Закон злодейской смены стороны

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья RedemptionDemotion. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Если на сторону добрых парней переходит один из главных гадов или босс, то он теряет всю крутость, что имел раньше. Если на сторону хороших переходит краснорубашечник-штурмовик, то он становится значительно круче своих бывших подобных коллег.

Наверное многие замечали, что когда злодей совершает поворот направо, он будто слабеет. Когда он был злодеем, у него были свои гениальные планы по захвату мира, он регулярно отвешивал люлей героям и протагонисту просто потому, что они по сюжету ещё недостаточно сильно развились духовно и физически, он был внушительным и пугающим, в конце концов. После того, как он понял все свои ошибки и начал помогать героям, дабы исправиться, всё это будто стирается: теперь, чтобы расправиться с парочкой головорезов самого главного гада, ему требуется время и лишняя драма вместо обычного щелчка пальцем, как он раньше привык делать с героями. Что же случилось?

Да вот теперь он находится на стороне героев: а значит, ему не положено быть имбой и сметать негодяев направо-налево, иначе будет и неинтересно. Смотреть, как постепенно герои развиваются, чтобы победить на первый взгляд непобеждаемого противника — это одно. Иметь такого «противника» в качестве союзника — это другое. Именно поэтому и кажется, что злодей ослабел.

Троп может быть обоснован: например, силы злодея работают только благодаря поддержке злости и ненависти, персонаж мог быть подвержен каким-либо злым силам, которые герой с него снял, он мог поклясться больше никогда не применять свои злые и запретные приёмы, а может, ощущение вины за проделанное в прошлом сказывается на его неуверенности в настоящем. Или бывший злодей пользовался способностями, навыками и другими знаниями, которые были направлены против добра, а теперь они бесполезны, и всему надо учиться заново (так же это работает и с героями, которые стали злодеями). Однако в большинстве случаев троп остаётся необоснованным.

А вот если на сторону героев переходит какой-нибудь штурмовик, или головорез, коих в армии главного гада было тысячи, то такой персонаж начнёт раскидывать своих бывших друзей только так! Всё дело в дисбалансе: головорезы являются обычным пушечным мясом, с которым герои должны расправляться на раз-два, и когда среди этих головорезов появляется «не такой», то он обязательно должен быть круче и сильнее, дабы выделиться. А головорезы так и остаются массовкой.

Противотроп (злодей, сменивший сторону, остаётся таким же крутым и в команде героев) — Шестой рейнджер.

См. также — Могучий перебежчик, Имба у врага — пустышка у игрока

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Русские народные сказки: если какой-нибудь Золотой Орёл дерётся с Иваном, то он уверен, что круче него только гора Казбек, да и то местами. Наверное, эта его уверенность на чём-то основана? На жизненном опыте, на знаниях, полученных из многочисленных путешествий... Потерпев поражение, он решает, что круче него только Иван. Но если после этого он отправится с Иваном в путь в роли его спутника и компаньона - следующий противник гарантированно завяжет его в узел, можно и ТТХ не сравнивать.

Кино[править]

  • «Звёздные Войны: Эпизод 7 — Пробуждение Силы». Финн, бывший рядовым штурмовиком, переквалифицировался в повстанца — пулемётчика, толпами выкашивающего своих бывших однополчан и сбивающего тай-файтеры пачками, а потом ещё и махался на световых мечах с Кайло Реном (не очень удачно, но и не погиб от первого тычка, как по идее должно быть с штурмовиком, впервые взявшим меч, против годами тренировавшегося тёмного форс-юзера).
    • Обоснуй от самих авторов фильма: Финн — «дополнительный Избранный» (Спутник Героини, назначенный Великой Силой) и чувствительный к Силе человек, долгое время не знавший о своих особых способностях. А когда он о них узнал — он всё время пытался сказать о них героине, но каждый раз (ради дешёвой драмы и авторского по отношению к зрителю троллинга) что-то мешало, и зритель мог вообразить, что Финн «влюблён в Рей и никак не найдёт в себе духу признаться ей в этом».

Телесериалы[править]

  • Community — Бен Ченг, вечно гадивший и мешавший героям, его роль значительно уменьшилась, когда он присоединился к учебной группе в 6 сезоне.
  • Buffy the Vampire Slayer — Спайк настолько яркий пример этого тропа, что на ТВ-тропах он даже называется «Спайкификация».
  • Game of Thrones (TV) — Джейме Ланнистер же! Однако тут вполне обоснованно: он лишился правой руки да и вообще не был таким плохим парнем, каким изначально казался.
    • А вот остальные примеры более или менее зыбки — и, вполне возможно, вызваны тем, что про сюжет нам многого так и не рассказали (с нетерпением ждём выхода книг!). Скажем, когда Тирион помогал семье, он был прекрасным тактиком и строил неплохие планы, а как присоединился к Дейнерис, так плавно начал превращаться в Капитана Очевидность. Хотя… в сети ходит теория, что Тирион на самом деле лоялен Ланнистерам, что в свете последних сезонов не так уж и натянуто. Как вариант, Тирион пытался «усидеть на двух стульях одной попкой», а это никому никогда не идёт на пользу. (Из сцены прощания безутешного Тириона с мёртвыми Джейме и Серсеей ясно, что оба ему были очень дороги. А ещё Тириону, без сомнения, были дороги и Серый Червь с сериальной Миссандеей, и Джон, и Варис, и Дени. Слово Божие вдобавок гласит, что Дени он ещё и вожделел[1]. Каково ему было инспирировать её устранение! Но, как он был убеждён, пришлось) И третий вариант — получилась реальность в отношениях карлика с вином.
      • В большей степени Варис, который после перехода на сторону Дейнерис тоже разом сдал. Впрочем, Слово Божие гласит, что Варис (и в книге и в сериале), ненавидя рглориан, при этом зачем-то считал нужным на них работать (?), а потому отчаянно «метался между, как минимум, двумя сторонами».
      • С очень большой натяжкой и Мизинец, так как сохранял верность прежде всего себе, но попросту был с позором слит. С другой стороны, Мизинца, по всей видимости, просто переиграл псионик и скрытый интриган Бран (если это так — тогда было бы неплохо, чтобы авторы чуть сильнее подчеркнули это в сюжете… чего они не сделали).
  • The Walking Dead — второй случай. Дуайт, один из множества Спасителей, в начале убивший Абрахама (в телесериале — Дениз), в конечном счёте свергает Нигана и становится одним из главных героев.

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда об Аанге» — принц Зуко, когда перешёл на сторону Аватара, лишился злости и магии Огня, которую из неё питал. Пришлось учиться заново. Выучился и стал ещё сильнее, чем был. Причём, как выяснилось, его дядя Айро обучался точно так же.
  • «Ким Пять-с-Плюсом» — Рон Так-Себе в режиме злодея невероятно эффективен — подменяя Драккена, он оказался намного эффективнее последнего как в разработках планов, так и в сохранении лояльности Шиго (что не так уж сложно, так как Драккен не настолько злодей, каким пытается быть).
    • Попав под действие того же прибора вторично, Рон демонстрирует великолепные боевые навыки — при том, что «добрячком» он всё больше убегает. Зато подобревшая Шиго становится милой и робкой учительницей — в ней невозможно опознать прежнюю боевую стерву.
  • Wander Over Yonder — Major Threat, в русской озвучке названный Великим Хаосом. Запредельно крутой псионик, совершенно отутитамленный и потому в финальной битве с Доминатором бесполезный, хотя в первое своё появление одним махом сгинул кучу злыдневских монументов на разных планетах. Похоже, как раз вариант с запретными приёмами. Причём самое странное в том, что он психанул, когда Злыдень пнул своего миньона, а набить морду требовалось злодею, который только и делает, что обижает слабых.
    • А вот КУБ ТЬМЫ своих привычек не растерял и предложил в качестве плана нечто настолько ужасное, что Сильвия отказалась.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — Дискорд же! Впрочем, о многом из того, что происходит в Эквестрии, дух хаоса в своём измерении может не знать. Иначе и королю Шторму бы наваляли, и в финальном двухсерийнике 8 сезона злодейке пришлось бы несладко.
    • Обоснованно слаб он только в противостоянии с Кризалис — её трон на территории всего улья блокирует любую магию, кроме магии чейнджлингов.
    • Возможно, что Дискорд с кем хочет, с тем и сражается. Трикстер же! Стартовый двухсерийник девятого сезона если не подтвердил прямо, то дал толстенный намёк именно на этот вариант.
    • А вот развоплощение от магии Старлайт в 8 сезоне… не исключено, что он просто прикалывался.
      • Не стоит исключать и того варианта, что Дискорд, как явный хаосит, попросту наслаждается такими вещами и просто не хочет портить «удовольствия».
  • «Зелёный Фонарь» — Рэйзер, перейдя на сторону положительных персонажей, сильно ослабел, поскольку, будучи Красным Фонарём, получал силы из ненависти.
  • «Приключения Джеки Чана» — Тору, бывший громила Вальмонта, а ныне подмастерье дяди Чана. Начиная со второго сезона (где и повернул направо) регулярно страдает от эффекта Ворфа в исполнении прочих громил.
  • «Вселенная Стивена» — в некотором смысле Перидот. Изначально попортила немало крови Кристальным Самоцветам, но после оздоровительной порки и Стивенотерапии заделалась-таки защитницей Земли и Кристальным Самоцветом, при этом растеряв все свои техногаджеты из Родного мира, в которых и заключалась её сила. Впрочем, потом она открыла в себе способность к феррокинезу, которая скорее потянет уже на Шестого рейнджера.

Комиксы[править]

  • «Infamous Iron Man» Бендиса — зигзаг. С одной стороны, доктор Дум — крайне могущественный человек даже после потери власти над Латверией и немалой части ресурсов, поэтому может просто пойти и взять в плен всех остальных злодеев Marvel сразу. Но с другой, так как сюжеты в Marvel строятся по принципу ситкомов (в каком состоянии всё было на начало серии, в таком же должно быть и в конце), то арест кучи злодеев в глобальном плане не меняет ничего, так что они преспокойно продолжили злодействовать в сериях других персонажей.

Веб-комиксы[править]

  • «Глубина заблуждения»: нестандартный пример с противоположной хронологией процесса. В комиксе, начало которого пародирует «Матрицу», Нео случайно проспал зов судьбы и стал противником положительных персонажей, при этом применяя к виртуальному миру столь мощные хакерские способности, каковых в изначальном фильме не имел даже после клинической смерти.

Аниме и манга[править]

  • Naruto — Гаара. Изначально кажется психически неуравновешенным злодеем, готовым убить любого (особенно хорошо это видно на экзамене), однако после поражения от Наруто Гаара становится более спокойным и теряет всю свою безбашенность, а позднее и внутреннего демона, дававшего ему большую часть сил.
  • JoJo's Bizarre Adventure — бедолага Спидвагон пострадал от нарутотерапии за двенадцать лет до выхода «Наруто». Начинал, как грозный разбойник с боевой шляпой, но, подружившись с протагонистом, не просто подобрел, а практически разучился нормально драться. Хамонщика из него тоже не вышло. Новая роль Спидвагона до самого финала — сентиментальный балласт, комментатор схваток, имя которого стало чуть ли не нарицательным, и небоевой товарищ, восхищающийся каждым шагом ДжоДжо (только помпонов и костюмчика чирлидерши ему и не хватает).
    • Рохан натягивает этот закон и становится сильнее, повернув направо! Изначально он скован условиями: жертва должна ощущать связь с рукописью и смотреть на неё. К чёрту связь! И рукопись туда же! Стенд тупо налетает на цель и делает из неё открытую книгу. Только Рохану и этого мало. К чёрту зрительный контакт! Ближе к концу его стенд уже действует со спины. В итоге первая битва Рохана и Джоске превращается в фарс. Па-адумаешь, не видит он ничего! Нынешнего Рохана такой ерундой не остановишь.
      • Впервые сразившись с другим стендюзером и получив по щам тщательно проанализировал слабости своего стенда и начал прокачиваться с целью их ликвидации?
  • TTGL — аверсия в случае с Виралом: поворот направо вообще никак не отразился на его крутости. А в случае с Лордгеномом имеется железобетонный обоснуй: когда от твоего тела осталась одна только башка, не больно-то повоюешь.
    • Алсо, Ния, будучи хорошей, была исключительно девой в беде, зато, став посланником, обзавелась крутыми абилками, которые сразу же начала использовать против бывших друзей.
  • One Piece — Аверсия. Фрэнки и Робин, изначально бывшие врагами мугивар после вербовки крутизны не растеряли (хотя Робин уже не может так смачно ломать противников и всё больше нейтрализует статистов). Можно притянуть за уши Усоппа, устроившего разборку с Луффи с новыми гаджетами, но после перевербовки он никуда их не потерял. Хотя они злодеями так-то и не были. Но если смотреть на полноценных злодеев, что стали временными союзниками Луффи, то ситуация в принципе не меняется. Крокодайл как был крут, так и остался; Багги как был некрут, так и остался; Цезарь Клаун как был между крут и некрут, так и остался.
    • Крокодайл — лютейшая инверсия. Став союзником Луффи, он успел сцепиться с Джозом, Дофламинго, Михоуком и Акаину, вообще без последствий для себя! (Иванков и Джимбей нервно курят в сторонке). У поклонников возник только один вопрос: как настолько крутой чел умудрился уступить резиновому дебилу в Алабасте?!
    • С Канджуро — ситуация, аналогичная с Нией. Пока добрый — чуть ли не балласт (что в альянсе, что — среди Красных Ножен), который паршиво владеет своим Дьявольским Фруктом и толком не дерётся. Плохой Канджуро рисует быстро и качественно, а мечом владеет так, что легко отмахивается одной рукой от Кавамацу — одного из сильнейших Ножен. Правда, тут, можно сказать, реконструкция тропа. Пока притворяется хорошим, он специально халтурит, может помрут или другим способом будут обезврежены, тоже хорошо? А явные диверсии совершать всё-таки не очень умная идея.
  • Shingeki no Kyojin — Райнер Браун / Бронированный Титан не меняет сторону, но сюжет подает это в таком ключе. Будучи одним из самых грозных противников разведкорпуса и человечества внутри стен, в арке Марли, в которой Райнер фактически становится главным героем, начинает чувствовать вину за свои действия и пытается совершить самоубийство ради искупления, читатель выясняет, что Райнер не так уж и грозен: в детстве он был самым слабым из своей группы солдат и изначально не должен был получить силу титана, родные люди Райнера, как минимум, не уважают, скидывают все военные неудачи на него, считают слабаком, сильно изменившимся после контакта с «элдийскими дьяволами», и уже ищут кандидата на его замену в лице Бронированного Титана, а в следующей битве с Эреном Райнер получит сильную трёпку, хотя раньше с ним сражался наравне, впрочем, тут и Эрен сильнее стал, потому что акцент антагониста произведения смещается на него.
  • Sailor Moon — четыре сестры-Преследовательницы из второго сезона же! После исцеления Сейлор Мун утратили связь с Чёрной Луной и все сверхспособности, став обычными земными девчонками.

Видеоигры[править]

  • Во множестве JRPG. Там это просто один из штампов, повторяемый так часто, что стал традицией.
    • Chrono Trigger — после присоединения к команде героев Магус превращается из серьёзного босса в не особо выдающегося бойца и вынужден вновь учить все свои крутые приёмы. Обоснованно: во-первых Лавос высосал часть его силы, во-вторых он теперь сражается без подготовки.
  • Portal 2 — ГЛэДОС, и тоже обоснованно: от неё осталась одна микросхема, работающая на картофельной батарейке.
  • Игры серии Forgotten Realms.
    • Baldur's Gate II — Саревок.
      • У него обоснование — волшебные меч и доспехи из первой части так и сгинули неизвестно где. Впрочем, квалификации Саревок не растерял — двуручником он владеет лучше всех прочих напарников
      • С фитильком: в одном фанатском моде можно в конце BG2 уболтать Айреникуса вступить в злодейскую партию игрока — и в пати будет маг 30-го уровня (вдвое больше, чем максимум у обычных персонажей). Вот только заклинаний 30-го уровня ему никто не написал, доступен самое большее девятый, как и всем.
    • Neverwinter Nights 2 — Аммон Джеро.
  • Castlevania 3 — Грант и Алукард. Обоснованием может служить то, что мы их только что сильно побили, да и Грант до победы над ним был заколдованным монстром. Особенно заметно в американской версии, где у Гранта после присоединения убрали возможность кидать его нож, теперь он может им только тыкать.
  • Dragon Age — Логэйн МакТир. Во время битвы с ним на Собрании Земель (особенно если проиграть ему, ведь в таком случае биться придётся с ним и его охраной) доставляет игроку кучу проблем и сносит жизни начисто. Если его присоединить к группе — танк, как танк, ничего особенного, Алистера можно прокачать куда покруче.
  • Spore — стопроцентная аверсия. На этапе существа можно принимать в свою стаю отшельников, которые не теряют своей крутизны, и маленьких существ, которые даже подрастают. Захватывая города цивилизаций, их можно перестраивать и укреплять гораздо сильнее, чем это делает компьютерный соперник.
  • Серия стратегий «Казаки»: если в вашей армии нет пехоты, способной уничтожать здания самостоятельно (например, при игре за Украину или Турцию, либо в режиме «без XVIII века») — вам всегда помогут наёмники из дипломатического центра. Но наёмный лучник и наёмный гренадер даром что визуально не отличаются от «обычных», на несколько порядков слабее. Справедливо для всех наёмников в игре, но если без рундаширов, казаков и драгун ещё можно обойтись «национальными формированиями» (да и банально дорого делать ставку на них), то воевать без гренадер очень тяжело.
  • Crash Bandicoot — в команде Кортекса Кранч был серьёзным злодеем и достаточно интересным персонажем. Как только свернул направо, вся крутизна куда-то подевалась, а интеллект — изначально невысокий — упал ниже плинтуса. Начиная с Twinsanity, Кранч либо ничем не помогает, либо вредит по мелочи, вновь попав под контроль злодея.
  • Stellaris — что восстановленный дредноут, что выращенный из яйца эфирный дракон, будут на порядки слабее Левиафанов, с которыми вы сражались.
  • PAYDAY 2. Второй вариант. Навык на обращение пленного полицейского в союзника делает его значительно более живучим. Зигзаг — неулучшенный навык снижает входящий урон по такому рабу добровольцу лишь на 54 %, и под плотным огнём он всё равно быстро погибает. А вот улучшенный навык снижает урон на 99 % (!), что резко повышает выживаемость.
  • Такова игровая условность во многих играх серии Total War, как правило, на высоких сложностях. Могучая держава, бешеными темпами развивавшая экономику, и захватывавшая новые земли, терроризируя всех окружающих, после перехода в ваш стан становится сборищем инвалидов с одной стороны, идиотов с другой стороны, и инвалидов-идиотов с третьей. Максимум способностей такого союзника — развязать войну с другой дружественной (но не союзной) к вам страной, и бесславно сдохнуть под ударами её армии, даже если эта армия состоит из бомжей и шлюх. А всё потому что читерский искусственный интеллект без снятия с него читов превращался бы в ходячий IDDQD.
  • Heroes of Might and Magic IV — где-то между сражением с Эмилией и началом собственной части кампании Солимир умудрился потерять несколько уровней.
    • В 5-ой части та же участь постигла Аграила.
  • Saints Row: The Third — в некотором роде инверсия. Бронетехника, на которую мы взбираемся, оказывается намного прочнее аналогичной бронетехнике у врагов. Особенно заметно с танками.
  • Серия Disgaea — Любой именитый враг при переходе на вашу куда-то девает свои статы, хотя с возможностями прокачки в данных играх это совсем не критично. Особенно угарно, но при этом и обоснованно с Этной из второй части, которая из-за неправильного ритуала сдулась с тысячного уровня на первый.
  • Dynasty Warriors и спин-офф про Японию — между зигзагом и полноценной инверсией. Да, многие офицеры теряют уровни при переходе на вашу сторону, зато им открываются такие фичи, которые всё это с лихвой перевешивают. Инверсия в Warriors Orochi 4, где офицеры (особенно богам, особенно Одину) приобретают фактически чит-коды за сотрудничество с вами.
  • Warcraft 3 — инверсия. После окончательного перехода на тёмную сторону силы Артаса, у него пропадает хаос-атака, здоровье падает примерно вдвое, а урон становится не в пример ниже. А вместо десятого уровня теперь первый.
    • Наги в дополнении Frozen Throne — троп в чистом виде, причём сразу для всей фракции. Нормальных миссий со строительством базы за них всего две, а против них — штук семь. Но в этих двух миссиях урезано число доступных юнитов — ни в одной нельзя нанимать чертовски мощных наг-гвардейцев, которых наги в обычных миссиях обучают как обычных юнитов, а летающих коатлей — только во второй, где от них толку немного.
  • Golden Axe 3 — по ходу игры герою (или героям) приходится столкнуться с двумя оставшимися героями, попавшими под власть главгада. Молодецкой силушки от этого добавляется настолько, что из них становится сложновато выбить дерьмо проклятие даже вдвоём.
  • Mass Effect 3 — Ева Кор без проблем выживает при крушении челнока и голыми руками отправляет в реанимацию Эшли или Кайдена. Однако когда тело этой терминаторши захватывает СУЗИ, она утрачивает всякое физическое превосходство над остальными членами отряда.
  • Injustice 2 — в принципе, Брейниака можно открыть двумя способами: пройдя сюжетную кампанию до конца или купив DLC с ним. Правда, в качестве финального босса в «режиме башни» и около-финального в сюжете он может пользоваться особыми и очень болезненными для противника спецприёмами, недоступными для его играбельной версии.

Примечание[править]

  1. Если (как упорно гласит одна из фанатских теорий) Тирион ещё и её биологический брат по отцу — вот смеху-то будет