Дурная слава — тоже слава

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья No Such Thing as Bad Publicity. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Плохой рекламы не бывает »
— Забойный реванш
« — Любой пиар хорош, кроме некролога! »
— Вариация
« — Приличные женщины редко входят в историю »
— Лорел Тэтчер Ульрих
« — Если человек посвящает свою жизнь добрым делам и помощи ближним, то он сгинет в безвестности и неблагодарности. Если же он направит свой гений на причинение страданий и смерти миллиардам, имя его будет греметь в веках у тысяч поколений на устах. Дурная слава всегда предпочтительней забвения. »
— Фабий Байл при Осквернении Канзаза IX

Береги честь смолоду, говорите? Ну-ну… и чем за это вознаградит судьба? Квартирой-машиной-работой-семьёй? Никто не спорит, но все забывают, что за этим следует старость, смерть и — наверняка — забвение. Если непосредственные родственники и близкий круг друзей ещё будут вспоминать, то уже внуки (и дети друзей), даже после того как родители им расскажут, кто это такой на фотографиях с ними и каким приличным гражданином и примерным семьянином он(а) был(а), наверняка потом забудут. А правнуки? А правнуки правнуков? И это уже не говоря про весь остальной мир, который, скорее всего, даже не узнает, что жил-был в нём такой-то и такой-то и какую достойную жизнь он(а) прожил(а).

Ведь помнят-то великих. И неважно, великих ли героев, великих злодеев… или даже великих глупцов. Да-да, одна дурацкая выходка подчас запоминается лучше десятков и даже сотен хороших, разумных дел. Конечно, большинству людей такая репутация и даром не нужна.

Но ведь есть и такие — причем их немало — которые не столько пекутся о качестве своей репутации, сколько о, так сказать, количестве. «Не важно, что обо мне говорили — лишь бы говорили» — их жизненный лозунг. Для них дурная слава — всё равно слава. Эта статья — о таких случаях. И в данном случае человек (или иной персонаж) прекрасно понимает, что делает что-то плохое, в отличие от отчаянного желания внимания, когда свои действия персонаж считает более-менее этичными, правильными, не совсем однозначными или даже совершением подвига. При этом часть окружающих его хвалит как смельчака/оригинала, другие же люди его ругают как хама, выскочку, дурака и др.

Причины и следствия[править]

Что же движет искателей «дурной славы»?

  • Кем-то — отчаянное желание внимания или даже нарциссизм.
  • Кем-то — наоборот, желание создать достаточно дурную славу, чтобы к ним перестали приставать все подряд.
  • Некоторые намеренно раздувают скандалы вокруг своей жизни и/или творчества, чтобы обеспечить им известность.
  • Другие просто действуют по принципу «если жизнь дала лимоны, пора делать лимонад» и стараются извлечь максимальную выгоду даже из такой сомнительной сделки.

Однако с дурной славой, как и со многим другим, всегда есть серьёзный риск перестараться.

  • Жаждущий внимания вполне может вдруг обнаружить, что его все покинули и никто не хочет общаться с таким неприятным типом (собственно, к этому и сводится одно из основных правил интернета — do not feed the troll, «не кормить троллей»).
  • Желающий нагнать страху рискует своими «выкрутасами» распугать не только назойливых фанатов, коллег или врагов, но и потенциальных партнёров, клиентов, работодателей, и даже довести до кипения местные правоохранительные органы.
  • Попытка воспользоваться скандалом как бесплатной рекламой с немалой долей вероятности может привести «раздувателя» к провалу (особенно вероятно, если собственно дело или произведение не стоило и выеденного яйца и скандал в нём был самым интересным моментом). Более того, такой «раздуватель» может столкнуться с тем, что из-за создавшегося прецедента его будущие дела/творения, вне зависимости от своих качеств, будут восприниматься в лучшем случае настороженно.

Примеры[править]

Вымышленные[править]

  • Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья» — старуха Шапокляк. «Хорошими делами прославиться нельзя!»
  • Фильм «Забойный реванш» — славу бывшим боксёрам принесла их грязная драка, залитая в сеть, в результате люди захотели снова увидеть их на ринге. Последующие выходки только усиливали эффект, к радости их менеджера.
  • «Пираты Карибского моря» — капитан Джек Воробей. «Вы самый жалкий из всех пиратов, о которых я слышал. — Но вы обо мне слышали!»
  • Code Geass — Лелуш, стараясь смыть с погибшей по его вине младшей сестры клеймо позора, а также сплотить мир перед лицом общего и невероятно могущественного врага, начинает творить всякие бесчинства вроде захвата заложников мирной конференции, манипуляции сестрой-инвалидом и даже завоевания мира. Так он надолго старался остаться в памяти народов мира монстром, по сравнению с которыми былые межнациональные конфликты — детские шалости, с которыми следует покончить, дабы победить его. По словам Карен, разгадавшей замысел Лелуша, пока что год в мире без принца-революционера царит тишина и порядок. Пока…
  • «Самый тупой в мире маг»: Людвиг крайне плохой бард, однако хорошие барды есть у многих королей, а настолько плохой — только у центролевского. В результате Людвиг — своеобразная знаменитость. Когда он внезапно начал петь хорошо, а потом поправился, король даже был рад.
  • «Петровы в гриппе» — неудачливый прозаик Сергей решает прославиться хотя бы своим самоубийством, чтобы после смерти его нетленки наконец оценили по достоинству. Не вышло — добрый друг Петров сразу после его самоубийства спалил к чертям весь дом с рукописями, содержащими в том числе гомосексуальный рассказ с как бы не-Петровым в главной роли.
  • Warhammer 40000 — Фабий Байл. См. эпиграф.

Музыка[править]

  • Disturbed, «Legion of Monsters» — композиция вся целиком посвящена предмету статьи и сравнивает алчущих любой славы любой ценой с вынесенным в её название легионом чудовищ, которому каждый всплеск обсуждений вокруг очередного «резонансного преступления» только «распаляет аппетит»: «You’ve inspired new legions of monsters determined to take more life.»

Реальная жизнь[править]

  • Герострат. Sapienti sat.
    • Есть вполне резонная гипотеза, что на самом деле звали поджигателя совершенно иначе. И глашатаи, раструбившие приказ забыть безумного Герострата, надёжно предали забвению его настоящее имя. Такая версия высказывалась несколькими авторами, например, Д. Пословским в «Деле Герострата» и Петром Бормором в одном из своих авторских анекдотов.
  • Многочисленные террористы и стрелки-одиночки, выбирающие себе целью не солдат врага, а толпы гражданских или что-нибудь покрупнее и поизвестнее. Педаль в Аид, пожалуй, продавили смертники из «Аль-Каиды», взорвавшие ВТЦ. Вот уж чья дурная слава проживёт ещё долго.
  • Да и многие маньяки-убийцы признаются, что их подстёгивала мечта о славе самого страшного маньяка.
  • Множество современных знаменитостей, совершающих самые невероятные выходки, чтобы попасть в таблоиды и светские хроники. Создаётся впечатление (вполне вероятно, недалекое от истины), что многие из них «отжигают» подобным образом намеренно, чтобы их больше обсуждали.
  • Кто бы вообще знал о Pussy Riot, если бы не танцы в храме и арест? При этом пользы российской оппозиции не принесли никакой — наоборот, оттолкнули от неё многих верующих.
    • Кое-кто из «пусек» раньше состоял в «арт-группе» «Война», которая прославилась акцией с публичной оргией в Тимирязевском музее, рисованием гигантских пенисов на мостах и сованием ворованных кур во влагалище. Можно представить, как благодарна им российская оппозиция за то, что протест против власти ассоциируется с таким.
  • Но пуськи стоят в сторонке, балаклавы в руках теребя, по сравнению с «художником» Павленским! Он и яйца себе к Красной площади прибивал, и здание ФСБ поджигал, и каких только глупостей ни делал, называя это «протестным искусством». Сбежав, наконец, во Францию… тут же заимел такие же проблемы с законом.
    • Впрочем, французы оказались менее тонко чувствующими искусство и попросту упекли «художника» в сумасшедший дом (идея давно напрашивалась).
  • И, конечно, движение FEMEN. На фоне предыдущих, правда, геростратит слабо — в основном просто светит голыми прелестями и изредка пытается оскорбить чувства верующих.
  • Варг Викернес (проект Burzum) пошёл ещё дальше: он храмы СЖИГАЛ. Притом древние ставкирки, относящиеся к наследию ЮНЕСКО. При этом фотография одного из горящих храмов попала на обложку одного из альбомов Викернеса. А если не обращать внимания на эти выкидоны, то он вполне хороший блэк-метал-исполнитель.
    • Но Варг как раз к дурной славе не стремился, и когда его таки взяли, неуклюже увиливал от обвинений. А вот убитый им Евронимус радостно эту славу культивировал — например, поместил на обложку альбома фото трупа своего вокалиста, а из осколков его черепа сделал ожерелье. И не забыл всем об этом рассказать.
  • Певица Мадонна целиком построила свою карьеру именно на эпатажных выходках. Потом Леди Гага пошла по тому же пути, при том, что вводные данные у неё в разы лучше, а значит необходимости в этом меньше.
  • Многие фанаты знаменитостей, у которых «украли домашнее порно», не без оснований полагают, что видео сами знаменитости и выкладывают ради саморекламы.
  • Александр Курицын — ходячий эталон тропа. Учитывая полное отсутствие самоиронии у человека — вероятно, что троп отыгран ненамеренно.
  • Жириновский! Программа его партии всегда колеблется вместе с линией партии правящей, и голосуют они, как правило, так, как надо большим начальникам. Но его выходки и общая эксцентричность принесли известность, и ЛДПР получают немало голосов.
  • По нынешним временам невинный Аркадий Укупник. Именно он в конце восьмидесятых-начале девяностых прошлого века в интервью сказал, что «Скандальная репутация — тоже репутация». Вопрос журналистки был о допустимости пения с экрана «Сим-сим, откройся, Сим-сим, отдайся». По сравнению с тем трэшем, что хлынул на экраны несколько позднее, скандальность тут довольно условная.
    • В принципе не он один в те же времена. И песня/клип/спектакль/другое выступление, казавшееся в 1987 году невероятной дикостью, в 1988 воспринималось как смелое, а в 1991 как нормальное, а то и безобидное (при сравнении с произведениями 1991 г.).
  • Советские литературные критики настолько часто и резко критиковали девичьи подростковые романы Лидии Чарской, что сделали ей лучшую рекламу. Всех детей интересовало, что же там такого ужасного написано? И это при том, что до перестройки Чарскую не переиздавали, а из публичных библиотек изъяли.
  • Многочисленные Выбегаллы от лженауки, которые вон из кожи лезут, чтобы их хоть как-то помнили. Особенно отличился Валерий Амбруазович Алексеевич «Чу-чу» Чудинов, который радуется даже обличающим статьям на Lurkmore. Воистину, чёрный пиар — лучший пиар.
  • Порноиндустрия. Без комментариев.
  • Всевозможные реалити-шоу и челленджи «сотвори какую-нибудь дурь на камеру». Что только не вытворяют, чтобы «попасть в телевизор».
  • Алёну Повышеву, капитана ЧГК, кажется, не смущает то, что её знают в основном за декольте и чокер на шее, который надела-то она один раз.
    • Не факт, что тут троп — вполне возможно, что и смущает, да только сделать с этим что-либо затруднительно.
  • Иссэй Сагава — юноша из богатой японской семьи, на обучении во Франции убивший и съевший одногруппницу. После депортации в Японию приобрел огромную популярность, снимался в кино, писал книги о своем убийстве и даже работал ресторанным критиком.
  • Футболист Андони Гойкоэчеа aka Мясник из Бильбао, имеющий славу самого грубого футболиста в истории. Просто Андони Гойкоэчеа.
  • Сьюзен и Майкл Скофилд, родители бедной Яни, с детства страдающей шизофренией и переживавшей более 200 различных галлюцинаций. Родители снимали ее приступы и рассказывали о трудностях воспитания по ТВ и в сети — что уже не очень этично в отношении дочери. Но в 2019 выяснилось, что Яни была здорова, а родители нарочно сводили ее с ума, пичкая таблетками и провоцируя на галлюцинации.
  • Харлан Эллисон, самый скандальный писатель-фантаст в истории, очень любивший поругаться по поводу и без. Достаточно вспомнить что он умудрился засудить авторов "Терминатора" якобы за плагиат, хотя оба его произведения мало похожи на фильм как прототипы.