Жестокое милосердие

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cruel Mercy. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Ты вырос, полурослик, — сказал он. — Да, очень вырос. Ты стал мудрым и жестоким. Ты лишил мою месть сладости, и я должен уйти отсюда в печали, в долгу перед твоим милосердием. Я ненавижу тебя! »
— Саруман / Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин колец»
« Один пистолет, одна пуля. »
— Хотя возможны варианты.

Ты полагаешь, враг заслуживает самой жестокой и мучительной смерти? Возможно. Но есть вариант ещё более мучительный: оставить его в живых.

Троп равно применим и к героям, и к злодеям. Героям он подходит, потому что… ну, знаете, герой должен быть хорошим. Не убивать, не пытать, не мучить. Когда есть возможность оставить негодяя в живых — и чтобы при том он мучился сам, не круто ли это?

Злодеям этот троп подходит потому, что иногда оставить противника в живых — действительно участь хуже смерти. Порой злодей даже отказывается от реванша, потому что победа обернётся для героя худшим злом.

Время от времени пересекается с тропом «Что за идиот!» — оставленные в живых враги склонны мстить. Даже очень склонны. А если победитель рассчитывал на участь хуже смерти для своего противника, то тот только получит более надёжную мотивацию. Очень многие персонажи из приведённых ниже — тому подтверждение.

Жестокое милосердие не следует путать с ударом милосердия, когда персонажа убивают, чтобы избавить от мучений: это — прямо противоположный троп. В большинстве случаев жестокое милосердие — это «милосердие» в кавычках, и лишь в случае особо добрых героев возможны исключения (когда герой решает, что враг за все свои злодеяния должен помучиться, но все же не очень сильно). Противотроп — Жестокость во благо.

Где встречается[править]

Мифология[править]

  • Библейский Каин за первое в истории убийство был приговорён к изгнанию, чтобы его наказывал страх.
    • В разных фэнтезийных интерпретациях его ещё и бессмертным делают.
    • И даже самым первым вампиром.
    • Или породителем вообще всех монстров.
  • Апокрифическая христианская легенда про «Вечного жида», обреченного на бессмертие и вечное скитание за немилосердие к ведомому на казнь Иисусу.
  • Калевала — Лемминкайнен, в качестве мести за неприглашение себя любимого на свадебный пир в Похъёле, устраивает пирующим кровавую баню с поголовной резнёй всех присутствующих. В живых оставляет лишь одного старика, мотивируя это тем, что дряхлость пощаженного велика достаточно для того, дабы сохранение старику жизни само по себе было деянием жестокости. За каковую «шуточку» позднее и загремел с подачи того старика в Маналлу.
  • Есть версия легенды о вересковом эле, где король оставил в живых старика, сказав: «Живи и страдай от угрызений совести, ведь ты отдал на смерть единственного сына».

Литература[править]

Отечественная[править]

  • И. Крылов, басня «Троеженец». Виновному оставили всех жен, а через несколько дней он повесился. «И этот приговор такой наделал страх, Что с той поры на трех женах Никто в том царстве не женился».
    • Это не то — судьям было поставлена четко задача придумать наказание достаточно страшное, чтобы исключить многоженство. По их опыту, никакие казни этого гарантировать не могли. То есть выдумывали натурально участь хуже смерти.
  • «Старуха Изергиль»: такая участь постигает жестокого и надменного сына орла и человеческой женщины. Скитаясь средь людей, он уже желает смерти, но его и Бог проклял, и он не может умереть.
  • А. Волков, цикл «Волшебник Изумрудного города». В конце второй книги Элли советует оставить Урфина Джюса в живых, чтобы он мучился осознанием своего поражения. С одной стороны, зря, потому что через десять лет он снова едва не ставит на колени Волшебную страну. А с другой стороны — не зря, так как после второй глобальной неудачи делает поворот направо кругом и впоследствии приносит много пользы своей родине.
  • Юрий Нестеренко, «Приговор» — несколько подобных примеров. Эвелина, мечтавшая убить всех виновников гибели её семьи, находит одного из них смертельно раненым и молящим о смерти. Она оставляет его мучиться.
  • Сергей Раткевич, олбарийский цикл (начало — Вера Камша и Элеонора Раткевич), «Девять унций смерти»:
«

— Значит, ты вернул меня к жизни… лишь потому, что с твоей точки зрения… я умер недостаточно мучительно? — спросил Шарц. — Ты оживил меня… чтобы убить? — Разумеется, — безжалостно подтвердил фалассец. — Способ, который придумал я, абсолютно уникален и невероятно мучителен. — Ну? — Шарцу удалось приподняться и сесть. Может, ему удастся справиться с противником? Если заставить его поговорить еще немного… противоядие действует быстро. А как только к нему вернутся силы… — Я решил предоставить тебе право умереть от старости, — нахально улыбаясь, поведал фалассец. — От старости? — Вот именно. Что может быть более мучительно, чем медленно надвигающаяся старость? Чувствовать себя дряхлым, никчемным, ни на что не годным старикашкой — есть ли более жуткая и омерзительная казнь? Я оставляю тебя в руках наиболее беспощадного из палачей — в руках твоей собственной жизни, — ухмыльнулся фалассец, вставая. — Ладно, прощай, желаю тебе долгой мучительной смерти! — И тебе того же, — ответил Шарц.

»
— С. Раткевич
  • Сердце меча — Моро во время предпоследней встречи явно добивается от Дика, чтобы он его убил, но тот оставляет его в живых, считая, что жизнь будет мучительней смерти.
  • Антон Орлов, «Сонхийский цикл» — миллион лет тому назад архимаг Тейзург заколдовал пятерых прислужников своего заклятого врага Умбарха, которые пытали Хальнора и навели ложные воспоминания, после чего тот наложил на себя вечное проклятие. После возвращения памяти о предыдущих жизнях Тейзург освободил своих пленников, потому что Хальнор (он же Поль Лагайм) таки смог избавиться от чар, и их на все четыре стороны, сказав на прощание, что «древние маги нынче в цене». Таких магов отправляют в Накопители, где отрезают руки и ноги, затем до самой смерти выкачивают из них ману, а после следующего рождения выявляют и опять отправляют в Накопитель. К счастью конкретно этим магам всё же удалось избежать этой «почетной» участи.
  • «Дневной Дозор» — Гессер предлагает помиловать группу тёмных магов-террористов, «всего лишь» запретив им всю жизнь использовать магию (впрочем, «по доброте душевной» всё же настаивает на том, чтобы им разрешили использовать некоторые безобидные бытовые заклинания). По мнению главного героя (и не только его), это наказание для Иного страшнее любой казни — всё равно, как если бы человека обрекли на смерть от голода, но давали бы ему крошки, достаточные чтобы он окончательно не умер от голода, но не для насыщения. Светлые Иные умеют быть мстительно милосердными, да!
  • Александр Бушков, «Сокровище антиквара» — подсвечено протагонистом: «Не буду я тебя ни мочить, ни подставлять. Всего-навсего завтра же пущу эту информацию в народ. Благо это не клевета, а доподлинная правда. Расскажу, как я решил тебя проверить, и чем дело кончилось. Последствия представляешь? Пальцем тебя никто не тронет, даже в харю не плюнут… но ни один нормальный человек больше с тобой не будет вести никаких дел, тем более что от тебя и допрежь особой прибыли не было, так, по мелочам… Сам понимаешь, новость эта моментально разлетится не только по Шантарску, но и по всей сети. Ну и куда ты после этого? Когда вся система и все клиенты будут знать, что ты — стукачок?».
  • Андрей Скалон, «Мишкин снег» — после того, как отмороженный таежник Хомяк едва не изувечил случайно сорвавшего ему охоту на лося мальчишку-подростка, деревенские решают избавиться от него, но убивать не рискуют, а лишают оружия, собак и припасов и вынуждают уйти с делянки в лесную чащу.

Зарубежная[править]

  • Р. Сабатини, «Одиссея капитана Блада». Блада должны казнить. Однако «… Король милостиво приказывает отправить бунтовщиков в свои южные колонии. Вы, конечно, не предполагаете, что это приказание диктовалось какими-то соображениями гуманности. Лорд Черчилль, один из видных сановников Якова II, был совершенно прав, заметив как-то, что сердце короля столь же чувствительно, как камень. „Гуманность“ объяснялась просто: массовые казни были безрассудной тратой ценного человеческого материала, в то время как в колониях не хватало людей для работы на плантациях, и здорового, сильного мужчину можно было продать за 10-15 фунтов стерлингов. 1000 осуждённых отдавалась 8 царедворцам, а 100 поступали в собственность королевы». Часть осуждённых умерла от антисанитарии и жутких условий на корабле. Выживших продали в рабство.
    • В ту же копилку и его «Морской ястреб». Попав в испанский плен, Оливер Трессилиан благоразумно «переобувается» в католицизм и тем самым спасает себя от костра за ересь. Но у светских властей к нему свои претензии — так что добро пожаловать рабом на галеры…
  • «Властелин колец». См. эпиграф.
  • «Сага о Форкосиганах». От имени своего отца-лорда молодой Майлз приговорил старуху, убившую грудную внучку с незначительным пороком развития (Заячья губа и волчья пасть) к лишению всех гражданских и человеческих прав (если точнее, то к расстрелу, но «проявил милость», установив отсрочку навсегда с лишением всех прав). Осуждённая оценила. «То ещё милосердие, лорд-мутантик» (что логично — оказаться на положении вещи у дочери, у которой лично убила ребенка).
    • Однако, надо сказать, автор совершенно не знакома с дремучим деревенским менталитетом, полагая, что дремучая деревня это такие же современные ей США, только без современных технологий. Дочь бы затравили уже за то, что вынесла сор из избы, пойдя жаловаться. А уж мать подставила, бесстыжая...
  • «Песнь Льда и Огня»:
    • Арья Старк не решается оказать «последнюю милость» израненному Сандору Клигану и оставляет его одного. Поскольку до этого Арья предпочитала убивать сразу, для 11-летней девочки это очень жестокий поступок. Особенно если предположить, что Пёс всё-таки выжил и служит могильщиком в обители на Тихом острове. Но похоже, что она ещё и искренне пожалела Сандора (к которому нечувствительно привязалась). Похоже, она подсознательно не исключала, что он может каким-то образом выжить…
    • Дрого в финале первого тома. Мейега, которая лишилась всего, кроме жизни, спасает его от смерти и тоже оставляет только жизнь — он не говорит и никак не откликается на слова, но реагирует на внешние раздражители. Ужас у холодильника — а вдруг он при этом в сознании, только не может управлять своим телом? Неудивительно, что Дейнерис нанесла удар милосердия.
  • «Эрагон»: мясник Слоан, предавший свою деревню, попадает в плен, где лишается зрения, и высвобождается главным героем. Сам Эрагон понимает, что просто отпустить его на волю будет бесчеловечно — слепой старик в пустыне загнётся за недельку, так что накладывает на него заклинание, что проведет Слоана до ближайшего селения эльфов, но при этом мясник навсегда лишится возможности увидеть (метафорически) свою единственную ценность в жизни — его дочь.
    • Стоит отметить, что то заклинание завязано на «Истинном Имени» — словесной формулировке, со 100 %-ной точностью описывающей личность конкретного человека, и если Слоан сумеет перевоспитаться, изменив таким образом Истинное Имя, заклинание перестанет на него действовать, и он сможет встретиться с дочерью, отбыв, таким образом, наказание.
  • «Путь архонта» Э. Чемберса. Тиран Коморры Асдрубаэль Вект попросту вернул душу главного мятежника Иллитана (мечтавшего свергнуть тирана и вернуть старые аристократические порядки, уничтоженные Вектом) в старое тело. Во-первых, это участь хуже смерти (ибо тело было поражено кристальной чумой, постепенно превращаясь в камень). Во-вторых, Иллитан стал марионеткой бога Хаоса Тзинча и весьма вероятно, что смерть бунтовщика была бы весьма на руку Губительным Силам. Чего великолепный мерзавец Вект совсем не желает.
  • «Ариман: Изгнанник» Дж. Френча. Ариман пощадил жестокого и ничтожного колдуна Марота, пообещав, что тот останется жив и Азек не вырвет ему глаза. Лично он не вырвет. А вот насчёт библиария Астреоса, чей глаз Марот совсем недавно вырезал и сожрал, уговора не было…
  • «Досье Дрездена»: то, что придумала Мэб для Ллойда Слейта в наказание за предательство, сложно назвать иначе как «пытка милосердием». То, что она не убила его на месте, а распяла на дереве в своём саду, вырезала на теле шрамами слово «предатель» бесчисленное множество раз и оставила вечно страдать от холода, еще полбеды, но периодически она снимала его оттуда, исцеляла его тело и ложилась с ним в постель — и он знал, что проснется снова на дереве. Эти «сеансы» не позволяли Слейту просто сойти с ума и отключиться от внешних раздражителей, и кто знает, сколько бы он так промучился, если бы Гарри не согласился занять его место (не на дереве, а должность Рыцаря Мэб) и не принес его в жертву при инициации, за что Слейт был ему бесконечно благодарен.
  • Ю Несбё, «Снеговик»: детектив Харри Холе не даёт серийному убийце по прозвищу Снеговик совершить самоубийство, и изо всех сил заботится о спасении его жизни, потому что Снеговика ждёт мучительная медленная смерть от неизлечимой болезни, и самоубийство или быстрая смерть от полицейской пули для него — избавление.
  • Джо Хилл, «Пожарный» — Ковбоя Мальборо, лидера т. н. «кремационной бригады» (а по факту — фашиствующих молодчиков, безжалостно истребляющих заражённых), Пожарный оставил в живых, но зато заразил «драконьей чешуей», таким образом «присоединив» его к тем, кого тот так долго и с особой жестокостью убивал.
  • Джорджия Бинг «Молли Мун и путешествие во времени» — научившись путешествовать во времени с немыслимой доселе скоростью и исцелившись от свойственной всем путешественникам болезни (ускоренного старения), Молли сначала нейтрализует помощника злодея Закью, оставив его в чужом ему 21 веке без возможности вернуться обратно, а потом и самого злодея-махараджу, заманив и оставив его на доисторической Земле (он как раз вернуться может, но со своей обычной скоростью скорее обратится в прах, чем преодолеет сотни миллионов лет). Впрочем, Молли сознательно оставила его в эпоху до динозавров, где у него будет достаточно времени для раздумий — если он сумеет измениться и раскаяться, он сумеет научиться сочувствию, ощущению мира вокруг себя и научиться быстро двигаться во времени.

Кино[править]

  • «Звёздные войны»: Оби-Ван Кеноби, победив своего ученика Энакина Скайуокера, оставляет его в живых с отрубленными ногами и одной рукой. На краю лавового потока, где его одежда тут же начинает гореть.
    • По новеллизации Оби-Ван просто не успел бы даже спасти бывшего ученика: сначала тот резко сползает сам, а затем Кеноби чувствует присутствие Императора и сматывается.
  • «Убить Билла»: Невеста, победив Элль Драйвер в рукопашной, оставляет её в живых. Совершенно слепой. В трейлере среди пустыни. С ядовитой чёрной мамбой за компанию. Впрочем, в финале дилогии рядом с именем Элль Драйвер стоит вопрос, так что чисто теоретически у неё есть шанс выжить.
  • В фильме «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» Бэйн отказывается убивать Бэтмена: тот должен сначала увидеть, как падет Готэм.
  • «Ворошиловский стрелок». Три молодых долболоба с влиятельными родителями изнасиловали юную девушку. Любящий дедушка не стерпел, и понеслось: проданный садовый участок, купленная у барыг СВД с глушителем… Результат: первый остался кастратом (в книге лишился ноги), второй сильно обгорел ниже пояса в собственной машине, третий, поняв, что будет следующим, из-за развившейся на этой почве паранойи поехал крышей, застрелил своего отца (не факт, что насмерть, но сильная травма точно обеспечена), полковника прокуратуры, покрывавшего всех троих, и угодил в дурдом.
  • В «007: Квант милосердия» Бонд оставляет антагониста Доминика Грина в пустыне с банкой машинного масла. В итоге тот не выдерживает и выпивает масло, обретя вечный покой.
    • Точнее, сначала выпивает масло, а затем получает два удара милосердия от прибывших чистильщиков.
  • «Судная ночь»: Мэри оставляет в живых соседей, которые хотели убить её и её детей, и теперь им придется жить с тем, что есть человек, который знает, что они хотели сделать, и этот человек оказался лучше них.
  • «Сердце дракона» — злодей Эйнон верит в сабж, предпочитая оставлять врагов в живых, но устраивая им такую жизнь, что им самим жить не хочется. Любит приговаривать: «Смерть — освобождение, а не наказание.»
  • «Иди и смотри» — из всей белорусской деревни айнзацкоманда оставила в живых только Флёру, молодую крестьянку (которую позже жестоко изнасиловали) и парализованную старушку. Последнюю вытащили вместе с кроватью на улицу со следующими словами: «Бабуля, ты нам ещё нарожаешь!»
    • Партизаны намеревались их за это сжечь заживо, но все-таки не выдержали и просто расстреляли
  • «Затоичи» — собственно Затоичи оставляет в живых Босса Кушинаву, предварительно ослепив.

Телесериалы[править]

  • «Светлячок» — Мэл оставляет в живых своего противника по дуэли, но несколько раз его ранит в отместку за свои раны. «Ещё бы. Унизительно так валяться, понимая, что тот, кто круче тебя, твою кровь пролить брезгует. Но милосердие — примета великого человека… (тыкает противника шпагой) Наверное, я просто хороший человек. (Тычок шпагой) Нормальный».
    • Там же — знаменитая фраза пастыря Бука о коленных чашечках. Между прочим, это очень болезненная травма, и колено после неё не восстанавливается.
    • Звероподные пираты Пожиратели захватывают гражданский корабль, убивают всех пассажиров, но оставляют одного в живых в качестве "сюрприза" для спасателей - насмотревшись на то, что сделали с его товарищами, несчастный сходит с ума и начинает сам изображать из себя Пожирателя.
  • Heroes — когда Сайлар находит своего отца, намереваясь его убить, он узнаёт, что тот уже смертельно болен раком и, в итоге, оставляет его медленно умирать в одиночестве.
  • «Каратель» — Касл оставляет Руссо в живых, предварительно вытерев половину его лица о разбитое зеркало. В результате он из-за травм и кровопотери получил повреждение мозга и впал в кому, а врачи прогнозируют ему деградацию личности, если он когда-нибудь проснётся.
    • Во втором сезоне очнулся с частичной амнезией, обезображенный чисто по-голливудски и сохранив все командирские и боевые навыки.
  • «Метод» — в восьмой серии Меглин прямым текстом говорит, что преступник заслуживает провести всю жизнь в каменном мешке, глядя в темноту, больше, чем смерти. А ближе к финалу главгад высказывает мнение, что для маньяка сдерживать порывы и мимикрировать под нормального человека — та же участь хуже смерти или заключения.
  • "Сверхъестественное" — В конце, после того, как Джек низвёл Чака до простого смертного, тот попросил Винчестеров о смерти. Они отказали; старение и смерть от неё как обычный человек — куда более заслунная судьба для него.
  • "Крик совы" — после ганнибальской отповеди Платона-Горобца о том, что именно он является отцом Нины и, теперь, герой не сможет с этим жить, а в ней, Славке и их будущих детях до конца жизни будет видеть его черты, Митин заявляет, что будет ходатайствовать о том, чтобы того держали в карцере без права переписки и чтения, а расстрел отложили на неопределенный срок:
«

Митин: «День, два, три, год, пять лет, десять, двадцать лет! И всё это время — вы будете ждать выстрела. Вы его будете ждать как манны небесной: каждую секунду, каждый миг. И вот тогда вы узнаете — что такое настоящая боль.».

»

Мультфильмы[править]

  • Диснеевская «Спящая красавица»: захватив в плен принца Филиппа, Малефисента обещает ему что выпустит его… когда он уже будет дряхлым стариком. Будучи бессмертной феей, она вполне может дождаться этого.
  • «Король-Лев» — Симба предлагает перетрусившему Шраму убегать и никогда не возвращаться. Шрам его забалтывает и бросается в драку, потому что так поступают плохиши. Но, между нами, изгнание — то ещё милосердие. Куда рванёт отвергнутый всеми Шрам? В те дальние земли, где тусил взрослеющий Симба? А на мили вокруг практически нечего есть и полно озлобленных гиен, у которых накопились претензии к черногривому королю. Если бы не брякнулся с утёса, всё равно бы далеко не убежал!

Мультсериалы[править]

  • «Царь Горы» — пополам с «почему ты отстой»: Пегги Хилл издевательски «прощает» свёкра, который испортил жизнь и своему сыну, и новой жене, и всем, до кого дотянулся, искренне желает ему жить долго и, может быть, даже вечно, надеясь на сабж. Пегги хотелось, чтобы он жил долго и мучился. Но в итоге получилось с фитильком: по-видимому, не выдержав таких слов, мерзкий старичок, и без того слабый, скончался.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — в финале Аанг вместо убийства Озая просто лишает того магии. Когда Зуко становится правителем, то заключает папашу в тюрьму.
    • В сиквеле «Легенда о Корре» такое «милосердие» берёт на вооружение уже злодей Амон.
  • «Стар против сил зла» — преканон: вместо того, чтобы лично убить плод измены своей жены Эклипсы с монстром Глобгором, король Шастакан сбагрил его на «воспитание» женщине-роботу по имени Святая Ольга. Законную кронпринцессу Мьюни, на минуточку. Которая была заменена на крестьянскую девочку Фестивию — по одной из версий, бастардку самого Шастакана, ставшую невольной основательницей целой лже-династии Баттерфляев.

Веб-комиксы[править]

  • «Гоблины: Жизнь их глазами»: гоблин Меткость отказался убивать следопыта Деллина Гоблодава, тем самым лишив его шанса стать поистине легендарным искателем приключений. Вместо этого он рассказал ему, почему он отстой, и спокойно отправился к своим друзьям. Да и Деллин ещё пригодился бедной Кин — кто знает, не пустили ли бы оставшуюся без хозяина рабыню в расход и восстановилась ли бы она так легко психологически, если бы была лишена возможности своими руками превратить своего мучителя в кровавую губку.

Манга и аниме[править]

  • Rurouni Kenshin — когда Кэнсин уже дал обет неубийства, но ещё не обзавелся сакаба-то, он в схватке отрубил негодяю руку. Негодяй выжил и надолго запомнил его доброту…
  • Elfen Lied — после того, как Люси убивает на глазах Коты его отца и сестрёнку, потрясённый мальчик спрашивает, зачем она это сделала — ведь он думал, что они с девочкой друзья. На что Люси отвечает: «О чём ты? Ты жив только потому, что мы друзья»
  • JoJo's Bizarre Adventure — когда Джоске Хикашиката почти победил Анджело, тот говорит ему: «ты не убьёшь меня. И он (имея в виду Джотаро) тоже не убьёт. Ведь убив меня, ты станешь такой же истерзанной душой, как и я». Джоске же в ответ заявляет: «я не собираюсь тебя убивать», и… замуровывает злодея в камень при помощи своего станда.
    • Как минимум еще двое ДжоДжо (Джозеф и Джотаро) поступают примерно так же — оставляя безоружного обездвиженного противника в пустыне на милость проезжающих путешественников, что, впрочем, маловероятно.
  • One Pieceслово Божие гласит, что протагонист, Манки Д. Луффи, не убивает своих врагов, но вовсе не из жалости, а потому, что для пирата потерять свою мечту — участь хуже смерти.
  • Радуга: Семеро из шестой камеры второго блока — Сакураги не стал убивать Исихару даже после того, как тот пырнул его ножом. Все от того, что для такого выродка и наркомана, в которого он превратился, жизнь будет сущим адом. А чуть позже точно также с ним поступает и Марио, несмотря на то, что Исихара буквально умоляет убить его.
  • Mahou Shoujo Tokushusen Asuka — как и обещала, Куруми таки пришивает Назани её оторванную руку. Но только после допроса с пристрастием...
  • Восхождение героя щита — шайка бандитов, что напали на деревню Луролона (вотчину ГГ), очень горько пожалели об этом: из-за их связей со знатью, Наофуми не мог убить их без последствий... а вот продать в качестве рабов за пределами их государства — да запросто! Те и живы остались, и прибыль своей незадачливой жертве принесли.

Видеоигры[править]

  • Mass Effect 2 — возможно, именно на такую участь вы обречёте Сидониса из квеста на лояльность Гарруса, решив не убивать его. Он утверждает, будто ему уже и жизнь не мила: мол, каждый день снятся товарищи, которых он обрёк на смерть, чтобы спастись самому.
    • Голосом Стэна из Dragon Age: «Бедное создание. Я избавлю тебя от страданий.»
  • Grand Theft Auto 4 — лучше не убивать Дарко Бревича: он тоже сам себя наказал за предательство.
  • Dishonored — практически все способы «гуманной» нейтрализации главных целей представляют собой данное явление. Несколько примеров: отдать в сексуальное рабство «благородную даму»; заклеймить главу церкви как еретика, тем самым обрекая его на нищенскую жизнь в трущобах (и, как выясняется позже, на медленную смерть от чумы); поспособствовать отправке в каменоломни пары изнеженных и прогнивших аристократов, которым ещё и отрежут языки…
    • Вообще, скорее всего единственный пример настоящего милосердия в оригинале это открытый вариант с Даудом. Вышеприведенные уже… не то.
  • Hitman: Absolution — оставить «Хромого хрена» Ленни в живых… Посреди бескрайней пустыни и без воды.
  • BioShock 2 — один из вариантов заключительного монолога: «Я желала маме смерти, но разве в том положении, что она оказалась, она сможет причинить мне вред? Теперь она состарится и умрёт, зная, что я отказалась от неё.»
  • BioShock Infinite — если пощадить Слейта и дать его забрать, то чуть позже можно будет увидеть его на фабрике Финка, в обстоятельствах, хуже смерти. При этом, Букеру дается второй шанс пристрелить его там, на что Элизабет скажет: «Думаю, этого он и хотел».
  • The Witcher 3: Wild Hunt — можно пощадить Ублюдка-младшего — в результате чего он потеряет всё. Впрочем, хотя оный криминальный лорд и опустится в итоге на самое дно общества, всё же для этого монстра такая участь выглядит слишком уж милосердной.
  • Samurai Warriors 4 — самопровозглашенный «злодей эпохи» Хисахиде Мацунага, дабы подтвердить сей титул, раз за разом пытается убить своего повелителя Оду Нобунагу. Для чего придумывает «хитроумные» ловушки, в которые попадается сам, и подговаривает других военачальников пойти войной против Нобунаги (после чего обычно сам же его и спасает). Но Нобунага раз за разом прощает его, приводя Хисахиде всё в большую ярость. Не смотря на то, что последний план Хисахиде всё таки приводит к гибели Нобунаги, он успевает простить своего убийцу, чем окончательно сводит его с ума. Мацунага взрывает себя немногим позже.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic — последний классовый квест Охотника за головами на Нар Шаддаа. Единственный случай, когда пленение цели считается «темным» выбором.
  • Starcraft — Королева Клинков, жестоко убивающая всех налево и направо, Зератула внезапно решает пощадить, чтобы (по её словам) он мучался всю жизнь от того, что собственноручно убил Разшагал, пусть и из чисто добрых побуждений.
  • В Fallout: New Vegas такое любят, умеют, практикуют:
    • Работающему на мистера Хауса или на себя любимого игроку всё же лучше спасти президента НКР Кимбола во время его визита на передовую от убийцы Легиона. Не из альтруизма: после провала кампании в Мохаве вымотанная войной республика не захочет и смотреть в сторону Вегаса, а Кимболу, выстроившему на этой кампании свою политическую карьеру, предстоит роль козла отпущения. Мёртвый же он станет мучеником и знаменем нового похода в Мохаве.
    • Кэсс хочет отомстить двум группам людей, что уничтожили её караван. Изначально она хочет сделать это прямым насильственным путём, но её можно уговорить получить доказательства заговора и передать их НКР. Если пройти квест таким способом, то в итоге она согласится, что юридические процедуры НКР принесут её врагам намного больший ущерб, чем простая смерть. В концовке выясняется, что собранные доказательства НКР будет много лет использовать для шантажа виновных.
    • После извлечения Мистера Хауса из его капсулы жизнеобеспечения будет три варианта действий: просто убить его, убить его разрядом тока, включив дезинфекцию либо вернуть в капсулу, отрезав его от систем управления казино. Последний вариант считается самым худшим, так как из-за разгерметизации капсулы, микробы будут медленно убивать его в течение года, сам Хаус сможет лишь лежать, запертый в капсуле, и осознавать, что уничтожается главный труд его жизни.
    • В конце DLC Honest Hearts после расправы с племенем Белоногих игроку предстоит решить, как поступить с вождём Соль-на-Раны. Мстительный Грэхем хочет казнить своего главного врага за его преступления (в том числе за уничтожение родного города). При высоком красноречии можно уговорить Грэхема позволить Соль-на-Раны уйти. Концовка говорит, что Белоногие больше не оправились от поражения, а их вождь стал тенью себя прежнего.
  • Vampyr — деконструкция: ГГ может превратить Маккалума и Суонси в вампиров именно с этим мотивом, но они, особенно второй, быстро привыкнут к новому статусу и начнут получать от этого удовольствие.
  • S.W.I.N.E. — восьмая миссия за Свинов. Капитан Кроликов Попрыгунчик должен быть взят в плен (его гибель ведёт к провалу миссии), а вот обороняемая им деревня — полностью разрушена.
  • Warcraft Тиранда и Мулфарион заточили Иллидана в клетке 9 на 9 его шагов без возможности побега и самоубийства, без доступа к магии (а все виды эльфов очень от неё зависят), вместо того чтобы убить. Причём приговор в любом случае несправедлив, ведь он не совершил никакого преступления.
    • Никакого преступления, говорите? А как же перебег на сторону врагов и совершение военных преступлений в их пользу (за которые и дали магическое зрение)? А ведь это ему ещё и простили по итогам войны. Заточить решили лишь после последней капли — когда Иллидан начал создавать новый колодец-источник магии и убивать всех, кто пытался ему в этом помешать.
      • Наверное, стоит раскрыть этот момент поподробнее, ведь список преступлений не ограничивается этим. Особенно это ярко видно по мануалу до ретконов, изменений путешественниками во времени и т. д. Для начала Иллидан предает свою законную королеву. Ну ладно — допустим, там повод был. Затем предает своих новых союзников и выдает информацию о них Легиону и ко, из-за чего они почти полностью аннигилируют армию Малфуриона и ко. Во время боя Иллидан набирает легендарные флаконы из источника, надеясь, что Легион уничтожит всех ночных эльфов, затем сбегает с поля боя, чтобы использовать эти флаконы в эгоистичных целях. Из-за его действий Малфурион дерется с королевой, и случается катаклизм. Малфурион принимает к себе Высокорожденных, и тут Иллидан создает новый Источник со словами «Это мой дар всем вам!» Отличный подарок! Ты только что выдал оружие недавним врагам Малфуриона, а также — способ транспортировки подкреплений для них. Браво!
  • Mortal Kombat 11 — концовка Рэйна. Воин знал, что он бастард бога Аргуса, но взглянув в песочные часы узнал подлинную правду. Аргус отнял его у матери, и та умерла от горя. Рассвирепевший Рэйн убил Аргуса и его сыновей Дейгона и Тейвена. Но Рэйн пощадил жену Аргуса Делию, и теперь она будет вечно смотреть на трупы своих детей.
  • Shadowrun: Hong Kong - Так может поступить Гайчу со своим бывшим командиром из Красных Самураев Ренраку, превратив его в гуля.

Визуальные романы[править]

  • Kara no Shoujo — ради сохранения жизни Токо, которая попала на больничную койку после несчастного случая и из-за обострения её анемии, её дедушке-доктору пришлось прибегнуть к радикальным методам: врач ампутировал девушке руки и ноги и по одному из парных органов, чтобы сократить потребность организма в крови. На вопрос Рейдзи «чего стоит такая жизнь» врач жестко ему ответил, что он не из тех, кто оценивает, достоин ли человек жизни или нет — он постарается спасти любого, кто окажется у него на операционном столе. Потому что именно это и должен делать настоящий врач.

Музыка[править]

  • Наутилус Помпилиус — «Джульетта». «Пусть никто никогда не полюбит его, / Пусть он никогда не умрёт».
  • Саша Кладбище — «На мою девушку упал космодесантник», зигзагом через зелен виноград: «Глянул на её останки — там два щупальца и клык, и четырнадцать присосок, и раздвоенный язык. Да она ж слаанешитка, Императорова кровь! Ох, не зря космодесантник раздавил мою любовь…»
  • Кажется, из «ОСП-студия»: «Желаю тебе из тысячи рук / Лишь две, но обе правые! / Желаю тебе из тысячи подруг / Одну — Наталью Дарьялову! / Желаю тебе из тысячи ночей / Одну (и пусть не получится)! / Желаю тебе из тысячи мозгов / Твои: живи и мучайся!»
    • Песня, видимо, опирается на слухи о несносном, вздорном характере Натальи Дарьяловой и её… эм-м… сексуальной раскрепощённости.

Реальная жизнь[править]

  • Византийский император Василий II (958—1025) долго и упорно боролся с болгарами. Однажды, после битвы при Беласице, одержавший победу Василий приказал ослепить 15 тысяч болгарских пленников, оставив каждой сотне по одноглазому поводырю. Эффект был мощнейший — царь Самуил вскоре умер от инфаркта, а покорение Болгарии завершилось 4 года спустя. Неудивительно, что в истории этот ромейский правитель остался как Василий Болгаробойца.
  • В битве при Ватерберге немецкий командир фон Трота оставил разбитым гереро путь отступления — прямо в безводные районы Намибии. Считается, что в самой битве погибло гораздо меньше африканцев, чем от последующей жажды при переходе.
  • Распространенное явление, когда вместо того, чтобы сразу отключить от аппарата жизнеобеспечения дефектного новорожденного (которого еще 20 лет назад официально считали бы мертворожденным), родители обрекают его на подобие жизни, в ходе которой ребенок лежит и пускает слюни, а ходит только под себя. И если бы страдал только сам ребенок: на него уходят практически все деньги семьи, а все его братья и сестры автоматом становятся сиделками и няньками и могут забыть о свободном времени, личной жизни, детских радостях, университетах… И очень часто от матерей с такими детьми практически сразу уходят отцы, а братья и сестры при первой возможности сводят контакты к минимуму.
  • Овощ, годами лежащий в вегетативном состоянии в призрачной надежде на исцеление.
  • Медицинская концепция «бороться за пациента до последнего» и запрет эвтаназии обрекают тысячи безнадежно больных пациентов на мучение. И не у всех хватает возможности или духа на решительный шаг в окно.
  • По мнению многих осуждённых — пожизненное лишение свободы вместо смертной казни. Пуля в затылок, как считают многие — легче, чем минимум 25-летнее существование в замкнутом пространстве с 1-2 осточертевшими сокамерниками, совершенно однообразными днями и медленным схождением с ума. И даже если ты отсидел 25 лет и получил право на условно-досрочное освобождение — то во-первых в России еще никто не смог этим правом воспользоваться (все, кто вышел из мест ПЛС не вперед ногами — замены приговоров из-за смягчения УК или пересмотра дела), а во-вторых на свободе тебя, как правило, никто не ждет и навыки жизни «на воле» почти полностью утрачены, так что смерть, как представляется — далеко еще не худший выход.
    • С другой стороны — в случае выявления судебной ошибки невиновный выходит из тюрьмы, а из ящика обратной дороги нет.