Диссонирующее спокойствие

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dissonant Serenity. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Часы пробили десять. Рокэ в два глотка допил вино и поднялся:
— Ричард, собирайтесь.
— Куда? — опешил Дик.
— Кажется, здесь хотели, чтобы я остановил побоище?
»
— Вера Камша, «От войны до войны»
Спокойствие.jpeg

Диссонирующее (не совпадающее) спокойствие — спокойствие, не согласованное с ситуацией. Злодеи и герои, сохраняющие спокойствие, хладнокровие и даже безмятежность в любых ситуациях. Там режут, тут убивают, там всё взрывается, а персонажу хоть бы хны. Налево и направо падают трупы, персонаж весь в кровище и вражеских кишках — а у него на лице просветление даоса, иногда даже улыбка. Конец света? Ладно, пойду собираться, но только когда допью чай. Как око тайфуна, эти люди неизменно сохраняют спокойствие и безмятежность посреди хаоса, разрушения, боли и страданий. Порой это само по себе способно напугать до дрожи в коленках.

Такое качество существует, чтобы показать, как хладнокровен герой и как бессердечен злодей.

Родственное явление: морда кирпичом. Похожее внешне, но на деле совершенно другое — холодная ярость. Если нездоровое спокойствие наблюдается не у отдельного взятого человека, а у целого населения, это троп мир без эмоций.

Ещё один сосед — Так мрачно, что уже пофиг. Тёмное, полное негатива окружение настолько измотало персонажа, что теперь его даже смерть от психа с топором не пугает.

Примеры[править]

Священные писания[править]

  • Евангелие от Марка 4:35-40. Иисус Христос во время бури на Галилейском море: «В тот день, при наступлении вечера, он сказал им: „Переправимся на другой берег“. Тогда они, отпустив народ, сразу же взяли его в лодку. Там были и другие лодки. Вдруг поднялась очень сильная буря, и волны бились о лодку, так что её почти залило водой. А он был на корме и спал на подушке. Они разбудили его, говоря: „Учитель, неужели тебе всё равно, что мы погибаем?“ Тогда он встал и усмирил ветер, а морю сказал: „Стихни! Уймись!“ И ветер утих, и наступила полная тишина. „Чего вы так испугались? — спросил он их.— Неужели у вас до сих пор нет веры?“»

Литература[править]

  • «Отблески Этерны» — см. эпиграф. Для Рокэ Алвы ДС — нормальное состояние. Впрочем, холодная ярость ему также не чужда.
    • Валентин Придд и его родичи, особенно полковник Август-Корнелий Гирке.
  • «Песнь Льда и Пламени» — сир Мендон Мур.
    • Да и Русе Болтон тоже.
  • Dragonlance — бессмертный летописец Астинус, педаль в пол. Педаль в асфальт в мюзикле по мотивам: вокруг творится полный конец света, богов вырезают пачками… А его волнует только расстановка запятых в его летописи. Кстати, несколько запятых он таки пропустил.
  • Лабиринты Ехо — сэр Шурф Лонли-Локли. Дай ему волю, он бы своей дыхательной гимнастикой весь мир до того же довёл.
  • Терри Пратчетт — Сэм Ваймз, разозлившись, становится абсолютно спокойным. Для тех, кто поумнее, это верный признак того, что нужно бежать и подальше.
  • Артур Конан Дойл — Шерлок Холмс.

Кино[править]

  • «Терминатор» — практически в любой ситуации терминаторы с каменной рожей. Роботы как-никак.
  • «Звёздные войны»:
    • Палпатин не моргнул и глазом, когда Люк попытался убить его.
    • Дарт Вейдер — персонаж, загнанный в такой глубочайший ГЭС, что ничем его уже не проймёшь. Да и потом: как считывать эмоции того, кто всё время в маске и говорит чуть ли не через синтезатор речи, который ослабляет эмоции? К слову, те, кто Вейдера хорошо знает, понимают все его чувства без проблем. Вот разве что таких личностей очень мало.
    • Дарт Мол был спокоен всегда, даже во время убийств.
      • Впрочем, в мультсериале Clone Wars он уже яростен и импульсивен. Потрепала ему нервы потеря нижней половины тела. А в мультсериале Star Wars Rebels из персонажа вовсе сделали истеричного злодейчика, который одержим идеей найди Кеноби и поквитаться с ним.
    • Дуку на арене Геонозиса проявил чудеса самообладания, когда к нему в ложу ворвался Винду с мечом наголо. Затем — с откровенно скучающим лицом отрубил Энакину руку.
      • Снова на арене Геонозиса — Джанго. Ни один мускул не дрогнул на его лице, когда Винду стал ему грозить.
        • А в расширенной вселенной уже сам Мейс. Подсвечено в одной из книг — «Что такое с этим каменнолицым джедаем? Мне он не нравится. Он выглядит одинаково и когда чистит оружие, и когда пользуется им. Нервирует меня.»
    • Джедаев вообще учат контролю эмоций, поэтому они умеют сохранять спокойствие в экстремальных ситуациях.
  • «Матрица»: «воскреснув» после поцелуя Тринити и остановив взглядом пули, Нео дерётся с грозным и доселе непобедимым агентом Смитом меланхолично, одной рукой и вообще не глядя на врага. Его спокойное и отрешённое лицо резко контрастирует с искажённым от ярости лицом агента. На мгновение сцену показывают «в системе отсчёта агента Смита»: там рука Нео совершает просто сверхзвуковые движения.
  • Джон Крамер крайне редко повышал голос.
  • «Леон»: Стэнсфилд расстреливает семью Матильды, безмятежно напевая себе под нос.
    • Впрочем, не исключено, что причина этого весьма банальна — он под кайфом. Чуть позже он уже истерически кричит, срывая голос. Причём не в одной сцене. Нехватка очередной дозы?
  • Дориан Грей в фильме «Лига выдающихся джентльменов» режет вломившихся к нему врагов не то что с полнейшим спокойствием, а даже со скукой.
    • Субверсия: Дориан Грей бессмертен, до того как будет повреждён его портрет, так что его спокойствие вполне логично. В сценах же, где угрожали именно портету, наоборот, демонстрировал редкостное «самобладание».
  • Катлер Бекет в фильме «Пираты Карибского моря: на краю земли» идёт сквозь разносимый пушечными ядрами корабль с абсолютно спокойным и отстранённым выражением лица. Впрочем, это ГЭС.
  • «РЭД 2»: Эдвард Бейли, изобретатель мощной бомбы на красной ртути, не без помощи главных героев сбежавший из психушки, куда был отправлен правительством после её, этой бомбы, изобретения (а на самом деле запрятывания в Кремле с дальнейшим намерением подорвать). Бодрый старикашка с глуповатой лыбой убивает русскую оперативницу, чтобы подставить главных героев, во время перелёта в транспортном самолёте отравляет сопровождающих его солдат газом, после чего, насвистывая под нос весёлую песенку, выборочно расстреливает из позаимствованного пистолета. По прилёту в Лондон идёт в иранское посольство, продает бомбу арабам, убивает арабов, включает бомбу и сматывается — не меняя выражения лица.
  • любит это дело «Великолепная Семёрка», для примера дуэль кольта с ножом. И почти все сцены с потусторонним Юлом Бриннером, особенно если найти сцену, где пьяный вчерашний крестьянин wannabe-ковбой набивается ему в команду и пытается ему угрожать!.. Кажется, в японском оригинале эта сцена заметно слабее.
  • «Мстители: Финал» — Танос проиграл свою идею, но спокойно присел на корточки и принял поражение без единого слова.
  • «Жмурки» — вызванный студент-медик Лёшик остался спокойным, увидев кровь и трупы по всей квартире. Более того, прямо на него еще выпал труп соседа из шкафа. Лёшик же всего лишь поинтересовался, почему здесь так много мёртвых.
  • «Бегущий по лезвию 2049»: Кей, даром что репликант, холоден и спокоен даже в любовных сценах, даже в сценах, где его бьют по морде. Лишь один раз он проявляет сильные эмоции: когда ему сообщают, что его воспоминания реальны.
  • «Титаник»: прекрасный оркестр и не менее прекрасная пожилая пара.
  • «В поисках Галактики» ― Фред Кван всегда сохраняет невозмутимое выражение лица и иногда даже улыбается в то время, как остальные паникуют. Например, во время высадки на неизвестную планету, он спокойно сидит в кресле и ест попкорн. Во время перелёта через минное поле, когда на корабле всё взрывается, Фред выходит на связь и скучным голосом сообщает командиру, что необходимо найти новую беррилиевую сферу.

Телесериалы[править]

  • Франшиза «Глухарь. Пятницкий. Карпов» — субверсия: Станислав Карпов — антигерой-антизлодей — с давних пор любил нарочно притворяться диссонирующе-спокойным, чтобы боялись. Получалось не всегда. Чем больше сходил с ума — тем хуже получалось. В одиночестве — а порой и на людях — иногда давал волю своей ярости или иным эмоциям.
    • Ещё пример оттуда же. В одной из последних серий «Глухаря» (двухсерийная арка «Мертвец») небольшая банда молодых кидал уверена, что нечаянно убила мента. Главарь — некто Худовертов по прозвищу «Худой» — изумляет подельника своим спокойствием. На самом деле главарь неслабо нервничает, только у него это до поры до времени не проявляется внешне.
  • DC's Legends of Tomorrow — в пятом эпизоде третьего сезона Сара принимает решение выпустить ракеты по Волнолёту, чтобы избавиться от защиты, установленной Рипом. Вся команда опасается взрыва корабля и собственной гибели, и только Мик преспокойно читает «Дракулу» Брэма Стокера, беспокоясь лишь о том, что не узнает, чем закончилась книга.
  • Вулканцы. Просто вулканцы. Раса гуманоидов с одноименной планеты как раз известна своим умением полностью контролировать эмоции, что и позволяет сохранять поразительное спокойствие в напряженных ситуациях.
    • В «Новом поколении» роль диссонирующе спокойного перешла к андроиду Дейте. Впрочем, в Звёздном Флоте вообще служат стоики, которых трудно пронять, так что порой троп отыгрывают и Пикар, и Ворф, и (реже) другие.
      • Пикар потерял сердце (в прямом смысле) из-за подростковой импульсивности. Ворф в детстве ненароком убил товарища во время игры в футбол. Так что их сдержанность можно понять.

Мультфильмы[править]

  • В мультфильмах от Metro-Goldwyn-Mayer вечное диссонирующее спокойствие пса Друпи используется для комического эффекта.
    • В мультфильмах от Universal — та же история с инспектором Уиллоби.
  • «Похождения императора» — тоже для комического эффекта:
«

— Только не говори, что впереди у нас большой водопад. — Да. — Внизу скалы? — Похоже, да. — Фигня.

»
  • «Атлантида» — старушка-радистка настоящий эталон тропа. Для примера: на подлодку напало чудовище/древняя машина, вот-вот потонут, все срочно эвакуируются, она никуда не спешит. А когда её начинают поторапливать, скучающе-безразлично говорит: «Перезвоню позже».

Мультсериалы[править]

  • «Смешарики» — в эпизоде «Несколько мелочей на фоне природы» троп отыгрывают Лосяш и Совунья, когда, оказавшись в эпицентре тайфуна, принимаются преспокойно пить чай и играть в домино, ожидая неотвратимой гибели. На вопль Нюши: «Почему вы такие спокойные?!» ей отвечают, что беспокоиться надо было раньше.
  • «LEGO Ninjago: Masters of Spinjitzu» — Зейн сохраняет холодное спокойствие в любой ситуации, что понравилось Мастеру Ву.
  • «Сказочный патруль: Хроники чудес» — профессор Хрусон единственный спокойно реагировал на розыгрыши юной Василисы и класса.
  • Droopy — этот небольшой с виду пёсик (бассет-хаунд) почти всегда кажется спокойным, а часто даже унылым, как кирпич в Антарктиде. Правда, это не мешает ему играючи расправляться с постоянным врагом самыми разными способами. Ну а если его всё-таки разозлить… Лучше, короче, не надо.
  • «Аватар: Легенда о Корре» — радиоведущий Сиро Синоби. На Турнире Магов, когда команда «Волки-летучие мыши» подкупили судью и начали грубо нарушать правила, спокойно отмечает и комментирует все их нарушения, при этом придерживаясь нейтралитета и не высказывая оценочных суждений. Когда на арене появились Уравнители и начали захватывать заложников, всё с тем же спокойствием продолжает освещать происходящее, не стремясь покинуть комментаторскую позицию. Когда Уравнители вломились к нему в кабинет, не делает попыток спрятаться или спастись, только с той же невозмутимостью отмечает (в прямом эфире, да) что он только-что наделал в штаны.
    • А ещё близнецы Десна и Эска (брат с сестрой), которые вечно ходят с каменными лицами. Тем страшнее момент, когда Эска разъярилась.
  • Transformers — обычное амплуа Саундвейва. В сочетании с жуткой монотонностью. Это если он вообще разговаривает.

Комиксы[править]

  • DC Comics: Бэтмен редко меняет выражение лица.
  • Доктор Манхэттен способен испытывать эмоции, но это практически незаметно. А уж убивает и вовсе с полнейшим спокойствием на лице вне зависимости от ситуации.
    • учитывая его способности и восприятие, для него нет разницы живая материя или мёртвая, а люди, с которыми он сталкивается (и которых убивает), для него уже давно мертвы (он существует сразу на всём протяжении своей временной линии). Так что для него ничего особенного не происходит.
  • Girl Genius — Барри во флэшбеках отличается спокойствием каменной глыбы в стрессовых ситуациях. Хотя чего у него там в душе́ творится на самом деле — одно Иное знает.
    • Как минимум в прологе первой книги — он жутко напряжён и с огромным трудом удерживает себя в руках, понимая, что если потерявшего жену и ребёнка Билла переклинит — Барри не сможет его остановить. Но держится, да.
  • Эльфийская магия — орк-шаман на заднем плане.

Аниме и манга[править]

  • Claymore — Даэ. Спокойно разговаривал с Присциллой, будучи перерубленным ею напополам, пока она лопала его внутренности.
  • Брендон «Грейв» Хит из «Гангрейва» тоже редко когда проявлял эмоции на лице.
  • Rurouni Kenshin: Сета Содзиро, который умеет (или, во всяком случае, умел до второго поединка с Кэнсином) испытывать только радость и любопытство — педаль в пол.
  • «Меланхолия Харухи Судзумии»: Юки Нагато всегда спокойна, даже когда приходится сражаться против гигантского кузнечика. Впрочем, чем дальше повествование, тем ярче она проявляет эмоции — но это «ярче» настолько мало, что отмечает его только Кён.
  • Берсерк — Кушане захватили её родной город, убили жителей и ведут в плен, а Соня, спокойно улыбаясь, ждёт, непоколебимо веря, что её и других спасёт Ястреб Света. Ну и как можно забыть сценку, когда девушка соглашается помочь своим новым друзьям-Апостолам принести им на привал пожрать… свежих покойничков (большинство Апостолов — людоеды и извращенцы)? При том, что нормальный человек, даже не зная об их милых привычках, к ним близко подходить не будет, ибо снаружи они не менее устрашающи, чем внутри.
    • Также его проявляет теперь безумная Каска: насилуют ли рядом с ней других девушек тролли, жрут ли заживо людей вокруг неё гневные духи, ничто её сейчас не трогает и не пугает кроме, что обидно, самого Гатса.
  • Shingeki no Kyojin — кажется, это семейная черта рода Аккерманов. Ни Микаса, ни Леви не проявляют эмоций больше, чем у фонарного столба, даже если ситуация откровенно патовая. Но если уж начинают проявлять…
    • Эрвин тоже этим славится. У вас тут два великана дерутся, вот тот ушастый — это один из моих солдат, он просто оборотень, сейчас он с этой великаншей разберется, не обращайте внимания! Ну и что, что весь город разнесли? Да, конечно, это моя идея. О, вы решили меня убить? Конечно, стреляйте, только я вам сначала объясню, что дальше делать…
      • Ну и та знаменитая сцена с «ВПЕРЕД! ВПЕРЕЕЕД!!!». Лучше не спойлерить — это надо видеть.
        • Ну, и момент на стене во время битвы за Шиганшину. Когда Эрвин смотрит прямо в глаза Бронированному титану в паре шагов от него. И приз за самые стальные яйца получает Эрвин Смит! Похлопаем же ему!
  • Another — Мэй Мисаки кажется абсолютно спокойной и хладнокровной даже тогда, когда рядом с ней кто-то умирает. Таковы последствия её ГЭС.
  • Kore wa Zombie Desu ka? — Ариэль. Остаётся добродушной и невозмутимой абсолютно в любых ситуациях — даже когда рядом с ней кого-то кроваво убивают или в результате сбоя магии все, включая её саму, остаются в нижнем белье.
  • Neon Genesis Evangelion — Каору Нагиса. Может с доброй улыбкой разглагольствовать о «свете души» и сущности бытия даже посреди боя.
    • Гэндо Икари, конечно же! Что бы не происходило, невозмутимо сидит, подперев подбородок руками и сверкая оранжевыми линзами очков.
  • Dorohedoro — педаль в пол: там вообще никто не реагирует на всевозможное топливо ночного кошмара (ну, разве что оно совсем кошмарное или неожиданное). И, в принципе, это логично — для мира Дорохедоро жесть всех мастей и разновидностей банальна и избита.
  • Maou gakuin no futekigou-sha ~ shijou saikyou no maou no shiso, tensei shite shison no gakkouhekayou — вечно пьяные, аки Ельцин, родители ГГ. Образец. Этанол (sic!). Хранить вечно. Ребёнок заговорил через несколько минут после рождения? Всё нормально. По щелчку пальца превратился в подростка? Это потому что он умный. Потом он ещё вырастает и в возрасте одного месяца выглядит уже вполне взрослым пацаном? Как быстро растут дети, если их три дня не видеть. И это только начало.
    • Справедливость ради, хоть родители у Аноса действительно «с приветом», но обоснуй этому приводится: они очень хотели детей, а когда мать Аноса забеременела оказалось, что ребёнок родится мертворождённым, а Изабелла станет бесплодной. Анос выжил, поскольку переродился, про вторую часть ничего сказано не было, но, по видимому, сбылось. Родители Аноса просто счастливы, что он жив и им плевать на все его «странности».
  • Hataraku Saibou — макрофаги убивают бактерии и вирусы с абсолютно безмятежным видом. Всё равно, что рыбу потрошат.
  • Вишез из Cowboy Bebop. Он спокоен ВСЕГДА. Беседует ли с мафиозными боссами, режет ли на куски тех, на кого они ему указали, общается ли с любимой женщиной — он спокоен. Иногда может выдать зловещую ухмылку, да такую, что даже отпетым бандитам становится жутко.
  • Monster — Йохан Либерт сохраняет спокойствие, не повышает голос и не меняет выражения лица в любой ситуации, даже если его жизни угрожает опасность или когда он убивает людей. Это одна из причин, делающих его столь жутким и зловещим антагонистом.
  • TTGL — механик Лиирон отыгрывает данный троп неоднократно, но особенно эпично — в эпизоде про переход через море, когда на тонущем линкоре он всего-то раскинул над собой зонтик, чтобы хлещущая из всех щелей вода на голову не попадала. При том, что остальная команда была в панике.
  • Shoujo Fujuubun — с этого все и началось: герой увидел, как девочку сбил грузовик…а ее шедшая рядом и оставшаяся целехонькой подруга Ю остановилась, сохранила игру, убрала приставку в рюкзак и лишь затем с рыданиями и криками побежала к погибшей. Но успела заметить взгляд героя.

Видеоигры[править]

В принципе большинство героев видеоигр, особенно старых, когда эмоции им не рисовали. Так что большинство из них крушило толпы врагов с каменным лицом, умирали с ним же.

  • Blood — Калеб спокоен и ироничен 95 % времени (и 95 % времени он проводит, окружённый голодными мертвецами, сумасшедшими сектантами, призраками и демонами, и занят тем, что выбивает из них дерьмо). Спокойствие его нарушается лишь в трёх ситуациях:
    • Он взорвёт что-то особо эпично и захохочет;
    • Он загорится или сорвётся в пропасть и дико возопит;
    • Он найдет мёртвой свою любимую женщину и единственный раз за всю игру разозлится. При этом отбросит свою фирменную хриплую интонацию пресыщенного комментатора и пафосно вскричит.
      • В сиквеле, увы, эта особенность протагониста благополучно потрачена — он постоянно болтает, не затыкаясь, смеётся, когда убивает врагов, жалобно хнычет, когда стреляют в него, и вообще демонстрирует что угодно, кроме ироничного спокойствия.
  • Caesar III — возможно, из-за средненькой графики (1990-е, всё таки) Цезарь, когда узнает, что наместник в очередной раз пустил деньги на ветер, выглядит так, будто ему без разницы. Даже войска на город шлёт с покерфейсом
  • Thief 1-3 — протагонисту-вору в принципе положено быть хладнокровным, шумный вор долго не проживет. Только он сохраняет спокойствие даже
    • в окружении призраков и материальной нежити, способной его убить одним ударом;
    • в измерении языческого бога с вертикально бегущей водой и зверолюдьми;
    • получив сильный физический урон (тихо вскрикивает);
    • и даже когда ему без наркоза вырвали глаз и бросили умирать!
    • и даже когда он держит в своих руках артефакт со своим глазом, который смеется над ним!
    • только когда на его глазах умерла его возлюбленная Виктория, он проявил что-то вроде сдержанной ярости. Единственный момент, где Гаррета действительно сильно задело. Впрочем, Виктория не является человеком. Может, она не умерла.
    • и еще в конце первой части Гаррет опрометчиво заявляет, что «завязал» с воровством.
  • The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay — Риддик проявляет эмоции очень, очень сдержанно. Он упал в подземелье, которое рванет через несколько минут, в руках один дробовик, а вокруг лабиринт, заполненный бесконечными агрессивными мутантами? Ноу проблем. Он попал в подземелье, заполненное хищными чужими, когда персонал наверху в панике эвакуируется с планеты? Ноу проблем. Только один раз радуется: когда захватывает огромный сторожевой хевигард (heavyguard) и разносит к чертовой матери все вокруг. Только один раз эпически гневается, когда его захватили полицаи и собрались забить насмерть, представив дело как несчастный случай.
    • В фильмах Риддик заметно эмоциональней, особенно когда дело касается Джека.
    • А в короткометражных мультиках он еще ближе к обычным людям, проявляя беспокойство, отвращение, гнев и ненависть.
  • Grand Theft Auto III: Клод всё время такой, какие бы ужасные злодейства он ни совершал. Впечатление усиливается тем, что он ввиду своей молчаливости не издаёт ни звука, что бы ни случилось (разве что издает тихие звуки, когда он получает ранение).
  • Dragon Age: Inquisition — чародейка Вивьен смотрит на локальный местный Армагеддон с лёгкой улыбкой на устах.
  • Alien: Isolation: андроиды марки «Working Joe» производства компании «Сигсон» (один из основных видов врагов в игре), в отличие от более совершенных андроидов «Вейланд-Ютани», не испытывают эмоций, поэтому остаются совершенно спокойными и вежливыми, даже когда разбивают человеку голову о стену.
    • Порядка ради стоит отметить, что андроиды «Вейланд-Ютани» не более совершенны. «Сигсон» намеренно занижают своих андроидов (синяя синтетическая кожа как самый яркий момент), чтобы их можно было отличить от людей.
  • Kerbal Space Program: Джебадайя (а с 1.0.0 ещё и Валентина) имеет особый флаг Badass, благодаря чему радуется абсолютно всем событиям: старту, полёту, работе двигателя, выходу в открытый космос, звёздам, вхождению в плотные слои атмосферы, взрывам, болтанке, разваливанию аппарата на части, перегреву, перегрузкам под 15g, аэроторможению (об атмосферу) в одном скафандре, литоторможению (об поверхность). Даже скорую смерть бравый кербанавт встречает широкой гагаринской улыбкой.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords — Дарт Трея ни разу не повысила голос и всегда говорила с одинаковой интонацией — даже во время финального сражения со своей ученицей.
  • DreadOut — протагонистка игры, Линда… нет, она не лишена эмоций, но реагирует на ужасы в разы спокойней, чем должен реагировать нормальный человек. В частности, даже в заставках она в разы спокойней своих одноклассников, столкнувших с местными призраками. Ко всему прочему, Линда ещё и «Молчаливый Боб»: говорить она умеет, но делает это в оригинальной игре всего один раз, а всё остальное время молчит. Учитывая, что на мимику героини не скупились, это не жанровая условность, вроде той же GTA III, а намеренное отображение черт характера. Учитывая, что ещё до начала всех ужасов Линда считала рукоприкладство частью забавной игры… в общем, это не её заперли в проклятом городе с призраками, это призраков заперли в проклятом городе с Линдой.
  • Undertale — протагонист на Геноциде с хладнокровием, достойным Хитмана, зачищает каждую локацию Подземелья без малейшей мысли о жалости к уничтожаемой расе.
  • Mass Effect 3 — знаменитая сцена с Кортезом, когда из-за перепутанных реплик диалога Шепард моментально переходит от истеричного вскрика к абсолютному спокойствию.
  • Jagged Alliance 2 — черта характера Карла «Жнеца» Шеппардса. Что он комментирует, когда начинает истекать кровью? «Я истекаю кровью… Это здорово». А если прибавить к этому, что он не только смерти не боится, но и ещё воспринимает её как нечто духовное…
  • Черный Оазис — оказавшись с амнезией в морге больницы, полной трупов, наш протагонист не особенно волнуется и постоянно пошло шутит. Тоже самое происходит, когда он попадает в тюрьму, и маньяк убивает всех вокруг буквально в шаге от него. Создается впечатление, что он вообще лишен страха, но на самом деле это просто ради черного юмора в игре.
  • Super Paper Mario — Диментио, а вот Граф Блек по умолчанию, скорее, в состоянии холодной ярости.
  • Team Fortress 2 — инженер в ролике «Meet The Engineer». Сидит, играет на гитаре, потягивая пивко, пока турели расстреливают синюю команду. Особой прелести всему происходящего добавляют вопли несчастных на заднем плане и счетчик убийств, насчитавший больше двух сотен жертв. Приобщиться можно тут.
  • Corpse Party — в школе, полной трупов и опасных привидений, такое спокойствие сохранял Юйя Кизами. Как потом выяснилось, он сам едва ли не лучше этих привидений и несколько встретившихся погибших учеников именно на его совести.
    • Corpse Party: Book of Shadows — Если в 5 главе, играя за Сакутаро Моришиге, несмотря на совет не оборачиваться, повернуться на лестнице, то Моришиге встретит Мицуки Ямамото с которой он незадолго до этого разделился. И если до этого Мицуки часто паниковала, то в данной ситуации она спокойна как танк, несмотря на то, что по её же словам несколько минут назад её одноклассника убил маньяк. Немного походив по школе, она начнёт соблазнять Моришиге и окажется, что за личиной Мицуки скрывался призрак Сачико, а настоящую Мицуки прямо сейчас убивает Кизами.
  • Resident Evil — Альберт Вескер. Что бы вокруг него не происходило, он спокоен, и даже расслаблен. Впрочем, когда дела касаются Криса Рэдфилда, его начинает потряхивать, впрочем… Не всегда. В Code Veronica он так до конца самообладание не утратил, даже когда, здорово побитый, вылез из-под груды рухнувших на него двутавровых балок. В пятой части он и вовсе над Крисом напропалую издевался, причём в своей манере, не особо проявляя эмоций. Но в той же пятой части в конце концов слетел с катушек и разозлился уже по-настоящему, что его в итоге и погубило.
  • Devil May Cry 5 — Уризен. Вкатал всех героев в пол одной рукой (потому что другой в это время голову подпирал). Говорит однотонно и совершенно безимоционально, и даже когда впоследствии Данте по-настоящему его разозлил, он и кричал точно так же, без всяких эмоций и совершенно спокойным голосом.
    • Тут вообще-то следует учесть, что это, в общем-то, Вергилий, вышибивший из себя всё человеческое. Вышибленное превратилось в V, который тоже вечно ходит с мордой кирпичом и цитирует в боях с демонами Блейка. Но вот когда он видит перед собой какую-то версию Angelo, вот тут его пробирает до самых печонок. Учитывая, через что прошёл Вергилий во время служения Мундусу и чем он был — неудивительно.
      • Да в общем-то и сам Вергилий. Что в пятой, что в третьей части он спокоен и даже немного ироничен, впрочем, даже шутит он с мордой кирпичом. Он спокоен, когда режет врагов, он спокоен, когда дерётся насмерть с братом, он спокоен, когда убивает союзников… Единственный раз он разозлился и разорался (и то весьма сдержанно), когда в третьей части не сработал ритуал, к которому он так долго и трудно шёл, и единственный раз по-настоящему удивился (до отвисшей челюсти), когда Джестер легко его одолел, впрочем, Вергилий тогда был здорово уставший и не раз раненый.
  • Heroes of Might and Magic V — паладины наделены способностью «Ледяное спокойствие», которое даёт им иммунитет к берсерку.
  • Sniper: Ghost Warrior — вообще снайперу положено сохранять хладнокровие, чтобы не происходило, так что особых эмоций у протагонистов не наблюдается.
    • Кроме Джона Норта из третьей части, ведущего себя как пубертантная школьница, особенно на фоне Ворона с Искателем из подсерии «Contracts».
  • Pokemon Sun и Moon — у протагониста нет альтернативных выражений лица за пределами ряда кат-сцен, так что вы будете наблюдать у него пустую улыбку с мёртвыми глазами вне зависимости от того, насколько драматична или опасна ситуация.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — Арчер не самый умный из Слуг и не самый сильный. Но его преимущество в умении ОДНОВРЕМЕННО сражаться и планировать бой. Понятно, какой это требует выдержки.
    • Там же: Котомине Кирей — он социопат и попросту не понимает большей части человеческих эмоций.
    • Эмию Широ (Арчера в подростковом возрасте) не назовёшь хладнокровным человеком. Однако обнаружив своих одноклассников бессознательными и медленно растворяемыми заживо, он спокоен и собран, — тогда как его более прагматичная напарница шокирована и растеряна.
    • В Fate/Zero Хисау Майя сохраняет спокойствие всегда, даже будучи смертельно раненной вражеским Слугой.
  • Crimson Gray — Лиззи Досс даже в самые сложных ситуациях сохраняет просто иррациональное спокойствие. Объясняется это тем, что девушка с самых ранних лет привыкла держать себе под постоянным контролем, чтобы не выделяться. Впрочем, когда все же её спокойствие дает трещину, то наружу сразу прорывается настоящая Лиззи — гиперактивная психопатка без моральных ограничителей.

Музыка[править]

  • Кабаре-дуэт «Академия» — пародийный вариант: «А муж обоих убиль топором, А после пошоль за пивОм. Ца-ца».
  • Клип на песню Gorillaz «Clint Eastwood» — сперва 2D с каменным лицом поёт свои куплеты, пока у него под носом вырастают колонны и маршируют гориллы-зомби, а затем Нудл, погрузившаяся в наушники, избивает этих самых горилл.

Интернет-проекты[править]

Реальная жизнь[править]

  • Бывает у музыкантов.
    • «Сектор Газа» — гитарист концертного состава группы Вадим Глухов на выступлениях с 1996 и до конца существования группы подходил под этот троп. На фоне дурачившихся на сцене солиста Клинских, а также ритм-гитариста В. Черных и ударника А. Якушева, Глухов, как правило, весь концерт стоял практически неподвижно с отсутствующим выражением лица, глядел куда-то по сторонам, зевал, курил, что никак не мешало ему выдавать экспрессивные соло и импровизировать. Особенно показательна запись песни «Снегурочка» 05.07.1996 в Москве в ДК Горбунова: даже во время своего «коронного» номера гитарой на шее во время соло музыкант даже бровью не повел. Что интересно, на концертах в 1993 и 1995 Глухов вел себя более оживлённо. Видимо, уже приелись гастрольные туры.
    • «Зимовье Зверей» (классический состав) — Егор Мажуга, особенно на контрасте с энергичным и эмоциональным Александром Петерсоном.
    • Rolling Stones — барабанщик Чарли Уотс на фоне гиперактивного Мика Джаггера и постоянно гримасничающих гитаристов. Непрошибаемо спокоен и на протяжении всего концерта долбит по барабанам с мечтательной полуулыбкой Джоконды.
    • The Who — контраст был ещё резче. И вокалист, и гитарист, и барабанщик изо всех сил старались вести себя на сцене запредельно эксцентрично. При этом привлекал внимание больше всех басист Джон Эйнтвистл, который среди всего этого светопреставления с железобетонным спокойствием играл свою партию, выглядя как музыкант советского ВИА в окружении панков.
  • В уличной драке опаснее всего тот, кто идет на тебя со спокойным выражением лица, и то, что у него есть нож, ты осознаешь уже в больнице, если повезет. Аналогичную картину можно увидеть в классических единоборствах (карате, бокс), где спортсменов не заставляют корчить рожи, как в ММА.
  • Люди с расстройством аутистического спектра на удивление спокойно и безразлично переживают утрату близких даже при самых трагических обстоятельствах, если не были зависимы от них в материальном или хозяйственно-бытовом смысле. Аутист может на похоронах ближайшего родственника, среди слез и причитаний остальных, спокойно стоять и ковырять в носу с отсутствующим видом. Или бесстрастным тоном отреагировать на известие о смерти давнего знакомого: «Да? Когда? От чего? Ладно, понял, на похороны не приду, дела». Со стороны кажется — или у человека железное самообладание, или до него еще не дошел весь трагизм произошедшего, или он просто бесчувственный подонок. На самом деле — у человека с РАС, грубо говоря, в мозгу просто «сломана микросхема», отвечающая за социальное взаимодействие, в том числе за родственные, дружеские и иные привязанности.
  • Для снайпера отсутствие эмоций это буквально часть профдефформации — эмоции мешают точно оценивать расстояние и силу ветра, учащают сердцебиение, могут привезти к ненужному сокращению мышц — все это ведёт к промаху, от чего у снайперов со временем притупляются эмоции.