Женщина сильнее мужчины

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья More Deadly Than the Male. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Когда в Гималаях бедняк встречает Медведя-самца, Он криком его пугает, И бежит тот от наглеца. Но у самки другая природа, Проливается кровь средь вершин, Потому что женщины рода Намного опасней мужчин.

»
— Р. Киплинг
Как-то так. Плюс сильнее, чем кажется, раз так в 10

У людей, большинства других млекопитающих и многих других животных, чьи брачные игры связаны с соперничеством между самцами, последние обычно сильнее самок. Связано это с жёсткой конкуренцией между особями мужского пола, и как результат — отбор наиболее крупных, выносливых и сильных самцов, передающих свои гены будущему поколению. Впрочем, эволюция ведёт человека по пути снижения разницы между полами в массе и силе с доисторических времён.

Но всё равно: в среднем мужчина мышечной массой превышает женщину на 20 %. Значит, если героиня у нас Бой-баба, следует ожидать ситуации типа Мальчики бьют, девочки стреляют, или излюбленным стилем героини будет боевая гимнастика, а её билдом — хрупкий шустрик.

А вот и облом! Этот троп о том, как женщина банально, бесхитростно превосходит мужчин массой и грубой физической силой. Она может даже не быть бой-бабой, она попросту сильнее, и всё.

Она может быть уникальной или являться представительницей народа/расы, где женщины сильнее.

Как вариант, она может быть сильнее не физически, но в той области, которая по сеттингу традиционно зарезервирована за мужчинами. Магия считается рациональной наукой, а девушки — не годными для неё из-за эмоциональности? В политике чистый патриархат, интриги и макиавеллизм на каждом шагу? Мужики в баре соревнуются, кто больше пива выхлещет? Эта героиня им всем ещё покажет! Неизбежное следствие тропа — «Меня побила девчонка».

Впрочем, если герой любит сильных женщин, то он будет скорее рад, чем огорчён.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Обе древнегреческие героини по имени Аталанта состязались в беге с теми, кто претендовал на руку и сердце — и убивала тех, кого удавалось догнать.
  • Индуизм: мужской принцип божественного сознания (Шивы) и женский принцип божественной энергии и исполнительной силы (Шакти, так и переводится, как «сила»). И одно из воплощений, богиня Кали.
  • «Песнь о Нибелунгах» — Брунгильда. С фитильком, так как Брунгильда — валькирия, а не человеческая женщина.
  • Русские былины — в изобилии:
    • Былина о Ставре Годиновиче — верная жена Василиса Микулишна под видом ордынского посла побила силачей князя Киевского (в некоторых вариантах былины — даже Добрыню Никитича и Алёшу Поповича).
      • В мультадаптации, кстати, она хрупкий шустрик, а вот супруг её действительно оказался богатырём.
    • Её сестра Настасья Микулишна, жена Добрыни Никитича, тоже по «профессии» богатырь. В некоторых вариантах былины их первая встреча окончилась поединком, в котором Добрыня проиграл, причём позорно. Настасья буквально заставила его заключить с ней брак.
      • Отцом обеих был Микула Селянинович, который силён настолько, что его котомку Святогор поднять не мог, и с которым драться нельзя, потому что «весь род Микулы любит Матушка Сыра Земля».
    • Настасья Королевична превзошла своего мужа, Дуная Ивановича, в стрельбе из лука — к своему несчастью.
    • А Илья Муромец был побеждён собственной дочерью и погиб бы, если бы не прямое вмешательство Бога.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Лев Толстой, «Казаки» — «…женщины [у терских казаков] по большей части и умнее, и развитее, и красивее и сильнее мужчин».
  • «Хроники странного королевства» — в королевской чете Ортана жена — воительница, а муж — вор-алхимик. В честном поединке на мечах у Шеллара не было бы никаких шансов, но он — бывший полицейский и знает ряд обезоруживающих захватов, которым его научила… бабушка-суперагент!
  • А. Бушков, «Анастасия» — после глобальной катастрофы на Земле, точнее, её части роль «сильного пола» перешла к женщинам: они учатся сражаться, носят доспехи, их занятие — война и поиски приключений во славу своего Прекрасного Юноши, и внешне они намного крепче и сильнее мужчин. Разумеется, прилагательные «мужественный» и «женственный» при таком раскладе лихо обменялись своими значениями. Впрочем это только в государстве под названием Счастливая Империя, у остальных — всё как обычно.
  • Д. Трускиновская, «Люс-а-Гард». Похожий случай. Женщины настолько обогнали мужчин, что вынуждены отправлять десанты в прошлое ради пополнения генофонда.
  • «Дозоры» Лукьяненко — Светлана, Иная-маг вне категорий, и Антон, еле дотянувшийся до своего предела — второго уровня. До конца «Сумеречного дозора» служило источником драмы, потом Антона тоже прокачали до вне категорий, правда, сильнее их дочери всё равно никого нет.
  • Кир Булычёв, «Гай-до» и «Город без памяти» — Ирия Гай и её муж Тадеуш Сокол. Последний, конечно, тоже отнюдь не подразумевается слабым или глупым, иначе бы Ирия его и не полюбила. Но вот так получается, что именно она несколько раз спасает ему жизнь, а наоборот — никогда. Тут, правда, следует иметь в виду, что Ирия — представительница гуманоидной расы, в принципе превосходящей людей по физическим возможностям, к тому же она очень сильна и хорошо развита даже по меркам своего народа.
  • Ярослава Кузнецова, «Золотая свирель» — принцесса Мораг невероятно сильна не только для женщины, но и вообще для человека. Всё потому, что её мать, королева Каланда, родила её не от законного человеческого мужа, а от любовника-дролери.
  • «Плутония» Владимира Обручева — женщины неандертальцев крупнее и сильнее мужчин.
  • Эдуард Аркадьевич Асадов, «Преступление и наказание» — девушка раскидывает троих незадачливых насильников, один из которых вооружён ножом.
  • Лев Давыдычев, «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» — Аделаида, из которой получился бы борец или боксёр-тяжеловес. Эта четвероклассница ростом была как семиклассница, а может быть, и больше, а силой превосходила детей и подростков обоих полов лет до четырнадцати.

Зарубежная[править]

  • Г. Гаррисон, цикл «Эдем» — в рамках всего вида иилане. Женщины тут и воины, и водители транспорта, и политики, и рациональные учёные. Просто биологически. Самцы больше по размеру, но неповоротливы и пассивны — как женщина в крайне патриархальном обществе. Ну и да, самцы рожают и нянчат детей. На поверку ещё и оказываются творческими натурами с более развитым иррациональным мышлением.
    • Да там и человеческие героини — Армун, Меррис — те ещё Бой-бабы. В условиях Ледникового периода, да ещё и войны на уничтожение, Девам в беде делать нечего.
  • Он же, цикл «Мир смерти». Очаровательная девушка Мета, уроженка мира с двойной гравитацией, всё не может понять, из-за чего к ней в космопорту пристают всякие-разные (всяких-разных можно понять, физическая сила Мету не портит, а украшает)… в общем, большинство ухажёров этой красавицы потом улепётывают со сломанной рукой.
    • При том, что в реале уроженка мира с двойной гравитацией выглядела бы как типичная фэнтезийная гномийка (в вариации «без бороды»).
  • Хонор Харрингтон, уроженка мира с повышенной гравитацией, значительно сильнее большинства мужчин с обычных планет. Она также мастер довольно прагматичного боевого искусства под названием «кудевитесc» («coup de vitesse» — фр. «удар скорости»). Один нехороший человек как-то польстился на женственно-атлетичное телосложение без спроса… Унесли в санчасть, сказали, что с лестницы упал.
  • Дж. Лорд, одна из книг о Ричарде Блейде, «Пустоцветы Меотиды». Мужчин мало, поэтому их берегут. Их занятие — править и размышлять. Воюют же только женщины.
  • Мензоберранзан и прочие города дроу во вселенной «Забытых Королевств». Женщины дроу в среднем крупнее и сильнее мужчин и единственные могут быть жрицами. В магии тоже теоретически сильнее, но поскольку жрица Ллос эффективнее мага, магия оставлена на откуп мужчинам. Вдобавок способность к рождению детей считается главенствующим фактором: больше потомков — больше силы у Дома. При этом у лидера существуют абсолютные гарантии, что дети — именно твои, а не от связи партнёра на стороне — сама же рожала!
    • Забавно, однако, что самый высокий и могучий представитель этой расы — мужчина.
  • «Хроники Края» — особая подраса местных огров-трогов — злыднетроги. Педаль в пол. В детском возрасте злыднетрожки похожи на обычных девочек, но в период полового созревания проходят особый обряд, в ходе которого обязаны выпить сок местного плотоядного дуба. В результате этого они превращаются в огромных мускулистых и безволосых баб. Если же девочка пропустит этот обряд, она уже никогда не сможет превратиться в злыднетрога и до смерти будет выглядеть как ребёнок. Для мужчин же кровь этого дуба — яд, поэтому они находятся в угнетённом положении и выполняют роль прислуги.
    • У расы шраек самки также значительно крупнее, сильнее и свирепее самцов.
  • «Песнь Льда и Пламени»: во время боя Джейме с Бриенной мысли Джейме меняются примерно таким образом: «Кранты тебе, девочка — неплохо для женщины — что-то я ослабел в плену — Ой, бл…, она же в самом деле сильнее меня!» С фитильком, так как Джейме сражался с Бриенной со скованными (перед собой) руками и после нескольких месяцев пребывания в плену. И, даже имея такую фору, Бриенна смогла его побить лишь ценой напряжения всех своих сил.
  • А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» — педаль в асфальт: Пеппи — девятилетняя девочка, а одним указательным пальцем уложила грабителей Блома и Громилу Карла и во мгновение ока посрамила непобеждённого циркового силача Адольфа.
  • «Сага о Форкосиганах» — зигзаг: у женщин-квадди обычные руки — да, слабее, чем у мужчин, но вторая пара рук, которая у квадди вместо ног — сильнее мужских рук (если это не другой квадди — тоже имеющий две пары рук).
  • «Сага о ведьмаке» — лучница Мария «Мильва»[1] Барринг (бывшая крестьянка) не только техничнее в драке, чем многие мужчины, но и чисто физически сильнее всех тех мужиков, с которыми дралась. А понатягивай-ка тетиву, а повкалывай-ка в поле…
    • Что, впрочем, не помешало ей выхватить тумаков от двух кметов, которых она рассчитывала легко одолеть.
  • Том Б. Стоун, «Мумии во мраке» — язвительная девчонка Мортон отличается невероятной силой при довольно-таки хрупкой внешности, и гораздо сильнее главного героя. А разгадка проста: она ожившая мумия.
  • «Последовательность» С. Вестерфельда: у риксов воюют только женщины, причём представлены они как суперсолдаты. Правда, никакого внятного обоснуя, кроме желания впихнуть в романы повесточку, не приводится.
  • Нора Сакавич, серия «Всё ради игры» — Теодора Мулдани, девушка Кевина. Мало что она старше своего парня аж на пять лет, так ещё и выглядит настолько мощно, что Нил сразу приходит к выводу, что она запросто может уложить на лопатки даже Мэтта (самого физически сильного игрока «Лисов» вообще).

Кино[править]

  • «Пипец» и в кино, и в комиксе-первоисточнике, Убивашка заметно сильнее и протагониста, и остальных доморощенных «супергероев». Конкуренцию ей составить может только мужиковатая Матушка-Россия.
    • Субверсия. Матушка-Россия самая сильная из ВСЕХ героев киновселенной. А вот Убивашка разруливает именно за счёт хитрости, ловкости и бескомпромисности. Что в первом, что во втором фильме чисто физически главгерой сильнее девочки, а сливает именно что из-за недостатка навыка. А ещё главгерой хуже чувствует боль, за счёт металлических штифтов больше весит и у него крепче кости. То есть главгерой сильней не только Убивашки, но и подавляющего большинства парней того же телосложения.
  • D. O. A. Dead or Alive: во все поля. Не считая главного злодея, местные девушки не только сильнее, но также намного умнее и хитрее простоватых мужских персонажей. Учитывая первоисточник (игру-файтинг), подобный подход вполне обоснован.
  • «Риддик»: Далл постоянно лупит лидера второй группы наёмников. Впрочем, тут скорее дело в слабости мужчины — он подаётся как жестокий хитрец, а не громила. К тому же в одной из драк она всё же ему проиграла.
  • «Чужие» — обычного ксеноморфа вполне можно расстрелять из пульс-винтовки, но Королева-Мать — это громадный живой танк.
  • «День независимости: Возрождение» — рядовой локуст, даже в усиливающем биоскафандре, не так уж сильно крупнее и сильнее человека (а без скафандра — слабее). Но Королева — без скафандра ростом с приличного динозавра, а в скафандре — с Годзиллу. Имеет встроенные генераторы силовых щитов, но даже после их отключения выдерживает плотный огонь нескольких истребителей.
  • «Разборки в стиле кунг-фу» — хозяйка «свинарника». Устраивает побои мужу за интрижки (вроде подглядывания за тётками в душе или приставания к Джейн). Является мастером стиля львиный рык. Скорее субверсия, мужик просто позволяет ей чувствовать себя хозяйкой положения, а в боевых искусствах он и сам не хухры-мухры, так что минимум они равносильны.
  • «Чёрная Вдова» — на все 146 %. Мужчину-суперсолдата избивает женщина-киборг. Главгероиню избивал главгад, но она поддавалась до тех пор, пока пока он не достал ключ доступа для контроля спящих агентов. Для создания Вдов-суперсолдат использовались только девочки.

Телесериалы[править]

  • «Сверхъестественное» — монстры Амазонки. Могут одним ударом вбить мужика в стену и заколоть как ягнёнка (а ещё — сверхбыстро размножаются и растут).
  • «Теория большого взрыва» — в одном из эпизодов оказывается, что Пенни может поколотить Леонарда. Да и Шелдона положила на лопатки в один миг. Всё-таки детство и юность, проведённые на ферме в Небраске, обязывают.
  • «Зена — королева воинов» — педаль в асфальт. Зена с лёгкостью уничтожает армии, монстров и сильнейших бойцов.
  • «Чёрное зеркало». Эпизод 3 под названием «Крокодил» из сезона 4. Худенькая главная героиня голыми руками легко душит (или ударяет об пол?) до смерти заметно превосходящего по размерам героя.
  • «Доктор Кто» — не просто женщина, а мать. В серии «Доктор, вдова и платяной шкаф», разумный лес хранит своё сознание в единственном человеке, способном его удержать — простой земной матери, недавно потерявшей мужа.
    • Сама Доктор в тринадцатой инкарнации тоже совсем не слабая женщина, хоть и полагается больше на болевые приёмы. В конце концов, от регенерации в женское тело она не забыла ни венерианское айкидо, ни навыки фехтования. Хоть рук ей всё ещё не хватает.
  • «Метод» — во время брачных игр Женя спасается из болезненного захвата супруги только по двум причинам: она отвлеклась на мобильный телефон и боится щекотки.
  • «Люцифер» — Шарлотта с лёгкостью отшвыривает Люцифера и ещё более мускулистого Аменадиила. Субверсия — тело у неё человеческое, но одержимо не абы кем, а Богиней всего сущего, причём в режиме гибрида скверной мамочки и мамы-медведицы.

Мультфильмы[править]

  • Советский (!) пародийный мультик «Шпионские страсти»: иностранная шпионка Штампке в рукопашной оказалась сильнее капитана Сидорина. Это при том, что Сидорин руками удерживал на месте локомотив. Впрочем, и то, и другое идёт как правило прикольности, на котором вообще весь мультфильм стоит.
  • «Король Лев» — Нала и в детстве, и во взрослом возрасте способна уложить Симбу на лопатки.
    • Ну, во взрослом они ещё и поддавались друг другу, в любовных-то играх.
      • Когда Нала охотилась на Пумбу, а Симба встал на защиту друга, никто никому не поддавался, драка была не на жизнь, а на смерть. Симба и узнал подругу детства по манере укладывать противника на лопатки.
  • «Клаус» — гипертрофированно-комичный вариант. Магдолейн, дочь мистера Эллингбоу, лидера одного из двух враждующих кланов. Достаточно сказать, что во время свадьбы она несла своего мужа на руках, а тот был сильнейшим мужчиной города.
  • «История игрушек 4» — фарфоровая кукла Бо Пип вытворяет здесь такие отчаянные номера по сравнению с тряпичным Вуди, что зрители диву даются, как её ещё не размолотило в крошево.
  • «Ронал-варвар» — дева-воительница Зандра самый сильный член в команде и единственная девушка.

Мультсериалы[править]

  • «Южный Парк» — одиночный пример. Вэнди Тестабургер побила Картмана на «стрелке» после уроков. Пример спорный, так как Картмана отпинать ещё проще, чем Баттерса обмануть.
  • «Гравити-Фоллс»: Венди, Гренда. Первая хорошо дерётся топором и с детства тренируется к апокалипсису, а вторая просто очень сильна. И мужеподобна. Сюда же (с оговорками) можно и отнести и Мейбл с её крюком. Не, ну сами попробуйте повисеть, держась за пистолетную ручку! Ещё и держа другого человека!
  • RWBY — Нора. В дуэте со своим напарником однозначно сильнее, выбор огромного молота как оружия как бы намекает.
  • «Приключения Джеки Чана» — По Конг, демонесса гор. Сильнее остальных демонов (кроме старшего в роду лунного демона) тупо благодаря размеру.
  • Мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге» идеально подходит под троп:
    • Катара — крутейший маг воды, научившийся за пару месяцев бить магов-мужчин, а сложнейшую технику магии крови выучила вообще за минуты (её создатель, Хама, тоже крутой маг воды, но она хотя бы оттачивала мастерство годами в своём стремлении вырваться из тюрьмы).
    • Тоф — крутейший маг земли. Просто потому, что создатели решили «Эй, а будет смешно, если маленькая слепая девочка будет разбрасывать толпы мужиков, да ещё и плеваться при этом!» Собственно, в серии «Актёры Угольного острова» они это и обстебали.
    • Азула — крутейший маг огня, крутая интриганка, перехитрившая главу вражеской госбезопасности и эту самую госбезопасность возглавившая.
    • Тай Ли — крутейший антимаг, умеющая бить по болевым точкам и отключать врагам магию.
    • Список можно продолжать.
  • «Эй, Арнольд!» — коза с золотым сердцем Хельга если не сильнее всех мальчишек, то очень многих. И Гарольда заставляет дрожать иногда.
    • Пример выше — педаль в пол, а Патти Смит — самая сильная в школе — педаль в асфальт. Есть даже серия целиком об этом, точнее, об её победах над Гарольдом, его комплексах из-за этого.
  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — Сэнди Чикс, белка-каратистка. Один из сильнейших жителей Бикини Боттом (по крайней мере в мерянии силой её никто не победил).
  • Рисующийся в настоящее время и выходящий на Ютубе сериал Metal Family — Виктория. Мало того, что она главгероя в бараний рог свернёт — в пилотной серии она прописывает 220 здоровенному байкеру в два раза больше её самой (а она отнюдь не хрупкая).
  • «Алиса знает, что делать!» — не велика заслуга, но неожиданно оказывается, что Маша сильнее Арика — тощий ботан не может даже толком поднять кувалду, которой она, пускай и с трудом, но вышибла иллюминатор. При этом она очень даже не возражает, чтобы к ней относились как к слабой девочке.
  • «Эволюция Черепашек-ниндзя» — Эйприл О’Нил здесь Мэри Сью на минималках.
  • «Мой шумный дом» — во все поля. Всё женские персонажи хотя бы раз продемонстрировали наличие суперсилы, в то время как мужские не в состоянии даже открыть дверцу машины без посторонней помощи.
    • Когда это хоть раз демонстрировалось? Если говорить об Линн, то она спортсменка, остальные на памяти автора правки ничего такого не показывали — в этом шоу нет какой-либо половой дискриминации.
  • «Гладиаторы: Турнир семи чудес» — Тоска пожалуй сильней член команда хороших парней, кнопкой берсерка для неё является напоминание, что она работала на кухне, и тогда она может разбросать десяток врагов в одиночку. «Зря ты её кухаркой назвал».
  • «DC девчонки-супергерои» (2019) — Бэтгёрл за полминуты в одиночку побила трёх грабителей банка.

Комиксы[править]

Веб-комиксы[править]

  • Stand Still. Stay Silent («Замри. Замолчи») — в дополнительном мини-комиксе команда устраивает соревнование по армрестлингу. Капитана Сигрюн Эйде удаётся победить только Миккелю.

Аниме, манга, ранобэ[править]

Реализация этого тропа в околоанимешных произведениях удостоилась отдельного тропа.

  • Claymore: интересный вариант. Все клэйморы намного сильнее, быстрее и прочнее обычных людей. В принципе, клэймором может быть как мужчина, так и женщина… но из-за какого-то трюка физиологии мужчины не могут безопасно контролировать демоническую силу йоки. Они быстро сваливаются в Пробуждение и становятся чудовищами-людоедами. Соответственно, на момент действия все клэйморы — женщины. А вот среди чудовищ-Пробудившихся ещё остались мужчины: это бывшее первое поколение клэйморов.
  • Shingeki no Kyojin: сильнейший выпускник 104-го кадетского корпуса — хрупкая на вид Микаса Аккерман (хотя, у неё это обусловлено генетически). А Анни Леонхарт — отличный рукопашный боец, и в тренировочном бою одолела и Эрена и Райнера. Да и в принципе, женщины служат здесь наравне с мужчинами и ненамного уступают им в силе и подготовке.
  • Kill la Kill: Рюко Матои, Сацуки Кирюин, её мать Рагё и Нуй Харимэ — все они намного сильнее остальных персонажей. Правда, все, кроме Сацуки — не совсем люди.
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — сержант Сил Самообороны Японии Курибаяши практически голыми руками отметелила мужика, которому она ростом по грудь и раза в три уже в плечах.
  • Sailor Moon: эпическое появление Макото в старом аниме, когда она расшвыряла трёх здоровенных жлобов, прикопавшихся к Усаги. Каратистка, чоужтам!
  • City Hunter: в одной из серий аниме 1988 года команда рассерженных рестлерш вынесла клан якудзы чей оябун, пытался заставить их капитана проиграть бой. И оябун орёт имено сабж «Бабы оказались сильнее мужиков» после драки между своими головорезами и рестлершами. И, с некоторой аверсией, Мика, подруга одного из героев аниме.
  • Fullmetal Alchemist — против Милы Оливии Армстронг и Изуми Кертис только гомункулов и выставлять: первая победила в поединке своего огромного брата, а вторая одинаково легко раскидывает в рукопашной и медведей, и банду химер.
  • Ranma 1/2 — Аканэ Тэндо, даром что слабейшая из «невест» заглавного героя по скиллам, несколько месяцев каждое школьное утро вынужденно — с провокации Татеваки Куно — занималась расшвыриванием нескольких десятков старшеклассников (часть из них — с тренировочным оружием), беспокоясь больше, чтобы не опоздать к звонку на первый урок. Закончилось, когда они узнали, что она помолвлена, и осознали (в большинстве), что по сравнению с женихом-протагонистом им не светит.
  • Бессмертный мечник в обратном мире — в мире матриархата все женщины таковы
  • Лейдзиверс — ля-металлианки и их полукровки, Сексаройды.

Видеоигры[править]

  • Педаль в пол утапливают Локусты в Gears of War. Самцы этой расы — рядовые противники, здоровые, но вполне убиваемые. Самки в несколько раз больше, чрезвычайно агрессивны (оказаться в паре метров от «локустихи» — мгновенная смерть!) и для полноты картины убиваются только точечной бомбардировкой со спутника.
  • Периодически в любых файтингах.
  • Herc's Adventures — амазонки опаснее обычных солдат.
  • The Elder Scrolls — Золотые Святые (Аурил). В третьей части представителями этой расы были только враждебно настроенные женщины и создавали впечатление, что это просто однополые монстры. Но в Shivering Isles дополнении, к четвёртой части раскрылось, что среди Аурил тоже есть мужчины. Но их мало, они слабы и полностью подчинены женщинам. То же самое и у Тёмных Соблазнителей (Мазкен).
    • «Лязг стали о сталь беспрестанно звенел, и Матильды воинственный дух пламенел! И унял с тех пор Рагнар хвастливую реееееечь… как слетела башка его рыжая с плеч!»
    • К слову, базовые характеристики мужчин и женщин тоже могут разниться. Например, у аргонианина-мужчины базовая сила 40, а у женщины 50. (Oblivion)
  • Serious Sam — самка горного рептилоида в три раза больше самца и является минибоссом. А ещё куда злее, ибо у неё постоянные месячные.
  • Fable 2: сестра Ханна, она же Молот, она же Героиня Силы. Быть сильной — её суперспособность (в этом сеттинге Герои могут обладать сверхчеловеческими параметрами). Ханна очень высокая и крупная: главный герой (а он тоже Герой, как и Ханна) не сможет быть таким здоровенным, даже если максимизирует свою силу.
  • «Ведьмак 3»: Ютта ан Димун в бою победила всех мужчин с родных Фарер (а это архипелаг Скеллиге — СФК викингов!) т. к. дала обет богине Фрее, что пойдёт на ложе и станет женой только того, кто одолеет её в бою. По иронии судьбы, на это способен лишь Геральт, ибо он один из лучших фехтовальщиков в мире… но бесплоден, как и все ведьмаки. Да и сердце его давно уже занято.
    • Тут имеет место то странность: сверхкрутая по ее словам Ютта в драке ничего серьезного собой не представляет, а вот побежденный ею претендент на ее руку для своего уровня довольно опасен.
  • Такой расклад, похоже, становится фишкой игр от Obsidian — сперва Pillars of Eternity, затем Tyranny. Как результат, на свет появляются надуманные и чересчур сюрреалистические общественные формации, вроде общества полярных гномов в первой игре, или ярусников во второй. Справедливости ради, в Тирании это соблюдается в только в отношении зверолюдов — а в мире животных такое бывает.
  • Tales from the Borderlands — Фиона и Саша сильнее Риза, особенно это заметно во втором эпизоде, когда Фиона, пусть и с трудом, подсаживает и удерживает Риза вместе с дополнительным грузом, а ему потом не хватает сил подтянуть её. Саша без труда держит Риза на руках.
  • Undertale — главой Королевской гвардии, состоящей преимущественно из мужчин, является бесстрашная рыба-воительница Андайн.
  • StarCraft — в битве двух последних Зел-Нага ОНА побеждает ЕГО. Силой.
    • Обоснуй: Сара Керриган — Зел-Нага нового поколения, а потому она объективно могущественнее. А есть ли на самом деле пол у Зел-Нага — неизвестно. Да и у Амуна была куча возможностей прихлопнуть свою противницу, даже не вступая в бой лично. К тому же её прикрывали объединённые силы трёх фракций.
      • Контр-обоснуй: из того, что она Зел-Нага нового поколения, не следует, что она объективно могущественнее. Как у Зел-Нага насчёт пола, неизвестно, но для протоссов (а значит, и для игрока) точно Амун ОН, а его противница ОНА. Да и Амун не воспользовался ни одной из тех возможностей. Хотя у него были свои объединённые силы трёх фракций плюс куда более мощные юниты и строения Пустоты.
  • Metal Gear Solid 3 — босс без преувеличения самый сильный персонаж во всём цикле. Это при том, что она простой крутой смертный, а граждане с суперспособностями в этом сеттинге не редкость.
  • Overwatch — если герои будут соревноваться в армреслинге, то победит Заря. (Энергоперчатку Думфисту придётся снять.)
  • Sins of a Solar Empire — в социуме Идущих, где главные позиции занимают сильные псионики, установлен матриархат, так как женщины намного превосходят мужчин по псионической силе.
  • Sword of the Stars — самки зуулов многократно превосходят самцов по размерам и физической силе, однако значительно уступают по интеллекту и псионике. Естественно, являются ударной десантной силой.
  • Первобытная женщина Айла в Chrono Trigger имеет настолько высокие изначальные статы силы и физической атаки, что ей нельзя выдать никакое оружие, ведь тогда она просто выносила бы большинство рядовых врагов с одного удара. Более того, она значительно сильнее своего парня Кино, который вообще играет роль парня в беде.
  • Heroes of Might and Magic V. Асхановский цикл. Сестра Асха победила своего брата Ургаша, хоть и с трудом и большими потерями, и сумела его заточить в недра земли. А эти брат с сестрой, между прочем, сильнейшие существа своей вселенной, и Асха является и её создателем (создательницей), в честь которой мир и назван Асханом.
  • Minecraft: Story Mode — Петра по отношению к Джесси, если при выборе пола выбрать протагониста-парня. Правда, со временем этот троп авертируется.
  • The Fall: Last Days of Gaya — шкафоподобная Ивана по физическим статам сильнее большинства мужских персонажей.
  • Серия Dragon Age — самки драконов намного больше и опаснее самцов.
  • Helltaker — любая демонесса может влёгкую прикончить Хеллтейкера.
  • Don't Starve — рыжая валькирия Вигфрид сильнее подавляющего большинства персонажей, как женщин, так и мужчин, что выражается в увеличенном на 25 % наносимом уроне. Только цирковой силач Вольфганг может сравняться с ней и даже превзойти её по силе, но лишь тогда, когда как следует наестся.
  • Half-Life — само наличие биологического пола у хедкрабов вопрос конечно спорный, но нельзя не признать две вещи: во-первых, по детородной функции Гонарч является самкой, во-вторых, она гораздо сильнее своих взрослых «деток».

Визуальные романы[править]

  • Crimson Gray — центральный персонаж, девушка Лиззи Досс, намного сильнее обычного среднестатистического человека. Она без особых проблем смогла поймать упавшего с крыши главного героя. И вытянула его обратно. Одной рукой! А всё потому, что во время беременности её мать принимала экспериментальные препараты (модификаторы настроения), которые вызвали у плода тяжёлый химический дисбаланс головного мозга. Помимо сверхсилы и усиленной скорости реакции, это также привело к просто зашкаливающему скиллу безумия у Лиззи.
  • Ace Attorney — физическая сила в играх не важна, потому что главные герои — адвокаты, и сражаются они в зале суда. Но, насколько можно судить, Афина Сайкс существенно сильнее не только субтильного Аполло, но и здоровяка Феникса. Однажды она рефлекторно, не раздумывая, на несколько метров швырнула крепкого мужика.
  • Hatoful Boyfriend — главная героиня Хиёко. Она — человек среди разумных птиц. Соотношение размеров Хиёко и птиц из игры не очевидно, но Хиёко точно может расшвырять небольшую банду голубей-байкеров.
  • THE DELUCA FAMILY — Луна ДеЛюка (в игре подчёркивается, что она очень вынослива и сильна физически) и её сестра Грейси (профессионально занимается несколькими видами танцев и способна без проблем уложить крепкого мужчину, при этом не занимаясь единоборствами).
  • «Академия Вайфу» — Маки Такамура, внучка известного мастера единоборств, после смерти родителей воспитывалась дедушкой, который готовил из неё бойца. Для неё вытащить вверх в гору ствол упавшего дуба не составит никаких проблем, и по её словам — это ещё не самое тяжёлое, что она таскала в жизни.
  • Cartagra — Тодзи, несмотря на нехватку руки, сильнее Сюго и не раз выручает его в непростой ситуации.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons — тёмные эльфы Forgotten Realms, у них физически слабый пол как раз мужчины.
    • Поправочка. Физически сильнее мужчины. Именно поэтому воинов тренируют из числа мужчин (женщины проходят лишь базовую подготовку). Но в обществе правят те, кому благоволит богиня, а она благоволит женщинам. Хотя, учитывая хаотичный характер Лолс, исключения случаются, но обычно лишь с целью создания ещё большего хаоса в обществе тёмных эльфов.
      • Физически сильнее как раз женщины. См. подробнее «Литература».
  • Карты — дама сильнее, чем валет. Хотя король таки круче.
    • Но это потому, что карта «дама» изображает благородную даму, а карта «валет» — слугу мужского пола (неважно, дворянина или нет). Поэтому дама — она, так сказать, сильнее социально.
  • Шахматы: ферзь — самая сильная фигура в игре, за ход может преодолеть любое расстояние. Король же — не больше 1 поля (клетки) за ход. (Особый статус короля под троп не попадает.) В странах Европы ферзь известен как королева и в Европе же получил свой современный ход, тогда как раньше был намного слабее (поначалу шахматы с современным ферзём так и назывались — «Шахматы безумной королевы»).
  • В большинстве игр пол персонажа влияет на ролеплэй, но не на статы, хотя логично было бы сделать половые особенности более реалистичными. Скажем −1 STR +1 CHA и −1 INT +1 WIS. Как с расовыми особенностями… Я не знаю, но догадываюсь, почему такое не прописывают в сеттинге, и было бы реально интересно увидеть примеры игр, где пол таки влияет на статы.
    • Скорее уж на капы статов. Статы можно и руками раскидать, но есть невозможные сочетания: у женщины харизма +10 не вяжется с силой +10 (а вот с силой +8 прекрасно вяжется), а у мужчины такое сочетание возможно (это не отменяет существование персонажа, который в расчёте статов у женщины вместо харизмы подставит силу, но это именно сюжетное свойство данного NPC). Единственное статистически подтверждённое различие — это физическая сила, остальное на грани погрешности.
    • Про влияние расы всё же забывать не стоит. Брякните дворфийке, что она слабее дворфа-мужчины (а то и вообще мужчины) — и получите молотом по кумполу с просьбой измерить разницу точно. Не говоря уже про то, что в фэнтезийных и сильно вымышленных мирах нет ничего невозможного в том, чтобы женщина имела прибавку к силе и вкачала себе хоть всё по десяткам.
    • В F.A.T.A.L таки пол влияет на статы. Женщина получает штрафы −30 % к силе, −3 % к интеллекту и −2 % к мудрости, в обмен на бонусы к рефлексам, интуиции и харизме. Мужчины наоборот, получают штрафы там, где женщины получают бонусы, и получают бонусы, где женщины получают штрафы.

Реальная жизнь[править]

  • В реальности у людей имеет место инверсия — средний мужчина намного сильнее средней женщины. А объясняется все просто: для мужчин физическая сила и хорошая координация движений являлись едва ли не главными факторами естественного отбора на протяжении десятков, а если считать не только Homo Sapiens, то и сотен тысяч лет. А для женщин — нет.
    • Анатомически у мужчин заметно больше процент мышечной массы и прочнее кости. А с учетом того, что средний мужчина крупнее средней женщины, то разница в процентах при переводе в абсолютные числа получается еще больше. Так, например, израильские ученые путем продолжительных наблюдений за военнослужащими обоих полов (т.е. за молодыми и хорошо физически развитым людьми) установили, что мужчина без накапливающегося вреда для здоровья может продолжительное время носить груз весом порядка трети собственной массы тела (в среднем 25-30 кг.), в то время как женщины - всего около четверти (что с поправкой на среднюю массу женщины обычно не превышает 15 кг.).
  • Девочки взрослеют раньше мальчиков, и троп вполне может встречаться в средней школе. И да, то, что женщине по гормональным причинам вряд ли светит такая же мышечная масса, как у мужчины, отнюдь не значит, что крепкая дама не пропишет 220. К тому же ряд исследований показывает, что представительницы прекрасного пола легче переносят боль… физическую.
  • Самки больше самцов у большинства видов рыб, змей, хищных птиц и почти всех членистоногих.
    • Гиены-мамы тоже сильнее пап — им долго надо отвоёвывать лучшие куски для своих детей, пока у тех не вырастут зубы, достаточно крепкие, чтобы разгрызать кости. Правда, это имеет неприятный побочный эффект — тяжёлые роды. Но больше всего это обусловлено склонностью гиен к каннибализму. Не будь самки гиен большими и сильными, самцы поедали бы собственный молодняк.
    • У хищных птиц самцы мельче самок, потому что когда птенцы маленькие и самка постоянно сидит в гнезде и греет их, он должен приносить птенцам мелкую добычу с нежным мясом, а когда птенцы подрастают и самка надолго покидает птенцов, то она начинает им приносить крупную добычу с более жёстким мясом.
    • Обычно в животном мире самцы соперничают за право оплодотворить самку и оставить потомство. Но в Латинской Америке живёт птица якана (семейство якановые), у самок которой шпоры на крыльях крупнее, чем у самцов. Самцы-яканы сидят на кладках, а самки охраняют территорию. Победив соперницу, самка-якана расклёвывает предыдущую кладку и спаривается со свободным самцом. (Эта птичка, кстати, упоминается в романе Т. Майн Рида «Изгнанники в лесу».)
    • Наверное, самый известный пример — это пауки. Самец большинства видов мельче самки, иногда радикально мельче — по размерам в разы, а по массе — до двух порядков. Процесс спаривания выглядит, порой, как геймплей в Shadow of the Colossus. Дело осложняется тем, что самка не против закусить самцом после спаривания, а если самцу не повезёт — то и вместо спаривания.
    • Автору правки как-то довелось на даче найти в одной локации двух живых богомолов — самца и самку. Разница в их физических возможностях была видна уже по анатомии.
    • Одно время подобный половой диморфизм приписывался тираннозаврам (в частности, отражено в последней серии «Прогулок с динозаврами»). Это связано с тем, что найденные скелеты можно разделить на две категории — более изящные и более массивные. Считалось, что последние принадлежат самкам. Современная палеонтология насчёт этого колеблется.
    • У многих видов животных, чей материнский инстинкт силён, самка хоть меньше и по гамбургскому счёту слабее самца, но значительно его храбрее и упорнее, когда дело касается защиты потомства. Потому, например, в большинстве случаев медведица прогонит медведя-самца, который позарился на медвежат.

Примечания[править]

  1. Коршун (эльфийск., нильфгаардск.)