Добровольно примкнуть к пострадавшим

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Этот парень именно из тех, кому в этом обществе плоховато. Возможно, это именно те ребята, которым по каким-то объективным причинам живётся тяжело. А возможно, что их тут просто не любят, в рамках от молчаливого презрения до намеренной травли, а то и изгнания из сколько-то приличной компании. И даже если не любят их не все, то вот конкретно вокруг этого товарища собрались именно нелюбители. В общем, тяжело ему, наверное, приходится.

Вот только при ближайшем рассмотрении наш герой не только не пытается улучшить свою судьбу, но и осознанно и целенаправленно поддерживает её именно в этом состоянии. Он вовсе не пытается стать или хотя бы притвориться обычным: наоборот, он первый обращает внимание всех предвзятых на своё особое положение, иногда намеренно прикидывается страдающим и гонимым, а то и реально делает себя таким. Это может показаться чем-то странным. Посягать на привилегированный статус и держаться за него вполне логично, ведь это даёт разнообразные плюшки. Но прикидываться уродом, парией или, к примеру, дураком?

На самом деле в подобных действиях есть свой, хоть и не видимый с первого взгляда, резон. «Горе побеждённым, смерть слабым» — это девиз варварских народов, причём зачастую на «своих» вовсе не распространяемый. В сколько-нибудь цивилизованном обществе о страдающих принято поддерживать и многого с них не спрашивать. В современном мире такая помощь может быть вовсе не мала — что иногда приводит к тому, что быть страдальцем оказывается чуть ли не выгоднее, чем нормальным.

Троп может отыгрываться по-разному:

  • Герой на самом деле страдает, но, насколько это возможно, добровольно. Он может клясть свою долю — но даже не попытается вылезти из того болота, в котором сидит, а то и притопит любого помощника. В этом случае герой обычно не осознаёт своей роли в происходящем.
  • Герой примкнул к пострадавшим из соображений аскетизма, чувства солидарности или хочет побывать в шкуре гонимых, чтобы точно узнать, чему они подвергаются. Журналист, стремящийся получить ценный материал ценой нахождения в психушке, или коп, охотящийся за уликами под личиной мелкого преступника, а то и жертвы.
  • Герой принадлежит к страдальцам де-юре, но не де-факто. У других таких людей могут быть (или были когда-то давно) проблемы, но именно у этого и именно сейчас их нет. Но «компенсации» он всё рано требует. Такой персонаж может как искренне считать, что другие ему должны, так и хладнокровно «доить» окружающих, пользуясь случаем.
  • Герой — расчётливый аферист, ни на какое снисхождение прав не имеющий, но прикидывающийся тем, кем не является, ради выгоды. Впрочем, обычно это мошенник невеликого пошиба и отнюдь не великолепный. Зритель/читатель радуется, когда Остап Бендер доит Корейко, но не станет сопереживать разводящему сердобольных старушек липовому «погорельцу». Таких называют «сирота казанская» — по В. Далю, после покорения Иваном Грозным Казани поступившие на царскую службу мурзы прибеднялись, выклянчивая у царя милости, и в челобитных именовали себя «сиротами» (по другой версии, «сироты казанские» — попрошайки, представлявшиеся детьми погибших при осаде Казани воинов или местных жителей).

Подтропы — Ложная инвалидность (про прикидывающихся инвалидами), Мнимый больной (про тех, кто симулирует обычную телесную болезнь), Прикинуться сумасшедшим (про ложные ментальные недуги), Фальшивая беременность (в случае, если используется для материальной или социальной выгоды, а не из-за безумия/реальной болезни), Не хочет исправлять недостаток (если проблема реальна, но решаема — а персонаж её решать не желает). В некотором роде Прикинуться шлангом тоже подойдёт — в случае, если к притворяющемся дураком персонажу относятся плохо, как к реальному идиоту.

Родственный троп — дауншифтер. Троп можно сравнить с Примазаться к достижению, только там персонаж претендует на то, что вместе с другими делал что-то хорошее, а тут — на то, что с ним, как и с другими, делали что-то плохое.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Анекдот про Иисуса Христа, вновь спустившегося на землю и пошедшего исцелять болезных. В итоге хромой юноша бежал от него прочь: ведь выздоровление — прямой путь в призывную армию.
  • Часто встречается среди ранних агиографий. Для человека, по-настоящему верящего в загробное воздаяние, поступки, со стороны кажущиеся намеренным вредом себе же, могут восприниматься как вполне здравые. Что значат дни мученичества перед вечным блаженством? Наоборот было бы намного страшнее.
  • Другой известный анекдот про еврейского мальчика, который прикидывался дурачком, выбирая из двух монеток самую большую, а не самую ценную. Демонстрация дурости стала настоящим аттракционом… а малолетний актёр получал по большой монетке за каждый показ.
  • Во всем известной сказке Лиса, отправив Волка ловить хвостом рыбу, что для него кончилось потерей хвоста и жестоким избиением, при следующей встрече притворяется, как будто ее саму избили еще крепче, чтобы избежать возмездия и еще раз воспользоваться доверчивостью серого идиота.

Литература[править]

  • Руслан Мельников, дилогия «Мёртвые братства» — в мире, где все социальные институты находятся под контролем мертвяков, есть только один вариант быть вне системы: уйти на самое дно жизни. Вольные Охотники живут жизнью бомжей и попрошаек.
  • Шолом-Алейхем, «Кровавая шутка» — герой осознанно выдает себя за еврея, чтобы понять, что это за народ. Гонения на евреев показаны в книге во всей красе.
  • Льюис Синклер, «Кингсблад — потомок королей». Чёрные в роду героя были так давно, что их расовые черты совершенно исчезли: он голубоглазый, рыжий и конопатый. Тем не менее, из чувства солидарности с чёрными он совершает «каминг-аут».
  • Брэндон Сандерсон, «Архив Буресвета/Архив Штормсвета» — Каладин всегда примыкает к сирым и убогим и разрешает себе жить немного получше, только когда они тоже начинают жить немного получше. Дважды отказывался от могущественного оружия и мгновенного классового продвижения, предоставляемого обладателю оного.
  • Межавторский цикл «Шальные карты»:
    • Соколица (Peregrine). Считается тузом — мутантом, получившим от заглавного вируса полезные суперспособности (полёт); но сама себя причисляет к джокерам — мутантам, которых тот же самый вирус в той или иной мере лишил человеческого облика (изменённая структура костей и вообще скелета и дополнительные конечности, в её случае крылья). Пользуется своими влиянием и популярностью для борьбы за гражданские права джокеров. Стоит отметить, что отношение к таким джокерам-тузам, т.е уродам с суперсилами, зависит и от степени уродства, и от суперсилы, и от подхода к ситуации.
    • Роджер «Ravenstone». В отличие от остальных членов группы The Jokertown Boys, его заражение Шальной Картой находилось в латентной фазе, т. е. Роджер был обычным человеком. Из солидарности с товарищами по сиротскому приюту, у которых вирус уже активировался, Роджер объявил себя таким же джокером-тузом, для чего имитировал мутации с помощью грима и косметической хирургии, а слабые суперспособности — с помощью фокусов. Активация вируса позже превратила его сценический облик в реальный.
  • «Алая аура протопарторга» Евгения Лукина — тут чернокнижники ломают свою же частную застройку и разбрасывают по земле обломки снарядов — чтоб прикинуться жертвами террора соседей, православных коммунистов, и получить помощь от запада.
  • «Вычеркнутые из жизни» Сергея Тармашева — Прокопенко активно напирает на то, что он тоже страдает от зуда, потерял семью при Дезинфекции и даже орденом за храбрость награждён. Вот только он де-факто хозяин расположенного в зелёной зоне Саттелита, о семье вспоминает только когда надо подчеркнуть свой светлый образ, зуд использует для запугивания окружающих, чем и упивается. А реальные страдания ему доставляет невозможность тратить деньги в дорогих казино и борделях. При этом устраивать какие угодно игры у себя в вотчине и даже похищать де-факто рабынь он вполне может.
  • Дом для Чебурашки Татьяны Томах — в мире, где примкнуть к ущемляемым — единственный способ не быть обвинённым в ущемлении и не присесть за это, так делают чуть ли не все.
  • Гости дорогие Олега Дрожина — Герония сделала это основой своей культуры. Они даже не ждут, пока враги попытаются на них напасть и загеноцидить, чтоб потом веками предъявлять ставить им это в вину, а сами завозят к себе наиболее отбитых туристов, чтоб победокурили на камеру.
  • «Нет царя у тараканов» Вайсса Дэниэла — эпизодически упоминается задолжавший наркоторговцу товарищ, ради денег начавший собирать милостыню под видом слепого.
  • «Ведьмина игрушка» Романа Башаева — кажется, что ведьма — старуха, унижающая и погоняющая свою помощницу-девочку. А на деле ведьма молода, а старуха — лишь её подчинённая рабыня, которая при случае пойдёт на костёр.

Сетевая литература[править]

  • Worm — Толкач, глава Барыг, то ли отыгрывает троп, то ли прикалывается, выдавая мемное «это потому, что я чёрный?» в ответ на прямое презрение со стороны местных расистов. Вкратце: Толкач зарабатывает в основном тем, что толкает наркоту всем, включая подростков. Его группа состоит из самых опустившихся людей — бродяг, грабителей, мародёров. И кейпов, многие из которых сидят на наркоте вместе со своими клиентами. Сам Толкач тоже любит ширнуться. А ещё поколотить под настроение свою девушку и подручную. Как-то раз он устроил бойню среди своих же людей, обещая выдать флакон с суперсилой победителю — и в итоге не выдал. А ещё Барыги — одна из слабейших банд в городе, и заявились на тайное собрание на машине, которая цветами переливается и музыку играет. Образ героя завершает дурацкий прикид и зубы всех цветов, кроме белого. Да, конечно, если даже бандиты не хотят сидеть с тобой за одним столом, то это определённо из-за цвета кожи!

Кино[править]

  • «Хочу в тюрьму» — главному герою понадобилось стать осуждённым в Нидерландах, чтобы пересидеть в местной, гуманной тюрьме, пока его ищут на родине. Энная часть юмора строится вокруг попыток таки уговорить нидерландских правоохранителей, что он на самом деле преступник и должен быть ограничен в правах.
    • Ситуация кстати не совсем вымышленная — в былые времена бродяги в Европе, когда начинало холодать, пытались сесть в тюрьму на несколько месяцев (там тепло и кормят). Полицейские таких халявщиков не жаловали и пытались прогнать вместо ареста, а то и побить.
  • «Хамелеон» (2001) — главный герой притворяется геем, чтобы уберечься от увольнения. Попутно улучшает отношения с коллегами и с сыном.
  • «Сладкая женщина» — героиня пользуется статусом матери-одиночки, чтобы выбить жилплощадь, хотя отец ребенка сразу предлагал брак.
  • «Жизнь дерьмо!» — персонаж Мэла Брукса на спор становится бездомным: если ему удастся прожить так месяц, он выиграет крупный куш у миллиардера-конкурента… Кто ж верит миллиардерам?

Телесериалы[править]

  • «Притворство» — Клодин Бланчард выставляет свою дочь инвалидом, а себя, соответственно, героической матерью. На самом деле её дочь здорова, а весь маскарад нужен для заработка денег на благотворительности и ещё большего контроля девушки.
  • «Остров ненужных людей» — парень прикинулся аутистом (притом не особо правильно, зато красочно), когда понял что с такого нет спроса, и он может безнаказанно доставать своих родителей — козлов, снобов и лицемеров.
  • «Фронт за линией фронта» — сотрудничающий с партизанами немецкий лейтенант, антифашист по убеждениям, становится свидетелем того, как выявленных благодаря действиям провокатора подпольщиков (часовщика и священника) ведут расстреливать. Офицер гестапо прямым текстом говорит лейтенанту, что в курсе о его связях с подпольем, но если лейтенант назовёт оставшихся связных, то гестапо о нём забудет. Тот вместо ответа молча становится между приговорёнными к расстрелу.
  • «Улицы разбитых фонарей» — в одном из эпизодов некий бомж добровольно сознался в убийстве, чтобы до самого суда его содержали и кормили за государственный счет. А на суде «убийца», естественно, предъявил бы неопровержимое алиби.

Комиксы[править]

  • Оглаф — в одном из стрипов жрец-бальзамировщик кончает с собой… чтобы лечь в саркофаг вместо фараона и наложить руку на его загробные богатства. Пример про загробное воздаяния из раздела про фольклор в доведённом до абсурда виде.

Видеоигры[править]

  • Deus Ex: Mankind Divided — Талос Рукер, 2-й вариант. Добровольно переехал жить в Город Големов, чтобы всеми силами, морально и материально поддерживать живущих там аугов. Является лидером Коалиции за права аугментированных, и даже из этого клоповника имеет довольно большой политический вес.

Визуальные романы[править]

  • Higanbana no Saku Yoru ni — именно это регулярно проделывает Сумеречная Сумирэ: под видом переведённой одноклассницы проникает в класс и делает всё возможное, чтобы стать жертвой издевательств. Причины? Увидевшие её слезы школьники и учителя начинают над ней издеваться, даже если раньше не были к такому склонны, превращаясь в зависимых от издевательств наркоманов (именно так это описывает Мариэ), после чего Сумирэ исчезает, а движимые «ломкой» хулиганы находят себе новую жертву и начинают приносить Сумирэ энергию.

Прочее[править]

  • «Ералаш» — сначала один попрошайка загримировался под негритёнка-беженца, а потом — все.
  • Мюзикл Twisted: The Untold Story of a Royal Vizier (пародия на диснеевскую полнометражку «Аладдин») — Аладдин оправдывает свои поступки тем, что стал сиротой… в 33 и корчит таинственного страдальца. А вот о раздвоении личности и поступках своей второй половины предпочитающий промолчать.
  • Британское сатирическое скетч-шоу «Маленькая Британия» («Ваша Бриташа», Little Britain) — несколько героев:
    • Энди Пипкин симулирует паралич ног и слабоумие, чтобы пользоваться своим другом Лу Тоддом.
    • Даффид Томас пытается привлечь к себе внимание, заявив о своей нетрадиционной ориентации (которой, скорее всего, нет). Он же пытается закосить под гей-активиста и спровоцировать окружающих на гомофобию — при том, что его окружение не просто толерантно, а откровенно равнодушно.
  • Мистически - точнее, в предсмертном бреду - так поступает герой баллады Даниэля Клугера "Солдатский вальс/В 39-м был отдан приказ". Возвращаясь в 1942 году на фронт после отпуска, на варшавском перроне он встретил отправляемых в Освенцим евреев и подал старому раввину уроненную тетрадь. Тот сообщил, что в тетради псалмы, переписанные его учеником и заметил, что герой похож на этого давно уехавшего в Берлин и умершего там ученика лицом и что ученика звали Хаим Блох. Смертельно раненый Эрвин Блох в предсмертном бреду снова видит вокзал...
«

"Стойте! - воскликнул. - Я с вами иду!" И за раввином встал. "В ад, вместе с вами, дорогу избрал, Не поверну назад!" Но ребе спросил: "А с чего ты взял, Что это - дорога в ад?"

»

Реальная жизнь[править]

  • Липовые калеки и липовые нищие, попрошайничающие у храмов и зарабатывающие порой лучше тех, кто им подаёт (автору правки довелось лицезреть такую попрошайку, обсуждавшую свой бизнес по новенькому смартфону).
  • Троп Царская болезнь: нередко придворные притворялись, что страдают тем же недугом, что и государь, имитировали те же недостатки внешности, вроде лысины. Близко к инверсии тропа, так как они «примыкали» к больным, зато далеко не угнетённым.
    • А в XIX веке был «моден» туберкулёз и чахоточная бледность.
    • Героиновый шик 1990-х.
  • Имидж непризнанного и непонятого многими используется себе на благо.
    • Так, он популярен среди подростков.
    • А разнообразным выбегаллам позволяет избегать вопроса о научной проверке их работ, прикрывая отсутствие доказательств предвзятостью научного сообщества.
  • Психологический термины типа «вторичной выгоды» или «купонов» описывают первый вариант тропа: человек, имея проблемы, так или иначе избегает их решения ради каких-то сторонних бонусов, зачастую весьма странных.
  • Юродивые Христа ради отказывались от благ и удобств земной жизни и вели себя перед людьми словно умалишенные, но на самом деле так они смиряли гордыню и тщеславие. Набожный русский народ с почтением относился к «блаженным» и подавал им милостыню, которую те передавали настоящим нищим — однако тем же воспользовались хитрецы, изображающие юродивых, чтобы набить потуже свои карманы.
  • Нелли Блай симулировала сумасшествие, чтобы попасть в психбольницу на острове Блэкуэлл и узнать, в каких условиях содержатся больные женщины. Больница оказалась сущим концлагерем, но расследование Нелли Блай подтолкнуло общество к гуманизации отношения к психически больным.
  • А еще человек может мимикрировать под нищего, отверженного или незаметного в толпе, просто чтобы отвязаться от излишнего внимания окружающих и спокойно заниматься своими делами.
  • Согласно легенде, когда нацисты попытались решить еврейский вопрос в Дании, датский король объявил, что тогда он и его семья первыми нашьют на одежду желтые звезды, так как все датчане равны.
  • Журналист Джон Говард Гриффин при помощи меланиновых препаратов стал «чёрным» и проехался по южным штатам в 1960-е годы, чтобы узнать на своем опыте, как черным живется. Написал об этом книгу «Черный, как я».
  • Флэшмоб оппозиции «Я грузин», запущенный в знак протеста против действий российских правоохранителей, начавших проявлять излишний интерес к грузинам после войны 2008 года. С прикрученным фитильком: реальных последствий не имел, да и разговоров о гонениях на грузин было больше, чем реальных гонений.
  • И вообще регулярно встречающиеся сетевые флешмобы формата «#Я\Мы [кто-нибудь]». Обычно в поддержку жертв каких-нибудь резонансных преступлений, или кого-то, кого считают незаконно преследуемым. Тоже с прикрученным фитильком, потому что ничего, кроме выражения той самой моральной поддержки, не несут и последствий не имеют.
    • Да ну? По крайней мере, Ивана Голунова освободили, чему флэшмоб явно способствовал. А по модели «#Я\Мы [что-нибудь]», а не «кто-нибудь», примеры также найдутся — Шиес, Куштау и др.
      • Верьте, если не понимаете, как реально работает политика и манипуляция общественным мнением.))