Женщинам можно бить мужчин

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Double Standard: Abuse, Female on Male. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Ей его бить можно, ему её — нельзя. Поэтому она делает это 24/7. Ну, или не 24/7, а «всего лишь» время от времени — но с таким видом, будто она полностью права.
Emblem-important.pngОсторожно, деликатная тема!
Posmotreli не занимается подстрекательством к междуполовым распрям. Меньше рецептов, больше культурных отсылок.
« Нюша (в ярости): Не кричи на меня!
Бараш (тоже на повышенных тонах): Ты первая начала!
Нюша (не сбавляя тона): Мне можно, я — девушка!
»
— Смешарики, вариант тропа в мире без насилия
Почувствуйте разницу…

Испокон веков считается, что женщина слабее мужчины, а потому настоящий мужчина на женщину руки никогда не поднимет. По той же причине случаи, когда женщина бьёт мужчину, не воспринимаются всерьёз. Ну побила и побила, значит, ненастоящий мужчина. (Хотя в аниме нередко и настоящих бьют).

Вот вам простой пример: есть супружеская пара, в которой один партнёр лупит другого. Если муж бьёт жену, то он — домашний тиран и полное чудовище, а она — девочка для битья, которую предлагается обнять и плакать. Если же жена бьёт мужа, то она — мегера со скалкой, а он — просто тряпка; плюс, скорее всего, заслужил, и сама ситуация воспринимается не как отвратительная, а скорее как шутка. В обоих случаях осуждается муж: в первом — понятно, почему; во втором — потому что бабу на место поставить не может.

Аналогично в художественных произведениях практически на любую тематику. Мужчинам женщин бить нельзя, а женщинам мужчин — можно.

Связанные тропы, во многом обусловившие этот:

  • Мужики — расходный материал, их в принципе никому не запрещено бить.
  • Насилие безобидно, а женщина будто бы настолько слабее, что вреда здоровью мужчины даже причинить не способна.
  • Подкаблучник — такое поведение считается постыдным, и когда подкаблучника унижают, его не жалко.
  • Удар ниже пояса — получи, мущинка! Не все даже в курсе, что от удара в пах женщинам тоже больно. Но женщину в пах будет бить только конченый садист[1], а вот когда женщина ногой по яйцам — это можно, это весело.
  • Грубые ухаживания — если это хулиганка.
  • Мегера со скалкой — типичный женский персонаж, задействованный в тропе.
  • Цундэрэ — не менее типичный женский персонаж, задействованный в тропе.

Аверсия тропа — Буффонаде плевать на твой пол: мужчины и женщины получают одинаково. Инверсия — боевой феминист: он считает, что если женщинам можно бить мужчин, то и наоборот тоже можно.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Госпожа Простакова в знаменитой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» регулярно лупит мужа, и никто её за это не осуждает.
    • А когда Скотинин хотел было избить шестнадцатилетнего Митрофана — служанка Еремеевна (няня Митрофана, любящая его как родного сыночка) угрожает Скотинину кулаками и ногтями, грозя не только поколотить его, но и порвать ему лицо и выцарапать глаза. «Издохну на месте, а дитя не выдам! Сунься, сударь, только изволь сунуться!». Скотинин угрюмо отступает, ограничившись бессильной словесной угрозой.

Литература[править]

  • Шарль де Костер, «Легенда об Уленшпигеле» — в детстве Ламме Гудзака била младшая сестра. Доходило до того, что бедняжка убегал из дома и ночевал на улице, но давать ей сдачи не осмеливался, поскольку родители внушили ему, что девочек бить нельзя.
  • «Гарри Поттер» — зачем Драко Малфою телохранители, если к нему запросто может подойти любая девушка и ударить по лицу, как Гермиона?
    • А разгадка проста: телохранители нужны затем, чтобы благородного Малфоя не смел тронуть даже пальцем ни один ПАРЕНЬ (если Драко не распорядится лично «Этого не трогать, у меня с ним дуэль!»). Иную девочку Крабб и Гойл, может быть, и схватили бы за руку, и оттолкнули бы (но и тогда не колотили бы — это просто не принято, можно запросто нарваться на отчисление без права восстановления). Но конкретно Гермиону Грейнджер очень боятся и Крабб и Гойл (да и сам Драко, сколь бы он ни пыжился): она в магическом отношении гораздо круче любого из троих, а может, и всех трёх вместе взятых, с её-то гигантской эрудицией. Она может не только побить «по-маггловски», то есть рукой, но и заколдовать так, что не вдруг и расколдуешь. И вряд ли её отчислят даже за это: Макгонагалл в ней души не чает (а слизеринцев недолюбливает), и, даже при всей своей принципиальности, накажет Гермиону как-то иначе, не столь сокрушительным образом. Так что нет, в данном случае не «любая девушка». Девушка девушке рознь.
  • В. Астафьев, «Печальный детектив» — аверсия. Протагонист — не боевой феминист, женщин без самой крайней нужды колотить не будет. Но при этом совершенно не разделяет принцип, вынесенный в заглавие статьи. Когда его женщина поливала его руганью, а потом врезала ему по морде (автор правки читал давно и не помнит, безвинно она стукнула героя, или «за дело, но с перебором») — герой бить её не стал, а только взял её руку на залом, поскольку он мент и самбист, и этот приём у него отточен до совершенства. И рявкнул: «Шевельни только лапкой! Примадонна!». Драчливая баба только и могла, что стонать: «Ментяра, гад, отпусти!».

Кино[править]

  • «Фаворитка» — именно так грубо Эбигейл дразнит влюблённого в неё молодого офицера: приготовившись к поцелую, неожиданно врезать коленом — это в её стиле.
    • Весь сок ещё в том, что Эбигейл — деклассированная дворянка, которая работает поломойкой. По морали тех времён, что-то вроде табуретки, которая может разговаривать: при слугах (и с самими слугами) те, кто был их выше по социальной лестнице, могли делать что угодно — они не слышат, не видят и вообще никто. И то, что он так смиренно воспринимает от неё отказы, подколы, унижения и открытые манипуляции, а после брака ещё и уклонение от «супружеского долга» и открытый флирт с другим мужчиной (для Эбигейл они были просто похожи — перепутала по-пьяни, с кем не бывает, они ей одинаково безразличны!) характеризует его именно как подкаблучника.
  • «Титаник» — Роза безнаказанно бьёт мужика по морде лишь за то, что тот стал у неё на пути, заботясь о её же безопасности.
  • «Укрощение строптивого» — Лиза наивно думала, что троп имеет место и что Элиа на оплеуху не ответит. Ага, щас!

Телесериалы[править]

  • В перезапуске «Зачарованных» одна из сестёр-волшебниц расклеивает профеминистские плакаты в общественном месте. К ней подходит парень и говорит, что делать это без разрешения является вандализмом. В ответ она просто бьёт его кулаком в лицо. Авторы сериала явно позиционируют поступок девушки как достойный подражания.
    • Аналогичная сцена есть в 3 сезоне «Супергёрл». Кара проходит на частную вечеринку без приглашения. Её останавливает охранник, и суперсилачка бьёт его кулаком в пах, да ещё приговаривает «Не лапай женщин!» За то, что парень выполнял свою работу — не пускал посторонних.
  • «Все любят Рэймонда» — конечно же, Дебра, регулярно наказывающая своего мужа Рэя.
  • «АйКарли» — ни одна серия не проходит без того, чтобы Сэм не навредила Фредди.
  • «Интерны» — Лобанов и Романенко стерпели, когда пациентка-боксёрша набила обоим рожи лишь за то, что те посмели сказать, что бокс — это не женское дело.
  • «Кадетство» — толпа гопников боится одну-единственную девушку-недокаратистку Трофимова, потому что быдляцкие понятия превыше разума.
  • «Деревня дураков» с карательной сковородой!
  • «Баффи, истребительница вампиров» — на фоне того кромешного ада, что творится в 6-м сезоне, зрители частенько забывают, что Баффи на протяжении всего сезона постоянно бьёт, унижает и сексуально эксплуатирует Спайка, один раз измочалив его до полусмерти. Если бы такое попробовал сделать Спайк и вообще кто угодно из мужских персонажей по отношению к Баффи, шоураннеров бы просто растерзали. При этом Спайка всецело осуждают за попытку изнасилования в конце сезона, хотя, строго говоря, это был просто результат многомесячного абьюза и недопонимания, а Баффи за точно такую же попытку изнасилования в серии «Gone» (s06x11) никто не осуждает. Это же Спайк! Он же, во-первых, вампир, во-вторых, мужик, его можно!
    • Ну, справедливости ради надо сказать, что Спайк более чем в силах постоять за себя, и частенько не остается в долгу: первый любовный акт у них последовал за дракой, в ходе которой оба навешивали друг другу от души и разнесли предназначенный под снос дом.
  • «Дживс и Вустер» — в этом сериале женщины и девушки часто бьют мужчин, но сдачи никогда не получают.

Мультфильмы[править]

  • «Бэтмен: Убийственная Шутка» — Барбара, будучи в плохом настроении, походя избивает незнакомого парня, который ссорился со своей девушкой.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — такая фигня стала наблюдаться в поздних сезонах.
  • «Футурама» — троп продемонстрирован во всей красе в серии, где Лила и Эми стали бойцами на стероидах. Они начали угрожать всем мужчинам в межпланетном экспрессе, Эми избила Кифа стульями, а ещё обе насильно целовали Фрая.
  • Proud Family — Оскар чаще всего огребает от родной матушки и от любимой супруги.
  • Конечно же «Мой шумный дом» и «Касагранде»! Если женский персонаж совершает аморальный поступок, это ему сходит с рук, а вот если мужской…
    • Субверсия — тут прилетает вне зависимости от пола. И сам Линкольн тоже участвует в драках, смотрите серии «Меняем ребёнка», «Этот громкий, громкий, громкий, громкий дом», «Ябеда-корябеда» и так далее. И это только серии первого сезона.
  • «Гриффины» — игра с тропом. Мужчины обычно женщин не бьют… но делают исключение для Мэг (подразумевается, что они и как девушку её не воспринимают). Очевидно, что автор мультсериала просто хотел бросить вызов и положить тем самым конец двойным стандартам.
  • «Смешарики» — Нюша как-то раз дала Барашу такого леща, что он всю оставшуюся серию с фингалом ходил. И это в «мире без насилия»!

Комиксы[править]

  • «Астерикс» — по совершенно официальным галльским «понятиям» (одобренным Кругом друидов), женщине ещё как позволено бить мужчину (коли он терпит), особенно если это её мужчина.[2] А вот мужчине ни свою, ни чужую женщину нельзя ударить ни под каким видом, что бы она ни вытворяла. Максимум — увещевать словесно[3], или жаловаться на неё вождю или жене вождя; обычно — чтобы те её приструнили, угрожая ей изгнанием. Других способов разобраться с потерявшей берега бабой — не предусмотрено («мы же не какие-нибудь германские или дакские варвары!»). Поэтому, в выпуске под названием «Роза и меч» (посвящённом как раз роли женщин в обществе и межполовым взаимоотношениям), к Астериксу начала грубо клеиться здоровенная женщина-бард Маэстрия (откровенная авторская анахронистичная карикатура на феминистку). Эта силачка очень слабо интересовалась мнением самого Астерикса: она хочет его, и точка. Астерикс поначалу просто терпел и уклонялся… Но когда она перешла к совсем уж наглым домогательствам, — грубое облапливание, хватание за ягодицу!, — Астерикс ей машинально врезал. Кулаком, по физии, очень крепко. Сознание она не потеряла, но сотряс словила[4]. И… протагонист сразу после этого ужаснулся своему поступку и впал, можно сказать, в ГЭС, чуть ли не до мортидо. Никак не мог потом себя самого простить — был уверен, что утратил честь и потерял лицо.

Аниме и манга[править]

Чаще всего встречается в гаремниках. Вот ответьте, анимешники, кто-нибудь из вас помнит хоть одно аниме жанра «реверс-гарем», где главную героиню избивают кандидаты на её руку и сердце и это преподносится как смешное? Также это типичное поведение цундэрэ. Для сравнения — цундэрэ-парень никогда не ударит возлюбленную, максимум — обзовёт или скажет что-то обидное. Да и чаще всего парень является бокэ, а девушка цуккоми, а наоборот — ну никак, за редкими исключениями. Опять же, закон сортировки крутости в аниме. Троп засел в массовом сознании настолько прочно, что за цундеризм принимают даже откровенный абьюз.

  • Naruto — Сакура отправляет в полёт Наруто, а в юности Цунаде проделывала то же самое с Джирайей.
  • One Piece — Нами в этом грандмастер.
  • Румико Такахаси любит этот троп. Три самых популярных её произведения — три ярких примера:
    • Urusei Yatsura — Лам не только стукает Атару «ручно», но и шарахает его энергетическими разрядами (она ведь инопланетянка). Делает она это по малейшему поводу — например, мимо прошла красивая девушка, а Атару ПРОСТО ПОСМОТРЕЛ на оную, машинально проследил за ней взглядом, без всякого видимого вожделения или мечтательности. Разумеется, Атару даже в голову не приходит ударить Лам, или хотя бы просто обороняться от физических и бионических атак. (Когда богатый парень-самурай пытается стукнуть его боккеном или рубануть боевой катаной — Атару хотя бы ставит блоки!)
      • Впрочем, Атару до полубезумия сексуально озабочен (даже по меркам аниме!), так что Лам, в общем-то, прекрасно знает, чего от него ждать.
    • Ranma 1/2 — главному герою даже его проклятие не помогает избежать тропа. И его рукопашное мастерство ему не очень-то на пользу в таких ситуациях… хотя будь он менее ловким — было бы ещё хуже. В своём природном облике парня он получает люлей от своей невесты Аканэ. И от других девушек. А когда намеренно или невольно принимает облик девушки (достаточно, чтобы на кожу попала любая вода, кроме довольно горячей)… он (ведь и тогда именует себя в мужском роде и считает парнем, «просто покалеченным») всё равно получает люлей от Аканэ. И от других девушек. А сам всерьёз бить прекрасный пол не решается, самое большее — уворачивается, когда может. Такова уж его судьба. Везуха, что он умеет быстро регенерировать!
    • Inuyasha — и Санго, наказывавшая Мироку за ревность, и Кагомэ, заставлявшая Инуяшу сидеть.
      • Автор данной правки не знает, как в аниме, а вот в манге Санго ни разу не подняла руку на Мироку необоснованно. Если хооши получил по голове, это значит только то, что он опять повёл себя как озабоченный павиан. К определённому моменту возникает чувство, что Мироку просто мазохист.
  • Rurouni Kenshin — Каору регулярно выдаёт Кенсину подзатыльники, бьёт боккеном по голове и просто треплет за грудки, когда чем-то недовольна.
  • ToraDora — без комментариев.
  • Love Hina — тут они тем более излишни. Ну, разве что стоит упомянуть, что у Кейтаро-куна нет никакого рукопашного мастерства, это вам не Ранма. Он даже уворачиваться толком не умеет. У него только противоударность и регенерация. Пользуясь этим, его колотят все небезразличные к нему девушки из общежития «Хината». А конкретно его невеста и будущая жена, Нару Нарусэгава — порой аж в мясо.
  • Angel Beats! — аверсия. Думаете, хороший парень Хината спокойно вытерпит побои от Юй за свою колкость? Не тут-то было — в следующей сцене сама Юй уже лежит лицом в землю от ответного пинка. С другой стороны, в дальнейшем мы видим, что у них все отношения складываются по принципу «Милые бранятся — только тешатся», да и наблюдать за их тёрками — одно удовольствие.
  • Shaman King — Анна. Правда, девушек она тоже лупит.
  • Golden Kamuy — Асирпа нередко выдаёт Сугимото или Шираиши охотничьей палкой-суту, правда, всегда заслуженно и за конкретные косяки. И нет, Сугимото её в ответ ни за что не ударит: во-первых, он её безмерно любит и уважает, а во-вторых, она младше его лет на десять, хрупкого телосложения и еле-еле этому шкафу до пояса достаёт.
  • City Hunter — Кори постоянно поколачивает Ре, в одной арке на Каори охотился киллер Серебряный Лис, после того как Каори опять поколотила Ре он заметил зачем нужна защита той кто сильнее его.
  • Full Metal Panic — Чидори, как правило, не стесняется стукнуть Сагару, когда он опять творит что-то странное с т. з. мирных гражданских.
  • Prisma Illya — весёлая жизнь началась у Широ, когда он переехал к Айнцбернам.
  • Toaru Majutsu no Index — у Томы дома всегда есть кому погрызть голову.
  • Mangaka-san to Assistant-san to — Айто Юки периодически претерпевает избиения со стороны героинь. Правда, одна бьёт его за реальные косяки, другая и размахивает кнутом направо-налево, но при росте метр в прыжке от неё остаются разве что синячки, третья же выпускает доминатрикс только пару раз и то по его просьбе. Да, наш герой — весёлый, озабоченный мазохист.
  • Makikomarete Isekai Teni suru Yatsu wa, Taitei Cheat — аверсия. Цундере и рада бы поприветствовать героя фирменным ударом ногой в полете, но тот уклоняется и она врезается в стенку, обнажив трусики.
  • Fairy Tail — Люси делает это с Нацу и Греем, но поскольку она главная жертва буффонады в аниме, этот троп оборачивается против неё же — своими ударами она не причиняет им никакой боли, зато её руки ломаются об их тела.
  • Horimiya — Кёко надумывает себе измены Миямуры, истерит, бьет, снова истерит и извиняется, что бить не хотела. Намылить, смыть, повторить. Да, еще она заставляла смотреть ужастики, дружить с другим влюбленным в нее парнем, просто порой издевалась над ним...
  • Bokusatsu Tenshi Dokuro-chan — педаль в пол: Докуро регулярно обещает Сакуре Кусакабэ не убивать его и регулярно же самым кровавейшим образом разделывает в фарш своей чудо-булавой за большие и малые "провинности" или просто снять напряжение и позабавиться (потом сама же и воскрешает).
  • Ponkotsu ga Tensei Shitara Zongai Saikyou — субверсия: супертупая подруга детства Кондо Санаэ с детства обзывала ГГ озабоченным и била за малейшие двусмысленности, так что он успел выработать почти абсолютный навык уклонения как от ее, так и от всех прочих атак.
  • Tomo-chan wa Onnanoko! — аверсия в случае Томо и Дэюна: он упорно продолжает считать ее «своим парнем» и совершенно не стесняется хватать ее за рубашку, когда они ссорятся, машинально заходить за ней в туалет или хлопает по плечу при встрече, за что и огребает. Так что в ссоре они прекрасно бьют друг друга, невзирая на пол — Томо к тому же еще думает заставить его увидеть в ней девушку…выбив из него всю дурь. Но это касается только их.
  • Golden Boy — для разнообразия, тут у нас ни в каком месте не гаремник. Но всё же на пути простодушного, мало в чём повинного протагониста Кинтаро Оэ однажды попалась грозная и решительная молодая дама, которая навешала ему так, что не будь у него противоударности и быстрой регенерации — ему потребовалась бы помощь челюстно-лицевого и пластического хирурга (это если бы он ТАКИЕ удары вообще пережил). И разумеется, Кинтаро не решился даже словесный выговор ей сделать. Только безмерно удивился и расстроился.

Видеоигры[править]

  • Bully — девочки иногда стукают мальчиков, по самым разным поводам. В том числе — и в пах, особенно если по-дурацки вырядишься, и/или пристаёшь к девочке, когда она не в настроении. И ничего им за это не бывает — онижедевочки. А попробуй-ка побей девочку — мигом получишь статус «Неисправимый хулиган, максимально опасен» (красная линейка, заполненная до отказа), и за тобой погонится вся четвёрка здоровенных старост школы. Которые мистическим образом всегда чуют, где находится «неисправимый», и всегда его найдут[5]. Со всей четвёркой амбалов сразу — не подерёшься; если поймают — занудная стрижка травы (летом) или чистка снега (зимой) тебе гарантирована.
  • Юмор трёх последних игр серии «Персона» только на этом и строится.
  • Yandere Simulator — над этим долгостроем долго витала идея помимо Яндере-тян запилить игру за Яндере-куна, но если образ школьницы-убийцы, которая расчленяет своих конкуренток и поклоняется своему объекту любви как идолу, ещё как-то заходит публике, то то же самое руками парня — сразу нет (притом, все соперницы в игре — только девушки, а вот любовный интерес может быть любого пола, что делает Яндере-тян и несостоявшегося Яндере-куна би).

Настольные игры[править]

  • Forgotten Realms — матриархальное общество тёмных эльфов-дроу Мензоберранзана считает мужчин расходным материалом, который бить не просто можно, но и нужно. Для воспитания и моральной и физической закалки.

Реальная жизнь[править]

  • Для общества гиен это норма.
  • В начальной школе девочки часто агрессивнее мальчиков. Бьют, правда, слабо (это же дети) и травмы редко причиняют, зато, в отличие от мальчиков, не стесняются использовать подручные средства (пеналы и прочее; хотя портфелями/рюкзаками и мальчики дерутся). Мальчики же часто помнят правило «девочек бить нельзя» и лишь обороняются. Годам к 10-ти всё это проходит… а если нет, то это может означать симпатию со стороны девочки, которая не умеет выразить её иначе. Или её странность — это уж как повезёт.
  • Бить не бить, а вот когда женщина говорит, что мужчины как кабинки в общественном туалете — или занято, или заходить не хочется — так это она житейски мудрая и остроумная. Мужчине сказать то же самое про женщину — он тряпка и так далее. Аналогично мнения различных гражданок про то, что ни один мужчина не сравниться с вибратором — почему-то начинают подрываться, если сказать, что Дуня Кулакова всегда на все готова и никогда не потребует ни шубу, ни на курорт. Ну и да, сказать такое — конечно, признать себя тряпкой и так далее.

Примечания[править]

  1. Например, пародийный протагонист пародийного веб-сериала с живыми актёрами Slug Street Scrappers (Герои с Боевой улицы). Но он-то как раз не конченый садист, а только циник, желающий прослыть садюгой, чтобы остерегались; и вдобавок он «боевой феминист», уверенный, что если женщина дерётся (да ещё и является рукопашницей с громкой репутацией, как в данном случае), значит, это уже не «дама», а воин. А данную конкретную противницу он ещё и считает слишком самонадеянной и борзой, и хочет «немного поучить», чтобы она усвоила, что уязвимые места и у неё самой найдутся.
  2. Например, Бонминь — жена вождя Вождикса — лупит мужа не по-детски, прямо при подданных, в том числе метлой. И орёт на него так, что слюдяные пузыри (заменяющие в окнах стёкла) наружу прогибаются. А муженёк, самое большее, скулит и робко оправдывается… хотя на поле битвы он умелый и бесстрашный воин, да и правитель в целом годный, пусть по мелочам и ведёт себя комично.
    • Но это семечки по сравнению с тем, как её свекровь Вирога орала на Диктаторикса (отца Вождикса и предшественника его на должности), как она его лупила и как запугивала! Бонминь, конечно, мегера (один из римских военных её именно этим словом и припечатал), но её не назовёшь монстром. А Вирогу не назовёшь никак иначе.
    • И в обоих случаях: бедный Вождикс! И бедняга его отец Диктаторикс! Рядовой галл хотя бы может пожаловаться на бабу-беспредельщицу своему вождю и попросить об её изгнании (или безусловно, потому что кончилось терпение — или «если она не уймётся»). А как быть самому вождю, если его жена — абьюзерша? Жаловаться самому себе?.. Особенно если он по той или иной причине не готов изгнать из деревни супругу (отправить её к родственникам, с одновременным разводом).
  3. Вероятно, можно ещё и хватать за руки. Захват — не удар.
  4. При этом Астерикс не был под Зельем Силы (соплеменников запрещено всерьёз бить, находясь под действием этого зелья; исключение — потешная драка-свалка «как в видеоигре», затеянная всей деревней, чтобы выпустить пар; прямо сказано, что подобное месилово только сплачивает деревню ещё крепче, а не разобщает). Если бы герой был под Зельем — бардесса, хоть и весящая под 90 (ввиду мышц и костяка), улетела бы от такого удара на несколько сот метров. Но при этом ей не грозило бы умереть, и она не получила бы никаких серьёзных травм — только субъективно страшную боль и динамический шок (у Зелья Силы именно такие свойства).
  5. Если он, ненадолго оторвавшись от погони, не нырнёт в одно из укрытий. Это — единственный шанс переждать максимальную степень разыскиваемости.