Закадровое гуро

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Gory Discretion Shot. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« В моих фильмах мало наготы, потому что нужно оставлять простор для воображения. То же самое относится к насилию. »
— Альфред Хичкок
« Там была Мэри. Она не походила на человека вообще, так была исполосована. Зрелище было столь ужасным, что если я попробую описать его здесь, вы, возможно, проникнетесь таким отвращением, что немедленно захлопнете книгу и прекратите чтение. Кроме того, я буду терзаться виной за то, что наполнил ваш разум подобными картинами. Моя цель состоит в том, чтобы развлечь вас рассказом о моих приключениях, а вовсе не в том, чтобы внушить вам черные мысли или вызвать рвотный позыв. Позвольте только сказать, что вид, в котором Потрошитель оставил Мэри, не позволил бы вам определить, мужчина это или женщина. Лица у нее вообще не было. »
— Ричард Лаймон. «Дикарь»
« Несмотря на то, что я видел, как Потрошитель потрудился над Мэри, к такому зрелищу я был не готов. С воплем я развернулся на каблуках и так ломанулся прочь, что споткнулся на лестнице и рассадил себе голень. »
— Там же.

С персонажем сделали что-то ужасное. Настолько ужасное, что это вполне потянет на топливо ночного кошмара. Но как это показать, чтобы напугать привычного ко всему зрителя?

Да никак! Показывать надо реакцию других персонажей, а зритель сам себе додумает остальное.

Если этот приём реализуется в литературе, автор обычно пишет что-то вроде «словами невозможно описать ужас, представший нашим очам» или «смертельная бледность залила лицо А. при виде того, что открылось его взору».

См. также Неизвестность пугает больше.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба», казнь Остапа. «Палач сдёрнул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и… Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса».
  • М. А. Шолохов, «Тихий Дон» — расправа Митьки Коршунова над семьей Михаила Кошевого. «Видала, как из сенцев, прямо из-под дверей, кровь на приступки текла», — всё, что рассказала Дуняшка, свидетельница расправы. Если автор, не скупой на детальное изображение гурятины и бытовой натурализм, здесь умолчал и прибегнул к тропу — убийство было поистине запредельно жестоким.
  • Андрей Платонов, «Епифанские шлюзы». Как именно казнят главного героя — неизвестно. Известно только, что дьяк, заглянувший в камеру через час, выскакивает в ужасе, а палач недоволен, что ему помешали, — он ещё не закончил. Причём велено было просто отрубить голову, но палач решил развлечься.
  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом» — то, что произошло в результате сноса крыши у Руматы после убийства Киры, его коллеги характеризуют буквально следующей фразой: «В общем… видно было, где он шёл».
    • Ве-первых, один коллега и друг — Пашка. Во-вторых, как раз крышу у Руматы не сносило. Это один из редких моментов, когда он действует абсолютно адекватно ситуации. У него вообще-то вооруженные люди ломятся в дом. Обычно это называется "превосходящие силы противника". Он стоит и ждет, когда рухнет дверь. Позднее мы узнаем, что ему еще и дом подожгли. И он, вопреки гуманизму своего мира, не стал сгорать вместе с домом, не подставил горло под нож, а стал сражаться в полную силу, потому что угрозы на убийц и отморозков не действуют — уже не подействовали: "Все знают, что у него зарок не убивать". А так да, закадровое гуро, потому что Пашка говорит с Анкой, которая не может в полной мере понять, в каких условиях они жили на средневековой планете.
    • В экранизации А. Германа — тоже.
  • Хроники странного королевства: в цикле, особенно в поздних книгах, довольно много жестких моментов, но Панкеева довольно скупа на подробности. Моментов, лучше всего вписывающихся в троп, два: это убийство Оливии в шестой книге и пытки Шеллара в девятой. Оба случая показательны тем, что нам не дают вообще никаких деталей: если, скажем, о пытках Кантора нам известно хотя бы, что палач работал с его спиной и правой рукой, то о пытках Шеллара — только что всего за пару часов невозмутимый безопасник сознался во всех обвинениях.
  • Юрий Слепухин, «Сладостно и почётно». Ужасы адской бомбардировки, превратившей Дрезден во временный филиал преисподней на Земле, описаны в основном в виде последствий. Однако и этого хватает, чтобы показать, что Война — это кошмар:
 — Мертвых, понятно. Три недели собирали и жгли, это только тех, кого сверху было видать. А в подвалах… — Он махнул рукой, долго щелкал зажигалкой, наконец закурил. — Нас туда сразу отправили, как остыло. Кое-где расчистили немного, стали их свозить на площадь… Вот так и возили, три недели. Складывали посреди площади таким штабелем — метра два в высоту — и жгли. Сперва огнемётами, после так просто. Бензин лили и жгли. В противогазах, ясное дело, иначе вообще не подойти…(тот же рассказчик, немного погодя). Пожарный водоем знаешь — тот, что на Альтмаркте позапрошлым летом выкопали? Так вот он — а в ширину там, чтоб не соврать, метров двадцать, и в длину вдвое больше, — он был полный утопших. Они в воду кидались — кругом-то огонь, на них уже и одежда горела — а глубина там три метра, и стенки ровные, отвесные, гладкий бетон, за что ухватишься? Одни, значит, плавают, чтоб на воде удержаться, а на них сверху прыгают — вот они друг дружку и топили. Которые утопшие, те все больше были сплошь в ожогах, а кто до воды не добрался, те так по площади и лежали — что твои головешки, черные, обугленные…
  • «Последний Дозор» — 52 выпитых вампиром и полуразложившихся трупа были настолько кошмарным зрелищем, что Ольгу, опытного мага, которая повидала многое, моментально стошнило. А когда выяснилось, что там были и женщины, нервы сдали даже у Гесера.
  • Александр Рудазов, «Архимаг» — когда Креол узнал, что Ванессу пытались убить перед самой свадьбой, он тихо-мирно, не говоря худого слова, приобнял несостоявшегося убийцу за плечи и вывел из зала. Вернулся он через минуту, весь в крови и с каплями мозгов на сапогах, но ужасно довольный собой.
  • Ирина Коблова, «Ловушка для ведьмы» (вторая часть «Сонхийского цикла») — главгадина вампирша Лорма для возвращения похищенного ожерелья вечной молодости рассылает во все стороны шпионов и вербует всех, кто попадается под руку. Спутником героев, уносящих ожерелье, оказывается молодой парень, у которого служащие Лорме твари забрали молодую жену, обещая в случае успеха вернуть живой. Однако про здоровье никто не говорил, посему, когда по завершении погони ему вынесли паланкин с живой женой, парень сходит с ума от одного её вида.
  • Александр Прозоров, «Царская дыба» (четвёртая книга цикла «Боярская сотня») — демон, вселившийся в дерптского епископа, заставляет пленного алхимика пригласить в замок его любовницу, обещая за это сытный ужин и смерть (альтернатива — очень долгая «жизнь» в камере пыток). Когда молодая женщина приезжает, демон приказывает накрыть им стол в пыточной и даёт палачу указание — позволить алхимику съесть, сколько влезет, а потом убить таким способом, чтобы его любовнице очень сильно не захотелось оказаться на его месте.
  • Михаил Харитонов. В Словаре: «МАНАЛУ́ЛА. В Стране Дураков — высшая форма соборного осуждения. Обычно заканчивается смертью наказуемого, и это далеко не самое худшее, что с ним при этом происходит.» Однако в тексте есть и более подробные описания…
  • Вера Камша, «Отблески Этерны» — с прикрученным фитильком: с одной стороны, давка в Доре описана в POV Ричарда Окделла, с другой — для Робера Эпинэ, не видевшего этого момента, первым показателем исключительного кошмара ситуации была реакция очевидца последствий: славившийся своей абсолютной невозмутимостью Валентин Придд явился в кадр совершенно зеленым и изрядно растерявшим фамильную сдержанность, чего за ним прежде не водилось в принципе. Надо ли говорить, что на месте событий в самом деле обнаружилась лютая жесть?
  • Юрий Никитин, «Трое из леса»: автор вообще-то не боится кровавых подробностей (в первых томах так и вовсе перебарщивает). Но когда в первой части степняки зверски добили остатки полян, он не стал подробно описывать издевательства над парой девочек. Просто один из героев после боя влетел в землянку и поразился, «как же так можно с детьми».
  • Сварог. Присутствует почти аналогичная сцена, да еще переданная не непосредственно, а словами Гаудина главному герою: «Канцлера, знаете ли, вытошнило, когда осматривали лаборатории». Канцлеру, заметим, лет четыреста с гаком и на своём посту он повидал всякое. Что конкретно такого было в лабораториях неэтичного ученого подробно не описывается, но упоминается, что он тоже ставил эксперименты на людях, включая беременных женщин.
  • «Смертельная кастрюля или Возвращение Печенюшкина» — перед тем, как окончательно расправиться с Очистком, Печенюшкин приказал всем своим соратникам удалиться. Так что читателю остаётся лишь догадываться, что же сделал с поверженным колдуном разъярённый Печенюшкин (у которого Очисток пять минут назад убил наставника).

Зарубежная[править]

  • «Дочь Монтесумы» — несмотря на то, что описания пыток все-таки есть, самые жуткие, примененные к главному герою, не описываются под предлогом того, что рассказчик не хочет пугать зрителей и хвастаться — мол, какой я молодец, какие мучения перенес.
  • Редьярд Киплинг, «Бими». Немец-рассказчик так описывает женщину, убитую орангутаном: «Вы когда-нибудь видели бумага в мусорной корзине или карты, разбросанные по столу во время вист? Никакой жены увидеть было нельзя. Вы слышите, в комнате не было ничего похожего на женщину. Только вещество на полу, и ничего больше. Я поглядел на эти вещи, и мне стало очень плохо; но Бертран [муж убитой], он глядел немножко дольше на то, что было на полу, и на стенах, и на дырка в крыше. Потом он начал смеяться, так мягко и тихо, и я понял, что он, слава богу, сошёл с ума».
  • «Гарри Поттер и Дары Смерти» — момент, когда Беллатриса Лестрейндж допрашивает Гермиону с пристрастием, остаётся «за кадром». Гарри и Рон слышат лишь её душераздирающие крики.
  • ПЛиО:
    • Вообще весь процесс ломки и промывания мозгов, произведенный над Теоном Грейджоем в застенках Дредфорта, оставлен за кадром. Теон снова появляется в повествовании уже сломленный и исковерканный, и только по его поведению и обрывкам памяти можно догадываться о том, что именно с ним делали.
    • Красная свадьба, один из самых кровавых моментов серии, в книге показана глазами Кейтилин (которая видела только происходящее в господском пиршественном зале, и то не до конца) и Арьи (которая воспринимала происходящее как «все бегают и суетятся, а потом Пёс меня тюкает по голове и увозит»).
  • В романе «Дикарь» Ричард Лаймон местами использует этот прием, чтобы не описывать зверства Джека Потрошителя (см. эпиграф).
  • Терри Гудкайнд, «Храм ветров» — местный вариант Джека Потрошителя, пытающий свои жертвы по несколько часов. Доложивший Ричарду о первой жертве генерал сказал «трупов я повидал немало, но такого, от вида которого меня вырвало, не припомню давно».
  • Князь Пустоты — сцены пыток почти не описываются подробно. Иногда — не описываются совсем. Например, мы так никогда не узнаем, как именно Скюльвенды пытают своих пленников, а Багряные Шпили — похищенных колдунов Завета.
  • Терри Пратчетт «Ночная стража» — от вида и запаха камеры пыток в подвале Особого отдела с зубом на полу один констебль грохнулся в обморок. А от вида потайных камер с жертвами Особого отдела даже молодой Сэм Ваймс потерял дар речи. В итоге кого-то пришлось выносить на руках, а кому-то Ваймс вынужден был нанести удар милосердия.
  • Генрик Сенкевич, «Крестоносцы». Дануся, побывавшая в плену у крестоносцев, тяжело заболела, сошла с ума и умерла вскоре после освобождения. Что с ней делали мучители, осталось за кадром — наверное, это и к лучшему…

Кино[править]

  • «Александр Невский» — сразу после слов князя о Твердиле: «А вот с этим что делать? Решай, народ!»
  • «Живые и мёртвые» — сцена в начале, где главный герой Синцов бежит к грузовику, но заметив немецкий самолёт моментально ложится на землю. В этот момент раздаётся взрыв и мимо Синцова прокатывается колесо от грузовика. Герой видит горящий остов грузовика и воронку, подходит, некоторое время ошалело смотрит в воронку и медленно, словно на ватных ногах, удаляется.
  • «Окраина» Петра Луцика — Герои готовятся пытать обкомовца. Сперва хотят варить его в котле, потом спускают в погреб и один спускается с ним, обещая грызть зубами. Через некоторое время вылезает из подвала, вытирает окровавленный рот и сообщает, что обкомовец всё рассказал, но помер. Остальные смотрят в подвал и комментируют: «Лучше бы сварили».
  • В одной из экранизаций «Джекилла и Хайда» показывают кровь на потолке и окровавленные стены, а затем говорят, кто это сотворил.
  • «От заката до рассвета» — последствия садистской расправы Ричарда Гекко над заложницей показываются как пара вставок единственных кадров на полмгновения и как… кхм, резкое неприятное удивление его брата Сета.
  • «Безумный Макс» — в первом фильме Макс заглядывает под простыню, которой накрыт обожженный Гусь — и убегает в ужасе.
  • «Мумия»: жреца Имхотепа в начале фильма и предателя Бенни в конце съели живьем за кадром — первого закрыли с жуками в саркофаге, второго — в сокровищнице.
    • Аналогично с высасыванием жизненных соков у открывших проклятый ларец американцев и египтолога: показаны только последствия.
    • А вот во втором фильме процесс показали прямо в кадре.
  • «Лицо со шрамом» — для 1983 г. сцена расчленения заживо бензопилой выглядела жутко, при том, что происходила за кадром.
  • «Кошмар на улице Вязов» (1984) — стараниями маньяка некстати задремавший парень в буквальном смысле проваливается в собственную постель. Обратно же кровать «выплёвывает» целый гейзер крови
  • Испанский триллер Tesis 1996 года (у нас переводят как «Дипломная работа» или «Диссертация»). Главная героиня находит видеокассету со снаффом (съёмками реальных пыток и убийств). Просмотр ею кассеты изображается так: лицо героини, смотрящей видео, в ужасе полуприкрытое руками и закадровые крики. Прикрытое руками лицо зрительницы попало и на постер фильма.
  • «Дэдпул» — вообще-то наш любимый псих не особо стесняется, вышибая в кадре противникам мозги или кромсая их на шашлык. Но перед тем, как заняться человеком в чёрном, он как-то мягко и деликатно отводит камеру в сторону…
  • «Молчание ягнят» — сцена, где Кларисе Старлинг показывают фотографию медсестры, пережившей нападение Лектера. Само фото не демонстрируют зрителю, но уже порядком хватает потрясённого лица главной героини и следующего комментария её коллеги: «Врачи с трудом вправили ей [медсестре] челюсть и спасли один глаз… Его пульс даже не участился».
  • «Уродцы» 1932 года — превращение красавицы-актрисы в Женщину-Курицу. А вот в римейке — ещё какое «вкадровое» мясище минут на пять, настолько кровавое, что некоторым становится смешно.
  • Judge Dredd: Рико приказывает боевому роботу оторвать Судье Гриффину руки и ноги. Когда робот начинает выполнять приказ, камера смещается вниз, и мы видим только дёргающиеся ноги Гриффина и льющуюся сверху кровь.
  • Советская экранизация «Звезды» Эммануила Казакевича: группа разведчиков смотрит в яму, где лежат останки их предшественников, попавших в руки к фашистам. По гневу на лицах бойцов ясно, что немцы проявили просто звериную жестокость. В римейке тела замученных показаны — у каждого на спине раскаленным ножом вырезана пятиконечная звезда[1].
  • Финал второго фильма трилогии трэш-боевиков «Пожиратель змей» с Лоренцо Ламасом. Главный герой выходит из комнаты, где он только что устроил бойню (все убитые были плохими). Представитель власти его спрашивает: «Ну, что там?». Герой отвечает: «Туда лучше не заходить». Тем не менее, представитель власти туда всё же сунулся… И быстро вышел обратно, с трудом подавляя рвоту. Его спутники спрашивают: «Что там такое?». И официальное лицо подтверждает сдавленным голосом: «Туда лучше не заходить».
  • «Астерикс и Обеликс: Миссия „Клеопатра“» — шутки ради. Когда Обеликс ближе к концу бежит громить римлян, фильм, дабы не травмировать зрителю психику, сменяется документалкой про лангустов.
  • «Гардемарины, вперёд!» — Анну Бестужеву приговаривают к урезанию языка. Сам момент в фильме не показан, но в исторических свидетельствах говорится, что язык ей отрезали только частично.
    • Смягчили в адаптации — в книге, по которой снимали фильм, момент с Бестужевой также просто упоминается, а вот экзекуция над Лопухиной описана.
  • «Храброе сердце» — нам не показывают в подробностях, как именно казнят Уоллеса. Потому что вкадровое мясо с потрошением, кастрацией и четвертованием после неполного повешения — не та вещь, которую следует показывать на экране. Автору правки и показанной-то части хватило, чтобы хреново спать ночью.
  • «Анастасия Слуцкая» — посажение князя Друцкого на кол. Сначала разъяренная толпа тянет его за угол, через пару секунд раздается дикий вопль.
  • «Крепкий орешек» — в одной сцене фильма герои пустили под откос поезд ради бритвы (другое дело, что положение дела было критическим и она была необходима для конспирации), причем, один из немецких солдат в этот момент пытался побриться. Понятно, конечно, что по идее нацистов не жалко, но картина представляется жуткая.
    • А ещё представьте как герой обыскивает трупы в поисках бритвы.
  • «Хранители» — сцена, в которой Роршах топит Большую Шишку в унитазе. Или не просто топит…
  • Драматический фильм о гитлерюгенде «Академия смерти» — как разорвало парня, накрывшего телом выроненную гранату, нам не показали. Зато продемонстрировали лица шокированных товарищей, забрызганные его кровью.
  • «Мёртвым повезло» — что стало с лицом номера пятого нам так и не показали, но даже полностью отмороженные протагонисты испытали сильный шок.
  • «Судный день» (2008) — перед праздником каннибалов их вожак орет своему боевику «давай зажигай!», после чего тот заводит бензопилу и идет за угол, после чего оттуда раздаются жуткие крики. Учитывая, что через пару минут нам неприкрыто покажут, как каннибалы жарят пленного на костре заживо, страшно представить, что там было…
  • В финале «Венома» протагонист вместе с симбионтом пожирают незадачливого грабителя. Сам процесс употребления на не показывают, видно только остановившееся лицо продавщицы с остекленевшим взглядом. И затем нам показывают Эдди Брока, который «заразу подцепил».
  • В малобюджетном фильме «Костя» в сцене столкновения грузовика с девяткой взгляните на лицо водителя фуры.
  • Российский слэшер «Дизлайк»: «Он его зарубил!»
  • «Семь» — на некоторых жертв фанатичного серийного убийцы зрителю дают посмотреть только краем глаза: не попадают в кадр изрезанное лицо женщины (гордыня), тело проститутки, изнасилованной страпоном с ножом на конце (похоть), и отрезанную голову жены детектива Миллза.
  • «Кука»: полгода девочка прожила со скелетированным трупом своей бабушки. Быт девочки нам показали, а бабушку, к счастью, нет.
  • Aku no Kyoten — убийство Кёске происходит за кадром, всё что дают зрителю: истошное мычание сквозь кляп, когда Хасумин начинает пытку паяльником и Хасумина же комментарий: «Столько дырок, а ты так и не раскололся» — во время перевозки трупа. Остальное воображение доделывает уже самостоятельно.
  • «Искатели» — нам не покажут, что Итан нашел на ферме, разоренной команчами, а Итан не просто отказывается рассказать, а запрещает даже спрашивать.
  • «Пан Володыёвский» Ежи Гоффмана — сцена казни Азыи путём сажания на кол. В кадре мы видим только ползущее тело антагониста, его перекошенное лицо и слышим хрип сквозь стиснутые зубы. В книге та же сцена описана подробно. Даже слишком подробно.
  • «Потоп» его же — в начале второй части Кмитиц со спутниками приезжает в сожжённую деревню, пытаются набрать воды из колодца, чтобы напоить коней, но, заглянув в колодец, в ужасе крестятся и молча уезжают. За кадром звучит пугающе-драматичная музыка.
  • «Крестоносцы», экранизация одноимённого романа Сенкевича — в фильме расправа над Юрандом не показана. Зигфрид де Леве с раскалённым кинжалом и закадровый крик пленника — этого хватает, чтобы понять, что произошло. Надо сказать, превращение грозного рыцаря-богатыря в убогого слепого старца, ковыляющего с клюкой по дороге, выглядит куда страшнее, чем гуро в кадре.
  • «Космические дальнобойщики» — во время атаки боевого робота на пиратской станции один из пиратов, поняв, что огнестрел бесполезен, швыряет в робота гранату. Недооценил реакцию противника — проклятая железяка умудряется перехватить гранату и закинуть в рот пирата. Тот падает в лифт и дверь закрывается. Последствия взрыва не показали. Комедия же, как никак.
  • «Криминальное чтиво» — что именно сделают с Зедом вызванные Марселласом «пара обкуренных негров с плоскогубцами и паяльной лампой», мы не увидим, но легко можем себе представить. Как и Бутч, справедливо полагающий, что Зеду мотоцикл уже не понадобится.
  • «Трудно быть богом» — знаменитое утопление книгочея в сортире происходит за кадром, показана только подготовка.

Телесериалы[править]

  • Наиболее «сочные» моменты в «Игре Престолов» (например, отрезание члена Теону Грейджою) оставлены за кадром.
    • То же самое и в сцене, где Рамси натравил псов на Толстую Уолду и своего новорожденного единокровного братика.
    • В 6 сезоне Серсея привязывает к столу септу Юнеллу и пускает в комнату зомби-Гору. Дальнейшее не показано, но звуки как бы намекают, что…
    • А вот когда Рамси скармливают собственным псам, показали два укуса, и вполне натуралистично.
  • Секретные материалы — излюбленный прием авторов: когда чудовища нападают на жертв, зрители не видят, что происходит (но могут представить).
  • «Викинги». Знаменитую казнь «Кровавый орёл» нам толком и не показали.
  • Доктор Кто — практически все жестокие моменты остаются за кадром. Впрочем, ужаса от этого меньше не становится.
  • «Настоящий детектив», сезон первый. Видеокассета, на которую записана расправа над маленькой девочкой.
  • «Лоис и Кларк» — мультимиллионер наблюдает как врачи практикуют технику пересаживания головы на другое тело (он сам изуродован, и хочет себе тело самого Супермена). Раздается истошный крик, и мультимиллионер с улыбкой говорит «ах, Супермен, вот это смерть».
  • Чернобыль. Одна из серий посвящена убийству собак в Припяти. За кадром. Слезовыжимательно.
  • Сверхъестественное — Есть и такое.
  • «Удушающая сладость, заиндевелый пепел» — поедание обезумевшими принцами-демонами сначала девушки генерала Племени птиц, потом брата одного из принцев и на завершение одной из злодеек. Все эти сцены так и не показали.
  • «Три жизни, три мира: Десять миль персиковых цветков» — так и не показали, как Королева демонов перегоняла на целебный эликсир (для своего больного ребенка) тела мелких богов и безмерных, убитых по её приказу.

Телевидение[править]

  • «Каламбур». В Деревне дураков очень любят этот троп. Естественно, все Шутки ради. Половина сцен наказания жёнами своих подгулявших мужей, а также драк, опускается, но по звукам избиения и отчаянным крикам, а иногда и ошалелому взгляду свидетеля (например, Морячка, в одной из серий, хотя его наказание якорем по башке и шарам показано было) можно догадаться, что происходит по ту сторону экрана. В последних сезонах помимо криков и шумов борьбы было добавлено «землетрясение» (выражается в «трясущейся камере»). Порой кажется, что в доме или на улице в реальном времени разворачивается самая настоящая Титаномахия.

Мультфильмы[править]

  • «Скотный двор» 1955 года — сцены, где чёрные псы жестоко расправляются над Снежком, а чуть позже и над животными-«предателями», показаны через жуткие предсмертные крики и реакцию брезгливо отворачивающейся вороны. Плюс, в эпизоде с массовой казнью «врагов» показана свежеисправленная заповедь «Животное не может убить другое животное без причины», где последние слова написаны не просто ещё не просохшей до конца краской, а кроваво-красной краской.
    • За кадром также остаётся расправа доведённых до ручки зверей над Наполеоном и его приближёнными. Показаны животные, вламывающиеся в дом паникующего Наполеона, камера поднимается наверх, слышны звуки погрома, портрет свина пробивает камень, тот немного качается, а затем падает на пол.
  • «Диалог. Крот и яйцо» — сцена пожирания бедного птенца оставлена за кадром.
    • Потому что показана с его точки зрения. Когда он видит мельком настоящий, большой и светлый мир через кротовьи челюсти (которые несколько раз расходятся и сближаются «в процессе»), это пробирает.
  • «Полкан и Шавка» — момент, когда волки сожрали предательницу-Шавку, тоже опущен. Зрителю показали только охваченную ужасом морду собаки, а после затемнения — её порванный ошейник, валяющийся на земле.
  • «Лень» — сцена пожирания (да, опять, похоже в СССР были латентные ворофилы) бедного котейки злобной рыбиной оставлена за кадром. Мы видим лишь как тварь тащит себе в аквариум орущего кота, а протагонист в ужасе закрывает лицо руками. Потом он убирает их, и мы видим лишь одинокую рыбину.
  • «Скуби-Ду на острове мертвецов» — сцена расправы пиратов над жителями острова. Жителей сгоняют в реку, и в их сторону плывут крокодилы. Потом камера переключается на двух женщин которые спрятались в зарослях, они некоторое время смотрят, а потом их лица искажаются от ужаса.
  • «Маугли», советская экранизация — Каа и Бандар-Логи. Балу прямым текстом говорит Маугли, насильно уводя мальчика: «Тебе не годится видеть то, что здесь будет». Неспроста советский Каа за эту сцену удостоился эпитета «самое лучшее воплощение смерти во всей мировой мультипликации».
    • Финальный бой против Шер-Хана подходит тоже. Маугли сначала растягивает пасть тигра руками крупным планом, после чего кадр меняется, экран становится красным, а камера начинает дико вращаться и раскачиваться под свирепое рычание Шер-Хана, показывая только фон вокруг дерущихся. В следующей сцене можно полюбоваться уже на снятую и расстеленную на скале шкуру злодея.
  • «Страх[и] темноты», четвёртая новелла — не показано, как именно сошедшая с ума девочка зарезала свою мать. Но шокированные лица полицейских и медсестры, а также полностью забрызганная кровью комната (в частности, уныло качающая лапкой статуэтка Манэки Нэко на красной лужице) как бы намекают…
  • «Ад» («Põrgu»), эстонский мультфильм 1983 года: расстрел Проповедника бездушными машинами не показан. Но с остальными персонажами тут же начинает твориться такой боди-хоррор, что многие зрители предпочли бы смотреть на гуро.
  • В триквеле «Шрека» Шрек посвящает в рыцари какого-то мужика через стандартную процедуру с мечом, но размахивается слишком сильно… Думаю, последствия всем понятны. Конечно, можно надеяться на мультяшную физику, но судя по реакции окружающих, она в этот раз не сработала.
  • «Холодное сердце 2» — когда после смерти Эльзы снеговик Олаф начинает рассыпаться на руках у Анны, камера показывает, как ветер выносит снежинки из пещеры.
  • «Мулан» — сожжённая гуннами деревня. Жертв набега не показали, но судя по подавленным и охреневшим лицам солдат, гуро было в количестве.
    • Ну и вообразите, на минуточку, ощущения Шань Ю в финальной башне с фейерверками…
  • «Chicken Little» (1943 г.) — заманив паникующих птиц в свою нору, лис-злодей заходит внутрь и закрывает вход камнем с табличкой «Перерыв на обед». В следующей сцене заметно потолстевший лис облизывает последнюю птичью кость и аккуратно ставит её в ряд с другими косточками, таким образом сооружая немаленькое кладбище.
  • «The BFG» / «Большой и добрый великан» (экранизация одноимённой книги Роальда Даля, 1989 г.) — во время ночной вылазки в город БДВ и Софи стали свидетелями, как один из великанов-людоедов сожрал заживо спящего мальчика, которому ранее БДВ наколдовал счастливые сновидения. Мы же видим, как острые когти тянутся к ребёнку, Софи в ужасе восклицает «Нет!», а затем — как великан жуёт.
  • «Монстры на каникулах» — как ни странно, сыграно шутки ради в сцене, где оборотень Вольфыч «расчистил дорогу» от стада овец, мешавших героям ехать дальше. Ошарашенные лица Дракулы и других монстров в комплекте.
  • «Ральф ломает Интернет» (трейлер и сцена после титров) — бедный заяц, перекормленный блинами… И бедная девочка, в чьей игре этот зайчик лопнул.

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994)
    • «Каменный город. Часть 1» (2 сезон, 9 серия). Демона забивает булавой беспомощных людей.
    • «Знак пантеры» (2 сезон, 34 серия). Анджела вскрикивает, увидев, что африканские браконьеры сделали с убитым животным. А Голиаф спрашивает у Элизы, почему охотники забрали только шкуру, но оставили всё остальное. Зрителям не показывают, на что именно смотрят персонажи, но всё и так предельно ясно.
  • «Скуби-Ду: Мистическая корпорация»:
    • Убийство профессором Периклом своего подручного Эда Машина напрямую не показано. Мы лишь видим как попугай налетает на мужика с выпущенными когтями, а затем кадр сменяется, виден лишь мигающий свет в окне и слышны жуткие вопли Эда.
    • Также не показана смерть Марси Флич. Мы видим лишь как робот наставляет на девушку пулемёт, затем показывают её лицо искаженное ужасом. Потом кадр сменяется на нашу героическую пятёрку, они замирают на месте и до них доносятся звуки стрельбы.
  • «Аватар: Легенда о Корре» — гибель Пи’Ли напрямую не показана. Как только она приготовилась бабахнуть огнём из глаза-татуировки, Суинь успела надеть на голову противнице металлический доспех и тут же спаять его края. В следующей же сцене Захир, услышав хлопок позади, с криком оборачивается и потрясённо замирает, увидев на поле боя столб дыма. Подразумевается, что Пи’Ли случайно взорвала себя, а если точнее — внутри спаянного доспеха сначала взорвалась её голова.
  • RWBY:
    • Хотя Монти Оум совершенно не стеснялся показывать всякие ужасы прямо в кадре, но зрелище того, как в конце 3-го сезона Руби в режиме Среброглазого Воина расплавляет Синдер пол-лица, милостиво решили скрыть от зрителя.
    • Туда же — конец Лайонхарта от… эээ… тентаклей Гримм в конце 5-го сезона. Его хватают за ногу при попытке бегства, уволакивают в сторону за кадр, — а дальше остаётся только догадываться по звуковому сопровождению.
    • Серия 7-02 — Уоттс разговаривает с Тирианом по свитку-гарнитуре, но на другом конце слышен не только голос самого фавна, но и звуки боя и чьи-то крики. В следующей сцене довольный Тириан закрывает дверь, из-под которой зловеще растекается кровища.
  • «Охотники на драконов»: в случае с некоторыми драконами или заживо съедаемыми злодеями. И, конечно же, зрителям не стоит фантазировать о том, как именно происходит последнее.
  • «Аббатство Рэдволл» — в мультсериале вообще немало смертей и убийств, в том числе и в кадре, но наиболее кровавые и жуткие, как правило, происходят за кадром, например:
    • Жертвы гигантского змея Асмодеуса. Все начинается с обещания змея показать вечность, затем идет звук заглатывания целиком.
    • После того как знахарку Селу вывели за ворота аббатства, нам показывают Клуни со своей бандой, тот советует ей бежать, затем кадр сменяется, и мы слышим звук ударов алебардами.
  • Happy Tree Friends: гибель Натти в серии Nuttin' Wrong With Candy. Показано, как одна из пружин торгового автомата приближается к его глазу, кадр сменяется на вид самого автомата, слышны крики Натти и показана вытекающая из-под устройства кровь. При том, что сам сериал так-то обеими руками за кровь-кишки!
  • «Смешарики» — в одной серии Нюша размахивается и бьёт зонтиком. Слышен крик Карыча и разлетевшиеся с места удара красные капли. С прикрученным фитильком: оказалось, малина.
  • «Первобытный» — гибель ведьмы-отступницы от клыков собственной предводительницы.
  • Дэнни-призрак — в эпизоде, где главгерой намеренно переписал прошлое своих родителей, его мать избавляется от альтернативной версии Влада Мастерса, лишённого своих сил в этом таймлайне, швырнув нерадивого мужа в портал, ведущий в Призрачную Зону. И, судя по его фоновым воплям, местная фауна весьма рада новой добыче.
    • В ещё одном альтернативном таймлайне, после разделения Дэнни на человека и призрака, свихнувшаяся призрачная половина сбегает, взорвав лабораторию Мастерса. Если о гибели Дэнни-человека ещё можно догадаться по намёкам всё ещё живого Мастерса, то причина его смерти — взрыв особняка или рукоприкладство его злобного альтер-эго — остаётся загадкой.
  • «Самурай Джек» — в одной из серий финального сезона главгерой вспоминает свою юность, когда отец лично порубил напавших на его семью бандитов. Единственный знак, дающий понимание об их участи — кровавая клякса на лице ещё маленького Джека.
  • «Американский Папаша!» — в одной серии женщина с работы Стэна, с которой он флиртовал, выбросила Франсин в лицо кислоту (это долгая история). Когда лицо Франсин было «восстановленно», нам за всю серию его старались показывать не его, а реакцию Стэна… Субверсия: в конце концов показали. Выглядит ожидаемо.

Комиксы[править]

  • Watchmen — так и не показали, как в туалете тюряги Роршах убил босса-карлика — только текущую из-под двери кровь (или воду? в красном освещении не поймешь)… Вообще комикс, в отличие от экранизации, состоит почти полностью из сабжа… вплоть до последней главы, где нам показывают несколько страниц с жуткими последствиями атаки на Нью-Йорк. Вероятно, целью было как раз усилить впечатление от этих страниц.
  • «Убийственная шутка» Алана Мура и Брайана Болланда — ненамеренная субверсия. Очень многие читатели, в том числе такие известные люди, как Кевин Смит и Грант Моррисон, поняли конец комикса как закадровое убийство Джокера Бэтменом (и автор этой правки, кстати, тоже так понял). Однако и сценарист, и художник в один голос утверждают: за кадром не происходит ничего такого, чего нет в кадре, и Джокер остается жив. И закадрового изнасилования Джокером Барбары Гордон, которое там тоже усмотрели многие читатели, на самом деле не было.

Веб-комиксы[править]

  • «Гоблины: жизнь их глазами». Казалось, в кадре смачно показано всё мясо, которое только можно показать, а учитывая, что это всё-таки игра и убитых мы видим ещё не по одному разу, когда они создают себе таких же тупых персонажей и перезаходят в игру снова — можно не стесняться в насилии понарошку? Ан нет, есть вещи, которые даже среди этих кишок и крови автор не нарисует. Это горе-паладин Кор , в упор расстреливающий ни в чём не повинного ребёнка. Мы слышим только звук спускаемой тетивы через стену. За что ему большое человеческое спасибо.
    • И как именно поступил совомедведь со стражником, который его истязал (из-за угла долетают неприятные звуки и красные брызги).
    • И как добивает поверженного Гоблодава Кин (видим только саму Кин, замахивающуюся кинжалом). Впрочем, это было что-то в стиле «швейная машинка на полных оборотах», пока рука от усталости сама не разожмётся, и смотреть на объект такого тыканья действительно не хочется. Зато ПТСР почти не было — месть такая месть.
  • «Сказания о дроу» — пример, аналогичный «Гоблинам». В кадре происходит множеств убийств, однако смерть ребёнка-раба нам не показывают, лишь как воин достаёт из-за спины свой меч.
  • Schlock Mercenary: преследуя головореза, капитан Тейгон врывается в лабораторию к палачу, собравшемуся пытать его отца. Огнестрела ни у кого нет — монтировка у головореза, граната-погон у Тейгона, а у палача есть метательный нож, каковым он и попадает точно в глаз Тейгону. После чего палач с головорезом в ужасе смотрят, как капитан, выдернув нож из глазницы, с кошмарной улыбочкой произносит «Благодарю, теперь у меня есть нож», и… дальше Тейгон стоит посреди залитой кровищей комнаты, тщетно пытаясь оживить какой-то матерью свой коммунникатор, который тоже залило. Позже оказавший капитану медпомощь робот-хирург (!) говорит, что «не знал, что ножом можно такое сделать». Сам момент выдергивания ножа, кстати, тоже за кадром.
  • «Фулкрум» (комикс по вселенной Fallout): Сол с помятой вилкой наперевес бросается на группу вооруженных автоматическим оружием гулей. Потрошение бедолаг показано главным образом через вопли из рации. Последствия тоже впечатляют.

Аниме и манга[править]

  • Берсерк — освобождая Гриффита из темницы, Гаттс на секунду снял с него шлем, чтобы увидеть, что палач сделал с его лицом. Лицо нам так и не показали — но показали, что, увидев его, Гаттс заплакал. Гаттс. Который даже в детстве не плакал, что бы с ним ни делали. При этом имейте в виду: Миура — автор, совершенно не стеснявшийся рисовать высокооктановое топливо ночного кошмара целыми страницами. При виде некоторых разворотов манги особо чувствительных читателей и затошнить может.
  • Fate/Zero — в аниме-адаптации мастерскую Кастера (Синей Бороды, прославившегося как чернокнижник и детоубийца) показали через окровавленный детский ботинок, выражение ужаса на лице Вейвера и серьезный голос Искандера (который даже перед собственной смертью не был до конца серьезным). Те, кто читал первоисточник (где гораздо больше неаппетитных подробностей), подтвердят, что это к лучшему.
    • Хотя в Bluray версии масштабы ужаса побольше показаны. Показаны гора трупов из детей и демонстрируют, что Вейвер, когда увидел лабораторию Кастера просто был окружён погибшими детьми (в зацензуренной TV-версии он стоял просто посреди лужи крови, в Bluray же запихали ещё вокруг трупы детей). Но в ранобэ можно увидеть, что для этого парня простая гора трупов — это СЛИШКОМ банально. Как вам, к примеру, орган, сделанный из ещё живого человека и издающий крик боли разной тональности в зависимости от того, за какую струну дёрнуть?
    • Первая жертва Кастера, только-только добравшись до спасительной двери из полного трупов дома, утягивается обратно в темноту роем щупалец. Брызги крови, хруст и недолго длившиеся надрывные визги позволяют ясно понять, что лучше происходившее там вовсе не видеть.
  • Hokuto no Ken — смерть Рэя.
  • Tytania — когда Альзес, выживший после купания с хищными рыбами, смотрится в зеркало, зрителю демонстрируют стоящую в комнате статую. У статуи нет половины лица. За кадром — истошный крик.
  • Claymore — в одном из эпизодов банда разбойников выражает намерение изнасиловать Терезу, зная, что клеймор строжайше запрещено нападать на людей. В ответ та раскрывает комбинезон, показывая свою грудь, и спрашивает: мол, вы ЭТО, что ли, хотите насиловать? Собственно грудь зрителю не показывают — лишь лица разбойников, преисполненные ужаса и отвращения.
    • Там же полно подобного: пожирание родителей, убийство лидера Организации, пытки. А тот самый внешний дефект Клеймор, о ужас — шрамик от паха до шеи, как при препарировании. Не такое уж и гуро, по сравнению с остальным. Вот только что могли подумать люди в условиях, когда не было наркоза и современной хирургии — уже другой вопрос…
      • Только это не просто шрамик, а незаживающий разрез, грубо стянутый нитками
  • Galaxy Express 999 — любит пугать своей обнажённой натурой и госпожа Мэйтель, при этом Тэцуро и зритель видят её со спины, прикрытой шубой и волосами. Самое странное, что обнажёнки с Мэйтель в сериале хватает и ничего ужасного зритель не видит. Но в сценах, иллюстрирующих троп, она непременно говорит: «Узри мой истинный облик!»
    • Важно: Мэйтель хотела показать «себя настоящую» и Тэцуро не ради страха, а в знак особого доверия. Тэцуро отказался.
  • School Days — одним взмахом ножа перерезав горло Сэкай, Котоноха вскоре склоняется над упавшей замертво соперницей и… А что происходит дальше, зрителю приходится самому рисовать в своей голове, опираясь на не самое приятное звуковое сопровождение. Однако окровавленные пальцы Котонохи, её выводы касательно убитой («Я знала, всё было ложью… Внутри никого нет»), а также необычный и крайне неаппетитный ракурс камеры вряд ли оставят сомнения касательно деталей этого момента.
  • И даже… Elfen Lied! Не поверите, но данный троп встретился аж в самом начале сериала (весьма и весьма кровавом начале, на минутку). Помните сцену, где Люси загоняет в угол одного из солдат и садится перед ним, напуганным и аж стучащим зубами от ужаса? Так вот, тот факт, что бедняга-солдат не просто погиб, а погиб крайне мучительной смертью, передан всего лишь через долгий хруст его внутренностей и ме-е-едленно текущую по полу лужу крови.
  • Inou Battle wa Nichijou-kei no Naka de — из-за собственной неконтролируемой способности Андо дважды приходится отрубать руку. Безо всякого наркоза.
  • Kore wa Zombie Desu ka? — Кёко после каждой своей смерти возрождается вновь, но запас её жизней ограничен, и поэтому Аюму приходится вновь и вновь её распиливать. Сам процесс не демонстрируют, но крики и звуки говорят всё сами за себя.
  • Tokyo Ghoul — практически все пытки, которым Ямори подвергал главного героя остались за кадром не только в аниме, но и манге. При этом автор не слишком стеснялся демонстрировать многие другие неприятные вещи.
  • Inuyashiki — о новых преступлениях Сисигами иногда становится известно лишь по умолкшим голосам его жертв.
  • JoJo's Bizarre Adventure — жестокость гибели Йошикаге Киры демонстрируется через реакцию героев (лёгкая растерянность у Джотаро и Рохана, шок у Джоске, Окуясу и Хаято, а Коичи вообще закрыл глаза и отвернулся). Да, чуть позже показывают труп, но только по шею (голову раздавило колесом скорой).
    • Карс и Эйсидиси поубивали остальных пилларменов, отказавшихся воевать с людьми. Даже для талантливого пользователя хамона обычный пиллармен может представлять существенную угрозу, а Карс практически один поубивал тысячи подобных ему сверхлюдей.
      • Ну, Карс и Эйсидиси (если он Карсу помогал) уже воспользовались каменной маской и фактически стали пилларменами-плюс. Но это к тропу не относится.
  • Клинок, рассекающий демонов — то, что случилось с семьёй Камадо. Да и все остальные жертвы демонов вполне подходят, поскольку некоторые из Они предпочитали употреблять их живьём.
  • Blood+ — таки да, во время бойни на корабле Рик ко времени возвращения Кая и Саи за ним уже был мёртв: капля крови Дивы вызвала коагуляцию не только крови, а вообще ВСЕХ тканей в его организме, включая кости. За кадром остался сам процесс кристализации его тела, что лишь наталкивает о мысли, на сколько мучительной была такая смерть.
    • Смерть большинства сифов. Кто-то, подобно Елене, покрылся стегматами целиком и рассыпался на части, кто-то предпочёл быструю эфтаназию от сгорания от солнечного света. И это при том, что сифов, помимо показанных в сериале, было на порядок больше. Но выжила одна лишь Лулу.
  • Cautious Hero — король демонов, поработивший Эксфолию, никогда не отличался щепетильным отношением к людям. Но Тиану он убил с особой жестокостью, сперва вырвав из неё матку с её нерождённым от главгероя ребёнком. А после сожрал и её саму. И всё это Иштар сочла благоразумным не показывать целиком…
  • To Your Eternity — мальчику Гугу огромное бревно падает прямо на лицо. Он не только выживает в краткосрочной перспективе, но даже доживает до взрослого (или, как минимум, юношеского) возраста, обзаводится друзьями, прокачивается физически и вообще прокачивается… Вот только его лицо после травмы зрителю больше никогда не показывают, зато окружающие персонажи от него шарахаются, как от чумного. А в тех редких кадрах, где Гугу всё-таки повёрнут лицом к камере, либо царит полумрак, либо ниспадающие волосы скрывают почти всё, кроме неестественно распахнутого уцелевшего глаза.
  • Excel Saga — троп играется шутки ради и с чёрным юмором:
    • В первой серии, когда Эксель убивает колюще-режущим предметом мангаку Коши Рикудо, вместо сцены убийства показан расслабляющий видеоряд с пляжем и играющим котёнком (цензура-с). Впрочем, на трупе бедолаги тоже в итоге не оказалось никаких ранений, только иероглиф 死 (смерть) на лбу.
    • Сабж также присутствует в полной версии эндинга «Menchi no Aishu no Borero» (жалобная песня от лица собачки Мэнти, которую «добрая», но голодная хозяйка то и дело норовится сожрать). Перед третьим куплетом звучат крики боли и завывания перепуганной насмерть Мэнти, которые закадровая переводчица расшифровывает как мольбу о пощаде, а в финале слышны звуки ножа, нарезающего овощи, и обжаривания мяса на сковородке (то есть, подразумевается, что бедную животинку всё-таки убили и приготовили). В альтернативной версии, где Мэнти и переводчица поменялись местами, перед третьим куплетом мы слышим уже истошные женские крики (очевидно, жертву готовят живьём).
  • «Сказки братьев Гримм», серия «Волк и Лис» — получилось стараниями американских цензоров. Попытка Волка налопаться яичницы в крестьянском доме закончилась на том, что он разбил тарелку, на шум прибежали хозяева и выдали серому болвану тумаков на год, если не два вперед. В оригинале сцена избиения Волка, не слишком-то и подробная, хотя и заставляющая немножко пожалеть бедолагу, демонстрировалась без купюр. В американском прокате ее полностью вырезали — Волк с очень выразительным «Ой, б…» на морде замирает на крыльце дома, оказавшись между крестьянином и его женой, экран темнеет, и в следующем кадре уже жестоко избитый Волк, громко плача и постанывая, хромая на все четыре ноги, ковыляет по лесу под радостный смех остальных зверей.

Видеоигры[править]

  • Might and Magic VIII: Day of the Destroyer — при заключении союза с рыцарями мы видим ролик, как они убивают золотого дракона. Рыцари зажимают его в специальном механизме, фиксируют голову, после чего к нему подходит громила с огромным топором. Потом кадр сменяется на маленького дракончика, сидящего в клетке. Слышен чавкающий звук, дракончик в ужасе отворачивается и закрывает глаза передними лапами.
  • Clock Tower: в одной из концовок так погибает Дженнифер — героиня входит в лифт, двери закрываются. Внезапно слышен её крик и режущие звуки. Из-под дверей лифта вытекает кровь.
  • «Game of Thrones» — в такой форме подана расправа Рамси над пленником в лесу. Дикие вопли прилагаются.
  • Yandere Simulator — не показываются пытки главной героини над несчастными жертвами. Просто показывается, как жертва в ужасе молит о пощаде, а затем — чёрный экран.
  • Spec Ops: The Line — 33-ий батальон пытает агента Дэниелса и пускает трансляцию по всему Дубаю, надеясь выманить остальных агентов ЦРУ. Луго перехватывает этот сигнал, и «Дельта» слышит вопли, жужжание дрели и визг циркулярной пилы.
  • Mafia 2 — Тони Бальзам расправился с Лукой Гурино, отправив его в ту же мясорубку, на которой сам Гурино незадолго до этого убил некоего Фрэнки Мика. Расправа свершилась по ходу дела за кадром, пока Вито Скалетта потихоньку доезжал либо отмыться, либо сразу в бар «Мальтийский сокол».
  • Drakengard 3 — после одного из боссов игроку предлагают полюбоваться картинкой, пока звукоряд являет собой троп во всей красе.
  • Touhou Project — здесь чуть ли не весь сеттинг представляет из себя троп. На первый кажется, что это прекрасный мир милых девочек… Вот только одна милая маленькая девочка людей ест, а другая отрубает им головы ради удовольствия. Да и вообще большинство попаданцев в Генсокё обычно умирают, а те, кто выживают, обычно сразу же хотят вернуться обратно. Но в кадре ничего из этого не показывают.
    • Нитори Каваширо давит педаль в пол. Думаете, это типичная застенчивая синеволосая девушка? А знаете, что такое «сирикодамы», которые она использует в одной из своих атак? Сирикодама — это такой мягкий шарик, который находится внутри каждого человека в единичном экземпляре. И его извлечение для человека смертельно. А теперь вспомните, что во время своей атаки Нитори разбрасывает эти шарики сотнями
  • «The Witcher 3: Wild Hunt» — если Геральт, в ходе квеста «Дикое сердце», решит не спасать сестру Ганны, то та начнёт молить о пощаде, пока на неё надвигается волколак-Неллен. Затем начнётся затемнение, вопли ужаса и хруст разрываемой плоти. Когда затемнение исчезнет, Геральт будет уже на поляне перед домом.
    • Когда раненый Крах ан Крайт бросается в последнюю атаку на Короля Дикой Охоты, камера не показывает как именно Король его убил. Зато слышны такие звуки, что возможно и к лучшему что не показывает.
  • Grand Theft Auto V — когда Флойд и Дебра выгоняют Тревора из своей квартиры, он выходит из себя, и… до следующего переодевания ходит в заляпанной кровью майке. Он убил обоих? Кого-то одного? Уронил банку с вареньем? Нам не показывают, и возможно к лучшему.
  • Fallout: New Vegas — когда Курьер входит в Ниптон, он уже представляет собой зрелище не для слабонервных, но самый ужас остался за кадром. Игрок может восстановить всю картину резни только по рассказам участников событий и по положению останков горожан, бойцов НКР и легионеров. Домашняя обстановка способствует нагнетанию ужаса — на тарелках ещё осталась еда. Сидят, мирно завтракают — а тут вламываются в дверь какие-то изверги и тащат на лютую смерть…
  • Honkai: Star Rail — мягкий вариант: Байлу в финале квеста «Словно утренняя роса» таки соглашается исполнить последнюю волю Банься и излечить её «возлюбленного» от ранних симптомов «мары»… не смотря на то, каким козлом он оказался. Впрочем, раз уж Байлу соглашается исцелять его целиком, то для начала ему можно устроить и дополнительные переломы хребта и челюсти — в качестве такой вот мести за участь Банься. И всё это происходит на фоне затемнения.
  • Final Fantasy VIII - сцены применения техники пожирания, позволяющей персонажу зохавать врага. Замещаются пасторальными картинками, но жуткий хруст с последующим проглатыванием слышен хорошо и отчётливо.
  • Death end re;Quest — самые жестокие моменты вам показывать не будут. Зато вам детально опишут их, текстом и со звуками.

Визуальные романы[править]

  • Saya no Uta — с прикрученным фитильком. Благодаря искаженному восприятию действительности Фуминори (а заодно и игрок, который читает повествование самого главгероя) всего лишь видит, как его ненаглядная Сая кушает какие-то аппетитно выглядящие и не менее аппетитно пахнущие «фруктошарики», после чего с удовольствием присоединяется к трапезе. А в реальности же… человечинка.
    • Да и в целом, хотя жути в игре хватает, самая жесть все-таки вынесена за кадр — так, в сцене гибели Оми видны только ее расширенные от ужаса глаза, смерть Кодзи и вовсе дается красной вспышкой и затемнением. Ну и подлинный вид Саи, способный кого угодно мгновенно свести с ума, показан оооочень фрагментарно.
  • School Days — концовка «Шаг в пустоту». Собственно, кровавая смерть Котонохи после того, как она бросилась с крыши, не показана никак — только видно, как встретились взгляды её соперницы Сэкай и отвергшего её Макото с ней за секунды до того, как она должна была разбиться. Но несмотря на это, по мнению многих фанатов этот момент — один из самых страшных и пронзительных в визуальном романе.

Интернет-проекты[править]

  • SCP-231 — Особые требования к персоналу. Видно, что во время протокола, творится что-то очень плохое, что всем сотрудникам, причастных к протоколу, предоставлены высшие классы амнезиаков.
    • Альтернативная версия и зигзаг: особые условия содержания требуют того, чтобы персонал считал, что во время протокола творится что-то нехорошее.

Музыка[править]

  • Песня «Ляписа Трубецкого» «Чотка нам у лесе» — развесёлая песня о группе девушек, которые пошли в лес собирать клюкву. Нашли только останки.
  • Imagine Dragons, «Radioactive» — за кадром погибает безымянный главный антагонист, которого окружают игрушки, над которыми он устроил тотализатор.

Прочее[править]

  • Диафильм по «Волшебнику Изумрудного города» — смерть Людоеда не показана. На картинке Железный Дровосек стоит у него за спиной, замахиваясь топором, а на следующем кадре на чёрном фоне написано, что Людоеду пришёл конец.
  • Социальная реклама против жестокого обращения с животными «Boiled Bear» («Варёный медведь») — показывают лишь чёрный фон с текстом «рецепта», а вот стон и рёв несчастного косолапого, которого охотники избивают и затем опускают в чан с кипятком, мы слышим во всей красе…

Примечания[править]

  1. Абсолютно реальная пытка, использовавшаяся против красноармейцев в Гражданскую войну. Весьма вероятно, что и немецкие вояки что-то подобное практиковали.