Запретная магия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Dark Arts. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Непростительные заклятия, Гарри Поттер

Тяжело быть чародеем! Особенно чародеем, использующим… скажем так не совсем этичные и несколько аморальные заклинания и ритуалы. Народ при виде меня разбегается, священники грозят адскими муками, а некоторые мерзавцы и вовсе на жизнь покушаются! Где этому быдлу и узколобым фанатикам понять, что малые жертвы ради великих целей всегда окупаются!

Ну ничего! Есть ведь ещё места, где магию уважают, а использующие её занимают то положение в обществе, которое заслуживают. Там-то я смогу заниматься своим искусством беспрепятственно!

Итак, явись на мой зов, князь Злобнориэль, и дай мне… Что!? Вы куда тащите? Суд? Запрещённая магия? Адвокат советует чистосердечное признание, а иначе — пожизненный срок в Азкабане? Как так-то!?

Следует понимать, что, если в рамках закона существует такое понятие, как запретная магия, то есть и разрешённое колдовство. Поэтому под троп не попадают случаи, когда за любую волшбу готовы спалить на костре.

Почему именно эта магия запретна? Есть разные причины, но чаще всего она:

  • Очень могущественна, и потому нельзя позволять её использовать, если не хотите слишком часто править карту.
  • Оставляет проблемные побочные эффекты, связанные с местностью, вроде зон антимагии/магической радиации/призыва опасных существ.
  • Опасна (возможно, даже смертельно) для самого мага.
  • Крайне негативно влияет на личность и рассудок использующего её.
  • Требует обязательного убийства людей или нанесения им иного вреда.
  • Связана, а то и исходит от тёмного властелина/Дьявола, и её использование усиливает его.
  • Незаметна и потому неконтролируема.
  • Ограничивает свободу воли разумных существ.
  • В особо мирных сеттингах такой магией может быть даже обычная боевая магия, по крайней мере, если она применима исключительно для причинения вреда.
  • Просто эстетически отвратительна и аморальна с точки зрения общества.
  • А возможно, что единственная причина объявления этого колдовства запретным — желание правительства или руководства определённой организации. А справедливо это или нет — уже другой вопрос.

В фэнтези запретная магия стоит на двух столпах: некромантия и демонология, чуть реже встречается магия крови.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Гарри Поттер» — тёмные искусства как таковые. Особенно три Непростительных заклятия (Круциатус, Империус, Авада Кедавра), за применение любого из которых на человеке действительно назначается билет до Азкабана в один конец.
  • «Досье Дрездена» — запретной является некромантия, манипуляции со временем и сознанием, призыв Чу-Чу, насильное превращение и убийство с помощью магии в целом. Стоит уточнить, что это относится исключительно к людям: метать огненные шары в вампиров никто не запрещает, а протагонист вон использовал зомби-тираннозавра против гадов-некромантов. За любое нарушение законов магии провинившегося ждёт не очень-то справедливый суд и отрубание головы в качестве приговора. И самое страшное, что такой приговор вполне оправдан, поскольку почти каждый любитель сжигать людей и промывать мозги (даже с самыми благими намерениями!) быстро превращается в полнейшего морального урода-чернокнижника.
  • «Под знаком Мантикоры» Пехова — запрещено всё, что не относится к Церкви. А младенцам, когда их окунают в купель, блокируют магические способности, разблокируемые при постриге в монастырь.
    • За ритуал подчинения воли на костёр отправят любого и без разговоров.
  • Ольга Громыко, «Цветок камалейника» — фактически запрещена магия природы как языческая. Причём Церковь двуликого Ира смахивает на мраккультистов, так как у Ира есть два лика — светлый и тёмный. А ещё в этой Церкви всем заправляют рептилоиды, а «зверушками» Ира являются инсектоиды.
  • «Легенды Этшара» — запрещены Sorcerers (в разных переводах именуемые то «чародеями», то «колдунами»), потому что проиграли войну Wizards (в разных переводах именуемые то «чародеями», то «волшебниками»).
  • Эльфийский цикл Хеннена — запрещена языческая магия прекрасного народа, монополией на магию обладает Церковь, помимо подложных чудес использующую силу, происходящую от… демонов! (правда, сами творящие чудеса не знают об истинном происхождении своей магии).
  • «Лабиринты Ехо» — запрещено применение сильной магии, потому что её использование истощает Сердце Мира и может привести к концу света. Запрет ослаблен только в области медицины и, позднее, кулинарии. Собственно, протагонист как раз и работает в службе, занимающейся отловом особо опасных магов. Позднее стараниями протагониста Сердце Мира получает неограниченную силу и запрет теряет смысл, но отменяют его постепенно и аккуратно, чтобы не вызвать хаоса в обществе.
  • «Земной круг» — Первый Закон запрещает взаимодействовать с демонами, Второй — поедать человеческую плоть. Однако фактически никто за исполнением этих законов не следит: два сильнейших мага используют в своём противостоянии подручных-едоков, а один из них ещё и прибрал к рукам демонический артефакт. Видимо, мир спасает только то, что кроме вышеупомянутых мало кто не считает магию древним суеверием.
  • «Камень Владычества» Уэйс и Хикмэн — Магия Пустоты, составляющая оппозицию разрешённой стихийной. Собственно, каких-то внятных причин запрета данной магии нет. Просто боги данного континента её не одобряют (на другом континенте боги совсем не против). Этого было достаточно, чтобы не просто запретить Магию Пустоты, а засекретить само её существование. Возможности данной школы носят двоякий характер: с одной стороны, маг Пустоты может использовать любые заклинания стихийников, направленные на разрушение. С другой, есть и некая специфика для посвящённых, которую уместно было бы обозначить как некромантию. Да, самое главное: юноши и девушки! Минздрав… э-э, то есть Церковь предупреждает: применение магии Пустоты оставляет на теле мага незаживающие язвы. Немножко поколдовали — и потом на пляже уже не раздеться!
  • «Мертвый легион» — так называемая магия смерти, опасная лишь для самого мага, поскольку берёт силы не из окружающего пространства, как магия жизни, а из самого мага.
  • «Хроники странного королевства» — стандартно запрещены демонология и некромантия, причём последняя по историческим меркам недавно, а в самом конце запрет на некромантию частично отменили. Но кроме этого запрету также подверглась школа Потаенных Дуновений, воздействующая на подсознание (в отличие от разрешённого Чистого Разума, работающего с сознанием), и некоторые ведовские приёмы аналогичного свойства (например, приворот).
  • «Школа в Кармартене» — достоверно только известно про запрет на воскрешение мёртвых (и исцеление неизлечимых травм, вроде отрубленной руки). Общая формула гласит, что «нельзя идти против законов природы», но что в этом сюрреалистическом сеттинге считается таковыми — большой вопрос.
  • В мире «Ведьмака» эдиктом Капитула магов запрещена некромантия, гоэтия (демонология) и некоторые, если не все, генетические опыты на людях — в том числе те, результатом которых и стало появление ведьмаков.
  • Цикл «Дорога Домой» Виталия Зыкова — легче перечислить, что Объединённым Протекторатом разрешено: стихийная магия, магия Света и некоторые формы астральной магии, то есть именно то, на чём специализируются маги Нолда, «первого среди равных» государства Протектората. К Запретным же областям относятся стихии Тьмы и Смерти (специализация магов Некронда), магия Бездны, а также магические школы рептохов, рептохорсов и логов, посвящённые соответственно астралу, пространству и мироходству. Впрочем, учитывая огромную территорию, которую войскам Протектората приходится контролировать при ограниченной численности войск, неудивительно, что уже к середине цикла в передел мира влезли адепты всех перечисленных Сил.
  • Мать учения — в государствах, образовавшихся на территории бывшей Икозианской Империи, гильдии магов и Церковь Триумвирата традиционно запрещают демонологию и некромантию. Формально не запрещены из-за редкости, но гарантируют магу очень плотный контроль менталистика и магия душ — разумеется, что в спецслужбах подвизаются государственные менталисты, а в лоне Церкви найдутся и раскаявшиеся некроманты и душеловы.
    • Ритуалы призыва Первичных Чудовищ — неатомная бомба сеттинга, так как при успешном завершении такого ритуала в материальный мир призывается «на погулять» одна из сущностей, изгнанных из мира для его же безопасности ещё богами при этого мира сотворении. Точнее говоря, не изгнанных, а только посаженных в личные тюрьмы в карманных измерениях. Не призывается, а выпускается из личной тюрьмы. Причём реакцией дежурного архангела на такое событие является локальный экстерминатус, глубокая зачистка местности вместе со всем населением.
    • На острове Убаса своё государство создали уцелевшие в Войнах Осколков (то есть балканизации Империи) и Некромантской Войне собственно некроманты. Де-факто правителем острова является древний лич, так что там можно почти всё; разумеется, что служителям Церкви видевший становление современного миропорядка (и не сумевший унести больше суверенитета, чем на нищий остров на задворках мира) лич не рад.
  • Метавселенная Рудазова:
    • Цикл «Архимаг» — в ктулхуистской Серой Земле под запретом была демонология: бонзы Лэнга вовсе не собирались давать смертным оружие против себя. Обряды призыва были прерогативой церкви, а способы противодействия были похоронены в Тринадцатом гимнасии, куда никто не решался соваться, боясь запечатанного там ещё в доктулхуистские времена Кхатаркаданна.
      • Креола в молодости попячили с практики по обмену в Парифатской империи именно за запретную магию — и тоже за демонологию: пережившая два вторжения Паргорона империя дула на воду.
      • Заклинания класса А+ в той же Серой Земле были запрещены отдельной конвенцией, ибо каждое из них — неатомная бомба с плохо предсказуемыми последствиями применения. Их методики хранятся в отдельном сверхохраняемом шкафу библиотеки и доступны только членам Совета Двенадцати.
    • На современном Парифате запретных видов магии как таковых нет (если вы не упоротый фанатик-антимаг из Фрабозии) — есть запретные способы их применения. Материализация или призыв денег считается фальшивомонетчеством, за попытку заколдовать разумного индивида без его согласия и не в порядке самообороны светит Кустодиан и Карцерика — но при соблюдении этих ограничений и некоторых помельче своё искусство может практиковать и некромант, и демонолог, и порченик, и адепт Перверита. Прижимать отдельные направления магии в Мистерии частенько прижимали — так, некромантский Экзеквариум из университета стал институтом в составе Обскурита, а когда расформировали и Обскурит, ужался до факультета классической некромантии в Нигилиуме, — а многие гримуары регулировали цензурой, но напрочь всё же не запрещали.
      • «Криабал» — изобретённый Бриаром Всемогущим Третий Ключ, открывающий врата Хиарда, изъял из Криабала лично Савроморт с мотивацией: «такое заклинание не должно существовать». Учитывая, кто обычно в этом Хиарде чалится — мотивация более чем понятная.

Кино[править]

  • «Доктор Стрэндж» — вокруг борьбы с адептами такой магии фактически крутится весь сюжет.
    • А на заглавного персонажа накричали, когда он экспериментировал с перемоткой времени — мол, малейшая ошибка, и ты необратимо порвёшь ткань реальности.
  • Российский фильм «Эбигейл» — магия является монополией тоталитарного государства с дизельпанком.

Мультфильмы[править]

  • «Астерикс и тайное зелье» — Когда-то открытие Сульфурикса пирогенеза принесло ему славу. Он расслабился настолько, что не смог найти намного больше способов применений этого дара. В результате чего Сульфурикс отдалился от людей и увлёкся тёмными искусствами. Друиды предпочитают избегать своего коллегу, который легко гипнотизирует каждого встречного.

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда об Аанге» — магия крови, которая в этой вселенной является разновидностью магии воды и позволяет манипулировать человеком как марионеткой.
  • «Легенда о Корре» продолжает тему запретной магии крови в 1-м сезоне.
  • «MLP» — Твайлайт Спаркл была удивлена тому, что принцесса Селестия спокойно применила тёмную магию для демонстрации угрозы от короля Сомбры. Позднее героиня сама пользуется подобным заклинанием, чтобы узнать, какое оно болезненное.
    • Удивительная безалаберность наблюдается в Эквестрии по этой части вообще. Заклинания для промывки мозгов хранятся в Понивилльской библиотеке, и сама Твайлайт (а потом и Старлайт Глиммер) без всяких сомнений их применяет направо и налево. А потенциально шатающая мироздание магия времени охраняется максимум известными своей бесполезностью стражниками. А в местном «азкабане» каким-то образом можно незаметно вести переписку о способе выкачивания магии из ВСЕЙ ЭКВЕСТРИИ (с)… который основан на нескольких никак не относящихся к этому делу артефактов из школы дружбы, которые, к тому же, принадлежат не пони и попали туда непонятно как.
  • «Звёздная принцесса и силы зла» — магия Эклипсы Баттерфляй считается самой сильной и самой тёмной во всём Мьюни. Глава, написанная Королевой Тьмы, заперта на замке, открывать её — дорого стоит. Сама Эклипса заявляет, что придумывала тёмные заклинания для себя и для самозащиты, но никогда не отрицает пользы в открытости новому опыту и поиску глубин в познании (этот совет помог Стар научиться входить в форму бабочки). Кроме того, она положительно отнеслась к тому, что дочь Луны активно использует Всевидящее Око, запрещённое заклятие на уровне Шёпота.
    • Педаль в пол: на самом деле путь к тёмной магии проложила ещё бабушка Эклипсы, Скайвин Королева Часов, когда изобрела способы воскрешения мёртвых, отключения гравитации и уничтожения целого измерения. А её дочь, Солярия Гроза Монстров, начала разрабатывать заклинание Аннигиляции, но ей не хватило мощи и навыков, чтобы его закончить.
  • «Рапунцель: Новая история» — 2 сезон: главные герои вместе с Адирой прибыли к древнему дереву, некогда крепости тёмного колдуна Зантирии. Они дважды убедились в том, что песня-заклинание для Лунного Камня не сулит ничего хорошего. Только Рапунцель это не остановило

Веб-комиксы[править]

Манга и аниме[править]

  • «Наруто» — среди техник ниндзя есть категория запретных, которые, по сути, классическая могущественная-опасная для пользователя-нарушающая законы природы магия. Например, Эдо Тэнсэй, позволяющая за счёт жертвоприношения воскрешать людей в виде неуязвимых и бесконечно выносливых живых мертвецов.
  • «Блич» — запретные кидо. Например, те, что требуют пожертвовать часть тела, или те, что манипулируют пространством и временем. За два последних Тэссая приговорили к пожизненному заключению.
  • Little Witch Academia — категорически запрещено воскрешать людей, за это карают участью хуже смерти где-то в сотню раз. Естественно, наши ведьмы героически нарушили этот запрет, а потом гонялись за своим подвигом.

Видеоигры[править]

  • WarCraft:
    • Если чернокнижников, использующих силу демонов, ещё терпят и держат в рядах защитников Азерота, то некромантов — нет. Ведь большинство некромантов напрямую связаны с Королём-Личем, пытавшимся истребить всё население Азерота и активно ему помогавшие в этом.
    • После Войны Древних у ночных эльфов под запретом тайная магия (обычная магия, активно практикуемая всеми остальными), поскольку она привлекает демонов. Собственно высшие эльфы — это та часть их народа, которая была не согласна с запретом, за что подверглась изгнанию.
  • Dragon Age — на самом деле, любая магия является запретной, поскольку привлекает в наш мир всяких гадов. Ну ладно, общество и Церковь согласны потерпеть, но только не магию крови. При этом некромантия почему-то считается вполне нормально школой.
    • Некромантию нормальной считают только в неваррском культе Морталитаси, у которых это давняя народная традиция, притом введённая бывшим тевинтерским магистром. В других странах Морталитаси еле терпят именно потому, что поднятие нежити — одно из «фишек» магии крови, — а по факту никакая кровь в некромантии не применяется.
  • «Baldurs Gate 2» — запрещено колдовать на улицах Ахкатлы.
    • Не запрещено, а ограничено-регламентировано — всего за 5k монет (немало, но подъёмно, некоторые артефакты стоят 20k и более) можно купить лицензию и хоть уколдоваться. Один раз можно сколдовать без последствий — устное предупреждение, «дяденьки, я больше не буду!» и свободен. Наконец, с запретителями можно весело подраться и перебить их — они вполне смертны, а их число конечно, хоть бой и не прост — манчкинизм требует именно так и сделать незамедлительно, получив экспу и лут.
  • Divinity: Original Sin 2 — Магия Истока строго настрого запрещена, всех магов истока отлавливают и ссылают в форт Радость, где их превращают в зомби. Связано это, во-первых, с тем, что магия истока привлекает исчадий пустоты, а во-вторых, таким образом глава Божественного Ордена, епископ Александар, устраняет конкурентов, так как только маги истока могут обрести Божественность.
    • В первой части она была запрещена, потому что для срабатывания требовалось кого-нибудь убить.
  • League of Legends — в Демасии магия запрещена, любая, без исключений.
    • На самом деле исключением является семья Краунгард. Почему они обладают магией? Это у них на генетическом уровне изначально, или им кто-то её привил? Всё это, увы, необузданные догадки.
  • The Elder Scrolls — школа некромантии имеет крайне долгую историю. Древние законы запрещали ее изучение и практику под страхом смерти, однако время от времени некромантия становилась вполне себе разрешенной школой магии (и запрещалась снова).
    • Начиная с Облы удаление из игры заклинания левитации обосновано по Ватсону именно что его запретом. По Дойлю же сам игровой мир сделан по другому принципу, чем Морра, и реализовать там левитацию банально не получалось без танцев с бубном, а потому на неё забили.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — в Империи пытались преследовать всю магию пока эльфы не объяснили, как надо ей пользоваться. Теперь там есть восемь орденов-академий разрешённой магии, по одной на каждый аспект. Преследуют же самоучек, тех, кто пытается смешивать аспекты (особенно в тёмную магию), и у каждого ордена ещё есть свои правила. Например, магам металла нельзя, очевидно, подделывать золото.
  • World of Darkness — Технократия борется с любой магией, нарушающей маскарад. При этом сами технократы являются магами под маскарадом, придающим их магии облик чудес науки и техники. Там же демонология, особенно договоры с такими силами, как таинственные «Те Извне», похожие на лавкрафтианских чудищ. Так же этим занимаются Нефанди — маги, продавшиеся тёмным силам (Млфеанам, Змею, древним Привязанным к Земле демонам).