Дать поднять оружие

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Вставай, царевич Трои! Я не хочу, чтобы какой-то камень отнял у меня славу. »
— Ахилл в фильме «Троя»

Во время поединка на мечах один из сражающихся выронил меч. Прагматичный боец, особенно антигерой, не преми́нет этим воспользоваться и попытается зарубить противника. Но благородный герой или просто рыцарь крови может проявить великодушие. С прикрученным фитильком, если противник просто упал, причём мечи могут и отсутствовать.

Классикой является то, что чаще всего великодушие проявляет главный герой, чтобы продемонстрировать насколько он хороший и благородный, а главгад выступает прагматичным бойцом, чтобы продемонстрировать коварство. Но встречается и инверсия, когда великодушие проявляет именно главгад, а протагонист может оказаться и прагматичным антигероем.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Многоярусный мир» Ф. Фармера — протагонист, вынужденный драться со странствующим рыцарем, выбивает того из седла, после чего неторопливо спешивается сам, хотя по законам турнира имел право зарубить упавшего. Они сходятся вновь, протагонист сильным ударом обезоруживает противника и вновь дает тому поднять оружие. После этого проигравший рыцарь становится его другом, а у героя устанавливается репутация офигенно крутого и благородного воина.
  • «Потоп» Сенкевича — сражаясь с Анджеем Кмицицем за спасение панны Билевич, великий мастер фехтования и архи-рыцарь Республики Ежи Михал Володыёвский выбивает у него саблю из рук и спокойно разрешает её поднять. Более того, он сопровождает поединок издевательскими комментариями насчёт умения Кмицица, так что под конец тот сам просит его прекратить позор и покончить с ним. После того как Кмициц поправляется (после мощного удара саблей в лоб), они становятся друзьями.
  • Песнь Льда и Пламени — Джейме вспоминает, как сэр Артур Дейн, обладатель метеоритного меча «Рассвет», в бою с разбойником на прозвищу Улыбчивый Рыцарь по кусочкам срубил его меч под самую рукоять, Дейн предложил ему взять другой, однако разбойник сказал, что хочет меч Дейна «Рассвет», после чего тот добил его.
  • М. Семёнова, «Волкодав».
«
Рубились герои… Комгал, поскользнувшись, на землю

Коленом припал… Вот сейчас голова полетит!
Сказал Сигомал: «Я победы такой не приемлю!»
И подал ему, наклонившись, оброненный щит.

»
— Вельхская баллада
    • Здесь же, в самом начале, аверсия: Волкодав не позволяет своему врагу взять оружие, потому что пришел не как воин, а как палач. Хотя он и не жалеет о содеянном, но уверен, что все последующие злоключения ему (и даже окружающим) боги насылают именно в наказание за нерыцарский поступок.
  • А. С. Пушкин, «Выстрел» — несмотря на то, что по условиям отложенной дуэли Сильвио имеет право стрелять в графа без ответа, он отказывается стрелять в безоружного и требует, чтобы тот тоже взял пистолет.
    • Но тут возможно дело не в благородстве, а в желании дополнительно поиздеваться.
  • Крис Метцен, «Warcraft: Of Blood and Honor» — благородный Паладин Тирион Фордринг, вступив в бой с одиноким орком и ранив его в ногу, следуя своей чести дает ему встать, чтобы продолжить бой. В ответ орк салютует ему, а потом, когда человек оказывается придавлен в обрушившейся в результате их схватки старой башне, благодарный орк спасает его, потому что благородный воин не должен умирать как крыса.
  • Эллис Питерс, «Один лишний труп» — зигзаг в поединке Хью Берингара и Адама Курселя: когда у Курселя ломается меч, и он вынужден взяться за кинжал, Берингар бросает на землю свой меч, чтобы уравнять шансы. Бой продолжается на кинжалах, в ходе схватки противники снова оказываются у края ристалища… и Курсель без зазрения совести хватает брошенный меч Хью. Впрочем, это ему не помогло: Хью не растерялся, пошел врукопашную, и пока они, сцепившись, катались по земле, Курсель напоролся на собственный кинжал, который бросил, потянувшись за чужим мечом. Не шутят с Божьим судом, ох, не шутят...

Театр[править]

  • «Кармен» — в поединке на ножах Эскамильо обезоруживает Хосе, но Хосе требует продолжения поединка. Эскамильо не только даёт ему поднять нож, но и настаивает, чтобы он немного передохнул перед повторной схваткой. Это доказательство того, что Эскамильо — хороший парень.

Кино[править]

  • Долларовая трилогия:
    • «За пригоршню долларов» — в финальной дуэли Человек без имени, выбив у Рамона из рук разряженную винтовку, сам поставил себя с ним в равные условия — разрядил свой револьвер и кинул себе под ноги. У него немного ранее с Рамоном вышел спор, всегда ли человек с револьвером проигрывает человеку с ружьем…
    • «На несколько долларов больше» — а тут Эль Индио пытался провернуть что-то подобное с полковником Мортимером, только о равных условиях речи не шло — свой револьвер Индеец из рук не выпускал. К счастью, вмешался Человек без имени, и свел дело к традиционной вестерн-дуэли.
  • «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» — зигзаг: заглавный герой позволяет Буагильберу поднять выбитый меч, но когда меч роняет ломает сам Айвенго, храмовник собирается его просто убить. Кстати, они дерутся в арсенале.
  • «Троя» — Ахиллес дал подняться Гектору (см. эпиграф).
  • «Король Артур» (2004) — король саксов не просто разрешает поднять меч Тристану, но и подбивает его (меч) ногой, чтобы было недалеко за ним тянуться.
  • «Ф.О.Р.С. 3.0» — ровно то же самое, что в предыдущем примере. Пал Палыч подпинывает световой меч, который выбил из руки Об-Ивана. Впрочем, тот просто подтягивает меч себе в руку Силой, поэтому с прикрученным фитильком.
  • «Обитель зла: Апокалипсис» — главгад заставляет Элис драться с Немезисом, чтобы выяснить, кто из них круче. Когда Немезис отрывает кусок железной ограды и чуть не убивает Элис, главгад бросает ей пару полицейских дубинок, чтобы снова уравнять шансы. Та в итоге насаживает мутанта на им же обломанную железяку, но отказывается его добивать, поскольку узнает в нем своего напарника из первого фильма. После чего он тоже ее узнает и переходит на ее сторону.
  • «Волкодав» — ГГ бросает Людоеду меч, притом что в книге пронзил его копьём прежде, чем тот добрался до оружия, потому что пришёл для мести, а не для поединка.
  • «Герой» — когда Император распознает, что Безымянный пришел его убить, он кидает ему свой собственный меч. Но тот уже передумал его убивать.
  • «Ермак» — когда Иван Кольцо (в исполнении Джигурды) выбивает саблю у турецкого посла, другие казаки кричат «Не руби безоружного, Иван!». Он даёт противнику поднять саблю. После чего пинает в пах и сносит голову.

Телесериалы[править]

  • Могучие рейнджеры: Потерянная галактика — интересный пример. Тричерон вызывает своего заклятого врага Магна-защитника на рукопашный поединок, воткнув мечи в землю. В ходе боя злодей коварно хватает оба меча, отвечая на упрек, что он вообще-то злодей, после чего бросает противнику его меч, сказав что так будет интересней.

Мультсериалы[править]

  • «Мстители: Величайшие герои Земли» — с прикрученным фитильком: Доктор Дум, заставший Старка врасплох в экипированной броне Железного Человека, но без шлема, сначала сразился с ним, не дав надеть шлем, но в конце боя, демонстрируя мирность своих намерений, сам же вручил его Тони.

Аниме и манга[править]

  • Azumi (манга и фильм, без аниме) — Могами Бидзамару вдавил педаль в асфальт: заметив, что у противника один из двух мечей сломан, приказал своему слуге одолжить противнику меч на замену.
  • Hellsing — Гауптштурмфюрер сам дал Виктории серебруршку.

Видеоигры[править]

  • The Elder Scrolls 3: Morrowind — сражаясь с лордом Даэдра Мехруном Дагоном, Вивек позволил ему поднять оружие. Проходя путём Паломника, протагонист повторяет его деяния и вручает меч дреморе.
  • Quest for Glory — в бою с драконом главгада Хавином главгерой выбивает его меч. Если он хочет стать паладином, то должен позволить ему поднять оружие.