Запретный плод

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Зря, что ли, говорится: «Сладок запретный плод»; Когда взаперти девица, Сильнее любовь влечет…

»
— А. Бушков, «Нечаянный король»; приписано снольдерскому поэту по имени Сарагат[1]
« Не ходи в комнату наверху. Будет беда. »
— Жиль де Рэ — очередной жене (по легенде)
Forbidden fruit by lolita art.jpg

Перед героем две двери. Они ничем не отличаются друг от друга, за исключением надписи большими буквами на одной из них, которая гласит: НЕ ВХОДИТЬ. Совершенно очевидно, какую дверь скорее всего выберет герой.

Запретный плод — это человек, место или предмет, к которому герой (или несколько) испытывает непреодолимое влечение только потому, что плод этот запретный. Герой желает обладать им лишь из-за понимания невозможности или опасности обладания им. Распространенными примерами запретного плода являются ящик Пандоры, который нельзя открывать, большая красная кнопка, которую нельзя нажимать, человек, с которым герою нельзя быть, зелье, которое нельзя пить или территория, на которой нельзя находиться. Нельзя, опасно, невозможно — все эти запреты лишь подогревают интерес.

Зачастую влечение к запретному плоду напрочь противоречит всякой логике. В большинстве случаев герой понимает, что сделать это было бы очень глупо с его стороны и, вероятно, тем самым он подвергнет себя большой опасности. Но он просто не может справиться с желанием (особенно, если он молод и неопытен, что очень часто имеет место).

Совершенно ясно, что вкушение запретного плода приведет к неприятным последствиям в девяносто девяти процентах случаев. Такая статистика делает запретный плод очень хорошей приманкой для ловушек, и многие злодеи этим пользуются.

Запретный плод — очень старый штамп. Он получил свое название из библейского сюжета, в котором Ева поддалась искушению съесть яблоко с запретного дерева. Хотя на самом деле Ева сделала это не потому, что плод был запретным (до разговора со змеем она об этом знала и никакого желания нарушить запрет не испытывала), а потому, что змей обещал ей и Адаму «станете как боги». Кстати, нигде в Ветхом завете не сказано, что плод — это яблоко (более вероятная гипотеза — инжир, он же фига, а на Кавказе готовы мамой поклясться, что это был гранат) и что змей — это дьявол.

Вывод, на самом деле, только один — любой запрет в сюжете нужен лишь для того, чтобы кто-нибудь его нарушил. Хотя этот кто-то — не обязательно протагонист, который как раз может проявить волю/мудрость/дисциплину и удержаться. Но поскольку читателю/зрителю интересно, что же все-таки будет при нарушении запрета, то какой-нибудь персонаж это непременно сделает. Волшебная сказка как жанр фольклора этим живет — нарушение запрета нередко становится завязкой сюжета.

Частный пример тропа (с нюансом) — Засунуть лампочку в рот.

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Искреннее предостережение[править]

  • Говорил же Ивану волшебный конёк: «То перо, Иван, жар-птицы из чертогов Царь-Девицы. Но для счастья своего не бери себе его. Много, много геморрою непокою принесет оно с собою». А Иван, услышав это, ещё пуще возжелал забрать перо (проворчав «Говори ты! Как не так!»)… а далее было то, что было, сюжет сказки хорошо известен.

Вариант с провокацией[править]

« …скажите Роберту Баратеону, что он не может, не должен или не имеет права что-либо делать, и можно быть уверенным: именно это он и сделает. »
— «Песнь Льда и Пламени»
« — Как вы заставили всех пассажиров спрыгнуть в шлюпки?
— Элементарно, просто к каждому нужен свой подход. Немцам я сказал, что это приказ, англичанам — что так делают все воспитанные люди, израильтянам — что если они этого не сделают, их оштрафуют, японцам — что это улучшает потенцию, а русским — что это запрещено.
»
— Очень бородатый анекдот про кораблекрушение.

Специфический способ отыграть троп. Некто объявил плод «запретным», и тогда Имярек вспылил (или преисполнился любопытства) и побежал нарушать запрет. На этом деле Имярек сложил свою буйну головушку, или еще что-то нехорошее с ним вышло. Но в этом и заключался хитрый план Некта! Который намеренно сыграл на негативизме Имярека, чтобы таким способом его уничтожить, или заманить в ловушку, и тому подобное. Двойной профит: и руки чисты, и цель достигнута.

  • Джордж Мартин в своем opus magnum сыграл этот подтроп, похоже, уже дважды:
    • Серсея Ланнистер хочет поскорее устранить своего венценосного супруга, пока тот не устранил или по крайней мере не отстранил её (тот уже готовится это сделать, ему и кандидатку в новые жены подыскали). Но как убрать короля, чтобы без палева?.. О! Идея. Роберт Баратеон, владыка Семи Королевств, любит лично участвовать в общей свалке на турнирах… Главное — сделать так, чтобы он на ближайшем ристании непременно в эту свалку полез… (Ну а натравить какого-нибудь корыстного рыцаря — не проблема. В общей свалке, по неосторожности бойцов, бывало что и наследные принцы гибли — почему бы не погибнуть и королю? Тем более что оный наверняка будет крепко выпивши.) Что же делает Серсея?.. Она при свидетелях говорит Роберту: «Владыка и муж мой, я беспокоюсь за тебя. Не по душе мне, чтобы ты подвергал себя опасности, ведь в этом месиве всякое может случиться. И кроме того, королю невместно соваться в эту зарубу, как какому-нибудь простому бойцу. А потому я решительно запрещаю тебе участвовать в свалке!». Роберт, недолюбливающий супругу, реагирует предсказуемо: «Чёёё??! ТЫ? МНЕ? Запрещаешь? Тогда я тем более пойду в бой, женщина, знай свое место! Опасно? Хо-хо, чихал я на опасность! Нанести МНЕ хоть один удар — это надо еще суметь!!»
      • Серсея уже ликовала втихомолку. Но хитроумный командир лейб-гвардии, видящий Серсею насквозь, поломал ей всю затею. Он сказал королю: «В этом бою не будет ни чести, ни удовольствия — эти трусливые слабаки-подхалимы непременно станут вам поддаваться, государь!». Король, простая душа, услышал это — и мигом расхотел лезть в драку. Серсея в ярости, она делает себе зарубку на память: при первой же возможности непременно уволить наглого гвардейца, так некстати исполнившего свои прямые обязанности…
      • Позже она всё-таки нашла способ ликвидировать Роберта. Но это уже другая история.
    • Второй же пример тропа (с Визерисом) никак не подсвечен в тексте — но достаточно очевиден даже при поверхностном анализе. См. Необузданные догадки.
  • «Король Лев». Шрам (Скар), дядя Симбы, желая избавиться и от Симбы, и от его отца Муфасы, говорит Симбе с интонацией искусителя: «Не ходи на кладбище слонов».
  • «Мемуары папы Муми-тролля» Туве Янсcон: лучший способ заставить Юксаре сделать что-либо — запретить это ему делать. Например, некоторое время он вместе с Мюмлой-мамой с удовольствием гулял по каменным стенам страны Самодержца — но лишь до тех пор, когда узнал, что это не запрещено.
  • Именно так внедрял картошку среди французских крестьян Антуан-Огюстен Пармантье. Высадил ее на полученной от Людовика XVI земле и приставил сторожей — мол, здесь выращивается редкий деликатес для господ. Сторожа, в свою очередь, сторожили кое-как и за взятку пускали крестьян воровать кусты. А заодно, надо думать, объясняли, что едят у картофеля клубни из-под земли, а не ядовитые ягоды.

Примечания[править]

  1. Это стихи Леонида Филатова. В тексте есть и ещё одна стихотворная цитата, и тоже филатовская, и тоже приписана Сарагату. Неужели Бушков подразумевал, что Филатов и Сарагат — квантовые копии друг друга? Один несомненный кванк Семёна Будённого в сюжете уже есть — князь-кавалерист Гарайла.