Дети-маугли

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Feral-1.jpg

Дети-маугли (также дикие дети, феральные дети или дети джунглей) — человеческие отпрыски, с юного возраста жившие в изоляции от людей или не имевшие с людьми почти никакого контакта. Таким образом, они оказывались лишены заботы, любви, общения и чаще всего даже звуков человеческой речи. Некоторые из детей-маугли были заточены собственными родителями, другие — брошены, иные из них сами бежали из дома, где подвергались насилию. Считается, что некоторые такие дети приняты и воспитаны животными, а другие жили в условиях дикой природы сами по себе. Известно и задокументировано более сотни подобных случаев.

Мифы, легенды и предания разных народов упоминают о диких детях, воспитанных зверями, такими как волки и медведи. Например, можно вспомнить Энкиду, благородного дикаря и соратника Гильгамеша, а также Ромула и Рема, основателей Рима, по преданию вскормленных волчицей (Ромул и Рем всё же из другой оперы. Они зверьми не воспитывались, лишь только кормились волчьим молоком, будучи брошенными в лесу. И именно в процессе этого занятия младенцев-братьев подобрал местный житель, который их уже и воспитал). Более поздние писатели также уделяли внимание феральным детям — самыми известными примерами являются тропнеймер Маугли (воспитанный стаей волков индийский мальчик), Тарзан (воспитанный гориллами сын британского лорда) и Питер Пэн (сбежал из дома в страну Неверленд, чтобы не вырастать).

Легендарные и выдуманные дикие дети часто описываются как умные, здоровые и обладающими сильной волей к жизни, а также большими способностями к выживанию. Они вырастают в почти обычных, разумных людей, наивных и не испорченных цивилизацией, наделенных обостренными чувствами и большой силой и ловкостью. Их интеграция в общество проходит вполне успешно; исключение составляет Маугли, жизнь среди людей для него оказалась непосильной.

На самом деле дети-маугли лишены даже самых базовых социальных навыков. В отличие от вымышленных благородных дикарей, они испытывают сложности с такими простыми вещами, как хождение в туалет, прямохождение, одежда. Феральные дети не проявляют интереса к миру людей, с трудом учатся говорить и часто являются умственно неразвитыми. Многие из реальных подобных детей умерли в раннем возрасте, потому что не смогли жить среди людей. Учёные еще очень мало знают о детях-маугли; кроме того, многие громкие случаи были разоблачены как фальсификации.

Простор фантазии писателей-фантастов безграничен: тут и суперзлодей Пингвин, враг Бэтмена, воспитанный в зоопарке стаей пингвинов, и воспитанный негуманоидными инопланетянами Пьер Семёнов («Малыш» Стругацких) и Валентайн Майкл Смит, человеческий ребенок, выросший на Марсе, («Чужак в чужой стране» Хайнлайна) и даже девочка, выросшая на попечении корабельного ИИ на необитаемом астероиде («Астровитянка»). Кроме того, человеческих детей воспитывали: дельфины, собаки, приевшиеся, но правдоподобные волки и медведи. Интересная история из книги Макса Брукса «Мировая война Z» — дети, оставшиеся без родителей в результате зомби-апокалипсиса, сформировали некое подобие собственной «стаи», чтобы выжить в постапокалиптическом мире.

Одной из самых популярных антиутопий является роман «Повелитель мух» У. Голдинга, где сюжетно просто (группа ребятишек-учеников хорошей английской школы случайно оказывается на необитаемом острове без попечения взрослых), но чрезвычайно убедительно демонстрируется вариант развития событий при предоставлении детям полной независимости. Но существует как минимум один реальный пример, когда дети — правда, не случайно собранная кучка, а прежде сплочённый коллектив) смогли не только выжить, и не рассориться.

Необычные примеры[править]

  • К. Иммерман, «Мюнхгаузен. История в арабесках» — явно шуточно-сатирический вариант. Мюнхгаузен-младший (на тот момент ребенок) не смог поступить в янычарский кадетский корпус, т. к. его похитил ягнятник (хищная птица). Этим хищник сильно нарушил законы природы, поскольку в виде исключения он может напасть на подпаска — неграмотного крестьянского ребенка, но не на «образованного сына образованных родителей», тем более собирающего делать военную карьеру. Об этом юный барон заявлял и ягнятнику, и другим. За нарушение законов хищник был наказан судьбой в лице английского охотника, а Мюнхгаузен оказался на Геликоне и некоторое время воспитывался козами, которые постепенно приучили его к козьему образу жизни и мысли. Когда его нашел (и поймал) голландский богач, то принял его за необычное животное — нечто среднее между козой и мартышкой.
  • Хаяо Миядзаки, "Принцесса Мононоке" - заглавная героиня
  • Г. Р. Хаггард, небольшая повесть «Жена Аллана». Девочку по имени Гендрика украли обезьяны. Впоследствии людям удалось ее спасти и вырастить. Однако она с трудом разговаривает, порой переходя на обезьянье ворчание, ловко лазает по деревьям, хотя плохо ходит прямо, подвержена припадкам ярости… В общем, образ ребенка-маугли здесь вполне реалистический.
  • Эдмонд Гамильтон, рассказ «Дитя ветров» — разумные ветры с детства растят сиротку.
  • Старая фантастика, название не помню — фигурирует корабль поколений после масштабной катастрофы, когда весь экипаж погиб, большая часть пространства корабля не пригодна для жизни и вообще все было и остается на грани гибели. Выжило несколько совсем мелких детей, которых корабельный AI пытается вырастить людьми, он дает им, посредством взаимодействия с роботами техобслуживания, что может — речь вполне развита, но дети растут все же с явным искривлением сознания. Накладывается на формирование личности детей еще и совсем замкнутый мирок, буквально несколько помещений — все остальное заражено и/или разгерметизировано. Также поднята проблема «регентства» — пока дети были мелкие, AI был очевидно главнее, но на каком этапе подрастающие дети могут начинать командовать своим воспитателем?
  • Терри Пратчетт, «Опочтарение» — Ученик Почтальона Стэнли. Жил на отдаленной ферме в диких местах, родители умерли от Мошкробов, был воспитан горохом.
  • Л. Каганов, «Курсанты спасают Солнце» — Хома Брут, изначально X0 (Икс-ноль), воспитанный роботами.
  • Юрий Коринец, «В белую ночь у костра» — дядя рассказчика попал к медведям, но уже после того как в нём сформировались основные человеческие навыки. После возвращения узнал родителей, восстановил речь и даже стал революционером не без успеха используя опыт жизни в лесу. Уже взрослым, встречает медведя который мог быть его «братом».
  • Андрей Ливадный, «История Галактики» — цикл «Остров надежды»: на обломках космических крейсеров, оставшихся после сражения, чудом выжили несколько детей членов экипажа. Робот-андроид Андор заботится о них. С фитильком, поскольку он все же почти человек, и рассказывает им про человеческое общество.
  • Ева Хорнунг, «Дог-бой» — четырёхлетний Ромочка живёт в современной Москве в собачьей стае, питается по помойкам, поедает дохлых птиц сырьём и с перьями.
    • Причём у Ромочки, судя по всему, есть реальный прототип.
  • «Иванко и царь Поганин» — протагонист выращен и воспитан вóронами - но те здесь фактически оборотни, поэтому вопрос феральности не стоит, хотя какой-то культурный барьер все равно есть.
  • Divinity: Original Sin — Байрдоттир, с одной стороны выросла в лесу, опекаемая медведями, и потому путает с этим лесом город и вообще диковата, например, укусила напугавшую её стражницу, при этом отлично говорит и довольно культурна, потому что потом, уже взрослую, её обучал наставник.