Да ночь продержаться

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Нам бы день простоять, да ночь продержаться — а к утру подойдет Красная Армия! »
— Мальчиш-Кибальчиш
« Ждите меня с первым лучом Солнца, я приду на пятый день с востока... »
— Гэндальф Белый

Восход солнца. Крик петуха. Начало нового дня. Это мощные символы в человеческом сознании: символы возрождения, спасения, возвращения мира и безопасности. И в произведениях они часто понимаются предельно буквально: ночью властвует нечисть и тёмные силы, но стоит взойти солнцу, как зло отступает и бежит. Возможно, оно боится солнечного света. Возможно, оно боится самого символа: частенько попадаются легенды, когда зло оказывается обмануто фальстартным криком петуха в три часа ночи.

В более реалистических произведениях нечисти, конечно же, нет, но тёмные силы представлены вполне физическими, двуногими и разумными врагами — от орков, осаждавших Хельмову Падь и Минас-Тирит, у Толкина, до буржуинов в сказке про Мальчиша-Кибальчиша. Солнечного света они не боятся, но на рассвете приходит кавалерия, которая их разгоняет.

Если ночь была не простая, а нескончаемая, то восход солнца произойдет одновременно с финальной победой сил добра. Ура героям, которые смогли так нескончаемо долго продержаться.

Сравните с другими тропами: Нескончаемая ночь, Низкая облачность, возможен кратковременный рок.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Гарри Поттер — и Дары Смерти. В момент, когда Гарри заканчивает лекцию Тому Реддлу и оба наносят последний удар, восходит солнце. Ночью была Битва за Хогвартс.
  • Н. Гоголь, «Вий» — две ночи читал Хома Брут молитвы при гробе панночки, и каждый раз нечисть бежала при крике петуха. Если бы он не взглянул в глаза Вию, продержался бы и третью ночь, но черти обнаружили его и колотили его так усердно, что опоздали спрятаться обратно в ад и навеки завязли в окнах храма.
  • «Хоббит» — боя не было, но Гэндальф успешно морочил поймавшим всех его спутников троллям головы, чтобы потянуть время. «Рассвет вас застанет — и камнем всяк станет!»
  • Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита» — четырнадцатая глава так и называется: «Слава петуху!». От расправы со стороны вампиров финдиректора Римского спасает именно предрассветный крик петуха.

Кино[править]

  • «Властелин Колец» — конкретно фильм «Две крепости». Защитники Хельмовой Пади подзабыли слова мага, пока шли к крепости и обороняли её, но, продержавшись ночь они получили подкрепление в виде восходящего солнца и Гэндальфа с войском, атакующего врага со стороны восхода.
  • «13 часов: Тайные солдаты Бенгази» — главным героям надо было продержаться до прихода группы эвакуации.
  • «Псы воины» — для героев главное — дотянуть до рассвета.
30 дней ночи
  • «30 дней ночи» — фильм давит педаль в пол: главная пара героев на горном выступе встречает восход солнца, чтобы укушенный вампиром мужчина сгорел до превращения в монстра в объятиях своей жены. Неожиданно роматичная, но в то же время, драматичная сцена, учитывая все ужасы, через которые пришлось им пройти за 30 дней полярной ночи.
  • «От заката до рассвета» — именно то, что написано на упаковке. Хотя герои, встретившись с не вполне стереотипными вампирами, об этом как-то позабыли.
  • "Балканский Рубеж" - в задачу отряда спецназа была задача взять аэродром в Слатине тихо и без шума. Только никто почему то не догадался им рассказать - что это опорная база боевиков. Теперь главной задачей стало протянуть до утра, до подхода колонны десантников.
  • "Патруль" - главных героев, Завалу и Тейлора, двух патрульных, боевики картеля выбрали своей целью. И время для этого подобрали максимально удачное, ночную смену в отдалённом районе Южного Централа.

Телесериалы[править]

  • Секретные материалы — в одной из серий героям угрожали мелкие, но многочисленные и прожорливые жучки, которые боялись только света (точнее он их успокаивал и они не нападали). А топлива в генераторе почти не осталось…

Мультфильмы[править]

  • «Ух ты, говорящая рыба!» — «добрый» Ээх обещал отпустить стариков, если они смогут рассказывать ему сказки до рассвета. В итоге, правда, сам до утра не продержался…

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994) — как правило инверсия. Днём гаргульи обращаются в камень, поэтому им частенько приходится торопиться, чтобы успеть одолеть своих противников и завершить другие важные дела до рассвета.
    • В эпизоде с говорящим названием «Долгий путь до рассвета» (1 сезон, 11 серия) можно-таки наблюдать прямой отыгрыш. Демона подстрелила Голиафа из лазерной пушки, и Гудзону пришлось всю серию таскать серьёзно раненого друга на себе, убегая и прячась от злострелючей рыжей бестии. Единственный шанс на победу заключался в том, чтобы продержаться до рассвета — и тогда все гаргульи окаменеют, Демона лишится возможности их преследовать, а рана Голиафа исцелится. Впрочем, с точки зрения Демоны это всё та же инверсия, ибо ей нужно было успеть добить обоих прежде, чем взойдёт солнце.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» (2005) — мрачная инверсия в финале первого сезона. Как раз лунной ночью маги Воды, обороняющиеся от флота народа Огня, особенно сильны. Зато рассвет, символ надежды, предвещает им крупные проблемы — ведь солнце усиливает способности магов Огня…

Веб-комиксы[править]

  • «Замри. Замолчи» — самая масштабная битва Первого приключения: ночь, заграждения, бронированный автомобиль в центре поля, кольцо нежити и попытка героев дожить до рассвета или дорого продать свои жизни. Бой заканчивается раньше только благодаря магической поддержке.

Ранобэ, манга и аниме[править]

  • Munou na Nana — Юка, эспер-некромант, может контролировать мертвецов только в ночное время суток, но с первыми лучами Солнца и до заката её способность прерывается. Прознавшей её грязный секретик Нане это очень сыграло на руку, когда Юка загнала её в угол, но из-за рассвета лишилась своих дохлых марионеток.

Видеоигры[править]

  • Оборона Хорнбурга повторена в первой «Битве за Средиземье»: на рассвете к гарнизону прибывает подкрепление из армии Эомера, которую игрок всё это время собственноручно прокачивал в предыдущих миссиях кампании. А до тех пор необходимо держать натиск огромной армии очень хорошо экипированных и обученных урук-хай Сарумана, и, надо сказать, данная задача весьма непростая.
  • Starcraft II: Wings of Liberty — Миссия «Эпидемия», в которой нашу базу по ночам осаждают бесчисленные инфицированные вирусом зерга «зомби»-колонисты, уязвимые к солнечному свету.
  • Dragon Age — квест по защите Редклиффа от нежити. Если отказаться помогать и уйти с локации, то деревня погибнет.
  • Until Dawn — собственно главным героям надо как-то пережить ночь полную маньяков, психов и монстров. Маньяк был розыгрышем, псих, вообще-то, хороший, а вот монстры абсолютно реальные
  • Minecraft же! Точнее, монстры начинают появляться вообще в любой темноте, включая грозу и даже тёмный лес, но солнечный свет обладает особыми свойствами и убивает или нейтрализует практически всех врагов. Первое время игрок как раз проводит в режиме «да ночь продержаться», а потом обзаводится надёжным убежищем и кучей дел, которыми можно заняться в нём в тёмное время.
    • Не практически всех. Остаются криперы и злодеяне, а это довольно прилично.
  • Terraria — в отличие от примера выше, здесь спавн разных неприятных личностей на поверхности в обычных биомах привязан именно к времени суток, а с наступлением дня они быстро про вас забывают, уходят за край экрана и исчезают бесследно. Имеется также кровавая (а так же морозная и тыквенная, но они вызываются самим игроком) луна, осада монстров, заканчивающаяся с рассветом. Некоторые боссы, например Глаз Ктулху и Уничтожитель также сваливают на рассвете.
    • Инверсия со Скелетроном (и его Прайм-вариантом) и Императрицей Света, которые с рассветом превращаются в ваншот-машины.
    • В хардмоде есть и другая инверсия — солнечное затмение, когда с утра до ночи мир заполоняют очень злые и целеустремлённые отсылки к известным ужастикам. Зигзагом: ничего не мешает кровавой луне произойти сразу перед затмением, и в таком случае рассвет станет вовсе не облегчением (затмение опаснее).
  • Five Nights at Freddy's же!
  • Knock-knock — пополам с Нескончаемая ночь. Во сне (уровни с глазом) действительно нужно всего лишь потянуть время до утра. А вот в реальности (уровни с домом) время остановилось, и главному герою приходится вручную «торопить» его на час вперёд. Настоящий рассвет игрок увидит только в концовке.
  • Ancestors Legacy — первая миссия в кампании Рюрика. На рассвете к Видару и Придбору прибудет Рюрик с подкреплением, а до тех пор необходимо держать оборону против заметно превосходящих сил противника.

Интернет-проекты[править]

  • SCP-3008, бесконечный магазин IKEA, посетители которого не могут найти выход, и им приходится основывать поселения. Кроме них, в магазине живут НЁХ в форме сотрудников IKEA, которые днём пассивны, а ночью требуют покинуть магазин, при этом яростно атакуя посетителей, пока не убьют. По этой причине поселения попаданцев окружены импровизированными стенами: чтобы выдержать осаду «персонала».

Музыка[править]

  • Тэм Гринхилл, «Стражи последнего рубежа»: «Если мы доживём до рассвета — наша вера будет жива!»
  • Король и Шут, «Мёртвый Анархист»: «Утро крестьянам помогло, / Солнце трупы за полчаса сожгло.»

Реальная жизнь[править]

  • Исторический пример — гибель «Титаника». Подавшему в двенадцать часов ночи сигнал бедствия лайнеру пришёл ответ с ближайших судов, что первый из них («Карпатия») сможет добраться до указанных координат и спасти находящихся на борту пассажиров и экипаж не раньше четырёх утра. Увы, лайнер ночь не продержался и затонул намного раньше.
  • Мирный вариант — вполне себе рабочий момент у полярников, месяцами работающих на полярных станциях в полярную ночь. Что характерно, из той же Антарктиды увозят их чаще всего как раз в полярный день из-за боле мягкой погоды.
  • А вот уже относительно не мирный — работа в полиции и ей подобных формированиях в ночную смену.
    • Тогда уж, любой наряд в армии.
  • Ещё такое бывает когда человеку холодно, и он по каким-то причинам не может согреться здесь и сейчас; например — в ситуации выживания без спичек. В таких случаях восхода солнца ждут с нетерпением — после оного температура воздуха начинает плавно подниматься, и обморожение (либо даже смерть от гипотермии) перестаёт быть угрозой.
    • Автор правки, мотоциклист, неравнодушный к дальним поездкам, подтверждает: ночью действительно холоднее, чем днём, а уж если к этому присовокупить продувающий насквозь ветер, то даже при +10 получается такая холодрыга, что приходится останавливаться и разбивать до утра палатку, ибо от холода не всегда спасает даже зимняя одежда.
  • Из той же оперы — приключения заблудившегося человека в ночном лесу. Как ни крути, а выйти из леса ночью очень трудно, и можно только наудачу; но намного вероятнее лишь заблудиться ещё сильнее, а то и вовсе — покалечиться впотьмах. Утром, ориентируясь на восход солнца — намного легче.
  • А ещё — и знакомый до боли (буквально) подавляющему числу читателей посмотрельника случай, когда поздним вечером или ночью разболелся зуб или что-то ещё, не требующее немедленного вызова «скорой». Поликлиника с дежурным врачом открывается только утром, а заснуть не даёт боль. Приходиться держаться до утра…
    • Аналогично у курильщиков когда курево ВНЕЗАПНО почти закончилось, а магазины закрыты. Раньше хоть круглосуточные ларьки были… Приходится держаться до утра на том что осталось.
  • Ещё один мирный вариант — случай опоздания на последний рейс общественного транспорта пригородного или междугороднего сообщения; чаще всего под этим подразумевается электричка. Опоздавшему в таком случае приходится коротать ночь в нескольких десятках километрах от дома на станционной скамейке, чтобы отправиться домой первым утренним рейсом.