Дорога домой (цикл)

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Возможно, Вы искали одно из произведений-омонимов?

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Literature/WayHome. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
Общая информация
НазваниеДорога домой
Оригинальное название
АвторВиталий Зыков
Иллюстратор
Издательство
Подразделение издательства
ЯзыкРусский
Первая публикация
ТипЦикл романов
Жанр
Томов8
Возрастное ограничение

«Дорога домой» — цикл романов в жанре попаданческого фэнтези. По первому, выигравшему литературную премию роману, «Безымянный раб», иногда называют и весь цикл.

Мир[править]

Вокруг звезды Тасс вращаются 8 планет её системы, из которых только Торн является обитаемой и имеет спутник — Ярдигу. На Торне 4 материка: Грольд, Сууд, Горх и Сардуор. К югу от Грольда располагается остров-государство Истинных магов, Нольд. Существование пятого материка, Варт, родины вартагов, считается неподтверждённой легендой. В Тихом океане между Грольдом, Суудом и Сардуором располагается Змеиный архипелаг. Северный полюс покрыт Льдистым океаном, южный — Потерянными Водами. На материках расположено немало государств разной значимости, однако главные роли в политике играют Объединённый Протекторат — монархии Гарташ и Зелод и торговая республика Джуга — в котором все равны, но магократия Нолд равнее. На основании древнего договора о Запретной магии Нолд имеет право вмешиваться в политику других государств в вопросах развития магии. Протекторат в целом занимается контролем над действиями остальных стран: де-юре следит за мораториями на вооружения и насаждает свою культуру и язык торн; де-факто эксплуатирует марионеточных правителей слабых стран и пристально присматривает за более сильными, например королевством некромантов Тлантос на Горхе и изоляционистами: Империей Хань и султанатом Иссор на Сууде. Кроме остальных государств людей, на Торне живут и нелюди. Между Грольдом и Суудом лежит Орлиная гряда — вотчина гномов. Малые кланы гномов живут в других горных массивах. На востоке Грольда находятся Леса Маллореана — родина 8 кланов-княжеств светлых эльфов. На Горхе живут орки, тёмные эльфы. На Сардуоре некогда располагалась Закатная Империя, на память о войнах прошлого там остались Запретные земли и Стеклянная пустыня, а местное человеческое население говорит на языке гральг. Сардуор разделён на десяток незначительных государств, там же обитают разрозненные племена гоблинов и троллей. Основной религией Протектората является церковь Двуликого Орриса и его супруг.

В легендах описывается народ вартагов, первых хозяев Торна. Считается, что именно вартаги обучили тройку великих рас: логов (драконов-мироходцев), рептохов (ящеролюдей-магов стихий) и рептохорсов (ящероконей-магов астрала), немедленно сцепившихся между собой. В это время на Сардуоре и Горхе возникла человеческая магократия — Закатная Империя. Известно, что Закатная Империя фактически добила воевавших между собой рептохов и рептохорсов; возможно, в конфлиекте участвовали и последние вартаги. Империя, в свою очередь, пала, оставив на память Объединённые Колонии Заката на Грольде и Сууде. Объединённые Колонии просуществовали несколько веков; эту эпоху позднее назовут Эпохой Войн. В ходе глобального конфликта за господство над Торном в противовес Колониям Заката был образован новый военный союз людей, эльфов и гномов. Знаковым событием стало Принятие Скипетра — формальное образование Нолда как государства Истинных магов. Колонии Заката добили, большую часть их магического наследия объявили запретной магией, дату Принятия Скипетра положили в основу нового летоисчисления. От вартагов осталось некоторое количество артефактов и огромные залежи запечатанных магических / иномирных / демонических тварей, на которых время от времени натыкаются другие разумные. А извне мира за весельем следят Великие Спящие, и ищут тех, кто готов стать проводниками их сил и интересов.

Сюжет[править]

Завязкой сюжета является локальный апокалипсис в небольшом российском городе. На его пике в небесах появляется дракон, хватает автобус с пассажирами и уносит его «в никуда». Пассажиры приходят в себя посреди неизвестного ритуала, в котором дракон выделил им «почётную» роль жертвоприношений. Одному из выживших, Ярославу, попадается в руку случайный камень, а дракон, не заметив лишнего предмета, помещает его в центр ритуала. В момент кульминации колдовства Ярослав этим самым камнем разбивает лежащий в центральной точке чей-то череп, и дракона убивает откатом. Энергия ритуала при этом проходит через тело Ярослава, а из трупа дракона его заливает драконья кровь. Кроме Ярослава, в живых остаётся ещё четверо попаданцев, до которых дракон в ходе ритуала не дошёл: Анастасия (чаще Настя), её парень Олег (бывший пограничник), Олеся и Наташа.
При попытке выбраться к людям попаданцы натыкаются на крупного хищника и разделяются. Ярослав попадается в магическую ловушку-телепорт, а остальные попаданцы выбегают на берег моря, куда волей случая в этот момент причаливает исследовательская экспедиция из Нолда. Так Олег с девушками узнают, что находятся на планете Торн, а на календаре — третье десятилетие XXII-го века от Принятия Скипетра. Для магов Нолда иномиряне представляют огромный научный интерес, тем более что Олег оказывается Истинным магом. Девушки решают устроить свои судьбы своими силами, Олег поступает в Академию Нолда как протеже Айрунга, капитана той самой экспедиции.
Ярослава же ловушка забрасывает в другую часть Запретных земель, однако его везение сохраняется. Он находит обучающий артефакт рептохов, проходит Мёртвый (Смертельный) Лес и ухитряется не только выжить в древней ловушке рептохорсов, но и вынести из неё полезную информацию о магии. Ярослав знакомится с ургами (гоблинами) и их пророчеством о Рырге и невольно спасает гоблинов от нашествия мутантов-отродий. Покинув земли гоблинов, Ярослав относительно успешно (ценой набора шрамов) сбегает от тарков (троллей) и выходит к стойбищу племени гвонков (людей-кочевников Сардуора). В большом мире человек, вышедший из Запретных земель относительно целым — уже диковинка, а оставшийся там в своём уме — практически уникум. Но для гвонков всё проще: бесхозный человек сегодня — новый раб завтра. А чтобы не колданул чего-нибудь, для него найдётся чёрный корд. Однако Ярослав вынес из Мёртвого Леса не только ценные знания — он спас от разорения гнездо кайфата, и детёныш привязался к спасителю.
Ярослав становится личным рабом Дарга, пятого сына вождя племени. Дарг собирается подарить редкого раба Наместнику. Но в Полоте, куда прибывает племя, пересекаются интересы Тлантоса, Нолда, самого Наместника и Теорна, старшего сына вождя гвонков. В ходе беспорядков, вызванных вмешательством войск Наместника в решение гвонками вопроса о «преемственности власти», эмиссар Тлантоса в городе убивает эмиссара Нолда. По сигналу о смерти нолдского мага на город заходит эскадрилья Крыльев — разумных драконов-каррузов, союзников Нолда, несущих на себе боевых магов. Вопреки требованию наездников разобраться в причинах гибели резидента, драконы сжигают город дотла, обнаружив присутствие Ярослава. Это вынуждает Дарга бежать с боем; корд принуждает Ярослава следовать за хозяином.
За это время Олег поднимается в ранге до младшего ученика и проходит посвящения Стихий, неожиданно оказавшись магом Земли. Настя, обучающаяся в Университете Культур, бросает Олега и находит себе более престижного жениха. Олеся и Наташа выходят замуж за капитана некогда спасшего их корабля.
Дарг с Ярославом пересекаются с эмиссаром Тлантоса, искавшим их ещё в Полоте, но им удаётся скрыться. Они перебираются в Гамзар, где Дарг сколачивает банду и состояние, а Ярослав знакомится с жизнью городского криминала и ощущает на себе ауру запечатанной в катакомбах высшей нечисти. Дарг решает легализоваться в королевстве Гарташ на Грольде как Мечник, но само наличие раба, да ещё и с чёрным кордом на шее, вещь уж очень заметная, и за 3000 золотых Ярослав продаётся местным магам «на опыты». В ходе этих опытов Ярославу удаётся окончательно разрушить зачарование ошейника, освободиться и скрыться как от отрядов местных егерей, так и от присланных после сообщения о его покупке Айрунга и Олега. Побег Ярослава заканчивается в Лесу Маллореан, где эльфы за убийство сородича подвергают Ярослава ритуалу Дыхания Леса. Его спасает верный кайфат, и Ярослав после очередного побега решает завербоваться в легионы Зелода под именем «К′ирсан Кайфат».

В начале войны вольных баронств и Союза Городов с Зелодом Двенадцатый Легион, в котором служит К′ирсан, принимает на себя один из первых ударов. После череды боёв, в одном из которых К′ирсан убивает пирата-Мечника, и проигранного сражения на Поле Крови отступающая группа уцелевших легионеров с К′ирсаном во главе находит вход в пещеры в Козьих горах. К′ирсан случайно находит старый амулет мага Тлантоса и встречается в Астрале с лордом Маркусом. В глубине пещер легионеры сталкиваются с отрядом магов, ищущих Молот Зелода. Магам удаётся убить монстра-стража и вынести артефакт из пещер, но на выходе их перехватывают ведомые молодым королём Зелода, увидевшим пророческий сон о родовом артефакте, войска. Уцелевшие в пещерах легионеры бьют магам в спину; в этом бою К′ирсан спасает жизнь короля.
В столице Зелода вспыхивает бунт, в который как супруга посла Нолда Вензора Регнара оказывается втянута его беременная супруга Лакриста, в прошлом Настя. К её будущему ребёнку особый интерес проявляет один из кукловодов восстания. Сам он — древний вампир, и собирается инициировать Настю / Лакристу, чтобы она родила будущего мага-полководца Спящих. Настю спасает перстень хри′кил, но в результате она узнаёт, что собственному мужу нужна тоже исключительно ради потенциала детей иномирянки. Настя убивает любовницу мужа и бежит из дома Вензора Регнара; на улицах Равеста её спасает охранник Мелисандры.
Молодой король Гелид Ранс с помощью Молота Зелода и отрядов из Маллореана побеждает в гражданской войне. Олег и Айрунг, прикомандированные к эскадрилье Крыльев, попадают под удар эльфийской магии. Оставив тяжело раненного Айрунга на лечении, Олег отправляется на поиски клана гномов, ранее передавшего ему свитки своего пророчества; гномы Орлиной гряды считают Олега — иномирянина и Истинного мага Земли — предсказанным союзником в грядущих катаклизмах.
Во время боёв в Равесте К′ирсан спасает Настю и Мелисандру от пришедшего по следам Насти вампира; Мелисандра узнаёт историю иномирян. Король Гелид поручает К′ирсану убийство формального главы заговорщиков, сбежавшего в Гамзар. В бою с древним вампиром К′ирсан демонстрирует владение Древней магией, и по общим заслугам дослуживается до капитана. Перед торжественным балом К′ирсану вручают наградное оружие — меч из дымчатой стали. Но на улице К′ирсана уже ждёт отряд эльфийских убийц — эльфы сделали выдачу виновных в смертях их сородичей одним из условий примирения с Нолдом. К′ирсану удаётся убить часть эльфийского отряда и бежать, а на улицах Равеста появляется тёмный эльф, варрек Минош. К′ирсана объявляют особо опасным преступником, и вместе с верным кайфатом и товарищем по легиону, Терном, они снова становятся беглецами.

Тропы и штампы[править]

Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.
  • Абсолютный ксенофоб — с фитильком тёмные эльфы. Крайняя степень изоляционизма плюс вера в собственное превосходство. Однако вступление в силу Фиорского пророчества заставляет даже их взаимодействовать с людьми.
  • Айрис и Боб — в Нолде известно, что путешествия между мирами возможны, и имени Олега особо не удивляются; его возможности как мага куда интереснее. Остальные попаданцы по разным причинам сменили имена: девушки при выходе замуж, Ярослав — при вступлении в легион в Зелоде.
  • Ай, молодца!/Отечественная литература — Гномы изобрели маностанцию для черпания энергии мира. И вместо того, чтобы проверить принцип действия на прототипе в масштабе 1:100 где-нибудь на самых дальних выселках, начали сразу с полноразмерной конструкции в центре собственной столицы, Сердца Гор. Оказалось, что энергия черпается из Бездны. Конец немного предсказуем
  • Ахиллесова пята — пороховые погреба гномьих канонерок против заклинания дистанционного подрыва. Встреча с канонерками, на которые маги Тлантоса установили противомагическую защиту, станет для многих очень неприятным сюрпризом.
  • Бог во плоти / Мессианский архетип — так к К′ирсану относятся зародившиеся с подачи пары бойцов культы в Западном Кайене. Самого К′ирсана это напрягает и раздражает, но роли Небесного Огня из того самого Фиорского пророчества приходится соответствовать.
  • Боевой наркоман — инверсия с Мечниками и Мастерами Меча. В большинстве школ фехтования используют траву гарлун, являющуюся наркотиком. Однако фехтовальщики используют гарлун высшей очистки, в очень низких дозах и при участии магов — для инициации направленных мутаций.
  • Боевые рабы — К′ирсан при Дарге подвизался в качестве киллера.
  • Брак по расчёту:
    • Настя / Лакриста испытывает глубокий шок, когда узнаёт, что её брак с лордом Регнаром не имеет ничего общего с историей Золушки. Роду Регнар нужны сильные маги, и они пошли на евгенический эксперимент, аккуратно сведя наследника с иномирянкой.
    • Гелид Ранс, король Зелода, после утраты Молота Зелода становится пешкой в чужой игре; среди прочего, вчерашний холостяк вдруг становится «влюблён и счастливо женат».
    • Брак К′ирсана тоже заключён из династических соображений. Крутая репутация, армия и секта последователей — это хорошо, но корону он снял с обморочной тушки предыдущего правителя, и хотел бы немного наладить отношения с остальными правителями.
    • Олег влюбляется в дочь убитого на дуэли с Магистром Наказующих Бримсом Истинного мага. С точки зрения Наказующих, это становится гарантией лояльности остального клана; с точки зрения клана, согласие на неравный брак с иномирянином, притом протеже Бримса, становится ценой снятия с клана опалы.
  • Был никем, стал героем — Ярослав / К′ирсан. Был офисным планктоном, стал попаданцем, прошёл путь: дикарь — раб — беглый — легионер — кондотьер — полевой командир — монарх.
  • Великий визирь — Тимаренис Балтусаим в Ралаяте, и с помощью его запасов компромата и (боевых) артефактов его дочь Мелисандра после его смерти.
  • В каждой руке по оружию — Боевой стиль Дарга.
  • Власть — это сила: Закон Скипетра в Нолде предусматривает клингонское повышение как законный способ смещения Архимага с должности, т. к. основатели Нолда верили, что маги инстинктивно не будут подчиняться, не чувствуя превосходства правителя в личной силе. Для ограничения количества претендентов кандидат в Архимаги должен получить одобрение Совета Мастеров, т. е. подразумевается, что получивший вызов Архимаг проморгал не только появление сильнейшего бойца, но и утрату доверия среди правящей верхушки страны.
    • Дарг, наследник вождя племени гвонков и сильнейший боец племени.
  • Воины — по прямой, маги — по параболе — как по личной силе, так и по статусу в обществе, маги со временем превосходят воинов; применением артефактов и направленных мутаций это полностью не нивелируется. Многие культуры на Торне управляются магами: Закатная Империя, Нолд, Тлантос, Маллореан и племена каррузов. В племенах гоблинов, троллей и гвонков шаманы уравновешивают вождей.
  • Вымышленное ругательство: «Хфург», в переводе с тролльего «рождённый противоестественным образом сын дикого полурослика (хаффа) и скальной крысы (шуши)».
  • Герой — раб — В первом томе Ярослав попадает в рабство, продаётся хозяином на эксперименты, и успешно сбегает.
  • Готтентотская мораль
« Несчастен тот народ, лидер которого станет править не по уму, а по совести. Да, мораль, честность, открытость — это некий абсолют, на который должен равняться каждый человек. Недостижимый, но одно стремление к которому возвышает над тварным миром, делает чуточку лучше. Однако то, что верно для конкретной личности, смертельно для общества. Ведь государство есть инструмент защиты своих граждан, их интересов. Настоящий вождь должен пойти на всё, но дать своим чуточку больше, чем чужим. Хорошо, если это не противоречит законам чести и нравственности, но, увы, так бывает не всегда. »
— В. Зыков
  • Зловещий карлик:
    • Шут при дворе Наместника Парсана. В действительности Парсан Первый, настоящий правитель Земли Наместника; а отвратительный толстяк на троне — Парсан Второй.
  • Зло против небытия — такого рода сделку К′ирсан предлагает представителям Нолда в Западном Кайене. В роли небытия — культисты Спящих, в роли зла — К′ирсан для нолдцев и наоборот.
  • Зло уродует — культисты Спящих. Когда Спящие забирают душу и передают тело одному из своих демонов, их сила мутирует тушку в боевого монстра.
    • Каста варреков у тёмных эльфов — аверсия. Вхождение в касту знаменуется эффектной сменой внешности: варреки имеют демонический облик. Но с принадлежностью к народу и с моралью это никак не связано.
  • Избранный — Ярослав / К′ирсан. На нём / его руками начало исполняться легендарное Фиорское Пророчество, обещающее мировые катаклизмы. Впрочем, никаких гарантий выживания это не даёт, лучший возможный вариант — попытаться сыграть роль мессианского архетипа.
  • Из силовиков в бандиты / Из криминала в армию — зигзагом К′ирсан. Беглый раб — легионер — дезертир — наёмный капитан — кондотьер — маг-разбойник — полевой командир — король-полководец.
  • Кондотьер — К′ирсан после «увольнения» из легионов Зелода и организации своего отряда.
  • Лечит и калечит — К′ирсан. Он вообще неплохой мечник и маг широкого профиля, но ещё и сильный целитель.
  • Любовь-наркотик — отношения К′ирсана с его возлюбленной Мелисандрой. Эталонный второй вариант: запретная любовь. Она — эльфийский квартерон, а у него с эльфами вендетта и вражда до гроба. По авторскому описанию, чувство главгероя к этой женщине действительно больше похоже на наркотическую зависимость, чем на нормальную любовь или привязанность. Дважды обжёгшись, К′ирсан преодолевает любовное наваждение и заключает не особо счастливый, но крепкий и политически выгодный брак по расчёту.
  • Магократия:
    • Республика Нолд. Управляется Архимагом и Советом Мастеров из числа Истинных магов, простые маги — граждане второго класса. Магглы — третьего. Нелюдь (гномы, тролли, гоблины и приравненные к ним гвонки) — четвёртого. На поверку эльфы — нулевого.
    • Королевство Тлантос. Король идентичен верховному магу, табель о рангах знати таковой для государственных некромантов и демонологов.
    • В прошлом — Закатная Империя, в которой маги и дворяне были одной и той же прослойкой общества.
    • Кланы эльфов Маллореана под властью князей-магов.
  • Мальчик для битья — Ярослав в первом томе. Сначала дикарь в Мёртвом лесу, где он для большинства местной фауны редкий деликатес, потом раб в племени кочевников, потом подопытный кролик в лаборатории, и в кульминации — субъект одного малоизвестного эльфийского ритуала. Отношение к магам Нолда и эльфам Маллореана у Ярослава формируется полностью соответствующее личному опыту.
  • На тебе! - король Мишико Свили Первый, Пожиратель платков.
    • "Кто не скачет, тот кайенец!"
  • Надеть на себя корону — К′ирсан во дворце короля Мишико, над трупом мутировавшего мраккультиста, в окружении повстанцев. Сама же корона не впечатляет — тонкий ободок без украшений или камней.
  • Не в ладах с военным делом — эпизод, когда солдаты герцога на поле боя становятся тройками спина к спине. Это прокатит против необученной толпы, но пехота, идущая сомкнутым плотным строем, эти тройки просто сомнёт. Но в бою с отрядом орков помогло.
    • Субверсия — Отряд «Львов» — легкая пехота, не предназначенная для боя с тяжеловооруженным противником. Тяжелую пехоту они просто забрасывают дротиками как римские велиты или греческие пельтасты, и отходят. Тройки нужны для боя с легкой пехотой противника.
  • Не команда / Временный союз:
    • С точки зрения варрека Миноша, К′ирсану положен только смертный приговор. Но начальство сказало: «Сотрудничать!»
    • Олегу приказали сотрудничать с Ярославом. Вот только у Истинного мага Нолда с кондотьером / полевым командиром кроме русского языка практически не осталось ничего общего.
  • Никогда не доверяйте обложке — современное русское фэнтези. Вы серьёзно хотите, чтобы иллюстратор хотя бы автора о содержании книг спросил?
  • Побег — Ярослав успешно лишается ошейника и сбегает из лаборатории, но в попытке оторваться от преследования попадает на территорию Маллореана.
  • Получился мерзавец / Готтентотская мораль — К’ирсан Кайфат. Показанный нам в начале сериала среднестатистически-нормальным попаданцем, в новом для себя мире Ярослав занимается двумя вещами — прокачивается и озлобляется. В итоге получается полубожественно могучий и запредельно циничный мизантроп и параноик, не испытывающий привязанности к кому бы то ни было, без колебаний жертвующий для блага своей личной империи кем и чем угодно за ее пределами.
    • Готтентотскую мораль исповедуют вообще все (дожившие до конца цикла) POV-персонажи. Судя по по авторским ремаркам, именно такой образ мысли Зыков считает не просто правильным, но и единственно достойным правителя.
  • Путь наверх:
    • Олег: попаданец — лабораторная морская свинка — студент — младший маг — маг. А ещё он собирается выгодно жениться.
    • Анастасия / Настя / Лакриста, С прикрученным фитильком / зигзагом: попаданка — студентка — супруга Истинного мага — убийца в бегах — компаньонка — содержанка.
    • Ярослав: раб — беглый раб — легионер — дезертир — кондотьер — полевой командир — король-полководец.
  • Пытки — это серьёзно — после знакомства с ритуалом Гнева Леса у Ярослава с эльфами Маллореана отношения как-то не сложились…
    • Пленного светлого эльфа К′ирсан отдал тёмным на «форсированный допрос». Те запытали сородича до безумия, но ценной информации не получили.
    • Приведение рабов к подчинению кордами от пыток ничем не отличается, только шкуры не портит.
  • Рабский ошейник — корды, волшебные ошейники, секрет создания которых хранят кочующие племена гвонков. Простые корды делают рабам при неповиновении больно или очень больно, а куда более редкие чёрные корды сверх того блокируют магию, позволяя держать в рабстве мага.
  • Рекурсивные предтечи — легендарные вартаги, логи (драконы-мироходцы) / рептохи (маги стихий) / рептохорсы (маги астрала), Закатная Империя (человеческая магократия). Колонии Заката не совсем подходят под троп, их добили 2100 лет назад, и это достаточно хорошо описано (победителями).
  • Республиканская Империя — магократия Нолд. Официально они республика на небольшом острове, де-факто «броня и секира» Протектората благодаря флоту и Крыльям, эскадрильям магов на разумных драконах-курразах.
  • Рояль в кустах — телепорт-ловушка, артефакт рептохов, артефакт рептохорсов, молот Зелода, уцелевший зуу′ль′тек; Ярославу на них везёт.
  • Самосбывающееся пророчество — эльфам Маллореана было предсказано: «да убоится мир звезды, что не затухла от дыхания». Результатом пророчества стал пятитысячелетний мораторий на ритуал Дыхания Леса; этот ритуал является видом медленной казни под пытками и выживших не предусматривает. К′ирсан же во время побега из рабства случайно попал на территорию Маллореана и убил случайного эльфа в порядке самообороны. Причины моратория на тот момент успели забыться, а смертей эльфов не было настолько давно, что для К′ирсана процедуру Дыхания Леса достали из архивов. К′ирсан смог убить ещё одного эльфа в ходе ритуала, а сбежать ему помог верный кайфат Руал. Так эльфы обрели непримиримого врага.
    • Фиорское пророчество. Известно по частям, в целом речь идёт о грядущем апокалипсисе, армагеддоне и рагнарёке в одном стакане с приправой из мировой магической войны. К′ирсан осознанно изобразил на своём флаге символ мессианского архетипа из пророчества, таким образом выбирая сторону конфликта.
    • Пророчество драконов-курразов обещало им мессию и антихриста. Мессией оказался дракон-мироходец Рошаг, ныне порабощённый Провозвестник Спящих, а антихристом — снова К′ирсан, которому пришлось их убивать, чтобы выжить.
  • Светящиеся глаза — К′ирсан, сначала при сильных колдунствах, потом постоянно. И его это бесит.
  • Сменить имя — Настя, Олеся и Наташа при выходе замуж, Ярослав — пафосно — при поступлении в легион.
  • Спина к спине — стандартная тактика Львов, лёгких пехотинцев Зелода. Рассчитана на противостояние такой же лёгкой пехоте.
  • Становящийся крутым — Олег и Ярослав. Олег практически единолично продвигает школу Земли из вспомогательно-бытовой в боевые, Ярославу приходится вертеться, пока он хочет жить.
  • СФК — арабские Загорный халифат и султанат Иссор и китайская Империя Хань, монгольские племена гвонков, швейцарский Скарт.
    • Тлантос — смесь Германий разных эпох. В наличии имена и жёсткая иерархия, наследие Империи Некронд и Нацистский оккультизм в виде некромантии и магии Тьмы.
    • Описание эльфов Маллореана и магов Нолда в ролях США и Великобритании проходит уже по немного другим тропам.
  • Того человека больше нет — реакция К′ирсана на Айрунга при встрече в баронствах и позже на Олега, назвавшего его Ярославом при встрече в Западном Кайене. К′ирсан настаивает на том, что имя «Ярослав» к нему больше не относится.
    • Настя полностью отбросила старое имя, став Лакристой Регнар. Однако ей приходитя несколько раз столкнуться с тем, что власть имущие интересуются не Лакристой, а возможными последствиями происхождения Насти.
  • Фамильяр — детёныш кайфата, чьё родное гнездо Ярослав в Мёртвом Лесу спас от местного мутанта-хищника. Детёныш прошёл импринтинг на Ярослава, и последовал за ним, покинув Лихоземье. После встречи кайфат по кличке Руал стал Ярославу верным спутником, а по становлению Ярослава К′ирсаном — фактически тотемным зверем.
  • Хайвей в отличном состоянии — аверсия. Из древних артефактов в наличии только Скипетр Нолда и Молот Зелода, а целый зуу′ль′тек — эпическая редкость. От вартагов остались могильники со всякой запечатанной гадостью, но их поддержание в запечатнном состоянии — уже проблемы потомков.
    • На Сардуоре сохранились части Дороги Королей и своего рода «зоны отдыха»: участки с источниками чистой воды и плодовыми кустами.
    • От рептохов и рептохорсов остались только обучающий артефакт и площадь-ловушка.
  • Хитрый хорёк — фамильяр Ярослава / К′ирсана, кайфат по кличке Руал. Ловкий, быстрый, больно кусается и видит магию.
  • Шрамы навсегда — Ярославу повезло встретиться с тролльскими гончими (мутировавшими псами Лихоземья), а потом с одним малоизвестным эльфийским ритуалом. В результате у него шрамы на лице, на всём теле и даже на ауре. И они светятся.
  • Эльфы-нацисты — Маллореан. Официально они добрые и светлые, но в момент цинизма Архимаг Нолда описывает их мировоззрение так: люди — стадо, эльфы — пастухи, маги Нолда — овчарки.
    • Тёмные эльфы Горха — ксенофобы и изоляционисты, но одновременно и последние свидетели эпохи Империи Заката, сохранившие её память.
  • Языковых барьеров не существует — аверсия. Всем попаданцам приходится учить язык, а Ярослав может считаться полиглотом, т. к. владеет торном, гральгом, языками троллей и гоблинов и рунами рептохов. Эльфы, гномы и драконы-курразы говорят на своих языках.
    • Всеобщий язык — торн является языком торговли, но на Сардуоре насаждается насильно, т. к. с гральгом ассоциируется память о величии Закатной Империи.



  • Стандартный фэнтези-сеттинг — Стандартные расы:
    • Дракон — мироходцы логи и их бюджетная версия, курразы. Курразы разумны и владеют магией, служат Нолду в отрядах Крыльев, неся на себе магов. Однако курразы утратили магию измерений, а пророчество побуждает их подчиниться Рошагу несмотря на то, что он плохо умер и ещё хуже вернулся.
      • Во время атаки Палата курразы проигнорировали приказы всадников и сожгли город дотла.
    • Тролли вообще не такие — тарки. Высокие, сильные, живучие, устойчивые к низшей магии, но интеллектом не блещут. Живут племенным строем на границе Лихоземья, разводят уникальных гончих собак. В более цивилизованных странах подрабатывают телохранителями, также ценятся как рабы для тяжёлого труда.
    • У нас зеленее гоблины — урги. Низкорослые, хитрые. Живут в племенах, используют шаманизм, наравне с троллями любят людей (кулинарно). При соответствующем обучении остры на язык, в цивилизованных странах встречаются в качестве шутов.
      • Ученик К′ирсана Гхол — бывший ученик шамана. Благодаря обучению у ходячего уникума К′ирсана сильный шаман и ритуалист нестандартного типа.
    • У нас именно такие гномы — добывают в своих горах металлы, куют оружие и доспехи, торгуют, взимают пошлины за пользование туннелями. Что удивительно для сеттинга — ещё не докопались. Но вместо этого какой-то гений предложил построить эпическую маностанцию, Хрустальные Врата. Построили. Полноразмерную версию посреди столицы. При запуске обнаружили, что она передаёт в мир энергию Бездны.
    • У нас не такие эльфы — расколотый в ходе Войн Падения народ. Эльфы были связаны клятвами верности Предтечам, но в большинстве своём предали их (как и большинство гномьих кланов), присоединившись к обретающему силу Нолду. Лоялистов Заката теперь называют тёмными, участники нового союза же гордо именуют себя светлыми. Тёмные называют себя «предавшими братство», светлых — «предавшими клятвы», а раскол — Войной Звёзд. В ходе нового конфликта / реализации Фиорского пророчества тёмные эльфы скрипя зубами поддерживают К′ирсана.
    • Ящеры — рептохи и рептохорсы. Уничтожены Империей Заката.
    • Биохимических барьеров не существует — известны как минимум полукровки и квартероны эльфов.
    • Монстры вразнобой — довольно стандартные демоны и нежить, но к ним прилагаются твари Бездны и зверушки Мёртвого Леса.
    • Магия со своими особенностями.
      • Стандартные четыре стихии у Нолда + Свет, Смерть и Тьма у Тлантоса, и Бездна Спящих.
    • Люди = европейцы — на Грольде и Нолде. В целом набор СФК.
    • Единство у нелюдей, раздробленность у людейаверсия, частично. У эльфов (светлых и тёмных) по государству, но у людей разнообразные государства, а гномы, тролли и гоблины живут кланово.
    • Стандартный королевский двор — Зелод и прочие монархии.
    • Триметаллическая денежная система — золотые фарлонги, серебряные келаты и медные гильты. При этом чистое золото гномьих банков ценится за универсальность, т.е. не сказано, равноценны ли фарлонги разных стран.
    • Хрустальный дракон Иисусаверсия. Культ Двуликого Орриса плюс Феникс плюс Юрга и Зархр.
    • Всеобщий языкаверсия, смотри троп о языковых барьерах.
    • Статичный сеттингаверсия. Достижения предтеч по большей части утрачены, но магическая наука не стоит на месте.
    • Закон об оружии в фэнтези — с обоснуем. Огнестрел известен и действует, но малополезен из-за общеизвестного заклинания дистанционного подрыва пороха. Баланс сил изменяется с созданием защиты от этого заклинания, как минимум для кораблей.
    • Хроноцентризм — аверсия. События цикла запускаются решением Рошага провести ритуал с жертвоприношением иномирян, а их незапланированное выживание уже запускает Фиорское пророчество (и ряд пророчеств помельче).



О магии:

  • Альтернативный источник силы — при всём многообразии здешней магии, обучение любой её разновидности практически невозможно без Дара. Для обделённых судьбой есть три альтернативных пути — использовать артефакты и магическое оружие (квалифицированный воин с хорошим «обвесом» не уступит среднему боевому магу, однако существует потолок возможностей, выше которого подняться не получится); тренироваться в боевых искусствах, сочетая практику с использованием особых препаратов и манипуляциями внутренней энергией (как делают Мечники и Мастера Меча); или насильно перекроить ауру, приживляя себе что-то вроде узконаправленного искусственного Дара (у тёмных культов сочетается с телесным изменением и промыванием мозгов, главный герой разработал ослабленную версию без побочных эффектов, «научив» таким образом некоторых своих бойцов метать молнии).
  • Антимагия:
    • Чёрный корд, рабский ошейник для магов, отрезающий их от маны.
    • Никерра, школа фехтования и манипуляций внутренней энергией.
    • Заклинание «Чаша Мрака», отрезающее жертву от подпитки энергией с иных планов бытия.
  • Артефакт: всё, что пережило Эпоху Войн, может считаться эпическим артефактом..
    • Молот Зелода. Делает из воина очень приличного мага, привязан на крови к роду Ранс. Основатель рода, Зелод Ранс, вынес его из Мёртвого Леса и с его помощью завоевал себе королевство. Артефакт был утерян незадолго до смерти Зелода и найден К′ирсаном по приказу Гелида Ранса, короля Зелода.
    • Скипетр Власти, регалия республики Нолд. Утерян, в Нолде осталась копия.
    • Зуу′ль′тeки, каменные скрижали с рунами рептохов. Сами руны давно забыты, да и от большинства зуу′ль′тeков остались мелкие осколки. К′ирсану повезло увидеть уникальный сохранившийся зуу′ль′тeк, с которого он восстановил заклинание «Дыхание Вечности».
    • Кольца Хри′кил, они же «Хранители Высокородных». Артефакты Империи Заката, дающие носителю способность чувствовать магию и яды, равно как и ограниченный вариант истинного зрения. В кольце Лакристы Регнар скрыт ещё и отравленный шип.[1]
    • Браслет Гхола. Позволяет владельцу кидать стандартные фаерболы, но ценен функциями самозарядки и хранения трёх фаерболов в готовом виде. По виду, качеству изготовления и особенно зачарования вещица очевидно не гоблинской работы.
    • Множитель силы — меч К′ирсана. Зачарован дальше некуда, внутри сидит злобный Ловчий Бездны.
  • Астральная проекция — астрал является хорошо известной гранью реальности. Считается, что легендарные вартаги среди прочего повелевали астралом и обучили этому рептохорсов, которые позже обучили эльфов.
    • Духи из астрала регулярно призываются гоблинскими шаманами в ходе ритуалов.
    • Маги Тлантоса используют астрал в качестве интернета, для связи.
    • К′ирсан применил ритуал Астральной Тропы для создания аватары, через которую проводил ритуал на другом континенте. Процедура хороша степенью защиты тела и местности от возможных последствий ритуала, но при этом на запах беззащитного тела мага из астрала лезет всякая дрянь.
  • Боевой зверь и Большая крутая кошка: мархузы, вывыденные магами и алхимиками боевые звери Закатной Империи, позже сражались в рядах войск Колоний Заката. Полуразумны, обладают собственной магией. Внешне похожи на пантер с длинной серо-стальной шерстью.
  • Вернулся не таким:
    • Рошаг после смерти от отката нарушенного Ярославом ритуала. Душу Рошага поработили Спящие и вернули в его разложившееся тело в качестве своего Провозвестника. Самого Рошага факт превращения в Чу-Чу напрягает меньше, чем лишение свободы действий.
    • Лорд Маркус из Тлантоса. Наложил на своего подчинённого Чисмара Мост Души, чтобы после вероятной смерти возродиться в его теле. Однако Чисмара убили раньше, и Мост Души вбил душу в мёртвое тело, подняв лича.
    • Безымянный «Древний» (вартаг?), доживший свой век и погребённый в старой гномьей столице, Сердце Гор. В ходе катастрофы Хрустальных Врат город затопила энергия Бездны, превратив элитного покойника в могущественную нежить.
  • Военный маг — маги Нолда.
  • Высокое наречие — древний кайенский, язык Закатной Империи. Использовался только правящими магами.
    • Истинный алфавит Знаков Древних. Как отмечает Мокс Лансер, даже при наличии способностей к магии Древних её адепту могут быть доступны не все Знаки.
  • Заключённое зло — стандартный подход вартагов. Убить или изгнать не смогли, но запечатали ради вящей головной боли у потомков. В обязанности касты варреков входит «техобслуживание» таких «захоронений опасных отходов», даже на чужой территории.
    • В катакомбах под Гамзаром была запечатана особо могучая тварь. Печати со временем ощутимо ослабли, и в верхние уровни катакомб «протекала» мощная аура страха. Спровоцированная магами Тлантоса и шаманами Змеиного архипелага резня послужила одновременно прикрытием и массовым жертвоприношением в ритуале её освобождения.
    • К′ирсан запечатал встреченную зверушку Бездны в свой меч для усиления зачарования.
    • Гномы Орлиной гряды запечатали весь город Сердце Гор после прорыва энергии Бездны. Однако сам контакт с Бездной не прерван, и её энергия вызывает мутации животных в монстров и самопроизвольное поднятие нежити. С появлением боевого мага школы Земли (Олега) гномы предпринимают попытки реконкисты.
  • Запретная магия — большая часть наследия всех предтеч; в Нолде де-факто любое не одобренное государством значимое колдовство.
    • Магия Спящих, даруемая их шаманам и культистам.
    • Некромантия и демонология вне Тлантоса.
  • Истинное имя: К′ирсан узнал его от призрака из обучающего артефакта рептохов и позже использовал его рунную запись как часть зачарований своего меча.
    • По умолчанию, истинными именами особенно эффективно усиливаются заклинания защиты разума и личности.
  • Казнь сделала его круче — Рошаг. Превращение в Провозвестника Спящих усилило (и изрядно искорёжило) и без того неслабого дракона-мироходца. К′ирсану приходиться воспользоваться временным статусом Рошага как бесплотного духа для ритуала призыва, чтобы во-первых перебросить мстительную нежить с Сардуора на Грольд, и во-вторых ослабить его, выдернув из Бездны в материальный мир.
  • Колдун и воин:
    • Слуги Спящих. Колдует силой покровителей, дерётся благодаря мутации в боевую форму. Единственный минус — душа уже у Спящих.
    • Каста варреков среди тёмных эльфов. Как и все эльфы, больше колдуны.
    • Князья военизированных кланов Маллореана. Колдунами и без того являются все князья, но характер кланов «Страж Ночи» и «Щит Заката» обязывает уметь и воевать без магии (насколько это для эльфов вообще возможно).
    • К′ирсан, неплохой мечник и маг сразу нескольких школ, плюс зачарованный и усиленный демонической зверушкой меч.
    • Храбр (и элитные бойцы армии К′ирсана) благодаря вживлению в ауру заклятий и боевым артефактам.
  • Колдовской клинок / Ритуальный клинок — меч К′ирсана. Заколдован по самое некуда, внутри сидит злобная зверушка из Бездны, и всё это припечатано рунной записью истинного имени хозяина.
  • Лидер и маг — К′ирсан на стадии кондотьера и далее, вплоть до короля-мага. Князья Маллореана по определению.
    • К′ирсан становится таким для Западного Кайена, после свержения бесполезного короля и его мраккультистов. Из соображений чистого прагматизма (в духе хрестоматийного Кодекса Злого Властелина) К′ирсан наводит в стране некоторый порядок и поднимает экономику — любимого короля сильной и богатой страны куда сложнее объявить антихристом и узурпатором.
    • Виттор, Архимаг Нолда. Сильный боевик, интриган и политик, однако не желающий ничего менять в укладе жизни Нолда, и опирающийся на власть Истинных магов.
    • Фердинанд, король Тлантоса. Стремится добиться для страны силы и процветания, в идеале — восстановить Империю Некронд.
  • Лич — результат неправильного срабатывания заклинания Моста Душ. Очень неклассический вариант: злобная и могущественная, но откровенно безмозглая нежить, мотивируемая остатками памяти донора души и информационными пакетами снаружи. Из-за утраты личности становление личем считается среди некромантов позором хуже смерти.
  • Магом можно только родиться — сложным зигзагом. У Истинных магов рождаются Истинные маги, но Истинный маг может родиться и у магов, и даже у простых крестьян (как легендарный Птоломей или ментор Олега Айрунг); из пятёрки попаданцев Истинным магом оказывается только Олег.
    • А вот род Регнар узнал на практике, что бывает и наоборот — у наследника, чистокровного Истинного мага, и его жены-иномирянки родился сквиб. Открытым остаётся вопрос о его будущих детях (если доживет, конечно).
  • Маг-фу — инверсия. Никерра объединяет фехтование и техники оперирования внутренней энергией в боевой стиль антимагии. Адептов никерры собственно «убийцами магов» и зовут.
  • Маг широкого профиля — Ярослав / К′ирсан. Боевик, ритуалист, целитель, артефактор и немного некромант.
    • Кроме того, К′ирсан владеет магией стихий в стиле рептохов, магией астрала в стиле рептохорсов и для битвы с Рошагом принял в себя магию драконов-логов. В цивилизованных странах принято считать, что все эти школы магии утеряны, а одновременное владение ими — выдумка, часть легенды о цивилизации вартагов.
  • Магия крови / жертвоприношение: Можно даже своей крови, но её же не напасёшься…
    • Попаданцы для ритуала Рошага. Место ритуала, форма Знака Древних и кровь иномирян были его ключевыми элементами.
    • Стандартный элемент у некромантов и демонологов Тлантоса, шаманов Змеиного архипелага и адептов Спящих. Необязательно с кинжалами и алтарями, можно и с утоплением или сожжением.
    • К′ирсан создал аварийное «лечебное» заклинание на аналогичной основе.
  • Манапанк — направление развития Нолда. Корабли с магическими движителями и дирижабли (пузыри) в качестве авиации. Когда Олег расписывает Айрунгу ТТХ земной авиации, тот осаживает иномирянина парой замечаний о необходимой инфраструктуре; пузыри же, аналогично дирижаблям, обходятся причальными мачтами.
  • Метамагия — Залог Гиркама. Клятва, подтверждённая залогом части личной силы мага. Артефактная компонента выглядит как довольно простая деревянная палочка; для возвращения магии хозяину её достаточно сломать.
  • Мешок информации / Мистер Экспозиция:
    • Обучающий артефакт рептохов, снабжённый отпечатком личности преподавателя-садиста.
    • Связка воспоминаний, которым Фердинанд, король Тлантоса, дал наводку на цель для лича.
    • «Пиратский» хак: связка воспоминаний, которую позднее дописал в того же лича К′ирсан по заказу тёмных эльфов.
  • Некромантия — стандартный навык магов Тлантоса.
  • Неуправляемая сила — сын Мелисандры что-то колдует буквально в пелёнках в колыбели. Учитывая, что его отец — К′ирсан, мальчик явно унаследовал что-то нестандартное.
  • Опасный и запретный приём / Вещи, которые лучше не знать — содержимое второго и третьего томов «Теории и практики магии Междумирья», magnum opus легендарного Архимага Нолда, Птоломея. Птоломей счёл это знание слишком опасным и уничтожил записи.
  • Призыв духов / Созидание/Призыв и Магия Материи / Демонология:
    • На призыве духов специализируются шаманы орков, троллей и гвонков, им владеют и маги тёмных эльфов.
    • В Гамзаре лорд Маркус из Тлантоса и шаман Спящих провели особо крупный ритуал призыва демонов. Последующее сражение и массовая гибель людей были частью ритуала по освобождению элитного прислужника Спящих, запечатанного в катакомбах.
    • К′ирсан ритуалом призыва перебросил ставшего нежитью Рошага с Сардуора в Козьи горы на Грольде.
    • Гро′вал′дье — ангелы Торна. Считается, что они служат Свету и поддерживают творящих правое дело, но де-факто призывает их не «воля высших сил», а особый артефакт.
    • Демонология, наравне с некромантией, составляет основу школы магии Тлантоса.
  • Распад и гниение — заклинание «Дыхание Вечности», восстановленное Ярославом по тексту с зуу′ль′тека, магическое ОМП.
  • Родомагия:
    • Сын К′ирсана и Мелисандры. Буквально в колыбели уже колдует, причём явно что-то нестандартное / запретное, унаследованное от отца.
    • Пророческий дар перешёл от Пророка Фалира к его внуку, и мальчик стал объектом охоты / политической игры.
  • Сделка с дьяволом — дар магии Спящих. Когда Спящие решают, что пора платить по счетам, душа незадачливого чародея-мраккультиста отправляется в их полное распоряжение, а тело мутирует и становится сосудом для демона.
  • Симпатическая магия — сбежавшего из гильдии магов Ярослава сами маги ищут по взятым ранее образцам крови, а отряд Айрунга и Олега — по брошенному ошейнику. Когда Ярослав интуитивно ощущает эти связи и бьёт в ответ, образцы взрываются, а ошейник распадается на компоненты, из которых и был зачарован.
    • Гораздо позже К′ирсан, которому приказано привести себя в порядок перед королевским балом, после визита цирюльника требует жаровню, сжечь волосы. Прислуга оскорбляется, но требование выполняет.
  • Сквиб — Селерей Регнар, сын Истинного мага и иномирянки (Лакристы / Насти). Лакристе удалось бежать вместе с сыном и мальчика взял на обучение Дарг, мечник школы никерры. Мальчиком интересуются Тлантос (как кандидатом на один очень интересный жертвенный алтарь) и позже Маллореан (как кандидатом в наследники стиля никерры и потенциальным оружием против других иномирян).
  • Талисман и амулет — войсковый комплекс — артефакты, массово зачарованные К′ирсаном и Гхолом. Частично основаны на традиционных амулетах гоблинов, частично разработаны после тщательного изучения артефактного браслета Гхола. Делают пехотинца сильнее, быстрее и живучее; позволяют создавать личный магический щит (с функцией сцепки) и кидать фаерболы. Превращают пехоту из бесполезного против магов мяса в личинку боевой единицы.
    • Амулеты и талисманы работы шаманов троллей, гоблинов и гвонков. В цивилизованных странах считаются дикарскими побрякушками.
    • Амулеты магов Тлантоса. Выдаются как знак завершения государственной школы магии, хранят в себе набор доступных магу заклинаний и аварийный запас маны. При продвижении в ранге вид амулета меняется старшим по званию, в него прописывают новые заклинания и расширяют манохранилище. По достижению высших рангов, смена облика амулета и подключение новых возможностей происходит автоматически, отражая личностный и служебный рост мага. Рисунок на амулете по функции аналогичен одновременно знакам различия в армиях других стран и грамотам о дворянстве.
  • Убийца магов — адепт школы никерры, фехтовальщик от антимагии.
  • Шаманизм — традиционная школа магии гоблинов, троллей и гвонков (кочевников Лихоземья). Оперирует ритуалами и призывами всевозможных духов.



Примечания[править]

  1. Странности в первой части — в Империи Заката дворяне были магами (и наоборот), а хри′кил нужен именно магглу.