Закадровый смех

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Ребята придумали самую гениальную вещь — я вам скажу как продюсер с телека. Раньше, помните, были комедии, там был смех за кадром. <...> Они сделали смех за кадром в кадре. »
— Продюсер известного фильма о кавказских гопниках

Закадровый смех — довольно распространённый приём не только в комедии положений, но и в любых юмористических шоу. Обычно это смех реальной публики, перед которой ведётся съёмка, но бывают и исключения. Закадровый смех появился ещё до телевидения и широко использовался на радио, где комедии записывались в студии перед публикой. Изначально эффект закадрового смеха не имел какой-то определённой цели, и был просто чем-то вроде побочного эффекта в игровых комедийных шоу. Впоследствии продюсеры радио и раннего телевидения стали воссоздавать эту атмосферу присутствия публики, включая закадровый смех в саундтрек. С возникновением закадрового смеха, который записывался отдельно, связана следующая забавная история: на одно популярное комедийное радио-шоу, которое записывалось перед публикой, был приглашён известный комик Боб Бёрнз. Он шутил так смешно, что публика хохотала от души, и за смехом едва было слышно самого актёра. Прослушав запись, сценарист шоу посоветовал сохранить дорожку на всякий случай. Через пару недель очередной выпуск шоу вышел не очень смешным, и вот тогда-то и решено было использовать сохранённый смех.

С появлением телевидения запись шоу и ситкомов в студии с аудиторией быстро набрала популярность. Поначалу для записи использовалась только одна камера, которая не мешала публике наблюдать за актёрами, но впоследствии был изобретён метод, при котором шоу снималось несколькими камерами одновременно; первой ситуационной комедией, в которой этот метод применялся, стал сериал «Я люблю Люси», успех которого был просто грандиозным. Снятые таким образом шоу выглядели эффектнее в телевизоре, но публика в студии едва видела, что происходит на сцене. Кроме того, вскоре такие ежедневные и еженедельные шоу оказались не по карману большинству компаний. Отдельная дорожка стала использоваться всё чаще.

Вокруг предзаписанных дорожек со смехом возникало множество споров и разногласий: продюсеры и актёры чаще всего негодовали по этому поводу. Смех не всегда получался таким, как хотелось бы. Однако всем было ясно, что комедийное шоу без закадрового смеха обречено на провал. Американский зритель настолько привык к нему, что порой не мог понять, что смотрит комедию, если в ней не было смеха.

Несколько лет спустя запись перед живой аудиторией вновь стала популярной. Публика в студиях увидела сразу несколько новых ситкомов в семидесятых. С тех пор живой закадровый смех считается нормой, однако и исключения из этого правила также нередки.

В настоящее время мнения по поводу использования закадрового смеха в ситкомах разнятся. Некоторые считают, что это звуковая дорожка «для не очень умных людей», которая на самом деле не нужна, так как портит всю идею распознавания шутки, действуя как разъяснение непонятного анекдота. Кто-то же, наоборот, находит в закадровом смехе положительные стороны: он якобы позволяет зрителю спокойно заниматься своими делами во время просмотра комедии, переложив ответственность смеха над шутками на телевизор. При этом зритель чувствует, будто смеялся он сам.

В наше время аналог закадрового смеха используется в рекламе пабликов в социальных сетях, представленной в виде смс-переписки двух людей, один из которых угорает над шутками другого. Часто — гипертрофированно.

Инверсия[править]

  • «Концертный» альбом «Гражданской обороны» «Песни радости и счастья» был на самом деле студийной записью, на которую перед выпуском наложили бурные овации с чужих концертов. Впрочем, на каноничных переизданиях нулевых годов никаких посторонних шумов уже нет.
  • В «Кроликах» Дэвида Линча закадровый смех вообще никак не связан с репликами персонажей. И от этого становится жутко.
  • Знаменитый концертный альбом Джонни Кэша «At Folsom Prison» с выступления в Фолсомской тюрьме — на самом деле концертный, но значительная часть оваций и смеха аудитории наложена в студии: заключённые, опасаясь, что если тюремному начальству что-то не понравится, то не видать им больше концертов, вели себя слишком тихо и спокойно.