Давящий бурдон

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Как следует подумайте, хотите ли вы это слышать...

(link)

Или это...

(link)

Или это...

(link)

Или это. Ностальгический саундтрек, который, впрочем, способен испортить настроение своими запредельно угнетающими мрачностью, унылостью и мистичностью, "потусторонностью". Музыкальный ангст.

Бурдоном (франц. bourdon, англ. drone) в музыке называются очень длинные, тянущиеся ноты. Давящий бурдон не просто очень длинный — он очень низкий, переходящий в инфразвук, и создает жуткую, подавляющую атмосферу. По эффекту он похож на психованные струны, но если те передают ощущение очень предметной и одномоментной опасности, появление которой сопровождают, то давящий бурдон звучит, когда опасность неизвестно где… и повсюду. Играется бурдон на низких духовых (туба, тромбон), смычковых (виолончель, контрабас, октобас в особых случаях) либо на экзотических электронных инструментах и устройствах. В частности, на это способен орган. А кроме того, басы далеко слышно, так что за неимением флейты и барабана какая-нибудь орда может надвигаться под звуки низкого рога.

Где встречается[править]

В общем[править]

  • В троп может превратиться ЛЮБАЯ музыка или мелодия, если исказить параметры: направление (задом наперёд), тон, частоты…
    • За примером далеко ходить не надо, просто набираете в ютуб «Видео наоборот (далее название фильма, мультфильма, серии (мульт)сериала или музыки)»

Кино[править]

  • «Космическая одиссея: 2001» — бурдонами сопровождается демонстрация монолита.
  • «Звёздные войны» — тема Императора Палпатина медленная, тягучая и содержит давящие бурдоны. Тема Сноука также относится к тропу.
  • «Властелин колец» — давящий бурдон есть в каждом фильме трилогии. В «Братстве Кольца» — начало пути Братства через Морию, в «Двух крепостях» — во время пребывания Арагорна, Леголаса и Гимли в лесу Фангорн (аккурат до их встречи с переродившимся Гэндальфом), а в «Возвращении короля» — в сцене, когда Фродо с Сэмом выходят к спуску в Горгоротскую равнину.
  • «28 панфиловцев» — давящим бурдоном сопровождается подготовка немецких войск к артобстрелу и танковому наступлению.
  • «Бегущий по лезвию 2049» — классика жанра. Усугубляется, если смотреть фильм с хорошей аудиосистемой.
  • «Из машины» — здесь бурдон не столько давящий, сколько напряжённо-философский, так как сюжет довольно камерный (да и регистром выше будет). Но он хорошо дополняет видеоряд, и его слышно.
  • «Дюнкерк» — басы, вызывающие ассоциацию с приближающейся угрозой и развивающиеся crescendo, пока не сменится темп. В треке «Supermarine» бурдон органично дополняется повторяющимися нотами в районе первой октавы, напоминающими завывающую сирену.
  • «Ангел», 2018 — когда отец Карлоса под покровом ночи закапывает деньги, награбленные сынком.
  • «Маяк» — звук сирены (туманный горн). Гнетущий и инфернальный.
  • «Необратимость» Гаспара Ноэ — здесь из сабжа состоит саундтрек чуть менее чем полностью, порой неиллюзорно заглядывая за грань ультразвука. Из-за этого некоторых слабонервных зрителей приходилось выводить подышать даже до начала знаменитой одиннадцатиминутной сцены изнасилования — а уж после неё и подавно.

Телесериалы[править]

Мультсериалы[править]

Аниме[править]

  • Akira: почти весь саундтрек. Жуткому аниме музыку под стать!
  • Angel Beats! — Siren.

Видеоигры[править]

  • Fallout 2: тема, звучащая в реакторе города Гекко.
    • Тема Анклава оттуда же.
    • Тема Реддинга — вкупе с потусторонним звучанием
    • Да любая тема из этой игры разворачивается на фоне давящего бурдона!
  • Skyrim: саундтрек Каирна Душ — плана нежити — состоит преимущественно из давящих бурдонов. Встречаются они и в ночных темах обыкновенных путешествий по Скайриму.
    • В Обливионе, предыдущей части TES — эмбиент, играющий в подземельях. Из-за него довольно унылые и однообразные айлейдские руины, пещеры и имперские форты казались действительно жуткими.
  • Их много в S.T.A.L.K.E.R.
  • И еще в Doom 3.
    • В первой части тоже есть.
    • В последнем уровне второй части Икону Греха придётся уничтожать под это.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — когда под конец игры протагонист попадает в Войд, наслушавшись за всю игру музыки для струнного квартета (и иногда еще и ударных), местный давящий атональный гул создает резкий контраст с прежней атмосферой.
  • Dead Space — начиная с главного меню игроку дается понять: будет очень жутко.
  • Deus Ex — саундтрек Авиабазы Ванденберг отлично сочетается со зловещим закатом в пустыне.
  • «Горький 17», он же Odium, не менее богат в этом плане. По большому счёту, горьковский OST в небоевом режиме из них и состоит.
  • Civilization II: Test of Time — саундтрек «X-com/They are here». «Они здесь (они пришли)»
  • Homeworld — насколько бескрайним может быть космос, в котором длинными маршрутами идут судна героев, настолько тягучим и давящим может быть музыка.
  • Их хватает и в серии игр F.E.A.R., особенно в первой части.
  • Undertale. В это превращается музыкальная тема локаций, если пойти по пути Геноцида.
  • Hotline Miami — как и в примере выше, после зачистки локации начинает играть мелодия, содержащая давящий бурдон пополам с потусторонним звучанием. Бонусные очки к общей фантасмагоричности происходящего.
  • Yume Nikki — значительная часть саунтрека.
  • Трилогия Blair Witch. Зловещая музыка для зловещих игр. На саундтрек еще во время ее выхода, 2000 год, жаловались геймеры: его невозможно слушать дольше часа. В третьей части саундтрек сменился на зловещее песнопение под орган.
  • Star Wars: The Old Republic, дополнения Knights of the Fallen Empire и Knights of the Eternal Throne — тема Императора Валкориона. Бурдон переходит в оркестровую бомбёжку с медью и психованными струнами, которые снова переходят под конец в бурдон.
  • «Периметр» — Phobia, она же Empire Psychospere.
    • А в дополнении «Завет Императора» музыка совсем уж нечеловеческая, например.
  • Darkest Dungeon — главная тема.
  • Dragon Age: Origins — тема замка Редклифа.
  • Silent Hill — вся серия. Умеет, любит, практикует.
  • Resident Evil — особенно первые три, "классические", части. Эталонный сабж. Под навевающие чувство обреченности темы раз, два, три, четыре, пять хочется бросить пистолет, завыть от страха и забиться под кровать, предчувствуя неминуемую смерть с последующей зомбификацией.

Визуальные романы[править]

Музыка[править]

  • Краеугольный камень для жанра эмбиент и в особенности дарк-эмбиент.
  • Собственно, жанр дроун-метал. Само название как бы намекает.
    • Также частое явление в родственных жанрах тяжелой музыки — дум-метал, сладж-метал и стоунер-метал.
  • Ф. Шуберт, песня «Шарманщик» из цикла «Зимний путь» — редкий фортепианный пример. Бурдон здесь имитирует звучание раздолбанной шарманки, у которой сломаны и не закрываются клапаны нескольких труб.
    • В оригинале старик играет не на шарманке, а на колёсной лире. Повторяющаяся квинта в левой руке пианиста имитирует звучание бурдонных струн.
  • Группа «Triakel», песня «Sparvens visa» — судя по всему, бурдон в партии фисгармонии тоже имитирует звучание шарманки или колёсной лиры и намекает на то, кто говорит с воробушком.
  • Everywhere At The End Of Time, альбом, посвящённый деменции и всему ужасу этого состояния, и соответственно использует много бурдона. Весь альбом разбит на шесть стадий заболевания, начиная с четвёртого треки сильно увеличиваются в размере и перестают напоминать музыку.
  • Current 93, весь альбом Sleep Has His House. Дэвид Тибет приволок на студию индийскую фисгармонию, в которых обычно имеются бурдонные язычки, и наиграл монотонно-жужжащий фон на всем альбоме. Хоть обычно фисгармония — не настолько давящий инструмент, здесь тяжесть общему бурдону обеспечивают остальные инструменты, а еще и текст песен альбома, в котором Дэвид сквозь все песни аллегорически описывает день, когда умер его отец.
  • Triarii — германский милитари-индастриал проект, вся музыка которого представляет собой смесь давящего бурдона с боевыми барабанами.

Реальная жизнь[править]