Давайте разделимся

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

— Думаю, нам стоит разделиться. — Хорошая идея. — Да, так мы произведём больше разрушений.

»
— «Охотники за привидениями»

Так, бойцы, мне категорически не нравится это место, поэтому, чтобы поскорее всё здесь обыскать и убраться отсюда, давайте разделимся! Вот ты — выясни, что именно издаёт страшную вонь и чавканье в подвале. Ты — проверь чердак, с которого доносятся загадочные стоны и завывания. Вы двое, подите осмотрите все подозрительные рычащие кусты вокруг здания — один справа, другой слева! Я, как единственный, кто знает все детали задания, пойду прямо по следу нашего маньяка. А ты, салага, оставайся здесь и охраняй точку сбора — фонарь у нас всё равно только один, пусть побудет у тебя, чтобы мы лучше видели, куда нам возвращаться. Ну, по местам, одна нога здесь, другая там! Что может пойти не так?

Старый, как сам жанр ужастика, частный случай несовместимой с жизнью глупости: у героев, оказавшихся в некоем страшном месте, инстинкт самосохранения срабатывает неправильно и заставляет их разделиться и разбежаться по углам, как тараканы, чтобы якобы сэкономить время. Естественно, силы Зла этим пользуются, чтобы схрупать их поодиночке (причём бонусом к беспомощности одинокого персонажа во время внезапного нападения идёт возможность до поры до времени не показывать, что же, собственно, его убило) либо переловить и утащить во тьму. Впрочем, в последнее время о сабже не знают только те, кто ни разу в жизни не видел телевизор, поэтому всё чаще используются игры с тропом, а прямое применение является скорее частным случаем жанровой слепоты.

На заметку: если персонажей разделяют объективные факторы — обвалившийся коридор либо мост, например — это не троп.

Клинические случаи[править]

Поскольку сабж вездесущ, помещаем сюда только самые вопиющие примеры.

  • «Скуби-Ду»: герои повторяют этот тактический приём постоянно и ничему не учатся. У Фреда это прям коронная фраза.
    • Впрочем, он всегда срабатывает: пока Скуби и Шегги отвлекают на себя монстра, остальные с успехом находят улики. Плюс к зигзагообразности тропа за то, что Шегги и Скуби в случае нужды могут и сами с успехом раскрыть дело!
  • «Обитель зла: апокалипсис» — не абы кто, а Джилл Валентайн предлагает абсолютно штатской журналистке Терри разделиться, чтобы обыскать разные этажи школы. Для успокоения суёт ей пистолет и, предваряя вопрос «а с какой стороны за него вообще браться?», говорит «В случае чего — стреляй в голову» (видимо, в свою). Итог закономерен — несчастную Терри заживо сжирают зомби-школьники, а сама Джилл чудом[1] спасается от зомби-собак.

Игры со штампом[править]

Литература[править]

  • А. Дюма, «20 лет спустя» — после того, как четвёрка друзей вернулась из Англии во Францию, Арамис предложил разойтись. Именно для большей безопасности — чтобы у кардинала Мазарини не было оснований обвинить Портоса и д’Артаньяна в том, что они проявили неповиновение.
  • «Досье Дрездена»: Гарри, Майклу и Сане надо обыскать чикагский аэропорт. Саня предлагает разделиться, на что Майкл и Гарри, не сговариваясь, синхронно отвечают: «Плохая идея».
  • «Возвращение Конана». В ходе штурма укреплённого города туранцев, Конан отставляет сильный отряд добивать солдат в казармах и отправляет остальную ораву кочевников на грабеж. Отдельно подчёркивая: «Меньше чем дюжиной не ходить!»

Кино[править]

  • «Хижина в лесу». Просто «Хижина в лесу». Но там эксплуатация тропа: изначально герои не хотят разделяться. Тогда их шибают оглупляющим газом, и они тупеют до нужной степени.
  • «Десять негритят» — экранизации 1965 и 1974 годов. После гибели второй жертвы оставшиеся «индейцы» решают обыскать особняк (действие фильмов происходит не на острове, а в австрийских Альпах и в иранской пустыне соответственно). Сначала разбиваются на пары, но в ходе поисков все эти пары распадаются (дурной пример подала пара «генерал — кинозвезда»: генерал намекнул кинозвезде, что догадывается о некоем неблаговидном поступке из её прошлого, и та в негодовании убегает). Финал подобного розыска очевиден: к двум жертвам присоединяется третья — вышеназванный генерал.
  • «Очень страшное кино 2» — игра с тропом. Когда звучит сакраментальная фраза, Бренда бурно возмущается и спрашивает: «Почему, когда начинается дерьмо, и нужно держаться вместе, вы, белые, говорите: „Давайте разделимся“?» Остальные сперва соглашаются… и уже в следующий момент разделяются.
  • «Пророк»: главный герой, способный видеть будущее на пять минут вперёд, во время облавы на террористов говорит опергруппе, мол, вы осмотрите этот этаж, а я проверю все остальные. А что, он ведь может это провернуть, не сходя с места!
  • «Нельская башня» — инверсия. Предложившему разделиться Буридону в итоге удалось выбраться из Нельской башни живым. Стоит отметить, что фильм сняли, когда ужастики были практически неизвестны как жанр, так что сознательной игры с тропом не было.
    • Тем более не было таковой в первоисточнике Дюма.

Мультсериалы[править]

  • Teen Titans: в серии про материализовавшихся взбесившимися силами Рейвен монстров из ужастика команда собирается разделиться, но тут Бист-бой превращается в осьминога и, стащив всех обратно в кучу, орёт: «Да вы с ума посходили!!! Монстры только того и ждут, чтобы сожрать нас поодиночке! Начиная с обаятельного комического персонажа… с меня!!!»
  • Total Drama Island: в эпизоде про испытание ужастиками подкованная в этом плане Гвен требует от ребят не разделяться. Увы, никто её не слушает, из-за чего Шефу не составляет труда всех переловить.

Примечания[править]

  1. Чудо зовут Элис.