Дети-солдаты

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Child Soldiers. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« …детям не следует играть в такие игры… »
— Сварог
«

детей не посылайте в школу там наркомания и ложь а сразу в армию отдайте там дисциплина и паёк

»
— Пирожок с тропом
«

— Как на тропу войны, так не мал, а как на фильму…
— Стыдись, Белое Перо! Ты ещё не отпраздновал свою шестнадцатую весну.

»
— Юмористическая подача сабжа в вестерне-комедии
Ребёнок-солдат в Сьерра-Леоне
Sousuke sagara as a child by sorahkaton.jpg

(link)

Дети-солдаты прибывают на базу вместе с Биг Боссом (Metal Gear Solid V)
« Дети — хорошие бойцы, потому что они молоды и хотят показать себя. Они верят, что это какая-то игра, поэтому они так бесстрашны »
— «Завтра я иду убивать»

Во время войны за оружие берутся все. Даже дети.

Можно различить четыре категории детей-солдат.

  • Первая относительно малочисленна. Это те, кто по доброй воле записался в армию, сбежал на фронт или на худой конец оказался в зоне боевых действий и вынужден был сражаться. Отношение к ним, как правило, очень бережное, а их гибель всегда связана с сильнейшим комплексом вины — ведь детям на войне не место. Именно к этой категории относятся пионеры-герои.
    • Собственно, именно подготовкой таких детей-солдат и было изначально движение скаутов. Использовать ребёнка в стройбате или для марш-бросков бесполезно: быстро устаёт, малая грузоподъёмность. А вот для разведки (от лазутчиков до маскировки под мирных жителей) и связи (барабанщики и горнисты) дети очень даже годятся. Особенно с тех пор, как револьвер устранил необходимость отбиваться тяжеленным мечом.
  • Вторая категория лучше всего характеризуется жутковатой шуточкой «Когда в армию набирают одиннадцатилетних? А когда двенадцатилетних уже не осталось». Если война ведётся на уничтожение или просто длится очень долго, в ход бросаются последние резервы — то есть дети. Здесь уж не до сантиментов — ведь если дошло до массового призыва детей, то другого выхода просто нет. Ужасаться и рассуждать о трагедии и бесчеловечности будут уже потомки — современникам просто не до того.
  • Третья категория — дети, которых готовят к военной службе чуть ли не с момента зачатия/рождения/первого шага с целью превратить в супербойцов или хотя бы просто в бойцов и, соответственно, посылают в бой в очень раннем возрасте. Например, оруженосцы с 14 лет участвовали в битвах[1], чтобы в 21 пройти посвящение в рыцари, а самурай считался достаточно совершеннолетним для участия в битвах с 16 лет. В Русском царстве для поместного дворянина было нормой начинать службу в пятнадцать лет, в качестве лёгкого конного лучника[2]. В янычары детей тоже забирали в нежном возрасте. Тут о сантиментах речи и вовсе нет — воин есть воин, а его возраст — дело десятое.
    • Более массовый вариант: жители фронтира, для которых каждый боец на счету, или дикари/варвары, у которых дети становились взрослыми рано — а значит, и готовить из мальчиков воинов/охотников начинали, когда они только могли взять в руки набор «Юный боец».
    • Aнимешный вариант: только дети способны управиться со сверхмощными боевыми костюмами, а потому именно они и будут отражать нашествие инопланетных орд.
  • И четвёртый вариант, самый жуткий: когда при вербовке в эскадроны смерти отдается предпочтение именно детям. По сравнению со взрослыми им проще промыть мозги, они не боятся умирать, зато боятся показаться «хлюпиками» — и при этом, как правило, не склонны к эмпатии. Боеспособность у таких формирований против внешнего противника практически никакая, но в карательных операциях против невооруженного населения им нет равных в жестокости и беспощадности. Пример из реальной жизни: «красные кхмеры» Пол Пота. В прочем, такие бойцы могут быть разведчиками и диверсантами — способны пролезть туда, где взрослый их «коллега» застрянет.

Пересекается с тропом Дети-герои. Если ребёнок не просто воюет, но и командует целыми армиями, то у нас уже военный вундеркинд — обычно это третий вариант.

Где встречается[править]

(link)

Возможно лучший фильм на эту тему. Глазами ребенка показана вся подноготная войны, а что показать нельзя (например, запах трупов) главный герой доходчиво объясняет закадровым монологом.

Фольклор[править]

  • Хотя для мифических героев и богатырей довольно типично совершать подвиги начиная с раннего детства, здесь мы видим не просто бойца-одиночку, а целое войско из детей-солдат. Впрочем, для этой эпохи воевать в 15 лет — норма.
«

А и будет Вольх во двенадцать лет, Стал себе Вольх он дружину прибирать, Дружину прибирал в три годы; Он набрал дружину себе семь тысячей; Сам он, Вольх, в пятнадцать лет, И вся ево дружина по пятнадцати лет.

»
— Былина «Волх Всеславьевич»

Литература[править]

« — И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало. И помощь близка, да силы нету. Эй, вставайте, кто ещё остался! Только бы нам ночь простоять да день продержаться! »
— спич красноармейца, приводящий к сабжу. Эталон на холме под красным флагом, Мальчиш-Кибальчиш, «сказка о войнной тайне», Гайдар, 1933 год

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин, «Капитанская дочка» — Петруша Гринёв был отправлен отцом в армию в 16 лет, а в боевых действиях участвовал этак с 17.
  • Л. Н. Толстой, «Война и мир» — Петя Ростов. В пятнадцать лет ушёл на войну с Наполеоном и почти сразу погиб.
  • А. Гайдар:
    • «Школа» — реалистичный вариант.
    • «Сказка о Мальчише-Кибальчише» — смесь вариантов 1 и 2. Все мальчиши — добровольцы из прифронтовой полосы, пошедшие в бой после отцов и старших братьев.
  • Лев Кассиль и М. Л. Поляновский, «Улица младшего сына» — повесть о Володе Дубинине.
  • Валентин Катаев:
    • «Сын полка». Nuff said.
    • С прикрученным фитильком — Гаврик Черноиваненко из повести «Белеет парус одинокий». Помогает революционерам, как и Гаврош, но непосредственного участия в боевых действиях не принимает.
      • В каждой повести тетралогии есть такие «дети-солдаты с прикрученным фитильком». Во второй повести Гаврик (лет пятнадцати) — уже значительная фигура среди подпольщиков: организует подпольную типографию. В третьей повести главгерои «Паруса» уже не дети, а детьми-солдатами выступают Павлик Бачей и Женя Черноиваненко (оба расстреляны). В четвёртой повести во время оккупации Одессы в катакомбах живёт партизанский отряд с сыном Пети Бачея и дочерью Моти Черноиваненко.
  • Константин Симонов, «Солдатами не рождаются» — Ваня Хорол, воспитанник батальона.
  • Башкирский писатель Анвер Бикчентаев, «Сколько тебе лет, комиссар?» и продолжение «Прощайте, серебристые дожди» — Азат Байгужин, «человек ростом с карабин», и его ровесники-сослуживцы Миша-поварёнок и Микола Хвёдорович.
  • Лев Давыдычев, «Руки вверх! или Враг №1» — шпиончики Шито-Крыто. С младенчества воспитывались в условиях суровой борьбы за существование в тюремных условиях: «Его шпиончики не боялись ни голода, ни холода, ни болезней. Они росли злыми и хитрыми, сильными и выносливыми, закалёнными и бесстрашными, подлыми и преданными только начальству. А было им всего по пять — девять лет!»
  • Старая советская фантастика, «Патент АВ». В капиталистическом, естественно, мире, желая быстро пополнять армию, изобрели препарат, ускоряющий физическое взросление. В итоге тело вырастает до взрослого за несколько лет, но сознание за ним не успевает и остается детским.
  • Братья Стругацкие, «Парень из преисподней» — в черновиках (написанных как киносценарий) Гагу 15, и его пытались адаптировать в детском лагере. Советская цензура зарубила этот сценарий, и повесть переделали, удалив упоминание о возрасте.
  • Кир Булычёв, «Секрет Чёрного камня». На одной из планет уже много лет идёт война, и детей не то что вербуют из своих, но похищают инопланетян и заставляют воевать в качестве пушечного мяса.
    • У него же: рассказы «Пора спать!», «Мой пёс Полкан».
  • Сварог — Мара. При первой встрече с протагонистом описывается как рыжая девчонка 14 лет. Строго говоря, она не солдат, а спецагент — но боевого опыта у неё в таком возрасте уже более чем достаточно («боевая машина с дюжиной покойников на счету»). В самом деле, на весьма ответственное задание зелёных новичков отправлять не будут.
  • «Хроники странного королевства»: Харган — пример третьей категории. Само его рождение было спланировано, чтобы получить идеального исполнителя, и сражаться его учили с детства. А главное — хотя физически он полностью созрел (ибо организм демона развивается быстрее, чем человеческий), психологически он на момент событий книг находится на уровне подростка 13-15 лет.
    • Существует упоминание, что некоторым боевым магам из ортанского спецкорпуса меньше семнадцати лет (Шеллар распорядился, чтобы в Кастель Агвиллас отправляли только тех, кому семнадцать есть, — значит, были и другие). Что не мешает им быть грозной силой на поле боя. Правда, спецкорпус — это не только элитное подразделение, но и учебка, так что молодых магов можно сравнить с какими-нибудь суворовцами.
  • Ник Перумов, цикл «Техномагия».
  • Ольга Голотвина, «Хранитель пограничной крепости». Тайхо Радостный Оклик, десятилетний наёмник в крепости Найлигрим. Любимец всех её обитателей, но звание солдата носит по праву — сражается не хуже многих взрослых. Погибает, трубя тревогу и предупреждая о нападении вражеских пластунов.
  • «Легенды Невского проспекта» Веллера: новелла «Оружейник Тарасюк».
  • М. и С. Дяченко, «Пандем» — в прологе описывается африканский партизанский отряд, состоящий преимущественно из детей (в дальнейшем сюжете, правда, не фигурирует).
  • Г. Куликов «Пушкарь Собинка» — главный герой, подросток-плотник, нанявшийся в отряд пушкарей накануне «стояния на Угре».
  • Ольга Громыко, «Космоолухи». В третьей книге цикла киборгу Дэну исполняется… восемь лет. Но киборги взрослеют быстрее, так что физически Дэн — вполне взрослый парень; во втором томе упоминается «физиологическое состояние организма — двадцать три года и одиннадцать месяцев».
  • Цикл «Экспансия» Андрея Ливадного. Под конец войны Земного Альянса и Колоний Земной Альянс посылал в бой пилотами серв-машин детей, которых с совсем мелкого возраста учили воевать на полноценных симуляторах. Используя эти симуляторы в качестве развлечения.
  • Андрей Лазарчук и Ирина Андронати, «За право летать». Анимешный вариант — земные компьютеры дохнут, а управляться с марцальскими визорами могут только подростки.
  • Юрий Нестеренко:
    • «Шаблон». Инопланетяне лишены земного пиетета перед детьми (который, впрочем, успешно эксплуатируют, чтобы развести нас, как котят): в ребёнка было меньше вложено, чем во взрослого, от него меньше социальной пользы, а репродуктивные масштабы позволяют эффективно восстанавливать ресурс. Поэтому личинок используют как пушечное мясо, промывая маленькие мозги ура-патриотической демагогией. Опять же селекция генофонда — выживают в военных мясорубках лучшие…
    • «Лекарство от любви»: поскольку любовная магия Изольды подчиняла ей любого взрослого, независимо от пола (кроме не способных любить в принципе), предпоследней попыткой Светлого Совета остановить ее стали дети-солдаты, неспособные влюбиться просто в силу возраста. Не получилось - Армия Любви разделалась с ними обычным оружием без всякой магии.
    • «Приговор»: «Они родились, когда война уже шла. Они не знали никакой другой жизни, кроме войны. У некоторых из них наверня­ка отцом был солдат, изнасиловавший их мать. Ненавидели ли они врага? О, пола­гаю, да. Искренне и рьяно. Не особо задумываясь, конечно, чем Лев хуже или лучше Грифона. Хотя бескормица и отсутствие в семье средств на уплату податей тоже стали не последними причинами, погнавшими их на сборный пункт. Какой курс обучения они прошли? Месячный, недельный, двухдневный? И Льву, и Грифону важно было успеть укомплектовать армию раньше противника. А особые навыки от пополнения не требо­вались. Они должны были задавить массой. Стать тем мясом, в котором увязнут мечи и копья хорошо обученных, опытных, но, увы и ах для каждого из командующих, столь немногочисленных после двадцати лет взаимоистребления профессионалов…»
  • О. Н. Верещагин, любое произведение на выбор. Не зависит от времени и места действия, по словам самого автора: «Мои книги — книги, главными героями которых являются подростки».
  • Рассказ Шимуна Врочека «Скоро дембель». Страна ведёт затяжную войну и постоянно понижает призывной возраст солдат в связи с потерями. К концу рассказа он составляет одиннадцать с половиной лет.
  • Михаил Щукин, «Цикл о Майе» («Рабыня» и остальные) — император (а по факту и дети, если они уже проявляют способности правящих) может мобилизовать в случае необходимости изменённых и членов их семей старше десяти лет. Да, это значит, что дети пойдут в бой, если нужно. Но изменённых изначально и создавали как Людей-плюс. Более того, две девочки-подростка с метками наёмников, одна в рабском ошейнике и закрывающей часть лица голомаске, а вторая в закрывающей всё лицо голомаске, совершенно не вызывают вопросов ни у кого — более-менее обычное дело. Их, правда, сначала приняли за шлюх, которые нацепили мечи для красоты, но быстро убедились в неправильности такого восприятия. Майю вообще готовили как воина по полной программе (включая, например, ментозащиту высшего уровня; она, правда, считала что её пробили полностью не пробили, она даже смогла наносить ответные удары, которые противник не заметил) — это при том, что подразумевалось, что для неё это не занятие, а штатным защитником будет брат. В цикле о «Нэстэ» (через несколько столетий) «свиту» (гекаты) принцев и принцесс формируют из одногодок и растят с рождения вместе. И да, воевать и охранять их тоже учат, правда, это далеко не основная задача.
  • Э. Геворкян, «Правила игры без правил». Тоже инопланетяне, тоже вербуют…
  • Леонид Моргун, «Грис-космоплаватель» — педаль к антиподам. На планете Милитария всё население, невзирая на пол и возраст, числится на военной службе. С несколькими солдатами-детьми главному герою удаётся подружиться.
  • Александра Первухина в цикле «Заговор судьбы» — Эфа (и её дочь Эра). Правда, подчёркнуто что в случае с Эфой про законы вообще никто не думал. А с Эрой — её намеренно готовят в том числе и на такую роль, потому что иначе — никак (с детьми Лотана Села, в общем-то, та же история — либо готовим воинов, либо сойдут с ума, ну да — то, что с их генами намутили и что придется с их детьми делать — незаконно). У неё же в «Злой сказке» — когда из Снежаны делали полноценную жрицу — Меч Богини — возраст в последнюю очередь учитывался, ну да — она дала согласие, только вот по факту выбора у неё не было. Для окружающих важнее, что она Меч Богини, а не то, что она девочка-подросток. Вот на Земле реагируют немного не так, хотя Снежана и старается сдерживаться и на уроке биологии, например, не перечисляет все известные ей способы убить человека, с указанием, какие в каких ситуациях лучше, а в некоторых случаях отношение использует себе на пользу (участие в нелегальных боях без правил на холодном, ЗНАЯ что в данном случае — до смерти, правда, будучи уверенной, что это не её смерть будет, просто денег надо, а это — один из самых этичных с её точки зрения способов заработать).
  • Сергей Садов, «Рыцарь Ордена» — собственно Егор Громов, ну да — сам влез, сам не захотел ждать. По местным законам, если ты рыцарь (и прошел испытания), то ты в любом случае совершеннолетний.
    • И многие другие книги автора.
  • Лев Прозоров, дилогия «Мечеслав». Десятый век, в воинских родах вятичей и русинов воевать учат с малых лет, заглавный персонаж впервые убивает хазарского наемника из самострела в девять… В ходе основного действия ему четырнадцать-шестнадцать, и таких там много — двое мальчишек-вятичей из почти начисто вырезанного хазарами рода, юные бойцы князя Святослава, их сверстники, чехи и немцы из отряда епископа Адальберта… Наверно, и хазары тоже.
  • А. Бушков:
    • «Звезда на волнах». «Он вспомнил Кампучию, то, что не полагалось помнить вообще. Ну, да что тут поделаешь… Опаснее всего там были именно такие. Щупленькие подросточки, на вид — соплёй перешибешь, но поди-ка попробуй рискни здоровьем… Никакой другой жизни они не знали вообще, они не уходили в джунгли на задание, они и были частью джунглей, даже не первобытные люди — зверёныши. Автомат, гранаты, отточенный до бритвенной остроты тесак, а в сумке на поясе вместо НЗ — скупая горсточка риса и кусок сушёной человечины, а в голове — столь же скупой набор из парочки изречений вождей и животная ненависть ко всем, кто не принадлежит к стае. Если ему когда-то и было по-настоящему страшно, так это — в Кампучии…»
    • Сварог — Мара (и другие «абертанские школярки»). Есть на Сильване одно отсталое племя, приносящее в жертву новорожденных. Ну а Восьмой Департамент их забирает и некоторых (примерного одного из сотни, у которых находят предрасположенность к такому ремеслу) отправляет в свою школу, где из них вырастают идеальные убийцы, лазутчики, телохранители, бойцы.
  • Александр Прозоров, «Князь» — третий вариант. Душа главного героя — обычного девятикласника из нашего времени — переносится в тело своего двойника из XVI века, который был сыном боярина и с ранних лет учился владеть саблей, копьём и луком.
  • Маргарита Родионова, «Девчонка идёт на войну» — шестнадцатилетняя главная героиня и ее брат-близнец подделывают документы, чтобы отправиться на фронт. Повесть отчасти автобиографическая.
  • «Восход чёрного солнца» Драко Локхарда — де-факто все POV’ы. Ри, Тиамат, Альтаир — подростки, которым по ходу действия предстоит не раз убивать врагов. И если Валькирия в начеле «Восхода чёрного солнца» борется с тошнотой от вида крови, то она же в конце толкает речи перед связанным врагом, чтоб позже оставить его на горящем корабле. При этом в остальном герои по-прежнему импульсивные подростки, просто обладающие силами для войны и необходимостью участвовать в ней.
  • Анатолий Дубровный, «Листик. Принцесса пиратов» (да и весь цикл в общем то) — и так юные Листик с Миллисентой маскируются под еще более юных пострадавших на войне девушек для разведывательной операции. Субверсия потому что Листик например по современным меркам вообще совершеннолетняя (ей около 20 календарных лет).
    • Он же — «Девять жизней бойцовой кошки» — Алиса Таволичь. Обычная девочка из детского дома «Сосновый бор», общества в котором нет нужны в войнах, и вообще агресов могут диагностировать в детстве и принять заранее меры воспитательного характера. Алиса не агрес. Зигзаг. Достаточно быстро всплывает и что силы самообороны таки есть (с агресами да), и что Таволич «Лиса» вполне себе имеет воинское звание. Чуть позднее — выясняется и что лет ей на самом деле вовсе не 14, да и воевала она много где.
  • Сергей Лукьяненко, «Линия грёз» — второй вариант: сто лет назад, во время Смутной войны, Империя трещала по швам, пограничные планеты горели в огне, а детей сажали пилотировать истребители-камикадзе.

На других языках[править]

  • «Отверженные» — Гаврош. Строго говоря, не солдат, а революционер — поэтому категория, безусловно, первая — но с учётом ни разу не «бархатного» характера тогдашних революций вполне считается; тем более что он погибает.
  • Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова». Отряд Молокососов (14-17 лет).
  • ПЛиО: среди второстепенных персонажей есть многочисленные оруженосцы подросткового возраста, например, Подрик Пейн. Рубятся по-взрослому, тот же Подрик угрохал целого рыцаря Королевской Гвардии. Не говоря уже о королях, получивших корону до совершеннолетия (по нашим меркам) и сражающихся в войнах, таких, как Робб Старк.
    • Ночной Дозор тоже совершенно не стесняется вербовать детей, как показывает пример Арьи, Джендри, Ломми и Пирожка. Да и самого Джона Сноу (все помнят, что по книге в Дозор он записался в 15, а командующим стал в 16?). Впрочем, на Стене полно чисто технической работы, того же Джона записали в стюарды[3], чтоб поднабрался опыта.
      • Летописи Ночного Дозора сохранили имя Озрика Старка, жившего примерно за четыреста лет до Эйегона Завоевателя. Сей доблестный воин выжимает педаль в асфальт — в десять лет был избран Лордом-Командующим Ночного Дозора, и занимал эту должность в течение шестидесяти лет. А в Лорды-Командующие, даже по мега-блату и лютоволосатой лапе Старков, не избирают сразу после присяги. Следовательно, сей дозорный изрядно послужил и до десяти лет.
    • По второй категории проходит войско Амберов в «Танце с драконами». Всех мужей убили на войне в Речных Землях или на Красной Свадьбе, поэтому остались либо старики, либо мальчишки. У Морса Амбера, присягнувшего Станнису Баратеону — мальчишки, а у Хозера Амбера, вынужденного служить дому Болтонов — старики.
  • Воспоминания ребенка-солдата из Сьерра-Леоне Ишмаэль Биха под названием «Завтра я иду убивать».
  • Ахмаду Курума, роман «Аллах не обязан». Написан от лица ребенка-солдата, воюющего в Либерии конца XX века.
  • «Игра Эндера» — хоть это и не аниме, но использует подход, близкий к анимешному: использование детей в военном деле обосновывается гибкостью детского сознания. К тому же, здесь детей всего лишь учат военному делу — чтобы следующее поколение было во всеоружии. Это уже потом выясняется, что положась на гениальность Эндера, ему и его подчинённым вместо симулятора подсунули модуль удалённого управления, так что он вёл в бой вполне реальные корабли и обеспечил Земле вполне реальную победу, экипажам большинства корабей - вполне реальную роль пушечного мяса, а не слишком-то злобным врагам - вполне реальный геноцид.
  • Sharpe — у Корнуэлла постоянно упоминаются умирающие маленькие барабанщики.
  • Эрнест Юнгер, «В стальных грозах». Весной-летом 1918 года заметно проредевшую роту ГГ восполняли школьниками. С прикрученным фитильком: при двенадцатилетней системе образования многие встречали совершеннолетие, учась в школе
  • Паоло Бачигалупи «Утонувшие города». Весь сюжет закручен на попытках однорукой (sic: руку бандиты отрубили) афро-китае-американской девочки вытащить мальчишку из отряда двенадцатилетних боевиков под командованием пятнадцатилетнего сержанта. В 2100, Америка живёт как сейчас Сьерра-Леоне и Уганда.
  • «Неукротимая планета» Гаррисона. Дети «жестянщиков» участвуют в бойне с той поры, как могут держать оружие. Далее по сюжету появляется Гриф — крутой шкет и крутой инвалид одновременно.
  • «Миз гардемарин Харрингтон» — Хонор становится мичманом и несёт полноценную службу на борту боевого корабля, а выглядит лет на тринадцать, что не раз подчёркивается в тексте. С прикрученным фитильком, поскольку на самом деле ей двадцать, а девчонкой она выглядит из-за пролонга.
    • Упоминается это только вначале, а потом до автора доходит, что мысль о том, что люди, которые выглядят как подростки, занимаются сексом — не очень приятная для современного человека (а ведь Хонор ещё чуть не изнасиловали в Академии; повезло, что у неё чёрный пояс по кудевитесу). Поэтому он и переработал пролонг в дальнейших романах — дети взрослеют как положено, после чего процесс старения замедляется.
      • Не переработал, см. «Тень Саганами» — миз гардемарин Павлетич выглядит на 13 в лучшем случае.
  • Wildwood Boys. Райли Кроуфорду на момент присоединения к Квантриллу четырнадцать. Джесси Джеймсу шестнадцать, но он невысокий и щуплый. Арчу Клеменсу семнадцать, но он тоже считается среди остальных партизан сопляком. Ну и Джозефина Андерсон — на момент смерти ей аж четырнадцать годочков.
  • Wild Cards — во время конфликта в Африке государство People’s Paradise of Africa применило одноимённый вирус на «добровольцах» всех возрастов, получив на выходе нескольких детей-тузов, активно участвоваших в войне. Британская организация Silver Helix применила ребёнка-туза Little Fat Boy — именно применила: свою способность массового поражения Маленький Толстяк не контролирует; туз Highwayman просто выбросил мальчика на маршруте следования армии и сбежал из зоны поражения.
  • Рик Янси, «Пятая волна».
  • Дитер Нолль, «Приключения Вернера Холта». В первой части книги несколько 16-летних друзей-одноклассников попадают по призыву в немецкое ПВО, в 17 участвуют в первых боях со словацкими партизанами, в 18 лет — уже в мясорубку тотальной войны сначала на Восточном фронте, а в конце книги и на Западном.
  • «Старики и „Бледный Блупер“» Г. Хэсфорда. Изнанка вьетнамской войны, в том числе и объект статьи, показаны без прикрас. Читать на самом деле жутко.
  • E. William Brown
    • в цикле про Alice Long — собственно сама Алиса. Причем речь не только про управление боевыми ботами а и про непосредственное участие в операциях. Вот только заставлять ее никто не заставляет, и считают что в ситуации когда иначе просто никак — она как любой член корабля просто отдаст приказ боевым ботам а не полезет сама. Почти все боевые действия с ее участием — это либо она сама влезла либо попала в ситуацию что иначе — никак. После сдачи экзаменов и демонстрации на тех самых ситуациях что иначе — никак своей эффективности — никто особо не возражает. Тем более что она засветила окружающим свое происхождение и окружающим понятно что 'мирная профессия' и она — это несовместимые вещи. В общем-то — не только ее касается.
    • в цикле про Daniel Black — неоднократные намеки что Цериза (и Авилла) — несовершеннолетние. Вот только всем — плевать. Включая их самих. Опять же заставлять идти в бой никто не заставляет а допустим к Тине (которая тоже несовершеннолетняя) отношение совсем другое.
  • В «Левиафане» (и его продолжениях) Вестерфельда главным героям, Дерин и Александру, попавшим на боевой воздушный корабль в самом начале Первой мировой войны (в альтернативной истории), по 15 и 16 лет соответственно.
  • Брендон Сандерсон, «Устремленная в небо» (в другом переводе — «Ввысь») — 16-летняя Спенса и другие подростки из летной школы, которых натаскивают для войны с инопланетянами. Обучение длится несколько месяцев, и даже до выпуска доживают не все — многие погибают еще во время учебы.

Сетевая[править]

  • Павел Сормов, «Летняя вьюга» / «Цинк Пандоры» — после уничтожения ЗО — есть просто «детские» восстания где лидер — Контролер но действует именно как лидер с очень хорошей харизмой (вроде «Армии Луны» в Мьянме, под радикально-коммунистическим лозунгами) (и они вообщем то в это верят), с жертвами, есть то что потом стало Державой Вольных Русов (изначально территория на границе двух стран, потом власти большей (и лучше понимающей ситуацию) страны намекнули Контролеру что на пилотов штурмовиков ее способности — не действуют + устроили военторг и что против нее лично ничего не имеют но лучше пусть она свое идеальное общество у соседей строит), в обоих случаях — цель именно смена власти, по возможности — беcкровная, в обоих случаях — достигли поставленных целей. Есть Нигерия — там вообще сверхжесткий ментоконтроль и война на уничтожение с обоих сторон потому что выхода — нет, итог — Контролер прибит, «армию» кого можно спасли. Там же — Россию обвиняют что Дарья Чекан это искусственно созданное в лабораториях Роснано супероружие (власти России… заявляют что у СССР было много разных интересных разработок и вообще это наша гражданка а ордер Интерпола — можете подтереться им) реально власти - не при причем, специально из Дарьи никто оружие не делал. Правда вот насчет Роснано все гораздо смешнее. Собственно Группа Чекана это как раз персонал той лаборатории где Дарья практику проходила в самом начале и их родственники/знакомые, и НАТО хочет СВОЮ «девочку-волшебницу» и готовы идти на рискованные эксперименты (Сорейя чуть не погибла Группа Чекана помогла не смотря на то что с ней работал человек кто не хотел ей вреда причинять, просто форсировать организм для Перехода, не зная КАК все это работает — не стоит, даже если организм на это способен). Позднее — «австралийская четверка» школьников — сначала сами в супергеройские игры с освобождением заложницы ИГИЛ ввязались (реально их подстраховывали), а затем — в боевые действия во время истории с Кольбером, их втянули, пусть в необычной роли но..их некому было заменить и озаботились максимальными мерами безопасности (но там об угрозе для разума шла речь). Во время той же истории с Кольбером — Дарья на контроле боевых систем сидит (опять же — больше некому, либо нет способностей либо нет абсолютного доверия), то что она на Земле сидит…вообщем вполне были варианты развития событий когда всей Земле светил Экстерминатус, ее парень — прямо в штурме принимает участие (ну да — он курсант военного училища, экзамены сдал но не зачислен), Зоя Ласкарова (внучка главы РВСН), сама полезла помогать, и даже погибла и поработала одним из испытателей кристраж-сервера, потому его в такой дикой спешке и готовили во время истории с Кольбером при самоуничтожении станции. она поправилась. в том числе и для этого готовили к работе кристраж-сервер.
  • Анатолий Дубровный, «Листик. Дочь дракона» (и продолжения) — субверсия в значительной степени потому что — Листик каждый раз сама влазит, ну да — иногда по просьбе. Просьбе, а не приказу. Миллисента же — ну да, и в боевых действиях учавствует и шпионских операциях но… троп точно касается наследной принцессы (А после первой книги — правящей королевы), пусть даже она формально — несовершеннолетняя? А еще — Листик по человеческим меркам вполне совершеннолетняя (и старше Миллисенты).

Кино[править]

  • «Неуловимые мстители» же!
  • «Орлята Чапая» — юные чапаевцы ординарец Лёшка-Ленка (девочка, выдающая себя за мальчика) и писарь Ванька.
  • «Пятёрка отважных» — о детях из приграничья, решивших самостоятельно бороться против немцев.
  • «Полонез Огинского» — о маленьком скрипаче, ставшем сиротой и попавшем в белорусский партизанский отряд.
  • «Иди и смотри» — а здесь белорусский мальчик-подросток добровольно уходит к партизанам, но те не берут его на серьёзные операции как раз по причине возраста. Впрочем, по ходу сюжета Флёра потихоньку взрослеет не только психологически, но и физически — буквально седеет и стареет от пережитых ужасов войны.
  • «Хозяин Морей: на краю земли» — юные джентльмены, по праву рождения начавшие службу во флоте Её Величества в качестве не юнг, а офицеров (точнее, мичманов). Командуют матросами, которые им в отцы годятся. Педаль в пол: в первом же бою одного из них калечит ядром, потому что они не отсиживаются в трюме, а реально выполняют обязанности младших офицеров в бою.
  • «Властелин Колец: Две Крепости» — для защиты Хельмовой Пади за нехваткой настоящих солдат пришлось вооружать и дедов, и мальчишек. Это уже вторая категория.
  • «Дети шпионов». Фильм комедийно-приключенческий, так что тематика обыгрывается в духе «получилось смешно».
  • «Солдат», н/ф боевик 1998 г. Главный герой — пример того, каким бывает ребёнок-солдат третьего типа, когда вырастает.
  • Всевозможные клонированные солдаты, в т. ч. воины-клоны из «Звёздных войн». Не все из них идут в бой в раннем возрасте, но солдатами являются с момента рождения. Кроме того, за счет ускоренного роста клоны Республики идут на войну примерно в 10 календарных лет.
  • Скандальный фильм «Сволочи» — якобы в СССР во время войны создали детский спецназ. Справедливости ради стоит отметить, что детишек туда гребли не всех подряд, а только тех, для кого альтернативой (пусть и «по законам военного времени») являлся расстрел, то есть совершившие, как минимум, тяжкие и особо тяжкие преступления. Так что у пацанов был выбор не между низкой и высокой вероятностью смерти, а между гарантированной позорной смертью и весьма вероятной почётной.
    • А ради исторической правды нужно отметить, что фильм снят целиком и полностью по «автобиографии» Кунина, который после разоблачения признался, что все это художественный вымысел.
    • А вот реально имевшему место факту подготовки немцами диверсантов из числа советских подростков с оккупированных территорий посвящены сразу два фильма: советский «Кукушкины дети» и российско-белорусский «Родина или смерть».
  • «Отбой» — деконструкция, рисующая нам персонажей первой категории, вообразивших себя представителями второй и третьей. Вполне благополучные американские дети, подростки и вьюноши, чью военную академию закрывают, встают на её защиту с оружием в руках. И хотя возглавляют «оборону» двадцатилетние парни, более-менее по-взрослому себя ведёт только персонаж Шона Пенна. Остальных ждут откровения в стиле: «Боже мой, я вручил десятилетке автомат, и мальчика в итоге застрелили! Как такое могло случиться?» И нет, они не идиоты, просто дети ещё. Ну, кроме героя Тома Круза — там уже готовенький военный социопат во всей красе.
  • Петер из фильма «Четыре дня в мае» А. фон Борриса (2011 г.) — С прикрученным фитильком. Сопливый фашист (цитата из фильма) 12-летний Петер, сын погибшего на войне эсэсовца, пытается дать отпор советским оккупантам. У него в распоряжении автомат с одним винтовочным (!) патроном. Успевает ранить одного из солдат, получить по наглой рыжей (буквально) морде и попасть под гуманный домашний арест.
  • «Цельнометаллическая оболочка». Вьетнамская девочка-снайпер, на которую наткнулись герои фильма. Подросток не больше 16 лет на вид. И, к сожалению, более чем реалистична.
  • «Спаситель» — девочка с гранатой, которая убила одного из товарищей протагониста. А он-то, дурак, предлагал ей жвачку…
  • «Пятая волна» — хитрый план пришельцев: под видом вояк собрать детей, наврать им с три короба, обучить их, и отправить убивать «инопланетян».
  • «Звёздный десант» — новый взвод Рико, который мельком показывают в конце фильма. Этим ребятишкам на вид лет по 14.
  • «Блокпост» — чеченке-снайперше Маше/Манимад «неполные четырнадцать».
  • «Безродные Звери» — главный герой, глазами которого показана гражданская война в Африке.
  • «Ведьма войны» — гражданские войны в Африке глазами девочки-солдата.
  • «Кровавый алмаз» — малолетнего сына одного из глав. героев похищают из родной деревни с целью превращения в ребёнка-солдата.
  • «Матрица» — «Машины не спросят, сколько мне лет». С прикрученным фитильком, потому что эти слова говорит уже почти совершеннолетний.
  • «Бункер» — жуткая комбинация вариантов 2 и 4. Пока Ги-ги-гитлер в своём кабинете грызёт реквизит, его генералы заместо выбитых солдат бросают в безнадёжный бой «юных гитлеровцев», нафаршированных цитатами из «Mein Kampf». Из них особо заметны красивые мальчик и девочка «плакатного» вида, которые ближе к финалу остаются на поле боя вдвоём и самоубиваются, подобно Геббельсу с женой (при том, что в отличие от Геббельса, ничего плохого за свою жизнь совершить не успели).
  • «На Западном фронте без перемен» (1979 г.) — в самом конце фильма сослуживцам Пауля явно лет по 14-15.
  • «Чарльстон для Огненки» — субверсия. «Дети-солдаты» упомянуты в прологе, но к основному действию фильма не осталось и детей — одни женщины.
  • «Гранит» — в отличие от «Туриста» не стесняется демонстрировать детей-солдат и процесс их вербовки.

Телесериалы[править]

  • Отечественный «Операция „Цвет нации“». Правда, тут скорее не солдаты, а агенты спецслужб.
  • «Агент Картер» — в СССР, оказывается, из детей готовили шпионов! В программе семестра: спарринги для девочек в полный контакт со сворачиванием шеи проигравшей (!), изучение английского по «Белоснежке» с вшитым «ВНУШАЙТЕ УЖАС» в 25-м кадре и приковывание к кровати наручниками на ночь. Последнее советская агентесса делает до сих пор. Не считая общей маразматичности, офигенно полезно на случай внезапного визита гэбни страны пребывания, да и по шраму на запястье ее опознают, если что. Как же так? — вопрошает американский разведчик на территории лагеря. Это же Россия, отвечает другой.
  • «Кости» — в одной из серий убитым оказывается иммигрант из Африки, в детстве бывший солдатом.
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — 4 сезон, 10 серия. Нандор завил, что отлично умеет говорить с молодым поколением на их языке. Он научился этому ещё при жизни, ведь некоторые офицеры в его армии были подростками, и он был обязан находить с ними общий язык, чтобы вдохновлять их на битву. Потому что молодёжь обычно шла впереди и их тут же уничтожала армия врага, так что им было неохота идти в бой.

Мультсериалы[править]

  • ExoSquad — полная аверсия: несмотря на тяжелейшие условия, в которых человечество вынуждено вести борьбу, детей нет даже в партизанских отрядах, не говоря уже о регулярной армии. Правда, показан отряд подростков, которые косплеят сабж, но по факту они являются просто выживальщиками.
  • Лунтик — а что? Разве муравей № 114 (или просто Муравьишка) не подходит? Правда, субверсия: он всего лишь барабанщик.

Комиксы[править]

  • Marvel — Красная комната, то самое обучение шпионок по программе «Чёрная вдова». Версий за десятилетия ретконов накопилось немало, но в целом суть именно такая: берут девочек-сирот (вариант — делают сиротами, а уж потом берут) и учат убийству и шпионским навыкам по достаточно жестокой методике. На данный момент Красная комната уничтожена Чёрной вдовой, неоднократно восстанавливалась на нелегальном положении и снова уничтожалась. При этом собственно детей-солдат (которые уже подростки) по сюжету стараются щадить. Та же Наташа просит найти им приёмные семьи и психотерапевтов.

Манга и аниме[править]

  • Now and Then, Here and There — всё аниме об этом. Местные дети относятся ко второй и отчасти четвёртой категориям, без всяких «только дети могут…» Дети тоже могут убивать — так пусть убивают!
  • Берсерк — Гатс впервые вышел на поле боя в 6 лет, первого врага убил в 9, самостоятельную воинскую карьеру начал с 11 и к 15 годам уже успел сделаться опытным мечником.
    • Гриффит ненамного старше, на момент Затмения ему где-то 23 года, а он уже генерал, то есть начал он не слишком позже Гатса.
    • Каска была завербована в двенадцатилетнем возрасте.
    • Рикерту в «Золотом веке» 11-12.
      • Безымянный ребенок-солдат, чей призрак преследовал Гриффита во время затмения.
      • Замена Рикерту в Новой Банде Ястреба — Мул.
    • «Эльфы» Розины, созданные с помощью извращения детей и подростков тёмной магией. Впрочем, они не солдаты, они просто наводящие на всех ужас маленькие чудовища. Но Гатсу доставили немало забот.
  • Black Lagoon: Гензель и Гретель — дети-наемники в мафиозных разборках.
  • Neon Genesis Evangelion — пилотировать Евангелионы могут только те, кто родился после катастрофы, с которой не прошло еще и восемнадцати лет. Синдзи, полезай в этого чертова робота! Получилась реальность: вариант вроде бы анимешный, да вот только бойцов используют как настоящее мясо, показателен первый эпизод, когда Синдзи отправили мочить Апостола абсолютно без подготовки, так как единственный на тот момент пилот (Рей) был в госпитале. Невольно вспоминаешь шуточки про одиннадцати- и двенадцатилетних.
    • Дополнительные очки за то, что это не дети-герои — это обычные подростки, закомплексованные, капризные, нередко трусоватые. Их просто оторвали от нормальной жизни и отправили на непонятную им войну. Автор хотел, чтобы с образа детей-солдат спал всякий романтический флёр — и у него это получилось.
    • При этом страдает правдоподобность внутри истории: изображать пушечным мясом крайне немногочисленных, фактически элитных пилотов — слишком явно использованное правило драмы.
  • Darling in the FranXX — третий вариант. «Паразитов» готовят к пилотированию мех с детства, потому что взрослых местные мехи попросту не слушаются. Проскакивает четвёртый вариант в лице спецотряда Папы.
  • Full Metal Panic: сержант Сагара Соске — редкий представитель НЕ третьего варианта в аниме.
  • Fate/Zero — история Хисау Майи. Внезапно, используется реалистический подход: дети-солдаты — не Избранные на убер-машинах, а всего лишь легкоусвояемое пушечное мясо. Неудивительно, что Майя выросла больше похожей на боевой механизм, чем на человека.
  • «Стальной Алхимик». Эдвард Элрик — государственный алхимик в звании майора, работает на армию Аместриса. С 12 лет.
  • «Штурмовые ведьмы» (на самом деле «Ударные», «Штурмовые» — совсем другое крыло в сеттинге, но нашим надмозгам не объяснишь). Наианимешнейшая из разновидностей. Только кавайные девочки лет пятнадцати могут спасти Землю от инопланетян. Сверкая нижним бельём, ясное дело. Обоснуй, если это кому интересно, в том, что ведьмы — всегда женского пола, а пик их сил приходится как раз на подростковый возраст. А вот почему они одеваются именно так, как одеваются, автор пояснять не стал.
    • Имеется куча намёков, что через голые ноги легче всего выдать магию полёта и поддержки. Почему, собственно, юниты (летательные приспособления) и сделаны как «железные колготки». В первых же сериях аниме мы наблюдаем, как на старте ведьма создаёт магическое поле (и чем сильнее ведьма, тем больше поле). Попытка же пропустить магию через руки весьма чревата (майор Сакамото Мио подтвердит). Хотя при таком раскладе разумно было бы раздеваться только ведьмам и только перед полётом и прочим магуйством, а в сеттинге все девушки (и даже девочки дошкольного возраста!) никогда не носят ни штанов, ни юбок, только трусы. Впрочем, это может быть аналогом ситуации с лётными шарфами и кожаной одеждой в нашем мире — символ крутости и мода.
    • А после двадцати они идут либо в медицину, либо в пилоты, либо в штаб. Потому что ни черта толком не умеют, кроме как летать и убивать — ну и крохи магии остаются, на лечение в принципе хватает.
  • «Ёрмунганд». Йона (он же Джонатан Мар) — адовый микс. Оказался на войне случайно: родителей его убили, и ему пришлось научиться убивать без единой эмоции, чтобы банально выжить и выбраться из руин города — первая категория. При этом конфликт в его стране идет достаточно долго, и хотя взрослые еще не все в могилах, детей начинают потихоньку подвербовывать в солдаты — вторая категория. Попал на военную базу примерно в 10 лет, начал проходить полную солдатскую тренировку — третья категория. Более того, он сам понимает, что кроме войны не знает и не умеет ровным счетом ничего, а потому (ну и еще, чтобы защитить друзей детства) почти добровольно становится немником-телохранителем у оружейного барона. При том, что ненавидит оружие и войну.
    • «Оружейный барон» тоже хорош, пусть и не ребенок: Коко Хекматияр, к которой в итоге и сплавили Йону, едва 25 лет.
  • Noir, хотя они скорее киллеры-ассассины.
  • «Наруто» и его многочисленные сверстники-ниндзя.
  • Legend of the Galactic Heroes — Эмиль фон Зелле, вестовой Райнхарда, безымянный юнга на флагмане Фаренхайта, Хайнрих, юный ординарец Ройенталя, юнга Конрад фон Модер… 14-15-летние пацаны из аристократических семей на должностях юнг и ординарцев — совершенно обычное дело во флоте Рейха. И да, когда корабль участвует в боевых действиях, мальчишкам тоже может грозить что угодно. Союз ещё хуже: у них 15-летки пилотируют истребители и в воздушных боях участвуют, например, Юлиан и Катерозе фон Кройцер (впрочем, здесь ситуация близка ко второму варианту: после Амритсара, Рантемарио и Вермиллиона осколкам Союза банально не хватает солдат, хотя и первая тоже подойдёт — тот же Юлиан полез в истребитель (да и вообще в солдаты) исключительно по собственной инициативе, что подчеркивает тот факт, что его Ментор, Ян Веньли, прилагал все усилия, чтобы ему не пришлось попасть на фронт).
  • Ghost in the Shell — боевые роботы-тачикомы с искусственным интеллектом в небоевой обстановке ведут себя именно как озорные, любопытные дети, у них совершенно детские голоса и речь.
  • «Звуки Небес» — рядовой состав 1121-го танкового взвода, по факту, являются детьми-солдатами так как им не больше 15 лет. Хотя отправлять их на войну никто никогда не планировал.
    • Фелиции Хайдеман во время битвы при Вит-Эн-Ане было 15, так что не факт.
    • А Аише 16, а ее отправили в разведывательную миссию.
  • Tokyo Ghoul: re — отряд Оггай. Самый натуральный эскадрон смерти из жутких детишек, убивающих (и даже казнящих) гулей не моргнув глазом.
  • Sky Girls — официально девушкам от 15 до 17 но выглядят они моложе (фанатский обоснуй — из-за послевоенной голодухи дети медленней растут). А воевать им приходится потому что в последней войне человечество потеряло почти всех мужчин нужного возраста.
  • Space Pirate Captain Harlock — присутствует, но не совсем понятно, в каком варианте. С одной стороны, девочка-шпионка, так и не сумевшая запудрить мозги Тадаши, называет конкретное звание («ребенок-солдат мазон»; хотя, это могла быть просто самохарактеристика), и возникает впечатление, что она там далеко не одна такая (да и армия мазон находится в такой клоаке, что это было бы не странно), с другой — других детей на стороне мазон мы таки не встречаем… Хотя все это может быть и одной большой субверсией: мазон-то — метаморфы, а склонность совершать внезапный поворот на шпильках замечена и за взрослыми особями…
    • В порядке ужаса у холодильника: сам Тадаши ведь тоже (а может быть, и Кей — толком не ясно, сколько ей лет). В начале сериала ему 14, в конце — 16, при этом, он вполне себе комбатант. Правда, ярко выраженный первый случай; к тому-же, учитывая, что к началу действия сериала Тадаши как минимум студент, это то-ли банальный ляп (возраст четко вычисляется, но прямо не назван — а некоторые даты в сериале друг-другу противоречат), то-ли представление о том, что в ржавом будущем продолжительность детства должна сократиться.
  • В различных таймлайнах Gundam тоже встречаются подобные примеры:
    • UC — Амуро Рей и большая часть его соратников из экипажа «Белой Базы» — первый вариант: сначала новейший корабль Федерации оказался единственным способом убраться с разваливающейся колонии, а дальше у них уже не было возможности покинуть борт.
    • 00 — четвертый вариант: Сетцуна Ф. Сейей был в детстве завербован радикальным проповедником в состав бандформирования… а потом в компании таких же бедолаг остался один на один против мобильных доспехов соседнего государства, решившего под шумок расширить границы. Спасло парня только вмешательство Гандама-прототипа.
      • Сома Перис и Аллелуйя Хаптизм являются «выпускниками» программы суперсолдат (второй вариант).
  • «Youjo Senki» / «Военные хроники маленькой девочки» / «Сага о злой Тане» — Таня Дегуршафф. С прикрученным фитильком, потому что разум там далеко не маленькой девочки.
  • «Первый отряд» — Надя и её погибшие друзья-пионеры. Первый вариант и немножечко третий (всё-таки готовили их в специальной школе-интернате).
  • Simoun — анимешный вариант во всей красе: пилотировать cимун могут лишь несовершеннолетние жрицы, не прошедшие ритуал выбора пола, а потому бесполые и невинные. Хотя изначально cимун — не боевая машина, воевать жрицам пришлось вынужденно. Впрочем, с немалой примесью первого варианта — так, Амурия, Аэру и Мамина вполне себе хотят сражаться, а у Аэру в ее 17 лет уже есть фронтовой опыт.
  • Vinland Saga — Торфинн сражался в отряде наемников с 5 — 6 лет.
  • Ride-On King — многие низкоуровневые авантюристы. Большинство из них начинали как брошенные своими родителями или ушедшие из дома детишки. В ходе безжалостного естественного отбора до уровня опытного приключенца доживают лишь немногие. Сам Плутинов встретил таких в плену у работорговцев, освободил их и взял под свою опеку. Тем не менее, президенту было заметно некомфортно обучать их премудростям военного дела — он до сих пор с болью вспоминает молодых солдат, многие из которых погибли за независимость Плудии. Тем не менее, как солдаты детишки себя показали более чем достойно, достаточно долго удерживая оборону против дружины опытных воинов местного феодала. А когда стала жарко, подоспел и Плутинов.
  • Gojikanme no Sensou (Пятый час войны — дом, милый дом!) — в войне с неназванным врагом школьников привлекают к охране и патрулированию островов, относительно удаленных от линии фронта, с оружием в руках.
  • «Основатель Тёмного пути» — второй и третий варианты, весь «Выстрел в Солнце» именно про это. Безусловно, что дети из поколения Вэй Усяня будучи адептами Орденов Заклинателей учились сражаться с самого детства… но то, что эти подростки оказались резко выдернуты в жестокую реальность войны связано, как раз со вторым вариантом: им пришлось срочно заменять своих родителей, да и в принципе война с немыслимо могущественным Орденом Цишань Вэнь потребовала от восставших предельного напряжения сил. Неудивительно, что это поколение выросло теми ещё перцами в плане характера!
    • Да и участие подростков в ночных охотах тоже не считается чем-то из ряда вон. Тут, конечно, надо делать скидку на то, что за ними в таких случаях приглядывают взрослые, да и места стараются выбирать не шибко опасные, но всё же нечисть, она и есть нечисть.
  • City Hunter — когда Ре Саеба было четыре года, самолет, на котором он летел с родителями, потерпел крушение в одной латиноамериканской стране. В этой катастрофе Ре был единственным выжившим, после блужданий по джунглям он попал к местным повстанцам, среди которых и вырос.
  • TTGL — главный герой Симон и еще некоторые персонажи относятся к сабжу, но представляют собой скорее исключение: детей-солдат в данном аниме можно пересчитать по пальцам одной руки.
  • Школа Убийц — здесь дети не совсем солдаты, скорее — убийцы на государственной службе, но букет характерных для сабжа проблем присутствует.
  • Angel Beats! — нестандартный случай. Несколько старшеклассников после смерти оказываются в загробном мире. Он похож на наш, с той лишь разницей, что там нельзя умереть (точнее, можно, но довольно быстро воскреснешь). Однако если человеку навязать определенную линию поведения, он исчезает из этого мира. Подростки считают это окончательным уничтожением и, чтобы никто не покушался на их независимость в поступках, берутся за оружие.
  • «Одно Рождение Два Сокровища: Сладкая Любовь Миллиардера» — первенец главного героя с трехлетнего возраста проходил подготовку в спецвойсках, впрочем он не воевал, и восьмилетняя ассасин его брата-близнеца которую готовили к военной службе с того же возраста.
  • «Жена по контракту» — с прикрученным фитильком: у семьи Инь есть традиция, когда рождается наследник, то его мать выбирает ему «тень» — мальчика из подходящей семьи, который растет вместе с наследником, и являющемся этаким личным ассасином-телохранителем, которому поручают исполнять различные тайные задания хозяина.
  • «Сильнейший зять» — девушка коммандос, спасённая главным героем, как выяснилось была отобрана для службы в спецназе с трехлетнего возраста, хотя, по её словам, в боевых операциях начала участвовать с семнадцати.
  • «Бродяга Кэнсин» — Сагара Саноске, который будучи ребёнком прибился к Сэкихотаю. На грани тропа был и сам Кэнсин, который в четырнадцать чуть не присоединился к Кихэйтаю, но тут уж вмешался Кацура Когоро, который нашёл для него другое занятие.
  • «Вайолет Эвергарден» — Вайолет.
  • «Атака титанов» — Габи Браун, Фалько Грайс, Удо, Зофия.
  • «Juuni taisen» — точно Крыс (школьник), в манге точно Бык, который убил первого противника ещё в пять, но в их случае тип неизвестен. Свинья и её сестра — третий тип, или, скорее, его деконструкция. Возраст Барана на момент первого флэшбека неясен, но выглядел он как подросток. Возможно Тигрица, как деконструкция первого типа, но алкоголь ей продавали. Скорее всего Ниватори.
  • SukaSuka — Ктолли, Айсея и Нефрен в свои 15, 14 и 13 лет уже полноценные феи-солдаты с реальным боевым опытом. Анимешный подвид третьего типа.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation: SCP-2195-RU — Сыны нации. Эти дети даже не солдаты, они генетически изменённые живые бомбы, выношенные и рождённые женщинами для войны. Причём, что особо жутко, этот эксперимент проводился не ради боевой эффективности, а ради подавления пацифистского движения среди «солдатский матерей».

Видеоигры[править]

  • Ace Combat: Joint Assault — Милош Сулеймани как раз из таких, при чём далеко не по своей воле; третий тип. Хроническое ПТСР, мстительность, баблофетишизм и мания убиться о снаряды врага любой из сторон конфликта прилагаются.
  • Многие из персонажей серии Metal Gear Solid. Чико, Райден, Нуль, множество безымянных детей.
    • В MGSV Биг Босс пытается реинтегрировать детей-солдат в нормальное общество, но им удается дважды успешно сбежать с базы, второй раз — навсегда.
    • Все Снейки, исключая Веном Снейка, были детьми-солдатами.
  • Clive Barker's Jericho — призраки детей-крестоносцев появляются на средневековых уровнях.
  • Cyberpunk 2077 — Джонни Сильверхенд. Родился в 1988-ом году, а основал свою группу SAMURAI в 2003, то есть всего в 15 лет. Ещё до этого успел повоевать во Втором Центральноамериканском конфликте, потерять руку и товарища, разочароваться в коррумпированном правительстве и дезертировать.
  • Drakengard: в какой-то момент злодейская Империя бросает в бой против протагониста насильно призванных детей-солдат. Сопартийцы уговаривают протагониста Каима поговорить с детьми и убедить их бросить оружие… но Каим, во-первых, нем, а во-вторых, жестокий убийца-социопат и на такие нежности плевать хотел.
  • Во вселенной Halo — спартанцы 2 и 3 поколений. В случае с «двойками» детей выбирали по идеальной генетике и похищали, отправляя на закрытую военно-исследовательскую базу, а на их месте оставляли клонов, которые вскоре гибли, дабы окончательно развеять у родителей какие-либо подозрения. «Тройки» же — сироты, семьи которых стали жертвами Ковенанта или инсуррекционистов. Вступали добровольно, но, по факту, лишь технически — рекрутёры очень умело манипулировали эмоциями и жаждой мести, да и альтернатива в виде детдома была так себе.
    • Вопреки распространённому среди не слишком хорошо знакомых со вселенной людей заблуждению, не все спартанцы — дети-солдаты. 1 и 4 поколение — взрослые добровольцы из ККОН (Космического Командования Объединённых Наций, ВС человечества) и СФР (Службы Флотской Разведки).
    • Спартанцев 2 поколения готовили как суперсолдат для борьбы с инсуррекционистами (о Ковенанте ещё никто не знал). Спартанцев 3 поколения готовили как суперсмертников. Их задача — героически погибнуть, выполняя какое-то важное задание. Даже из доспехов им выдавали дешёвые SPI, а не дорогущие MJOLNIR. Их тренировали ротами (по 300 в каждой). Из роты «Альфа» не выжил никто. Из «Бета» — только двое.
      • Это, вообще-то, называется создавали солдат, а не произведение искусства. 33 человека в броне ценой с крейсер и крутизной, которая суть скорее игровая условность — очень плохое решение в условиях тотальной войны.
  • BioShock Infinite — главный герой, Букер ДеВитт, «Белый Индеец Вундед-Ни». Поступил на службу в 7-ой кавалерийский полк армии США в возрасте 16 лет. Участие в бойне при ручье Вундед-Ни (за которое он, к слову, получил две Медали Почёта) сломало жизнь этого человека, сделав его нелюдимым и мрачным алкоголиком, склонным к насилию.
  • Fallout: New Vegas — Легион не только тренирует детей быть воинами с малых лет, но и использует их для партизанской войны, прекрасно зная, что солдату НКР нелегко выстрелить в ребенка.
  • Metroid — Самус начали тренировать с трех лет, воевать она начала лет в 16.
  • Beyond Good & Evil — в приквеле Слово Божие утверждает, что таким ребёнком являлась Джейд, главная героиня первой игры.
  • Call of Duty: Black Ops 2 — в Анголе злобные кубинцы готовят именно таких для МПЛА в основном, методом по морде чуть чего. Пострелять в них нельзя, но можно оставить при отходе на тропе капкан, а потом услышать истошный детский вопль.
  • Tom Clancy. End war — В самом начале конфликта все его стороны начинают спешно набирать себе резервы. США/Европа возвращают/расширяют призыв, а Россия… да, вы верно угадали, вообще отменяет минимальный и максимальный призывной возраст. (Не то что-бы это как-то ещё отразилось на сюжете).
  • Honkai Impact 3rd — Броня Зайчик до основной сюжетной линии была выращена Сибирской армией как снайпер и была известна как «Серебряный волк Урала». После провала задачи по убийству Коколии была удочерена ею.

Визуальные романы[править]

  • Planetarian: Chiisana Hoshi no Yume — конкретно таких в визуальном романе мы не наблюдаем, но герой упоминает, что в последние годы войны, которая стёрла почти всё человечество в лица земли, он видел как в атаку на южные колонии отправляли целый взвод мальчиков-добровольцев, некоторым из которых не было и десяти лет. Все они, как он добавляет, были сиротами, желавшими спасти человечество от расплаты за его собственные ошибки. Судьба взвода, правда, оказалась печальной. Пример первой категории.
  • Togainu no Chi — Акира, как почти все его сверстники, в детстве проходил военное обучение, имеющее целью подготовку к Третьей мировой. Поучаствовать в войне это поколение не успело, но военное обучение оказало на него сильное влияние.

Музыка[править]

  • Песня They Want War группы Accept — о незавидной судьбе ребятишек. Война не называется, но группа-то немецкая…
  • Игорь Растеряев, «Казачья» — «не рискуй с такой детворой на саблях в поле тягаться ты, было — выходил и один в соотношеньи к двенадцати»
  • «Маленькие барабанщики» на слова Владислава Крапивина — «Это неправда, что маленьких смерть настигает реже…»
  • Дюна, «Пулемёт» — «Петров, ты кончил пятый класс, а значит справишься с запалом!»
    • Там вообще восставшие пионеры собираются отбивать пионерлагерь, где теперь кино, бордель и казино.
      • При том, что отряд «на треть из октябрят».
  • «Сопляки» Скади.
  • «Крапивинские мальчики» Ниэнны — злейшая и точнейшая песня про как раз этих самых мальчиков.
  • «Дети-мишени, дети-убийцы» группы «Элизиум» — очень тяжело (психологически) и довольно сильно.
  • Gorillaz — гитаристка группы Нудл была одним из сабжей сверхсекретной японской программы. Но потом программу закрыли, а всех участников приказали ликвидировать…
  • Heaven Shall Burn, клип на песню «Combat».

Реальная жизнь[править]

« Холодным пеплом замело их след,
но мальчики стоят и ждут ответа —
все те, кто, появившись на земле,
не дожил до тринадцатого лета.
Их бесконечный строй угрюм и тих,
шеренги — словно траурные ленты…
Так что же вы не взглянете на них,
премьеры, полководцы, президенты?
»
— В. П. Крапивин
  • Цикл фоторепортажей от Стива Мак-Карри (Steve McCurry) так и называется — «Дети-солдаты».
  • Ужас у холодильника — призывная армия, в которую в большинстве стран берут в 18 лет. Юридически это обычно взрослые люди, а фактически они зачастую не прожили ни одного года жизни со взрослыми правами и обязанностями (хотя в традиционных обществах в 18 лет часто уже есть жена и дети). Бывает, что при заявленной взрослости на них распространяются многие типично детские ограничения (например, запрет на крепкий алкоголь или на гражданское оружие, а то и отсутствие избирательного права, которые могут продолжаться до 21 года). Да и плюсы точно те же — больше управляемости, меньше эмпатии.
    • К примеру, в США призывали с 18, а избирательное право давали только с 21. В ходе вьетнамской войны общественность, наконец, возмутилась тем фактом, что «как умирать по воле политиков, так взрослый, а как голосовать за этих политиков, так еще ребёнок», и была принята поправка к Конституции, опустившая минимальный возраст голосования до 18. Впоследствии был отменён и призыв, хотя постановка на воинский учет с 18 лет (и соответственно возможность мобилизации, если ситуация того потребует) сохраняется до сих пор.

Заграница[править]

Джон Клем. Нет, это не ребёнок-солдат. Это — ребёнок, который уже год как вышел в отставку. Успев провоевать почти три года.
  • Крутой шкет Вагн Окессон в 12 лет одолел на хольмганге (в поединке) самого главного йомсвикинга Сигвальда Струт-Харальдссона, и был принят в йомсвикинги (конец X в.).
  • Многие солдаты Народного и Детского крестовых походов.
    • Детский крестовый поход — ну ни разу не показатель, поскольку повоевать никому из них не довелось (попали не на войну, а в рабство). Да и Народный крестовый поход — так себе были вояки, отчего и оказались разгромлены в первом же сражении.
  • Дэвид Фаррагут, первый адмирал флота США. Начал учиться морскому делу в 7, получил первый чин в 9, командовал первым кораблём в 12.
  • Новобранцы армии Наполеона 1814 года, получившие прозвище «Марии-Луизы», в большинстве своём, были не старше 16 лет.
  • Гражданская война в США. Самым младшим из воевавших там был Джон Линкольн Клем. Поступил на службу в 9 лет в качестве барабанщика, активно участвовал в военных действиях, был дважды ранен.
  • В английскую армию барабанщиков набирали с 8. Собственно, с того возраста, когда дитя могло поднять барабан.
    • Юнги в британском же флоте часто начинали с того же возраста, с которого в средние века брали в оруженосцы, то есть с 14 лет. Кроме юнг, служили ещё и «пороховые обезьяны» (powder-monkeys). Под огнём противника 10-летние пацаны подносили порох из крюйт-камеры к орудиям. Если на орудийной палубе пороха всего на два выстрела, повышается живучесть корабля. О живучести мальчишек не волновались — в Британии того времени до двенадцати лет доживал каждый второй.
    • Юные дворяне на флоте становились не юнгами, в сразу мичманами, командуя матросами, которые им в отцы годились. И обычно обучение морскому делу в качестве мичмана в Британии было платным: не ему платили жалование, а его родители платили капитану, чтобы он взял сына в мичманы. В Британии подростков продолжали пороть даже в XX веке, так что и провинившихся мичманов, случалось, пороли, но — в отличие от простолюдинов — не голыми у мачты, а в штанах на пушке по спине. Обучение считалось законченным после сдачи экзамена на звание лейтенанта, но сдавший экзамен, не становился сразу же лейтенантом, а получал право на покупку офицерского патента.
  • Печально известный отряд Бяккотай, входивший в силы самообороны княжества Айдзу (Бакумацу, 1868-69), состоял из мальчиков до 18 лет.
  • Пример из второй категории — Парагвай во время Войны против Тройственного альянса (1866-70). В результате полного уничтожения регулярной армии и фактического перехода к полномасштабной партизанской войне число мужчин в стране снизилось до критических величин, и к концу войны в армию гребли всех подряд, невзирая на пол и возраст.
  • Скауты — изначально разведывательно-вспомогательные части из подростков. Впервые применяли буры во время англо-бурской войны. По другой версии, впервые действительно созданы во время этой войны, но наоборот — британским полковником Баден-Пауэллом (впоследствии основателем скаутского движения) в осаждённом бурами Мафекинге. Впрочем, бурские подростки реально участвовали в войне.
  • В фольксштурм набирались солдаты в т. ч. числе из военизированной молодежной организации «Гитлерюгенд», включая несовершеннолетних — в пехоту и части ПВО (планировалось набирать и в боевую авиацию, но по техническим и экономическим причинам не вышло).
  • Многие из солдат «красных кхмеров».
  • Ирано-иракская Война — «живые волны» иранцев, пытавшихся остановить наступление войск Саддама Хуссейна, состояли из детей и стариков.
  • Банановые республики и гражданские войны современности. Группировки «Джамаат Аш-Шабааб» (арабское слово «шабааб» означает «парни, ребята, юноши, молодежь») в Сомали, LRA в Уганде, «Армия Бога» в Мьянме, антиправительственные группировки Сьерра-Леоне и Филиппин, «Сендеро Луминосо» в Перу, «Армия Народа» в Колумбии и т. д. Характерный пример — братья Хту.
  • Замысловатая игра с тропом: именно такой образ с лёгкой руки северокорейской пропаганды появился в официальной биографии Ким Чен Ира. То, что на время войны сын Ким Ир Сена был вполне официально эвакуирован в Китай и воевать за родину не мог при всём желании, биографов ничуть не смущает.

Россия[править]

  • Знаменитый полководец Михаил Илларионович Кутузов, поступив в 14 (по другим данным — вообще в 12) лет в кадетский корпус, уже через полгода получил свой первый военный чин кондуктора и был приведён к присяге. После чего официально назначен на должность репетитора с причитающимся жалованием и помогал обучать других кадетов.
  • Кантонисты. В дореволюционной России существовала разветвленная система военно-учебных заведений (учебные батальоны, гарнизонные школы, а также специализированные артиллерийская, инженерная, военно-медицинская, топографическая школа), в которые направлялись дети нижних чинов и незаконорожденные дети солдатских жен. В последующем состав кантонистов расширялся беспризорниками, детьми цыган, участников польских восстаний, раскольников. После введения в 1827 г. воинской повинности для евреев в кантонисты направлялись и евреи-рекруты в возрасте до 18 лет. Впрочем, в полной мере считать кантонистов детьми-солдатами нельзя — они представляли собой light-версию юнкеров, а в военных действиях их не использовали. До 1824 г. не показавшие особых успехов в обучении кантонистов отправлялись на службу с 15 лет, остальные доучивались еще 3 года. После аракчеевской реформы срок завершения обучения был сдвинут до 18 лет для всех.
  • Во время Первой мировой некоторые российские школьники (из числа особенно патриотично и романтично настроенных) сбегали на фронт. Большинство из них успевали найти и вернуть к родителям, но некоторые действительно добирались до фронта и воевали, как например будущий советский разведчик Леонид Линицкий и чекист Николай Фёдоров. А Лёня Петровский даже сумел окончить школу прапорщиков и стать офицером[4]. Сюда же будущий маршал СССР Родион Малиновский, который ушел на фронт в 15-16 лет.
  • Все стороны Гражданской войны в России.
  • В СССР был настоящий культ детей-солдат Великой Отечественной. В каждой пионерской дружине обязательно был стенд, посвященный пятерым из этих детей, удостоенным звания Героя Советского Союза. Большинство из выросших в СССР вспомнят их имена, не залезая в Википедию: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Саша Чекалин. Все удостоены этого звания посмертно.
    • Несмотря на штамп «пионеры-герои», все они к моменту гибели (а некоторые и к началу боевых / партизанских действий) из пионерского возраста уже вышли. Зине Портновой было 17 (успела вступить в комсомол), Лёне Голикову и Саше Чекалину — по 16, Вале Котику и Марату Казею — по 14.
    • При этом специально никто детей на фронт не посылал — отроки в основном или партизанили, или воевали на правах «сынов полка». Так что сериал «Сволочи» — вымысел (романтический или клеветнический — каждый понимает в меру своего разумения).
      • Однако и из этого правила бывали исключения. 14-летний Володя Михалкин в июле 1941 года добровольцем пришёл в ленинградский военкомат и, приписав себе лишних три года, получил направление на фронт (правда служил при штабе армии, благодаря протекции отца-генерала) и прослужил всю войну сначала шофёром, а после присвоения офицерского звания — адъютантом. После войны Володя (точнее уже Владимир Михайлович) продолжил службу и, уже без всякой протекции, дослужился до маршала.
    • Аркадий Каманин, самый юный лётчик Великой Отечественной (первый самостоятельный вылет — в 14 лет), звания Героя не заработал, но три ордена заслужил честно.
    • В сборнике «Дети-герои» есть рассказ об Артуре Капустине, который уже в последние дни апреля 1945 перед очередным вылетом на Берлин пробрался в отцовский самолёт и спрятался в кабине стрелка. Тот в бою был тяжело ранен, и атаковавший с хвоста «мессершмитт» сбил 10-летний Артур.
  • «Последний военный призыв» 1944 года в Красную армию, включал в себя, в том числе, и 16-17-летних призывников. Последних, впрочем, старались, по возможности, использовать на тыловых должностях.
  • Последний министр обороны СССР Дмитрий Тимофеевич Язов (Да-да, тот самый, из ГКЧП) тоже был из числа детей-солдат — на фронт убежал в семнадцать, приписав себе в военкомате лишний год. После такой решимости воевать за свою Родину «Великий Суд» уже не кажется столь сильным преувеличением — отчаявшись, он вполне мог дойти и до этого.
  • Чеченские войны: на стороне боевиков нередко воевали подростки 14-15 лет. Андрей Загорцев (в 1996 лейтенант спецназа ГРУ, ныне полковник-писатель) в «Городе» вспоминает, как воевал с ними в Грозном. Одному из них (раненому) он сломал череп воротами…
    • Впрочем, были свои юные герои и с нашей стороны. В ночь с 22 на 23 июля 2001 года группа боевиков напала на дом участкового милиционера Сайди Ташухаджиева, убив его, а также гостившего у него капитана милиции Хабусиева. Однако сыновья участкового, 15-летний Магомед и 14-летний Ислам, завладев оружием (первый — табельным автоматом отца, второй — пистолетом Хубусиева), открыли огонь по боевикам, убив нескольких из них[5], и не подпустив к дому остальных. Магомед погиб, став посмертно Героем Российской Федерации (самый юный Герой на данный момент), Ислам уцелел.

Творцы[править]

  • Иван Ефремов, писатель-фантаст. В 12 лет примкнул к отряду Красной Армии.
  • Эфраим Севела, писатель, воевал с 14 лет, дошел до Берлина, награжден медалью «За отвагу».
  • Михаил Шолохов. В 16 лет будущий автор «Тихого Дона» уже год был бойцом продотряда (что в 1920 году означало полноценные боевые действия в «продразвёртываемых» станицах) и успел побывать в плену у батьки Махно.
  • Аркадий Гайдар, писатель. В Красную Армию он записался в 14, в 17 уже командовал полком.
  • Зоя Воскресенская, писательница и сценаристка. В 14 лет стала библиотекаршей в батальоне ВЧК, в 16 — политрук в колонии для малолетних.
  • Муса Джалиль. Родился 5.02.1906. В 1919-м вступил в комсомол, был ЧОНовцем. И неплохо был, потому как ЧОН — это были вовсе не игрушки.
  • Павел Судоплатов, он же Анатолий Андреев. В 12 лет сбежал из дома, присоединившись к полку Красной Армии, где работал писарем и радистом. Дослужился до генерал-лейтенанта НКВД. Провел множество успешных операций до и во время Второй Мировой. В 1953-м был репрессирован, отсидел 15 лет и выйдя из тюрьмы стал писателем-историком.
  • Джошуа Блайи — бывший полевой командир Либерии, отличавшийся особой отгороженностью. Начал воевать в возрасте 12 лет, к 20-ти годам уже был командиром собственного отряда по прозвищу «Генерал Голая Задница». В 25-лет внезапно поменял мировоззрение, публично покаялся во всех грехах и стал христианским проповедником с весьма консервативными взглядами.

Примечание[править]

  1. Когда схватились два рыцаря один на один, оруженосцы не участвовали, но, когда пошла большая заруба, оруженосцы благородного происхождения принимали в ней активное участие, вплоть до того что конные оруженосцы нередко шли в атаку третьим (а то и вторым) рядом сразу вслед за рыцарями в одном с ними строю.
  2. «Дай Бог, выживет и обогатится (за счёт добычи), сможет и доспехи себе какие купить». А если серьёзно, то 15-летнему пацану в рукопашной против 30-летнего мужика ловить, кроме люлей, нечего, но вот из лука он пристрелить его сможет, и возраст этому не помешает.
  3. Не абы в какие стюарды — а в личные стюарды Лорда-Командующего, то есть, на наши деньги, Джона назначили адъютантом.
  4. Впоследствии дослужился до генерал-лейтенанта РККА и погиб в начале Великой Отечественной.
  5. Причём впоследствии оказалось, что один из нападавших — видный главарь боевиков, уже полгода находящийся в розыске.