Дуализм главгадов

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Big Bad Duumvirate, Big Bad Ensemble. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Иногда Главный Гад один. Иногда их целый Гадский Ансамбль. Но бывает, когда главных гадов два, и один из них — интриган и властолюбец из мира людей, а второй — древнее зло, демон или тёмный бог. Или разница может быть не такой разительной, но один главгад все равно могущественное и важное существо, а второй — более мелкий и приземленный. Иногда первый — союзник и вассал второго, иногда их сюжетные линии не пересекаются.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Властелин Колец» — Саруман на службе у Саурона. Своего рода эталонный пример, давший основу для множества явных или скрытых подражаний. А в «Сильмариллионе» — Саурон на службе у Мелькора.
  • «Хроники странного королевства» — в поздних книгах наблюдается дуализм организаций главгадов: есть империя некроманта Скаррона и есть земные мегакорпорации с колониальными замашками. Интересно, что вторые гораздо опаснее — в том числе и тем, что их нельзя уничтожить, просто убив предводителя.
  • «Орден Манускрипта» — безумный король Элиас и Инелуки Король Бурь.
    • Тут, строго говоря, тройственность главгадов. Нельзя забывать священника Прейратса. По сути дела большую часть времени он осуществляет связь между вышеупомянутыми, но способен действовать и самостоятельно, в соответствии с собственными, независимыми и далеко идущими планами.
  • «Песнь Льда и Пламени» — клан Ланнистеров ( осталась одна Серсея), устроивший абсолютно весь хаос в стране, и иные, мотивы которых до сих пор не известны.
    • С оговорками сюда можно отнести Петира Бейлиша, подтолкнувшего Старков и Ланнистеров к войне. Так что, как минимум, здесь наблюдается триализм главгадов.
  • «Dragon Age: Украденный трон» — глупый король Мегрен и маг Северан. Северан по сути является драконом Мегрена, но главным врагом героев выступает именно он, так как король слишком туп и самоуверен, чтобы быть главгадом.
    • «Призыв» — Архитектор и Ремийе. Первый благонамеренный экстремист, доктор Менгеле, по-детский честен и никогда не лжёт (даже правду никогда не утаивает, надо только спросить) — просто психологически не способен на это, — и ему по барабану, что является главгадом для героев (зато именно поэтому может убить любого, кто станет угрозой для его планов (даже если это тот, кто секундой ранее был его ближайщим союзником) и удивится, почему другие обозлятся на него), а второй просто самоуверенный мерзавчик, мнящий из себя великолепного мерзавца и главгада. В результате Архитектор появляется в игре, а Ремийе даже упоминания не удосуживается.
    • «Империя масок» — субверсия. Гаспар изначально кажется главгадом, но после его POV становится очерередным основным персонажем серо-серого сеттинга, поэтому с Имшэлем — однозначным главгадом — не строит дуэт. Зато это делает Самый Главный Гад — Солас — который появляется только в конце эпилога.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте.
  • «Старик Хоттабыч» — высокомерный Омар Юсуф и обуревший от алчности Гарри Вандендаллес. Слава Б-гу, не пересекаются, а то таких дел бы наворотили!..
  • Терри Гудкайнд, «Меч Истины» — тоже многократно:
    • В первой книге Даркен Рал получает могущество от Владетеля преисподней, позволяющее ему начать игру со шкатулками Одена. Вот только Даркен Рал хочет выиграть и получить магию Одена, а Владетель бы предпочёл, чтобы тот проиграл, уничтожив тем самым мир.
    • Во второй книге войска Имперского Ордена почему-то действуют по указке Владетеля и его слуг, хотя вообще-то император Джегань относится к мраккультистам резко отрицательно (точнее сказать сложно, образ Джеганя претерпевает изменения между третьей и одиннадцатой книгами). Должно быть, Джегань понимает, что сейчас Владетель, как никогда, легко может действовать в мире смертных и в случае чего раздавит его одним пальцем?
    • В третьей книге расклад меняется и теперь уже Джегань вынуждает вступать всех в союз с собой. В данном случае это королева мрисвизов.
    • В четвёртой книге на руку Джеганю играет маньяк Дрефан (хотя и неосознанно: сам он позиционирует себя как лидера сопротивления Имперскому Ордену).
    • В пятой книге союзниками Джеганя становятся коррумпированные чиновники Андерита. Ненадолго: в финале представитель последних Далтон Кэмпбелл убивает посла Джеганя и пытается помочь Ричарду.
    • В шестой книге, пусть и с фитильком, на троп тянет парочка Джегань + Никки. На первый взгляд, перед нами просто дракон (и любовница в одном флаконе) императора, но Джегань ценит Никки именно потому, что она способна сопротивляться его магической власти, будучи при этом его сторонницей по убеждениям. Более того, она очень часто действует автономно, и далеко не все её поступки ему нравятся.
    • Ближе к финалу арки про войну с Орденом одновременно появляются несколько подобных альянсов: Джегань + Улиция, Джегань + Сикс, Сикс + Виолетта.
    • В следующей арке аббат Дрейер вначале предстаёт просто доверенным прислужником оккультиста Ханниса Арка. Но потом мы понимаем, что ситуация очень похожа на сабж. А когда пути Арка и Дрейера расходятся, перед читателем предстаёт последний, наиболее яркий и близкий к сути тропа дуэт: Ханнис Арк и неупокоенный император Сулакан.
  • «Дорога» Александра Больных — в сеттинге несколько Тёмных Властелинов. В первой книге по ведомству тропа проходит союз Морского Короля и Хозяина Тумана, во второй Морской Король теряет статус главгада, зато в третьей перед нами союз троих негодяев (Морской Король, Чанганна Ослепительный и Двухголовый), каждый из которых кое-что собой представляет, при этом ненавидит остальных. Присутствует ещё и Орк Великий со своей марионеткой Ториль, но его появление в сюжете слишком незначительно, чтобы он мог претендовать на участие в тропе, хотя статус и позволяет.
  • «Драконья Тьма» Сазерленд — Мракокрад и Стервятник. Во всяком случае, так кажется самому Стервятнику. Мракокрад же воспринимает последнего не как партнёра, а как полное ничтожество, «бумажного дракона», что и доказывает в финальном диалоге с Вихрем.

Кино[править]

Мультфильмы[править]

  • «Аладдин: Возвращения Джафара» — Разбойник Абис Маль и джинн Джафар. С фитильком, так как Джафар могущественен, но не безгранично, а Абис Маль предельно комичен.

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: легенда о Корре». Первый — вождь северного племени Воды Уналак, второй — тёмный дух Ваату. В конце сезона сливаются в Тёмного Аватара.
  • Wakfu — Килби и Рушу, король демонов шушу.
  • «Черепашки-ниндзя» (1987 г.) — Шреддер и Кренг. Несмотря на то, что главным врагом черепах является Шреддер, главным злодеем является Кренг. Это вносит странность в компьютерные игры о черепашках — финальным боссом всегда является Шреддер, хотя статус «правой руки» обязал бы его выступить в бой предпоследним, защищая самого главного гада.

Аниме и манга[править]

  • Bishoujo Senshi Sailor Moon: в первом сезоне — королевы Берилл и Металлия.
  • Fairy Tail: Король Драконов Акнология и великий чернокнижник Зереф. Вплоть до середины манги больше используются, как легенды и мифы прошлого, на последнюю арку — прямые антагонисты главных героев (а заодно — и противники друг другу).
  • Mahou Shoujo Ikusei Keikaku — Фав и волшебница Кранберри.
  • Arcadia of My Youth, Space Pirate Captain Harlock, The Endless Odyssey (общие персонажи и формально одна вселенная, но сюжетно никак не связаны) — нечто среднее между этим тропом и «крутой против Занозы-в-Заднице»: с одной стороны — инопланетная угроза (чуждость варьируется от плохих людей с другой планеты иллюмидианцев до чу-чу из другого измерения Нуу, опасность — от мазонских штурмовиков, которым иногда хочется дать пирожков на дорожку, до все того-же чу-чу, способного разрушить вселенную, но, так или иначе, это нечто извне, заведомо враждебное и по крайней мере поначалу заведомо представляющее реальную угрозу), с другой — земное правительство, цели которого вроде как должны бы сходиться с целями героев, но которое противостоит им по причине политических амбиций, личных обид и, временами, просто тупости. Если взглянуть немного под другим ракурсом — с одной стороны, система (персонифицированная кем-то максимально серым или имперсонифицированная вовсе), с другой — личность (не всегда человек), как правило, антизлодей, имеющий личные мотивы и способный к повороту направо.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann - Лордгеном (обычный человек, пусть и довольно сильный) и Антиспиральщик (Бестелесное и почти всемогущее инопланетное Чу-чу). Спиральная Немезида главгадом не является, так как это безличный и непобеждаемый закон природы.

Видеоигры[править]

  • Oblivion. Первый, Каморан, служит второму, принцу Даэдра Мехруну Дагону.
  • Skyrim. Первый — Ульфрик Буревестник или генерал Туллий, в зависимости от того, на чьей стороне вы в гражданской войне. Второй — древний дракон Алдуин.
  • Dragon Age. Первый — тэйрн Логэйн, узурпировавший власть в Ферелдене. Второй — Архидемон.
  • Neverwinter Nights. Первый — Маугрим Коротир. Второй — королева ящеролюдей Мораг.
    • Neverwinter Nights 2. Первый — Черный Гариус. Второй — Король Теней.
  • Mass Effect Злодейские дуализм, на проверку оказывающийся псевдотриумвиратом: толкающая достойные апокалиптического маньяка речи матриарх Бенезия оказывается вовсе не злодейкой, а помощницей-жертвой, которую индоктринировал спектр-предатель Сарен. Впрочем, кармический закон тут работает: Сарена подвергает той же участи главный злодей игры — жнец Властелин, он же Назара.
  • Mass Effect 3: Первый — террорист Призрак, второй — главный жнец Предвестник. Причём Призрак не считает себя сторонником Жнецов, рассчитывая в последний момент захватить контроль над ними. Вот только жнецы уже давно контролируют его.
  • Quest for Glory IV. Первые два — колдуны-вампиры, второе — Авузл.
    • Там же — пятая часть. Первый — Минос, второй — древний дракон.
  • Gothic
    • Первая часть: первый — Кор-Галом, второй — древний демон Спящий.
    • Вторая часть: первый, с учётом аддона Night of Raven — Ворон, второй — древний дракон-нежить.
  • Call of Duty: Modern Warfare 2 — Макаров и генерал Шепард, враждующие меж собой.
  • Warcraft 3 — в одной из сюжетных линий некромант Кел-Тузед при Короле-Личе Нер’Зуле — примерно то же, что Саруман при Сауроне.
    • Там же: сам Нер’Зул по отношению к демону Архимонду.
      • Иерархия идёт вплоть до Саргераса, падшего титана, при котором уже сами Архимонд и Кил-Джаден ислоняют роли "первого".
  • Starcraft 2 — Королева Клинков и Арктур Менгск в кампании за терранов; Арктур Менгск и Амун в кампании за зергов.
  • Batman: Arkham Knight — Пугало и Рыцарь Аркхема.
  • Metal Gear Solid 4 — Ликвид Оцелот и майор Зеро. Первый хочет захватить контроль над системой, созданной вторым, а второй стремится к тотальному контролю всех сторон жизни.
  • Tales of Berseria — Арториус и Безымянный. Гармоничный дуэт пастыря и эмпирейца, который во имя добра и торжества разума пойдет на любую низость.
  • Seiken Densetsu 3 — здесь таких и вовсе трое, каждый с драконом, но в кульминационный момент один (в зависимости от выбранного ГГ) прикончит конкурентов.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night: явный дуализм пар главгадов, из-за системы Мастер-Слуга.
    • Илия — Берсеркер и Кирей — Гильгамеш в Fate.
    • Кузуки Соичиро — Кастер и вновь Кирей — Гильгамеш в UBW.
    • Зокен — Истинный Ассасин и Темные Сакура и Сейбер в HF.
      • В Heaven's Feel скорее триумвират главгадов, ибо финальным противником Широ выступает всё тот же Кирей.

Примечания[править]

  1. Состоит на испанской службе, а вот фамилия таки португальская