Деизм

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Deism / Useful Notes. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Деизм — мировоззрение, согласно которому Бог несомненно существует (возможны даже логические выкладки в пользу этого тезиса). Но при этом Бог, создав мир и установив действующие в нём законы, отказывается от (почти) любого дальнейшего вмешательства, поскольку предпочитает роль всемогущего наблюдателя. Может исповедоваться искренне или как прикрытие атеизма либо агностицизма (в странах, где прямое высказывание соответствующих взглядов небезопасно). Популярен среди учёных-идеалистов, неосознанно разделяется большинством современных «верующих» всех религий.

Деист признаёт существование Бога, иногда — креационизм (за неимением достойных альтернатив). Отрицает божий промысел (вмешательство в дела людей), иногда — наличие Замысла. Не признаёт догматы, церковь, чудеса, откровения, молитвы, все виды поклонения (за ненадобностью) и т. п.[1] Принципиально не противоречит большинству религий, но в православии считается чем-то плохим, и даже придуман обоснуй — где нет молитвы, там и Бога нет.

Родственный троп — Бог покинул этот мир.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Многочисленные пословицы типа «на Бога надейся, а сам не плошай» намекают на невозможность, или, во всяком случае, маловероятность прямого божественного вмешательства.
    • Либо на то, что в христианстве называется синергией: Бог отвечает Своей помощью на усилия самого человека, «девятьсот девяносто девять камней Бог поднимет за тебя, но тысячный камень ты должен поднять сам».
  • Хаос из греческой мифологии: создал мир, но никак на него не влияет и в дальнейшем в мифах не фигурирует.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Н. С. Лесков, «Соборяне» — ученик Алёша Лялин заявляет учителю, что «допускает только Бога Творца, но не признает Бога Промыслителя».
  • Л. Н. Толстой, «Разрушение Ада и восстановление его» — предлагаемая картина мира близка к деистической; отрицается воскресение Христа и другие чудеса, а также действенность церковных таинств.
  • Ник Перумов — в Упорядоченном именно такая картина в целом: Творец его создал и отстранился. С прикрученным фитильком — последним его актом творения были Молодые Боги, которые впоследствии пытались с ним связаться, но безрезультатно.
    • Так безрезультатно же. Были бы с ним постоянно на связи — фитилек бы тем самым прикрутили. Да и действовали уже давно в своих интересах, а как запахло жареным, побежали папку звать. А вот Дальние, будучи самым последним экспериментом Творца, действуют и поныне так, как он замыслил. Вот это фитилек прикручивает.

Зарубежная[править]

  • Станислав Лем, «Профессор Коркоран» — ГГ ничего не меняет в созданной им виртуальной реальности, несмотря на периодически возникающий соблазн.
  • Артур Кларк, «Звезда» — зигзаг: одно из евангельских чудес (вифлеемская звезда) объясняется рационально, как вспышка сверхновой, хотя верующий рассказчик все же предполагает, что эта вспышка могла быть инициирована Богом.
  • К. С. Льюис, «Мерзейшая мощь» — зигзаг: Бог не мог бы послать подчинённые ему силы на Землю для разрушения демонического Института, если бы люди до этого не нарушили изоляцию Земли сами своими перелётами к Марсу и Венере.
  • Лавкрафтианские ужасы — Азатот, здешний Творец, одновременно со всемогуществом полностью безумен и неадекватен, а потому на реальность сознательно в силу своего слабоумия не влияет, однако может по желанию левой пятки как создать, так и уничтожить бесконечное множество вселенных.

Телесериалы[править]

  • «Сверхъестественное»: зигзаг с местным всевышним. Поначалу Дин искренне уверен, что Бога нет; затем, познакомившись с ангелами, он волей-неволей признает существование Творца, но тут выясняется, что Бог так давно и надолго покинул свое творение, что ангелы сами впали в деизм и утратили веру в его возвращение. И действительно, Бог поначалу выглядит точь-в-точь как сабж этой статьи — ни во что не вмешивается, предоставляя событиям идти своим чередом и переложив спасение человечества на плечи Винчестеров. Правда, в 11 сезоне ему все-таки приходится принять участие в судьбе созданного им мира, а к финалу 14 сезона он превращается в изрядного козла и собирается выпилить население Земли путем зомби-апокалипсиса.

Видеоигры[править]

  • The Elder Scrolls — Ану и Падомай, первосущества сеттинга, в то, что происходит в Аурбисе никоим образом не вмешиваются.

Реальная жизнь[править]

  • Одним из первых деистов можно назвать Аристотеля, который считал, что причина мира есть бог — недвижимый двигатель, который запустил однажды вселенскую гармонию, и теперь она работает по установленным богом законам. Помимо главного бога, у Аристотеля были и другие, сотворённые им; отчасти они соответствовали планетам.
  • Был мегамоден в XVII—XVIII веках. Некоторые философы XVII в. и эпохи Просвещения, вроде Гоббса и Вольтера, были деистами. Всплеск популярности деизма в то время был связан с открытиями Ньютона (который был теистом-арианином) и развитием механики, из-за которых Вселенную начали представлять в виде часов, заведённых однажды небесным часовщиком и с тех пор не перестающих тикать.
  • Деистами звали себя многие «отцы-основатели» США, например, Джефферсон и Франклин. Это привело их к чётко высказанному утверждению, что новоявленная страна «христианской» не является. Но во имя Deus Absconditus умоляю, не говорите этого американским консерваторам! Желчью изойдут, а потом в клочья порвут или хотя бы попытаются (по собственному опыту говорю).
  • Попытку создать деистическую религию Верховного Существа и навязать её народу предприняли в конце того же XVIII века французские революционеры. Неудачно.
  • Чарльз Дарвин во время написания «Происхождения видов».

Примечания[править]

  1. Или признает. Или признает, но не все. В конце концов тот факт, что Линкольн и Вашингтон уже два века не принимают участия в управлении США, не мешает поддерживать мемориалы почившим президентам, на фоне которых античные храмы смотрятся бледновато, изучать их письменное наследие, апеллировать к их авторитетному мнению в дискуссиях и т.д. и т.п.