Деконструкция

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Deconstructed Trope. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Интересно, а как будет работать штамп здесь? А так он будет работать и, если да, то как?
« Деконструкцию в условиях становящейся актуальности следует трактовать ещё и как защитную реакцию пытливого ума на ошеломляющую некомпетентность тех, кто решил, что тоже имеет право на высказывание. »
— Сергей Деменский
«

И герои все были развенчаны, Оказались их мысли преступными.

»
— Владимир Высоцкий, стихотворение «Из-за гор — я не знаю, где горы те…»
« Нет ничего гнуснее тех старинных легенд, в которых могучие благородные путешественники просто продолжают двигаться вперёд, от одного абсурдного эпизода к следующему, и у каждого эпизода имеется потайной смысл по крайней мере для одного из этих прекраснодушных болванов — поскольку так требуется для морали, тянущейся иззубренным сверкающим гребнем через всю историю, от головы и до кончика длинного извивающегося хвоста. Легенды, способные жалить. Ну да, они все такие. Для того и придуманы. »
— «Малазанская Книга Павших», книга «Буря Жнеца»
Роршах из «Хранителей» — деконструкция образа супергероя

Деконструкция — переосмысление, но не всякое, не «до наоборот», а только с выявлением болевых точек сеттинга, «теневых сторон» жизни, показанной в нём (занятие, которого принципиально избегают идеализаторы). Деконструкция также возможна по отношению к некоей традиции, славной как раз своим идеализаторством (например, Санса Старк, начинавшая как идеалистка, дева в беде и объект злоупотреблений — деконструкция классического образа «прекрасной девы, во имя которой идут на подвиги», и т. п., Сандор Клиган, антигерой-защитник — деконструкция образа «рыцаря-защитника», и т. п.).

Термин изобретён французским философом Жаком Деррида в 1967 году.

Деконструкция разбирает текст до момента, когда вскрываются его предполагаемые внутренние противоречия между идеями, на которых основан. Цель — показать, что эти основания непреодолимо сложны, нестабильны или невозможны. Деконструкция в целом демонстрирует, что любой текст не является целым, а состоит из нескольких непримиримых и противоречивых смыслов, и потому интерпретация текста не может двигаться дальше определённой точки. Деррида называл эту точку «апорией в тексте», а само деконструктивное чтение называл «апоретическим».

Деконструкция появляется, когда автор подвергает сомнению какой-либо троп или жанр. Она может включать в себя альтернативную интерпретацию мотивов типичного героя, рассматривая, как определённый фантастический элемент повлиял бы на общество в целом, либо делая неприятные предположения, которые классическая интерпретация отметает или не обсуждает.

В целом, в художественной литературе есть два пути для проведения деконструкции:

  • Последовательно и неизменно использовать нужный фантастический элемент, показывая его последствия «в жизни» для «обычных людей», не скрывая ни плохих, ни хороших сторон.
  • Попробовать представить, какие условия в реальности могли бы этот элемент породить, а затем показать, как эти условия повлияли на общество в целом.

Естественно, обе техники могут встречаться как вместе, так и порознь.

Качественная деконструкция, опирающаяся на серьёзную культурную и философскую базу, может так переосмыслить концепции и типажи, что новая трактовка станет общепринятой.

Обратным деконструкции процессом является реконструкция. После того, как деконструкция покажет ошибочность и невероятность предыдущей фантазии, новые авторы реконструируют её, учтя критику так, чтобы она была более приближена к реальности. Наконец, устав от рамок жанра или набора штампов, кто-нибудь непременно его деконструирует.

Хорошим примером может служить архетип супергероя: сначала рыцарь без страха и упрёка, затем — рыцарь, у которого есть чувства, чуть дальше — рыцарь с проблемами, и в конце концов — злодей на стороне добра.

Важно! Поскольку сложилось мнение, что деконструкции — это круто, прогрессивно и для умных людей, не лишне будет озвучить две мысли:

  • Не всё то, что зовут деконструкцией, ею является. Если один-два раза отыграть троп Получилась реальность, это ещё не деконструкция. Темнее и острее — тоже не равно деконструкция, эти две вещи прекрасно существуют друг без друга. Ярким тому примером может послужить мультфильм Шрек, которая деконструрирует тропы волшебных сказок. Но при этом мультфильм не скатывается в мрачнуху. Напротив, это достаточно смешная комедия, в которую можно смотреть всей семьёй.
  • Деконструкция сама по себе не влияет на художественную ценность произведения. История, которая опирается на штампы, но делает это талантливо, всегда лучше неумелой деконструкции.

Примеры[править]

Подстатьи:

Общее[править]

  • «Илиада» Гомера - до него древнегреческие герои несли добро и справедливость, побеждали чудовищ и спасали принцесс. В «Илиаде» сборная солянка всех древнегреческих героев едет в Трою спасать похищенную Елену, троянцы, не выдержав тягот осады, готовы её выдать... и вдруг выясняется, что большинство греков приехало не ради Елены, а в надежде грабануть самый богатый город Ойкумены. Все произведение греки только и занимаются тем, что грабят насилуют и убивают безоружных; к концу произведения настоящими героями кажутся именно троянцы, а настоящими преступниками - не похититель Елена, а ее «освободители».
    • Этот взгляд на Троянскую войну постепенно стал классическим даже у самих греков (особенно неоднозначной фигурой считался Ахиллес), и еще более его подчеркивали недолюбливавшие греков римляне. В пьесе одного из римских авторов, Гектор кричит со стены Ахиллесу «Легко геройствовать когда ты неуязвим!», на что Полит (младший сын Приама, мечтавший вырасти таким как Гектор) отвечает «Герой для банды разбойников мечтающих разграбить богатый город! А для меня — дерзкий беспредельщик, совершенно оборзевший от своей неуязвимости!».
    • Но герои испанских и скандинавских легенд ставят на этом поприще настоящие рекорды, ну или скорее — пробивают дно! Всем известно, что древние испанцы и древние скандинавы славились очень горячим нравом, и считали что «НАСТОЯЩИЙ МУЖИК»(ТМ) не должен сдерживать свои чувства и мысли, а тот кто сдерживает — трус, слабак и не «МУЖИК». На словах это звучало круто, да и в сериале «Викинги» (2013-2020) тоже. Но на деле - даже положительные герои скандинавского эпоса считают что сдержанность — для слабаков, и ведут себя.... вот как бы сказать без мата? В лучшем случае они ведут себя как ходячий анекдот на уровне Жириновского, в среднем — как толпа вандалов, которая тащит все что может унести, и ломает все что не может. А в худшем — их изощренной жестокости и мстительности позавидовал бы даже Джек-Потрошитель! И даже самый мягкая и благоразумная из валькирий говорит «Иметь силу, но не пользоваться ей — все равно что не иметь!»
    • Читатель может спросит «Если это положительные герои, то каковы остальные??». Тогда знакомитесь — Эгиль, сын Скаллагримма, которого сами викинги называли «ходячим бедствием».
  • Дон Кихот — Сервантес хотел написать пародию, а получилась деконструкция всей идеи рыцарства.
  • «Синяя Борода» - деконструкция знаменитого сказочного сюжета «прекрасный принц женится на простой девушке» (причем самое знаменитое произведение этого жанра, «Золушка», написана записана тем же автором). Во взрослой версии сказки сестра героини прямо говорит ей «Богатые женятся на богатых, а красивые на красивых! Если богатый и красивый потерпел полную неудачу с равными, и сватается к бедной - у меня дурные предчувствия!» (в молодости Синяя Борода был довольно красив - иначе бы не смог женится семь раз!).
  • «Синяя Бутылка» Бредбери - красивая, но мрачная деконструкция сказок о джиннах. «Будь наконец взрослым мужиком! Если бы каждый новый владелец бутылки желал дворец - весь Марс был бы во дворцах» - «Значит они пожелали что-то другое...». Вскоре выясняется, что Бутылка дает человеку не желаемое сейчас, а то чего он больше всего желал всю жизнь одним - глоток хорошего «бурбона» (самого дорогого американского виски); а подавляющему большинству других, уставшим от бесконечной погони за счастьем в виде этой самой бутылки - «то, чего они не нашли ни на одной планете», ну то есть свободу от всего негатива, в лучших традициях буддистской «нирваны» и «мортидо» Фрейда. СМЕРТЬ. Хотя среди фанатов Брэдбери распространена мысль о том, что у выпившего из Бутылки тело умирает, а разум отправляется на какой-то более высокий уровень существования - и по тексты явно есть намеки, что Марс опустел именно из-за такого использования Бутылки марсианами Авторы «Пикника на обочине» явно читали это произведение.
  • Киберпанк — в какой-то степени деконструкция право-либертарианской идеи. Государство как подавляющий аппарат перестаёт существовать, но, поскольку свято место пусто не бывает, ему на смену приходят другие «добровольно организовавшиеся» большие киты, и ещё неизвестно, кто окажется хуже.

Классика неприкосновенна? Да щас![править]

  • А. С. Грибоедов, «Горе от ума» — Скалозуб настоящий полковник, фронтовик, спецназовец и по сути дела — единственный полностью положительный герой, тонко троллящий местное общество (первоисточник — К. Еськов, «Америка Reloaded»).
  • «Три мушкетёра» — мушкетёры подонки, алкоголики и предатели родины, Миледи — агент спецслужб и настоящая патриотка (Александр Бушков, «Д’Артаньян, гвардеец кардинала», и Юлия Галанина «Да, та самая миледи»).
  • «Собака Баскервилей» — Стэплтон был невиновен, его жена — неверная сука, злодей — доктор Мортимер, Холмс облажался (первоисточник — В. Щепетнёв, «Подлинная история Баскервильского Чудовища»).
    • Собственно и сама «Собака Баскервилей» Дойля была деконструкцией тогдашних готических ужасов (старинный замок, родовое проклятие, мистическое чудовище... но на самом деле проклятия никакого нет, а есть план Стэплтона). Тот случай, когда деконструкция задала новые каноны.
  • «Остров сокровищ» — весь роман — намеренная мистификация Стивенсона, оставившего массу зацепок и намёков для расшифровки подтекста, почти что все герои — не те, за кого они себя выдают, события развиваются отнюдь не так, как описываются, и из-под маски приключенческой классики для детей и юношества лезет очень мрачное и кровавое произведение (первоисточник — Точинов, «Остров без сокровищ»).
  • Сундук Чезаре Спада - автор аккуратно высчитывает сколько денег было у графа Монте-Кристо, и приходит к выводу: с таким количеством камушков граф стал бы одним бы из богатейших людей в мире, что тогда, что сейчас. Проблема в другом - чем реже и уникальнее товар, тем труднее продать его незаметно и анонимно! Ведь Эдмон Дантес был беглым узником, причем из политической тюрьмы. А человеком, массово продающим алмазы, быстро бы заинтересовались бы налоговая, другие ювелиры (отнимает клиентов). Но больше всех им заинтересовались бы жандармы, и причина проста. Вполне историчный факт: если некий моряк подозрительной внешности придет к ювелиру, и попытается продать алмазик, стоимостью этак в его зарплату за 10-20 лет службы — ювелир подумает что перед ним пират! И в большинстве случаев подумает вполне обоснованно. А закон суров к скупщикам краденого, и тогда и сейчас! Хотя сейчас, в Этой стране, у подозрительно выглядящего человека, не то что алмазы - крупную купюру могут не взять, см. комменты к статье.
  • Фильм «Офелия» (2018) — зачётное переосмысление событий «Гамлета» с точки зрения Офелии.
  • «Гамлет» 1921 года же, с Астой Нильсен. Из политических соображений рождённую принцессу выдавали за принца. Что ещё больше обостряет (и лучше мотивирует) многие шекспировские коллизии (впрочем, версия гибридная, обращается и к первоисточнику, где действует Амлет).
  • Но более известны пьеса Тома Стоппарда (и её экранизация) «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», пересказывающие события с точки зрения этих двух второстепенных персонажей. Конец каноничен.
  • Настольная РПГ «Vampire:The Masquerade» признает подлинными события «Дракулы», но отмечает — Владыка Тьмы собирался захватить мир, но позорно слился четырем гражданским! Причем один из них имел серьезные проблемы как с головой, так и с женщинами! На что он вообще рассчитывал? В «Мире Тьмы» книга Стокера является подробным руководством как вампир НЕ ДОЛЖЕН себя вести!

Научная фантастика[править]

  • «Понедельник начинается в субботу» Стругацких, эпизод путешествия Саши Привалова в мир описываемого будущего — деконструкция всей фантастической литературы о будущем, от античных утопий до социалистической НФ и западных космобоевиков второй половины XX века.
    • Нечто очень похожее происходит и в более раннем рассказе Эдмонда Гамильтона «Невероятный мир», в котором космонавты попадают на Марс, где встречают марсиан, которые кроют матом земных фантастов - психические волны землян идут прямо на Марс, поэтому там сбывается все написанное в земной фантастике.
  • «Мир Полудня» в целом — приглаженная помойка, построенная на садистском промывании мозгов в интернатах и неограниченно-беспредельных полномочиях КОМКОНа-2 (поддержано Лукьяненко - «Звезды — холодные игрушки» и Харитоновым — «Факап»).
  • Том Годвин, «Неумолимое уравнение» — эта повесть вызвала резонанс (и запомнилась), несмотря на все свои недостатки, именно потому, что была деконструкцией тогдашнего НФ-мэйнстрима: всемогутная наука и добрый волшебник учёный, решающий любую проблему взмахом волшебной палочки парой вычислений на верной логарифмической линейке.

«Гарри Поттер»[править]

  • Да, деконструируют произведение, которое само по себе является постмодернистским. Пример — роман Э. Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Плюс, в среде фанатов популярна альтернативная трактовка о том, что Дамблдор — интриган и дамбигад, Волдеморт — идиот и самоуверенный мерзавчик (первоисточник — знаменитый фанатский разбор «Большая игра профессора Дамблдора», хотя «дамбигад» вдавливает педаль этого разбора в пол).
  • 33 несчастья — деконструирует и Гарри Поттера в том числе. Вы крутые и эрудированные дети, ваши родители погибли и за вами охотится злодей с кучей прихвостней. Огромное наследство решит ваши проблемы? Обломитесь, до совершеннолетия вы не можете им воспользоваться, так что полагайтесь только на собственный ум, смекалку и добрых людей вокруг. Кстати, о них. Увы, родители доверили решать ваши вопросы невероятно некомпетентному человеку, который готов сбагрить вас едва ли не первому встречному, лишь бы побыстрее и законно. Каждого вашего опекуна убивает негодяй, а то и вовсе опекуны с ним в сговоре, но никто не поверит вам, что злодей ходит под носом, пока события не примут роковой оборот. А ещё вы в полной мере прочувствуете все «прелести» бюрократии, экспуатации детского труда, системы образования, навозной прессы, идиотов на рабочих местах, людских и общественных пороков и узнаете на себе, что такое толпа с вилами. Вы находите друзей или просто тех, кто может дать вам ответы на ваши вопросы, но их похищают, убивают или вас разлучают с ними неудачные события прежде, чем вы хоть что-то узнаете. Дальше — больше. Ваши родители состояли в тайном обществе, которое боролось со злом, но так ли уж благородны и чисты были они сами? А вот уже и вы совершаете несколько сомнительных с точки зрения морали поступков, пусть даже и так надо было. И да, победить зло окончательно не получится, ведь вы всего лишь трое детей, хоть и одарённых, а многое для вас так и останется загадкой, ведь узнать все тайны невозможно.

Классная школа[править]

  • «Школа» — обыкновенные школьники — примерные пионеры и отличники? Нет, в их 14 лет это курильщики, алкоголики ведущие половую жизнь, на уроках обсуждают пенис Пушкина, а лучшая ученица — козявкоедка, пишущая на всех компромат. Учителя — надёжные взрослые, на которых всегда можно положиться? Да щас! Кандидаты в преподаватели — самовлюблённые эгоисты и недалёкие, потерянные люди. Учительница физики спит с женатым отцом своего ученика, учитель географии занимается разжиганием межнациональной розни, учительница русского и литературы берет взятки, чтобы вытянуть неспособную ученицу на золотую медаль. Школьный изгой — милая, несчастная, непонятная девочка, которую хочется обнять и плакать? Да только она — поехавшая и озабоченная, и именно она виновна в инсульте своего деда. Альфа-сука здесь тоже есть, правда у неё репутация не золотой молодёжи, а шлюхи, так что ей тоже несладко. Нулевой рейтинг налицо. А вместо выпускного — самоубийство. И ни о какой дружбе и взаимовыручке речи быть не может, поскольку весь дружный класс — всего лишь разрозненная кучка невротиков.
  • «Южный Парк» — без комментариев.
  • Gakkou gurashi — строгие учителя, друзья-одноклассники, весёлые мероприятия в клубах-кружках, шкафчики вдоль стен… Только вот всё это в голове жительницы страны эльфов Юки, а в реальности самый настоящий апокалипсис, люди погибли и превратились в зомби и в живых остались только несколько девочек, среди которых та самая.
  • «Класс» — жизнь в обычной школе такая, что двое парней расстреляли часть своих одноклассников, и многим зрителям показалось, что это слишком лёгкое наказание.
  • Final — а здесь устроили своим обидчикам весёлую вечеринку.
  • «Привет, я Николя» — на первый взгляд кажется типичным милым мультиком для карапузов о дружбе, школе и жизненных уроков. Но вы только посмотрите, как общаются и «дружат» местные детишки, какие у них отношения с родителями, учителями и другими взрослыми. Так много негатива, это совершенно не полезно для маленьких зрителей. Ничего не поделаешь, ведь реальная жизнь — не май литл пони, здесь всё не так радужно и дружелюбно.
  • Sparta — деконструкция еще и сериала "Школа". Что если появится человек, обычный 26-летний неудачник, но с больших опытом жизни, чем у школоты, и организует всю вакханалию, превратив в свой аналог СС. А в конце показывается, что таким образом Главгад обработал кучу детей.

Сёнэн — Мир, дружба, пауэр ап?[править]

  • Onepunch-Man — главный герой умеет всё и сразу, так что ни о каком развитии персонажа речи и быть не может.
  • Hunter x Hunter — у нас тут типичный герой сенена: заботливый, храбрый, великодушный, любит своих друзей и не откажется от их спасения? Это очень мило; но что произойдет, если он зайдет слишком далеко в достижении этой цели? Насколько далеко? Являются ли его положительные поступки таковыми… для всех? И какой психологический ущерб причиняет герой, вкладывающий столько себя в спасение кого-то? Ответы находятся в арке Муравьёв-химер.
  • «Герой, с ухмылкой идущий по тропе мести» — очень сильно пересекается с Восхождением Героя Щита, но деконструирована ещё глубже и ещё более жестоко. Кайто когда-то был архетипичным идеалистом и попаданцем, помешанным на пауэр-апе и безоговорочно верящим своим друзьям в новом мире. Как только же он выполнил свою миссию — был объявлен новым воплощением зла и за ним начали охоту его вчерашние друзья и союзники, ему просто и прямым текстом сказали, что всё, что могли у него взять, уже взяли, и никакой, даже призрачной угрозы от него своей власти и влиянию не допустят. Был убит, но сумел вернуться назад ко времени призыва и стал злобным и жестоким отморозком, который первым же делом жестоко отпинал призвавшую его принцессу и пошёл давать по рогам тем, кто его предал. Жалеть их не надо — почти все они оказались эталонейшими сволочами, притворявшимися его друзьями. Прекрасная волшебница, его лучший друг, оказалась маньячкой, одержимой жаждой силой, скормившей демону ради этого души десятков людей, включая и своих сестёр, и теперь желающая убить уже самого героя ради получения его тела для опытов; прекрасная принцесса оказалась лютейшей расисткой и всегда его презирала как неотесанного простолюдина и чужака; архетипичный любезнейший торгаш нажил на нём целое состояние, и когда он пришёл к нему за помощью, легко и просто его предал. Таких гадов там много, короче… Выросли горы трупов.
  • Shingeki no Kyojin — с самого начала всё протекало нетипично для сёнена. Но, «чем дальше в лес, тем больше дров», как говорится. В конце концов, доходит до того, что ГГ, проворачивая «благородный план», убивает сотни невинных граждан (пусть и враждебной страны) и посылает лесом двух самых преданных друзей, втоптав в грязь все их убеждения. Дальше больше — в финальных главах он на полном серьёзе стремится уничтожить весь мир, кроме своего родного острова. Напоминаю, это не ГлавГад. Это наш протагонист.
  • RWBY — Не аниме, но очень, ОЧЕНЬ сильно им вдохновлено, в-основном именно сёненами:
    • Крутая школа с секретом, где готовят демоноборцев? Ну да, только на вас смотрят, как на самоубийц, до выпуска можно и не дожить (а это случается даже в относительно мирное время — Гретчен Райнарт не даст соврать), после него вы становитесь обыкновенными наёмниками, в отсутствие работы и вовсе лихо скатываетесь на дно общества.
    • Мягкий директор с причудами, ментор и отец курсантам? Или древний заговорщик, настолько привыкший к постоянным смертям и предательствам, что утаивает и недоговаривает чуть больше чем всё, и многих своих воспитанников выращивает буквально на убой.
    • Ты — наивный паренёк, батрачишь на ферме и втайне мечтаешь о геройской жизни? Поздравляем, теперь ты — Избранный, и твоя жизнь стремительно превращается в ад. Не спросив, поставили перед фактом и в дальнейшем не сильно интересуются, что у тебя на душе? Так ты «избранный», а не особенный — просто сосуд для древней силы, которая рано или поздно сожрёт твою личность (если не откинешься раньше).
    • Человечество сплотится против древнего апокалиптического маньяка позабыв все распри? Щас! Они вцепятся друг-другу в глотки, чтобы поправить умирающим миром чуть дольше. Ну или сбегут по принципу «моя хата с краю», как будто их не коснётся.
    • Ну и наконец, многими жертвами, но добро победит? Ой не факт — сериал пока не завершён, но опенинг восьмого тома красноречивей любых комментариев.

Тёмный Властелин и его злобные соратники?[править]

  • Overlord — Аинз Оал Гоун в глазах всего остального местного фэнтезийного мира выглядит именно так, но по факту он — обычный офисный рабочий и затворник, который изначально просто был обеспокоен сохранением безопасности своего оплота (базы гильдии игроков в MMO, одним из которых он и был) и своих подчиённых (NPC, созданных им и другими игроками, но обретших плоть при переносе в этот мир). Однако со временем, что называется, втянулся. И установка «нам нужен мир» как-то сама собой была дополнена пунктом «желательно весь, муа-ха-ха
    • Причём часть его хитрых планов создаются не им, а придумываются одним из NPC на основе действий Аинза. А сам Аинз такого не придумывал, но соглашался, что именно так и задумано.
  • Макс Далин, «Убить некроманта» — некромант-бисекусуал король Дольф отыгрывает образ типичного Тёмного Властелина на все 150 %. Вот только есть одно НО: он вовсе не злобствует просто так, а всеми силами пытается спасти свою страну и народ (которых до смуты довели прекраснодушные рыцари — его родной отец и брат), обеспечив процветание всеми возможными средствами. Голодный бунт простого народа приходится топить в крови? А когда подобные бунты, бессмысленные и беспощадные, приносили хоть какую-нибудь пользу стране? Да и любой другой адекватный правитель на месте Дольфа поступил бы точно также. Дольф устраивает чистки своего двора, жестоко казня придворных, и вообще притесняет своих вассалов? Такой двор другого отношения к себе и не заслуживает, а вассалы спят и видят, как бы унести побольше суверенитета и растащить страну по закромам. А то, что правитель использует как солдат и рабочих поднятую нежить — это, конечно, мерзко и подло. А вот посылать на смерть живых людей и заставлять их же подыхать на тяжелых работах — это благородно и правильно?
  • Cерия книг «Требуется Темный Властелин» Ефимова А. А. — соратники набрались самые разные пусть и вербовка их действительно морально сомнительна, а желающие жить долго тёмные властелины откладывают в сторонку свои заклятия судного дня, планы военных кампаний и типично злодейские интриги (иначе кто-нибудь из коллег прибьёт).
    • В 4-ой книге было показано, что выйдет, если «свергать» ТВ пойдёт компания из молодых знатных ребят и девушек, начитавшихся фэнтези романов легенд. Если бы не вмешательство самого Темного Властелина, то заговор бы сорвался ещё на этапе попадания в КПЗ городской стражи… из-за слишком шумных посиделок в таверне.
  • Александр Рудазов, «Властелин» — лорд Бельзедор отыгрывает Тёмного Властелина на все 200 %. Чёрные доспехи с шипами, источающий Тьму меч и огненный кнут вождя великанов-муспеллов, подпирающая небеса цитадель с багровым Всевидящим Оком на макушке, белый кот, Легионы Страха, злодейские песни мощным низким голосом, постоянное возрождение после смерти… А всё для того, чтобы «добрые» народы не грызлись между собой, а объединили свои силы на противостояние с ним. Заодно держит в узде и направляет в относительно безопасную сторону многих настоящих злыдней. А если появится более амбициозный и способный «конкурент» — можно уничтожить его, не стесняясь в средствах (с мирового Зла и взятки гладки), основываясь на том, что злодействовать — лишь его прерогатива.
  • «Записки темного властелина» А. Дихнова. Вместо того чтобы ждать, когда по его душу придут благородные Светлые Герои, Властелин решает реинкарнироваться в одного из тех, кому суждено стать, собственно Воином Света. В кого именно — неизвестно, второй том так и не вышел.

Я — Джон Рэмбо, а вокруг одни враги[править]

  • «Старикам тут не место» — деконструкция жанра боевик. Главный герой — обычный работяга, волей обстоятельств ввязавшийся в криминальный конфликт. Да, он крутой ветеран Вьетнама, но увы, уж слишком маленький он человек, а противостоит ему слишком хорошо налаженная преступная сеть, чтобы он без посторонней помощи победил всех негодяев и ушёл в закат вместе со своей любимой женой и сказочным богатством. Даже погиб он не в пафосном поединке с харизматичным Главгадом, а за кадром от бандитских пуль. Что же касается Главгада — наёмника-психопата и великолепного мерзавца Антона Чигура, то это именно он вышел победителем. А добрый и справедливый старик-шериф, понимая, что он ничего не сможет сделать в привыкшем к насилию больном обществе, уходит в отставку.
  • «Убийца Ичи» — оригинальная манга как раз развенчивала популярную тогда в японском обществе романтизацию якудза: все их слова о братстве и взаимопомощи — ложь и лицемерие, балом в мире нелегального бизнеса правят лишь деньги, а тебя при первой же возможности превратят в жертвенного барана. Исход у всех, кто встал на путь криминала и наркоторговли, один, и людям с моралью и принципами там делать нечего. Главный герой — сумасшедший скрытый садист, причём в крайней степени. Главгад настолько устал от жизни, что получает от неё вкус лишь, когда наносит себе увечья или делает проколы на теле, и только и ждёт, чтобы его убил достойный соперник. Серый кардинал-вигилант же борется с преступностью, промывая мозги и внушая ложные воспоминания затюканным мальчишкам, превращая их в жестоких убийц.
  • Собственно, и самый первый фильм «Рэмбо», основанный на романе «Первая кровь», тоже был своего рода деконструкцией боевика. Завязкой сюжета там становится не конфликт «хороших и плохих», а противостояние системы и разочаровавшегося в своих идеалах человека, который за интересы этой системы проливал кровь, ничего за это не получил и устал от того, что теперь общество относится к нему, как к грязи. И, разумеется, восстание одной личности против целой системы — это заведомо проигрышный бой… В сиквелах эту идею благополучно слили, превратив франшизу в обычный боевик и патриотическую агитку.
  • Финал пятого сезона «Ответного удара». После того, как Дэмиен и Майкл разнесли ракетный завод в Северной Корее, их конечно же по головки никто не погладил, а отдел собирались закрыть. Но после того, как они спасли от Ли-На Женеву, их конечно же простят и отдел снова восстановят? Ну да, конечно же так сразу же и забыли, что фактически Англия напала на КНДР, а КНДР — на Швейцарию. И ни одна сторона не хочет конфликта. Так что вместо медалей и возвращения на службу их попытались по-тихому замочить, чтоб не портили дипломатические отношения с хоть и маленькой, но всё же воинственной страной.
  • Первая игра серии Half-Life по отношению не только к боевикам, но и прочим шутерам от первого лица того времени. Ожидали весёлых пострелушек с копиркиным Думгая в главной роли? А фиг вам! Теперь мы играем за простого учёного (пусть с необычным костюмчиком), который вынужден прорваться через весь творящийся в научном комплексе беспредел. Для своего времени сцены смерти NPC выглядели очень реалистично. Военные тут плохие парни, которые расстреливают весь персонал Чёрной Мезы для устранения свидетелей. Да и спасти мир нам не удастся, ведь Землю захватит кула уж более страшная сила в лице Альянса. И не забываем, что наниматель протагониста может преследовать корыстную цель…

Звериная утопия, говорите?[править]

  • Beastars — манга выходит с 2016 года, аниме-экранизация с октября 2019. Выглядит она, как «Зверополис» для более взрослой аудитории — вместо людей тут различные гуманоидные животные, пытающиеся жить в цивилизованном и мирном обществе, сюжетная завязка начинается с преступления, связанного по отношению к травоядным (и да, тут тоже есть непростые взаимоотношения хищника с травоядным разных полов (правда, волка, а не лиса, так что русскоязычные усмотрят ещё и параллели с «Ну, погоди!»)). Но, чем больше углубляешься в сюжет, тем больше осознаёшь, что авторы решили деконструировать этот самый «Зверополис» (вышедший в том же 2016). Поначалу показывается намёками, но вовсю это становится заметно в (неэкранизированной) арке, где ГГ уходит из школы и вступает во взрослую жизнь:
    • Проблема с хищниками решена? Официально да — они питаются молочными и соевыми продуктами, а поедание мяса считается особо тяжким преступлением. На деле же существует Чёрный Рынок, где можно спокойно приобрести мясо в любом виде (поставляют его туда из моргов и больниц). А иные травоядные, испытывающие финансовые трудности, и вовсе готовы добровольно продавать свою кровь и части тела. К слову, многие (не только плотоядные) искренне и не без оснований считают Чёрные Рынки залогом безопасности в социуме, посему общественность закрывает на них глаза.
      • И это ещё не самое худшее: особо состоятельные клиенты-хищники могут приобрести безродного ребёночка-сироту, не имеющего имени и документов и выращиваемого мафией специально на убой.
    • Хищникам запрещено причинять какой-либо вред травоядным и положено держать дистанцию. Но если вы попали к таковым в подчинённое положение, никто не помешает притеснять и оказывать давление, при этом приветливо улыбаясь в лицо и прикрываясь заботой и должностными обязанностями. Особенно если хищники превосходят травоядных размером и количеством, а также занимают более высокую должность. И хоть многие важные посты занимают травоядные, для этого они вынуждены сами во многом уподобляться хищникам (Луис невольно замечает сходство своего отца со львом-боссом якудза).
      • А уж травоядным притеснять хищников и подавно куда куда меньше помех.
    • Ты милая, но бойкая девочка-зайка с упрямым и независимым характером? Увы, когда твоё окружение выше и сильнее тебя, ты вряд ли будешь восприниматься всерьёз, максимум, что остаётся — утереть слезы и жить дальше.
    • Ты волк, который ради спасения своего товарища-оленя рискнул всем и съел его ногу. Герой? Ну, с «человеческой» точки зрения — да. Но по закону ты теперь хищник-преступник, и тебя ждёт сильное поражение в правах.
    • Хотя близкие взаимоотношения между представителями разных видов имеют место быть, встречаются они крайне редко, общество на это смотрит косо, и они редко заканчиваются хорошо. А уж между хищным и травоядным даже крепкая дружба, не то что нечто большее, является сильным исключением из правил.
    • И, «на закуску»: ГГ-волку один необычный психотерапевт задаёт вопрос: действительно ли возникшее у тебя влечение к крольчихе является глубокими чувствами? Или же это просто сублимация инстинкта, подмывающего тебя насладиться её плотью?
  • Творчество мангаки Нэкодзиру, в миру Тиёми Хасигути — в описанном ею сеттинге антропоморфные животные живут наравне с людьми, но отношения между видами всё равно шаткие. Люди редко воспринимают говорящих животных всерьёз и часто проявляют жестокость, а хищники могут убивать и есть травоядных за любой неосторожный взгляд, чем главные герои, котята Няако и Няата, вовсю пользуются. Ну и свиньям изрядно достаётся — просто за то, что они свиньи! А что вы ещё ожидали увидеть от девушки, которая по жизни была не от мира сего, часто игнорировала социальные нормы, едва ли находила общий язык даже с друзьями и мужем, страдала от биполярного расстройства, била своего кота за малейшую провинность и покончила с собой в 30 лет.
  • BNA: Brand New Animal — в наличии: две расы, люди и зверяне, зверолюдская Земля Обетованная под названием Анима-сити, куда людям вход заказан, развитая инфраструктура под боком… Что же не так? Начнём с того, что зверолюди едут в Анима-сити не от хорошей жизни, а в основном бегут от людей, которые жёстко притесняют зверян. Да и в самом городе не сказать, что спокойно: жители города из-за перенаселенности «утопии» довольно вспыльчивы (педаль в пол: не только хищники не жалеют делить пространство с травоядными, этого избегают все виды), из-за чего с определённого момента жители сходят с ума под влиянием Синдрома Нирвасила. Также поливают масла в огонь теракты зверян-наёмников, работающих на звероненавистников.
  • Настольная ролевая игра «Питомник Альфа» — да, в результате экспериментов звери стали разумными... вот только эксперимент продолжается уже в автоматическом режиме.

Мультяшная физика? А насколько мультяшная?[править]

  • Happy Tree Friends — вот что бывает, когда эта физика работает наоборот.
  • «Симпсоны» — шоу внутри шоу «Шоу Щекотки и Царапки».
  • Удивительный Мир Гамбола — здесь нет расчлененки, но мультяшная физика здесь плавно переходит в лакрафтский ужас. Чего только стоит пустота, куда попадают все персонажи, которые становятся ненужными.
  • Slimyswampghost — Мультяшный Кот использует эту физику... чтобы преследовать, мучить и жестоко убивать людей.

А ты уверен, что играешь правильно, playername?[править]

  • Undertale является деконструкцией жанра jRPG, полностью выворачивая его наизнанку. Итак, мы оказались в мире, вдохновлённый Earthbound 1993 года. У нас тут всё по канону jRPG: есть здоровье, опыт, уровень, исследование мира, случайные бои... Маны, конечно, нет, но она не особо-то нужна. Убивая местных монстров, вы зарабатываете свой опыт и поднимаете свой уровень, дабы стать сильнее и круче. В общем, вы занимаетесь гринданом, качаетесь и тут… Эй, а почему тут всё пусто? Почему все вокруг стало мрачно и грустно? Да потому что вы понавырезали всё население мира игры, а местные монстры, при должном отношении, очень даже не против, наконец, помириться с Человечеством. Да, мой дорогой игрок, ты у нас тут злодей. А знаешь, что самое интересное? Твой «уровень» — ничто иное, как показатель твоей враждебности, в то время как «опыт» — очки казни. А теперь перезапусти игру и сделай, как тут. Если, конечно, не продал душу Чаре...
    • Инди-игра OFF! сделала это ещё раньше. Здесь игрок является кукловодом, который должен помочь Баттеру (местному «протагонисту» игры) в священной миссии по очистке мира от условного «зла». Но на деле мы просто вырезаем целое население мира. В конце мы можем вступить на сторону Судьи и навешивать Баттеру за весь его содеянный геноцид. Баттера побеждаем, но уже поздно, и бедный Судья одиноко гуляет по пустующему миру.
  • Moon: Remix RPG Adventure — еще одна антитеза популярным RPG. В них монстров убивают - здесь вы узнаете распорядки дни покойных, чтобы найти и дать их душам покой. И вся ваша жизнь зависит от «любви» - фактически она играет роль очков жизни, которые убывают изначально от самого пребывания в мире, так что приходится для пополнения спать и видеть, сколько добра вы принесли сегодня.
  • Braid — именно эта игра не только популяризовала само течение инди-игр, но и принесла моду на деконструкцию гейминга в целом. Берём Super Mario Bros, добавляем механики манипулированием времени, а затем скажем игроку, что главным злодеем игры оказался сам Тим.
  • Spec Ops: The Line — на первый взгляд игра выглядит как типичнейший представитель жанра военных шутеров в пустыне, например, как тот же Modern Warfare. Перекатываемся по укрытиям, отстреливаемся. Но потом начинаются ужасы войны и вывих мозга с проломами четвёртой стены. В конце и вовсе выясняется, что примерно половина сюжета — твист Амброза Бирса, и на самом деле главный герой умер после сцены в самом начале игры, а все последующие события — его предсмертные видения.
    • На самом деле деконструкция военного шутера в пустыне в этом произведении действительно есть, а вот твиста Амброза Бирса нет. Само же произведение является переносом легендарной повести "Сердце Тьмы" в Дубай. Собственно, полковник Джон Конрад назван в честь автора той повести - Джозефа Конрада.
  • Need for Speed: Rivals выглядит деконструкцией выпущенной тремя годами ранее Need for Speed: Hot Pursuit. Крутые копы рассекающие на суперкарах по округу и ловящие нарушителей с помощью современных технологий? Ага, щас! Население недовольно тем, что у полиции есть такие средства, и что на их содержание тратятся огромные деньги из бюджета. Техники ведения преследования окружной полиции вызывают вопросы и чуть не довели до массовых беспорядков. Вся полиция округа становится под присмотр федералов, а сам главный герой, недовольный таким раскладом, к концу игры сам становится преступником.
  • Carto — тот случай, когда не замок определяет карту, а карта - замок. Нужно странствовать по миру в поисках кусочков карты, а потом этот мир менять, тасуя кусочки. Говорят, что некто живет в лесу на западе - делаем на западе лес. А если кусочков с лесом нет, ставим, например, три опушки в треугольник и между ними в центре появляется лес.

Внутримировые примеры[править]

  • One Piece — Робин, местная богиня деконструкций. В любой ситуации она выдвигает своё предложение, как правило мрачное и смертельное. И самое страшное, то что эти предположение вполне реальны.
  • «Обучение смерти» — внутренняя деконструкция сказки о спящей красавице. Спящая красавица — это Германия, а принц — Адольф Гитлер, спасающий её от демократии.
  • I Need a Girlfriend! — в 32-ой главе учитель, конфискуя запрещенные школьными правилами вещи, находит кучу яойных додзинси. Слова о ненормальности таких отношений юных яойщиц не пронимают — они бунтуют, обвиняют учителя в гомофобии и бесчувственности. Тогда он приглашает двоих парней из класса и показывает им, как будут выглядеть яойные обнимашки в реальности. Яойщицы в обмороке, учитель объясняет, что смазливая рисовка весьма далека от реальности — как и реклама табака, где показывают крутость курения, но не абстинентный синдром.
  • High School DxD — Хёдо Иссэй при поручении заключать контракты со смертными грезит о сексапильных девах в услужении. На деле приходится кататься на велике (не дорос еще до телепортации) по квартиркам всяких отаку, которые, в свою очередь, ожидали увидеть сексапильного суккуба по их душу, а не ОЯШа.