Драг-Рейсинг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Вилли» или, говоря по русски «вставание на дыбы» получается, когда переизбыток крутящего момента заставляет переднюю часть машины подниматься вверх. По сути это мощность потраченная впустую, однако выглядит очень эффектно и, до кучи, драг-рейсинг знают именно за это.

Драг-рейсинг (или дрег-рейсинг, в зависимости от произношения) — спринтерское соревнование между двумя автомобилями на короткой прямой, получившее популярность в США в начале 1950 годов и распространившееся по всему миру. Обычно дистанция составляет 1\4 мили (402 метра), но также гонки могут проводиться на 1\8 мили (201 метр) и 1\2 мили (804 метра). В гонках используют не только легковые машины, но и мотоциклы, грузовики, трактора и даже газонокосилки. Особенностью драг-рейсинга состоит в том, что для участия в соревнованиях не требуется специальная трасса, а правила в отношении автомобилей позволяют участвовать не только на специальных болидах, но и на обычных машинах, что сделало данный вид спорта по настоящему массовым.

Зарождение[править]

В шестидесятых драг-рейсинг был настолько популярен, что результаты на 1\4 мили служили главным преимуществом машин при рекламе.

Никто не знает, когда появился драг-рейсинг. Еще древние римляне устраивали гонки на колесницах по прямой, а зарождение именно автомобильного дрег-рейсинга многими связывается с зарождением автомобилей в целом. «Национальная ассоциация хот-роддинга» возникла в 50 годах на базе уже существующей субкультуры и это было связано, в первую очередь, с возросшей популярностью соревнований и необходимостью кодификации их правил. В начале шестидесятых годов, начался настоящий «бум» — с распространением телевидения драг-рейсингом заинтересовались автопроизводители, решившие использовать популярный вид спорта, прежде всего, в рекламных целях. Так появились машины, подготовленные для дрег-рейсинга, как правило, класса «Super Stock», которые можно было заказать у дилера, что облегчало командам работу и, само главное, подстегивало продажи обычных моделей. С началом топливного кризиса 1973 года «супер сток» сошел на нет и главенствующую роль стали играть классы «Alcohol» и «Top Fuel», использующие метанол и нитрометан соответственно. В настоящее время драг-рейсинг чрезвычайно популярный вид автоспорта поддерживаемый сотнями, если не тысячами, производителями деталей и узлов. В конце 2010 годов попытался возродиться даже класс «Супер сток», но такой популярности как прежде он не приобрел.

Классификация[править]

Гоночный светофор для драг-рейсинга, «в народе» называемый «ёлка»

Классификаций, в разных странах, существует великое множество, но обычно машины делят по степени доработки. В США с созданием NHRA появились и четкие правила и классы, которым надо было соответствовать для допуска машины к гонкам. Со временем менялись правила, классы исчезали и появлялись новые:

  • Stock — абсолютно серийные машины. В этом классе никогда не проводились гонки национального и международного уровня, однако он сыграл огромную роль с популяризации драг-рейсинга как спорта так как в нем можно было участвовать на любой серийной машине.
  • Gasser — первые специально подготовленные машины для участия в драг-рейсинге. Единственными правилами были длина, ширина и колесная база серийной машины и двигатель работающий на бензине. С появлением других классов постепенно сошел на нет.
  • Super Stock — самый хуцповый класс появившийся в начале шестидесятых годов и именно в него устремились автопроизводители, следовавшие мантре «выиграй гонку в воскресенье, продай машину в понедельник». Из-за довольно свободного регламента он позволял проводить серьезную модификацию не выходя за рамки правил. Например, высверлить в раме кучу отверстий и заменить половину деталей на алюминий и стеклопластик для облегчения кузова. Доходило до того, что некоторым машинам запрещалось появляться на дорогах общего пользования. И самое интересное — все это можно было купить через дилера, если знать правильный код комплектации.
  • «Stock Eliminator» — еще более дикий класс с серьезными апгрейдами агрегатов.
  • Factory Experimental — появившийся в середине шестидесятых и быстро сошедший на нет в конце десятилетия запомнился прежде всего машинами с измененной колесной базой под которую специально делали кузов. Из-за внешнего вида получили «кличку» «Funny Cars» и послужили базой для появления следующего.
  • Funny Car — класс появившийся в середине шестидесятых отличающийся тем, что машину уже строили на базе специального шасси с кузовом из фибергласа, имитирующим серийный. Как правило, двигатели стоят уже не бензиновые, а работающие на метаноле или нитрометане. В настоящее время — самый популярный класс по охвату зрительской аудитории.
  • Pro Stock — по конструкции аналогичен предыдущему, но ограничен в двигателе — без любого наддува и работающий исключительно на гоночном бензине.

По используемому топливу делятся на Gas (бензин), Top Alcohol (метанол) и Top Fuel (нитрометан или смесь нитрометана и метанола в соотношении 9:1).

Драг-рейсинг в России[править]

В наши широты данный вид спорта пришел в конце 1990 годов. По началу был полностью нелегален, но с 2002 года действует «Российская Федерация дрег-рейсинга» проводящая легальные соревнования. Популярность пришла в 2001 году после выхода фильма Форсаж, а с отходом серии от тематики уличных гонок, сошел на нет и «хайп». РФДР использует европейскую классификацию с делением машин по объему и повышением при использовании любого типа наддува.

Где встречается[править]

Кино[править]

  • Естественно Форсаж, куда же без него! При этом дистанция, показанная в фильме, не привычная 1\4 мили, а миль так десять.
  • «Fast Company» Дэвида Кронненберга уже про гонщиков в классе «Funny car».
  • «Two Lane Blacktop» начинается с драг-заезда главных героев.
  • «Hi-riders» 1978 года.

Видеоигры[править]

  • Дилогия «Street Rod».
  • Test Drive: Overdrive
  • Need for Speed начиная с «Underground».
  • Forza Horizon.
  • Серия симуляторов «NHRA Drag Racing»
  • «Hot Rod: Garage to glory»
  • «Midnight Outlaw: Illegal Street Drag»
  • Lada Racing Club
  • CSR Racing со всеми ответвлениями и куча мобильных игр рангом ниже.

Музыка[править]

  • Beach Boys — Shut Down
  • Jan & Dean — Dead Man`s Curve
  • Огромное количество русских реперов, на волне популярности «Форсажа» эксплуатировали нелегальный аспект темы.

Галерея[править]