Жуткий маяк

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« На пустынном месте

Пасмурный маяк, И печально волны Об него — ХУЯК!

»

Жуткий маяк — это одно из классических мест действия для хоррора или художественных произведений с его элементами. Часто сопровождается штормом, или непроглядными туманами. Очень часто встречается в шведских хоррорах. Чаще всего герой попадает туда, заблудившись и идя на свет маяка. Реже — вылавливает какого-нибудь психа, устроившего там свою базу.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Неоконченный рассказ и последнее произведение Эдгара Аллана По «Маяк».
  • Сонет «Маяк» Говарда Филлипса Лавкрафта из цикла «Грибы с Юггота»  — маяк, описанный в стихотворении, является обиталищем Верховного жреца в жёлтой маске.
  • «Ревун» Рэя Брэдбери — раз в год, в самую тёмную ночь, к маяку приплывает доисторическое чудовище, принимающее звук ревуна за брачный призыв сородича. В последний раз смотритель выключил маяк, чтобы посмотреть, что будет делать чудовище… а оно сделало «Так не доставайся же ты никому!»; впрочем, все выжили.
  • «В пьянящей тишине» Альберта Пиньолья — на маяке персонажи держат оборону от чудовищ.
  • «Досье Дрездена» Джима Батчера — жуткий полуразрушенный маяк в сердце жуткого, не отмеченного на картах острова, где живет дух, активно пытающийся прогнать или свести с ума всех непрошенных гостей. Не говоря уже о том, что находится под маяком.
  • «Замонийский цикл» Вальтера Мёрса — зигзаг. Сам по себе маяк не жуткий, а вполне уютный, но вот побережье, на котором он стоит — то ещё местечко. Роковой туман за окнами прилагается. Дневник катастрофы, найденный одним из героев, подсвечивает, что этот маяк — единственное спокойное место на многие мили вокруг.
  • «Ночной шторм» Юхана Теорина — семья покупает дом с заброшенным маяком в придачу.
  • «Летос» Алексея Пехова — первая глава за Шерон, одну из трех главных героев, включает в себя старый маяк в ненастную ночь, залитый зловещим синим светом, где она должна разобраться с местным неупокоенным. И таких там оказалась два.
    • А раньше это был отдельный рассказ, отличающийся парой деталей.
  • «Космоолухи» Ольги Громыко — такой пришлось однажды штурмовать старшине Петухову. Маяк, правда, давно был нерабочий, переоборудованный в отель, но брали его с таким трудом, что потом несколько раз в кошмарах являлся. А аукнулось вообще лет через дюжину.
  • Джек Кетчам, «Стервятники» — в жестоком урагане погибла семья смотрителя маяка, кроме его маленькой дочери, которая одичала, через несколько лет похитила сына нового смотрителя, и они наплодили клан слабоумных каннибалов.
  • Этель-Лилиан Войнич, «Сними обувь твою» — с фитильком: на маяке, смотрителем которого назначили Артура Пенвирна, никаких особых ужасов не происходило, но это была «такая одинокая, голая, открытая всем ветрам скала, что власти согласились назначить туда Артура, если он не будет выставлять напоказ свои папистские замашки и смущать округу».

Кино[править]

  • Американский «Звонок» — маяк на острове Моэско фигурирует в видеозаписи на проклятой кассете и именно по нему главная героиня находит остров и дом, в котором выросла Самара Морган.
  • «Остров проклятых» — разгадка мрачной тайны ждёт главного героя именно на зловещем маяке.
  • «Гемоглобин» — на маяке происходит финальное противостояние между людьми и генетическими мутантами.
  • «Атлантида» (на самом деле «Cold Skin») — к маяку выползают глубоководные твари, которых прикормил смотритель.
  • «Маяк», вдохновлённый реальными случаями (см. Реальная жизнь), морскими и античными мифами, а также произведениями Лавкрафта и По, пронизанный фрейдистской и юнгианской символикой.
  • Один из эпизодов сериала «Сумеречная зона». Горе тому, на чей дом упадет свет маяка.

Мультфильмы[править]

  • «Кошачье пианино» — логово злодея, похищающего кошек, находится как раз на маяке.

Мультсериалы[править]

  • «Футурама» — многие события эпизода «Assie Come Home» проходят на космическом маяке возле Саргассовой звезды, которая производит столько космической пыли, что там практически ничего не видно, даром что открытый космос. Кладбище звездолётов прилагается.
  • «RWBY» — маяк трансконтинентальной связи, давший название академии «Бикон», становится таковым, когда его вершину сносит Гримм-дракон, туша которого в ходе последовавшего боя остается замороженной на руинах, привлекая к маяку все новых монстров.

Видеоигры[править]

  • The Elder Scrolls:
    • TES IV: Oblivion — одна из самых страшных миссий в игре проходит именно на маяке.
      • Таки субверсия, так как не на маяке, а под маяком. И даже если бы действие происходило просто в каком-нибудь подвале, миссия бы немного потеряла в плане страха.
    • TES V: Skyrim — аналогично, вплоть до того, что часть миссии происходит под маяком, хотя миссия не столько страшная, сколько просто мрачная и печальная.
      • Косвенно присутствует и в миссии «Туши свет!», всё таки из-за действий ГГ целый корабль разбился, а уцелевших ещё и пираты добили.
  • Alan Wake — в прологе герой стремится к маяку, но и сам маяк и путь к нему откровенно жуткие.
  • Life is Strange — тоже пролог, и тоже довольно страшный путь к маяку через шторм. Также маяк фигурирует к концовке, появляясь в одном из кошмаров главной героини.
    • Изображение маяка вообще преследует Макс через всю игру, хотя непосредственно на маяке она не была, только рядом.
  • BioShock Infinite и вообще серия Bioshock — «Всегда есть маяк». Особую жуть нагоняет локация «Море Дверей» из Infinite.
  • The Witcher 3: Wild Hunt — множество маяков, особенно на островах Скеллиге. Наиболее показателен маяк Эльдберг, где водится жуткий призрак «покаянник». Появился он по той причине, что смотритель маяка был в доле с бандитами и погубил немало народу, просто гася свет.
    • Менее очевидный пример, из рубрики «это очень смешно, если не вдумываться»: в случае романа Геральт и Трисс уединяются на маяке у Новирада, после чего Трисс… начинает «давать наводки» на огонь, вызывая мерцание, которое как минимум на одном корабле приняли за кодовое сообщение. Кто мог придти к каким выводам и чем это могло кончиться — вопрос открытый.
  • Deep Sleep Trilogy — в первой игре финальная встреча с теневиками происходит именно на таком маяке.
  • Submachine — в маяке был заживо похоронен Мур; портал из маяка ведет в гадостную ловушку под говорящим названием Петля; в подвалах маяка — бывшей тюрьме — погибли исследователи из лаборатории; в конце Submachine 10 маяк окончательно врос в землю.
    • Submachine Universe — «Тихая комната» в маяке со стенами, исписанными безумными каракулями Мура, искавшего выход, выглядит чрезвычайно жутко.
    • Авторский «Черновик Маяка» — с красноречивой кровавой дверью.
  • Half-Life 2 — с прикрученным фитильком. Сам маяк не особо жуткий, к тому же там находится база повстанцев, к которой мы стремимся. Однако там Гордону предстоит горячий бой с десантом Альянса, а после ему придется бросить верный багги и пробираться пешком через кишащие муравьиными львами пески. Самое обидное, что после того, как Гордон и повстанцы ушли с маяка, Альянс забирает багги в качестве трофея.
  • Left 4 Dead — карта, до 2020 года доступная только в режиме выживания. В режиме выживания помощь героям не приходит.
  • GTA V — возможная подруга какого-либо из неженатых протагонистов, шизофреничка и (скорее всего) маньячка Урсула живёт именно там.
    • А ещё возле маяка можно встретить призрак бывшей жены Джока Крэнли, кандидата в губернаторы. Убитой мужем, естественно.
  • Fallout 3: Point Lookout — под маяком скрывается секретная лаборатория, в которой разрабатывали метод извлечения человеческих мозгов из тел и перемещения их в банки с биогелем так, чтобы они оставались в живых. Один из этих мозгов и есть ГлавГад.
  • Шерлок Холмс и секрет Ктулху — финал игры происходит на маяке, где культисты приносят людей в жертву Ктулху.
  • Assassin's Creed 3 — можно расследовать историю о призраке на заброшенном маяке. Однако изучив место, Коннор находит только какое-то пугало, которое и в самом деле выглядит жутковато, но опасности не представляет.
  • Black Mirror — мрачный и полуразрушенный маяк деревни Уиллоу-Крик. При первом появлении там героя попытаются убить. В следующих частях франшизы действие днем, так что маяк уже не такой жуткий.
  • No one lives under the lighthouse — вся про это.

Настольные игры[править]

  • Ravenloft — маяк Око Полуночи на острове Бурь, построенный Тёмным владыкой домена вербэтом Алайном Монеттом. На вершине установлен череп первого из убитых Монеттом людей, глаза которого вспыхнули сразу после установки. Свет маяка может проникать даже в другие миры и заманивать корабли к острову Бурь, дабы после их крушения Монетт мог расправиться с командой.

Музыка[править]

  • Van der Graaf Generator — The Plague of Lighthouse Keepers. Текст двадцатиминутной композиции представляет собой монолог смотрителя маяка, сходящего с ума под влиянием одиночества и мрачной атмосферы атмосферы своего места работы.

Реальная жизнь[править]

  • Здесь, разумеется, тоже встречались не менее жуткие или загадочные происшествия: чего только стоят случай на маяке Смоллс в 1801 году, после которого изменили политику в отношении маяков и количество смотрителей увеличили до трёх, а также исчезновение уже всех троих смотрителей на островах Фланнан в 1900 году.
  • С прикрученным фитильком — средневековые феодалы практиковали использование маяков-ловушек, сигналы которых намеренно вели корабли на скалы, чтобы феодал мог присвоить спасенный его людьми груз.
    • Существует теория, что исторически это было изначальным назначением маяков. В древние времена, когда морская навигация находилась ещё в зачаточном состоянии, путешествия по морю проходили в основном вдоль берегов. Естественно морякам было надо периодически сходить на берег для пополнения припасов, но где попало это делать не всегда удобно. Яркий свет автоматически считался признаком достаточно крупного поселения, потому, если моряки решили высадиться на берег ночью или в плохую погоду, они вполне могли просто взять курс на источник света, приняв его за порт. Маяки обычно строят на скалах — естественно при попытке взять курс прямо на маяк моряков и сегодня будет ждать фиаско. Просто в какой-то момент те самые древние моряки усвоили, что подозрительно яркий источник света, который подозрительно хорошо видно издалека — это не порт, а маяк на грозящих кораблекрушением скалах, после чего попросту стали их обходить. И тогда выяснилось, что вообще-то помечать так опасные скалы очень полезно для мореходства — круто, но не так, как рассчитывалось.