первых трёх миссиях первой кампании терранов - эталонные гумбы. Ну а позже… Кроме того, классический зерг-раш делается шестью зерглингами, гумбами в данном случае являются игроки, которые таким занимаются, потому что хорошие игроки умеют от этого защищаться.
  • Starship Troopers: Terran Ascendancy:
    • Арахниды вида «worker». Не агрессивны, снуют по всей карте, не представляют угрозы, игнорируются, либо уничтожаются или захватываются для очков опыта.
    • «Chariot». Описан как более быстрая версия работника, не представляет опасности, гораздо быстрее, чем «worker», снуёт по карте.
    • «Warrior». Обычный противник, ничего особенного. Опасен лишь в больших количествах, либо под конец игры (при правильном управлении отрядом, естественно).
    • «Plasma bug». Огромен, но безобиден, не может атаковать наземные юниты игрока. Часто является целью заданий, если на карте есть хотя бы один такой — нельзя вызывать авиацию.
  • Star Wars Empire at War — Z95, пиратские истребители и простой народ, особенно геоназиане, в большей степени, другие старфайтеры, национальные меньшинства (вуки например) и пехота в меньшей степени.
  • Supreme Commander — лёгкие штурмовые боты. Слабее любого другого боевого юнита настолько, что даже спам ими не имеет смысла. Так что единственное предназначение — запустить несколько в сторону врага в самом начале и надеяться, что ЛАБы убьют пару инженеров, прежде чем эти самые боевые юниты появятся и убьют уже их. Ну ладно, есть ещё финт с эрзац-штурмовиком, но для этого враг должен спать.
  • Серия Total War:
    • Rome и Medieval 2 — крестьяне и городская стража. Нужны в основном как дешёвый гарнизон для поддержания общественного порядка в городах, которым не грозит нападение врагов.
      • А ещё с их помощью можно хоть и муторно, но зато вполне уверенно перекачивать население из мегаполисов в свежезавоёванные и чтобы не бузили вырезанные под корень города. Особенно полезно в случае накачки малых городов всяких северных дикарей - сами они уж очень долго растут.
    • Empire и Napoleon — городское ополчение, которое создаётся автоматически, когда на город нападают (чем больше город — тем больше ополченцев). Но это лучше, чем ничего — их можно использовать, как живой щит для более ценных защитников города (если они есть).
    • Warhammer — гоблины у зеленокожих, зомби и летучие мыши у нежити, крестьяне-ополченцы у Бретонии, сцинки у ящеров, горняки у гномов, рабы у скавенов, воины-скелеты у царей гробниц… чего в базовом гарнизоне больше, то и гумба. Мародёры и боевые псы Хаоса — с прикрученным фитильком: когда начинается вторжение Хаоса (и его вассалов с Норски), армии из последних (с небольшим количеством сильных хаоситских войск вроде мутантов и адских пушек) начинают переть на юг в таких диких количествах, что они могут представлять проблему даже для элитных имперских войск. Плюс есть особая разновидность ночных гоблинов, которые хорошо стреляют ядовитыми стрелами и маскируются прямо на ходу, отлично ведя партизанского характера боевые действия, хоть они и так же трусливы и уязвимы в ближнем бою, как свои обычные собратья (плюс ночные гоблины-фанатики могут выпить особое пиво из галлюциногенных грибов и стать «вертлявыми психами», крутящими здоровые шары на цепи, разбрасывая врагов, хотя не сказать, чтобы они от этого становились прямо сильными берсерками).
  • Warcraft I — мертвецы орков и нейтральные скелеты. Во всём уступают даже базовым юнитам обеих армий.
  • «В тылу врага»: оставшийся без машины расчёт бронетехники/орудия, пехотинцы со степенью вооружённости винтовки/автоматы или ниже в небольших количествах, малобронированная и небронированная техника вроде мотоциклов, броневичков. Ну, если всё это не под контролем игрока.
  • X-COM Apocalypse — крисалисы. Они вообще не могут атаковать. Их даже не обязательно убивать для прохождения миссии.
    • В первой игре серии в этой роли выступают сектоиды и летуны, особенно вторые. Если сектоиды ещё могут отомстить на крупных миссиях, где присутствуют их лидеры, владеющие псионикой, и сопровождающие их кибердиски, то летуны не могут и этого. Псионикой они не владеют, их террористические юниты жнецы сильно уступают кибердискам.
      • Если только относительно. Летуны тоже далеко не подарок. Главным образом потому, что они, собственно, умеют летать, чем не преминут воспользоваться. Кто действительно гумбы, так это силикоиды (один из двух видов террористических юнитов у мутонов). Представляют (совсем небольшую) опасность только в упор, ползают медленно, живучестью похвастать не могут.
  • «Периметр» — зелёные муравьи. Поначалу игрок будет защищаться от них щитом (которому они внезапно наносят большой урон), а затем обнаружит, что зря старался, так как они мрут просто от соприкосновения с территорией базы. Однако в одной миссии они устраивают зерг-раш и могут добраться до зданий игрока буквально по трупам собратьев.

Action-adventure[править]

  • WALL-E. Стюардессы. Дохнут с пол-пинка. Пересекается с тропом Полуслепые стражники — если персонаж сел на корячки и не двигается они через 3 секунды уходят. А ещё они выдают себя сиренами, включаются хрупким и плохо видящим минироботом, имеют Один хитпойнт. Хорошо, что могут затылком видеть! Хотя CLEAN-E, «Ролик» и стюардессы-снайперы на огневых позициях все равно сабж — игра детская. Поэтому они не встречаются в огромных количествах, в которых могли бы что-нибудь противопоставить. И это при том что автор правки лазер против них не использует — очень он слабый.
    • Вообще у этих охранников в играх какая-то проблема с силой — когда надо включается катсцена и ГГ разбирают на гайки, если же катсцены не будет то в 99 % уже их разберут. Оставшийся процент — игрок проходит игру в стиле пацифист. И да, из за отсутствия врагов, живущих дольше 10 секунд безнадежные бои и сюжетные оплеухи не делают в виде огромной толпы или бесконечного респавна — игрок иначе перемелет их всех и сломает игру. Всё это актуально и для других игр тех же разрабов.

Платформеры[править]

  • Super Mario Bros.: тропнеймер и кодификатор — грибы Goomba. Не имеют никаких дополнительных фишек или уникальных особенностей, могущих пригодиться в борьбе с Марию. Всё что они могут, медленно ковылять вперёд, пока не наткнутся на препятствие, после чего меняют направление ковыляния. А если на пути будет пропасть, то они безропотно шагнут в неё и погибнут от безжалостной силы гравитации. Гибнут с одного напрыгивания или файерболла. Правда, и убивают тоже одним касанием, но это говорит не столько об их силе, сколько о крайне низком здоровье протагониста.
    • Ещё непонятно чем эти ходячие грибы могут прибить наповал человека, выдерживающего падение с 10 своих ростов. Ни в одной части серии, собственно, толком объяснить так и не удосужились.
    • Обычные черепахи-Coopa тоже не были сильно сложными противниками. В самой первой игре они вообще отличались только чуть большей скоростью и возможностью запустить панцирь в противника, в последующих — могли выдержать несколько прыжков (первый раз вылетают из панциря, «убиваются» при втором прыжке, могут зайти в свой панцирь обратно) и в некоторых частях пытались убегать от Марио, а не атаковать его.
    • Yoshi’s Island: здесь в роли гумб выступают шай-гаи, у них же есть несколько непростых разновидностей (летающие, на ходулях, толстые и большие, вооружённые дикари в джунглях). Сами же гумбы встречаются редко и к тому же обзавелись нестандартным свойством — немного пробегав плоскими, они восстанавливаются, и убить их можно либо мощным ударом о землю, либо иным способом.
  • Adventure Island — улитки, безобидные и практически неподвижные.
  • Aladdin — городские стражники.
  • Commander Keen (только перезапуск — с 3-ей по 5-ую на новом движке): улитки. Медлительная, опасная только при контакте дрянь, оставляющая кислотные лужи. А вот «дружественный» красный мяч способен удружить весьма необычным образом — сбросить с площадки, когда выполняет диагональный прыжок.
  • Dangerous Dave 2 — зомби.
  • Donkey Kong 64 — бобры.
  • Jungle Book — обезьяны.
  • The Lion King — ящерицы.
  • The Lost Vikings — трёхглазые зеленые инопланетяне. Имеют дальнобойную атаку, но применяют её только в ближнем бою.
  • Серия Mega Man (во всех своих воплощениях) — меты. Комичные карликовые роботы с огромными жёлтыми касками, украшенными крестиком. С прикрученным фитильком, ибо каска непробиваемая, а грамотно расставленные меты порой сильно мешают герою маневрировать и перепрыгивать ямы. Иногда встречаются крупные экземпляры в роли мини-боссов, но это уже не тот троп.
  • Серия Spyro любит таких персонажей в стартовых локациях:
    • Spyro the Dragon — гнорки-солдаты, гнорки-воры. При виде ГГ первые тупо стоят и дрожат, вторые — стараются сбежать.
    • Spyro 2: Ripto’s Rage! — ящеры-рудокопы в Glimmer. Орут, пугают местных жителей, при виде ГГ убегают или прикрывают себя киркой.
    • Spyro 3: The Year of the Dragon — носороги-пехотинцы. Активно бегают по карте, завидев ГГ, не пытаются атаковать (ибо вооружения тупо нет), прячутся за бронзовыми щитами.
  • Strider (NES-версия, аркадная версия и игра 2014 года) — казахстанские пехотинцы.
  • Zeliard — лягушки и улитки.
  • Batman (SMD2, 1990) — готемская уличная шпана. Эти ребята передвигаются довольно неспешно, а при приближении к Бэтмену достают нож и пытаются его им пырнуть. Если же Бэтмен пригнётся, то будут бессильно кромсать ножом воздух над его головой, не догадываясь ударить чуууууточку ниже. Как и полагается гумбам, гибнут с одного удара, или с одного бэтаранга, а если игрок захочет поиграть в Марио, пока играет в Бэтмена, то — с одного напрыгивания. И чтобы вы окончательно прочувствовали насколько «опасны» эти противники, ещё один маленький факт: Бэтмен может наносить удары из положения сидя.
  • The Adventures of Batman & Robin (SNES, 1994) — безоружные гангстеры в плащах и шляпах. Двигаются медленно, бьют довольно вяло, гибнут с двух ударов или с одного швыряния о землю, и даже числом особо не давят.

Симуляторы[править]

  • Silent Hunter — в этом симуляторе подводной лодки гумбами являются разные небольшие (на более крупных стоит солидное оборонительное вооружение, всплывать не советуем) мирные (рыбацкие, грузовые, пассажирские, транспортные…) суда противника: сами по себе они медленны и либо не вооружены, либо вооружены слабо, так что опасность составляют лишь охраняющие их военные суда и самолёты. Сами по себе транспорты слабы, в лучшем случае вооружены плохо, в худшем - никак, и могут атаковать только всплывшую подлодку, проигрывая ей в бою «лоб в лоб». Сравните их с военными кораблями, которые могут атаковать погруженную лодку и ещё как, а всплывшую разносят в клочья.

Action[править]

  • American McGee's Alice — карточные солдаты треф.
    • Alice: Madness Returns — Скользкие Разрушители.
  • Armed With Wings — основные солдаты королевской армии, вояки-копейщики в характерных плащах и высоких шлемах. С прикрученным фитильком в Rearmed: один солдат — это гумба. Два солдата — тоже гумбы. Три-четыре солдата, да ещё нападающие с разных сторон — съедят вас без хлеба и масла, если не воспримете их всерьёз. А ещё никогда не позволяйте им приближаться к лестницам. Мороки не оберёшься.
  • Java-игра Beyond the Well — овцы. Герой — молодец против овец, но потом приходят бараны…
  • Mount & Blade — лутеры (looters, в официальной локализации не очень удачно «воры»), разбойники самого низкого класса, предположительно — разорившиеся ремесленники или крестьяне, очень плохо вооруженные и не имеющие брони (а порой и одежды, дальше штанов). Однако они очень популярны у игроков и имеют статус одного из символов игры.
    • Забавно, на скриншотах к будущей второй части лутеры выглядят внушительней, в кольчугах и с луками. Очевидно 200 лет назад ремесло приносило прибыль.
  • Saints Row 2 — зачем нужно убивать доктора в самом начале игры? Не понятно. Все-таки, ему можно и скидку сделать: вероятнее всего, он приложил усилия для выживания протагониста после событий первой части. Тем не менее, он играет несколько ролей. Во-первых, на нем можно научиться драться руками, и в Saints Row 2 это имеет смысл. Во-вторых, вставлять очередное меню с выбором того, хочешь ты проходить обучение или нет сразу после выхода из другого меню (т. е. создания персонажа) как-то некрасиво. Вот и получается, что доктор — это отличный такой гумба, но роль свою он играет хорошо.
  • Heat Signature: обычные охранники кораблей. Не имеют особых приспособлений и уничтожаются даже с начальной экипировкой, особых проблем для игрока не вызывают, особые виды контрятся гаджетами персонажа, проблему вызывают в связке с спец-охранниками или при отсутствии соответствующего снаряжения. Ещё слабее с мечами или гаечными ключами. В отличие от игрока, не могут атаковать с прыжка, кидать оружие и имеют медленную реакцию, из-за чего тупо и медленно идут на протагониста, что бы ударить в упор, из-за чего вырубались бы тем же ключом толпами, если бы в игре была арена. При этом охранники с ключами и оглушающим оружием не дают риска отправить персонажа на тот свет…
  • Severance: Blade of Darkness - Зомби (замотанная в бинты серая нежить) и Рыцарь-зомби (мертвяк в красных доспехах и рогатом шлеме). Возможно, и задумывались как серьезная помеха, а на практике вышло серьезное подспорье в прокачке - как правило, им прописаны смехотворно высокие уровни опыта, а умений и атаки - кот наплакал. Выполняют роль мяса для отработки комбо-ударов и прокачки, однако могут доставить неприятностей, если подпустить близко сразу двух-трёх или зевнуть атаку - они у зомби редкие и неуклюжие, но "полновесные", полностью адекватные мощности оружия и уровню опыта врага.

Beat 'em up[править]

  • Здесь стандартный гумба — это безоружный гопник (гоблин, злобный клоун, солдат клана Ноги или другой представитель сил зла в зависимости от сеттинга), выучивший всего один приём — медленный удар кулаком прямо перед собой. В отличие от гумб из Shoot’em up'ов и платформеров, этот обычно умирает не с одного удара (хотя в особо запущенных случаях бывает, что и с одного), но его запас здоровья всё равно очень скуден — на то он и гумба. В играх, где игрок может выбивать оружие из рук врагов, а другие враги — поднимать это оружие, можно наблюдать своего рода круговорот гумб в природе. Противник, потерявший какой-нибудь крутой боевой цеп, становится гумбой, а недавний гумба, подобравший это оружие, начинает представлять какую-никакую угрозу.
  • Kung Fu Master (1984) — прародительница жанра beat 'em up. Самые слабые (они же самые первые) противники — безоружные человечки в фиолетовых жилетках и голубых штанах. Обречённо спешат навстречу главгерою Томасу и погибают от одного его удара. Даже не так — один удар протагониста сметает столько этих противников, сколько заденет. Сами они при этом даже не владеют боевыми искусствами и при приближении поднимают руки вверх, словно бы сдаваясь. Если же им по каким-то невероятным причинам удастся-таки дойти до Томаса (например, игрок захочет посмотреть на их атаку или отвлечётся на кого-нибудь более опасного), то они просто пристроятся к нему и попытаются заобнимать насмерть. Нет, серьёзно! Они даже не бьют, а только держат! В игре есть теоретически ещё более слабые противники (карлики и всякая мелкая живность вроде змей и бабочек), но даже они представляют большую угрозу — по ним хотя бы сложнее попасть, чем по этим любителям обнимашек.
    • Вот только держат они, похоже, за горло или за "секретные точки": в их захвате постоянно получаешь урон, так что если они всё-таки вцепились — надо их сбрасывать с себя как можно скорее.

Слэшеры[править]

  • God of War — миньоны. Те, что без брони.

Шутеры[править]

  • The Punisher (NES, 1990) — панки в синих рабочих комбинезонах и тёмных очках. Вальяжно выходят на сцену, неторопливо достают пистолет, и если доживут, то делают несколько неторопливых одиночных выстрелов в сторону Карателя и так же неторопливо уходят. Гибнут с одной пули, как и многие другие враги. Но в отличие от этих доходяг, прочие противники хотя бы заинтересованы в том чтобы прожить подольше и навредить протагонисту посильнее — кто-то использует укрытия, кто-то быстро перемещается, кто-то хотя бы стреляет порасторопнее и пообильнее. Разве что отдельные панки догадываются начинать стрелять сразу после своего появления на экране, не то чтобы это сильно их спасало.
  • Wolfenstein 3D (1992) — собаки. «Совместное предприятие Американо-Германский Сукобойный Комбинат» служит разве что делу обучения обращению с ножом.
  • Doom — зомби-солдаты.
    • Doom 3 — зомби-гражданские, эти вообще безоружные.
    • С убавленным фитильком — DOOM 2016. В перезапуске баланс сильно смещён, и прежде хилые зомбяки стали весьма серьезными противниками в сценах отыгрыша уровней классического DOOM, но с новыми монстрами. Так, если старый shotgun guy легко убивался даже кастетом, новый помимо мощного вооружения и повышенной агрессивности и подвижности оснащен до кучи еще и силовым щитом! В результате, прохождение классического DOOM с новым бестиарием — вопиющий дисбаланс.
  • Half-Life — хедкрабы, ухитряющиеся при этом быть качественным топливом ночного кошмара.
  • Gunman Cronicles — малый скорпион. Надо долго стоять, чтобы оно всё-таки чуть-чуть в ногу цапнуло. В реальном бою они давятся сапогами неосознанно, просто по ходу движухи.
  • Serious Sam:
    • Безголовые ракетчики. Эталонные — это именно про них Коровин на страниAцах «Игромании» как раз и сказал про тапочек и свёрнутую газетку.
    • Гнаары. Эти ещё и атакуют только в ближнем бою и закономерно погибают, не успев добежать до протагониста.
  • Painkiller — воины-скелеты.
  • Left 4 Dead — обычные Заражённые.
    • На самом деле более опасны, чем кажутся. Каждый удар сильно замедляет передвижение и сбивает прицел, даже один-два подбежавших зомби не дают возможности действовать, не избавившись от них. Более того, встречаются исключительно в больших количествах, а в особо больших количествах (Орда) являются главным игровым боссом, встречающимся почти на каждой карте.
  • Duke Nukem 3D — Assault Trooper.
  • Blood — зомби (обычные, с топорами). Их валят вилами, дабы экономить патроны. Или динамитом, чтобы большую толпу зараз в кровь-кишки.
  • Warframe — специальные гриниры с пистолетами «лато» на миссиях из квеста «Приз Вора». С них также падают повреждённые моды с ослабленным эффектом и уменьшенным числом возможных апгрейдов. В меньшей степени — исчезающие выше пятнадцатого уровня мобов мясники у тех же гринир и солдаты с жезлами у корпуситов, вооружённые соответственно короткими тесаками и электродубинками.

Shoot’em up[править]

  • Общий пример, часто встречающийся в играх этого жанра — безоружные вражеские солдатики, гибнущие от одного попадания. Могут представлять опасность лишь потому, что набегают толпой и с разных сторон. Да и то, опасность эта мизерная, ибо герои таких игр обычно вооружены скорострельным оружием, не требующим перезарядки, и зачастую с бесконечными патронами.
    • А потом среди этих толп начинают попадаться отдельные солдатики другого цвета, изредка посылающие в сторону игрока одинокую пульку. Они уже будут чуть поопаснее, но по сути всё равно те же гумбы.
  • Alien Shooter — маленькие зубастые монстры. В начале игры легко расстреливаются из пистолетов, в конце уже не представляют угрозы на фоне огромных динозавров с лазерами.
  • Обычные зелёные солдаты в Metal Slug, причём в любой части. Причём неважно, чем там они вооружены — но слабее те, что с винтовками. В этой серии игр опасность представляет разве что техника, да и то далеко не вся.

Survival horror[править]

  • Five Nights at Freddy's: Бонни. Назвать его совсем уж безобидным просто язык не поворачивается, но всё равно подходит: появляется часто, но быстро отступает. Особенно силён контраст с Чикой, которая появляется редко, но у двери околачивается долго.
  • Resident Evil — обычные зомби в тех играх, где они есть, Ганадос/Маджини там, где обычных зомбей нет.
  • Dark Deception — зигзаг с Обезьянами-Убийцами. Да, они единственные монстры, от которых можно сбежать без применения способностей (Ускорение, Телепатия, Первобытный Страх и т.д. В двух последних случаях они вообще играют роль подопытных кроликов), но их не следует недооценивать, поскольку они на удивление хорошо выслеживают ГГ и, если не осторожничать, легко загонят его в угол.

Прочее[править]

  • В подавляющей части произведений и игр про Звёздные войны гумбами являются: имперские штурмовики и вся пехота империи/ордена, менее элитная чем они, обычная пехота повстанцев/сопротивления, обычные бандиты (не именные, как Джанго Фетт, и не мафия, как наемники Картеля Хаттов), злой народ, СИД бомбардировщики и истребители, архаичная техника десятилетнего и более возраста, технички из обычных спиндер-мобилей.
  • Goblin wa Mou Juubun ni Tsuyoi: главная героиня — гоблин, стартовый моб, за которого дают одно очко опыта и две монетки. А ходячая экспа — это приключенцы, на неё нарвавшиеся. Ибо так-то гоблины слабенькие, но вот конкретно главная героиня раскачана до уровня финального босса.
  • Loop Hero — слизни, появляющиеся на пустыре вовсе без всяких дополнительных клеток. В более сложных экспедициях научается резать урон и защиту, но всё равно остаётся слабым.