Деловой дворянин

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Наблюдатель: <…> Прежде покутить любо было. Прежде деньги были веселые, хорошие такие, барские. Где, бывало, кутят, где бросают деньги, туда иди смело. Так и знаешь, что компания хорошая, люди честные, доверчивые, великодушные, бесхитростные, как птицы небесные, которые ни сеют, ни жнут, ни в житницы собирают. Иногородный [молодой подвыпивший купец]: А если ни сеют, ни жнут, откуда же у них деньги были? Наблюдатель: Деньги им обязаны были доставлять те, которые и сеют, и жнут, и в житницы собирают. Иногородный: Всё это вы верно говорите, вот как есть.

»
— Островский, «Последняя жертва»
« Нужно как-то устраивать жизнь… »
— Миала, гланфортесса (нетитулованная дворянка) Кернан

Что это у нас? Кто это? Дворянин? Несомненно. А то даже и целый аристократ. И не обязательно парвеню, вылезший в «благородные» из простого звания (например, купивший у властей дворянский патент). Может быть, даже именно «природный благородный», предки которого поколениями жили только на доходы с владений, а равно и с грабе… ну, скажем так — с военных операций.

Но почему при всём при том наш благородный занимается бизнесом?! Он же не считается и не называется «купцом»! За «купца» от него — или от его слуг — можно и в морду схлопотать! Но получает доход с тех же дел, с каких обычно наживаются промышленники и торговцы! И закон, а также обычай, не запрещает это нашему представителю родовой знати! Что вообще происходит?

Историко-социологический очерк явления[править]

А происходит социальный прогресс, точнее — его прямые последствия. Слышна суровая поступь истории.

  • Средневековье в его буквальном виде давно позади, и дворянин, если ему не хватает доходов с поместий, уже не может «просто пойти с отрядом и снабдиться сам» — это криминал, за это в тюрьму, ссылку или на эшафот (нередко — с лишением дворянского статуса).
  • Третье сословие набрало силу, с виднейшими и богатейшими его представителями дворянину уже не стыдно «вась-вась». К родовой элите добавилась другая элита — финансовая.
  • А собственно родовая элита «размылась», расслоилась, к дворянскому званию уже не «прилагается автоматически» богатство… И даже обеспеченность уже не придёт к «благородному» на халяву. Дворян как таковых развелось много, и между разными их категориями возникли зияющие пропасти, в том числе «денежные» — касающиеся доходов.
  • В зависимости от конкретной культуры, крепостное право либо нафиг отменили, как, например, в России в 1861 году (потому что от него явно уже больше проблем, чем проку), либо оно формально сохраняется, но у крепостных завелось дофига прав, а дворян опутали ограничениями. А может, в рассматриваемой культуре крепостного права как такового и не было никогда, а были только феодальные повинности крестьян, «правила неравномерных сделок простолюдина с дворянином» — но и этот пережиток средневековья уже во многом обкорнан, а то и вовсе ликвидирован.
  • Вряд ли сочтут зазорным, если дворянин вложит деньги в бизнес, которым занимается кто-то другой. Тут главное правильно всё подать, чтобы не было похоже на ростовщичество. Но, — сказал капитан Очевидность, — чтобы куда-то вложить деньги, их для начала надо где-то взять, а обстановочка-то поменялась…

И куда в этих условиях податься дворянину, будь он «природный» или «недавний»? Жить-то хочется, так сказать, по-дворянски! «Побарствовать-то хочется!» (© Островский). А на какие шиши? Особенно если ты беспоместный. А хотя бы даже и поместный… Жизнь-то дворянская требует постоянных немалых расходов — иначе какой ты «барин»?

Можно служить где-нибудь за жалование/зарплату. Можно заняться наукой или художественным творчеством (правда, очень желательны при этом ещё и поместья — а иначе будешь жить от гонорара до гонорара, ютиться по замызганным квартиркам и «питаться чуть не жестию»© Н. А. Некрасов). А можно заняться-таки бизнесом, если закон и обычай не возражают. Вот последний случай — как раз и есть наш троп.

См. также[править]

Близкий троп — аристократ-работяга. Также иногда сабжем становится промотавшийся аристократ.

Old Money — если это семейная традиция, которой несколько веков

Примеры[править]

Театр[править]

  • «Недоросль» — Стародум, после отставки от двора сколотивший нехилое состояние в Сибири (вероятно, на пушнине или полезных ископаемых). Также и Скотинин — хоть и козёл, а свинопромышленник явно знающий.
  • У Александра Николаевича Островского, классика русской сцены, это одна из главных тем, особенно в его поздних пьесах, действие которых происходит после отмены крепостного права и начала модернизирующих реформ в Российской империи.
    • Например, в «Бесприданнице» столбовой дворянин Паратов жил не только с поместий, но и с судоходства, владел на Волге несколькими пароходами, а за неимением в городе Бряхимове ему «ровни» среди дворян (не считать же за ровню полунищего чиновничка Карандышева, хоть и тоже столбового дворянина по происхождению!) охотно тусовался и кутил со сверхбогатыми дельцами-простолюдинами Кнуровым и Вожеватовым (у них и промышленность, и торговля). Да только плохо поставлен был у Паратова бизнес (и сильно обворовывали его нанятые им управляющие), а сам он больше интересовался тусовками и кутежами, чем делом. Итог: Паратов с размаху влетел в троп «промотавшийся аристократ», последний пароходишко продал (город по инерции продолжает его обожать за обильные раздачи денег по всякому поводу) и вынужден заключить брак по расчёту с нелюбимой и неприятной дочкой мультимиллионера. Будущий тесть — явно из простых, но с супербогатством в виде золотых приисков, и его интересует не капитал банкрота Паратова, — капитала-то не осталось, — а именно принадлежность Паратова к родовой элите, чтобы внучата мультимиллионера были уже дворянами.
    • Также в разных пьесах («Бешеные деньги», «Волки и овцы») неоднократно упоминаются заводы, выстроенные в дворянских поместьях и находящиеся в собственности самих помещиков. Но с этими заводами то и дело проблемы: то леса в поместье «все сожжены на заводе, а от завода каждый год убыток», то завод разорившемуся дворянину вообще не на что выстроить, и приходится добывать деньги практически мошенничеством («на чужие-то деньги что ж не выстроить!»), то банкрот-дворянин вообще затевает совместное предприятие по производству кумыса «с каким-то татарином»…[1]
    • В «Бешеных деньгах» показан редкий положительный пример тропа. Савва Васильков — и природный потомственный дворянин, пусть и не столбовой, а всего лишь в нескольких поколениях (фамилия его — «почти мещанская» ©), и при этом очень талантливый бизнесмен и «заводитель связей». Он прекрасно образованный человек, полиглот, профессиональный строитель, инженер и математик; бизнес-планы его многообразны; дела его успешны и приносят солидный ЛЕГАЛЬНЫЙ доход, который от года к году растёт, и главное, имеет хорошие перспективы (твёрдую основу, гарантию положительной динамики); денег он зря не бросает (вся пьеса об этом!); он фактически находится в составе ОБЕИХ элит, и родовой и финансовой; он, как мало кто в то время, умеет работать с людьми, он «нужный человек» (нужный многим, в том числе и министрам). Подчёркнуто, что он ничего криминального не мутит, «даже попутно». Наконец, данный конкретный Васильков — еще и хороший парень, нисколько не сноб и не социальный шовинист. В результате он, при всех его богатствах, партнёр, а не эксплуататор, реальный развиватель экономики и социума, друг народа, а не его фактический враг. Побольше бы таких — глядишь, другая страна стала бы (а они ведь существовали, они не вымысел драматурга, Островский идеализатором и лакировщиком не был, писал с натуры!).

Литература[править]

  • Гоголь, «Мёртвые Души». Редкий пример насквозь положительного гоголевского героя — второстепенный персонаж Костанжогло. Помещик — и ураган деловой активности, всё у него в руках начинает деньги приносить. И не потому что везучий, а потому что умён, практичен, сам работы не боится и вокруг себя лентяев не терпит. Крестьяне соседского помещика умоляют его их купить, и его суровое обещание заставить их работать рук не покладаючи их совершенно не пугает. Работать он их заставит… но и сам первый пример неутомимого труда подаст, а уж голодать, в отличии от нынешнего хозяина, он им точно не позволит. Чичиков от него в восторге, и чувствуется, что Гоголь намекает: побольше бы таких людей!
  • «Сварог». Кто их знает, как оно там на Сильване (не прописано), а на Таларе регулярно всплывает эта тема. В том мире давно уже не настоящее средневековье — но при этом типа неофеодализм (искусственно поддерживаемый сильными мира сего — так, типа, порядку больше). Дворяне вовсю строят промышленные предприятия в своих поместьях — при том лишь условии, что сырьё для работы этих предприятий произрастает/добывается в землях того же владетеля. Без всяких ограничений можно заниматься разве что виноторговлей и производством бутылок с пробками. Кто похитрее, ведёт дела и через подставных лиц.
  • «Хроники странного королевства» — шутки ради: Ольга. Да, ей дали дворянство. Другой вопрос, надо ли оно ей…
    • Надо или не надо — не так уж важно, как тот факт, что дворянство в Ортане — это прежде всего особый юридический статус, дающий определённые привилегии. Например, вполне возможны льготные условия по кредиту на развитие Погорелого театра.
  • «Пожиратель душ» Антона Орлова — в принципе, само явление не является чем-то особенным в Иллихейской империи, но Аванебихи втапливают педаль в пол: мало того, что это древнейший аристократический род, один из самых высоких в иерархии, так ещё и крупнейшие промышленники и фармацевты.
  • Михаил Щукин, «Цикл о Майе» («Рабыня» и остальные) — примерно как с Ольгой, у мастеров Альтер дворянство обычно есть, часто наследственное (если это не первый мастер в роду), про мать Майи прямо говорится что для тех дворян, кто с ней общался, статус мастера Альтер был важнее дворянства. В «Нэстэ», правда, про ограничения на бизнес для членов гекат (формально они могут быть из вообще любых семей, но большинство из дворянских) — сказано (например, прямо запрещено возглавлять компании, и вообще, финотдел дворца будет приглядывать, и в сложных случаях лучше сразу спрашивать), но в их случае это обосновано тем, что юридически они в некотором смысле — вообще части правящих семей, а семьи никто не заставлял детей отдавать.
  • Внезапно, «Хонор Харрингтон». На Мантикоре такое поведение вполне нормально (ну, с учётом того, откуда там вообще дворянство образовалось, и того, что может быть в 'родовых' владениях дворянина (далеко не только земля), и неудивительно).
  • Метавселенная Рудазова:
    • «Архимаг» — у серых колдунов заниматься бизнесом считается не комильфо. В конце концов, они всесильные волшебники, всё необходимое могут сотворить усилием воли, а что не могут — то низкородная гречка сама должна быть рада с поклонами преподнести повелителю! Именно поэтому у материализатора Кайкедрала, владельца заводов-газет-шагоходов и едва ли не первого богача в стране, репутация безобидного чудика и прозвище Мусор — а вот выросшая в ценящей такой типаж культуре Ванесса с восхищением называет его «Форд в красном плаще» и приглашает в Совет Двенадцати. Министр финансов получается на загляденье.
    • Парифатский надцикл — большая часть демонов-помещиков гхьетшедариев ленивые сибариты и прожигатели жизни, но вот демолорд Фурундарок — крупнейший латифундист Паргорона, обеспечивающий его продуктами чуть более чем наполовину, за что и прозывается Величайшим Господином. А демолорд Дибальда (тоже, кстати, гхьетшедарийка) — единственная из нынешних Двадцати Семи не унаследовала состояние, дающее статус демолорда, а скопила его самостоятельно.
  • «Безумная эпоха» — Савин дан Глокта, дочь знаменитого инквизитора Глокты.
  • Томас Манн, «Волшебная гора» — дед, отец и дядя главного героя. Они нетитулованные дворяне (древний русич сказал бы «жильцы», а испанец — «hidalgos») — и при этом они купцы, официально и на широкую ногу занимающиеся импортом и экспортом (и судостроители), видные авторитеты торговой гильдии, деятели именно третьего сословия! Типично для Германии второй половины XIX — начала XX века.
  • Ханна Хауэлл, «Если он грешен»: главный герой, чтобы избежать банкротства, вынужден стать таким.
  • «Граф Монте-Кристо» — судя по всему, новоявленный граф весьма разумно распорядился кладом и приумножил состояние до фантастического размера, а заодно запутал происхождение своего капитала. С фитильком — один из его врагов, банкир Данглар, прикупивший себе баронский титул.

Аниме и манга[править]

  • «Свет и тень» — главные герои (причем главная героиня в большей степени), а иначе вытащить из послевоенной разрухи свой лен у них вряд ли бы получилось.
    • Например, главная героиня при ознакомлении с планом восстановления города первым делом поинтересовалась про канализацию и водопровод, а затем размышляет, что строительство нового собора будет привлекать паломников, что означает дополнительные средства в герцогскую казну. А героиня второго тома «Золотой век», Эсика Сольдберг, в свою очередь всегда думает строго логично и с позиции государственных интересов.
    • Прапрабабушка главного героя (в свое время род главной героини, будучи фантастически богатым, купил поддержку всех дворянских родов Усвальда чтобы победить своих противников Макгрегоров в войне за трон, и беременная бабка героя осознала что для борьбы за власть в первую очередь нужны «Деньги, деньги и ещё раз деньги»), после поражения своей семьи занялась торговлей, что в итоге позволило её потомкам спустя двести лет купить себе графский титул и, спустя ещё сто, стать в итоге королями.
  • Берсерк – Вандимионы же!

Видеоигры[править]

  • Mount & Blade (особенно популярнейшее standalone-расширение Warband) — в Кальрадии довольно странный уклад. С одной стороны — средневековый мрак и ужас как он есть, с чертами даже военного феодализма; всем рулят дворяне (разъезжающие в латах на коняшках и, чуть что, грабящие деревни), а третье сословие имеет неплохие капиталы, но довольствуется «городским правом», не смеет корчить из себя «еще одну элиту». С другой стороны — ни простолюдину (если он где-то раздобыл капитал, скажем, наторговал, или хоть награбил и «отмыл»), ни дворянину (с аналогичной оговоркой) никто не запрещает выстроить мануфактуру (да хоть бы и по одной в каждом городе, если найдётся на что!) и числить её в своей прямой, легальной и безраздельной частной собственности, с единоличным присвоением получаемого дохода. Буквальных налогов государству такой дворянин, по всей видимости, не платит (монарху он обязан лишь службой, с собиранием вооружённых отрядов на свои средства). Но наверняка он должен регулярно жертвовать определённые суммы на торгово-ремесленную гильдию (она ведь помогает ему наживаться, а кроме того, она-то налоги ещё как платит!) и на церковь.
    • Налог платит управляющий, а игрок получает уже чистые деньги.
    • Дворянину, за которого играешь, регулярно приходится и торговать, то есть возить партии товаров из города в город, наживаясь на разнице цен — независимо от того, есть у него в собственности мануфактуры или нет. Другое дело, что во время войн не очень-то поторгуешь, особенно если ты на службе у одного из монархов… Можно попытаться при этом остаться простолюдином, то есть начать игру в простом звании и десятилетиями (игрового времени) отыгрывать классического купца — но это адски сложно и довольно скучно, потому что игра будет старательно пропихивать богатого (и много раз успешно отбивавшегося от грабителей) простолюдина в дворянство, а за отказы — карать[2].
    • Именно сабжем статьи (или, в некоторых модификациях, просто народным трибуном с коммерческой жилкой) станет Дешави, если её произвести, так сказать, в леди. Она будет недоумевать, почему некоторые лорды осуждают её за занятия коммерцией: мол, что тут такого?..
    • Мод Nova Aetas прожимает педаль в пол — там без рабочих умений и следующего из них ремесленного и торгового этапа (а заодно и владения доходными домами) невозможно получить «престиж» — как раз ту самую характеристику, которая в этом моде необходима для подъёма по социальной лестнице. Известность из оригинальной игры никуда не девается, поэтому надо качать и то и то. Престиж качать намного сложнее.
  • The Elder Scrolls III: Morrowind — дом Хлаалу выжимает педаль в фояду — их аристократия не просто занимается торговлей и предпринимательством, а именно на этом (а также на щедрых финансовых вливаниях от империи Септимов) и сколотила своё влияние и власть в Третью эру. Правда, после Кризиса Обливиона вся их власть и влияние оказались пшиком, и остальные Великие дома быстро и доходчиво попросили Хлаалу на выход за предательство Морровинда.
  • The Elder Scrolls V: Skyrim — после свадьбы супруг(а) Довакина открывает в его доме собственный магазин. В том числе Брелина Марион, чародейка и аристократка из морровиндского дома Телванни. То же самое справедливо и для дочери вождя орков, Боргак Стальное Сердце, (она вообще откроет кузнечную лавку). Если поставить мод на брак с другой аристократкой, Сераной, она тоже будет торговать. Торговцем после свадьбы станет и мелкий помещик Энитах, владелец шахтёрской деревни Картвастен в Пределе.

Реальная жизнь[править]

  • Венецианская знать веками получала свои деньги не столько от земельных угодий и крестьянского труда (хотя земли у неё бывали, порой довольно обширные в зависимости от периода), сколько от торговли и финансов. Это и привело к уникальной архитектурной форме лучших и богатейших дворцов на Великом Канале: на первом этаже портик и причал открываются на воду, за дверью находился двор, с колодцем (порой весьма изящно вырезанным из мрамора) и лестницей ведущей наверх в парадные залы, над которыми располагались спальни семьи. Над ними, под крышей, были комнаты прислуги и рабов. Вокруг двора на первом этаже находились деловые помещения (кладовые для товаров, кабинеты счетоводов и агентов, помещения для приёма клиентов и т.д. и т.п.). Это не были городские варианты замков, как дворец Медичи в Флоренции--построенный для обороны. Эти люди сражались в заседаниях госсоветов республики--а дома они занимались делом и торговали со всем светом. Один из великолепнейших образцов--дворец Фоскари, построенный дожем Франческо Фоскари в середине 15-го века, ныне главное здание одноимённого университета. Старый человек правивший самый долгий срок за всю историю города и сделавший более чем кто бы то ни было для становления территориальной империи и золотого века Венеции еле успел закончить дворец когда, совершенно разбитый позорной казнью неповинно обвинённого в измене сына, он был отправлен Синьорией в отставку. Две недели спустя, 1-го ноября 1457-го года, 84-х летний дож умер--и возмущённый народ добился для него торжественных, подобающих похорон. Последний представитель семьи владевший этим домом умер там в 1790-х годах.
    • Потомственный аристократ и правнук одного из венецианских дожей Лука Гритти вошёл в историю как парфюмер и владелец бренда имени себя. Распиаренные любимицы девушек «Chantilly» и «Duchessa» – его рук дело.
  • Династии Сфорца и Медичи тоже подходят
  • Последний царь Болгарии Симеон II после свержения высидел в эмиграции Советскую власть, вернулся на Родину, реституировал все свои земли, на доход с аренды которых он ныне живёт и здравствует уже в качестве экс-премьера страны.

Примечания[править]

  1. Между прочим, именно на такое поведение намекает Крылов, описывая знаменитый Тришкин кафтан.
  2. А еще при таком «купеческом» стиле игры ваш персонаж в Warband обречён на холостую жизнь, потому что варианта «сочетаться браком с лицом простого звания и жить не в замке» в игре не предусмотрено, а лорды выдадут дочь только за дворянина, причём достаточно обеспеченного, «не бомжа». Если у вас не герой, а героиня — все её попытки выйти замуж будут наталкиваться на учтивое «обломайся», пока она не из «сильных мира сего».