Эмиль Боев

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Емил Боев»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Эмиль Боев (болг. Емил [эмил] Боев) — главный герой цикла шпионских детективов болгарского писателя Богомила Райнова. В повествовании от первого лица постоянно деконструирует жанр «крутого шпионского боевика» (Райнов, среди прочего, был литературоведом и опубликовал редкое в Восточной Европе исследование жанра шпионского триллера под названием «Черный роман»). Несмотря на деконструкцию, Боев остается одним из лучших, если не лучшим выдуманным сотрудником болгарской разведки, да и всего Восточного блока в целом.

Книги и фильмы[править]

  1. Господин Никто (1967).
  2. Что может быть лучше плохой погоды (1968).
  3. Большая скука (1970).
  4. Реквием (1973).
  5. Наивный человек среднего возраста (1973).
  6. Умирать — в крайнем случае (1976).
  7. Тайфуны с ласковыми именами (1977).
  8. Не хвали день по утру (1981).
  9. Агент, бывший в употреблении (2000).

В семи из девяти романов повествование ведется от лица самого Боева. Предполагается, что он диктует свои мемуары автору, поэтому четвёртая стена чисто номинальная — рассказчик ожидает, что он станет героем литературного произведения, когда автор обработает его воспоминания.

«Наивный человек среднего возраста» показывает ситуацию с точки зрения американского агента в Болгарии, а в последнем романе повествование переходит уже в третье лицо — автор рассказывает о последних событиях в жизни Боева и подтверждает гипотезу литературного агента.

Первые восемь книг были экранизированы в Болгарии, а первые три фильма показывали в русском дубляже в СССР. Все книги неоднократно издавались и переиздавались на русском.

Главный герой[править]

Эмиль Боев — разведчик-нелегал, видимо, сотрудник Первого главного управления КГБ Болгарии.[1] Несмотря на собственные утверждения о невысоком месте в иерархии болгарской разведки, носит звание полковника. Главный герой вообще часто бывает ненадёжным рассказчиком и склонен вводить читателя в заблуждение — иногда для поддержания интриги, иногда просто по привычке к секретности.

Сирота и воспитанник детского дома в болгарской столице Софии, имя себе придумал сам взамен данного в приюте «Найден Найденов». О детстве сохранил самые неприятные воспоминания. После Сентябрьской революции 1944 г. пошёл на службу в милицию, прибавив себе пару лет. Служил в пограничной охране, потом попал во внешнюю разведку.

Полиглот — владеет как минимум французским, немецким, английским и русским. Обладает всем набором навыков, которые ожидают от секретного агента, но главным считает терпение. Постоянно высмеивает «крутые» шпионские боевики, наподобие приключений Джеймса Бонда, потому что настоящая работа разведки — это в основном тихий, незаметный подкуп и предательство. При этом более чем способен на трюки в стиле агента 007, даже если считает их верхом идиотизма и непрофессионализма.

О себе и своей работе в основном отзывается саркастически. Шпионаж считает делом грязным, но необходимым[2].

Разведён, детей нет. Во время пребывания в Болгарии между заданиями за границей иногда сходится с бывшей женой, но ничего хорошего из этих отношений не получается. Во время работы в Нидерландах долго жил вместе с коллегой из ГДР — едва ли не единственные серьёзные отношения Боева после перехода на нелегальное положение.

Из-за голодного детства в приюте часто прибегает к гурман-порно в описаниях, при этом собственные кулинарные вкусы у него достаточно простые — бифштекс с жареным картофелем и кофе. Терпеть не может томатный суп и чай. По долгу службы много пьёт, но свои отношения с алкоголем описывает саркастически.

Примечания[править]

  1. В тексте детали работы болгарских спецслужб не раскрываются, большинство их сотрудников называется только по званиям — Боев соблюдает требования секретности.
  2. Пятиминутка реальности: изо всех служб советского блока именно с болгарским КГБ у старшего брата были самые теплые отношения. Именно болгарам поручались различные «мокрые дела», про что неоднократно упоминается в той же Бондиане — в частности, в организации покушения на Иоанна Павла II подозревали именно болгарские спецслужбы, а сюжет известного фильма с Пьером Ришаром «Укол зонтиком» вдохновлен убийством болгарского диссидента-невозвращенца Георгия Маркова.