Дикарь

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Дикари»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Что такое «дикарь»?
Дикий человек.
»
— Н. Г. Помяловский, «Очерки бурсы»
« — Папуас, б…!
— Что такое «папуас»?
— Папуас — это каннибал, б…! Из Африки. С палкой в руке. Улюлюлюлю! Откуда это? Из Африки. «Улюлюлюлю» — что это? Это язык папуасов.
»
— Знаменитый игровой ролик «Охранник троллит водителя»
« — Чужие слова трясете, а сами - как дикарь, извините, который палкой стучит по бревну и ничего лучшего знать не желает. »
—  Никита Ломанович, «Откройте ваши уши»

Дикарь — очень примитивный, первобытный человек, не знающий технологий и живущий первобытно-общинным строем, собирательством и охотой. В общем, каменный век в наше время.

Дикость, варварство и цивилизация[править]

Обычно считается, что именно таковы три ступени развития человечества (обычно считалось в конце 19-го века). В чем же разница между дикарём и варваром? В степени развитости. Варвар уже умеет ковать металл (иначе откуда бы у него этот тяжёлый топор?)[1], понимает смысл государства и политики (иначе бы он не мечтал стать королём), принадлежит к достаточно крупному племенному союзу, способному на серьёзные набеги. А дикарь — полная тумба-юмба, самое большее, на что он способен — высечь огонь кремнём (лол, а вы пробовали высекать огонь кремнем?), кузнечество и земледелие для него уже совершенный коллайдер, о мире за пределами своего небольшого племени он имеет очень смутное представление.

  • Или так. Охотники и собиратели (палеолит и мезолит) — дикость, скотоводы и земледельцы (начиная с неолитической революции) — варварство. А с появлением настоящего государства начинается цивилизация.
  • Любопытная деталь. У дикарей рождаемость и детская смертность ниже, чем в традиционном сельскохозяйственном обществе. Это рациональнее, чем рожать сколько получится и бОльшую часть хоронить, изнашивая женский организм.
    • Причины низкой рождаемости: Им приходится постоянно совершать переходы в поисках пищи, неся при этом все свои немудрёные пожитки на своих спинах. Женщина может нести только одного ребёнка. Поэтому она не будет рожать (или сделает аборт, или нежеланный ребёнок будет убит) до тех пор, пока предыдущий не сможет долго идти сам (т. е. до 6-7 лет). К тому же мать долго кормит ребёнка грудью, что даёт какой-то противозачаточный эффект.
    • Причины низкой смертности: Многих болезней, заимствованных у скота, ещё нет, а другие, если они опасны, выкашивают маленькое первобытное стадо и не попадают в другие общины. Маленький ребёнок находится под неусыпным надзором матери, которая следит, чтобы он не залез в огонь, не упал в воду, не порезался, не стал жертвой хищников.
  • Не менее любопытная деталь. Голод и неполноценное питание оставляют на скелете, особенно растущего ребенка, очень характерные следы. Существуют исследования, показывающие, что охотники-собиратели голодали гораздо меньше и реже, чем ранние земледельцы. Голод, надобно сказать, по-настоящему перестал угрожать развитым странам только после зелёной революции. Кроме того, по подсчётам антропологов, многие племена собирателей в среднем тратят на собственно добычу питания не больше 3-4 часов в день на человека. Сравните с трудом крестьянина от темна до темна. Неудивительно, что во времена контактов европейцев с нецивилизованными племенами бывали случаи, когда «облагодетельствованные» семенами и сельхозорудиями дикари, к ужасу «просвещённых европейцев», выкидывали подарочки и возвращались к традиционному для них образу жизни.
    • Почему это идиллическое житьё было брошено ради трудов «в поте лица своего»? Человек — это крупное и весьма прожорливое млекопитающее. Собирательство и охота создают очень большую нагрузку на окружающую среду. По мере роста населения конкуренция между племенами становилась острей, а добыча — скудней, что вело к желанию создать постоянный запас провизии в виде одомашненных животных и растений. Есть и другие возможные причины и механизмы, и скорей всего, действовали все эти причины вместе, где-то сильней проявлялись одни, где-то — другие. В целом — см. неолитическая революция.
    • Почему европейцы столь упорно пытались «облагодетельствоать» дикарей, которые в этом зачастую вовсе не нуждались? Так житье первобытного охотника-собирателя с точки зрения цивилизованного европейца — тихий ужас. Ходят практически голые, едят всякую дрянь вроде волокнистых корешков, а то и личинок насекомых, и, о ужас, не имеют никакого понятия о верховной власти и вообще политической структуре общества, что весьма неудобно... если у вас есть желание подмять этих людей под себя. Ну и конечно дикарь знать не знает ни о какой единственно правильной религии, а молится (если утруждает себя этим) всяким пням и духам. Разумеется, такое безобразие требуется немедленно прекратить.
  • А ещё существуют племена у которых нет ни вождя, ни шамана. Причина? Такие племена просто живут семейными группами, типа большая семья, а вождь появляется у тех племён, у которых вместе живёт несколько семей.

Эволюция образа дикаря[править]

До того, как понятия «дикарь» и «варвар» разделились, в Европе за пределами Средиземноморья ещё жили вполне себе дикие люди. Но к эпохе Великого Переселения народов большая часть Европы более-менее цивилизовалась: германцы, кельты, славяне, балты, финно-угры V-VI веков были уже именно варварами с земледелием, укрепленными поселениями, социальным расслоением, торговлей, пусть натуральной, и примитивной, но все же металлургией. Вопреки стереотипам, они с интересом относились к достижениям цивилизованных соседей, той же Византии, и стремились им подражать. Образ дикаря остался только в коллективном бессознательном, превратившись в фольклорного персонажа (нем. wilder Mann, англ. woodwose, ит. huorco — и да, есть версия, что орки именно отсюда). Средневековый фольклорный дикарь — всегда вполне европеоидной расы, но косматый, волосатый и вооружённый деревянной дубиной. В общем, примерно такой, каким сейчас большинство людей представляет себе неандертальца или кроманьонца.

После же Великих географических открытий европейцы столкнулись со вполне себе реальными дикарями, обитающими в Африке, Амазонии, на разных островах и т. д. С этого момента «классический» дикарь — уже не европеоид, а негроид или австралоид (папуас), а дубинку сменил на копьё. С началом эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.) стало распространённым приписывать дикарю чистоту и свободу от пороков европейской цивилизации; отсюда и появился такой персонаж, как Благородный дикарь.

В XIX веке на дикарей снова стали смотреть свысока, потому что укреплялась и ожесточалась колониальная система. В 1854 Диккенс раскритиковал в пух и прах образ благородного дикаря, а впоследствии колонизаторы всех мастей применяли против дикарей безжалостное насилие: их расстреливали из винтовок и картечниц, порабощали и заставляли работать на износ.

В XX-XXI веках дикарей как таковых (первобытных) на свете осталось мало; варваров, мало-мальски научившихся организовываться в банды, брать города и чистить полученные от СССР или Китая «калашниковы», намного больше. Поэтому автор, желающий написать о дикарях, всё чаще обращается к прошлому — начиная от первобытных времён и заканчивая теми самыми колониальными, или вовсе к фэнтези.

В реальной жизни[править]

Эволюция очень медленна. За последние десятки тысяч лет человек биологически практически не изменился, и дикари отличаются от нас только общественным устройством, знаниями, убеждениями и менталитетом, но не памятью, сообразительностью, скоростью реакции и другими параметрами, связанными с устройством мозга, а не с тем, что человек усваивает в течение своей жизни. Убеждения и философия слаборазвитых социальных групп могут быть очень странными, но их представители намного больше похожи на нас, чем на обезьян, и в принципе способны усвоить сложные мыслительные конструкции не хуже нас. Другое дело, что на биопсихические возможности человека влияет не только его устройство, являющееся отражением генетики, но и физико-биологические условия среды — когда львиную долю времени отнимает физический труд, необходимый для выживания, на размышления остается немного сил. Точнее, мышление останавливается на "детском" уровне, см. Выготского.

  • Альтернативное мнение. Собиратели в принципе работают не так уж и много, 3-4 часа в день. Большая часть его времени происходит в общении внутри группы. Так как книжек нет, собирателям приходится таскать в голове целую энциклопедию по всем отраслям жизни. И у них очень развиты навыки, связанные с наблюдательностью, скоростью мышления и прочим, связанным с выживанием. А вот с абстрактным мышлением тяжелей.

В рассказе Карл-Хайнца Тушеля «Неприметный мистер Макхайн» ученый Дж. Баткинс предложил гипотезу, согласно которой, если привезти дикаря, помыть, постричь, приодеть и дать возможность знакомиться с цивилизацией, изучая прессу, то такого дикаря после его подготовки окружающие люди сочтут обычным цивилизованным человеком. Но проверить эту гипотезу он решил на роботе, а в рассказе нет никаких дикарей, поэтому упоминание этого произведения в примерах даже на субверсию не потянет.

  • Российские негры культурно и интеллектуально не отличаются от среднего россиянина. Конечно, именно одетыми и причесанными дикарями из джунглей их не назвать - даже их родители, скорее всего, были африканскими интеллигентами или влиятельными лицами, которые имели связи с СССР, но вот дед вполне мог голышом с копьем охотиться где-то в пойме реки Нигер.
  • Оленеводы и другие представители малых народов Севера, которых любят использовать в анекдотах, знают русский, могут писать и разбираются в технике. Конечно, они не совсем дикари, но тем не менее если человеку дать образование в детстве, он не будет отличаться от цивилизованного человека, вне зависимости от проживания. Большинство тех, кого дикарями называют, знают не меньше цивилизованного человека, особенно если в месте их проживания есть школа (кочевая или их на вертолётах забирают, неважно).

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Литература[править]

  • Племена друаданов и лоссотов во «Властелине Колец» — дикари, проживающие соответственно в лесах и тундре. Первые срисованы один в один со средневековых фольклорных дикарей, вторые напоминают лапландцев.
  • Dragonlance — Сильвара, дикая типа эльфийка. Пока не выясняется, что это идеально замаскированный дракон с совсем не дикарским характером.
  • Роберт Сальваторе, «Сага о Дзирте» — племена Лося и Медведя, представитель одного из которых (сын вождя Вульфгар) стал одним из постоянных спутников заглавного героя, отыгрывая архетип героя-варвара, несколько более цивилизованного по сравнению с соплеменниками.
  • «Трудно быть богом» — меднокожие варвары, которые живут на Красном Северном хребте. Судя по тому, что наблюдателем среди них является специалист по истории первобытных культур (под легендой шамана), на самом деле именно что дикари.

Кино[править]

  • «Человек ниоткуда» — приключения выходца из первобытного племени тапи по имени Чудак в Советском Союзе.
  • «Беовульф и Грендель» (Beowulf & Grendel, 2005) — датчане, как и приплывший к ним Беовульф, варвары. А вот Грендель, которого они называют «троллем» — настоящий дикарь, просто огромный и очень сильный — настолько, что способен убить нескольких викингов голыми руками.
  • Apocalypto: главный герой — человек из леса, попавший к плен соседям, переживающим Золотой Век в буквальном смысле этого слова: золото уже научились плавить, а бронзу ещё нет, и потому всё оружие каменное, но уже имеется вполне полноценная цивилизация с городом-государством, аристократией и жречеством, а также зачатками рабовладения.
  • Дилогия «Наверное, боги сошли с ума» — о столкновении бушменов и современной цивилизации.
  • Zulu — стопроцентными дикарями кажутся зулусы на первый взгляд. Вот только на поверку оказывается, что они народ воинов самостоятельно развившийся до линейной пехоты и способный в тактику.

Мультфильмы[править]

  • «Огонь и лёд» («Лёд и пламя», Fire and Ice) «Лёд и Пламя» — магу Некрону подчиняются дикари, похожие на неандертальцев.
  • «Первобытный» — Копьё. Да, это имя. Дикарём может считаться и внутри своего мира, так как помимо его первобытного племени существуют и более развитые людские народы (как минимум, на уровне бронзового и железного века).

Видеоигры[править]

  • From Dust — играть нужно за бога дикарского племени.
  • Tyranny — Смерть-из-Тени и всё остальное племя зверолюдов.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Хотя известны цивилизации, не знающие металлических орудий (к примеру, индейские). Причина – отсутствие рядом подходящих руд.