Дэвы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Дэвы (дивы) — существа из мифологии Ирана, тюрок и кавказских народов. Злые духи, что наравне с кельтскими фоморами, скандинавскими троллями, японскими Они и индийскими ракшасами восходят к архетипу уродливых демонических великанов, любящих подзакусить человечинкой.

Как правило, сказочные дэвы описываются страшными гигантами, напоминающими одновременно человека и зверя — например, они очень часто рогаты и не в меру волосаты. Обладают огромной силой и сведущи в волшебстве, но при этом крайне глупы, что позволяет всяким трикстерам без проблем водить их за нос. Обитают в пещерах и по образу жизни недалеко ушли от троглодитов, хотя в некоторых легендах (в основном, персидских) дэвы цивилизованны не хуже людей.

Само слово «Дэв/Див» происходит из праиндоевропейского языка и означает «Бог» — например, индийские божества во главе с Индрой именуются дэвами и культы дивов присутствовали в древнеиранских общинах. Там их вскоре начал вытеснять зарождающийся зороастризм, что нашло свое отражение в мифах — из богов, покровителей и защитников человечества дэвы обернулись демонами, прислужниками повелителя зла Аримана. В свою очередь, ахуры стали младшими божествами/ангелами, подчиняющимися благому богу Ормузду. Для сравнения, в той же Индии асуры считаются агрессивными и воинственными божествами или демонами, противостоящими благородным дэвам.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Иранские, тюркские и кавказские сказки, тысячи их!
    • Что характерно, в тех регионах, где сильно влияние арабов и арабской культуры, дэвы практически неотличимы от джиннов или шайтанов.
  • Мазандеран — королевство дэвов в персидских легендах, а также вполне реальная иранская провинция. Согласно «Шахнаме», шах Кай Кавус пошел войной на Мазандеран, но был околдован и пленен Белым Дэвом. Спас государя его главный воин, богатырь Рустам, разбивший армию дивов и убивший Белого Дэва.
    • Этот же Белый Дэв упоминается в армянском эпосе «Давид Сасунский» как отец бабушки титульного героя.
  • Азербайджанские дэвы примечательны тем, что были сотворены Ариманом без души — дабы не осознали, что есть добро, и не скорешились с людишками. В ряду сказок души дэвов упрятаны в стеклянных сосудах или хранятся внутри мелких животных (например летучих мышей) — и когда герой разбивает сосуд/убивает зверя-хранителя, умирает и дэв. Никого не напоминает?
  • В славянской мифологии Див или Птич внезапно — птица, которая предрекает несчастья.

Литература[править]

  • Метавселенная Рудазова — здешние дэвы являются типовыми волосатыми и рогатыми гигантами, не брезгующими отведать людского мяса, но врожденной злобностью не отличающимися. Обитают во многих мирах и когда-то водились на нашей Земле, но были в итоге вытеснены и частично истреблены людьми.
    • В «Преданьях» Кащей Бессмертный пытался завербовать последних дэвов и их царя Бегелу для своего крестового похода против человечества, но жена Бегелы, королева каджей Божми, расстроила этот замысел, не желая, чтобы благоверный сложил буйну голову на заведомо проигрышной войне. Среди дэвов упоминаются реальные пресонажи грузинского фольклора: Дэвкажиани («дэв-кремень») и Каждэв («огненный дэв»).
    • В мире Рари дэвы также вымерли, но некоторые из них скрещивались с людьми (судя по языку — некой СФК не то армян, не то грузин) и тем самым породили новый биологический вид — дэвкаци. Последние унаследовали от своих предков звероподобную внешность, огромный рост и физическую силу. Само название «дэвкаци» (буквально «человекодэв») позаимствовано автором из грузинского фольклора — там так назывался богатырь вполне человеческого роду-племени, только очень дикий и волосатый.
  • Генри Лайон Олди:
    • «Я возьму сам» — в дэвов превращаются те, кто может противиться власти фарра — мистической сущности, делающей определенных людей своими носителями и тем самым превращая их в «живых богов», которых другие боготворят и готовы исполнить любое их требование. За исключением голубоглазых — на них не распространяется влияние фарра и если они пытаются как-то навредить его носителям, то оборачиваются уродливыми и тупыми чудовищами. Обитают дэвы в Мазандеране — по сути, отдельном микромире, не связанным потоком времени, благодаря чему они могли совершать вылазки в прошлое и будущее.
    • Цикл «Ойкумена» — дэвы часто упоминаются в ругательствах вехденов. Неудивительно, учитывая, что те срисованы с персов-зороастрийцев.
  • «Трое из леса» — в деревне невров дивами пугали детей, рассказывали, что они разоряют птичьи гнёзда, живут на могучих деревьях. Троица в своих приключениях встретила пещерного дива.

Кино[править]

  • «Сказка о волшебном бисере» — в фильме два дива, один — злой, похищает девушек, другой — по сути добрый, но не того друга выбрал, по ходу действия сдруживается с мальчиком, который научил его пить молоко, не трогая пенки.

Мультфильмы[править]