Думсдэй-подобный злодей

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Generic Doomsday Villain. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Злодей без личности, мотивов и плана, но представляющий большую опасность.
« Что, если всё, что вы когда-либо знали — это ненависть и агрессия, насилие и боль? Такая жизнь — реальность для Думсдэя. »
— Виз, Death Battle.

Очень опасный антагонист без ясных мотивов и плана. Им не движут ни благие намерения, ни жажда мести, ни зависть, ни желание денег или власти, ни даже банальный садизм. У него может быть какая-то цель, но никак не чёткая мотивация достичь её. В некоторых случаях у них отсутствую всякие намёки даже на разумность. В некоторых случаях они представлены сущностями за гранью человеческого понимания.

Когда троп используется преднамеренно, то часто потому что автор хочет сфокусироваться на главных героях, их мотивации, развитии и страданиях. В данном случае личность злодея не важна для истории. Когда троп получается непреднамеренно, то это значит, что злодей — плоский персонаж, а автор — полнейший лентяй.

Порой злодей может начать как образец тропа, однако со временем его мотивация проясняется.

Не путать с тропом «Зло ради самого зла», когда злодей совершает зло просто так. Эти тропа можно легко спутать, однако «зло ради зла» — мотивация, делающая акцент на том, какой же злодей садистский придурок; думсдэй-подобный злодей лишён даже таких черт личности, совершая зло буквально без причин. Также не путать с полным чудовищем — абсолютно злым персонажем без искупительных качеств, но обладающим личностью и мотивацией (даже самой примитивной). И совсем уж близко, но тоже не то — хаотичный голодный, который тоже нередко непостижим или неразумен, но его мотивация раскрыта чууууууточку больше.

Примеры[править]

Мифология[править]

  • Огненный великан Сурт из скандинавской мифологии, ответственный за Рагнарёк — возможный первопример. Он не упоминается ни в каких мифах, кроме того, где рассказывается о Рагнарёке, и у него нет ни личности, ни мотивов: он просто вторгается в Асгард и в итоге сжигает его дотла.
  • Китайский безликий дух Хаоса Хундун.
    • Злодей ли? Википедия вот говорит, что он просто послужил материалом для создания Вселенной. Аналогичные персонажи в других мифах (кроме Тиамат) тоже антагонистами не были.
      • В одном из источников он действительно жертва богов (которые по дурости решили сделать ему лицо). Но в других он упоминается как бог «длинной реки» (имеется в виду Хуанхе), несущий хаос и разрушения. Так что не всё так просто.
  • У тех же китайцев был Чи Ю. Пытался уничтожить Китай с целым войском монстров (на кой хрен — никто не ведает), но был побеждён и разрублен на кусочки. При этом заставлял своих чудовищ петь гипнотизирующие песни (чтобы свести врагов с ума) и маскировался ядовитым дымом.

Литература[править]

  • Легендариум Толкина — Унголианта и её потомство, гигантские пауки. Однозначно отрицательные сущности, настолько гадкие, что даже Моргот пожалел о том, что с ними связался, но при этом нравственность и философию не понимают, планов по захвату или уничтожению мира не строят, а только всё время хотят жрать.
  • ПЛиО — зигзаг (или вообще не пойми что). Постмодернист Джордж Мартин издевательски играет с тропом, из тома в том не давая читателю достаточных пруфов ни того, что смертоносные Иные (Белые Ходоки) являются примером тропа, ни того, что не являются. Есть у них чёткая мотивация или нет? Поди знай… Чего они вообще хотят и в чём их настоящая (а не сообщаемая во внутримировых мифах) цель? Ответа пока нет. Поздние тома или дадут ответ на этот вопрос, или… не дадут. Ня.
    • А вот в сериале Иных, похоже, низвели до сабжа. Или нет? Там не поймёшь. Сериальщики с бегемотьим изяществом «зашифровали интригу» — просто не стали сообщать ни одной важной подробности (не только об Иных). Неужели Мартин просил поступить именно так, чтобы не спойлерить будущие книжные сиквелы оригинала? Или дело просто в малоодарённости сценаристов (по крайней мере по сравнению с тем же Мартином) и их неуверенности в себе? Теперь уж не доищешься. Но точно известно, что Беньоф и Вайс чуть ли не СО СЛЕЗАМИ умоляли Мартина, чтобы он сам написал сценарий всего финального сезона — однако Мартин по какой-то причине категорически отказался и ограничился тем, что предоставил студии буквально листочек А4 с «голыми» фабулярными ходами (кто кого любил и кто кого убил), без мотиваций и обоснований.
  • Ник Перумов, цикл об Упорядоченном — Неназываемый. Близок к хаотичному голодному.
    • Огненный великан Сурт. Тот самый. Он вторгнется в Асгард и сожжёт его дотла во время Рагнарёка. Но в разговоре с Одином выясняется, что он сам не знает, почему ему это предначертано и какой в этом вообще смысл. Но он должен выполнить своё предназначение, поэтому просто сидит на троне в своём царстве (освещённый подозрительным золотым лучом света) и ждёт Последней Битвы. Не дождался.
  • «Хроники Нарнии» — драконы. Уничтожили Нарнию, ибо Судный день.
    • Там же — божество Таш, местный аналог Сатаны и Аллаха.
  • Метавселенная Рудазова — таким представлен Радож Токхабаяж сразу после мутации в Антикатисто: просто всеуничтожающий кошмар, раскидывающий пинками даже демолордов. Однако к моменту действия «Криабала» и «Демона под диваном» мотивация в его действиях начинает прослеживаться, и мотивация определённо недобрая… вот только какая?
  • Prince of Nothing — шранки. Просто хотят трахать, убивать и жрать (не обязательно в этом порядке) всё, что шевелится. Если на означенной территории затрахано, убито и сожрано всё — начинают проделывать это друг с другом. Только по этой причине ещё не заполонили весь мир.

Кино[править]

  • «Раз, два — горе не беда!» — таким стал Карбарас, когда ему оторвали ухо, и он зациклился на последнем приказе «Вперёд в атаку», тут даже его хозяин испугался: Земля-то круглая, рано или поздно и до нас доберётся. И хотя он выглядит как робот, очевидно, что способен испытывать эмоции: перед смертью он злорадно смеялся над тяжело раненным Иваном. Возможно, он даже не робот, а демон или злой дух, заключённый в металл.
  • Нечто из одноимённого фильма Карпентера, хоть и лишено личности и мотивов (по крайней мере, понятных), доказывает, что это троп не всегда плох.
  • Marvel Cinematic Universe чаще всего содержит злодеев с понятной мотивацией, но примеры сего тропа там тоже встречаются:
    • Thor: The Dark World: главгад Малекит хочет уничтожить Вселенную, потому что… его раздражает свет? Также он одна из основных причин, почему фильм считается одним из самых посредственных в киновселенной, а сам он считается самым скучным злодеем франшизы.
    • Thor: Ragnarok: Суртур (тот самый) лишён мотивации и просто хочет уничтожить Асгард. К счастью, на сей раз он не главный гад, а в конце он вообще убивает Хелу — настоящего главгада.
    • «Человек-паук: Вдали от дома»: элементали уничтожили родную Землю Мистерио и хотят сделать тоже самое с нашей Землёй, однако они скорее безмозглые куски стихий, чем настоящие злодеи. На самом деле здесь субверсия, ибо они — не более чем выдумка самого Мистерио, а его цель — устроить угрозу, чтобы, нейтрализировав её, стать героем в глазах общественности.
  • «Вторжение Заркора» — Заркор, инопланетный дракон-кайдзю.
  • «28 дней спустя» и «28 недель спустя» — подобным становятся люди, заражённые вирусом ненависти.

Мультсериалы[править]

  • The Avengers: Earth's Mightiest Heroes — Суртур (опять), который хочет уничтожить всё, просто потому что. Хуже всего то, что шоу закрыли перед тем, как он успел сделать что-то, кроме начала конца света.

Комиксы[править]

  • (link)

    Думсдэй
    Думсдэй из комиксов о Супермене дал название тропу. Сначала он был добавлен в комиксы лишь для того, чтобы убить самого Супермена. При этом он не обладал ни мотивацией, ни личностью. Однако позже его мотивацию значительно доработали.
  • (link)

    Суртур
    Суртур из комиксов о Торе. Nuff said.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — на первый взгляд таким кажется Лорд Инглиш. Но самом деле зигзаг. Именно в такой роли Инглиш виден в сюжете, но на самом деле много чего делает за кадром. В результате можно как бы поделить Инглиша на два персонажа разных персонажа — есть сам Инглиш, огромный злобный и зелёный, который почти не думает и желает просто уничтожить всё, и отдельно есть воля Инглиша, эдакий Персонаж-призрак, который незримо управляет всем, что происходит за кадром, и причинами того, что мы видели, но реально не появляется на экране, потому что «превращается» в классического Инглиша. Кроме того, Инглиш как минимум частично был Калиборном, а мотивацию Калиборна мы знаем — он самоуверенный мерзавчик, который творит зло ради самого зла, потому что это ему нравится и потому что он обижен на весь мир.

Аниме и манга[править]

  • Claymore — Разрушитель, представляющий из себя слияние Рафаэлы и Люсиэлы. По силе превосходит даже Порождений Бездны (сильнейших Пробуждённых, бывший первых номеров клеймор), но не обладает разумом и инстинктивно атакует всё вокруг.
  • Shingeki no Bahamut — дракон Бахамут. Не отличает добро от зла и обладает единственным инстинктом — жечь всё, что видит.
  • Fullmetal Alchemist — гомункул Лень. Существует исключительно для того, что бы исполнить волю Отца для рытья тоннелей под Аместрисом (хотя ему лень это делать). Но при этом является самым крупным из гомункулов, самым быстрым и физически сильным
  • Dungeon ni Deai wo Motomeru no wa Machigatteiru Darou ka — Джаггернаут. Монстр, аварийно создаваемый полуразумной экосистемой Подземелья, если ему нанесён непоправимый урон. Рвёт на части всё, что видит — хоть людей, хоть других монстров — тем самым выполняя заложенную в нём программу зачистки Подземелья на время его естественного восстановления.

Видеоигры[править]

  • Chrono Trigger — инопланетный паразит Лавос, мигрирующий с одной планеты на другую и уничтожающий на них всё живое.
  • Starbound — Разрушение.
  • Гийгас из EarthBound. Считай тот же Лавос, только ещё хуже. Если в первой игре у него ещё была мотивация (свою приёмную мать похоронил и озверел от горя), то во второй…
  • «Звёздные волки 2» — некие пришельцы под названием «ангорцы» прибыли в нашу галактику, чтобы разрушать, разрушать, разрушать и взорвать мегабомбу, уничтожающую всю галактику. Что это было, расчёт на публику-дуру? Публика такие ходы, типичные для МТА, не оценила.
  • Rayman — Мистер Дарк — злой. И это всё, что о нём можно сказать. Хотя, возможно он мил, учитывая внешний вид его базы.
  • Oniblade — Джей во время одержимости сущностью Тёмного. Пытался убить героиню, так как выидел в ней единственное препятствие «погрузить мир во тьму», хотя Аюми — косвенная виновница его положения и ни разу не мессия. Зачем Джею всё это? Ведь сущность Тёмного — не то же самое, что душа, и свою волю ему не навязывает (за неимением разума у оной). Возможно, проблема кроется в самом Джейе, но тяжкий ли это жизненный опыт или же двусмысленная философия магов света — в этом ключе сценарист игры решил не углубляться.
  • Dungeon Keeper - Протагонист-злодей. Задача - собрать орду монстров, вторгнуться в надземное царство и всё там сжечь и изгадить. А то чо они внатуре.
  • TESинверсия с прикрученным фитильком: у нас тут самый настоящий Думсдей-подобный герой(!). Пелинал Вайстрейк, один из активных сподвижников Аллессии, во время восстания людей против деспотии айлейдов. Единственной активной чертой его характера, были приступы безудержной жестокости, направленные против эльфов (хотя иногда под горячую руку могли попасть и союзники, слишком активно выступавшие против действий Пелинала). Другие мотивы, помимо изничтожения эльфов, также не имелись. Для последних он, к слову, бесспорный сабж.

Интернет[править]

  • О З!/*_$&:!/&$£$&"*$!&А£$_"*/!&$&$£"*";Л!$&€"&$;"*"&$€$£Г*#€$*$?$*$€$*$*$*#О неизвестно ничего. Как и о некоторых других злодеях крипипасты.