Дакка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи More Dakka, A-Team Firing. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Целиться — для слабаков! »
— Крысавчик

Дакка — самозабвенная, беспорядочная и оглушительная пальба куда-то в сторону противника. Соответственно, никакая точность и дикий расход патронов. Чаще всего стреляют из автоматического оружия, но вообще подойдёт что угодно, если оно стреляет достаточно быстро и громко.

Название тропа происходит из настольной игры Warhammer 40 000, где его использует раса орков. Слово являет собой звукоподражание звуку стрельбы из автоматического оружия (DAKKADAKKADAKKADAKKA, у нас обычно изображают как-то вроде «ТР-Р-РА-ТА-ТА-ТА-ТА!»), и хотя означает именно скорострельность и плотность огня, запоминается под таким названием больше орочья манера стрельбы во все стороны (стрелять в сторону врага для них уже целый навык). Ах да, оркам всегда нужно больше дакки — ибо если не может быть слишком много, то не может быть и достаточно. ИБО ДАСТАТАЧНА ДАККИ ЕСТЬ ТОЛЬКО У БАГОВ ГОРКА И МОРКА!

Обычно используется для одной из следующих целей:

  1. Стрелок вообще не обязан поражать врагов, а только не даёт им активно действовать (огонь на подавление).
  2. Противник скрыт, а потери критичны и крайне нежелательны, и поэтому пальба идет на любой шорох и каждую тень.
  3. Противник так далеко и/или так движется относительно стрелка, что попасть прицельно всё равно малореально, поэтому «вместо баллистики работает статистика».
  4. Оружие дали плохому стрелку и он надеется, что так в противника попадёт хоть что-то.
  5. Так удобней заковырять насмерть противника. Как подвариант — так удобней перегрузить защиту противника, к примеру, силовые поля.
  6. Вопрос стиля. Дакка может смотреться очень круто или очень забавно, в зависимости от исполнения.
  7. Самый банальный из возможных. На стрелка просто лезет толпа враждебного пушечного мяса, и пофиг куда стрелять, в кого-то да попадёшь.

Противотроп — Снайпер.

В реальной жизни Дакка — столица Бангладеш. Только вот латиницей она пишется как Dhaka, в отличие от.

«Spray & pray» — выражение появившееся ещё до «Warhammer 40,000». Презрительно применяется к нерациональному расходу боеприпасов и дружественному огню, но не к профессиональному огню на подавление.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Стрельба несколькими стрелами/болтами из одного лука/арбалета одовременно: вроде круто, и масса залпа больше, но просчитать траекторию хотя бы одной стрелы невозможно, а энергия делится между двумя целями, так что данный метод стрельбы подходит лишь для стрельбы по огромным скоплениям совсем небронированной пехоты. Да и то вопрос: одиночными заряжать лук быстрее, и без тренировки преимущество будет только на первом выстреле…

Литература[править]

Отечественная[править]

  • «Линия грёз» Лукьяненко — на такой стиль боя и рассчитан многоствольный лучемёт «Шанс», стволы которого отклонены от оси, так что при стрельбе получается конус хаотических лучей в направлении куда-то туда. Предназначен для новобранцев, вообще не умеющих стрелять.
    • Притом ополченцы умудряются вообще не попадать даже из него.
    • Из такого никакой профи не попадет)
  • «Космоолухи» — пулемёты деда-мозгоеда палили не прицельно, а по заранее заданной программе, поэтому Станислав с командой сумели удрать целыми и невредимыми. А вот наступающая армия огребла бы по полной.
  • Метавселенная Рудазова — с местным изобилием батального порно случается.
    • «Архимаг» — Ванесса иногда так делает — зачарованная на бесконечный боезапас «беретта» превратилась практически в пистолет-пулемёт. А Кайкедрал Мусор для самозащиты наколдовывает себе Тысячепульник — компактный миниган, пополнять боезапас которого великий материализатор может просто силой мысли.
    • «Властелин» — зигзаг. Отряд героев, атакующий Цитадель Зла, со стен поливают натуральным дождём стрел — и ни одна не попадает в цель. Просто прихвостни-лучники блестяще натренированы промахиваться — а то какой смысле герою геройствовать, если его подстрелят ещё на подходе?

Зарубежная[править]

  • Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — назначенный «батальонным историографом» Марек сочиняет историю батальона наперёд, включая героические смерти. «А может быть, вы предпочитаете быть тяжелораненым, остаться за проволочными заграждениями? Лежите себе этак с перебитой ногой целый день. Ночью неприятель прожектором освещает наши позиции и обнаруживает вас. Полагая, что вы исполняете разведочную службу, он начинает садить по вас гранатами и шрапнелью. Вы оказали армии огромную услугу, неприятельское войско на одного вас истратило столько боеприпасов, сколько тратит на целый батальон. После всех взрывов части вашего тела свободно парят в атмосфере, рассекая в своем вращении воздух. Они поют великую песнь победы».
    • И между прочим, этот тактический ход вполне себе использовался в реальности. Из-за того, что после команды «огонь по готовности» подать команду «прекратить огонь» было просто невозможно из-за адского грохота всего что только может грохотать, пальба прекращалась только когда заканчивались боеприпасы[1]. Офицеры матерились и посылали за пополнением боезапаса, а в это время из вражеских окопов пехота лезла в штыковую. Поэтому долгое время на автоматическое оружие в армии смотрели с опаской и нелюбовью: солдат слишком быстро тратил все свои патроны и становился фактически беззащитным (именно для этого в первых магазинных винтовках была такая деталь, как отсечка магазина — чтобы без команды офицера солдаты по старинке заряжали по одному патрону, и только в критической ситуации могли подключить магазин и сделать несколько выстрелов подряд). Но даже сейчас одна из базовых тактик сухопутных войск — это отправить рейд на снабжение и провоцировать не знающего о засаде на конвой с боеприпасами противника на дакку. Конечно, не описанным у Гашека способом.

Кино[править]

Стволов много не бывает!
  • «Хищник» же! Знаменитая сцена с расстрелом джунглей из всех стволов.
    • В продолжениях 1990 и 2010 годов и в «Чужом против Хищника» подобный метод также встречался.
  • «Такси» — в первом фильме Эмильен не глядя обстреливал из пистолета бандитов, которые на самом деле давно убежали из автомастерской.
  • «Лига выдающихся джентльменов» — Куотермейн презрительно называет это американским стилем: «Пускай побольше пуль, вдруг случайно заденешь цель». Выпендривался он зря: во время погони в Венеции огонь на подавление от Сойера помог заткнуть стрелков, а сам Куотермейн с трясущейся машины стрелять вообще не смог.
  • Безумный Макс: Дорога ярости — Оружейник, скажем так, полностью лишившись возможности стрелять прицельно, решил компенсировать это количеством: «СВИНЦОВЫЙ ГРАД!!!».
  • «Шанхайский полдень» — ван Клифф исполнял это с двумя револьверами, пока не расстрелял все патроны, после чего Рой угомонил его последней оставшейся пулей.
  • Underworld — Селин предпочитает поливать врагов из двух автоматических «Беретт». Когда кончаются патроны в автоматических пистолетах, достаёт два полуавтоматических «Вальтера», которые в четвёртой части сменила на автоматические «охолощенные» пистолеты «Зораки».
  • «Блэйд»: главное оружие Блэйда — два модифицированных MAC-11, из которых он поливает вампиров серебром.
  • «Водный мир» с Кевином Костнером — в фильме присутствует абсолютно безбашенный оператор счетверенного пулемета со стороны бандитов. Педаль в океанское дно: он палит не просто наугад, а вообще вслепую.
  • «Харли Дэвидсон и ковбой Мальборо» Вначале Мальборо учит Харли: «Запомни, каждый выстрел из пистолета стоит два бакса». Далее, когда бандиты кроют их огнем. Харли описывает обстановку: «Их трое, и денег не жалеют.»
  • Эквилибриум — канонична ганката по своей сути является антидаккой. Боец должен на основе позиций противника принять такое положение, чтобы обеспечить минимальный шанс попадания по себе и самому иметь наибольший сектор обстрела.
  • Итальянский треш «Уравнитель 2000» — винтовка главного героя, давшая название фильму, прямо таки иллюстрирует троп.
  • «Автостопом по Галактике» — стиль стрельбы Воганов. При этом за весь фильм они попадают только один раз в голову Марвина.

Телесериалы[править]

  • «Дальнобойщики», серия «Кино» — трагикомичная деконструкция: сельский участковый, прикрывая главных героев, пытается прижать террористов огнём. Сделав пару выстрелов из табельного Макарова, он спешит спастись бегством, а впоследствии больше и не пытается применить оружие. «— Чё ж ты не стрелял-то? —У меня два патрона было всего.»
  • "The Rat Patrol" - например, в серии "The Moment of Truce Raid" главные герои вынуждены объединиться с группой немцев, чтобы вместе оборооняться от арабов. Поскольку те тупо пытаются продавить оборону численным превосходством, то и огонь по ним ведется из всего доступного оружия (три автомата у немцев, три автомата плюс снятый с джипа пулемет у союзников), пока не побегут назад.

Мультфильмы[править]

Как-то так
  • «Остров сокровищ»: знаменитый пират (помощник канонира) с пушкой, которая вообще не должна стрелять очередями. Но стреляет.

Мультсериалы[править]

  • Archer — стоит Сирилу получить в руки пистолет, как он немедленно начинает палить в сторону противника с воплем «Подавляющий огонь!»

Аниме и манга[править]

  • Code Geass: Bokuoku no Akito — найтмер-фрейм VIII поколения «Ахура-Мазда», пример из палаты мер и весов. Вдумайтесь, два строенных четырехствольных двадцатимиллиметровых «Гатлинга». Этой дурой Эшли Ашура решил ушатать отряд «Виверн» о четырех найтмерах «Александр», да только сие поделие с огромным зарядным коробом весило столько, что Эшли даже позицию сменить не смог, кое-как стараясь прицелиться в сторону маневрирующих «Вивернов». Естественно, «Ахуру-Мазду» забороли, как только у него кончились снаряды.
  • Rurouni Kenshin — глава токийской наркомафии Такэда Канрю, добравшись до доставленной из-за океана картечницы Гатлинга, устроил бойню в своём поместье тупо паля по площади. И не сказать, что безуспешно — пятерых ниндзя из крышевавшего картель отряда Онивабан он таки завалил, но один из них перед смертью успел заклинить ленту стальным шипом, и разборка ГГ с ним стала тривиальной.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — в третьем фильме так подрались Хомура и Мами. Обе стреляли так хорошо, что уже ужасно, сбивая пули друг друга.
  • «Реинкарнация безработного» — магический пулемет конструкции Рудэуса Грейрата. Берём много магических жезлов, кастующих простейшее заклинание «Каменная Пуля», связываем их по схеме гатлинга (так решается проблема с откатом после каста заклинания) — и вуаля! Горка и Морка обрыдаются от зависти. Единственный минус — сей продукт сумрачного гения потребляет просто чудовищное количество маны, поэтому в руках любого другого мага кроме главного героя в качестве оружия может проработать в лучшем случае несколько секунд, а потом его можно разве что только как дубинку использовать. И даже с ним Грейрат отнюдь не превращается в имбу, так как в местном мире есть создания, для которых очередь из такого чудища не страшнее струи мыльных пузьрьков. А вы думали главный герой в сказку попал? Не-а, за каждую победу ему приходится очень дорого платить.
  • City Hunter — Каори Макимура. Хрупкая на вид девушка спокойно орудующая молотами весом в миллионы тонн способна таким способом стрелять из тяжелого пулемета с рук(!) и однозарядного гранатомета(!!). В первом случае больше работает как фактор устрашения, ибо она мастерски попадает в дырки между врагами, во втором же превращается в оружие массового поражения и может снести многоэтажное здание менее, чем за минуту.

Видеоигры[править]

  • При должной сноровке, как мы упоминали выше, дакку можно использовать и ради тактического преимущества. Особенно это помогает в мультиплеере. Напуганный противник потеряет концентрацию и у него тут же понизится точность стрельбы.
  • Любой Shoot'em up по определению. Игры жанра «bullet hell» выжимают педаль в асфальт и ещё дальше.
  • Overwatch — см. эпиграф. Что интересно, эта реплика у Крысавчика есть только в Heroes of the Storm, но в овервотче он вполне себе заспамливает поле боя прыгающими гранатами, особо не целясь.
    • Туда же нубы на Бастионах с огромным боезапасом и относительно короткой перезарядкой, на Дивах вообще без перезарядки в режиме мехи (но с копеечным уроном), и Турбосвин в ульте.
  • В MechWarrior Online слово «дакка» закрепилось за билдами с большим количеством автопушек, особенно роторных или «ультра». Подавляющий эффект хорош за счёт шума, застилающих экран противника взрывов и дрожания камеры от ударов, однако бездумная пальба крайне не рекомендуется в силу больших проблем с размещением адекватного такому количеству стволов боезапаса.
    • Живым воплощением такого подхода в MechCommander 2 является «ходячая зенитка», тяжёлый (65 тонн) мех JagerMech, вооружённый кучей автопушек, но обладающий неадекватной для своего класса бронёй. Хотя… никто не запрещает сделать из него жуткого снайпера, заменив автопушки на гауссовки!
  • Во всех играх Ratchet & Clank есть слабое, скорострельное базовое оружие, которое обычно улучшается до менее слабого, чрезвычайно скорострельного оружия. Полностью модернизированный Heavy Lancer во второй игре стрелял так быстро, что это был почти непрерывный поток пуль, а четвёртая игра идёт ещё дальше благодаря возможности добавлять «моды скорости» к оружию, значительно увеличивая его скорострельность. Если требуется ещё больше дакка, во второй игре для этого добавили оружие, выдвигающееся из мини-турелей. С точки зрения чистой скорострельности, RYNO, как правило — самое мощное оружие в любой игре R&C, в которой оно есть; RYNO VI, однако, не столько оружие, сколько экспериментальный силовой костюм со встроенным оружием и специальной атакой, которая действует как умная бомба и мгновенно уничтожает всех врагов на экране.
    • И, конечно же, не забываемте про RYNO V из Ratchet & Clank Future: A Crack in Time, которая по сути — пулемёт Гатлинга, стреляющий самонаводящимися ракетами, для дополнительного эффекта играя увертюру «1812 год». Ratchet & Clank: Into the Nexus включает RYNO VII, которая, по сути, представляет собой RYNO V, но с немного большей точностью, большим боезапасом при полной модернизации и исполнением «Ночи на Лысой горе». (Тот факт, что название расшифровывается как «Rip You a New One» («Порву как Тузик грелку»), — это не совпадение.)
  • Unreal Tournament — альтернативный режим огня у пистолета. Причем гангстерский стиль.
  • Tales from the Borderlands — стиль Саши, что особенно заметно в противостоянии с Афиной.
    • А вообще в серии Borderlands к этому тяготеет продукция фирмы Владоф (что даже подчёркивается в рекламном ролике!). Зачем тебе точность, когда у твоей пушки куча стволов? Апофеоз — двухствольная скорострельная СНАЙПЕРСКАЯ винтовка, которую хорошо использовать как штурмовую, но не снайперить![2]
    • Аналогично оружие «Бандит» местного производства — обладает самым большим боезапасом, чтобы хотя бы одна пуля из этого металлолома попала.
    • В Borderlands 2 для Гейдж, пошедшей по пути анархии это — основной способ ведения боя. Огромный урон накладывается на крайне низкую точность, из-за чего и в упор далеко не всегда можно попасть. Но благодаря рикошетам можно стрелять куда-то в сторону противника — что-нибудь все равно да попадет.
    • В первом Borderlands есть такая приятная вещь как револьвер от Тедиор «Уравнитель» с модификацией Агрессор (в старом переводе Мясник). Эта штука позволяет за, примерно, секунду выпустить в сторону противника, с револьверной точностью и винтовочным уроном на дробину, 14-21 дробины (в зависимости от того на 2 или 3 патрона барабан) и перезарядиться, чтобы в следующую секунду сделать то же самое. Целься куда-то в район уязвимой точки и жми спуск, патронов хватит, ведь они регенерируют быстрее чем ты их выпускаешь.
  • Team Fortress 2 — Хэвик же!
    • И Подрывник, прототип Крысавчика.
    • Солдаты с Авиаударом или Базукой бродяги, особенно в MvM, где магазин можно увеличить до запредельных значений.
      • На MvM вообще затруднительно играть как-то, кроме Дакки.
    • «W+M1» поджигатели, которые тупо прут напролом. Педаль в пол — Поджигатель под Убером. Педаль в асфальт — Поджигатель с Флогистинатором, огнемётом, разменивающим залп сжатым воздухом на возможность включить гарантированные криты после нанесения определённого количества урона.
  • Rimworld — черта «Беспечный стрелок», хотя, справедливости ради, даже без неё колонисты стреляют примерно так же.
  • Mass Effect 3 DLC «Цитадель» — «Вот потому и люблю тусовать с вами, ребята. Зачем стрелять в кого-то один раз, когда можно сделать это 46 раз?». Урднот Рекс
  • Mass Effect 1 — прокачанный модулями радиаторов и навыками стрелка автомат СПЕКТРов (да и любая пушка Хго уровня) позволяет бегать хоть всю миссию, не отпуская правую кнопку мыши, выпиливая тучи вражин единолично. — Перегрев, разброс? — не, не слышал…
  • XCOM — навык «Подавляющий огонь», который есть у пулемётчиков и у некоторых пришельцев. Пальба по укрывшемуся врагу, который может либо сидеть и не двигаться, либо встать с немалым шансом огрести заряд из мощного оружия.
    • В X-COM Apocalypse в реалтаймовом режиме боя можно устроить весёлое дакка-шоу. Предпочтительны, разумеется, дисрапторы, не нуждающиеся в обоймах — заряд довольно быстро восстанавливается (то есть практически бесконечный, если стрельба ведётся не непрерывно). В двух вариантах — дисраптор-винтовка (больше точность и мощность, хорошо крушит окружение, порой валит бандюка или антропода с первого попадания) и два дисраптор-пистолета (темп огня бешеный, но выстрелы слабее, попасть по противнику проблематично и в плане разрушений не так зажигательно). Апофеоз — когда по высунувшемуся и замеченному выдвинутым вперёд агентом врагу тут же палит очередями вся толпа в 10-12 рыл (только нужно их суметь заранее расставить, чтоб не перестреляли друг друга). Проблему представляют враги с ракетницами и/или гранатами, но после исследования щитов уже не нужно шарахаться в разные стороны при виде ракетницы в руках врага или всеми правдами и неправдами пытаться выцепить гада псиоником.
  • Return to Castle Wolfenstein — многоствольный пулемёт Venom. Чудовищная убойность (очередь в упор валит Уберзольдата — не прототип, а того, который полноценный босс — за 5 секунд!) и столь же чудовищный разброс. На одном из уровней на вас выбежит пара-тройка качков с Веномами, ведя шквальный огонь — и попадут тоже по паре-тройке раз, прежде чем наедятся свинца из самозарядной винтовки.
  • Warframe — дакка часто малоэффективна из-за того, что патроны тут не такие уж бесконечные. Рано или поздно даже с волшебным превращением выпадающих боеприпасов они начнут тратиться быстрее, чем падают. Кроме того, если пытаться зажать спуск и стрелять пока не кончатся патроны или враги, много может уходить в трупы, у которых некоторые анимации падения очень медленные. Но некоторое оружие рассчитано именно на такой стиль, поскольку посредством непрерывной пальбы разгоняет себе скорострельность, а на коротких прицельных очередях она неприемлемо маленькая.
    • Решение — стрелять короткими очередями, но часто и не давая пушке «остыть», благо врагов в игре хватает.
  • Medal Of Honor (2010) — вся игра стимулирует стрелять прицельно и короткими очередями, но эпизод с пулеметным гнездом проходит по нашему тропу. Задача — гвоздить из пулемета в сторону вражеской позиции, чтобы там даже не думали высовываться.
  • Supreme Commander — редкий показательный случай использования дакки артиллерией: она довольно косая и медленная, поэтому её строят много чтобы увеличить плотность огня. Педаль в асфальт — дакка в исполнении супер-пушек, где, к тому же, нагляднейший пример перегрузки защиты: будучи самыми медленными и самыми косыми из всех видов, в одном экземпляре они легко сдерживаются кучкой щитов (если противник, конечно не проворонил строительство ЭТОГО), поскольку до следующего попадания каждый отдельный генератор своё поле может прилично восстановить. Но с увеличением числа пушек растёт также шанс что когда где-то появится дыра в щитах, туда успеет залететь снаряд и повыносит здания. Включая сами генераторы щитов и электростанции для них, а потом ещё и ещё… У трёх из четырёх фракций есть даже специальное оружие, предназначенное именно для создания нагрузки на щиты:
    • Спутники у ОФЗ. Будучи запущенными в режим атаки по очереди, они создают непрерывный луч, который блокирует дозарядку любых не разряженных полностью щитов. Эта хитрость делает оборону через массовые щиты крайне недолговечной и довольно часто моргающей сразу крупными сегментами что даёт шанс вкинуть в образовавшуюся дыру ещё снаряд или сжечь что нужно лазерами с этих самых спутников. А ещё они отлично работают против наземных эксперименталок и для снайпа выскочивших из под щитов линкоров.
    • «Избавление» у Эон. Их стандартная Т3 гаубица стреляет вдвое больнее и вдвое медленнее среднего значения, в то время как эта быстро поливает разделяющимися снарядами, которые размазывают урон по площади и сами таким образом мало чего убивают, зато как раз создают возможность для вкидывания плюх по 12000 урона (а это ваншот многих зданий и БМК без апгрейдов).
    • Мастерством дакки особенно отличились кибране. У них и обычная Т3 артиллерия стреляет часто, но с большим разбросом и слабым уроном, а экспериментальная даёт поток аналогичных снарядов на короткой дальности в оригинальной игре и длинные очереди куда-то в сторону противника в моде Forged Alliance Forever. Кроме того, кибран ставят на скорострельность вообще во всём, включая корабли, ЗРК, тактические ракеты и противоназемные турели.
  • Battlefield 3 — в половине случаев задача бойцов класса поддержки (единственный класс, у которых есть доступ к ручным пулеметам) — не попадать во врага, а не дать ему высунуться и прицельно выстрелить (работает это благодаря такой фиче, как подавление, которое симулирует нежелание реального бойца соваться туда, где активно стреляют, с самой же игре этот эффект выражается в лютом заблюривании экрана и разбросе, стремящимся к бесконечности).
  • Advance Wars — Флак. Его тактические умения заключаются именно в беспорядочной пальбе по противнику, с шансом увеличения, либо уменьшения урона.
  • Вселенная X — в X3: Reunion неопытный игрок может обвешать свой M2 одними фотонными пушками, так как они наиболее разрушительны. И они действительно страшны для вражеских крупных кораблей. Но стоит только вступить в бой против истребителей, особенно M4 и M5 — будет долгая дакка с подавляющим большинством промахов.
  • Анабиоз: Сон разума — ППШ и водомёт. Очень высокая скорострельность позволяет уложить большинство противников (даже самых «жирных»). Но боезапас утекает просто с сумасшедшей скоростью..
  • Dynasty Warriors — тут в данном стиле воюют все играбельные стрелки, даже лучники (хотя, Шахоу Юань обходится не столь частыми, как у своего визави Хуань Чжуня, но мощными выстрелами). А пальму первенства держит Гуо Хуай с древнекитайским ручным миниганом.
  • Armored Warfare — вообще-то, такая манера стрельбы подходит для любой машины с автопушкой 20+ мм, но апофеозом является лютый гаттлинг M48 GAU-8 Avenger… а также ещё более сумрачное поделие: 6-ствольную 37-мм ЗСУ Т249 Vigilante!
    • Среди ракетных машин выделяется МТЛБ С-8: хорошим тоном считается подъехать в упор и разрядить залп ракет во врага — точность уже на средней дистианции никакущая, а боезапас в 40 ракет (и ещё столько же после минутной перезарядки) позволяет такие фокусы.
  • Metro 2033 — «Абзац». Переделанный в автоматический дробовик ДШК, особенно эффективный против стай мутантов.
  • Crysis — помимо всяких миниганов, в серии есть такое оружие, как «Тайфун», созданный CryNet, чтобы противостоять цефам. Представьте десятиствольный булл-паповый пистолет-пулемёт с технологией стрельбы Metal Storm и магазином в форме длинного бруска — это он. В его магазине хранится 720 пуль, но этого хватит лишь на пару секунд сплошной стрельбы. В секунду этот монстр делает 500 выстрелов, что даёт ему возможность перемалывать почти любую пехоту. Просто посмотрите на это. Другое дело, что у «Тайфуна» разброс очень высокий, так что стрелять из него придётся на ближних дистанциях, как из дробовика.
  • Невидимость в Doom — никакой не апгрейд именно поэтому. Технически она выражается в том, что демоны начинают стрелять не прицельно, а куда-то в сторону протагониста и тем осложняют уклонение от снарядов. А стоять на месте и надеяться на рандом не хочется никому.
    • А самому дакку можно легко устроить в римейке 2016-го года под соответствующей руной, дающей при условии наличия 200 единиц брони бесконечный боезапас к любому оружию, кроме BFG и бензопилы. Выбираем миниган, добавляем мобильную турель, прокачиваем, выполняем испытание мастерства — и направляем в сторону цели. И да — это один из немногих способов завалить здешних Пинки в лоб, не прибегая к «маневру уклонения», что в узком коридоре проблематично. Лобовая броня у них внушительная, в отличие от оригинальных.
  • Warhammer 40000: Dawn of War — улучшения на огневую мощь орков ВНЕЗАПНО называются «больше Дакки» и «ещё больше Дакки»! И да, у них почти все здания имеют встроенные турели, что делает раш орков не самой лучшей идеей.
  • Borderlands — Vladof по скорострельности превосходит все остальные корпорации. В третьей части ВСЕ классы оружия могут иметь многоствольные/гатлинг варианты. Не отстают и COV (которым вообще не нужно перезаряжаться) с Tediore (перезарядка очень быстрая и наносит урон противникам).
  • E.Y.E.: Divine Cybermancy — пистолет-пулемет HS 010. Как сказал один обзорщик: «У него есть два режима стрельбы — Full Auto и Fuller Auto»
  • World of Tanks — низкоуровневые танки с автопушками и чуть более высокоуровневый VK 16.02 Leopard (тоже с автопушкой). Точность стрельбы у таких пушек никакая, так что стрельба на дистанцию дальше чем «в упор» превращается именно в сабж. Ещё встречается у танков с обычными (не автоматическими) пушками, которым завезли скорострельность, но не завезли точность (например Черчилль 3 может кидать снаряд «куда-то туда» каждые две секунды).
  • World of Warships — американские крейсера и эсминцы, и вообще практически любой корабль с сильно навесной траекторией полёта снаряда. С такой баллистикой прицельно стрелять даже на средние дистанции неудобно, приходится полагаться на скорострельность и буквально заливать море фугасами.
    • Педаль в пол — японские артэсминцы 8-10 уровня, голландский «Гронинген» и шведский «Смоланд», с их сверхскорострельной артиллерией малого калибра, а также «пулеметные» легкие крейсера с родоначальником класса — «Смоленском».
    • Педаль в асфальт — суперкорабли. Могут за 10 секунд расстрелять почти сотню снарядов в надежде куда-нибудь попасть, а потом будут долго и мучительно перезаряжаться.
    • А противоминный калибр (ПМК) в этой игре только так и стреляет — катастрофически неточно, зато часто. Педаль в пол в этом плане давят немецкие линкоры и в меньшей степени французы (у тех и других повышенная эффективность ПМК — национальная фишка), а также отдельные корабли у других наций.
      • Суперлинкор «Ганновер» имеет настолько мощный ПМК, что выносит любой эсминец в ближнем бою.
  • Planetside 1 — Терранская Республика ставит именно на дакку. Самое ёмкое и скорострельное ручное оружие, гатлинги на МАКСах, двухствольный танк (очень радующий врагов своим экипажем в трёх игроков, вместо двух у остальных танков, и как следствие большим опытом за уничтожение)…
  • Гномы из Deep Rock Galactic явно нахватались орочьих манер, настолько тут этого много
    • Разгонные модули «Адские пули» и «Волшебные пули» для минигана и пистолета стрелка, дающие им прицельный рикошет. Причём первый ещё и абсурдно увеличивает разброс.
    • Бурильщик, заливающий всё вокруг огнём или кислотой. Одинаково эффективен в трезвом и пьяном виде.
    • Его же пистолетик с разгонным модулем на автоматический огонь. Позволяет выжать хороший урон в секунду, но с отдачей справиться тяжело.
    • Тактический свинцемёт (!) — граната, выпускающая кучу пуль во все стороны.
    • Также есть разгонные модули, просто разменивающие урон на боезапас. Но от них обычно толку мало.

Комиксы[править]

  • Black Powder, Red Earth — ИГИЛ предпочитает палить куда-то в направлении врага.

Настольные игры[править]

Больше, БОЛЬШЕ ДАККА!!!
  • Warhammer 40,000 — орки же. Просто орки. Тропнеймер. Причём они не испытывают проблем с патронами, потому что врождённое колдунство может заставлять оружие стрелять на силе веры орка в то, что оно стреляет. Также отличаются эльдарские орудия, которые выстреливают в сторону врага огромные количества мономолекулярных нитей чтобы тот уже сам их на себя намотал.
  • Warhammer Fantasy — орочьи стрелки здесь такие же косые, как в сороковнике, только с луками вместо пулял. А кроме того, есть упомянутые в разделе реальной жизни органные орудия и РСЗО, эльфийские катапульты могут использовать вместо одной большой стрелы много обычных, а скавенский шизотех прокачан до уровня многоствольных пулемётов. Имперцы не остались в стороне и выпустили репетирные ружья и пистолеты,вооружив этими многостволками инженеров и отборных лёгких кавалеристов.
  • «Берсерк: вселенная магических битв». По лоре, здешние орки — особенно рядовые бандиты и ополченцы, а не профессиональные «элитные» воины — известны именно такой манерой стрельбы из луков. Отсылка к Вахе?

Реальная жизнь[править]

«

— Нас так много, что наши стрелы затмят солнце!
— Тем лучше, будем сражаться в тени.

»
— Диалог персов и спартанцев при Фермопилах

Ручное оружие[править]

  • Старше, чем печать — лучники, дающие синхронный залп по врагу. Точность у них заведомо не ахти, зато град стрел легко отправляет наступающего прямиком в Валгаллу, и увернуться от него практически невозможно.
    • Хотя вопреки расхожему мнению стрелять прицельно они тоже умели. Слаженная команда могла даже одновременно вести огонь и залпом и прицельно (через одного или группами), когда враги подходили ближе.
    • Наглядный пример: битва при Азенкуре, где 7000 англичан, 5/6 из которых — лучники, сражались против 36 000 французов, которые предпочитают тяжёлую кавалерию. Результат: около сотни потерь с английской стороны, и около 10 тысяч — с французской.
  • Пращники — версия для бедных: само оружие гораздо дешевле лука, а снаряды так и вовсе валяются под ногами. Только вот их аэродинамика совершенно непредсказуема, и даже профессионалам со специальными свинцовыми пулями точности лука добиться не получалось — во всяком случае, при тех же трудозатратах. Однако, именно благодаря массовости она дотянула аж до появления огнестрела.
  • Янычары и стрельцы делали ставку на дакку, вооружаясь огнестрелом поголовно против 10-20 % огнестрельной пехоты в европейских армиях, что в сочетании с прикрытием из конницы и полевыми укреплениями позволяло не носить копий, так как враг предположительно тупо не добежит.
    • Те же 10-20 % европейской пехоты, а также стрельцы, чтобы обеспечить дакку стреляли дружными залпами держа строй, а янычары — стреляли прицельно и в разнобой.
    • Позже это мутировало в линейную тактику: с маленькой точностью, дальностью и скорострельностью отдельно взятого ружжа иначе не выходило.
  • По воспоминаниям европейцев, во многих туземных армиях при стрельбе из дульнозарядного огнестрельного оружия многие отворачивались и зажимали глаза, боясь вспышки пороха на затравочной полке.
  • Пистолеты «утиная лапка» — вместо одного ствола имевшие несколько стволов расходившихся в стороны веером! Пистолеты до сих пор имеют посредственную точность, кремнёвые страдали этим ещё сильнее, а уж стрелок из этого вообще не мог предсказать, в кого попадёт.
  • Затем (на самом деле примерно одновременно, но не будем об этом) появились револьверы, стреляющие несколькими пулями не залпом, а по очереди, при всё такой же муторной перезарядке. Причём до изобретения унитарных патронов вырывающиеся из зазора между стволом и барабаном пороховые газы могли всё равно поджечь заряды во всех каморах сразу.
  • А от унитарных патронов упомянутая выше линейная пехота быстро закончилась, за компанию с индейцами, самураями и зулусами. Вскоре последовало самозарядное и автоматическое оружие, и тогда солдаты в ужасе забились в окопы и упорно отказывалась оттуда выходить.
  • Американский Calico M950 — магазин на 50 патронов (можно установить на 100, но это очень неудобно), но это именно пистолет, стреляющий одиночными. В качестве бонуса идет мешок для вылетающих гильз.
    • Вообще то это полностью автоматический пистолет-пулемёт, «стрельба одиночными» только у отдельных партий для гражданских.
  • Как ни удивительно, самая обыкновенная война. Для примера американским солдатам во Вьетнаме, по статистике, требовалось около 50 000 патронов, чтобы получить один труп. И не потому, что они не умели стрелять — просто большая часть огня на войне идёт на подавление, на звук, силуэт или же просто по подозрительному месту — на всякий случай.
    • Вообще-то говоря, бойцам с автоматами и пулеметами устав[3] вообще не ставит задачи поражать цели, в их обязанности входит создание плотности огня в назначенном им командиром секторе обстрела. Статистически давно подсчитаны значения плотности огня, необходимые для подавления и поражения целей на фронте заданной протяженности, так что да — пехотинцы в современной войне не пытаются попасть во врага, а создают достаточно много дакки, чтобы противник просто статистически не смог избежать пули, зайдя в простреливаемый сектор.
    • В сентябре 1942 года Нарком обороны отдельным приказом потребовал от танкистов интенсивно стрелять с хода, чтобы деморализовать врага (см. приказ НКО № 0728 от 19 сентября 1942 года).
    • Именно про это и классический автомат Калашникова, созданный с учётом богатейшего опыта только что отгремевшей тяжёлой войны. При стрельбе очередями создаётся лишь плотность огневой завесы, где особенной точности не требуется; считается, что основной вред противнику наносит тяжёлое вооружение, а стрелки нужны чтобы противник не помешал его применению. Американцы этого не поняли, и у них М16 — более удобная для прицельной стрельбы, но капризная, даже после исправления недостатков в плане надёжности и обслуживания требующая более качественного производства по сравнению со старым добрым «калашом»[4], и хуже, хоть и ненамного, ведущая себя в снегах и пустыне.
    • Есть и намеренная стрельба в молоко: например, в паре со снайпером пулемётчик заставляет врага демаскировать себя ответным огнём и заглушает снайперские выстрелы своими очередями. Целиться для этого не надо — можно хоть залечь в укрытие и выставить оттуда пулемёт на вытянутых руках, паля в белый свет, как в копеечку (и многие так и делают).
  • Гопота из трущоб, конечно же! Гангста-стиль для кого-то выглядит круто, но толку от него в любом случае никакого. В околовоенном сообществе есть даже специальный термин «нигга-шутинг», обозначающий ведение огня при нестандартных хватах оружия и не глядя в прицел. Впрочем, они еще зачастую используют и весьма дрянное оружие — китайские копии «Узи» или Ingram Mac-10.
    • Сюда же т. н. «афгани шиттер» — стрелок на корточках сидит за укрытием, на выпрямленных руках поднимает вверх автомат и стреляет куда-то в ту сторону. Прозвище стиля обусловлено характерной позой. Одно из назначений — заставить противника палить в ответ, чтобы его стрелков увидел поджидающий снайпер.
    • А вот сомалийская стрельба, когда автомат держится только руками без прикладывания к плечу, бывает полезна на коротких дистанциях если оружие держать боком и высовывать из-за угла так, что противник будет видеть только ствол.
  • Внезапно, дробовики технически занимаются именно этим: там, где можно выпустить одну большую пулю, они предпочитают много маленьких сразу. А ведь существуют ещё и автоматические дробовики! Пушки с картечью и шрапнелью — аналогично и плавно перетекают в следующий пункт.

Авиация[править]

  • Бомбардировщики обыкновенные действуют в схожей манере, вываливая кучу взрывчатки куда-то в сторону противника. Пикирующие требуют в четыре раза меньше вылетов на ту же операцию, но сильнее рискуют собой.
    • Бомбовые кассеты при падении рассыпаются на множество мелких бомб давая много дакки!
  • Американские переделки двухмоторных бомбардировщиков (A-20, B-25 и A-26) в штурмовики. Вместо прозрачного носового обтекателя для бомбардира ставили кучу крупнокалиберных пулемётов. Учитывая, что у означенных самолётов и так было встроенное курсовое вооружение, при атаке по врагу палили от 8 до 14 12,7-мм стволов!
    • Сюда же можно вписать британский «Москито» в его истребительном и штурмовом вариантах — четыре 20-мм пушки и четыре пулемета.
    • Тот же орочий подход американцы до поры любили и на своих танках. Особо упоротым был Combat Car T5E1, где стрелялы пулемёты смотрели во все четыре стороны (на вполне серийном среднем танке М2 потом сделали похоже)! Даже ранние «Шерманы» и «Стюарты» при всём благоразумии ещё несли спарку пулемётов калибра 0.30.
  • Британские истребители Hawker Hurricane и Typhoon оснащались 12 7,69-мм пулемётами в крыльях. Правда, быстро стало ясно, что толку от такой батареи очень мало[5] и последующие варианты уже получали знаменитые 20-мм пушки «Бритиш Хиспано».
    • Аналогично — немецкие скорострелы «MG-15/17» и, конечно же, советский чемпион скорострельности «ШКАС», с аналогичными слабостями. Не пробивают даже «листочек» противоосколочной бронеспинки, как и не особо эффективны против «толстых» силовых конструкций бомбардировщиков и поздних истребителей. Зато отлично «подгрызают» всё остальное, пробивая всё что тоньше брони и поджигая всё что может гореть.
  • Американский истребитель-бомбардировщик Р-47 Thunderbolt давит педаль в пол. 8 12.7 пулеметов браунинга с 500 патронами на ствол выдавали такой поток свинца, которого хватало перепилить любой встреченный самолет.
    • Немецкий ответ на такую дакку — варианты FW-190 c 6 пушками. Против истребителей такое неповоротливое чудище не применяли, а вот для охоты на «летающие крепости» оно годилось в самый раз.
      • В послевоенный период американская любовь к этому подходу проявилась, в частности, в использовании авиационных бортовых орудий малого калибра, но с высокой скорострельностью — от батареи «браунингов» на F-86 Sabre в 50-х до шестиствольной 20-мм пушки «Вулкан» на F-15 и F-22 сегодня: такое вооружение позволяет реализовывать наш троп с фитильком, выпуская по цели «облако снарядов» (но целиться всё-таки надо). Причём не то, чтобы не эффективно: во всяком случае, в Корее наши пилоты считали вооружение Сейбров вполне годной, смертоносной «пилой»[6] (хотя сами использовали «топор» — пушку Н-37, с калибром аж 37 мм, но всего 40 патронами, стоявшую на МиГ-15 в качестве основного вооружения).
  • Ну и конечно же целый класс двухмоторных ночных истребителей, зачастую переделанных из бомберов (такой вот своеобразный каннибализм). Изрядные габариты позволяли впихнуть РЛС и кучу пушек — а рекорды скорости и манёвренности для ночной охоты на бомбардировщики не нужны.

Тяжёлое оружие[править]

  • Любой многоствольный пулемёт именно про это. Раз уж речь зашла об авиации, то на данный момент известно три главных способа попасть в такую цель, как самолёт, с земли. В порядке уменьшения сложности: заставить снаряд сам гоняться за целью (современные ЗРК), заставить снаряд взорваться рядом, а не при прямом попадании (опять же ЗРК и снаряды для зенитных пушек со специальными хитрыми взрывателями) и, правильно, создать больше дакки. Во вторую мировую в рамках третьего способа создавались хтоничные конструкции из где-то десятка пулемётов на одном станке.
    • Повышенную эффективность получили, когда сменили тактику дакки. Раньше пытались попасть в цель. Потом сказали каждому станку поливать огнём свой небесный сектор в случайном порядке.
    • ЗСУ «Шилка» с четырьмя 23-мм пушками про это в квадрате. Причём, каждый второй снаряд у Шилки — осколочный с дистанционным взрывателем, что ещё больше увеличивает количество дакки!
    • Корабельная зенитка АК-630 с орудием АО-18 с вращающимся блоком из шести 30-мм стволов про это в кубе. И тоже имеет в боекомплекте осколочные снаряды.
      • ЗРАК «Кортик» — там ДВЕ такие пушки и еще восемь ракет
    • в эпоху Возрождения до того как картечь стала общепринятым стандартным зарядом для пушки, в ходу были оргáны, называемые в Русском Царстве словом сороки, представляющие собой многоствольную конструкцию из множества мелких стволов. В Турции в тех же целях в стволе пушки сверлили множество отверстий, так что получался многоствольный моноблок.
      • Современный вариант: оружие компании Metal Storm — много стволов, заряженных зарядами по принципу римской свечи и с электронным запалом, так что каждый ствол теперь ещё и выдаёт целую очередь.
  • Вообще есть такое понятие «Масса секундного залпа», которое как раз относится к видам оружия описанным выше. Главное — количество свинца выпущенного за секунду!
  • Артиллерия — бог войны, потому что она бог дакки: её цель — доставить к врагу как можно больше взрывчатых веществ в кратчайшее время, следовательно…
    • Именно для решения этой задачи на флоте и появились дредноуты и старый добрый бортовой залп кильватерной колонны.
    • Сбор орудий вместе в большом количестве в рамках батареи, точность и скорость перезарядки компенсируется количеством.
    • Миномёты. Целиться с такой траекторией выстрела можно только по гайдам, дальность маленькая, зато скорострельность раза в два больше чем у гаубиц, соотношение боекомплекта и самого орудия тоже выгоднее.
    • А потом придумали реактивные миномёты, они же РЗСО. Одна машина равна залпу батареи, а по одной они и не ездят. Точность хромает, но не эффективность!
      • Вообще-то, прицел у миномета есть. Обычный оптический. Наводишь на цель, вращая ручку, поднимающую или опускающую ствол. А с закрытой позиции из любой пушки можно стрелять только по гайдам
  • РПГ-18 «Муха». Поскольку приведённый в боевое состояние гранатомёт невозможно вернуть в исходное, армейское наставление предписывает в случае ошибочной активации просто выстрелить куда-нибудь в сторону противника (или в наиболее безопасном направлении, если противник отсутствует).
  • По нормативам, для подавления неподвижной батареи САУ (6-8 машин) на дистанции 16 км требуются три батареи и 902 осколочно-фугасных снаряда. При использовании управляемых - 9.

Примечания[править]

  1. Как-то так эскадра Рожественского во время Гулльского инцидента потратила дохрена снарядов на пальбу по рыбацким лодкам.
  2. Реальность нереалистична — двухствольный АО-63, при всей своей дикой скорострельности, по кучности был вполне сопоставим с победившим в конкурсе «Абакан» АН-94. Другое дело, что такая конструкция была слишком упоротой и даже если бы каким-то чудом СССР уцелел и сохранил прежние расходы на ВПК, принимать такое поделие на вооружение всё равно бы не стали — уж слишком сильны традиции делать массовое, относительно простое и надёжное оружие!
  3. Как минимум, боевой устав сухопутных войск РФ от 2005 года.
  4. Отчасти надёжность достигается именно этим — качественное производство что того, что другого даёт нормально служащее оружие, зато у АК достаточные допуски, чтобы его можно было производить и использовать орковскими методами, а у Эмки нет.
  5. Например будущий ас и Герой Советского Союза Амет Хан-Султан в ходе боя над Ярославлем был вынужден таранить немецкий Ю-88 из-за неспособности его сбить после исчерпания боекомплекта. Конечно, можно списать это на нехватку навыка, но не зря уже в СССР «Харрикейны» при случае подвергали замене вооружения, сменив батарею «плевалок» винтовочного калибра на пару 20-мм пушек ШВАК и 12,7-мм пулемётов УБ.
  6. А вот сами американцы под занавес войны в Корее начали переходить на 20-мм пушки, благо местный вариант знаменитой «Хиспано-Сюиза» наконец-то вылечили от болячек криворукого «портирования», а там и более перспективные разработки подоспели!