Дозоры

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Цикл Сергея «Светоча Русского Городского Фэнтези» Лукьяненко об Антоне Городецком, магах Иных, параллельно-перпендикулярном магическом мире Сумраке, законопослушных вампирах, социал-дарвинистствующих Тёмных, Светлых себе на уме и всеобщем интриганстве.

На дворе — конец двадцатого века. Случайная неуловимая и невоспроизводимая мутация может сделать из человека Иного: человеческое, в общем-то, существо, но со своими прелестями: бессмертием, возможностью творить магию, видеть других Иных и так далее. Иные делятся на два типа: Светлые, которым для колдунства нужны светлые эмоции простых людей, и Тёмные, которым нужны эмоции тёмные. Некогда Светлые и Тёмные истово воевали между собой, но в один прекрасный момент поняли, что война никому не выгодна, и заключили соглашение, сводящееся к грандиозному маскараду и циничной системе сделок: на каждое светлое воздействие должно производиться соответствующее по силе тёмное воздействие, и наоборот (учитываются только воздействия на других людей и магов, над собой и неодушевленными предметами можно колдовать сколько угодно). Для поддержания соглашения существуют приснопамятные дозоры:

  • Ночной, что ходит по ночным улицам и мешает вампирам с ведьмами творить непотребства. Состоит из Светлых.
  • Дневной, что не даёт паладинам-фанатикам сделать всех людей счастливыми по мановению волшебной палочки. Состоит из Тёмных.

В Ночном Дозоре и несёт службу главгерой, он же POV серии — Антон Городецкий. Изначально Иной четвёртого-пятого уровня (из семи, где седьмой уровень — это отличный фокусник, не более), прокачавшийся к 4-й книге до Иного вне категорий, а к концу 6-й — аж до простого смертного.

Вся возможная магическая нечисть во вселенной Дозоров — существует, и каким-то образом с этими Иными связана. Вампиры, оборотни, ведьмы — всё это. Также прямым текстом заявляется, что и весь человеческий путь Иные пытались этсамое человечество направлять. Получилось фиговенько, особенно когда Светлые выторговали себе возможность устраивать себе полномасштабные социальные эксперименты типа социализма в СССР. Впрочем, внедрение капитализма с его индивидуализмом в свою очередь приписывается Темным.

Основных книг шесть. Потом появились приквелы, сиквелы, вбоквелы и просто примазавшиеся разной степени каноничности. В 2019 году автор выложил начало 7-й, уверяя, что уж эта — точно последняя в каноне. Несмотря на то, что каждая последующая книга сильно изменяет всё представление о мире Сумрака и магических законах, психологический рост Антона Городецкого остаётся последовательным и неотвратимым. Он обрастает цинизмом, не опускаясь до козлизма[1], становится моральным релятивистом, но так и остаётся Светлым.

Книги[править]

Содержание книг никак не скрыто под спойлерами. Предполагается, что не только достижение последней страницы, но и процесс чтения может быть кому-то интересен. Серии уже восемнадцать лет, ей бы уже даже в барах наливали! Так что если боитесь спойлеров — дуйте читать.

Ночной Дозор[править]

С первой же истории обозначается вся идея серии: есть простой следователь Антон Городецкий. Он, по сути своей, магический патрульный с возможностями детектива. В ходе повествования выясняется, что и Дневной, и Ночной Дозоры активно манипулируют своими сотрудниками для достижения своих целей. В результате хитросплетения (двухходовых) интриг светлые «по дешёвке» получают прошляпленную Иную вне категорий Светлану, будущую жену Городецкого.

Гесер радостно потирает руки. Завулон рвёт и мечет. Светлана в ужасе. Антон дует губки.

Дневной Дозор[править]

Здесь нам дают возможность посмотреть на ситуацию с другой стороны, но только в предваряющей книгу истории. ВНЕЗАПНО оказывается, что сама Светлана это так, мелочь. А вот то, что она родит Великую Иную — это уже то, что должно дать Светлым огроменный такой плюс. Антон, которому суждено стать отцом этой самой Великой, дуется уже меньше, даже несколько принимает свою судьбу. Светлана уходит в отказ. Показывается, что не только Гесер, начальник Антона, любит интриги. Свою плетёт и Завулон. Пожертвовав своей любовницей, Завулон убивает и полюбившего её Светлого — Игоря, который должен был стать учителем Великой Иной.

Гесер бьёт себя по лицу от того, какой же Игорь ригидный Светлый. Завулон непочтительно хихикает. Светлана и Антон плюют на всё и временно покидают службу.

Сумеречный Дозор[править]

В этой книге акцент делается на магических законах и том, что Иные, в общем-то — паразиты. Сперва кажется, что это пустословие, долженствующее увеличить книгу, но в конце происходит попытка изменить извечные законы бытия, которые просто разрушили бы весь Сумрак и саму концепцию Иных. Константин Саушкин, ныне Высший вампир (ровня Иному вне категорий) задумал сделать ВСЕХ людей Иными. А без доноров нет и Иных. За Костей бегают теперь все: Светлые, Тёмные, Инквизиция (в этой книге поутратившая весь свой пафос вместе с людьми), лично Городецкий и Арина, притягательная тысячелетняя ведьма.

И здесь появляется Лас: обаятельный трикстер-панк, который не должен был стать Иным. А стал.[2] Так же, как и Антон, поднял свой уровень сверх возможного. Чёртов читер!

Последний Дозор[править]

Уровень пафоса снижается, уровень угроз — растёт. Теперь на кону массовые заклинания, превращающие людей в камни с навечно замурованными душами, ядерное оружие, вакуумные взрывы и тому подобные прелести. Три старых знакомых образовали группу, в которой по-партизански действуют Светлый, Тёмный и Инквизитор. Чего они хотят — большую часть книги непонятно, но жару дают всем. Под конец Городецкий встречается лично с Мерлином и спасает того от бремени извечной Жизни. Заодно он постигает истинную структуру Сумрака. Нет, не узнает, не изучает, а именно постигает, фактически решая логическую задачу.

Тут должна звучать песня Пикника «Нигредо».

Новый Дозор[править]

История о борьбе с судьбой, в частности — с пророчествами. Из Сумрака приходит Тигр и пытается убить и дочь Антона Городецкого, и его самого, и новоиспечённого пророка. Но Антон, уже ставший тёртым калачом в философских вопросах, скользким ужом в торгах с судьбой находит-таки правильную лазейку в магических законах. И вот те на — спасает всех!

Шестой Дозор[править]

Теперь из Сумрака приходит уже не Тигр (хотя и Тигр тоже), а Двуединый. Вся мифология «Дозоров» ставится с ног на голову, Городецкий вынужден идти на сделку с самой манифестацией Сумрака, чтобы спасти всё живое. Ну, как всегда, короче.

Вечный дозор[править]

Антон — уважаемый и любимый всеми Иными герой в отставке по состоянию здоровья. Помочь ему никто не в силах. Внезапно кто-то организует топорную подставу и обвиняет его в убийстве оборотня. Антон от всего легко отмазывается, но возвращается на службу в Ночной Дозор, чтобы выяснить, что за хрень происходит.

Рассказы[править]

Помимо основных книг цикла есть ещё минимум три рассказа[3], в которых действие происходит в том же мире:

  • «Мелкий Дозор» — человеческие спецслужбы вербуют Иных-агентов и скрывают от простых людей существование магии.
  • «Новогодний Дозор» — небольшая история о том, с чем столкнулся московский Ночной Дозор накануне нового года.
  • «Снежный король» — небольшая история о том, чем на самом деле были события, лёгшие в основу сказки Андерсона «Снежная королева».

Тропы[править]

  • А двести двадцать не хочешь? — зря молодчики потребовали с ведьмы, пусть даже и истощенной, плату «натурой». Даже не применяя магии, которой у нее все равно не было (зато был короткоствол, а вот если б и его не было…), она устроила им Так грубо, что уже смешно. ТО есть смешно было ей, а им, надо полагать, совсем не весело.
  • Анабиоз — ведьмы способны впадать в спячку на долгие годы.
  • Анимагия — Светлые-перевертыши. В отличие от их Темных колллег полностью контролируют превращения, не охотятся на людей и уважаемы соратниками - являются ценной боевой единицей.
  • Антизлодей — Костя Саушкин.
  • Антиреклама спиртного — последний хозяин хозяев погиб нелепой смертью, налакавшись крови сильно выпивших людей.
  • Астрал — Сумрак. Он частично повторяет собой реальный мир: например, если в реальности есть дверь, то она будет и в Сумраке, (просто в Сумраке она всегда будет открыта, если реальную дверь не запрёт существо, умеющее ходить в Сумрак). На месте людей из реального мира там серые силуэты, зато ауры людей видны как мешанина цветов). Сумрак очень сильно подвержен влиянию человеческих эмоций. Даже существуют сумеречные формы жизни, которые питаются эмоциями — Синий мох. Сумрак состоит из нескольких слоёв, чем глубже — тем сложнее туда войти (большинство времени персонажи находятся на первом слое, изредка ходят на второй, а на третий заглядывают крайне редко) и тем сложнее там удерживаться, не растратив всю энергию без остатка.
  • Бездна времени: Завулон, Гесер, оборотень-смилодон Хена, Хозяин Пётр — вампир-неандерталец. Большинство сильнейших магов Европы — выходцы из Высокого Средневековья и персонажи человеческих легенд (например, шеф Ночного дозора Шотландии — легендарный бард Томас Лермонт)
  • Божественное вмешательство — созданные сумраком «зеркальные маги» (создаются из слабых иных, не определившихся со стороной), выравнивающие баланс сил. Не без жертв среди иных.
    • Тигр и Двуединый — более сильное вмешательство.
  • Бонус для современников — в Ночном Дозоре Антон Городецкий, как и другие Иные, активно пользуется мобильным телефоном. Дело в том, что роман вышел в 1998 году, когда «трубка» ещё являлась статусной принадлежностью «новых русских» и её обслуживание стоило среднемесячную зарплату, и это, в отличие от вопиющего неканона в экранизации, очень и очень активно намекает на то, что почти что все состоящие в Дозорах Иные внешне воспринимаются как успешные и состоятельные люди, в чём им просто-напросто помогает магия, и Светлым тоже, ага, Темнее и острее. Не бедный, но более стеснённый в средствах герой, кстати, пользовался бы пейджером.
  • Был героем, стал злодеем: «нулевой» маг Мерлин сначала был Светлым, а потом стал Тёмным.
  • Вампиры и Оборотни — низшие тёмные Иные.
  • Героический антагонист: «Последний Дозор».
  • Геройская караульная служба и ставка верховного гадокомандования — Дозоры.
  • Воссоединиться в смерти — Игорь и Алиса. И семья Саушкиных.
  • Восставший из мёртвыхКостя Саушкин.
  • Все оттенки серого.
  • Ведьмы и маги.
  • Великолепный мерзавец — Завулон. Да и Гесер ничуть не хуже.
  • Главная тайна в каждой книге серии.
  • Геронтофил — упоминается курьезный случая с именно таким суккубом.
  • Даже у зла есть стандарты.
  • Демон — сумеречный облик многих Тёмных.
  • Древнее Зло — Двуединый.
  • Големы — классические европейские и восточные — бестелесные «сумрачные» дэвы.
  • Закадычные враги — Гесер и Завулон.
  • Инквизиция — Аврорат с нейтральной моралью.
  • Книга запретных знаний — Фуаран.
  • Мудрость Востока: Афанди — это Ходжа Насреддин???
  • Фантастический расизм — никто не любит вампиров и оборотней.
    • Еще меньше любят девон. Ведь это, по существу, не Иной, а просто умственно отсталый человек, которого маг наполнил силой и сделал своим верным слугой. Самое печальное — люди тоже их, мягко говоря, не уважают. И, кажется, боятся и не доверяют, ведь подозрительно, когда «дурачок, не способный утереть нос» становится нормальным.
  • Маскарад — начался в средневековье из-за опасений войны на уничтожение между Иными и людьми.
  • Мессия — Надя Городецкая.
  • Милая деталь крутого: Тигр — практически непобедимое воплощение Сумрака. Любит кофе, сигареты и ждёт, когда выйдет «Звёздные Войны: Пробуждение Силы».
    • Не дождался.
  • Микротрещины в канве — связано с Темнее и острее. Читатель — неофит в мире Дозоров, но смотрит он на мир глазами Антона Городецкого, который (в отличие от вопиющего неканона в экранизации) изначально опытный маг 3-ей категории. Таких магов на всю Москву не более полутора десятка человек, в относительно небольших городах такие маги являются Главами Дозоров… И этот опытный маг познаёт Мир Дозоров вместе с читателем, угу. Обоснуй: в начале цикла Городецкий — аналитик и «железячник» Дозора, которого резко выдернули в поле, да и в начале первой книги он был иным 5-й категории, и выдернули его в поле как раз за то, что он поднял свой уровень до 3-го.
  • Мраккультист — секта «Братья Регина». И ещё много других, только упомянутых.
  • Не в ладах с историей — параллельно с использованием камео исторической личности. Эразм Дарвин, дедушка Чарльза Дарвина, оказывается Иным-Пророком. И всё бы ничего, но на этом АИ не заканчивается — постоянно упоминаются манеры и речь XVII века, да вот беда — реальноисторический Эразм родился в 1731 году, и 17й век для него — «времена дедов». Разумеется, возможно, он просто троллит недалекого Городецкого… но тогда этот троп — внутримировой.
    • Не троп. Эразм действительно троллит, но Городецкий это замечает и даже подсвечивает
  • Низведён до простого смертногоГородецкий в финале 6-й книги.
    • Де-факто «Братья Регина» и некоторые другие Иные-преступники по приговору Инквизиции.
    • Светлана в результате нападения на Зеркало — но ненадолго.
  • Обречённая любовь — всегда бывает между Иным и смертным, а также между Светлым и Тёмным.
  • Охотник на вампиров — такую репутацию заслужил Городецкий среди Тёмных.
  • Пейзажное гуро — Сумрак.
  • Сладкоежка — сладкое пополняет запасы глюкозы, которую Иные активно расходуют при работе с Сумраком. Слишком быстрое расходование может вести к гипогликемии со всеми неприятными последствиями вплоть до смерти.
  • Смерть на публику — гибель Тигрёнка от рук Зеркала.
  • Тьма не есть зло vs Свет не есть добро: Силы Тьмы и Света — это не классическое Добро и Зло. Тёмный может спасать больных, защищать невинных и вообще — быть душкой и великолепным мерзавцем. Но делать это затем, чтобы лично его любили и в ноги кланялись. Точно так же Светлый, будучи моральным вертихвостом и храмовником, вполне способен убивать всех подвернувшихся Тёмных (или просто несимпатичных ему лично людей), оправдываясь перед собой тем, что «я хороший, мне всё можно». И, главное, делает он это ради других. Впрочем, если брать в целом, то Силы Тьмы соответствуют своему стереотипу — розовая мечта Тёмных заключается в установлении на Земле социал-дарвинистического строя АБСОЛЮТНОЙ свободы личности, где будут выживать только сильнейшие (Светлые в свою очередь топили за идеалистический коммунизм, проект которого, впрочем, саботировала Арина).
    • Да и нацизм был проектом Светлых…
  • Темнее и острее — в принципе весь сюжет серии построен на этом. Если вначале читатель, смотря на разворачивающийся перед ним Мир глазами неофита, видит только противостояния героев из Ночного Дозора со злодеями из Дневного, то затем картина Мира становится для него всё неоднозначнее и неоднозначнее…
  • Хозяин своего слова — Двуединого соблюдение своих же пророчеств не слишком колышет.
  • Чмоборотень — Тёмный Иной Павел, который сопровождал Алису в самолёте до Ялты, перевоплощается в доисторического ящера. Увы, не в хищного, а в травоядного. Да ещё и с чешуёй, расписанной как хохломская игрушка. Парень, естественно, своего обличья очень стесняется.
«

— Я… — Павел поморщился. Достал платок, промокнул потный лоб. — Тут такое дело… Мялся он замечательно, будто нашкодившая школьница на приеме у гинеколога. — Я в травоядного ящера[4] превращаюсь, — выпалил он наконец. — Не самая высокая боеспособность, к сожалению. Челюсти сильные, но зубы плоские, трущие. И медлительный слишком. Руку или ногу сломать… палец сжевать… это могу.

»
— «Дневной Дозор»

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Ну как посмотреть. Планомерно продвигается мысля: если Уважаемому Человеку Иному нужно, то это не козлизм, это Так Надо. Стать под знаком «остановка запрещена»? Превысить скорость? Ну так Мне же Надо, я всегда так делаю — только сегодня я без маскировки, и мент меня видит. А если нужно Иному покрупнее, я потерплю, утрусь.
  2. По слухам - по настоятельной просьбе прототипа уже после публикации первой части новой трилогии «Пограничное время», где тот появлялся со своими панк-песнями просто как эпизодический персонаж, дружеский шарж.
  3. Имеются в виду только те, автором которых выступает сам Лукьяненко. Так-то подобных «авторизированных фанфиков» написано и опубликовано море.
  4. Только почему это должен быть непременно зауропод? Почему не стегозавр, к примеру, или не игуанодон? Потому, что динозавры вымерли 65 миллионов лет назад. А самому старому иному оборотню Хене, способному перекинуться в смилодона, около 26 тысяч лет, и для всех это офигеть, как много. Гесеру и Завулону около полутора тысяч. И тут мелочь пузатая аж 65 миллионов лет минимум? Да и людей тогда как бы не было. Правда, непонятно, в кого он оборачивается