Дауншифтер

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Ах, если бы вы видели, какую капусту я вырастил в Сплите, вы бы не спрашивали, почему я не хочу возвращаться. »
— бывший римский император Диолектиан

Дауншифтер — персонаж, который сознательно отказывается от того, что в окружающем его обществе считается атрибутами успеха: карьеры, богатства, власти, и т. п.

Может по совместительству быть просветленцем. Противотроп — путь наверх. Родственный троп — добровольно примкнуть к пострадавшим.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Явление аскетизма как таковое. Искусственно снизив потребности низшего уровня, аскет открывает себя для потребностей духовных.
    • Не искусственно, а по своему усмотрению. Не все, что естественно для ап выше, естественно для других. Или вы хотите сказать, что простой монах может подолгу не есть/пить/какать/писать?))
  • Мета-пример — монахи(ни). Если, конечно, они соблюдают обеты и не используют постриг как карьерную лестницу. Менее раскрученный, но более соответствующий тропу пример — трудник: живёт в монастыре, но и в монахи продвигаться не планирует.
  • Ещё один мета-пример — примитивная цивилизация, если её представители сознательно отказались от технологических благ.

Фольклор[править]

  • Популярный анекдот о разнице западного и африканского менталитета:
«

В тенечке под пальмой лежит негр, отдыхает. Идет поблизости белый и говорит негру: — Чего ты лежишь под деревом, на котором столько бананов? Возьми палку, сшиби несколько штук, пойди на рынок и продай их… — Зачем? — Как зачем? Деньги получишь — наймешь еще десяток негров, которые будут бананы с пальм сшибать, а ты будешь продавать. — Зачем? — Потом наймешь сотню негров, посадишь тысячу пальм и будет у тебя огромная банановая плантация. — А это зачем? — Будешь богатый. Другие будут работать, а ты будешь только лежать в тенечке под пальмой и отдыхать. — А сейчас я что делаю?

»
  • Легенды Юго-Восточной Азии о том, что орангутаны когда-то были людьми, но ушли в леса и разучились разговаривать, чтобы не работать.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин, «Цыганы» — Алеко, сбежавший из города к этим кочевникам.
  • Н. С. Лесков:
    • «Скоморох Памфалон» — богач Ермий раздаёт всё своё имущество и уходит в отшельники. Потом повторяет: из почитаемого чуть ли не святым отшельника становится простым пастухом.
    • «Некрещёный поп»[1] — герой отказывается от богословской карьеры и становится сельским священником.
    • «Фигура» — офицер, которому пришлось уйти из полка, потому что его представление о милосердии вошло в противоречие с «дворянской честью», получил от набожного генерала совет идти в монахи, но даже обещанная протекция («Я вам сейчас дам письмо к Иннокентию!») его не соблазнила. Генерал так и не понял, почему человек, равнодушный к сексу и не едящий ни мяса, ни рыбы («вы природный монах»), не пошёл в монастырь. А тот хотел зарабатывать на пропитание своими руками и стал огородником, да ещё и кормил чужую внебрачную девочку.
    • «Полунощники» — красавица Клавдинька, дочь богатейшего купца, тратит все деньги на школу и вообще на помощь бедным детям, «вместо того, чтобы народить своих детей да их в ласке нежить и им свой остаток капитала передать», по словам недоброжелательницы. Больше всего врагов Клавдии, которая ещё и в православии разуверилась, злит, что таких, как она, правительство недостаточно «донимает» — «на сковородку бы их босыми ножками да пожаривать».
    • «Зимний день» — другая такая же героиня, Лидия, шокирует большинство своей родни тем, что учится на фельдшерицу и вообще «её ученьям несть конца: и гимназия, и педагогия, и высшие курсы — всё пройдено, и серьги из ушей вынуты, и корсет снят, и ходит девица во всей простоте». Тётушка пытается её напугать хамством со стороны будущего начальника, «какого-нибудь лекаришки».
«

— А если это так случится, что же ты сделаешь? — Я пожалею о человеке, который так грубо обойдётся со мной за то, что я не имею лучших прав, и только потому, что мне их не дали. — И тебе не будет обидно? — За чужую глупость? Конечно, не будет.

»
— .
  • А. П. Чехов, «Степь»: Соломон спалил в печке наследство — шесть тысяч рублей, и теперь он лакей на постоялом дворе своего брата Моисея. Но он не хочет быть рабом богатства.
  • Братья Стругацкие:
    • «Град обречённый», Ван Лихун — педаль в пол. «Лучше всего быть там, откуда некуда падать. Но это обязательно. Или приходится прилагать такие усилия удержаться, что лучше уж сразу упасть. Я знаю, я всё это прошёл».
      • Дополнительного шарма добавляет то, что в местном социальном эксперименте должности получают непредсказуемо в рамках эксперимента. С одной стороны, даже задача «не подняться» превращается в вялотекущий майндгейм с закулисными экспериментаторами, с другой — никакой выгоды в этом в принципе нет, только явно унаследованная из его китайского опыта паранойя.
    • «Отягощённые злом» — рассуждение о «неедяках»[2]. «Уровень потребностей у всех „неедяк“ настолько низок, что выводит их всех за пределы цивилизации, ибо они не участвуют во всеобщем процессе культивирования, удовлетворения и изобретения потребностей».
      • К «неедякам относятся» в том числе и «фловеры» («флора»), списанные с хиппи, которым посвящена значительная часть романа.
  • Б. Акунин, «Внеклассное чтение» — Данила Фандорин, удалившись от двора, поселился в глуши и занялся лечением крестьян.

На других языках[править]

  • Жюль Верн, «Дети капитана Гранта» — во вставной притче, рассказанной Паганелем, принцу, желавшему стать счастливым, посоветовали надеть рубашку счастливого человека. Тот обошёл множество людей разных сословий, но счастливых людей не нашёл. Наконец, встретил бедного крестьянина, который шёл за плугом и весело напевал. Он заявил принцу, что совершенно счастлив и не поменялся бы местами с королём. А, когда принц попросил его рубашку, крестьянин отвечал: «Рубашку? А у меня её нет».
  • С прикрученным фитильком — Шерлок Холмс, который отказался от блестящей карьеры сыщика в Лондоне и уехал в глубинку разводить пчёл.
  • Редьярд Киплинг, «Книга джунглей», «Чудо Пуран Бхагата» — министр индийского княжества вдруг без видимых причин оставил свою должность, всё имущество, ушёл в горы и поселился отшельником. Подружился с животными и стал почитаться святым у местных жителей.
  • Джек Лондон, «Время-не-ждёт» — ГГ осознанно выбирает банкротство большого бизнеса и положение скромного фермера.
    • Его же «Конец сказки» — герой, состоятельный гениальный хирург, после развода осознал, что у него «было слишком много денег и не было жены, чтобы их тратить», и сбежал от пациентов аж на Аляску. Его нашли и там — причём в этот раз пациентом оказался именно тот, к кому ушла жена героя…
  • Сомерсет Моэм:
    • «Падение Эдварда Барнарда» — Барнард отказывается от возможностей Чикаго ради тихой и спокойной жизни на Таити.
    • «Лезвие бритвы» (нет, не то) — Ларри жертвует не только карьерой, но и унаследованным им богатством.
    • «Луна и грош» — Чарльз Стрикленд, копиркин Поля Гогена (см. «Реальная жизнь»)
  • Клиффорд Саймак — да каждое второе произведение… Конкретно — рассказы «Сосед» и «Эволюция наоборот».
  • Роберт Хайнлайн, «Имею скафандр — готов путешествовать» — отец главгероя (в принципе, и мать тоже, но она на втором плане). «Раньше у меня были большие доходы и ещё большая язва. Теперь у меня доходы маленькие, а язвы нет вовсе».
  • Урсула К. ле Гуин, цикл «Земноморье». Тенар, почитаемая жрица на Каргаде, потом народная героиня и спасительница на Архипелаге, отправилась жить в глушь к волшебнику Огиону, а в конце стала женой простого фермера. Огион тоже подходит — могучий волшебник, остановивший землетрясение, живёт отшельником. Да и сам великий волшебник Гед после спасения Земноморья ценой своего магического дара пережил экзистенциальный кризис и стал простым фермером.
  • Орсон Скотт Кард, «Дети разума» — с прикрученным фитильком. Выходцы из Полинезии исповедуют философию энафизма и воздерживаются как от излишней роскоши, так и от излишней бедности.
  • Сташефф, серия «Чародей». Откуда в космосе взялся фэнтези-сеттинг? Земные богачи приняли имена правящих династий древности и вместе с другими желающими свалили на новую планету, где реконструировали Средневековье. С другой стороны, с ними отправилось заметное число людей в качестве простонародья. Зачем? А шоб було.
  • Ричард Уормсер, «Пан Сатирус» — внезапно заговоривший шимпанзе заявляет, что его вид более развит, чем люди, объяснив это следующим образом: «Наиболее развитое животное — это существо, сумевшее найти для себя такую экологическую среду, которая полностью соответствует его потребностям, и обладающее достаточным запасом здравого смысла, чтобы не расставаться с ней. Что касается шимпанзе, то нам нужен только густой тропический лес, предпочтительно лиственный. И где мы находим шимпанзе? В густых лиственных тропических лесах — там они ведут спокойную легкую жизнь. Не на Северном полюсе, где им пришлось бы охотиться на белых медведей и одеваться в их шкуры, чтобы не замёрзнуть насмерть».
    • Занудно: мы бы тоже жили в этих лесах, но нашим предкам не хватило там места.
  • Энн Маккефри, цикл «Всадники Перна» — жители планеты Перн являются потомками колонистов, добровольно отказавшихся от высоких технологий, для которых на планете отсутствовали ресурсы. С природным бедствием — нитями, пришлось бороться биотехнологиями (повезло, что среди отцов-основателей был один гениальный генетик и один спятивший от горя агроном). А вот технологии и общественно-экономический строй удалось удержать на уровне позднего средневековья.

Кино[править]

  • «Джиу-Джиу» — глава парфюмерной компании, устав от подковёрных интриг, поселяется на необитаемом острове.
  • «Пляж» — главный герой прибивается к коммуне подобных субъектов.

Телесериалы[править]

  • «Обречённая стать звездой» — известный продюсер и популярный современный композитор Никольский пытался навсегда поселиться у немого деда-отшельника, который выловил его после попытки самоубийства, но пришлось «ожить», чтобы искупить совершенные грехи, потом хотел вернуться, но не вышло.

Мультфильмы[править]

  • «Трое из Простоквашино» — Дядя Фёдор, первый дауншифтер в нашей стране! Ещё и сквоттер.
  • «Человек ниоткуда» (название как отсылка к фильму) — киножурнал «Фитиль» № 323. Бородач, которого главные герои приняли за снежного человека. https://www.youtube.com/watch?v=yfN0E0e3-pM

Мультсериалы[править]

  • «Семейка Тофу»!
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — Джонджон, в прошлом блестящий военачальник Народа Огня, бросил службу и стал отшельником в лесу, помогая повстанцам.
  • BTAS — гениальный ученый, создавший продвинутый ИИ (взбунтовавшийся, конечно) посвятил себя выращиванию помидоров (хотя некоторые старые привычки вроде создания мини-роботов сохранил).

Аниме и манга[править]

  • One Piece — Дофламинго начал свой путь злодея именно из-за дауншифтерства отца.
  • JoJo's Bizarre Adventure — такой деятель выкупил вышку линии электропередач в Морио и живёт на полном самообеспечении вдали от людей. На первый взгляд, у него всё ништяк и абсолютная гармония. На второй — он спит и видит, как бы из своего дома вырваться, поскольку его держит в заточении собственный стенд. Но есть в этой истории и третий слой: товарищ порядком одичал, привык жить на верхотуре и с трудом представляет, как будет заново интегрироваться в человеческое общество. Получив трындюлей, он осознал, проникся и встал на путь исправления, пообещав смирно сидеть на своей башне.
  • Shissou Nikki — автобиографическая манга Хидэо Адзумы, в которой он подробно описывает, как ушёл от семьи и с работы мангаки (был не в силах справиться с давлением), став сначала бездомным, потом рабочим газовой компании, а ещё позднее скатился в алкоголизм и попал в реабилитационный центр.
  • Sakura Quest — Санаэ Козуки сознательно бросила престижную высокооплачиваемую работу в Токио и переехала за полгода до ГГ в захолустную Манояму, чтобы жить в традиционном японском доме и продвигать сознательное потребление.

Видеоигры[править]

  • Stardew Valley — завязка игры. Главному герою надоело жить в большом городе и приезжает в маленький городок Пеликан, где он наследует от своего покойного дедушки ферму.
    • А сабж ли это? Неизвестно ведь, кем был герой в большом городе — возможно, ферма для него — богатство и возможность перестать вкалывать на чужого дядю.
      • Всё зависит от отыгрыша роли, разумеется. Игрок может сказать Лее, что он приехал на ферму либо просто заработать денег, либо же ощутить здесь настоящую жизнь. Игрок может сам выбирать как он продвинется по игре: будет собирать вещи для восстановления клуба или же будет сотрудничать с ДжоДжа Мартом?
  • Red Dead Redemption 2 — Артур может встретить представительницу тропа как раз в тот момент, когда она плачет на могиле своего мужа, тоже дауншифтера, который решил поселиться с женой подальше от порочной цивилизации, не обзаведясь достаточным навыком выживания.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — эльдары-изгои (они же «ушедшие», они же «экзодиты»). Смутно понимая, что безудержный гедонизм ни к чему не приведет, покинули разлагающуюся империю ради простой и честной жизни на удаленных планетах. Любопытно, что по итогам воплотили все черты тропа: с одной стороны они действительно избавились от проклятия и не нуждаются в камнях души, чтобы спастись от Слаанеш (души умерших изгоев присоединяются к совокупной душе планеты), живут в гармонии с природой и с собой. Но с другой стороны — совершенно беззащитны перед внешними агрессорами и полностью зависят от сородичей с Рукотворных миров, а также утратили научные и псионические знания.

Реальная жизнь[править]

  • Диоген Синопский — практически кодификатор тропа для западной культуры. Ну и все направление философов-киников за ним вослед.
  • Римский император Диоклетиан заболел, отказался от власти и уехал на родину, в Иллирию. На предложение вернуться к власти ответил отказом: «Если бы вы видели, какова капуста, которую я вырастил, то не стали бы приставать».
    • Правда, отказался он только от оперативного управления страной, но не от роскошной жизни, прилагавшейся к императорскому статусу.
  • Ли Тэгуай — китайский аналог графов Калиостро и Сен-Жермена, тоже бессмертный. В отличие от них, вёл образ жизни самого настоящего бомжа, а ещё был искусным врачом, лечившим людей бесплатно.
  • «Хождение в народ» — популярное явление среди российской интеллигенции 1870-х годов. Зачастую сочеталось с революционной агитацией среди крестьян.
  • Лев Толстой героически пытался стать сабжем, ходил босой и даже пахал землю. Как получилось — судить трудно. Возможно, был вдохновлён предыдущим пунктом.
  • Туда же и Мохандас Ганди, который в молодости начинал, как преуспевающий адвокат и защитник рабочих, а достигнув зрелого возраста, призывал вернуться к ручному производству всего необходимого, чтобы не зависеть от фабричных изделий англичан, и сам подавал пример.
  • Поль Гоген, бросивший работу брокера и уехавший в Океанию заниматься живописью.
  • Военачальник Великой Отечественной, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Бондарев после отставки вернулся в родное село и стал председателем колхоза. С фитильком, так как председатель колхоза — должность ответственная и совсем не простая, но в любом случае в армии для карьерных возможностей было больше.
    • Это скорее красивая легенда. В отставку он вышел по болезни (и в 1955 году, что могло означать и другие варианты), а председателем колхоза стал через 5 лет.
  • Движение хиппи.
  • Возможно, старец Федор Кузьмич и монахиня Вера Молчальница.
  • Американский режиссёр и сценарист Джон Хьюз, в 1996 году уехал в провинцию и занялся фермерством.
  • С прикрученным фитильком — Перельман, отказавшийся от премии в миллион долларов.
  • Хосе Мухика, президент Уругвая в 2009-15 гг. — «el presidente más pobre» («самый бедный президент»). Жертвовал на благотворительность 90 % президентской зарплаты. Живёт с женой в сельском доме на ферме. Воду сам носит из колодца во дворе. Самой крупной личной покупкой за время президентства стал «Фольксваген Жук» 1987 г. выпуска.
  • Одна из старых традиций японцев: всего добившись в жизни, японец должен уйти из дома и начать все сначала.

Примечания[править]

  1. Как он оказался некрещёным? Отец приказал везти его крестить как раз во время сильной метели. Повёзшая младенца женщина здраво рассудила, что этак они все погибнут, и вернулась с полпути, надев крестик на ребёночка и соврав, что обряд был проведён. А что записи в метрической книге нет — часто бывало: священник с дьяконом так налижутся, что забудут об этом. Правду раскрыла только перед смертью. Епископ признал крещение состоявшимся, потому что в исключительных случаях оно может быть проведено любым человеком, который может сказать «Во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Та женщина именно так и сказала, надевая на младенца крестик, но сама до конца жизни считала его некрещёным.
  2. Слово «неедяка» придумал и использовал в одном из своих рассказов писатель середины прошлого века Илья Варшавский. У него «неедяки» — всем довольные жители иной планеты, прогресс коей начался только после того, как пришельцы-земляне напустили на них блох. Примечание персонажа.