Животное в роли рассказчика

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.

Мы начинаем знакомство с произведением, и… Стоп, а кто это у нас в роли рассказчика? Это же не человек! Да, всё правильно, повествование (или его часть) ведется от лица животного. Надо признать, что это довольно оригинально, особенно если другие персонажи — люди.

С прикрученным фитильком: события описываются автором в третьем лице, но подаются с точки зрения животного. То есть оно не является рассказчиком в буквальном смысле, но может быть названо POV-персонажем.

Более общий троп — Странный рассказчик.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Лев Толстой, «Холстомер» — рассказ мерина Холстомера о своей жизни.
  • Саша Чёрный, «Дневник фокса Микки» — фокстерьер по кличке Микки, заядлый мыслитель и поэт.
  • Михаил Булгаков, «Собачье сердце» — в начале и конце повествование ведется от лица милейшего пса Шарика. Благодаря этому читатель узнаёт, что личность Шарика не имеет ничего общего с Шариковым, в которого его превратила операция Преображенского.
  • Владимир Кунин, цикл «Кыся» — кот Мартын, забияка, философ и плейбой.
  • Алексей Лютый, цикл «Рабин Гут» — половину книги (через каждую главу) мы видим глазами Мурзика, и он, как ни странно, не кот, а немецкая овчарка. Что ещё более странно, он в серии единственный нормальный человек.
  • Алекс Экслер, «Полные записки кота Шашлыка» — кот Шашлык собственной персоной.
  • Григорий Служитель, «Дни Савелия» — кот Савелий.
  • Фазиль Искандер, новеллы «Рассказ мула старого Хабуга» и «Широколобый».
  • Михаил Самарский, «Радуга для друга» и её продолжения — пес-поводырь по кличке Трисон.
  • Николай Гоголь, «Записки сумасшедшего» — собачья переписка между Меджи и Фидель, которую читает герой.
  • Олег Кузнецов, «Похождения хитрого Соленопсиса», «Однажды в кабаньем детстве…», «Бычок из консервной банки», «Тарбаганьи приключения» — от лица соответственно муравья-соленопсиса, детёныша кабана, черноморского бычка-песочника и сурка-тарбагана.
  • Борис Акунин, «Сокол и Ласточка» — значительная часть повествования ведётся от лица попугая, в остальной он просто играет важную роль.
  • Виктор Потиевский — в большинстве повестей сюжет подается с точки зрения животных. В рассказах главными действующими лицами могут выступать и люди.
  • Виталий Бианки — во многих его повестях и рассказах сюжет подается если не от лица, то с позиции зверей и даже насекомых.

Зарубежная[править]

  • Гофман, «Житейские воззрения кота Мурра».
  • Киплинг, «Книга джунглей» — это не только про Маугли: изрядную часть книги составляют небольшие отдельные произведения, где главными героями выступают те или иные животные.
  • Эрнест Сетон-Томпсон, сборники «Рассказы о животных» и «Жизнь и повадки диких животных» — значительная часть рассказов.
  • Все истории Джеймса Кервуда, где главными героями являются животные. И некоторые другие (скажем, роман «В дебрях Севера» посвящен приключениям благородного разбойника Роджера Мак-Кея и его возлюбленной Нейды, но некоторые эпизоды и даже главы поданы с точки зрения их пса Питера).
  • Джек Лондон, «Белый Клык» — весь роман подан с позиции заглавного волкособа.
  • Джордж Оруэлл, «Скотный двор» — от лица хряка, да и вообще показана жизнь животных на ферме.
  • Роджер Желязны, «Ночь в одиноком октябре» — дневник лондонского пса по кличке Снафф, последний роман автора.
  • Тэд Уильямс, «Хвосттрубой, или Приключения молодого кота» — фэнтези про котов; главный герой — рыжий кот по имени Фритти Хвосттрубой
  • Джордж Боуэн, «Кот по имени Боб».
  • Урсула Морей Уильямс, «Гобболино — ведьмин кот» — кота (вернее, ещё котёнка) Гоббелино бросила его хозяйка-ведьма, и его ждут большие приключения.
  • Фрауке Шойнеманн, серия «Приключения кота-детектива» — необычный пример: кот Уинстон поменялся телом с 12-летней девочкой, и теперь ему предстоит научиться вести себя как человек.
  • Джессика Цимерман, Серьял Мотье, «Дневник взбалмошной собаки» — именно то, что написано на упаковке.
  • Фредерик Пуйе, Сюзи Жуффа, цикл «Дневник дебильного кота» — приключения котёнка Эдгара, которого приютила одна семья.
  • Бернар Вербер, «Её величество кошка» — научная фантастика, Кошка в шоке от этих безумных двуногих — и решает действовать.
  • Кэтрин Эпплгейт, «Айван — единственный и неповторимый» — Айван горилла.
  • Сосэки Нацумэ, «Ваш покорный слуга кот». В этом сатирическом романе рассказчик-кот выступает как способ взглянуть на японское общество как бы извне.
  • Павел Мисько, «Приключения Бульбобов» — рассказчиком в этой книге белорусского автора выступает щенок Булька.
  • Терри Прэтчетт, «Как стать счастливым котом» — пособие для котов, как выбирать хозяина или укрощать собак.
  • Франтишек Непил, «Я, пёс Барик» — рассказчиком в книге чешского автора выступает, собственно, пёс и его друзья-животные.
  • Акиф Пиринчи, цикл кошачьих детективных историй «Felidae» (1989), «Фрэнсис» (1993), «Сave Canem» (1999), «Дуэль» (2002), «Salve Roma!» (2004) и «Бесстыдство» (2007). Главный герой — кот Фрэнсис, вынужденный расследовать серию зверских во всех смыслах убийств других кошек. Люди в сюжете играют третьестепенную роль, а все по-настоящему важные действующие лица, с позиций которых и подается сюжет — кошки.
  • Гарри Килворт, «Лунный зверь» — повествование ведётся от лица (или морды?) обычной лисицы.
  • Дин Кунц, «Dragon Tears» — в нескольких небольших главах POV-персонажем выступает пёс Вуфер.

Кино[править]

  • «Сказка о потерянном времени» (1964) — пёс Дружок рассказывает историю, приключившуюся с его хозяином Петей Зубовым. «Вы не удивляйтесь: это я не говорю, а только думаю. Собаки ведь говорить не умеют».
  • «Водоворот» (2000) — повествование ведётся от лица умирающей рыбы, которую заживо разделывает рыботорговец.

Телесериалы[править]

  • «Участок» — бладхаунд по кличке Цезарь, был баловнем судьбы и любимцем одного не очень хорошего человека. После того как его посадили, стал верным другом того кто это сделал, честного мента Кравцова. Не смотря на то что с новым хозяином он совсем недавно — очень за него переживает и старается помогать ему делать его работу. Старается, но лентяй, но добрейшее создание. Пересказывает события прошедшего дня в своих мысленных посланиях жене хозяина, надеясь что та скоро к нему приедет.

Мультфильмы[править]

  • «Алёша Попович и Тугарин Змей» — в конце выясняется, что рассказчиком был осёл Моисей.
  • «Иван Царевич и Серый волк» — собственно говоря, Волк. Часто и со вкусом ломает четвертую стену.
  • «Спирит: Душа прерий» — конь Спирит. Причём весь рассказ является своего рода мыслями героя, а сам он, как и остальные животные, не разговаривает.
  • «Лунтик» — в каждой серии опенинг переходит в сюжет через слова рассказчика Пескаря Ивановича: «А вот что было дальше, мы с вами сейчас и узнаем…»
    • А подходит ли? Перед нами Звериный сеттинг (где местная живность развита почти как люди, а самих людей нет), да и за вычетом интро (в котором скорее принцип А что, пусть будет!) нет никаких намёков на его роль в мультсериале как рассказчика. Голос тот же, но это запросто может быть следствием экономии на актёрах которой в сериале хватает.
  • «Мы с Шерлоком Холмсом» — повествование ведётся от лица (точнее, от морды) старого пса Тома, который служил напарником у Шерлока Холмса до его знакомства с доктором Ватсоном. Причём, Том рассказывает эту историю не столько зрителям, сколько своим многочисленным внучатам.
  • «Доктор Айболит» Д. Черкасского — приключения доброго доктора и его друзей обрамлены в истории, которые повествует зрителям попугай Карудо.
  • «101 далматинец» — рассказчиком выступает пес Понго, вплоть до начала поиска щенков активно обращающийся к зрителям в роли закадрового голоса.

Аниме, манга, ранобэ[править]

Видеоигры[править]

  • Escape from Delirium — в конце выясняется, что всю историю главного героя одна рыба рассказывает другой.