Дом, в котором…

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Дом, в котором»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Дом — это стены и стены осыпающейся штукатурки… Узкие переходы лестничных маршей. Мошкара, танцующая под балконными фонарями. Розовые рассветы сквозь марлевые занавески. Мел и замусоренные парты. Солнце, тающее в красной пыли дворового прямоугольника. Блохастые собаки, дремлющие под скамейками. Ржавые трубы, перекрещивающиеся и свивающиеся в спирали под треснувшей кожей стен. Неровные ряды детских ботинок со скошенными носами, выстроенные вдоль кроватей... К входящему Дом поворачивается острым углом. Это угол, об который разбиваешься до крови. Потом можно войти. »

«Дом, в котором…» — роман Мариам Петросян. Состоит из трех частей: «Курильщик», «Шакалиный восьмидневник» и «Пустые гнезда».

Сеттинг и сюжет[править]

Время и страна подчеркнуто не указаны[1]. Действие происходит в интернате для детей-инвалидов, который его обитатели называют просто Дом. Невзирая на наличие педагогов и воспитателей, реального контроля над детьми у них нет, и в Доме царит праздник непослушания, вплоть до убийств и изготовления наркотиков. Тем не менее, у детей есть собственные жесткие законы, их коллектив иерархичен и разделен на стаи, во главе каждой из которых стоит вожак.

Обитатели Дома воспринимают его как собственный мир, а внешнего мира, который они называют Наружностью, по большей части боятся. Соответственно, боятся они и выпуска, и по этой причине каждый из прежних выпусков сопровождался катастрофой — волной самоубийств, массовой бойней и т. д. К тому же грядущий выпуск, до которого осталось меньше года, должен стать последним, поскольку интернат собираются закрыть.

Сюжет начинается с того, что обычного парня по прозвищу Курильщик, новичка в Доме, почти ничего не понимающего в происходящем вокруг, переводят из самой образцово-показательной группы в самую крутую, управляемую непосредственно вожаком всего Дома. Разумеется, не все в ней рады его появлению. Параллельно с этим разворачивается история из недавнего прошлого, посвященная взрослению большинства членов этой группы.

Однако сюжет, начавшись как история о празднике непослушания и роман воспитания, постепенно сворачивает в сторону мистики. Оказывается, что в Доме существует многослойный параллельный мир, в который можно попадать иногда по собственной воле, а иногда — нет, что многие персонажи на самом деле значительно старше, чем кажутся, что существуют различные временные ветки («круги»), в которых события происходят по-разному, что можно отправиться на новый круг с целью переиграть прошлое… Постепенно оказывается, что почти все, происходящее в Доме, происходит отнюдь не просто так. Кроме того, обо всей этой мистике не принято и даже опасно говорить открыто, из-за чего обсуждается она путем намеков, недомолвок и иносказаний. В результате книга превращается в высококачественный вывих мозга, приводящий к большому количеству откровений у холодильника и необузданных догадок.

Интересной особенностью сюжета является то, что все мистические происшествия даются иносказательно, в пересказе героев или в виде ощущений под действием наркотиков. Поэтому после прочтения книги не ясно, было ли в ней что-то, невозможное в привычном нам мире, или нет.

Тропы и штампы[править]

  • Ай, молодца!:
    • Лось решил облегчить жизнь безрукому новичку и особо попросил у других детей во всём ему помогать… Вот только раньше он никого так не выделял. А Лось — единственный воспитатель в Доме, которого обожали все. Результат — дикая ревность и полномасштабная травля. Когда повзрослевший Сфинкс много лет спустя узнает, с чего всё началось, он даже произносит что-то в духе этого тропа.
    • Химера в силу трагической импульсивности, по сути, выдала тайну Македонского, причём именно тому человеку, которому её нельзя было выдавать. С прикрученным фитильком, ибо в итоге всё закончилось хорошо.
    • Спортсмен отселил неугодных членов стаи в отдельную комнату… где они и сколотили собственную стаю, вырвавшись из-под его власти и переманив у него кучу народу. Ближе к Ай, молодца, злодей!, только он не злодей, а просто козёл.
    • Волк попытался манипулировать Македонским, угрожая выдать его ангельскую сущность всем в Доме. За шантаж поплатился жизнью.
  • Альтернативный таймлайн — присутствует.
  • Анималистическая символика — названия групп: Фазаны, Крысы, Птицы, Псы и, хотя в книге это не упоминается, в одном интервью автор сказала, что название четвёртой комнаты — Волки. Прозвища отдельных персонажей: Сфинкс, Кузнечик, Волк, Лось, Шакал Табаки, Стервятник, Крыса, Акула, Кролик, Конь, Овца, Зебра, Леопард, Муха, Гуппи, Тарантул
  • Антигерой — Курильщик. И в старой, и в новой группах считали, что он он феерически прямолинеен, нечуток и эгоистичен. В итоге стал вообще стукачом.
  • Антилопа-гну — автомобиль Лося: «Жук был машиной, как будто собранной из десятка других машин, причём таких, которым место на свалке. Он пропускал дождь и ветер, уставал от долгих прогулок, а на крутых поворотах терял детали своего таинственного организма. Жук любил выбирать маршрут сам, и ему подчинялись. В противном случае мотор глох, а Жук застревал в самых неподходящих местах. И оставался недвижим до тех пор, пока ему не предоставляли свободу действий».
  • Безымянный герой — жители Дома пользуются исключительно прозвищами, даже взрослых называют именно так. В итоге нам известно настоящее имя только Курильщика (Эрик Циммерман), Сиамцев (Макс и Рекс (спорно, это могли быть и просто старые прозвища и даже не из Дома)) и воспитателя Гомера (Альф). По понятной причине большая часть прозвищ говорящие. Иногда их меняют, но для этого должно произойти что-то исключительное или нужно как-нибудь особенно отличиться. Раздаватели прозвищ называются крёстными.
  • Бледный, как смерть — Слепой (Сфинкс в мыслях даже называет его Бледным).
  • Бой-девка — девочки Дома не менее суровы, чем мальчики. Настолько, что доходит до войны между парнями и девушками (причём Рыжая открытым текстом советует Рыжему стать боевым феминистом, если хочет жить). Особо стоит отметить Крысу, обладательницу грозной репутации (якобы носит бритву под ногтем), которая к тому же ещё и Летун (то есть ходит в Наружность за покупками, однако в глазах жителей Дома это что-то на уровне сталкера).
  • Босоногий чёрт — Слепой. С фитильком, потому что он в целом положительный персонаж, но его «не вполне человеческая» сущность многократно подсвечивается.
  • Брутальный лысый — Сфинкс.
  • Верность до конца — Слепой давит педаль в асфальт. Он воспринимает Лося как бога (и даже говорит об этом вслух, обсуждая с другими персонажами). Он даже тайком приходил ночевать к нему в прихожую, чтобы с кумиром чего-нибудь не случилось.
    • На верности до конца был построен Закон выбора (люди, следующие ему, обязаны были защищать своего вожака даже ценой собственной жизни). На момент основных событий не действует.
  • Вечная загадка — за что некоторые персонажи (например, Македонский) получили свои имена? Где Чёрный научился водить? И что такое представляет собой Рыжая (уникальный Прыгун, не теряющий память; к тому же её присутствие каким-то образом исцеляло Смерть)?
  • Власть — это сила — вожаком можно стать, победив предыдущего вожака, а потому вожаки — крутые бойцы (даже если с виду кажутся безобидными).
  • Внутри больше, чем снаружи — на одном из уровней Изнанки есть как минимум несколько городов, на другом — Лес, размеры которого неизвестны. И все это находится внутри Дома.
  • Временной парадокс — Шакал на них горазд.
  • Врёт, как очевидец — Табаки о любом значительном событии. В частности см. следующий пункт.
  • Всегда есть время поболтать — шутки ради: именно так описывает Табаки драку Слепого с Черным.
  • Вторая любовь — Лорд для Рыжей. Первым был Слепой. А если Слепой не шутит и действительно что-то испытывал к Габи, то у него вторая любовь — Крыса.
  • Вырастут — поумнеют — многие из детей, издевавшихся над Кузнечиком, стали его друзьями, остальные как минимум перестали быть врагами (и даже Чёрный, организатор травли, со временем дозрел-таки до примирения).
    • В детстве Сиамец Рекс (будущий Стервятник) был довольно неприятной личностью: мелкий вор и подлый садюга. Но оздоровительная порка и смерть брата (который был добрее, хромее, но сильнее духом) заставила его поумнеть за двоих.
  • Гладить собаку — Горбач подкармливает бродячих собак, Кузнечик ему помогает. Македонский творит для этих собак чудеса. Кроме того, в четвёртой живёт ворона Нанетта, которую любят все (даже Чёрный умиляется, когда она прилетает его проведать после переселения в шестую). Любят также и кошку Мону, приходящую в четвёртую зимовать. А когда ловят в комнате крысу, не убивают, а просто выкидывают в коридор. А ещё в Доме есть Кошатница — угадайте, почему её так зовут. Самый, пожалуй, странный пример — Слепой, давший имя пауку и играющий для него.
  • Глазами сумасшедшего — с фитильком. Большинство обитателей Дома всё же не сумасшедшие (хотя встречаются и такие), но практически все они, скажем так, с очень богатым воображением, а некоторые ещё и склонны употреблять сомнительные вещества. Поэтому остаётся непонятным, насколько реальны происходящие с ними мистические события и иные миры, в которые они погружаются.
  • Даже у зла есть стандарты — как выясняется, Крёстная является как минимум Чёрной Вдовой и устроилась воспитателем только чтобы иметь возможность подстроить смерть одного из воспитанников, но свои обязанности воспитателя выполняет предельно добросовестно даже в мелочах. Например, зная что некоторые санитары домогаются девушек, всегда лично сопровождает их на процедуры и изолятор.
  • Девчушка-попрыгушка — Рыжая в детстве.
  • День сурка — Табаки в силу своих функций хранителя времени — единственный, кто всегда уходит на новый круг и сохраняет память о каждом прожитом круге. В результате его жизнь — это повторяющиеся раз за разом несколько лет.
  • Дофига персонажей — без комментариев.
  • Дракон в облике человека — Македонский.
  • Драматическая смена причёски — Лорд, имевший длинные волосы, после возвращения (предположительно, из психушки): «Голова острижена. Не наголо — но лучше бы наголо, потому что стриг его какой-то шизофреник. Волосы торчат неровными пучками, а кое-где сквозь светлую щетинку даже просвечивает кожа, как при стригущем лишае. Тот, у кого поднялась рука на волосы Лорда, да ещё таким манером, не мог быть нормальным, это понятно всем». Психологически за время отсутствия тоже сильно изменился. А Сфинкс драматически облысел после прыжка на Изнанку — и, разумеется, тоже изменился, потому что на Изнанке успел провести шесть лет.
  • Друг всему живому — Горбач.
  • Дружба начинается с поражения — субверсия. Лорд и Чёрный подрались. Закончилось травмами. Потом их лечили, в том числе алкоголем… «В три часа ночи они запели хором». Казалось бы, это именно что поворот к этому тропу, но нет — это не мешает Чёрному в дальнейшем крупно подставить Лорда, но с его точки зрения он просто обратил внимание врачей усиления психического расстройства Лорда.
  • Думать о красе ногтей — Лорд.
  • Единственный нормальный человек — Курильщик достаточно долго думает о себе именно так.
  • Её зовут Вера — Мустанг, коляска Табаки. Луис, кактус Стервятника. Жук, машина Лося.
  • Железная леди — Крёстная.
  • Забрать домой — Сфинкс в финале выдёргивает маленького Слепого из другой временной ветки и воспитывает как своего сына.
  • Закадровый момент крутости — драка Сфинкса с Чёрным.
  • Золотые волосы, золотое сердце — Лорд.
  • Изменился за лето — Бедуинка за год до выпуска из-за врождённого нарушения обмена веществ была такой толстой, что выглядела старше собственной матери. Соседки по комнате изощрёнными издевательствами, побоями и угрозой бойкота заставили её придерживаться определённого распорядка и привычек, что очень благоприятно сказалось на её внешности.
  • И только я — д'Артаньян — Курильщик, мечтающий стать успешным художником, воспринимает остальных учеников как инфантилов, играющих в детские игры: ещё бы, у них там какой-то свой странный фольклор, какие-то Прыгуны и Ходоки, какая-то Ночь Сказок, когда они рассказывают друг другу фантастические истории. А затем, когда один из них убивает другого в поединке при молчаливом согласии остальных, он и вовсе начинает считать себя единственным здоровым человеком в компании детсадовцев-психопатов. Впоследствии, однако, он убеждается, что «сказки» — не такие уж и сказки, и Дом определённо представляет собой мистическое место.
  • Как брат и сестра — Рыжий и Рыжая.
  • Кающийся грешник — Македонский: «На мне великий грех… Его не искупить». И ещё Ральф, отправившийся на Изнанку, чтобы ухаживать за Крёстной, превращённой в ребёнка по его вине.
  • Корабельный кот — Нанетта.
  • Крутой в дурацком колпаке — Табаки.
  • Крутой инвалид — за счёт общей жестокости окружения и за счёт того, что в Доме есть и здоровые дети, с которыми инвалидам, разумеется, трудно конкурировать, большинство превращается именно в этот троп. В драках между инвалидами и здоровыми здоровые нередко проигрывают. И это не говоря уж о том, что гонки на колясках — вполне нормальное развлечение. Или, например, сцена, где безрукий и колясник решили проверить, что важнее, руки или ноги, путем подъёма по вертикальной лестнице на чердак… Малорослый, незрячий и тощий Слепой в драках одолевает даже самых рослых и сильных сверстников, да и вообще он самый главный авторитет в Доме.
  • Крутой курильщик — курят почти все, и крутых довольно много. А вот Курильщик под этот троп не подпадает.
  • Крутой шкет — герои в детстве. Нормальная такая драка для девятилеток — с применением хоккейной клюшки?
  • Крутые тяжелые башмаки — у Крысы.
  • Любимый фанский пейринг — любые двое из трио Слепой-Сфинкс-Волк. В целом, поскольку женских персонажей (и тем более ярких женских персонажей) в книге меньше, чем мужских, в фанфиках преобладает слэш.
  • Магия зеркал — до конца не понятна, но определённо есть. Похоже, они показывают человека таким, каков он внутри (может, поэтому Крыса и предпочитает смотреть на всех через маленькие зеркала, которые носит на шее). Хотя и это не единственная их возможность — вроде бы зеркала Крысы показывают разное…
  • Мазохистское танго — некоторое время его танцуют Лорд и Рыжая, да так, что Лорд даже хочет уйти на второй круг, чтобы переиграть прошлое и попасть в Дом раньше. Из текста мотивация Рыжей до конца не понятна, но Слово Божие гласит: Рыжая действительно разлюбила Слепого и действительно любит Лорда… вот только страдает не менее болезненной гордостью, чем он сам. Поскольку Лорд в Доме относительно недавно, то для старожилов он — что-то вроде человека второго сорта, и любить его (особенно после Слепого!) ей унизительно. Кроме того, её задевает тот факт, что при этом именно он Ходок, а она — нет, и чтобы попасть в Лес, ей нужно просить его помощи. В итоге всё-таки находит в себе силы для такой просьбы (именно об этом её сказка), после чего Лорд и передумывает уходить на второй круг.
  • Ментор — Лось. А также Седой для Кузнечика и Сфинкс для новичков своей группы (для Курильщика — тайный ментор; они, конечно, не враги, но Курильщик-то у него учиться вовсе не собирался).
  • Милый дурачок — Неразумные (то есть страдающие задержкой в развитии). Как это ни странно, к ним все относятся по-доброму.
  • Мифы о магии — как это ни странно, присутствуют. Похоже, что наведение порчи и управление погодой — всё-таки выдумка.
  • Морда кирпичом — Слепой.
  • Мрачный добряк — Чёрный, на первый взгляд конфликтный и склочный персонаж, но его дела и поступки как правило продиктованы благими намерениями и альтруизмом. Проблема в том, что «благо» в его понимании не всегда считается этим же у прочих.
  • Мужчины не плачут — инверсия: мужские персонажи ещё как плачут, и не только в интермедиях, где они ещё дети. И это не скупая мужская слеза. Причем это выглядит вполне психологически достоверно. Что характерно, женские персонажи вроде бы не плачут ни разу (кроме упоминания Рыжей, что в детстве она приходила поплакать в то же место, что и Кузнечик).
  • На хрена родня такая, лучше буду сиротой — в принципе, у всех, кто оказался в Доме при вполне живых-здоровых родителях. Особенно выделяются семья Македонского, отец Крысы и Крёстная.
  • Не любит обувь — Слепой.
  • Неуправляемая сила — во-первых, Прыгуны — люди, попадающие на Изнанку не по своей воле. Во-вторых, Македонский контролирует далеко не все свои возможности, что приводит к трагическим последствиям.
  • Но я должен кричать — всё своё детство Рыжий провёл в Могильнике (лазарет в Доме, который у воспитанников считался крайне жутким местом), не способный пошевелить и пальцем. Неудивительно, что тогда его прозвали Смерть.
  • Ну-ка, от винта! — Химера в попытке защитить Македонского готова лезть в драку со Сфинксом.
  • Обманная религия — в одной такой Македонский был ангелом. А возглавлял культ его дед.
  • Обнять и плакать — такого много, но особенно хотелось бы отметить Сфинкса на развалинах Дома.
  • Обреченная любовь — Череп и Ведьма. Потому что она девушка из лагеря противника.
  • Огненная шевелюра — огненный характер — Рыжая. А вот Рыжий под этот троп не подпадает.
  • Остерегайтесь тихих — во-первых, Македонский, тишайший и добрейший человек… и при этом единственный из жителей Дома, кто владел магией ещё в Наружности. Да ещё и контролирует свои силы не до конца. Обижать его — очень плохая идея, два непредумышленных убийства подтверждают это (а еще он разок превратился в дракона, но обошлось разбитым окном и ожогами у Сфинкса). Во-вторых, Слепой, конечно же. Очень тихий и флегматичный… хозяин Дома.
  • Осторожно, доброта! — маленький Горбач, стреляющий в человека из арбалета за кролика.
  • Откровение у холодильника:
    • Куда подевались мать и брат Курильщика? Они не упоминаются нигде, кроме сна Курильщика, даже в финале, всё время только отец. Кроме того, нам известно, что отец пьёт. А Курильщик стал инвалидом совсем недавно: подаренные кроссовки подходят ему по размеру, а дарить кроссовки коляснику — слишком уж цинично. Вполне логично будет предположить, что Курильщик потерял возможность ходить, а также мать и брата в результате одного и того же несчастного случая. О, ужас!
    • Что на самом деле произошло между Сфинксом и Лордом? Всё, что мы знаем о Сфинксе, говорит, что он не садист. Дважды довести человека до попытки суицида — это совершенно на него не похоже (один раз ещё мог не рассчитать последствий, но до второго-то уж точно доводить не стал бы). С другой стороны, мы знаем, что Лорд — человек болезненно гордый. Как он должен был отреагировать, став инвалидом? Что, если именно это толкало его на суицид, а Сфинкс, наоборот, спасал его, поднимая ему уровень крутизны?
    • Кто написал это странное объявление о лицах в нестандартной обуви? С учетом дальнейшей информации о Доме оно выглядит абсурдно — никому, кроме Фазанов, нет дела до чьего-либо внешнего вида. Что, если Кролик не врет, что не знает ничего об этом объявлении? А если оно рассчитано специально на Курильщика, то написать его мог только Табаки. Видимо, Курильщик уже не первый круг проваливает интеграцию в коллектив, и Табаки пытался ему помочь…
    • Табаки в финале просто пытается хотя бы на этот раз облегчить жизнь Сфинксу — или пытается сделать так, чтобы на этом круге у Сфинкса не возникло желания уйти из Дома?
    • Похоже, что тот уровень Изнанки, который с городами — это представление жителей Дома о Наружности, составленное по фильмам. Такая классическая детективно-боевичковая американская глубинка. Вероятно, поэтому она настолько враждебна. Таким образом, Изнанка в определенном смысле повторяет структуру реального мира (Наружность, внутри которой есть Дом / изнаночная Наружность, внутри которой есть Лес).
  • Отчаянное желание привязанности — Слепой, как бы странно это ни звучало. Именно поэтому так сильно полюбил Лося.
  • Переводческая условность — похоже, что персонажи говорят не по-английски: см. сцену, где Кузнечик читает: «Ведомый дирижабль», — а его поправляют: «Свинцовый» (да, речь о Led Zeppelin[2]). Автор, в частности, демонстрирует этот троп, переводя все встречающиеся в тексте английские песни на русский (причём не в стихотворной форме, а как есть, за исключением одного-единственного стиха из «Хоббита», у которого есть общеизвестный перевод). Стихи самих персонажей тоже будто бы переведены — они не выглядят стихами, без рифмы и ритма.
    • Кузнечик мог переводить «с листа», не совсем в совершенстве владея языком. Стихи в форме «как есть» могут быть намеренным стилистическим приёмом.
    • Как его могли бы поправлять, если led («ведомый») и led (устар. «свинцовый») — омонимы? Наоборот, персонаж явно переводит название с английского.
  • Печальный символ — нож, которым убили Лося.
  • Плоскоземельный атеист — Курильщик.
  • Пнуть собаку — в детстве Стервятник любил издеваться над животными… Помогла оздоровительная порка от старшеклассника. Ну и, конечно, под этот троп подпадает Помпей, таскающий на шее привязанными живых летучих мышей, пока они не сдохнут.
  • Поднял уровень крутизны — Сфинкс и Лорд. Особенно Рыжий, от неходячего инвалида до вожака.
  • Почему ты отстой — такую лекцию пытается прочитать группе Чёрный… Не очень удачно.
  • Пуффендуй — шестая. Самая многочисленная группа, однако персонажей из неё нам известно мало, и ни одной сцены не происходит в ее спальнях.
  • Привлекательный недостаток:
«

— Безрукий, лысый… — Душенька загибает когтистые пальцы, перечисляя, — перенёсший бог весть какое заболевание, которое так и не удалось диагностировать… Выглядит на все двадцать пять… Нет, определённо. На твоём месте, я бы поискала кого получше. — Не думаю, — отвечает Русалка медленно, — что вы в этом хоть немного разбираетесь. — В чём? — хмурится Душенька.. — В любви, — отвечает Русалка.

»
  • Приключения в Комаляндии — именно так работает как минимум один из уровней Изнанки.
  • Принять оскорбление как комплимент — так и возникло название «Чумные Дохляки».
  • Проверка на вшивость — Сфинкс устраивает её Курильщику, и тот её проходит. Ирония судьбы заключается в том, что Курильщику предлагалось объявить о готовности пожаловаться директору, дабы Лэри перестал его бить. Курильщик от этого отказался… а потом стал-таки доносчиком ближе к концу книги и совсем по другому поводу.
  • Профессиональный риск ментора — Лось.
  • Реклама наркотиков: здесь наркотики — это способ прыгнуть на Изнанку.
  • Родные братья противоположны — Сиамцы Макс и Рекс кардинально отличались по характеру.
  • С чем не справишься ради любви — Стервятник добился-таки возможности уйти на новый круг, чтобы спасти брата.
  • Самоубийственная самоуверенность — Помпей. Просто Помпей. А ведь его предупреждали
  • Синдром Кларка Кента — никто не узнает бывшего директора, ныне работающего сторожем. Тут правда спорно — в сторожа он пошёл не так сразу, а через несколько лет, сбрил бороду и не мелькал перед глазами.
  • Сирано — Кузнечик и Слепой, работающие почтальонами для Черепа и Ведьмы. И Рыжий, сводящий Крысу со Слепым.
  • Сладкоежка — Табаки обожает шоколад.
  • Старше, чем выглядит — все Прыгуны и Ходоки. Педаль в пол давит Табаки — возможно, подпадает под троп Мне на самом деле семьсот лет. Также старше, чем выглядит Крёстная после превращения в ребёнка на Изнанке.
  • Странная альтернативная реальность - Изнанка Дома. Во многом похожа на наш обычный мир, но при ближайшем рассмотрении имеет очень много странно-мистических особенностей.
  • Счастливо женаты — Лэри и Спица в финале. Не без некоторых недоразумений, но в целом вполне подходят под этот троп.
  • Трикстер — Табаки.
  • Тяжелое детство, деревянные игрушки — по понятным причинам у всех.
  • Религиозные фанатики — бритые, преследующие Македонского.
  • Фальшивый протагонист — начиная со второй части, другие ПОВы отодвигают Курильщика далеко на второй план.
  • Фичекат — спустя семь лет после выхода романа Мариам Петросян выпустила расширенную версию с невошедшими сценами. Из этих сцен становится понятно, в частности, что Седой, сбежавший из Дома накануне выпускного, впоследствии туда вернулся, а также — что на Изнанке у героев исчезают физические недостатки (скажем, Слепой там видит, а у Сфинкса есть руки).
  • Фобия: Горбач боится темноты, Лэри — клаустрофоб, Рыжий по какой-то причине боится пакетов. А Табаки не выносит часы (впрочем, на это у него есть причина).
  • Цветовой дресс-код — Фазаны носят исключительно белый верх, чёрный низ (Курильщика изгоняют именно за несоблюдение этого правила), Птицы носят исключительно траур.
  • Чёрный кожаный прикид — такой носят Логи. Впрочем, это не делает их круче в глазах большинства.
  • Что стало с мышонком? — все ли ушедшие добрались до Леса? Выжила ли Ведьма? И куда ушёл Македонский после выпуска?
  • Штаны Арагорна — если действие происходит в Америке, то кто-то из неописанных персонажей может оказаться… негром. А если на (пост?-)советском пространстве, то кавказцем или азиатом.
  • Эксцентричный мудрец — Шакал. И язык у него соответствующий («а нельзя ли в следующий раз ограничить его количеством слов, а не предложений?»)
  • Эротический хоррор от Диснея — откровенно сказочные элементы (Лес, собакоголовые, грибы-черношляпники, Ночь Сказок) соседствуют с убийствами и сексуальными сценами. Сочетание становится понятным, если вспомнить, что книга про подростков и повествует о взрослении.
  • Эстетика девяностых — во все поля! Стилистика порой граничит с комиксовой, смешение российских и западных реалий, оммажи на культовые произведения западной культуры.

Примечания[править]

  1. Это может быть и Америка, и Советский Союз. Повальное наличие плееров у интернатовцев, упоминание манги, странная ситуация с выпускными экзаменами (не особо похожая на достаточно строго формализованную советскую образовательную систему), тот факт, что уборщица не чует подвоха, когда Курильщик представляется Раскольниковым, школьный автобус, угнанный Черным, Лос-Анджелес и фирма «Феникс» скорее отсылают к Западу. Упоминания Дома как бывшего дворянского гнезда, ежегодные поездки к морю и самое главное — описание расчёсок — апеллируют к Советскому Союзу. Впрочем, эти две версии легко примирить, предпложив, что место действия где-то в Европе. Похоже, что автор сознательно делала намеки на разные страны, чтобы Дом нельзя было точно локализовать. Что касается времени — это, скорее всего, 1980-е гг., (с другой стороны, то что Лорд в кафетерии расплатился с Кроликом сотенной купюрой может отсылать и к началу девяностых) о чём свидетельствуют упоминаемые музыкальные исполнители, наличие транзисторов и тот факт, что воспитатель набирает заявление на печатной машинке, а не на компьютере.
  2. Вероятная шпилька в адрес статьи А. Троицкого из журнала «Ровесник» «Куда летит цеппелин?», в котором слово «led» было переведено как «управляемый».